152н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2022 год

Зарегистрировано в Минюсте России 23 июня 2022 г. N 68970


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 мая 2022 г. N 78н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ, КВАРТАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 МАРТА 2011 Г. N 33Н

В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный N 20558) <*>.

<*> С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный N 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный N 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный N 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный N 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный N 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный N 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный N 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный N 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный N 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный N 58170), от 30 июня 2020 г. N 127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2020 г., регистрационный N 60060), от 30 ноября 2020 г. N 292н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2021 г., регистрационный N 62387), от 11 июня 2021 г. N 81н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2021 г., регистрационный N 64305), от 2 ноября 2021 г. N 170н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2021 г., регистрационный N 66232).

2. Настоящий приказ применяется при составлении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с бухгалтерской отчетности 2022 года.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 20.05.2022 г. N 78н

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ, КВАРТАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 МАРТА 2011 Г. N 33Н

1. В абзаце восьмом пункта 48.1 после слов «коды основных мероприятий» дополнить словами «, в 6 — 10 разрядах кода целевой статьи коды направлений расходов».

2. В пункте 53:

1) в абзаце сорок седьмом слова «счета 011100000 «Права пользования активами» заменить словами «счетов 011100000 «Права пользования активами», 010660000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»;

2) в абзаце сорок восьмом после слов «011440000 «Обесценение прав пользования активами»,» дополнить словами «011460000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами», 010660000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»,», дополнить словами «, 011460000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами».

3. В пункте 55.1:

1) в абзаце шестнадцатом цифры «0409» заменить цифрами «0411»;

2) абзац двадцать третий дополнить цифрами «, 1450»;

3) дополнить новыми абзацами двадцать восьмым и двадцать девятым следующего содержания:

«срока 1450 — показатель по строке 1451;

строка 1451 — по доходам от реализации биологических активов (показатель по коду КОСГУ 461 «Выбытие биологических активов»);»;

4) абзацы двадцать восьмой — сорок первый считать абзацами тридцатым — сорок третьим соответственно;

5) абзац сорок второй считать абзацем сорок четвертым и дополнить его цифрами «, 2705, 2706»;

6) абзацы сорок третий — девяносто первый считать абзацами сорок пятым — девяносто третьим соответственно.

4. В абзаце десятом пункта 75 слова «в графе 4» заменить словами «в графе 3».

5. В приложении N 1:

1) в форме документа «Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)»

после строки:

«

от иных доходов от собственности 0409 129    

«

дополнить строками следующего содержания:

«

от концессионной платы 0410 12К    
от простого товарищества 0411 12Т    

«;

после строки:

«

прочих материальных запасов однократного применения 1449 449    

«

дополнить строками следующего содержания:

«

от биологических активов 1450 460    
в том числе:        
от объектов биологических активов 1451 461    

«;

строки:

«

из них:        
за счет перечислений наднациональным организациям и правительствам иностранных государств 2702 252    
за счет перечислений международным организациям 2703 253    

«

изложить в следующей редакции:

«

из них:        
за счет перечислений текущего характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств 2702 252    
за счет перечислений текущего характера международным организациям 2703 253    

«

и после них дополнить строками следующего содержания:

«

за счет перечислений капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств 2705 255    
за счет перечислений капитального характера международным организациям 2706 256    

«;

2) в форме документа «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (ф. 0503768) строку:

«

3.2. Обесценение непроизведенных активов 01146X000 720     х х  

«

изложить в следующей редакции:

«

3.2. Обесценение непроизведенных активов 01147X000 720     х х  

«.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов»

Утвержден

Приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 13 октября 2021 года № 152н

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» разработан в целях обеспечения единства требований к отражению пояснений о подходах к раскрытию информации, применяемых при формировании Федеральным казначейством в соответствии с абзацем двадцать вторым статьи 166.1 и абзацем двадцать четвертым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой информации по статистике государственных финансов по сектору государственного управления Российской Федерации (далее – Информация по СГФ), обеспечивающих сопоставимость показателей годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления Российской Федерации (далее – Отчетность СГУ), формируемой в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» 1, и годовой Информации по СГФ.


1Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 № 255н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 декабря 2020 г., регистрационный № 61313).

2. Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» 2, других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений 3 и порядка формирования информации по статистике государственных финансов4 (далее – нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и Информации по СГФ).


2Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный № 46517) с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный № 55140), от 30 июня 2020 г. № 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный № 59804).

3Утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный № 20558) с изменениями, внесенными Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный № 26195), от 29 декабря 2014 г. № 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный № 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный № 36668), от 17 декабря 2015 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный № 44741), от 14 ноября 2017 г. № 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный № 49217), от 7 марта 2018 г. № 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный № 50553), от 30 ноября 2018 г. № 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный № 53168), от 28 февраля 2019 г. № 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный № 54184), от 16 мая 2019 г. № 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный № 54909), от 16 октября 2019 г. № 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный № 56918), от 30 января 2020 г. № 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный № 58191), от 6 апреля 2020 г. № 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный № 58170), от 30 июня 2020 г. № 127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2020 г., регистрационный № 60060), от 30 ноября 2020 г. № 292н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2021 г., регистрационный № 62387), от 11 июня 2021 г. № 181н* (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2021 г., регистрационный № 64305).


* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «№ 81н».

4Утвержден в соответствии с абзацем двадцать третьим статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31; ст. 3823; 2016, № 27, ст. 4278).

II. Термины и их определения

3. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и Информации по СГФ, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

4. В Стандарте используются термины и определения в указанных ниже значениях.

Раскрытие информации о государственных финансах – отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности, Отчетности СГУ и (или) Информации по СГФ показателей и пояснений к ним (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и Информации по СГФ.

Респонденты – субъекты отчетности, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности которых подлежат включению в Отчетность СГУ и (или) в Информацию по СГФ.

Периметр раскрытия информации о государственных финансах – состав респондентов, по которым осуществляется раскрытие данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в Отчетности СГУ, в Информации по СГФ.

Критерий (критерии) отнесения респондента к периметру раскрытия информации о государственных финансах – соответствие респондентов сектору государственного управления в соответствии с порядком формирования информации по статистике государственных финансов4, а также в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность».


4Утвержден в соответствии с абзацем двадцать третьим статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31; ст. 3823; 2016, № 27, ст. 4278).

Подходы к раскрытию информации о государственных финансах – правила обобщения, свода и агрегирования по периметрам раскрытия информации о государственных финансах данных об активах и обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и об операциях, их изменяющих (далее – данные о государственных финансах) при формировании показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ.

III. Требования к раскрытию подходов к формированию показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ

5. В целях обеспечения сопоставимости данных годовой Информации по СГФ и данных годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления Российской Федерации, формируемой в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», при формировании Информации по СГФ отражаются различия подходов к раскрытию информации о государственных финансах по одноименным показателям в Отчетности СГУ и Информации по СГФ, обуславливающие отклонения по указанным показателям (далее – раскрытие подходов к формированию показателей).

Раскрытие подходов к формированию показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ осуществляется в пояснениях к годовой Информации по СГФ.

6. В целях раскрытия подходов к формированию показателей при формировании Информации по СГФ:

а) сопоставляются периметры раскрытия информации о государственных финансах при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, Отчетности СГУ и Информации по СГФ;

б) осуществляется проверка показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ путем выверки одноименных показателей, с учетом таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации Российской Федерации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в) сопоставляются данные о государственных финансах, подготовленные на основании методов формирования статистических данных о государственных финансах, предусмотренных руководствами по распространению (раскрытию) данных о государственных финансах в соответствии с международными договорами Российской Федерации, с аналогичными данными Отчетности СГУ и выявляются расхождения, требующие пояснений;

г) отражается информация об исключаемых взаимосвязанных показателях по операциям между респондентами периметров раскрытия информации о государственных финансах Отчетности СГУ и Информации по СГФ;

д) в части выявленных расхождений показателей согласно подпункту «в» настоящего пункта Стандарта осуществляется раскрытие в составе пояснительной записки к Информации по СГФ подходов к формированию показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ;

7. При формировании пояснительной записки к Информации по СГФ раскрытию подлежат:

а) одноименные показатели Отчетности СГУ и Информации по СГФ, расхождения между значениями которых составляет 10 процентов и более;

б) отличия в подходах к раскрытию информации о государственных финансах (условиях, обстоятельствах формирования), а также иные причины, обуславливающие возникновение расхождений между значениями раскрываемых одноименных показателей.

8. При описании отличий в подходах к раскрытию информации о государственных финансах (условиях, обстоятельствах формирования), предусмотренных подпунктом «б» пункта 7 Стандарта, указываются:

а) отличия между периметрами раскрытия информации о государственных финансах при формировании Информации по СГФ и Отчетности СГУ. Описание указанных отличий осуществляется в разрезе критериев отнесения респондентов к периметру раскрытия информации о государственных финансах для целей формирования Информации по СГФ и для целей формирования Отчетности СГУ;

б) отличия в классификации одноименных показателей Отчетности СГУ и Информации по СГФ;

в) отличия в методах (правилах) формирования Отчетности СГУ и Информации по СГФ (свод, агрегация, консолидация, иные методы, используемые при формировании Отчетности СГУ и Информации по СГФ).

г) иные отличия в подходах к раскрытию информации о государственных финансах (условиях, обстоятельствах формирования), обуславливающие возникновение расхождений между значениями раскрываемых одноименных показателей.

9. Подходы к раскрытию информации о государственных финансах оформляются в пояснительной записке к Информации по СГФ последовательно. Допускается обобщенное представление информации при раскрытии отличий в подходах к раскрытию информации о государственных финансах (условиях, обстоятельствах формирования), являющихся общими для двух и более раскрываемых показателей.

10. Отличия в подходах к раскрытию информации о государственных финансах (условиях, обстоятельствах формирования), возникшие в отчетном периоде и обуславливающие возникновение расхождений между значениями раскрываемых одноименных показателей, представляются в составе пояснительной записки к Информации по СГФ обособленно.

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2021 № 152н
«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов»
(Зарегистрирован 22.11.2021 № 65927)

Номер опубликования: 0001202111220035

Дата опубликования:
22.11.2021


Страница №2
из 8:
Увеличить
Отправить документ

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:

Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Памятка по актуальным изменениям

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

Скачать приказ № 173н от 29.12.2014

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.

Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету

Об авторе статьи

Евдокимова Наталья

Евдокимова Наталья

Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

Что изменилось в учете для бюджетных организаций в 2023 году

Иллюстрация: Yusuf P/pexels

Изменения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности учреждений всех типов происходят каждый год: некоторые изменения вступают в силу с 1 января, другие – в течение года.

В 2023 году такие изменения существенно не повлияют на бухучет «обычных» учреждений муниципального и регионального уровня (школы, больницы, дома культуры и т.п.). Наибольшие коррективы придется внести в порядок ведения учета финансовым службам органов власти всех уровней, отдельным учреждениям науки и высшего образования. Все такие изменения главбуху нужно отразить в учетной политике на 2023 год.

Налоговые изменения

В 2023 году перевернулся система оплаты налогов. Фактически с ног на голову. Бюджетные учреждения тоже платят налоги и взносы, поэтому им нужно быть в курсе тех изменений, которые коснулись фактически всех налогоплательщиков.

Последние поправки в ЕНП, в которых еще никто не успел разобраться, будем обсуждать на большой «Клерк.Конференции» 12 сентября. По насыщенности программа Конференции  равна 10 вебинарам топовых спикеров. Можно участвовать онлайн и получить полную запись всех выступлений за 1990 руб.

Цены держим до 7 сентября, регистрируйтесь

Единый налоговый платеж и ЕНС

С 1 января 2023 году почти все налоги, взносы и сборы уплачиваются на ЕНС – единый налоговый счет.

Чтобы перевести платеж в бюджет, теперь не нужно заполнять отдельные платежки по налогам, достаточно заплатить ЕНП – единый налоговый платеж.

Реквизиты для оплаты и образец платежки вы найдете здесь. Имейте в виду – с 2023 года все налоги уходят в УФНС Тулы.

Какие налоги не перечисляются через ЕНП, а платят по прежнему отдельными платежками:

  • НДФЛ по патенту для иностранцев (НДФЛ с заработной платы, которую получают иностранцы, переводят в составе ЕНП!);

  • госпошлины, по которой судом не выдан исполнительный документ;

  • утилизационный сбор.

В переходный период 2023 года дано послабление – можно продолжать перечислять налоги и взносы по-старому. Реквизиты для перевода все равно будут новыми (деньги получит тульская УФНС), а вот указать КБК можно конкретного налога или взноса. Такие платежки еще и будут играть роль уведомлений.

Пока можно также отдельными платежками перечислять налог самозанятых (НПД), сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.

Уведомление – это новая форма, которую следует подавать в ФНС для того, чтобы налоговики знали, по какому налогу, взносу, сбору у вас начислены платежи и сколько именно. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@.

Сдавать уведомление нужно не позднее 25 числа месяца, на который приходится срок уплаты налога.

Сроки уплаты налогов тоже изменились. Теперь для большинства платежей это 28 число соответствующего месяца.

Единый тариф страховых взносов

Если раньше взносы уплачивались по трем разным КБК – на обязательное пенсионное страхование, на медицинское страхование и на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то в 2023 году действует единый тариф страховых взносов. Платить соответственно нужно тоже один единый взнос.

Курс повышения квалификации «Все про НДС: от нуля до сложных моментов»

На практических примерах научим вас работать с НДС в любых ситуациях: разберем новые правила 2023 года по НДС, заполнение деклараций, применение льгот и обоснование вычетов.

Успейте записаться

Все дело в том, что Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования объединились в СФР (Социальный фонд России). При этом взносы на травматизм уплачиваются отдельно – они в единый тариф не вошли.

Размер единого тарифа взносов в 2023 году: 30%. Тариф действует в пределах установленной базы (в 2023 году это 1 млн 917 тыс. рублей). При превышении суммы тариф составит 15,1% с суммы превышения предельной базы.

Действую льготные тарифы, например организация – представители малого и среднего бизнеса платят взнос по ставке 15% с суммы дохода работника, превышающего МРОТ.

Обратите внимание, что единый тариф распространяется не только на штатных сотрудников. но и на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам.

Больше подробностей о взносах КБК и реквизиты вы найдете здесь.

Новый МРОТ

МРОТ в 2023 году – 16 242 рубля.

Работодатель (в том числе в бюджетном учреждении) не вправе платить заработную плату сотрудникам менее МРОТ.

При этом, если в регионе установлены районный коэффициент и / или северная надбавка, то они «накручиваются» на МРОТ сверху. В регионе также может существовать соглашение, в котором прописан размер минимальной заработной платы выше федерального уровня – тогда приоритет у регионального соглашения.

Договор ГПХ и больничные

Изменились правила подсчета стажа при выплате больничных (см. Постановлению Правительства от 15.12.2022 № 2310, приказ Минтруда от 09.09.2020 № 585н).

Время работы по договорам подряда, оказания услуги другим договорам ГПХ можно включить в стаж для выплат пособий.

Работу по каким договорам можно учесть:

  • договоры ГПХ на работы и услуги (исключение – договоры с самозанятыми);

  • договоры авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

  • издательский лицензионный договор;

  • лицензионный о праве на произведения науки, литературы, искусства (кроме плательщиков НПД).

В стаж войдут периоды работы, начиная с 1 января 2023 года, даже если договор был заключен ранее, например, в 2022 году. Ведь взносы на соцстрахование за работников по договорам ГПХ начали уплачивать только в 2023 году.

Если такой работник выйдет на больничный в 2023 году, то пособие он получит только в том случае, если за предыдущий год за него заплатили взносы в сумме не менее стоимости страхового года (в 2022 году это 4 833,72 рубля + районный коэффициент).

Если за работника никаких взносов в прошлом году не платили, то права на получение пособия по временной нетрудоспособности в 2023 году у него нет.

НДФЛ

Существенно изменился порядок уплаты налога в 2023 году.

Налог теперь нужно удерживать с аванса, а вот перечислять НДФЛ нужно не позднее 28 числа следующего месяца, причем по особым правилам:

  • Нужно учитывать налог, удержанный с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца – именно его перечисляем не позднее 28 числа текущего месяца.

  • В январе НДФЛ, удержанный с 1 января по 22 января надо заплатить не позднее 28 января.

  • В декабре НДФЛ за период с 23 декабря по 31 декабря надо заплатить не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Новые федеральные стандарты бухучета

Не только бухгалтера коммерческого сектора сетуют на сложности по работе с ФСБУ. Бюджетники тоже применяют особые стандарты. С 1 января 2023 года бухгалтеру бюджетного учреждения нужно применять два новых федеральных стандарта бухгалтерского учета госфинансов.

Усовершенствуйте свои навыки расчетов взносов, заполнения деклараций, платежных уведомлений и поручений для упрощенки по новым правилам на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Посмотреть программу

Один из них применяет только Федеральное казначейство (стандарт утв. приказом Минфина от 13.10.2021 г. № 152н).

Другой распространяется на органы исполнительной власти, уполномоченные на управление и распоряжение имуществом, составляющим казну публично-правового образования. «Государственная (муниципальная) казна» (утв. приказом Минфина от 15.06.2021 № 84н)

Изменения в Инструкции № 33н и 191н

  • приказом от 09.12.2022 № 186н в Инструкцию по бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н), который зарегистрирован в Минюсте 08.02.2023 № 72289;

  • приказом от 01.12.2022 № 183н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н), который зарегистрирован в Минюсте 13.02.2023 № 72342.

Оба приказа применяются, начиная с отчетности на 1 июля 2023 г., но отдельные их положения нужно было учесть при составлении отчетности за 2022 год.

Приказами уточнен порядок заполнения разделов «Нефинансовые активы» и «Обязательства» балансов ф. 0503130 и ф. 0503730, а также правила формирования справок о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503373 и ф. 0503773).

Кроме того, в связи с применением Стандарта «Биологические активы» (утв. приказом Минфина от 16.12.2020 № 310н) скорректированы некоторые отчетные формы, например, в Отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) расходы на оплату биологических активов (показатель по КОСГУ 360 «Увеличение стоимости биологических активов») нужно отражать по строке 3310 раздела 2 «Выбытия».

Также уточнено составление другим форм. Порядок применения Стандарта «Биологические активы» должен быть изложен в учетной политике учреждений науки и образования, использующих в своей деятельности такие активы.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Электронная первичка

С 1 января 2023 года все государственные и муниципальные учреждения при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета должны применять формы электронных документов, утвержденные приказами Минфина от 30.03.2015 № 52н и от 15.04.2021 № 61н. При этом учреждения могут применять и привычную «бумажную» первичку, утвержденную в составе приказа Минфина от 30.03.2015 № 52н. Применение форм электронной первички необходимо закрепить в графике электронного документооборота (ЭДО) в составе учетной политики.

Обратите внимание! До 1 марта 2023 года еще действует приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». А вот далее и вплоть до 1 марта 2029 года заполнение путевых листов будет регламентировать Порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденный приказом Минтранса от 28.09.2022 № 390 (зарегистрирован в Минюсте 29.11.2022 № 71192).

Условия и порядок применения путевых листов в электронной форме также нужно отразить в Учетной политике.

Еще несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:

  • Название и номер путевого листа, информация о собственнике автомобиля теперь необязательные реквизиты. Зато нужно указывать серию, номер и дату водительского удостоверения.

  • Добавился реквизит – лицо, оформившее путевой лист.

  • Если автомобиль в аренде с экипажем, то путевой лист оформляет арендодатель.

  • В данных о медосмотре необходимо указывать способ прохождения медосмотра (очно или дистанционно). Вносить отметки нужно по правилам, указанным в приказе Минтранса № 368.

Изменения в Инструкции № 157н

Минфин приказом от 21.12.2022 № 192н внес изменения в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н). Данный приказ возвращен Минфину без госрегистрации Минюстом (Письмо Минюста России № 01/10360-АБ от 31.01.2023). Не совсем понятно, что это означает, возможно поступят дополнительные разъяснения.

Согласно приказу часть изменений вступит в силу уже в 2023 году, а другие будут применяться по мере организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 2026 и 2027 года. Большинство из вносимых изменений Минфин уже анонсировал в своих письмах в течение 2022 года. Точные сроки применения поправок можно будет узнать после официальной публикации данного приказа.

Согласно данному приказу Минфин предполагает дополнить Единый план счетов:

  • счетом 20939 «Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя»;

  • группой счетов для учета биологических активов по Стандарту «Биологические активы» (утв. приказом Минфина от 16.12.2020 № 310н);

  • группой счетов для отражения операций по договору простого товарищества в соответствии со Стандартом «Совместная деятельность» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 183н);

  • счетами для учета обесценения нефинансовых активов, составляющих казну;

  • счетами для учета расчетов по Единому налоговому платежу и Единому страховому тарифу, и др.

Также в Инструкцию № 157н Минфин внес ряд положений, регулирующих учет некоторых объектов и операций, например:

  • установлена обязанность создания резерва предстоящих расходов и отложенных обязательств в том случае, если поступление товаров, работ, услуг и их приемка осуществляются в разные даты;

  • выбытие имущества с забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации» в связи с его передачей в возмездное (безвозмездное) пользование должно осуществляется с одновременным отражением этих объектов на соответствующих балансовых счетах, а затем уже отражать передачу основных средств.

В течение 2023 года соответствующие изменения следует ожидать и в другие инструкции по бухучету для каждого типа учреждений. Главным бухгалтерам надо следить за изменениями в нормативной базе, чтобы своевременно внести изменения в Учетную политику.

Заметим, что в случае изменения законодательства главному бухгалтеру, как правило, потребуется некоторое время для анализа нормативных и локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (приказа, распоряжения). Поэтому он не сможет скорректировать учетную политику именно в день вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Следовательно, порядок внесения таких изменений нужно отразить в Учетной политике, например, так:

Утвержденные руководителем локальные нормативные акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им порядкового номера и указанием даты введения в действие.

Изменения учетной политики

Согласно пункту 12 Федерального стандарта бухучета для госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н) учреждение вносит изменения в свою Учетную политику, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухучете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аналогичные указания есть и в Методических рекомендациях по применению Стандарта № 274н (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). При этом Минфин указывает на необходимость сопоставимости показателей отчетности за разные периоды. Следовательно, вносимые в учетную политику изменения должны обеспечивать такую сопоставимость.

Внести изменения в Учетную политику можно изданием локального акта (например, приказа руководителя) с указанием новой редакции соответствующих пунктов или разделов Учетной политики.

Пунктом 30 статьи 9 Федерального закона от 21.112022 № 448-ФЗ федеральным АУ запрещено зачислять средства на банковские счета как средства субсидий на госзадание и на иные цели (КФО 4 и 5), так и собственные средства (КФО 2). В 2023 году все операции со средствами федеральных АУ осуществляются исключительно через лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства. Для реализации этого требования нужно скорректировать применение в учете соответствующих балансовых счетов в составе Рабочего плана счетов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 103н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2022 год
  • 103н инструкция по бюджетному учету с изменениями 2021 год
  • 1032 sc scarlett кофеварка инструкция
  • 102 инструкция по зарплате украина
  • 102 инструкция по зарплате в лнр