Здравствуйте, Наталья.
Какая подготовка к школе может быть в 5 лет? Вы заставляете ребенка делать то, к чему она просто еще не готова. Готовность к школьному обучению у детей наступает только к 7 годам. Представьте себе, что Вы посадили в саду прекрасный цветок, он уже выпустил бутон, но Вам хочется, чтобы цветок распустил лепестки побыстрее, и Вы начинаете эти лепестки расправлять пальцами. Как Вы думаете получите ли Вы тот результат, который ожидаете? У детей не происходит по-другому, если их возраст для обучения еще не настал, а Вы его искусственно толкаете вперед, то кроме отвращения к учебе девочка вряд ли чему-то научится. У детей этого возраста основная деятельность игровая. Игра это их способ развиваться и развиваться так, как это задумала природа.
Пабст Любовь Вениаминовна,психолог Дрезден, консультации по Skype
Наталья, ваше замешательство понятно, но вы, к сожалению, не очень подробно описали происходящее с ребенком. В принципе, самым правильным будет обращение к нейропсихологу или просто к детскому психологу очно. Судя по тому, что вы описываете, девочка хорошо говорит, читает, считает, умеет строить умозаключения, понимает инструкции, но не следует им. Видимо, вы начали заниматься подготовкой к школе, и у вас возникли такого рода сложности. Конечно, умея читать, считать, т.е. организовывать свою умственную деятельность, ребенок должен автоматически понимать и выполнять простую инструкцию. Вас пугает возможность какого-либо нарушения, судя по всему. Но оно маловероятно: практически любое нарушение тянет за собой замедленное психическое развитие. Вы бы поняли, что с дочкой что-то не так: медленно усваивает новую информацию, плохо говорит, слабая память, внимание и т.д. При хорошем уровне развития познавательных процессов сложно предположить какую бы то ни было дисфункцию. Из этого следует, что проблема скорее психологического плана. Она понимает инструкцию, но не считает нужным ей следовать. Проверьте это через игру: придумайте интересный сюжет, в котором нужно будет выполнять разные команды — простые, но выполнять их нужно четко. То есть сформируйте у ребенка мотивацию выполнить инструкцию. Если проблема решится, значит, это чисто психологический план. Если дело не в мотивации, тогда можно предположить проблемы с двигательной, сенсо-моторной сферой. Вашей дочери может быть сложно организовать именно двигательную активность: понимая задание, она не может сформировать нужное действие (поэтому рисует не то, криво и с большим трудом). Это может иметь отношение к проблемам волевой сферы. Тогда нужно развивать именно двигательный компонент: через задания на мелкую моторику, желательно кропотливые (чтобы задействовалась волевая сфера), через крупную моторику — выучивание сложных движений (танцы, к примеру). В любом случае, лучше всего обратиться к психологу вместе с девочкой и провести с ней серию тестов.
Голышева Евгения Андреевна, психолог Москва
На заметку!
Наиболее активно нервная система ребенка развивается до 10-11 лет и созревание мозга происходит не только под влиянием генетической программы, но и в значительной степени от состояния его здоровья. Зачастую ребенка нагружают различными развивающими кружками и секциями, а у него просто не хватает ресурсов для развития.
В Клинике La Salute предлагается комплексный подход к коррекции нейропсихологических нарушений — над проблемами ребенка комплексно работают невролог, нейропсихолог, педиатр, а при необходимости и другие специалисты.
Узнать подробности
Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция
Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.
Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезной болезни. Рассмотрим, в каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий.
Ведущие специалисты:
Как понять, что ребенок не понимает речь
Взрослым ошибочно может показаться, что малыш плохо воспринимает их речь. Поэтому важно отличать норму от отклонения. Существуют основные признаки расстройства:
-
Нарушение понимания. В этом случае ребенок:
- не реагирует на обращение к нему, будто глухой;
- откликается на шепот, но не на громкую речь;
- не отзывается;
- не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
- путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
- отвечая на фразу, обращает особое внимание на выражение лица взрослого;
- просьбы, сделанные в непривычной обстановке, встречает с растерянностью и непониманием;
- постоянно повторно проговаривает заданный вопрос.
- Отражение поведения взрослого. Ребенок часто повторяет жесты говорящего с ним человека или фразы, услышанные из мультиков и телепередач. Делает он это неосознанно, считая такое собственной инициативой. Чем сильнее расстройства, тем больше повторенных фраз встречается в его речи.
- Возможность инициации. Несмотря на плохое понимание, ребенок все же может начинать разговор первым с правильных фраз и вступать в диалог.
- Сниженная коммуникативность. Ребенок помнит, чем закончились предыдущие его попытки поддерживать разговор, когда неправильно вставленные по смыслу фразы приводили к агрессии или насмешкам. Подобный негативный опыт заставляет его избегать любых социальных взаимодействий. Среди сверстников он предпочитает общаться с тихими ребятами и не связываться с активными «заводилами».
- Повышенная продуктивность при выполнении наглядных задач, объясняемых неречевым образом.
- Стремление к постоянству. Ребенок с данным расстройством всегда будет желать сохранить свой круг общения неизменным из-за непонимания других взрослых.
- Повышенная тревожность. Это не является симптомом самого рецептивного расстройства, но данный признак вызван нарушением адаптации. Окружение и семья напрямую влияют на степень тревожности ребенка.
- Навязчивые действия. Покусывание губ, заламывание пальцев рук и многие другие привычки являются признаком напряжения, вызванного нарушением адаптации.
- Невозможность контролировать свое поведение. Часто среди детей с рецептивным расстройством встречаются гиперактивные и импульсивные. При отсутствии взрослого, который регулирует его действия, это проявляется особенно сильно.
Если несколько из перечисленных симптомов совпали с поведением ребенка, но нет уверенности, что у него имеется рецептивное расстройство, можно провести следующие тесты.
Для ребенка от 1,5 года до 3 лет
Попросить принести малыша любой предмет: игрушки, фрукты, овощи. Если он выполнит просьбу или просто посмотрит на названную вещь, то нарушение у него отсутствует.
Для ребенка 3 и более лет
Малыша можно считать здоровым, если он в состоянии:
- Выполнить любую сложную просьбу. Например, взять игрушку и положить в ящик.
- Указать на картинки с определенным действием. Например, найти человека, который ест или спит.
При тестировании стоит учитывать, что ребенок может знать именно тот набор слов, которые от него требуются. Поэтому данный способ нельзя считать полностью достоверным.
Возможные причины того, почему ребенок не понимает речь
Данный симптом сопровождает множество расстройств и болезней. Чтобы определить причину нарушения, необходимо посетить специалиста для дальнейшей диагностики. Рассмотрим факторы, вызывающие непонимание обращенной речи.
Тугоухость
Оглохшие в раннем возрасте или рожденные глухими дети, не воспринимают даже неречевые звуки. Из-за такого ограничения в познании окружающего мира развивается интеллектуальный дефицит, возникают трудности с обучением.
Синдром Маугли
«Дети-маугли» не имеют опыта общения с людьми, так как с детства находились в изоляции или среди зверей. Из-за этого у них отсутствует понимание речи. Развитие социальных навыков происходит путем подражания окружающим. Они повторяют услышанные звуки и жесты, но не могут дать адекватную реакцию на обращения.
Аутизм
Дети с низкофункциональной формой аутизма имеют плохую степень слухового восприятия. Однако они понимают речь избирательно, реагируя только на темы, вызывающие у них большой интерес, при этом, не откликаясь на собственное имя и не отвечая на просьбы.
Алалия
Дети с сенсорной алалией не делят звуки на речевые и неречевые, а также не говорят сами. Речь людей они воспринимают как бессмысленный шум. Не могут связать предмет и его название. В легкой степени заболевания возможно понимание некоторых слов.
Синдром Ландау-Клеффнера
В отличие от предыдущих расстройств, при этом заболевании рецептивное нарушение проявляется в возрасте с 3 до 7 лет в течение полугода. Сначала ребенок теряет возможность понимания речи, а затем и самостоятельного высказывания. Также к симптомам относят эпилептические приступы.
Афазия
При разных формах афатического синдрома проявляются различные признаки. Может присутствовать абсолютное непонимание фраз или лишь частичное.
Краткая характеристика видов патологии:
- Семантическая. Главный дефект этого типа заболевания – импрессивный аграмматизм, то есть ребенок не понимает сложные речевые обороты, которые отражают причинно-следственные и пространственные отношения.
- Динамическая. Подразумевает частичное понимание речи из-за отсутствия концентрации внимания.
- Тотальная. При этой форме сохраняется лишь ситуативное восприятие, отвлеченные темы ребенку недоступны для понимания. Он не может как воспринимать, так и связано разговаривать.
- Акустико-мнестическая. Короткие фразы понимаются ребенком без проблем, но, услышав развернутый речевой ряд, он теряется, поскольку не может сохранить в памяти большое количество информации.
- Акустико-гностическая. Ребенок реагирует только на жесты и мимику взрослого, не воспринимая просьбы на слух.
Умственная отсталость
Врожденная олигофрения подразумевает скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения и проблемы с анализом информации.
Степень изменения восприятия речи зависит от уровня заболевания:
- Идиотия – понимание практически нулевое, за исключением частичной реакции на мимику и жестикуляцию.
- Имбецильность – воспринимает только узкий круг ситуативных, бытовых тем. Новую информацию ребенок принимает с большим трудом.
- Дебильность – больной может поддержать легкий разговор, но не обладает развитыми абстрактным и логическим мышлениями.
Слабоумие
Помимо ослабления интеллекта, детей с этим заболеванием преследует сниженная речевая активность. Симптомы сравнимы с тотальной формой афазии.
Речевые нормы для детей
Судить о наличии или отсутствии патологии помогает знание того, что должны уметь дети в разном возрасте.
Возраст | Норма развития слуховых навыков |
---|---|
От 0 до 1,5 лет | Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках |
От 1,5 до 2 лет | Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест |
От 2 до 3 лет | Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы |
От 4 до 5 лет | Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов |
Как помочь ребенку
Малышу важно обеспечить условия развития. В этом должны участвовать родные люди и специалисты.
Правила взаимодействия родителей с ребенком
Малышу с данным нарушением необходима не только психологическая и медицинская помощь, но и понимание со стороны мамы и папы.
Для того чтобы облегчить обучение, взрослым необходимо:
- Регулярно выводить ребенка на прогулку.
- Совместно читать легкие рассказы с картинками.
- Проводить обучающие занятия.
- Составлять фразы из слов, доступных для понимания ребенка. Например, заменить предложение «пойдем откроем дверь» простым словом «дверь».
- Ограничить просмотр телевизора. Малыш будет запоминать случайные слова и фразы из рекламы и мультиков, что затруднит его обучение.
- Обеспечить ребенку чувство защищенности и взаимопонимания. Исключить наказания за проступки.
- Наблюдать за тем, как малыш реагирует на вашу речь. Например, он может: игнорировать просьбу или делать не то, о чем попросили, лучше воспринимать информацию от одного из родителей, внимательно следить за жестами.
- Каждое действие сопровождать одним и тем же комментарием. Например, если вы зовете малыша на прогулку, каждый раз повторяйте «идем гулять».
Обращаясь к ребенку, следует соблюдать данные правила:
- при разговоре смотреть малышу в лицо;
- озвучивать действия, недавно совершенные вместе, например: «мы кушали» или «мы ездили в парк»;
- говорить максимально короткими фразами;
- слова произносить громко, ясно и четко, не искажая интонацию;
- указывать на называемый предмет.
Медицинская помощь
При обнаружении симптомов рецептивного расстройства первое, что вам следует сделать – записаться на прием к нескольким специалистам:
- Неврологу.
- Отоларингологу. Врач подтвердит или исключит наличие заболеваний ушной раковины.
- Логопеду. Оценит степень развития речи, поможет овладеть языком.
- Психиатр, который будет работать над предотвращением появления психических отклонений у ребенка.
В ходе обследования вас могут перенаправить к другим врачам, а также выписать витамины или ноотропы для облегчения обучения. Также для лечения применяют массажи, физиопроцедуры, психологическую коррекцию.
Нейропсихологическое сопровождение
Нейропсихология помогает оценить нарушения детально. При обследовании врач изучает системно-динамические перестройки мозга ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план лечения, затрагивающий все аспекты рецептивного расстройства.
Для того чтобы обследоваться у опытного специалиста, посетите клинику La Salute. Здесь работает нейропсихолог со стажем 30 лет. Антонова Стелла Леонидовна разберется в вашей проблеме, составит индивидуальный план корректировки состояния ребенка, поможет малышу наладить общение со сверстниками и взрослыми.
Логопедическая коррекция
Помощь логопеда необходима на протяжении всей коррекции расстройства. Она может проводиться как индивидуально, так и в группе из нескольких детей.
Возможные методы занятий:
- томатис – наиболее эффективен при возникновении расстройства на первых двух степенях развития речевого восприятия;
- ABA-программа – интенсивная проработка диагноза, сформированная на индивидуальных особенностях;
- логоритмика – система двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением специальных фраз или музыкальным сопровождением.
Занятия с логопедом направлены на всестороннее развитие ребенка, познание окружающей среды и адаптацию.
В результате коррекции прорабатываются:
- восприятие;
- память;
- внимание;
- коммуникативные навыки;
- речевые расстройства.
Как себя вести родителям, если ребенок не воспринимает обращенную речь
Маме и папе может быть очень трудно воспитывать малыша с рецептивным расстройством, поскольку ребенок не обращает внимания на речь взрослого. Из-за его нестабильного поведения, повышенной тревожности и капризов без видимой причины, кажется невозможным его как-либо обучать восприятию услышанной информации.
Однако не стоит отчаиваться и оставаться один на один с проблемой. Необходимо обратиться к специалистам, чтобы они могли комплексно разобраться в нарушении и разработать эффективную методику коррекции. Нейропсихолог в клинике La Salute проводит не только диагностику, позволяющую выявить источник отклонений, но и помогает стимулировать развитие детей с различными формами нарушений.
Комплексные программы
Педиатрия
Здоровье школьника
4 консультации + 8 лабораторных диагностик
После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата
15 350 ₽
10 745 ₽
Нейропсихология
Школьная успешность
2 нейропсихологических диагностики + 8 занятий и индивидуальный подбор развивающих занятий
После прохождения программы родители получат индивидуальную программу развития для дальнейшего самостоятельного закрепления результата
54 080 ₽
41 600 ₽
Не понимает, что нужно сделать в задании
Первый класс. Не про вещи.
Здравствуйте! Сын закончил первый класс. Ребенок с трудностями в обучении. Проблема в том, что он неправильно выполняет задание(математика, русский) не потому что не может выполнить, а из-за того, что не понимает задание, что нужно сделать. Может это связано с дефицитом внимания, которое у него есть. Например будет задание: » Запишите числа 3,6,10,1,7… в порядке возрастания». Он берет просто переписывает цыфры. Или надо решить примеры, он их решает. А в следующем задании надо поставить больше, меньше или равно. Он берет и складывает. Я так понимаю это нейропсихологические проблемы: сложности с переключаемостью, невнимательность, слабая концентрация. Занимаемся с дефектологом и нейропсихологом. Пока заметных изменений нет. Что делать с тем, что он не понимает инструкции. Может кто-то сталкивался….
Формирование умения следовать полученной инструкции
В процессе закрепления знаний и обучения формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений трудно переоценить. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в жизнь каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Социальная адаптация к познавательной деятельности, формирование дидактических навыков и дидактической дисциплины (одно из направлений моей работы) являются важнейшей ступенью к овладению других навыков и умений.
Сформированность дидактических навыков позволяет дошкольникам мягко «войти» в учебный процесс. Без умения дошкольников не только внимательно слушать, но и слышать, а также четко следовать полученной инструкции — невозможно представить эффективный учебный процесс, как невозможно и личностное развитие ребенка. Умение следовать полученной инструкции – это и важный этап в развитии ребенка, в проявлении его волевого поведения, и очень важный учебный навык. Именно поэтому не механическое, а смысловое восприятие информации является основополагающим. Отмечу, что инструктирование — один из видов устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. От умения педагога доступно и кратко изложить суть задания зависит успех маленького ученика. Сформированность дидактических навыков не ограничивается сферой обучения, ведь это те навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Умение следовать полученной инструкции позволяет структурировать этапы деятельности и минимизировать собственные недочеты и ошибки, рационально использовать время жизненного пространства и способствует повышению профессиональной компетенции.
В работе с дошкольниками 4-6 лет довольно успешно стараюсь сформировать навык умения следовать полученной инструкции. Хотя он проявляется у всех детей по-разному, даже если это дети одного возраста или воспитывались в одной семье. Содержание навыка заключается в том, чтобы ребенок правильно понял то, что ему сказали. Важно и умение высказать вслух свое отношение к услышанному: будет ли он это делать.
Практика показывает, что не все дети адекватно оценивают свои возможности. Одни стремятся выполнить задание, которое даже не дослушали до конца, торопятся сделать его так, как им представляется, а это приводит к многочисленным ошибкам или полностью не соответствует заданной инструкции. Это часто происходит на начальных этапах работы с детьми, когда навык еще не сформирован. Постепенно (у кого быстрее, кого позже) навык становится более устойчивым и позволяет ребятам быть более собранными, организованными, готовыми к самостоятельной деятельности. Очень редко, но встречаются дети 4-6 лет, которые в целом владеют этим навыком (как правило, это дети с высоким уровнем произвольного внимания), однако для выполнения инструкции они должны следовать пошаговым алгоритмам, предлагаемым педагогом.
Какими путями может быть сформирован навык?
а) через простой показ;
б) через объяснение;
в) через сочетание показа и объяснения.
В зависимости от психологических особенностей детей, от модели их познавательной деятельности можно использовать различные способы.
Данный навык формируется поэтапно и, как уже говорилось, тесно связан и с сформированностью других навыков:
Каковы же этапы формирования навыка умения следовать полученной инструкции?
1.Внимательно выслушать инструкцию;
Данный этап предполагает и сформированность навыка умения слушать и слышать, но главное – понять смысл сказанного. А это уже другой навык – сформированность смысловой реакции. С формированием этого навыка приходится работать в совокупности с другими навыками. Это позволяет ребятам достичь лучших результатов за достаточно короткое время.
2. Уточнить, что непонятно;
Важнейший этап: прежде, чем выполнять, нужно понять, причем понять в полном объеме. Часто на начальных этапах работы, услышав часть инструкции, ребята быстро приступают к выполнению, не понимая всего объема задания. Нужно поддерживать инициативу детей задавать вопросы по поводу заданий. Это позволяет развивать и самостоятельность мышления, и самодостаточность. Тем более, что без понимания данной инструкции выполнить задание невозможно.
3.По просьбе повторить инструкцию или проговорить ее себе;
Важно, чтобы повторение было не механическим, а смысловым. Если ребенок в состоянии повторить инструкцию своими словами или оценить правильность- неправильность выполнения инструкции соседом, это свидетельствует о высоком уровне восприятия инструкции, что позволяет с высокой степенью вероятности утверждать: задание будет выполнено верно.
4.Следование инструкции;
На данном этапе нередко происходит разрыв между хотя и правильным пониманием того, что и как нужно сделать, и невозможностью выполнить полученную инструкцию по субъективным или объективным причинам. Например, понимая, что за зеленым овалом должен следовать синий квадрат, а дальше — желтый треугольник, ребенок в силу слабой моторики рук выполнить это задание хорошо не может, потому что не умеет рисовать овалы, а треугольники у него похожи на кружки. Это чаще происходит, когда занятия по формированию навыка только начинаются. Однако впоследствии проблем в выполнении заданий не возникает, при условии — если все предыдущие этапы пройдены успешны.
Навык умения следовать полученной инструкции не может быть сформирован изолированно от других учебных умений и навыков. Важна комплексная работа, развивающая и произвольность внимания, и формирование смысловой реакции, и умения слушать и слышать, и умения воспроизвести при необходимости услышанное на бумаге, записать или озвучить.
Методика формирования данного навыка должна опираться на ряд принципов:
Во-первых, на первых занятиях инструкции должны быть простые. Например, задания, включающие не более двух признаков: нарисуйте желтый квадрат (цвет и форма). На этом этапе легче ввести правила для выполнения и других инструкций. Нужно учитывать и то, что в этих условиях слабые дети охотнее подключаются к выполнению, поскольку чаще испытывают успех. Простые инструкции являются подготовительным этапом к заданиям с более высокой степенью сложности. Например, нарисуйте желтый квадрат в середине строки. А это уже использование трех понятий (цвет, форма, середина строки). Нарастающая постепенно степень сложности (нарисуйте желтый квадрат в середине строки выше красного треугольника) позволит достичь самостоятельного успеха.
Во-вторых, использование «челночной» методики, позволяющей и закреплять материал, возвращаясь к нему на другой ступени уровня сложности, и преподносить новый, — во многом определяет закрепление навыка.
В-третьих, очень важно, чтобы формирование данного умения опиралось на материал, соответствующий зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития ребенка предполагает такой уровень, который позволит не дублировать уже известное и не предлагать то, что заведомо недоступно для выполнения. Если ребенок, оценивая выполненную инструкцию, на вопросы отвечает, что было хоть и трудно, но интересно, то для меня это важный критерий. Значит, зона ближайшего развития определена в результате диагностики психолога верно. В противном случае все попытки взрослых могут оказаться тщетны.
Именно поэтому особенно хотелось бы отметить роль взрослых: родителей, педагогов. От их умения доступно сформулировать инструкцию, убедиться, что она понята адекватно; на первых этапах проконтролировать, предложить при необходимости пошаговый алгоритм зависит успех в формировании этого умения.
В- четвертых, важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результата, а значит, детям необходима визуализация успеха. В связи с этим можно предложить не только устное озвучивание типа «молодец», «умница», но и плюсы, разного цвета фишки, наклейки с изображениями животных, насекомых, машинок, цветов и т.д. Это способствует формированию мотивации.
Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции. К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится количество упражнений, их темп и расчленение во времени.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Педагогу важно об этом помнить и самому постоянно повышать профессиональную компетенцию, а также быть доброжелательным и терпимым к своим чудесным подопечным, которые обязательно порадуют своими успехами.
To lead with: while it probably feels like this is extreme and impossible to deal with, we all deal with things that are not all that different as parents. Particularly if you’re trying to parent in a manner that’s not authoritarian, but is more in the modern vein of trying to help your child make the right choices on their own, there will be plenty of times when they just don’t want to do what you want them to do, and since you’re trying not to be authoritarian, you feel like you don’t have any options other than authoritarianism — but that doesn’t work well on a kid who’s not used to it.
As you say, obviously yelling isn’t an answer here. One major thing is to not take personally any of the things she says to you. «You’re a bad parent», «I hate you», etc. — they’re hurtful, but she’s saying them because she doesn’t have the right vocabulary to describe what she feels. What they really mean is «you’re not hearing me» and «you’re restricting me».
One of those things you can do something about; the other you can’t. You do need to restrict her choices to some extent, because she has to do the homework. That’s unavoidable — you’re not doing your job otherwise! But the other — «you’re not hearing me» — you absolutely can do something about.
Start with, «I hear that you’re [emotion]. Let’s talk about that.» Frustrated, sad, angry, whatever matches her emotion right then. Then ask her open ended questions — and ask these legitimately, not just pro forma — about why she’s feeling that way. Find out what the problem is. Probe. Get to the bottom of exactly how she’s feeling and exactly why.
Then, see what you can do about those issues. Obviously, the answer isn’t «stop doing homework» — but it may well be that you can get to somewhere that she feels okay about doing the homework. Or you may be able to give her some perspective.
Here’s an example that is more or less how a similar conversation happened with my nine year old (but it could’ve been nearly identical at six). We’ll use the name «John» for anonymity.
Aaaaaa, I don’t want to do my homework. Homework is stupid.
I hear that you’re frustrated with your homework, John. Can you tell me why?
Because it’s stupid.
Hmm, can you tell me why you think it’s stupid?
It’s too easy. And it takes too long. And I don’t learn anything. [John is probably 2-3 grade levels ahead in Math, so this isn’t totally wrong.]
Well, if it’s easy, it shouldn’t take very long, no?
It’s easy to DO but it still takes like HALF AN HOUR! I won’t get any time to play iPad at all!!
Fair enough, sometimes things can be easy but still take some time. I know that it feels pointless, but there are reasons you do homework, even if you do know the material really well. Eventually you will get to a level where you don’t know it very well — and you need to learn how to do homework. It’s also how your teacher finds out how well you know the material — even if you know almost everything from third grade already, you might miss a thing or two, and then she can help you focus on those things.
But it’s going to take FOREVER! I won’t get my iPad time!!
I know it seems like a long time. But we won’t get any iPad time if you don’t get it done, and I think we have almost an hour and a half right now until dinner — so there will be some time. What do you think would help you get started? Do you think a snack would help? I’d really like to play some Minecraft with you afterwards, and we’re using so much of our time already…
I want a snack.
Okay, we can go get some [snack]. Then let’s get started on that homework!
[munch munch]
The point of this is to do two things: we find out what the real concerns are [frustration from having to do things that are not right level, and being upset he’s losing out on fun activity]. Then we try to address them: explain the reasons for the homework, and make sure he knows he’s going to get to fun activity. Plus, add in an extra bonus [playing with Daddy]. Finally, we add a snack in there, which accomplishes two things: if it turns out some of this is low blood sugar, it takes care of that, but more importantly it provides a natural «cutoff» between the upset screaming and the actually-doing-homework.
There’s no magic answer, and don’t expect anything to work instantly — the point here is to help her learn to trust you and learn that you’re listening to her and care about what she feels and thinks. That doesn’t mean you let her do what she wants to, because she does have to do the homework. But it means you explain why, take her concerns seriously, use all the active listening tools you have available (repeat back, for example, is a great one), and try to consensus build.