Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя. В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле. Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.
Виды буллинга
Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.
Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.
Как помочь ребенку повзрослеть
Изоляция
Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.
Источник
Присоединение
Для участия в травле не обязательно быть инициатором.
Вербальные издевательства
Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.
Бодишейминг
Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.
Физические издевательства
Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.
Сексуальные издевательства
Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.
Кибербуллинг
Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.
«Я ни при чем»
Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.
Воздействие буллинга
Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.
Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.
Дружелюбные
Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.
Кто участвует в травле
Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.
Дети-агрессоры
Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).
И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.
Дети-жертвы
Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока. Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.
Источник
Буллинг и группа сверстников
Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.
Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
Жертва: подвергается травле.
Признаки буллинга
Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.
Кто еще знает о травле?
Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.
Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.
Что делать родителям
Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.
Как разговаривать с ребенком о проблеме
- Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
- Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
- Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
- Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
- Не обвинять ребенка.
- Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
- Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
- Дать советы, как отвечать обидчикам.
Как реагировать ребенку
- Сохранять спокойствие.
- Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
- Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
- Сообщить о нападках родителям и учителю.
- Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».
Источник
Какие меры предпринять родителям
- Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
- Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
- Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
- Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
- Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
- Поддерживайте связь со школой, учителем.
- Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
- Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
- Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
Что нельзя делать родителям
- Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
- Ждать, что ситуация разрешится сама.
- Не замечать проблему.
- Путать травлю, конфликт и непопулярность.
- Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
- Давить на жалость к жертве.
- Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
- Самим разбираться с обидчиками.
Какие советы нельзя давать ребенку
- «Не обращай внимания»
- «Дай сдачи»
- «Разбирайся сам со своими проблемами»
- «Учись налаживать отношения»
- «Не бойся»
Если вы — родитель агрессора
Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.
- Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
- Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
- Помогите понять, что его поведение не есть он сам.
Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.
Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.
По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»
С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)
Обложка: shutterstock.com
— Тема буллинга стала актуальной в последние несколько лет. С чем это связано?
— Такое явление как буллинг существовало всегда. Просто раньше оно так не называлось. Когда появилось наименование, тогда стали об этом говорить. Самый известный вариант буллинга — неуставные отношения в армии. Эта тема поднималась и раньше. С развитием общества стали обращать внимание и на отношения в школах. С 2011 года агентство USAID запустило программу «Фокус прав человека: женщины и дети». Правозащитники уделяют большое внимание этой теме, проблему стали видеть.
Последствия буллинга — очень тяжелые. Это серьезнейшая психическая травма, человек совершенно не понимает, почему его начинают травить. Зачастую дети не говорят об этом, переживают все внутри себя, что может разрушить личность. Тех, кто прошел буллинг, можно квалифицировать как выживших. Там ситуация вплоть до угрозы социальной и физической смерти. Кроме того, это хронический стресс. Бывает, что травля длится не один год.
— Почему кто-то становится жертвой буллинга, а кто-то агрессором?
— Явление буллинга основано на дискриминации и на том, что в каждого из нас вшито понятие «свой-чужой». Дискриминация в отношении чужого начинается из-за того, что кто-то из группы детей или взрослых чем-то отличается. На самом деле, неважно чем. Например, в группе ребят, где один в очках, дискриминировать могут по признаку «очкарик». И наоборот, если бы все были в очках, а один — нет, то дискриминировали бы его.
Неважно чем отличается человек — манера общения, речи, походка, одежда, гаджеты — любое различие — это деление. Чужой становится не личностью, не субъектом, а объектом. И с объектом можно делать что угодно. Отсюда и все ужасные события в виде избиения, унижения и прочего.
Механизм травли имеет глубочайшие корни, инстинктивные, когда выживание было возможно только группой, к чужакам относились настороженно, считали опасными. В качестве примера в таком случае приводится ситуация с каннибалом, у которого спросили, зачем они съели людей с соседнего острова, на что он ответил, что это не люди.
Что касается агрессоров, то это лидеры с невысокими морально-этическими качествами. Вместо толерантности, терпимости проявляют агрессию, пытаются самоутверждаться за чужой счет. У них базовая эмоция — тревога за положение, лидерство. Лучше всего границы группы укрепляется, когда происходит противопоставление: «мы-они». Это социальный механизм группового единства. Даже если между участниками группы не очень хорошие отношения, то всегда сплачивает принцип дружить против кого-либо. На самом деле, это довольно мощный механизм объединения.
— Все больше фактов буллинга в школах…
— В школах буллинг происходит от того, что самоустраняются от решения вопросов взрослые, не обращают внимания на эти явления, не имеют нулевой терпимости к правонарушениям. Если бы сразу пресекалось любое явление дискриминации, то дети бы понимали, что так поступать нельзя. Зачастую же сами учителя допускают дискриминацию, оскорбления учеников, порой и травлю. Неважно, в школе или в армии, как только руководители устраняются от наведения порядка внутри коллектива, он начинает регулировать сам себя, и если лидером становится человек с низкими морально-этическими качествами, то появляется буллинг — установка отношений через агрессию и травлю выбранного участника группы.
— На что обращать внимание родителям, чтобы не пропустить таких проблем ребенка в школе?
— Прежде всего, на поведение. Ребенок был активным — стал подавленным или, наоборот, был тихим — стал раздражительным, взрывным. Насторожить должно то, что ребенок избегает темы взаимоотношений с одноклассниками либо начинает плакать. Специфическая реакция на тему школы — одноклассников, учителей — злится, раздражается, не отвечает. Это говорит о том, что там есть проблемы.
— Что можете рекомендовать родителям, чьи дети столкнулись с буллингом?
— Аккуратно разбираться в ситуации. Выходить на связь с классным руководителем, директором, социальным педагогом, психологом, просить обратить их внимание на отношения в классе, требовать этого. Отстаивать права ребенка. Не противопоставлять администрации, а выстраивать контакт. Социальные педагоги и психологи руководствуются конвенцией о защите прав детей. Если они нарушены, то они обязаны вмешаться и привлечь в особых случаях ювенальную полицию. В школе есть конкретные механизмы, как действовать в таких ситуация. Задача родителя — добиваться их использования и требовать, чтобы травля прекратилась. Если оставить как есть, будет хуже. Не бояться поднимать вопрос, но без агрессии.
И самое важное: помнить, что буллинг может стать психической травмой для ребенка. Здесь важно, была ли оказана помощь, кто оказал поддержку, заступился ли кто-то за него. Это имеет большое значение в теме психологического или физического насилия. Родителю крайне важно показать, что он полностью за ребенка несмотря ни на что. Не оценивать, не осуждать, а поддержать и защитить. Это первое, что нужно сделать. Потом — разбираться в ситуации.
Старайтесь поддерживать доверительность в отношениях с ребенком, интересоваться не только оценками, но и его чувствами и эмоциями, его внутренним миром. Разговаривать по душам. Это важнейшая профилактика буллинга. Если что-то случится в школе, он расскажет, и родители смогут вовремя поддержать и вмешаться в ситуацию.
К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.
Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела». Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец. Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.
«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».
Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.
«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».
С агрессорами сложнее.
«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших. Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».
По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.
«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».
Законная борьба
Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.
«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому. Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».
Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.
Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.
«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».
Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:
— в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;
— в совет школы;
— инспектору по делам несовершеннолетних.
Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.
«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.
Реальный опыт
Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла. Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы. Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.
«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.
Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.
«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.
В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.
Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.
«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез. И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».
- Что это такое
- Как понять, что над ребенком издеваются
- Что делать, если ребенка трявят в школе
- Как быть, если мой ребенок буллер
- Советы взрослым
- Кибербуллинг
- Резюме
Что это такое
Буллинг (от англ. bullying — «запугивание») в школе — это травля и агрессия по отношению к одному из учеников. Дети преследуют какого-либо сверстника и издеваются над ним.
Психологи отмечают, что агрессоров больше в младших и средних классах. Среди подростков старше 15-16 лет их уже намного меньше.
Буллеры выбирают жертв среди своих одноклассников или тех, кто младше. Лучшая мишень для них — это ребенок, неспособный дать отпор и рассказать о проблеме взрослым.
Из чего состоит буллинг:
- физическое насилие;
- оскорбления;
- издевательства;
- распространение слухов;
- бойкот;
- насмешки;
- порча вещей;
- преследование в социальных сетях;
- угрозы в реальной жизни и онлайн;
- моральное давление.
Тот, кто издеватся, подступает к жертве осторожно, постепенно увеличивая напор. Сначала агрессор может отпускать колкие комментарии, привлекая внимание окружающих. Тогда наблюдатели становятся молчаливыми участниками процесса или же соучастниками буллера.
Нередко другие дети подключаются к насмешкам, повторяя действия лидера. В итоге пострадавший испытывает психологическое давление, безысходность, страх и стресс.
Буллер регулярно издевается над жертвой, осознавая, что причиняет вред. Иногда тот, кто страдает от нападок, морально слабее агрессора: он не может остановить конфликт и попросить о помощи у взрослых.
Чаще всего наблюдатели не вступаются за жертву, а только следят за действиями агрессора. Но при этом, как говорят психологи, они получают психологическую травму, как и жертвы. По мнению профессора Кристины Салмивалли из Финляндии, в буллинге есть шесть типов ролей.
Агрессор (буллер) |
лидер, инициатор издевательств |
Жертва |
подвергается издевательствам |
Наблюдатель |
лишь пассивно следит за действиями агрессора |
Защитник |
вступается за жертву |
Усилитель/активный наблюдатель |
распространяет слухи и участвует в травле |
Ассистент |
помогает агрессору |
Участники буллинга часто не рассказывают о том, что происходит. Жертве не всегда легко попросить о помощи или открыто заявить родителям о том, что другие ученики издеваются над ним. Наблюдателям бывает стыдно признаваться в том, в чем они участвуют. Поэтому взрослым следует внимательнее относиться к ребенку и отслеживать изменения в его поведении.
Факт дня
На Апеннинах в Италии можно получить кредит под залог сыра.
Как понять, что над ребенком издеваются
Плохой аппетит, раздражительность, подавленность, нежелание идти в школу, тревожность, бессонница, отчужденность, недоверие к окружающим — косвенные признаки того, что ребенка травят.
Если заметили что-то необычное, поговорите с ребенком и осторожно выясните причины. Чтобы подросток рассказал все, не смущаясь, надо выстроить доверительные отношения, не осуждать, не ругать и не упрекать.
Сложно предсказать, как ребенок будет вести себя во время в процессе буллинга и станет ли вообще в нем участвовать. Портрет личности может составить только профессиональный детский психолог.
В любом случае если заметили какие-то изменения в поведении дочери и сына, поговорите с ними. А после подключайте психолога, который определит проблемы и поможет их решить. Оплатить психологическую помощь проще всего в рассрочку с картой «Халва».
Иногда здоровье требует немедленных вложений. Нужно попасть на прием к врачу, заменить очки, вылечить зуб, купить лекарства или тонометр? Умная карта «Халва» позаботится о вас. Перед вами откроют двери лаборатории, частные клиники, стоматологии и ортопедические салоны. Халва предлагает оплатить товары и услуги в рассрочку равными долями до 24 месяцев. Рассрочка беспроцентная, поэтому размер переплаты составит 0%. Безусловные плюсы волшебной карты: до 15% начислений на остаток по карте, до 10% кешбэка за покупки и бесплатное обслуживание. Будьте здоровы!
Что делать, если ребенка травят в школе
Жертвой буллера может стать кто угодно независимо от социального статуса родителей, семейного климата и физических особенностей. Нередко издеваются над крепкими высокими мальчиками или девочками из хороших семей.
Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга в школе:
- спокойно поговорите с ребенком;
- скажите ему, что он не виноват в случившемся;
- не осуждайте;
- поддержите его;
- не заставляйте идти в школу и разбираться с агрессором силой;
- подключите к проблеме классного руководителя или завуча;
- обратитесь к психологу, если ребенку требуется помощь;
- старайтесь больше говорить со своим ребенком, чтобы он не ощущал одиночество.
Как быть, если мой ребенок буллер
Буллинг — это коллективная проблема, которую нельзя оправдать физическими или моральными отличиями жертвы от остальных детей. Агрессоры могут издеваться лишь потому, что хотят чувствовать превосходство, а не из-за национальности, фигуры, цвета волос и талантов.
Среди буллеров часто встречаются дети, пережившие насилие или травмирующее событие. Иногда это нарциссы, желающие повысить самооценку за счет других людей.
Если ваш ребенок — агрессор, не ругайте его, а спокойно поговорите, чтобы выяснить изначальную причину такого поведения. Не исключено, что за его стремлением подавлять других кроется крупная психологическая проблема.
Важно выяснить причину его действий, показать ребенку, что вы на его стороне: говорите честно, не давите, не обвиняйте и показывайте, что готовы его защитить, а после, если необходимо, подключите психолога. Наверняка со временем подросток пересмотрит отношение к другим и поймет, что агрессия к другим не решит его проблемы.
Специалист научит ребенка принимать ответственность за свои действия, расскажет, почему важно и нужно извиняться за причиненный кому-то вред, и подскажет, как совладать с агрессией.
Предложите ребенку дополнительные занятия, на которых он сможет выпускать негативную энергию. Это могут быть единоборства, плавание, теннис или другие виды физической активности.
Советы взрослым
Первое, чего нельзя делать, — игнорировать проблему. Если узнали, что вашего ребенка травят, не пытайтесь найти виновника, чтобы наказать его. Действуйте спокойно, уверенно и без излишних эмоций.
Очень важно обсудить проблему. Дети до подросткового возраста нуждаются в поддержке взрослых и не в состоянии самостоятельно разобраться с мучителем.
После этого навестите школу. Не заходите в класс с агрессором и наблюдателями, побеседуйте с ответственным за коллектив: учителем, наставником, классным руководителем, завучем или директором. Именно взрослые должны показывать детям, как строятся коллективные отношения.
Постарайтесь четко объяснить, что происходит. Учитель должен понимать, что речь идет о систематической травле. Нельзя закрывать глаза на такую проблему, ее надо решать быстро и полностью — именно этого вы и должны требовать от преподавателя или завуча.
Не допускайте того, что ответственный взрослый начнет винить в проблеме жертву или минимизировать причины и последствия буллинга, настаивая на том, что все разрешится само собой.
Помните, что бороться с коллективным насилием можно только общими силами, не обвиняя детей и не перекладывая на них ответственность. Подростки не осознают, насколько сильно они вредят другим, и не задумываются о своих действиях. Показывать как правильно — задача взрослых.
Кибербуллинг
Агрессор и его помощники могут травить жертву в социальных сетях, по телефону, а при личной встрече, наоборот, игнорировать.
Атака в интернете так же негативно сказывается на психике, как и в реальной жизни. Об этом нужно помнить и предупредить детей. Действия агрессора подпадают под ст. 213 УК РФ и ст. 5.61 КоАП РФ, а нападки в интернете — под ст. 152 ГК РФ.
Бойкотировать можно и при обычном буллинге, когда вместо избиений и насмешек агрессор выбирает просто не замечать того, кто ему не нравится. Оба сценария опасны, ведь пострадавшая сторона перестает ощущать собственную важность. Когда все вокруг сговорились и игнорируют ребенка, он испытывает колоссальное одиночество.
Резюме
Буллинг — это последствие неправильного развития коллектива и безучастности ответственных взрослых. Бороться с ним можно только общими силами. Родителям, учителям и руководителям школы надо спасать детей, а не винить их в том, чего они могут и не осознавать.
Для профилактики буллинга в школах государственный «Центр защиты прав и интересов детей» выпустил методичку, в которой описан российский опыт решения этой проблемы.
Кем бы ни был ваш ребенок в ситуации насилия, не паникуйте. Заручитесь поддержкой преподавателей и покажите ему здоровые способы решения проблемы. Постарайтесь подключить других родителей и обратитесь к семейному или детскому психологу. Игнорировать буллинг нельзя: нужно признать это коллективное явление и остановить.
История вопроса
Условно можно разделить историю изучения буллинга на три этапа.
I этап. Скандинавские исследования. 1969–1989 годы
Шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеман написал книгу о групповом буллинге среди детей и взрослых, рассматривая эту проблему как естественный отбор в природе. И Дэн Олвеус тоже рассматривал травлю как чисто биологический процесс, когда особи альфа, бета и гамма начинают бороться за существование.
Позже моббинг исследовал и Анатоль Пикас — они применил более прогрессивный подход к проблеме, рассматривая буллинг как вопрос групповой динамики. Кристи Лагерспетц и Кристина Салмивалли провели исследования, чтобы узнать, как ведут себя жертвы, агрессоры, и как относятся к травле наблюдатели.
II этап. Исследования проблемы вне Скандинавии. 1987–1993 годы
В 1989 году в дублинском Trinity College был открыт специальный факультет по изучению буллинга. В течение семи лет — с 1987 по 1993 годы — в Северной Америке, Канаде, Японии, Англии и Австралии проводились многочисленные исследования, посвященные проблеме буллинга.
III этап. 1993–2004 годы
В этот период появляется первая системная работа в изучении буллинга — модель Дэна Олвеуса, которая описывает факторы семейного воспитания, обучения в школе, размывания ответственности и так называемого социального заражения.
В Йоркском университете в Канаде открывается центр LaMarsh, где системно начали изучать явления моббинга и буллинга в школах. А в Англии был создан проект Sheffield, который разрабатывал рекомендации для педагогов по предотвращению моббинга.
Еще позже, в 2003 году, ОЭСР учредила Экспертный совет по сотрудничеству 30 стран для предотвращения школьного насилия. Совет, кстати, работает до сих пор.
А в 2006 году в России вышла статья И. С. Кона «Что такое буллинг и как с ним бороться». За 14 лет материал помог многим учителям и родителям. И, конечно, до сих пор актуален.
Биологические корни буллинга
Социальность
С точки зрения нейрофизиологии, человек получает удовольствие от принадлежности к какой-либо группе. И ему бывает практически все равно, к какой именно — ощущая себя частью коллектива, он чувствует благополучие за счет раздражения дофаминовой системы. Помимо этого, становясь членом социальной группы, человек чувствует снижение страха и тревоги, начинает испытывать ощущение тепла и безопасности от принадлежности к коллективу.
Большинство людей при выборе быть одному или в группе выберут коллектив. Ощущая себя частью группы, они будут чувствовать покой, равновесие и устойчивость.
Если человек опознает другого как непохожего по каким-либо признакам (цвету кожи, форме черепа, росту, форме тела, уровню культуры), то высока вероятность проявления агрессии на биологическом уровне.
Конформизм
Подражание, характерное для всего живого мира, характерно и для человека. А вот при возникновении оппозиции у человека появляется ощущение «я не прав». И тут все дело в мозге: в это время активно раздражается вентральная медиальная префронтальная кора, которая участвует в обработке риска и страха. Кстати, именно на этом механизме раздражения основано обучение с подкреплением: сделал правильно — получи бонус; сделал не так — получи наказание.
Если человека долго в чем-то убеждать, демонстрировать ему определенное поведение, то затылочная кора, которая анализирует зрительное раздражение, будет воспринимать это за истину. Так, например, можно убедить человека воспринимать агрессивное поведение как норму. Это убеждение может сформироваться у ребенка даже во время просмотра мультфильмов с агрессивным поведением героев и закадровым смехом.
Исследования и эксперименты ученых и психологов (Стэнли Милгрэма, Соломона Аша и Филипа Зимбардо) подтверждают теорию о том, что достаточно много людей согласны быть конформными. Дофаминовая система требует, чтобы мы принадлежали коллективу. Поэтому человеку чаще всего проще согласиться с линией коллектива (какой бы «кривой» она ни была), чем противостоять этому коллективу.
И еще одно неприятное отклонение. Когда человек принадлежит команде, существует некая формальная ответственность: «я же член команды, значит, мне надо действовать так же, как ведет себя команда». И здесь размывается чувство вины: «я не один это делал, это делали все». Конечно, сложно и неприятно травить кого-то одному — а когда нас трое, четверо, пятнадцать, тут уже никто не виноват, потому что одинаково поступила вся группа. Часто в таком «стадном» поведении виновато несамостоятельное мышление, стрессы, низкий уровень интеллектуальных способностей детей.
Когда человек не может регулировать свои эмоции, «развернуть» его поведение в неправильную сторону очень легко. Условия для травли хорошо «прорастают» на почве детской незрелости, несамостоятельности и очень большого желания принадлежности к коллективу.
Детская психология
В младшем школьном и подростковом возрасте у ребенка невероятно велика потребность в обществе, группе. В этот период детям надо быть в стае, идентифицировать себя как члена группы, ощущать групповую сплоченность. И когда есть позитивные и безопасные основания, чтобы эту сплоченность ощущать, то все хорошо — травля не нужна, хватает дружбы, доброты, общих интересов и положительных эмоций.
Но, к сожалению, в современной школе такой идиллии практически нет. Ведь в первый класс набраны абсолютно «случайные» дети, не объединенные каким-то одним интересом. Так и возникают страшные идеи, что можно объединиться и дружить вместе против кого-то.
Упоение, удаль, веселье, эйфория — в таком состоянии пребывают дети, будучи сплоченными против кого-то одного. И во всем этом они чувствуют себя хорошими — потому что они вместе.
Жертва VS агрессор
В широких кругах считается, что жертвами буллинга становятся дети, непохожие на других. Они могут отличаться национальностью, весом, внешним видом, одеждой, низким социальным положением — чем угодно еще. Но на самом деле жертвой может стать кто угодно: отличник и двоечник, бедный и богатый, сильный и слабый, здоровый и больной, смелый и трусливый, худой и полный, активный и пассивный, высокий и низкий…
А вот подросток-агрессор часто усваивает образцы поведения социально неблагополучных родителей. Еще к агрессивно настроенным детям относят нарциссов, панически пугающихся показаться слабыми в глазах других: «Лучше я начну нападение первым, чем кто-то обнаружит, что на самом деле я слаб». Порой считается, что агрессорами могут стать и дети, которые воспитываются «кумирами» в семье — у них нет границ, им все позволяется.
Случается так, что поведение подростка быстро трансформируется, если он попадает в иные условия: новый учитель, другое окружение, неизвестные ранее ситуации. При этом весь бэкграунд у ребенка остается тот же, но поведение коренным образом меняется.
Ликвидировать жестокость и травлю под силу только тому, кто руководит группой. И чаще всего это сам педагог. Агрессию всегда организует и поддерживает лидер — тот, у кого больше силы и прав.
От многих педагогов можно услышать слова унижения по отношению к ученику — и происходит это перед всем классом. Вот реальные случаи:
«Зачем тебя спрашивать на уроке, мы все уже устали от твоих дополнений и замечаний, всезнайка ты наша», — говорит учительница девочке-отличнице.
«Какой же ты неудачник и проблемный ребенок», — обращается к мальчику с серьезными проблемами со здоровьем педагог.
То есть фактически лидер и организатор — тот, у кого больше прав и сил — дает сигнал «ату!». И, согласитесь, неудивительно, что один ребенок самостоятельно не справится, не сможет противостоять фронту. Он будет пытаться применять разные стратегии выхода из невыносимой ситуации — он станет клоуном, будет огрызаться, прогуливать, плакать. А в конце концов, доведенный до отчаяния, ребенок может решиться на страшный бунт — и мнение учителя о том, что ребенок сложный, только подтвердится.
Только в сказке изгой вдруг превращается в прекрасного принца. А в реальной жизни даже принца травят наряду с маргиналом.
Результат таких действий и бездействий учителя — заниженная самооценка ребенка, полученная на всю жизнь роль непринятого человека.
«Проблемных» с точки зрения школы детей принято отправлять на коррекцию к психологам с комментариями «научить общаться с другими людьми». Но давайте представим, что вы учитель, и вас травят все коллеги во главе с директором. И вот вас отправляют к психологу, чтобы «научиться общаться с другими людьми». Абсурд, не правда ли?
Буллинг — это болезнь не жертвы, а коллектива. Лечить нужно всю группу, а не одного человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья неминуемо становятся жертвами агрессивного поведения подростков. И тут учитель обязательно должен проявлять контроль и остановить такие проявления школьников. Но при этом важно помнить, что именно учитель может спровоцировать, поддержать и даже возглавить агрессию по отношению к ученику.
Когда есть авторитетный взрослый, который не приемлет агрессивного поведения, насилия в детском коллективе не будет.
Ошибки, которые совершают взрослые
Ошибка первая. Ждать, что само пройдет. Не пройдет! Моральные ориентиры и правила, заданные взрослыми, многие дети игнорируют. Если перед вами жертва или агрессор, продолжать смотреть издалека, что они вырастут и через пару лет все пройдет — путь провальный. За время, пока дети вырастут, они неизбежно получат психологические травмы и образцы поведения, которые потащат за собой во взрослую жизнь.
Ошибка вторая. Подмена понятий. Часто травлю путают с непопулярностью в классе. И страшно то, что происходит это сознательно. Конечно, любить кого-то никто не обязан, но вот травить — нельзя! А буллинг — это всегда насилие. Популярность многим детям не нужна, они закрыты, им это неинтересно, но они хотят жить в спокойной атмосфере, где с ними здороваются, разговаривают, где их принимают.
Ошибка третья. Индивидуальная работа с психологом одного из участников буллинга. Преодолеть травлю путем индивидуальной работы вряд ли получится. Ведь травля — это застревание всего коллектива в деструктивной групповой динамике. Работать надо со всем коллективом в целом — все дети в классе должны пройти групповую коррекцию у психолога.
Ошибка четвертая. Наказание агрессора. Родители жертв часто практикуют такую позицию: «Сейчас мы ему зададим и он больше не посмеет трогать нашего ребенка!». Да, это запугивание может сработать, и в отношении конкретного ребенка буллер больше не будет проявлять агрессию. Но, во-первых, это может и не помочь, а во-вторых, даже если того ребенка агрессор трогать больше не будет, он тут же выберет себе другую жертву.
Если родители жертвы решили встретиться с агрессивным подростком и применить силу по отношению к нему, то это станет лишь дополнительным подтверждением для самого агрессора: все можно решить с помощью силы.
Ошибка пятая. Хвалить жертву. Многие учителя показательно хвалят ребенка-жертву перед всем классом, думая, что так школьника перестанут травить. Но ничуть не бывало — все достоинства жертвы в глазах группы, которая захвачена азартом травли, будут мгновенно превращаться в недостатки. Выиграл олимпиаду — ботаник! Помог кому-то — подлиза! Хвалить кого-то хорошо, когда в коллективе искоренен буллинг.
Ошибка шестая. Давить на жалость. «Давайте пожалеем его — ему плохо, он плачет, давайте посочувствуем ему», — пытаться вызвать у агрессоров сочувствие по отношению к жертве бесполезно. Такое поведение, напротив, укрепит агрессора в позиции сильного — кого хочет казнит, кого хочет милует. А жертву жалость взрослых и коллектива обижает, унижает и, увы, только подкрепляет ее беспомощность. Результат — низкая самооценка.
Ошибка седьмая. Принимать правила игры. Обычно такое поведение одобряют родители: «С волками жить — по-волчьи выть», «Дай ему в ответ, чтобы не повадно было». Или наоборот: «Давай-ка разберемся, почему других не обижают, а тебя обижают — что ты делаешь не так?». Или такой пример: «Не обращай внимания и все пройдет!».
Во всех трех вариантах фактически заложен призыв: «Мир так устроен. Ничего не изменить. Я тебе ничем не помогу. Ты можешь быть либо жертвой, либо агрессором. Не показывай чувства, которые у тебя внутри». Такое поведение лишит ребенка чувства защищенности на всю жизнь. Он станет понимать, что опереться ему не на кого, а сам он справиться не сможет.
Ошибка восьмая. Убрать из коллектива жертву или агрессора. Либо дети выберут другую жертву, либо тут же появится новый агрессор — так происходит, потому что коллектив уже болен. А между тем, страдает жертва, которая получила множество психологических травм, страдают свидетели, которые стояли в стороне, испытавшие бессилие и стыд за бездействие, страдают и сами агрессоры — потому что получили опыт шакалов в стае, опыт безнаказанности, иллюзию силы и правоты.
Опыт агрессора приводит человека к огрублению чувств, к обрезанию возможности для тонких и близких отношений, а в конечном итоге и к деструктивным, асоциальным чертам личности.
Что делать?
Семье
Родителям важно быть ближе к своему ребенку, внимательно следить за настроением, уметь безопасно разговаривать. Когда маленький ребенок рассказывает вам о каких-то событиях, которые произошли в детском саду или в начальной школе, старайтесь услышать его, старайтесь помочь, не реагируя ужасом и раздражением. В этом случае подросший школьник, скорее всего, будет готов вам рассказать о том, что происходит в классе. Статистика же говорит о том, что 80% жертв ничего не говорят родителям, потому что боятся, что их накажут и дома, или не хотят огорчать маму, или знают, что родители их просто не поймут.
Ежедневно разговаривайте с ребенком. Обсуждайте, что ему нравится, а что нет, что происходит в школе.
Называйте вещи своими именами. Будьте смелыми, признайтесь самим себе: «Да, моего ребенка травят», или: «Да, мой ребенок — агрессор». А что делать дальше? Идти в школу, разговаривать с директором, завучем, учителем. Вы — щит вашего ребенка, и вы должны показать ему, что вы с ним на одной стороне. Если вдруг учитель, завуч и директор вас не услышали и не готовы признать проблему — нужно уходить из школы. Так вы спасете своего ребенка. А если хотите наказать обидчиков — подавайте судебные иски.
Учителям
Учитель — не просто передатчик знаний. Это и воспитатель, и лидер коллектива. И он отвечает за здоровье, благополучие и эффективность этого коллектива.
Работайте над сплоченностью класса. Следите за тем, чтобы в классе возникали объединения по интересам, и не было жертв и террористов. Создайте объединяющие мероприятия, делайте вместе что-то продуктивное. Если сплоченности коллектива нет, то почти всегда возникнет неблагоприятная симптоматика.