А постановление б указ в подзаконный акт г приказ д инструкция

02.01.2020 00:13

Примерное время чтения: 5 минут

79660

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц. 

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Местная власть, если захочет, может работать очень продуктивно, а не раздражать народ фразами про «макарошки» и кто кого просил рожать.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума. 

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

В отличие от указа и постановления распоряжение издается по оперативным текущим вопросам и, как правило, не носит нормативного характера. Например, распоряжение президента РФ от 07.10.2019 г. № 340-рп посвящено проведению семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в 2019 году. 

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности. 

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Смотрите также:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели: правила регистрации изменились →
  • Путин подписал закон о налогообложении имущества физических лиц в Крыму →
  • Минюст направил кабмину перечень из 3,7 тыс. актов СССР для их отмены →

Правовыми актами называются официальные документы, которые принимаются различными государственными органами с определенными властными полномочиями. Лица, которым адресованы правовые акты, должны исполнять их в обязательном порядке. Эти документы приводят к юридическим последствиям, так как могут изменять права субъектов и их обязанности. Правовые акты могут существовать только в письменном виде.

По юридическим последствиям выделяется несколько видов правовых актов:

  • нормативно-правовые акты, которые позволяют не только установить, но и отменить или изменить правовую норму;
  • акты, разъясняющие нормы права;
  • правоприменительные акты.

Нoрмативные правовые акты принимаются в строго установленной форме государственным органом, который обладает нормотворческой компетенцией. Это может быть Президент, Парламент или Правительство или другой орган власти. Такие акты содержат юридически важную информацию, то есть правовые нормы, которые могут применяться много раз. Они не должны противоречить законодательным актам, обладающим большей юридической силой.

Эти документы имеют четкую структуру и реквизиты, а также особый стиль исполнения с использованием юридических терминов и способов построения текста. Нормативные правовые акты поддерживаются силой государства, поэтому при их несоблюдении или нарушении возникает юридическая  ответственность.

Нормативные правовые акты разделяются на два вида: законы и подзаконные акты. Подзаконные актами являются указы президента и его распоряжения, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств, постановления местных органов власти, постановления местных органов управления, локальные нормативные акты, то есть нормативные предписания организаций или предприятий, нормативные акты муниципальных органов. Нормативные акты могут принимать государственные или  муниципальные органы, а также акционерные общества, товарищества, профсоюзы. Также они могут приниматься на референдумах.

По сфере действия различают нормативно-правовые акты общефедерального значения, субъектов РФ, органов самоуправления на местах или локальные. Таким образом, правовой     акт – это более широкое понятие по сравнению с нормативным правовым актом. Оно включает все юридические документы, издаваемые федеральными или местными органами власти.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 февраля 2023 года; проверки требует 1 правка.

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и так далее) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», характеризует нормативный правовой акт следующими признаками: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других государствах и странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в государстве и стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

Согласно Конституции России, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации.

Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

Законы и подзаконные акты[править | править код]

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3].

Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные[4][5]. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры[править | править код]

Источником права в России, а также и в большинстве государств и стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации[править | править код]

Иерархия Нормативно-Правовых актов в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации[6].
  • Федеральные законы:
    • Федеральные конституционные законы.
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).
  • Федеральные подзаконные правовые акты:
    • Указы Президента Российской Федерации.
    • Постановления Правительства России.
    • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Конституции (уставы) субъектов федерации.
  • Законы субъектов федерации.
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[7].

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решённых в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств Союза ССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются[8].

См. также[править | править код]

  • Норма права#Структура нормы права

Примечания[править | править код]

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.
  2. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. — СПб., 2005. — 472 с.
  3. С. С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2001. с. 315
  4. В. Л. Куланов, А. В. Малько. Теория государства и права: учебник. — М.: Норма. — С. 224—225. — ISBN 978-5-91768-192-4.
  5. М. Н. Марченко, С. Н. Бабурин. Общая теория государства и права. — М.: Норма. — Т. 2. — С. 310. — ISBN 978-5-91768-410-9.
  6. в соответствии с пунктом 4, статьи 15, главы 1 Конституции Российской Федерации
  7. в соответствии с пунктом 6, статьи 76, главы 3 Конституции Российской Федерации
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. Дата обращения: 24 мая 2012. Архивировано из оригинала 28 апреля 2014 года.
  • Главная
  • О компании и продуктах КонсультантПлюс
  • Некоммерческие проекты
  • Участие в разработке концепции электронного распространения правовой информации
  • Основные принципы построения эффективной СРПИ
  • Приложение1

Приложение1

Приложение 1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • — федеральных конституционных законов;
  • — федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты

Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международные договоры

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственные договоры

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • — ненормативные акты общего характера;
  • — акты официального разъяснения;
  • — правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • — договоры (сделки);
  • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • — носят индивидуально — правовой характер;
  • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • — образцы деловых бумаг;
  • — комментарии законодательства;
  • — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения


Поделиться

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения


Поделиться

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативного правового акта.

Нормативно-правовые акты — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает Госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон, и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это налоговый кодекс, гражданский кодекс, уголовный кодекс, трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополняют постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

  1. Такие нормы не могут ухудшать положение людей или бизнеса в сравнении с общегосударственными. Так, если в налоговом кодексе установлена максимальная налоговая ставка для УСН «Доходы минус расходы» в 15%, регион может ее снизить, но не повысить.
  2. Компетенцию регионов определяют на федеральном уровне. То есть Конституция и федеральные законы устанавливают, в каких сферах регионы могут принимать НПА самостоятельно. Например, регионы России могут издавать свои кодексы административных правонарушений, но только со штрафами за нарушения, которых нет в федеральном КоАП.

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе РФ.

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

Гарант: расширенный поиск

Пример расширенного поиска в системе «Гарант»

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Уведомление о необходимости приобрести платную версию Гаранта

Уведомление, что документ можно прочитать только в платной версии системы «Гарант»

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2023 год с 15 279 до 16 242 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 16 242 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

Предупреждение, что документ утратил силу

Например, в Гаранте на экране появляется текст на желтом фоне, что документ утратил силу

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

  1. Нормативный правовой акт, или НПА, — это официальный документ с правилами для общества, которые можно применять многократно.
  2. Иерархия НПА помогает найти нужный акт по правилу: чем выше акт в иерархии, тем он главнее.
  3. Искать акты нужно на официальных порталах, где следят за изменениями в законодательстве и обновляют документы.
  4. Пользоваться можно только действующими НПА в последней редакции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • А дез инструкция по применению дезинфицирующего средства с моющим эффектом
  • А дез инструкция по применению дезинфицирующего средства концентрат как разводить
  • А дез инструкция по применению дезинфицирующего средства для генеральной уборки
  • А дез антисептик инструкция по применению скачать
  • А вир бак дез средство инструкция