Человек под дождем методика инструкция

Проективная методика «Человек под дождем»

Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.

Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).

Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.

Интерпретация рисунка

Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.

Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.

РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.

ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.

Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.

Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.

Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.

Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.

Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.

Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Анализ рисунков

Светлана, 38 лет

Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.

Оля, 13 лет

Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.

Арина, 21 год

Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»

Неля, 67 лет

Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»

Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.

Методика Человек под дождемМалораспространённой, но интересной и информативной является методика Человек под дождём. Эта проективная методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Тест позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Тест Человек под дождем подходит как для детей, так и для взрослых.

Инструкция к тесту Человек под дождем. 

На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, нарисуйте человека под дождём. Рисуйте свободно, в любой части листа, и столько времени, сколько вам потребуется. Вы можете рисовать подробно, с деталями, а можете ограничиться самым простым рисунком.

Ключ к тесту Человек под дождем.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью.

Примеры дополнительных вопросов:

  • Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
  • Как он здесь оказался?
  • Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
  • Kакое у него настроение?
  • Что ему больше всего хочется сделать?
  • Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
  • Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
  • Любите ли Вы дождь? Почему?
  • В какой момент времени мы его застали?
  • Что с ним будет дальше?
  • Если человеку под дождём плохо, то чем ему можно помочь?
  • Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
  • Что Вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
  • Что для Вас значит каждая его деталь?

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями — когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удручённом и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

Интерпретация к методике Человек под дождем.

Важно посмотреть, как представлена экспозиция. Так, например, если человек изображён уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полёта).

В случае смещения фигуры человека под дождём в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищённости.

В остальном при интерпретации Человека можно опираться на методику «Дом, Дерево, Человек». Например, изображение, смещённое влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещённое вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Изображение фигуры: Чрезмерно увеличенное изображение фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, а также может указывать на заниженную самооценку в проблемных ситуациях. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определённый тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождём» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций (нет ног – нет возможности уйти от ситуации; рук – сделать что-то, преобразовать действительность; глаз – не хочу видеть; ушей – слышать и т.д., что впоследствии при длительном и сильном воздействии проблемной ситуации может привести к психосоматическим проявлениям в данной части тела – нежелание слышать происходящие может привести к понижению слуха).

Атрибуты дождя: дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжёлые, закрашенные капли или линии – тяжёлая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека или сильнейшей потребности в ней. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей: отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), могут символизировать значимых людей для автора рисунка. Животные и птицы – потребность в ласке и заботе.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.

Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.

Если справа – предвидит их в будущем.

Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. Также могут указывать на то, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.

Тенденции.

Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано

Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды

Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.

Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Поза, ракурс

Слева направо акцент смещается с себя на мир, с прошлого на будущее и с пассивности на активность.

Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.

Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.

Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Человек лежит или сидит – пассивность.

Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.

Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.

Иногда изображение фигуры в профиль или со спины можно трактовать как желание отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.

Интерпретация Человека.

Голова — сфера интеллекта и контроля.

Чем больше голова, тем больше значимость интеллекта
Отсутствие головы может говорить о гиперактивности, импульсивности и, иногда о психических расстройствах (как и отсутствие любой другой важной части тела).

Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий осознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — потакание слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Глаза

Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.

Нос

Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.

Рот

Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Также может означать невозможность открыто выражать свое мнение.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.

Уши

Чем больше уши, тем больше значения придается мнению со стороны и тем спокойнее человек воспринимает критику.

Волосы

Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.

Туловище

Чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний.
Тело квадратное — признак мужественности.
Тело очень маленькое — чувство унижения, обесценивания.
Очень полная фигура – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм или демонстративность. Если изображена татуировка, присутствующая у человека, это также может просто указывать на её значимость (следует задать соответствующие вопросы).

Руки – символ межличностного взаимодействия и возможностей человека.

Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки слишком длинные — большие амбиции.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям.
Если руки шире у запястий, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях.
Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны.
Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение.
Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.
Связанные руки (или другая форма лишения движения) — невозможность изменить внешнюю ситуацию, отсутствие веры в свои силы или возможности их проявления.

Ноги

Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.

Одежда

Функция одежды — «формирование защиты от стихии».

Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.
Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие особенности одежды трактуются на основе беседы.

Цвет в рисунке

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок (если тест проводится ребенку) обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.

Источник: Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» СПб, №2 ;2009, стр. 279.

Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.

Оцените статью:


Другие тесты, которые могут быть вам интересны:

  • Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.
  • Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики.
  • Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
  • Тест Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности.
  • Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).

Добавить комментарий

Диагностика особенностей совладания ребенка со сложными
ситуациями. Методика «Человек под дождём»

ОПИСАНИЕ

 
Цель проективной методики «Человек под дождем»·— диагностика особенностей
совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с
трудностями, а также применяемые защитные механизмы.
Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его
широко используют для того, чтобы узнать:
1. возможности человека к адаптации
2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.
Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в
области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных
формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги,
родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей. 
Методика проведения исследования
На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован,
испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же
листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет
определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации,
что он чувствует при затруднениях.

ИНСТРУКЦИИ
Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека».
Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

ОБРАБОТКА


При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться
следующими положениями. Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.
Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает
персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя
беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с
трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения,
считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить
глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. Только после
этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения
логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и
обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более
достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с
тестируемым.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Экспозиция, положение на листе
. В
рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило,
обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась
экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть
связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию
неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой
с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно
предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере
опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования,
чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. 
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от
мира, к самозащите. 
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии
депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. 
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек».
Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием
импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с
зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие
ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. 
Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может
означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в
обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части
листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода
непризнанным гением.
Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его
автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность,
нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность
в своем положении в обществе.
Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок
расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт,
склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая
часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек
действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Трансформация фигуры 
.Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков,
которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. 
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и
покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на
других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять
свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при
взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате
стресса. 
Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный
тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ,
заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам,
бабушек). 
Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных
неурядиц. 
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются
какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику
защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. 
Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на
потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с
игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Оценка характера линий.

— легкие линии — недостаток энергии,
скованность; 
— линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость,
тревожность; 
— неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры.
 
— неотрывные линии — изоляция; 
— разрыв контура — сфера конфликта; 
— много острых углов — агрессивность, плохая адаптация; 
— двойные линии — тревога, страх, подозрительность; 
— штриховка — зона тревожности.

Направление фигуры человека

В проективной методике «Человек под дождем»
немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево —
внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; —
повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; —
виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход
от решения конфликтов.
Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем.
Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит
неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно
детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи
означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание
неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя.

Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы
защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. 
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от
неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может
рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически
представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское.
Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения
персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может
свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные
ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре
человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.·
Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной
ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и
других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в
защите. 
Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

Тело.
Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально
большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления.
Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности,
неполноценности.
Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея
говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их
контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих
телесных импульсов. Короткая толстая шея — рисующий делает уступки своим
слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и
чувствами.
Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем
больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной
малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.
Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных
потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень
маленькое — чувство унижения, малоценности.
Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание
на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность
отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы
или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных
воздействий.
Глаза. Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов,
желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) —
погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы 
кокетливость, демонстративность.
Большие уши — чувствительность к критике,
заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие,
отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.
Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия.
Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к
действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об
импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы
тела для рисующего неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание
уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные —
большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность,
неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство
собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще
всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную
агрессивность.


Атрибуты дождя
. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее
человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как
человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная,
преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая,
постоянная. 
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека)
и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени.
Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и
левой стороны листа или фигуры человека. 
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка
к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону,
говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи —
окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об
упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и
отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как
враждебной.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на
количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном
состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. 
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те
переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на
манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как
расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за
фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или
справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит
проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит
в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Дополнительные детали.


Все дополнительные детали (дома, деревья,
скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка,
цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной
внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем
переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей
основывается на символическом значении представленных образов. Например,
молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения
в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает
появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к
совершенству. 
Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.),
обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или
полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы;
несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное
несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно
положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице
выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по
сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими
рисунками; рисунок человека в виде ребенка
Признаки недоверия себе — нарисован мальчик; зонт над человеком держит кто-то
или что-то; у одежды очень много застежек; человек уходит влево


Искажение и пропуск деталей.
 Отсутствие существенных деталей может указывать на
область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма
психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об
отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. 

Цвет в рисунках
.
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, предпочитают
использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация
цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора
цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства,
настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных
реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не
обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь
цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета
говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Заключительный этап. 
.
Этот этап в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной
на первом и втором этапах. Здесь анализируется весь полученный материал,
соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о
человеке. 
По тому, как меняется персонаж от первого рисунка ко второму, можно сделать
выводы об
— отношении художника к жизненным трудностям,
— о способах, которыми он эти трудности обычно преодолевает.
Обычно картинки получаются настолько красноречивыми и символичными, что
понять их и проинтерпретировать способен даже неспециалист.
Некоторые рисунки показывают — насколько не сформированы у тестируемого
навыки конструктивного реагирования на стрессовые ситуации.
Сравнивая два рисунка из серии, обратите внимание на следующие характерные
изменения:
* Как изменяется цвет (цвет фона, цвет человечка, в какой цвет окрашены
дождевые капли);
* Изменяется ли пол человека от рисунка к рисунку? Очень часто в таких сериях
меняется пол человека. Это укажет нам на способ реагирования — по «женскому»
или «мужскому» гендерному типу встречает человек трудности;
* Изменяется ли возраст человечка? Соответствует ли примерный возраст
человечка возрасту самого художника? Регресс в детство — покажет изображённый
на картинке взрослого человека ребёнок. Если на картинке ребёнка или
подростка изображён взрослый человек или старик — это расскажет о том, кому
из старших родственников склонен подражать ребёнок, решая свои проблемы.
* Изменяется ли размер фигуры? Очень миниатюрная фигура во второй картинке
говорит о низкой стрессоустойчивости, о ранимости, возможно о низкой
самооценке. Очень большая фигура свидетельствует об активной жизненной
позиции, агрессивности.

После рисования можно провести обсуждение.
Примеры вопросов психолога
Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
Kакое у него настроение?
Что ему больше всего хочется сделать? 
Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу? 
Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это
неожиданность? 
Любите ли Вы дождь? Почему? 
В какой момент времени мы его застали? 
Kакие у него перспективы?
Если человеку под дождём дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? 
Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?

Тест «Человек под дождём»

Малораспространенной,
но интересной и информативной является
методика «Человек под дождем». Она
ориентирована на диагностику силы Эго
человека, его способности преодолевать
неблагоприятные ситуации, противостоять
им. Она позволяет также осуществить
диагностику личностных резервов и
особенностей защитных механизмов.

Общие
положения

Инструкция
в классическом варианте проста: на
чистом листе бумаги формата А4, который
вертикально ориентирован, испытуемому
предлагается нарисовать человека, а
потом, на другом таком же листе — человека
под дождем.

Сопоставление
двух рисунков позволяет определить,
как человек реагирует на стрессовые,
неблагоприятные ситуации, что он
чувствует при затруднениях.

В
процессе тестирования важно наблюдать
за ходом рисования и обращать внимание
на все высказывания испытуемого. Для
получения более достоверной информации
необходимо провести дополнительное
интервью с тестируемым.

При
интерпретации рисунков рекомендуется
руководствоваться следующими положениями.

Когда
рисунок готов, важно воспринять его
целиком. Необходимо «войти» в
рисунок и почувствовать, в каком
настроении пребывает персонаж (радостном,
ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли
он себя беспомощным или, напротив,
чувствует в себе внутренние ресурсы
для борьбы с трудностями, а возможно,
спокойно и адекватно воспринимает
затруднения, считая их обычным жизненным
явлением. Таким образом, важно отследить
глобальное впечатление от рисунка. Это
интуитивный процесс.

Только
после этого можно перейти к анализу
всех специфических деталей с точки
зрения логики, опираясь при этом на
основные положения руководства по
интерпретации.

Интерпритация

Изменение
экспозиции

В
рисунке «Человек под дождем» по
сравнению с рисунком «Человек»,
как правило, обнаруживаются существенные
отличия. Важно посмотреть, как изменилась
экспозиция. Так, например, если человек
изображен уходящим, то это может быть
связано с наличием тенденции к уходу
от трудных жизненных ситуаций, избеганию
неприятностей (особенно если фигура
человека изображается как бы наблюдаемой
с высоты птичьего полета).

В
случае смещения фигуры человека под
дождем в верхнюю часть листа можно
предположить склонность испытуемого
к уходу от действительности, к потере
опоры под ногами, а также наличие защитных
механизмов по типу фантазирования,
чрезмерного оптимизма, который часто
не оправдан.

Положение
фигуры в профиль или спиной указывает
на стремление отрешиться от мира, к
самозащите. Изображение, помещенное
внизу листа, может свидетельствовать
о наличии депрессивных тенденций,
чувстве незащищенности. В остальном
при интерпретации следует опираться
на методику «Человек». Например,
изображение, смещенное влево, возможно,
связано с наличием импульсивности в
поведении, ориентацией на прошлое, в
ряде случаев с зависимостью от матери.
Изображение, смещенное вправо, указывает
на наличие ориентации на окружение и,
возможно, зависимость от отца.

Трансформация
фигуры

Увеличение
размера фигуры иногда встречается у
подростков, которых неприятности
мобилизуют, делают более сильными и
уверенными. Уменьшение фигуры имеет
место тогда, когда испытуемый нуждается
в защите и покровительстве, стремится
перенести ответственность за собственную
жизнь на других. Ребята, которые рисуют
маленькие фигурки, обычно стесняются
проявлять свои чувства и имеют тенденцию
к сдержанности и некоторой заторможенности
при взаимодействии с людьми. Они
подвержены депрессивным состояниям в
результате стресса. Изображение человека
противоположного пола может указывать
на определенный тип реагирования в
сложной ситуации, «включение»
поведенческих программ, заимствованных
у конкретных людей из ближайшего
окружения (мам, бабушек). Изменение
возраста указывает на самоощущение
человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если
в рисунке «Человека под дождем»
при изображении фигуры пропускаются
какие-либо части тела (ноги, руки, уши,
глаза), то это указывает на специфику
защитных механизмов и особенности
проявлений Эго-реакций.

Функция
одежды — «формирование защиты от
стихии». Обилие одежды указывает на
потребность в дополнительной защите.
Отсутствие одежды связано с игнорированием
определенных стереотипов поведения,
импульсивностью реагирования.

Атрибуты
дождя.

Дождь
— помеха, нежелательное воздействие,
побуждающее человека закрыться,
спрятаться. Характер его изображения
связан с тем, как человеком воспринимается
трудная ситуация: редкие капли — как
временная, преодолимая; тяжелые,
закрашенные капли или линии — тяжелая,
постоянная.

Необходимо
определить, откуда дождь «приходит»
(справа или слева от человека) и какая
часть фигуры подвергается воздействию
в большей степени. Интерпретация
проводится в соответствии с приписываемыми
значениями правой и левой стороны листа
или фигуры человека. Тучи являются
символом ожидания неприятностей. Важно
обращать внимание на количество облаков,
туч, их плотность, размер, расположение.
В депрессивном состоянии изображаются
тяжелые грозовые тучи, занимающие все
небо. Лужи, грязь символически отражают
последствия тревожной ситуации, те
переживания, которые остаются после
«дождя». Следует обратить внимание
на манеру изображения луж (форму, глубину,
брызги). Важно отметить, как расположены
лужи относительно фигуры человека
(находятся ли они перед или за фигурой,
окружают человека со всех сторон или
он сам стоит в луже).

Дополнительные
детали

Все
дополнительные детали (дома, деревья,
скамейки, машины) или предметы, которые
человек держит в руках (сумочка, цветы,
книги), рассматриваются как отражение
потребности в дополнительной внешней
опоре, в поддержке, в стремлении уйти
от решения проблем путем переключения
и замещающей деятельности.

Более
полная расшифровка деталей основывается
на символическом значении представленных
образов. Например, молния может
символизировать начало нового цикла в
развитии и драматические изменения в
жизни человека. Радуга, нередко возникающая
после грозы, предвещает появление
солнца, символизирует мечту о несбыточном
стремлении к совершенству.

Зонт
представляет собой символическое
изображение психической защиты от
неприятных внешних воздействий. С точки
зрения трактовки образов зонт может
рассматриваться как отображение связи
с матерью и отцом, которые символически
представлены в образе зонта: купол —
материнское начало, а ручка — отцовское.
Зонт может защищать или не защищать от
непогоды, ограничивать поле зрения
персонажа, а может и отсутствовать.

Так,
например, огромный зонт-гриб может
свидетельствовать о сильной зависимости
от матери, решающей все сложные ситуации
за человека. Размер и расположение зонта
по отношению к фигуре человека указывают
на интенсивность действия механизмов
психической защиты.

Искажение
и пропуск деталей

Отсутствие
существенных деталей может указывать
на область конфликта и быть следствием
вытеснения как защитного механизма
психики. Так, например, отсутствие зонта
в рисунке может свидетельствовать об
отрицании поддержки со стороны родителей
в трудной ситуации.

Цвет
в рисунках

Рисунки
можно выполнять простым карандашом.
Тем не менее многие, в том числе и я,
предпочитают использование цветных
карандашей. Следует помнить, что точная
интерпретация цветового решения не
может быть сделана, если у испытуемого
нет всего набора цветных карандашей.

Цвета
могут символизировать определенные
чувства, настроение и отношения человека.
Они также могут отражать спектр различных
реакций или областей конфликтов.

Хорошо
адаптированный и эмоционально не
обделенный ребенок обычно использует
от двух до пяти цветов. Семь-восемь
цветов свидетельствуют о высокой
лабильности. Использование одного цвета
говорит о возможной боязни эмоционального
возбуждения.

Соседние файлы в папке Проективные методики

  • #
  • #

    22.09.2021964.28 Кб104Методика «Предпочитаемое животное» в работе с детьми и подростками.fb2

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика «Человек под дождем» — помощь в определении проблем ребенка

Реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя: кто-то предпочитает справляться в одиночку, кто-то теряется, кто-то перекладывает свои проблемы на чужие плечи. Любая модель поведения закладывается в детстве, поэтому психологи стараются помочь ребёнку адекватно выстроить поведенческую линию в непростых обстоятельствах. Но прежде чем это делать, необходимо выяснить, как человек реагирует на сложности. В этом поможет проективная методика «Человек под дождём».

Характеристика проективной методики и её авторы

Проективная рисуночная методика «Человек под дождём» разработана двумя психологами — Еленой Васильевной Романовой и Тамарой Ивановной Сытько. Они посвятили несколько своих работ выявлению возрастных особенностей реакций на нестандартные ситуации. Суть диагностики заключается в том, что экспериментатор предлагает испытуемому выполнить два рисунка — человека и этой же фигуры под дождём. Непогода в этом случае выступает символом тяжёлых жизненных обстоятельств, обрушившихся на тестируемого. Таким образом, можно выделить следующие цели теста:

  • изучение характеристик личности;

  • определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам;

  • исследование привычной реакции на неприятности;

  • выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка.

Американский писатель-фантаст Рональд Хаббард говорил: «Человек попадает в серьёзные неприятности лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он ничего не может сделать».

Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.

Проведение психологического теста «Человек под дождём»

Тестирование проводится в индивидуальной форме.

Психологи рекомендуют начинать работу с детьми при достижении ими младшего школьного возраста, когда навык рисования уже более-менее сформировался. Тест рекомендован также и для более старших детей. Но не возбраняется применение методики и для диагностики дошкольников (допускается проведение теста для диагностики детей, ещё посещающих детский сад). 

Для проведения теста необходимо подготовить:

  • 2 альбомных листа;

  • карандаши (простые и цветные, последних должно быть не менее 12 штук разного цвета);

  • ластик.

Инструкция:

  1. Предложить испытуемому лист бумаги, расположенный вертикально.

  2. Объяснить, что необходимо нарисовать на нём человека.

  3. Когда первое изображение будет готово, протянуть второй лист со словами: «А теперь изобрази своего персонажа под дождём».

  4. Когда ребёнок завершит работу над рисунками, с ним необходимо будет обязательно побеседовать: после того, как ребёнок закончит и второй рисунок, понадобится задать наводящие вопросы, получив или не получив ответы на которые можно будет сделать вывод о том, как тестируемый привык реагировать на те или иные обстоятельства.

Вопросы для беседы:

  • Как человек на твоей картинке себя чувствует?

  • Какое у персонажа настроение?

  • Что бы он хотел сделать сейчас?

  • Дождь пошёл неожиданно или о нём предупреждали?

  • Твой спутник (если он есть на рисунке) был готов к дождю или нет?

  • Тебе нравится дождь?

  • Как перспективы у твоего героя?

  • Как можно помочь человеку, испытывающему неудобства при непогоде?

  • Как попавший под дождь человек может приободрить самого себя?

Для малышей вопросы можно сформулировать попроще, но количество и суть тезисов менять не следует.

Интерпретация результата ребёнка

Анализ проводится на основании сравнения двух рисунков, выполненных ребёнком. Необходимо постараться воспринять картинку целиком, понять настроение изображённого персонажа (спокойно воспринимает непогоду, пребывает в состоянии беспомощности, ликует или удручён) и попытаться оценить готовность — или её отсутствие — противостоять трудностям.

Расшифровка манеры рисования

Если ребёнок сильно нажимает на карандаш, продавливая лист, это говорит о том, что его психомоторный тонус неустойчив, то есть у испытуемого случаются приступы агрессии, его отличают напористость и тревожность. Когда же нажим совсем лёгкий, то тестируемый боязлив, нерешителен и пассивен. 

Чёткие и выраженные контуры, часто обведённые уже после завершения рисунка, говорят о склонности ребёнка анализировать происходящее с ним, а также указывают на необходимость периодически находиться наедине с собой. Когда контуры имеют непостоянный характер (в каких-то элементах прорисованы, а в каких-то нет), это говорит об импульсивности испытуемого. 

Следует обратить внимание на штриховку, если таковая присутствует в изображении.

Обилие штриховки — нехороший признак:

В этом случае имеет смысл говорить о тревожности ребёнка, боязни сделать что-то не так из-за возможного наказания или порицания. Тонкие эскизные линии используют дети, обучающиеся рисованию, или же испытуемые, которые отличаются повышенной впечатлительностью и мнительностью. Причём эти качества не всегда явно выражены в привычной манере поведения.

Если ребёнок изобразил персонажа примитивно (а-ля «палка, палка, огуречик»), то испытуемый, вероятно, нуждается в одобрении. Рисунок-шарж характеризует тестируемого как враждебного человека, не желающего выслушивать критику.

Размер и положение

Если персонаж под дождём нарисован уходящим, то это может свидетельствовать о стремлении избежать неприятных ситуаций. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда представлен вид на фигуру сверху, как бы с высоты птичьего полёта. Когда попавший под дождь человек нарисован в верхней части листа (такое часто наблюдается у подростков), то, возможно, испытуемый не может найти опору — не определился с будущей специальностью, не получается найти способ улучшить успеваемость и так далее. В случае если подобное положение персонажа зафиксировано на рисунке малыша, это говорит о том, что он чрезвычайно оптимистичен, стремится уйти от действительности в мир фантазий. О депрессивном состоянии испытуемого свидетельствует рисование человечка внизу листа. 

Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у ребёнка сложности с установлением контакта с другими людьми.

Смещение влево или вправо символизирует, к кому малыш испытывает более сильную привязанность: в сторону сердца — к маме, в направлении правой руки (особенно если ребёнок правша) – к папе. Если фигура повёрнута влево, то испытуемый старается сосредоточить всё внимание на себе, вправо — тестируемый активен, думает о будущем.

Чем лучше дети справляются с неприятностями, тем больше размер их героев. Маленькие фигурки свидетельствуют о заторможенности во взаимодействии с окружающими, желании переложить ответственность на плечи окружающих. 

Образ персонажа

  • Большая голова у нарисованного человека говорит о высоком интеллекте испытуемого, маленькая — о неадекватности и неполноценности. 

  • Чем больше плечи, тем сильнее ребёнок нуждается в признании, покатые свидетельствуют об унынии и отчаянии.

  • Символ неудовлетворённости текущей ситуацией — крупный торс. Если же он слишком маленький, то тестируемый, вероятно, чувствует себя недооценённым и униженным.

  • Плохо прорисованное лицо сигнализирует о нежелании бороться с трудностями. Когда оно изображено детально и аккуратно, то ребёнку, вероятно, очень важны отношения с окружающими.

  • Разведённые в сторону руки говорят об открытости тестируемого; если они спрятаны за спиной, то можно сделать вывод, что испытуемый не привык уступать. Прижатые к телу конечности — символ напряжённости, а их отсутствие и вовсе заявляет о неумении контролировать себя и ситуацию.

  • Изображение, в котором акцент сделан на ноги (либо они большие по размеру, либо фигура стоит, расставив ноги и разведя их) свидетельствует о том, что трудности испытуемого повергают в недоумение. Он старается найти кого-то, кто поможет справиться с ними. Обычно такие дети находятся в сильной эмоциональной зависимости от родителей.

Если ребёнок нарисовал сказочного персонажа, это признак инфантильности. Изображённая малышом фигура противоположного пола говорит о том, испытуемый склонен перенимать манеру поведения, свойственную ближайшим родственникам — маме, бабушке, папе, дедушке. Такая особенность рисунка подростка может быть тревожным признаком, сигнализирующим о нежелании принимать решения самостоятельно.

Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, ребёнок импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.

Элементы непогоды

Чем больше на рисунке капель дождя, тем сложнее испытуемому защититься от трудностей, а вот редкие струйки говорят о том, что неблагоприятные обстоятельства носят временный характер. Изображение туч говорит о том, что ребёнок находится в ожидании неприятностей. Если небо полностью затянуто ими, это может быть признаком депрессивного состояния — такое часто наблюдается у детей во время пубертатного периода.

Большие тучи говорят о возможном депрессивном состоянии ребёнка:

Ещё один атрибут дождя — лужи. Чем они глубже, тем сильнее малыш переживает сложности. Если человек стоит в луже, значит, тестируемый испытывает неудовлетворённость. Изображение справа говорит об ожидании неприятностей, слева — вероятно, проблема уже в прошлом. Также можно интерпретировать и наличие грязи около фигуры человека.

Средства защиты и другие детали

Любые элементы, не относящиеся напрямую к дождю и человеку, символизируют отражение необходимости в поддержке, переключении на какую-то замещающую деятельность. Молния означает, что в жизни грядёт новый виток развития, возможно, драматического характера. Как правило, её рисуют дети постарше. Малыши же любят изображать радугу, что говорит о стремлении к солнцу, мечте.

Зонт — это символ защиты, который говорит о тесной связи с родителями. Раскрытый купол сигнализирует о помощи матери при трудностях; закрытый зонт, ручка аксессуара — отца. Ребёнок может нарисовать шляпу в качестве средства от непогоды, интерпретируется это как потребность в опеке. Такой же вывод можно сделать при отсутствии «защитника» от стихии.

Толкование цветовой гаммы

При анализе цветовой гаммы рисунка учитывается количество оттенков. От 2 до 5 карандашей используют дети, которые хорошо адаптируются, не испытывают эмоционального дискомфорта. 7–8 выбранных цветов могут указывать на эмоциональную неустойчивость. А вот использование одного карандаша при наличии 12 говорит о боязни проявить себя. 

Если в рисунке преобладает какой-то определённый оттенок, то истрактовать это можно так:

  • Яркие оттенки говорят о склонности ребёнка преувеличивать значение тех или иных событий.

  • Много красного свидетельствует о депрессивном состоянии.

  • Синий используют дети, которые предпочитают искать выход из сложных ситуаций.

  • Жёлтый цвет выбирают оптимистичные и сдержанные ребята. 

  • Зелёный оттенок говорит о здоровом развитии. 

  • Серые тона сигнализируют о подавленности.

  • Коричневый и чёрный цвет предпочитают любители одиночества. Также тёмные тона в рисунке выдают боязнь осуждения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чековый принтер атол rp 326 use инструкция
  • Чем задачи отличаются от обязанностей в должностной инструкции
  • Человек паук против венома лего инструкция
  • Чем заклеить поликарбонат на теплице своими руками пошаговая инструкция
  • Человек инструкция по применению книга