Что такое инструкция вводного инструктажа по охране труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены инструкции:

  1. Вводный инструктаж для учащихся
  2. При  выполнении  практических  работ  в кабинете  информатики
  3. Инструкция  по  охране труда  при работе на персональном компьютере
  4. Инструкция  по  охране труда  для  учителей  в  кабинете  информатики
  5. Соблюдение  правил  пожарной  безопасности и электробезопасности  в  компьютерных  классах

Просмотр содержимого документа

«1.Ввод. инструктаж»

Просмотр содержимого документа

«2.ТБ при выполнении ПР»

Просмотр содержимого документа

«4.ОТ дляучителя в каб.инф.»

Просмотр содержимого документа

«3.ОТ для уч. инф»

Просмотр содержимого документа

«5. электро и пожар. безоп. в каб. ИНФ»

ИНСТРУКЦИЯ  ПО  ОХРАНЕ ТРУДА  № ______

ДЛЯ  УЧИТЕЛЕЙ  В  КАБИНЕТЕ  ИНФОРМАТИКИ

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.     
К самостоятельной работе
на персональном компьютере допускаются лица:

Ø  прошедшие предварительный медицинский осмотр. К
непосредственной работе с персональным компьютером допускаются лица, не имеющие
медицинских противопоказаний. Женщины со времени установления беременности и в
период кормления ребёнка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с
использованием персонального компьютера не допускаются;

Ø  прошедшие  первичный инструктаж на рабочем месте и
имеющие
I квалификационную группу по электробезопасности.

2.     
Опасными и вредными
производственными факторами

при выполнении работ на персональном компьютере могут являться:

а) физические:

Ø  — повышенный уровень статического электричества;

Ø  — повышенный уровень шума;

Ø  — повышенный или пониженный уровень освещенности;

Ø  — повышенный уровень блесткости;

Ø  — повышенный уровень отражённой блесткости;

Ø  — повышенная яркость светового изображения;

Ø  — повышенный уровень пульсации светового тока;

Ø  — повышенное значение напряжения в электрической цепи,
замыкание которой может произойти через тело человека;

б) химические:

Ø  — повышенное содержание в воздухе рабочей зоны
двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола, формальдегида, поливинилхлоридных
бифинолов;

Ø  в) психофизиологические

Ø  — напряжения зрения;

Ø  — напряжение внимания;

Ø  — интеллектуальные нагрузки;

Ø  — эмоциональные нагрузки;

Ø  — длительные статические нагрузки;

Ø  — монотонность труда;

Ø  — большой объём информации, обработанной в единицу
времени;

Ø  — нерациональная организация рабочего места;

г)
биологические:

Ø  — повышенное содержание в воздухе рабочей зоне
микроорганизмов.

3.     
Площадь на одно рабочее
место с персональным компьютером для взрослых пользователей должна составлять
не менее 6 м2, а объём  — не менее 20
м3.

4.     
Запрещается проводить
ремонт персональных компьютеров непосредственно в рабочих и учебных заведениях.

5.     
По отношению к световым
проёмам рабочие места с персональным компьютером должны располагаться так,
чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

6.     
Экран видеомонитора должен
находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700
мм  но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

7.     
В помещениях с
персональным компьютером должна ежедневно проводиться влажная уборка.

8.     
Высота рабочей поверхности
стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800
мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна
составлять 725 мм.

9.     
Рабочий стол должен иметь
пространство для ног высотой не менее 600
мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне коленей не менее 450
мм и на уровне вытянутых ног не менее 650
мм.

10. 
Клавиатуру следует
располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300
мм от края, обращенного к пользователю.

11. 
Продолжительность
непрерывной работы с персональным компьютером без регламентируемых перерывов не
должна превышать 2 часа.

12. 
Во время регламентируемых
перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления
зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии,
предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы специальных
физических упражнений.

13. 
С целью уменьшения
отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование
операций осмысленного ввода текста и числовых данных (изменение содержания
работы), чередование редактирования текста и ввода данных.

14. 
В случае возникновения у
работающих с персональным компьютером зрительного дискомфорта и других
неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических,
эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять
индивидуальный подход в ограничении времени работ с персональным компьютером
коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на
другую, не связанную с использованием персонального компьютера.

15. 
Работающим с персональным
компьютером с высоким уровнем напряжённости во время регламентированных
перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка.

16. 
При выполнении в полном
объёме рекомендованных комплексных оздоровительных мероприятий, требований к
режимам труда и отдыха, а также требований по вентиляции, уровням шума и
вибрации, освещению, защите от статического электричества и излучения,
правильной организации рабочего места в помещении работа сотрудников,
работающих на компьютере относится к 1-2 классу по гигиеническим условиям
труда.

17. 
Не
разрешается
:

Ø  использование  
электрооборудования  кабинета  информатики  в  условиях,  не
отвечающих требованиям инструкции
предприятия-изготовителя;

Ø  эксплуатация
кабелей и проводов с поврежденной или такой, которая утратила
защитные
свойства за время эксплуатации, изоляцией;

Ø  размещение
электрооборудования вблизи источников тепла, в местах с
недостаточной
вентиляцией;

Ø 
оставлять работающий ПК без надзора на длительное время — более 30
минут;

Ø 
подключение ПК к электросети и электророзеткам, которые не имеют
защитного
заземления.

18.
Внеклассные занятия по информатике проводятся в присутствии учителя (преподавателя).

19. Обучение на ПК
должно проводиться с учетом возможностей каждого
учащегося в индивидуальном режиме, который определяет учитель.

20. Общая 
продолжительность  внеклассных и факультативных занятий по
основам информатики не должна превышать 2 часов
в неделю, а непосредственно работа на ПК — не больше 1 часа.

21. Общая
продолжительность во время профильного обучения учащихся на ПК
не должна превышать 2 часов в день.

22. Во время занятий на
ПК для предупреждения развития переутомления
необходимо осуществлять комплекс профилактических мер (ориентировочный перечень упражнений находится в приложении),
таких как:

Ø  -после
непрерывной работы с экраном монитора согласно п.5.6 — в течение 1,5-2 мин. —
упражнения
для профилактики утомления зрения;

Ø 
-через 25-30 мин. работы с использованием компьютера — в течение 5 мин.
комплекс
упражнений для профилактики зрительного и статического утомления.

23. Заведующий кабинетом, учителя, преподаватели:

Ø 
обучают учащихся безопасному поведению с имеющимся в кабинете
информатики
оборудованием, а также безопасным методам выполнения
работы;

Ø 
следят за соблюдением требований безопасного проведения
учебно-воспитательного
процесса;

Ø 
с ответственными за сохранение оборудования кабинета информатики,
исправность
средств пожаротушения;

Ø  ежедневно проводят
регистрацию в журнале использования ПК кабинета информатики
времени
начала и окончания занятий,;

Ø  проводят регистрацию
случаев остановки машин и организацию их ремонта;
-следят   за  
своевременным   проведением   технического   обслуживания   и   ремонта
оборудования
кабинета информатики;

Ø осуществляют
обучение и инструктажи учащихся по безопасности жизнедеятельности с
регистрацией
в журнале учета учебных занятий.

    II.           
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.     
Необходимо:

Ø  отрегулировать
освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточной
освещенности,
отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;

Ø  проверить
правильность подключения оборудования к электросети;

Ø  протереть специальной
салфеткой поверхность экрана;

Ø  при работе с
текстовой информацией выбрать наиболее физиологичный режим
представления черных
символов на белом фоне.

2.     
При включении компьютера учитель обязан соблюдать следующую последовательность
включения оборудования:

Ø блок
питания;

Ø периферийные устройства
(принтер, монитор, сканер и др.);

Ø системный
блок.

3.              
Запрещается приступать к работе при:

Ø отсутствии
информации о соответствии параметров данного оборудования
требованиям
санитарных норм;

Ø отсутствии
защитного экранного фильтра класса «полная защита» или данных ПК
о
внутренней защите;

Ø  отключенном
заземляющем проводнике защитного фильтра;

Ø обнаружении
неисправности оборудования;

Ø отсутствии
порошкового или углекислотного огнетушителя или аптечки первой
помощи;

4.                
Для уменьшения воздействий вредных факторов рекомендуется:

Ø 
подготовить рабочее место так, чтобы исключить неудобные позы и
длительные
напряжения;

Ø 
исключить блики на экране монитора;

Ø  установить,
при необходимости, фильтр на экране и заземлить его.

 III.           
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.     Учитель во
время выполнения задания учащими на ПК обязан осуществлять
контроль:

Ø  за
выполнением учащимися требований безопасности во время обучения в
кабинете
информатики;

Ø  за временем
нахождения учащихся перед экраном монитора с записью в журнал
по установленной
форме;

Ø  за
выполнением учащимся только того задания, по которому он
проинструктирован;

Ø  содержанием в
порядке и чистоте рабочих мест;

Ø  чтобы были
открыты все вентиляционные отверстия устройств;

Ø  за выполнением
учащимися санитарных норм и режимов работы и отдыха;

Ø  за
соблюдением учащимися правил  эксплуатации вычислительной техники в
соответствии
с инструкциями по эксплуатации;

Ø  соблюдением
установленных режимом рабочего времени регламентированные
перерывы в работе и
выполнением в физкультпаузах и физкультминутках
рекомендованные
упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног;
соблюдением
.учащимися расстояния от глаз до экрана в пределах 80-60
см.

2.     Пользователю
во время работы запрещается:

Ø касаться
одновременно экрана монитора и клавиатуры;

Ø прикасаться
к задней панели системного блока (процессора) при включенном
питании;

Ø переключать 
разъемы  интерфейсных кабелей периферийных устройств при
включенном питании;

Ø загромождать
верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
захламлять рабочее место бумагой,
чтобы   не допустить накапливание органической
пыли;

Ø отключать
питание во время выполнения активной задачи
, производить частые переключения
питания;

Ø допускать
попадание влаги на поверхность системного блока (процессора),
монитора, на
рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других
устройств;

Ø включать
сильно  охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время)
оборудование;

Ø производить
самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

3.     Учитель не позволяет учащимся включать и выключать аппаратуру без разрешения.

4.     Контролирует
состояние оборудования, чтобы не было запаха гари, искрения,
чрезмерного
нагрева отдельных узлов и электропроводки.

5.     При постоянной работе экран должен
находиться в центре поля обзора, документы располагать слева на столе или на
пюпитре в одной плоскости с экраном.

 IV.           
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

  1. Пользователь обязан соблюдать следующую
    последовательность выключения
    вычислительной техники:

Ø  произвести
закрытие всех активных задач;

Ø 
выполнить парковку считающей головки жесткого диска (если не
предусмотрена
автоматическая парковка головки);

Ø  убедиться, что в
дисководах нет дискет;

Ø  выключить питание системного
блока (процессора);

Ø  выключить питание
всех периферийных устройств;

Ø  отключить блок
питания.

2.    После
завершения работы на компьютере учеником, учитель лично отключает питание на
каждом рабочем месте, проверяет состояние токопроводящей аппаратуры и
кабелей.

3.    Учитель
обеспечивает выход учащихся из кабинета, закрывает его, чтобы
учащиеся не
находились в кабинете на перемене без учителя
.

4.    Обо всех
неисправностях, обнаруженных во время работы, учитель сообщает
администрации
учебного заведения.

   
V.           
ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1.      Пользователь
обязан:

Ø 
во всех случаях обнаружения обрывов проводов питания, неисправности заземления
и других повреждениях электрооборудования, появления запаха гари немедленно
отключить питание и сообщить об аварийной ситуации
руководителю и
дежурному электрику;

Ø 
при обнаружении человека, попавшего под напряжение, освободить его от действия тока
путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать
потерпевшему
доврачебную помощь;

Ø 
в любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного
обеспечения
немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы
эксплуатации
вычислительной техники;

Ø 
в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд
или навести его на резкость, появлении боли в
пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть
рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю
работ и обратиться к
врачу;

Ø 
при возгорании оборудования отключить питание и принять меры по тушению
пожара при помощи углекислотного огнетушителя, вызвать пожарную команду
и сообщить о
происшествии руководителю работ.

2.     
В случае отключения питания прекратите работу и доложите руководителю.
Не
пытайтесь
самостоятельно выяснить и устранить причину. Помните, что напряжение может так же неожиданно появиться.

3.     
При загорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными
или порошковыми огнетушителями, а также сухим   песком во
избежание поражения
электрическим током.
В

4.     
Во время пожара и других чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни или здоровью учащихся, УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
НЕМЕДЛЕННО
ПРЕКРАТИТЬ УРОК, ОТКЛЮЧИТЬ  ПИТАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И
ПРОИЗВЕСТИ ЭВАКУАЦИЮ 
УЧАЩИХСЯ В  ЗАРАНЕЕ ОБОЗНАЧЕННОЕ
БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО СОГЛАСНО ПЛАНУ ЭВАКУАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ
ПО

БЕЗОПАСНОЙ ЭВАКУАЦИИ.

Заведующий
кабинетом   ________________     __________

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ № _____

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ в кабинете информатики

  1. Общие требования
  1. К работе в компьютерном классе допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и электробезопасности с соответствующей записью в журнале по технике безопасности и подписями.
  2. Не разрешается заходить и находиться в компьютерном классе без преподавателя.
  3. Работа в компьютерном классе должна проходить только в строгом соответствии с расписанием занятий и графиком самостоятельной работы преподавателей и учащихся.
  4. Учащимся запрещается открывать шкафы питания как при работающих, так и при выключенных ЭВМ.
  1. Учащиеся должны хорошо знать и грамотно выполнять технику безопасности, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:
  • избежать несчастных случаев;
  • успешно овладеть знаниями, умениями, навыками;
  • беречь имущество, вычислительную технику и оборудование.

1.6 Учащиеся отвечают за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

  1. Требования безопасности перед началом практической работы
  1. Запрещается заходить в класс в верхней одежде или приносить ее.

2.2 Запрещается приносить на рабочее место личные вещи, дискеты и т.п., исключая ручку и тетрадь.

2.3 Сесть на рабочем месте так, чтобы линия глаз приходилась в центре экрана, чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

2.4 Начинать работу только по указанию преподавателя.

  1. Требования безопасности во время выполнения практической работы

3.1 Во время работы выполнять все требования инструкции, а также текущие требования преподавателя или лаборанта.

3.2 Во время работы запрещается хождение по классу.

  1. При работе в компьютерном классе выполнять только порученную работу. Категорически запрещается выполнять другие работы.
  2. Работать с клавиатурой чистыми руками. На клавиши нажимать плавно, не допуская резких ударов.
  3. В случае возникновения неисправности сообщить преподавателю.
  4. Не пытаться самостоятельно производить регулировку или устранять неисправность аппаратуры.
  5. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещено:
  • — трогать разъемы соединительных кабелей;
  • — прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
  • — прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
  • — включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
  • — класть диски, книги и тетради на монитор и клавиатуру;
  • — принимать пищу и расчесываться на рабочем месте;
  • — работать во влажной одежде и влажными руками.
  1. Не вставать со своих мест, когда в дисплейный класс входят посетители.
  1. Требования безопасности по окончании практической работы
  1. По окончании работы о недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, необходимо сделать записи в соответствующих журналах.
  2. После окончания работы на рабочем месте не должно оставаться лишних предметов.
  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  1. При появлении необычного звука или отключения аппаратуры немедленно прекратить работу и доложить об этом преподавателю или лаборанту.
  2. При появлении запаха гари необходимо прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
  1. При попадании человека под напряжение необходимо обесточить соответствующее рабочее место, оказать первую доврачебную помощь и вызвать «скорую помощь.
  2. При возникновении пожара необходимо обесточить дисплейный класс, вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
  3. За несоблюдение учащимися требований, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности администрация школы может привлекать их к дисциплинарной ответственности.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ № _____

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

  1. Общие требования
  1. Данная инструкция разработана для проведения первичного инструктажа учащихся по информатике с учетом общих требований безопасности, связанных с тематикой и особенностями проведения лабораторных и практических работ.
  2. К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, ознакомленные с правилами поведения в учебном кабинете.
  3. Выполнение данной инструкции является обязательной для всех учащихся, занимающихся в кабинете информатики.
  1. Требования безопасности перед началом практической работы

2.1. Перед выполнением лабораторной работы проверить состояние работы персонального компьютера — ВКЛЮЧЕН или ВЫКЛЮЧЕН.

2.2. Если индикаторы питания на системном блоке и мониторе не светятся (зеленый цвет), то:

  1. включить питание монитора;
  2. включить питание системного блока;
  3. дождаться полной загрузки операционной системы.

2.3. Если индикатор питания на системном блоке светится (зеленый цвет), а на мониторе мерцает (экран монитора черный или выводится заставка), то:

  1. нажать на клавиатуре любую клавишу (обычно клавиша Пробел) или сдвинуть с места манипулятор мышь;
  2. дождаться появления на мониторе изображения.

2.4. Если индикатор питания на системном блоке не светится, а на мониторе мерцает, то:

  1. включить питание системного блока;

б) дождаться полной загрузки операционной системы.

  1. Требования безопасности во время выполнения практической работы

3.1. Ознакомиться с методическими указаниями лабораторной работы. Методические указания представляют собой описание действий, необходимых для выполнения работы.

3.2. Выполнить задание последовательно, пункт за пунктом, проверяя полученный результат. Каждое задание представляет собой цепочку логически взаимосвязанных действий (пунктов), пропуск которых не допускается.

3.3. Результаты выполнения лабораторных работ, связанных с файлами и каталогами, сохранять в индивидуальной рабочей папке (каталоге) учащегося на локальном диске D: (например, D:\Иванов). Если таковая отсутствует, то ее необходимо предварительно создать!

  1. Требования безопасности по окончании практической работы

4.1. По окончании выполнения практической работы необходимо предъявить результаты преподавателю. Оценка за практическую работу выставляется преподавателем в случае:

  1. выполнения п.4 настоящих требований;
  2. ответа на контрольные вопросы, указанные в конце задания.

4.2. Выключить компьютер:

  1. выполнить команду Пуск Выключить компьютер;
  2. выключить монитор.

4.3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выявлении неисправностей в оборудовании, а также при возникновении пожара, нарушении норм безопасности, травмировании немедленно сообщите об этом учителю.

5.2. Не устраняйте неисправности самостоятельно.

5.3. При возникновении аварийных ситуаций необходимо:

  1. покинуть помещение; эвакуация проводится в следующем порядке: ряд у ближней к двери стены, средний ряд, ряд у окна;
  2. отключить электросеть;
  3. сообщить пожарной охране ( 01);
  4. сообщить директору, и.о. специалиста службы охраны труда.

Вводный инструктаж по охране труда в 2022 году

Статья 212 Трудового кодекса РФ обязывает работодателей проводить инструктажи по охране труда. Инструктажи проводятся для всех трудоустраиваемых и для некоторых других категорий работников (ст. 255 ТК РФ). В нашей статье речь пойдет о самом первом вводном инструктаже, который проводится сразу при приеме лица на работу, а также о том, какими документами он оформляется, кто инструктирует сотрудников и какие сведения должны быть доведены до них.

Что такое вводный инструктаж по охране труда

Вопросы проведения инструктажей ПОТ, в том числе вводного, урегулированы порядком, утвержденным Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Из документа следует, что вводный инструктаж — это ознакомление трудоустраиваемых лиц со следующей информацией:

  • производственными факторами, имеющими опасный или вредный характер;
  • требованиями охраны труды, включенными в локальные нормативные акты компании;
  • инструкциями ПОТ;
  • эксплуатационной и технической документацией;
  • требованиями по безопасности труда — о безопасных методах и приемах исполнения должностных обязанностей.

В пункте 2.1 порядка определены категории лиц, подпадающие под обязательное вводное инструктирование:

  • принимаемые на работу;
  • сотрудники, переводимые на другую работу;
  • прикомандированные к компании лица;
  • сотрудники из других фирм, работающие на выделенном им участке;
  • студенты, прибывшие на практику в компанию;
  • другие лица, принимающие участие в производственном процессе.

Так, в письме от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157 Минтруд РФ разъяснял, что к иным участникам производственной деятельности можно отнести работников по договорам гражданско-правового характера. В связи с этим в ГПД с этой категорией лиц требуется включить условие о прохождении инструктажей и ответственность за его несоблюдение.

При разрешении вопроса о моменте проведения вводного инструктирования нужно учитывать разъяснения Роструда, приведенные в письме от 18.06.2020 № ПГ/30985-03-3.

Ведомство сообщало, что инструктаж касается именно сотрудников, а не соискателей. Говоря о необходимости проведения вводного инструктирования с принимаемыми на работу лицами, законодатель имеет в виду не соискателей, а тех, кого уже принимают на работу.

Поэтому инструктаж трудоустраиваемого лица проводится непосредственно в день его приема на работу. Трудовое законодательство не содержит норм, предписывающих инструктировать соискателей.

Юлия Жижерина, преподаватель Русской Школы Управления, эксперт в области трудового права, расскажет о новинках в отчетности по инвалидам, охране труда и изменениях после объединения ПФР и ФСС. 

Скорее записывайтесь на вебинар здесь, пока вам не прилетел штраф. 

Порядок оформления вводного инструктажа

Чтобы правильно оформить мероприятия по проведению вводного инструктажа, нужно обратиться к Межгосударственному стандарту (ГОСТ 12.0.004-2015), введенному в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст.

Им определено, что инструктирование ПОТ проводится в порядке, регламентированном работодателем. При этом учитывается специфика производственного процесса, условия труда, вид обязанностей инструктируемого сотрудника и вид инструктажа.

Для организации инструктажа разрабатывается спецпрограмма. При инструктировании используются специально подготовленные обучающие средства: инструкция, пособие, методичка, инструкция в формате видео, компьютерная программа.

По итогам инструктирования работника тестируют на усвоение информации, в том числе с помощью компьютерного теста. Факт проведения инструктажа записывают в специальный журнал. Образец журнала, где происходит регистрация инструктажа, приведен в приложении к ГОСТу. Работодатель может взять этот бланк за основу. Внесенная в журнал запись заверяется обеими сторонами, следом проставляются дата и время инструктирования.

Кроме того, результаты проверки знаний ПОТ оформляют протоколом. Делается регистрация в личной карточке прохождения обучения.

Таким образом, порядок оформления вводного инструктажа включает в себя:

  • подготовку и утверждение программы вводного инструктирования (список примерных вопросов, включаемых в программу, приведен в ГОСТ);
  • издание приказа об утверждении программы;
  • оформление журнала регистрации проведенных инструктажей (рекомендуемая форма приведена в приложении к ГОСТ);
  • определение ответственного за проведение инструктажа;
  • проставление отметки о проведении вводного инструктажа в личной карточке прохождения обучения (бланк рекомендован ГОСТом).

Отметим, что формы вышеприведенных документов работодатель может утвердить и самостоятельно. Применять рекомендованные ГОСТом бланки необязательно.

Как пояснял Минтруд в письме от 09.11.2018 № 15-2/ООГ-2749, применение ГОСТ 12.0.004-2015 носит добровольный характер.

Кто проводит вводный инструктаж по охране труда

Согласно статье 217 ТК РФ в компаниях с численностью персонала от 50 человек, занимающихся производственной деятельностью, вопросами охраны труда обязана заведовать специальная служба (СОТ). В качестве альтернативы можно ввести должность специалиста ПОТ, который должен обладать необходимой подготовкой в области трудохраны и опытом работы.

В письме от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136 Минтруд РФ указывал, что производственная деятельность может принимать различные формы в разных экономических отраслях. Заниматься ею могут не только юридические, но и физические лица. Такая деятельность не касается создания исключительно материальных ценностей. Производственной будет и деятельность по созданию нематериальных благ, в том числе и оказание различного вида услуг.

Это значит, что требование о создании СОТ или введении должности специалиста в равной мере распространяется и на бизнес с 50 и более сотрудниками, чья работа не связана с непосредственным созданием какой-либо продукции.

О том, что к функциям СОТ относится проведение вводного инструктажа, прямо сказано в п. 7.13 рекомендаций по организации работы СОТ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14.

Относительно компаний с меньшей численностью персонала ТК РФ гласит, что создавать службу или утверждать должность специалиста излишне. В этом вопросе учреждения вправе ориентироваться на специфику своего производственного процесса.

В части 3 статьи 217 ТК РФ сказано, что при отсутствии службы и специалиста вопросами охраны труда, включая и проведение вводного инструктирования, будут управлять

  • лично работодатель — ИП;
  • руководитель фирмы или иное уполномоченное им лицо;
  • компания или отдельный специалист, предоставляющие услуги в сфере охраны труда по ГПД (должна быть аккредитация).

Если руководитель компании является ее единственным сотрудником, с которым заключен трудовой договор, то он вправе проинструктировать сам себя. Об этом сообщал Роструд в письме от 27.04.2017 № ПГ/08346-03-3. При этом ведомство обращало внимание, что и в данном случае проводить вводный инструктаж вправе только лицо, прошедшее соответствующее обучение в специальной аккредитованной организации.

Программа вводного инструктажа по охране труда — 2022

Согласно абзацу 2 пункта 2.1.2 порядка, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, программу удостоверяет наниматель или уполномоченное им лицо с учетом норм законодательства и особенностей своего вида бизнеса.

Более подробно вопрос разработки программы освещен в ГОСТ 12.0.004-2015. В нем указано, что программа должна обязательно информировать сотрудника о профрисках на его месте работы, об обязанностях ПОТ и ответственности.

С учетом этой цели выделены основные вопросы, которые должны быть включены в программу.

1. Основная информация о компании, особенности ее деятельности, дислокация служб, отделов, подразделений.

2. Законодательные положения о труде и об охране труда:

  • время работы и отдыха;
  • гарантии и компенсации;
  • вопросы работы слабого пола и несовершеннолетних;
  • правила трудораспорядка и санкции за их нарушение;
  • организационные вопросы работы ПОТ, вопросы госнадзора в этой области.

3. Условия труда, в том числе факторы производства, имеющие вредный и опасный характер.

4. Вопросы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, электротравматизма.

5. Обязанности сотрудника в сфере ОТ.

6. Правила поведения на рабочем месте.

7. Вопросы производственной санитарии и персональной гигиены.

8. Предоставление СИЗ (процедура, нормы, сроки эксплуатации).

9. Несчастные случаи и их причины, произошедшие на аналогичных производствах.

10. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, их документальное оформление, соцобеспечение при производственном травматизме.

11. Вопросы пожарной безопасности, предотвращения пожаров, регламентация действий сотрудников при их возникновении.

12. Действия при несчастных случаях, оказание первой помощи.

Конкретное содержание программы определяется в зависимости от категории сотрудника. Поэтому оно может различаться. Об этом сказано в ГОСТе.

Утверждение программы вводного инструктажа по охране труда

Нормами закона не регламентирован образец программы вводного инструктажа. Также нет и рекомендуемого бланка для такой программы. Как было сказано выше, ГОСТ 12.0.004-2015 дает только примерный перечень вопросов, которыми следует руководствоваться при разработке программы, не забывая и о специфике своего вида деятельности. О том, что программу утверждает наниматель, прямо сказано в порядке, утвержденном постановлением № 1/29.

Чтобы ввести указанный документ для внутреннего использования, работодатель должен издать приказ об утверждении программы вводного инструктажа по охране труда.

В приказ включаются обязательные реквизиты: наименование компании, дата, номер, а также прописывается, что программа утверждается во исполнение требований законодательства о прохождении принимаемыми на работу лицами вводного инструктажа. Целесообразно обозначить лицо, ответственное за проведение инструктажа, и в приложении привести разработанную работодателем программу.

Образец программы вводного инструктажа по охране труда

Приложение 1

к Приказу от 15.03.2022 № 12

Программа вводного инструктажа по охране труда в обществе с ограниченной ответственностью «Двери России»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью данной программы является информирование работника о профессиональных рисках на его рабочем месте, о его обязанностях по охране труда и ответственности.

1.2. Ответственный за проведение вводного инструктажа — специалист по охране труда.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖА

2.1 Инструктаж проводится в кабинете специалиста по охране труда.

2.2. Вводный инструктаж проводят для всех принимаемых на работу лиц, работников, переводимых на другую работу, сотрудников, прибывших в командировку, практикантов.

2.3. Факт проведения инструктажа вносится в журнал проведения инструктажей с проставлением подписей инструктора и инструктируемого лица.

2.4. Время проведения инструктажа составляет 2,35 часа.

3. ПРОГРАММА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

№ п/п

Тема

Продолжительность (в часах)

1.

Общие сведения об организации, характерные особенности производственной деятельности. Расположение цехов, вспомогательных помещений.

0,20

2.

Основные положения законодательства о труде и об охране труда. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Правила внутреннего трудового распорядка. Гарантии и компенсации. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Правила предоставления СИЗ.

0,20

3.

Охрана труда в организации. Государственный надзор за ее состоянием

0,10

4.

Обязанности работника по охране труда. Безопасность на рабочем месте. Правила поведения на территории работодателя.

0,20

5.

Условия труда. Опасные и вредные производственные факторы. Средства коллективной защиты. Система предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Социальное обеспечение при производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

0,20

6.

Санитарные требования и личная гигиена. Нормы выдачи СИЗ.

0,10

7.

Обстоятельства и причины несчастных случаев, аварий, пожаров, произошедших на схожих производствах. Способы их предотвращения. Действия при их возникновении.

0,15

8.

Первая помощь пострадавшим.

0,5

9.

Порядок расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации.

0,15

10.

Устная проверка степени усвоения содержания инструктажа.

0,20

Итого:

2,35

Тема урока: Введение в предмет Вводный инструктаж по технике безопасности при работе на ПК Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом, с правилами техники безопасности в кабинете информатики; работать над формированием у учащихся сознательного отношения к правилам; развивать внимание, речь, познавательный интерес к уроку; воспитывать сознательное и безопасное поведение при работе с вычислительной техникой. Форма проведения: урок – введение в предмет. Оборудование: презентация, карты для каждого учащегося (приложение 1), памятка для каждого учащегося «Правила техники безопасности в кабинете информатики» (приложение 2), карточка с заданием по технике безопасности для каждого ученика (приложение 3).

Ход урока:

1. Оргмомент

2. Знакомство с классом

3. Предмет Информатика

Учитель: Итак, дорогие ученики! Вы начинаете путешествие по новой для вас стране, которая называется Информатика (слайд 1). В этой стране вы откроете для себя новые «города», «острова», познакомитесь с их «обитателями», научитесь понимать их язык – язык информатики, получите практические навыки работы с компьютером.

А что же такое информатика?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Запишем в тетрадь (слайд 2) Информатика — это наука о правилах работы с информацией.

Во всяком путешествии нужен хороший проводник, который поведет нас по стране знаний.

Кого вы уже успели заметить? Кто будет сопровождать нас в путешествии?

Ученики: (слайд 3) Кот, Гусеница, Воробей, Компьютроша.

Учитель: И первое задание от ваших помощников, нарисовать дома Компьютрошу, так как вы его себе представляете.

Перед началом путешествия наши помощники получили карту страны Информатика (слайд 4). На карте обозначены «города», «острова», но все они закрашены белым цветом. Пока они для нас неизвестны, неисследованы. И вам вместе с нашими помощниками предстоит их подробно изучить, заполнить «белые пятна».

Мудрый Кот подготовил для каждого из вас карту путешествия, которую вы приклеите в тетрадь (слайд 5).

4. Правила поведения учащихся в компьютерном классе

Учитель: В стране Информатика есть свои правила, которые необходимо соблюдать, сейчас мы с ними познакомимся (слайд 6-7).

Подробно с детьми обсуждается каждый пункт правил, выясняя, к чему может привести его нарушение.

1) В кабинет информатики входите только в сменной обуви, чистой, сухой одежде.

2) Спокойно заходите в кабинет и занимайте свое ме­сто за партой.

3) К работе за компьютером допускаются учащиеся, которые знакомы с техникой безопасности.

4) Начинайте и заканчивайте работу за компьютером только по указанию преподавателя.

5) Вы отвечаете за состояние рабочего места и со­хранность размещенного на нем оборудования.

6) Соблюдайте чистоту и порядок.

7) Спокойно выходите из кабинета на перемену.

8) На перемене находиться в классе запрещено.

Учитель: А сейчас мы прочитаем рассказ (слайд 8), который нам предлагают Воробей и Гусеница, и выясним, какие правила поведения в кабинете информатики нарушил ученик?

На перемене Ваня сломя голову влетел в каби­нет информатики в грязной обуви и кинул порт­фель на компьютерный стол. Учитель сделал ему замечание. Но Ваня, не обращая внимания, включил электрический щит и сел работать за ком­пьютер. Работа не ладилась. Ваня решил сам отремонтировать компьютер: отсоединил какие-то провода, нажимал все кнопки подряд… Но тут что-то задымилось. Ваня быстро схватил бу­тылку с водой и стал заливать пожар…

Обсудить с учениками, в чем заключались неправильные действия ученика, и как он должен был себя вести.

5. Инструкция по технике безопасности в компьютерном классе

Учитель: В стране Информатика есть свой необычный журнал, в котором все жители расписываются, за то, что они знают инструкцию по техники безопасности и всегда следуют ей. Так как мы теперь тоже будем являться раз в неделю жителями этой страны, мы должны знать эту инструкцию и тоже расписаться за нее в журнале. Познакомимся с ней.

1) (слайд 9-11) Начинайте и заканчивайте работу за компьютером только по указанию преподавателя.

2) Будьте внимательны, дисциплинированны, осто­рожны, точно выполняйте указания учителя.

3) Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см.

4) В кабинете информатики запрещается:

трогать соединительные провода, электриче­ские розетки;

прикасаться к тыльной стороне всех устройств;

включать и выключать электрический щит;

самим устранять любые неисправности в рабо­те аппаратуры;

класть вещи на аппаратуру;

работать вдвоем за одним компьютером.

5) При появлении дыма, запаха гари:

немедленно прекратите работу;

сообщите преподавателю.

6) При пожаре:

соблюдайте спокойствие;

отключите электрический щит;

покиньте помещение;

позвоните по телефону 01.

6. Практическая работа

Учитель: Ученый Кот желает проверить, как вы поняли все то, что нужно соблюдать для вас в новой стране Информатика. Для этого сядем за компьютеры (на компьютерах открыта программа «Мир информатики» 3 год обучения (слайд 12)). Все одели наушники. Подвели указатель мыши к надписи Правила поведения в кабинете информатики и щелкнули по ней.

Ученики: слушают текст.

Учитель: Посмотрите, внизу окна нарисован цветочек, подведите к нему указатель мыши (слайд 13) и щелкните. Прослушайте еще раз правила поведения в компьютерном классе.

Ученики: слушают правила.

Учитель: Выполните задание. Перед вами будут появляться картинки. Вы видите первую (слайд 14). Что делает ученица?

Ученики: Ученица набирает текст на клавиатуре.

Учитель: Она нарушает какие-нибудь правила?

Ученики: Ученица не нарушает правила.

Учитель: К какому слову вы должны подвести указатель мыши и щелкнуть по нему?

Ученики: Нужно щелкнуть по слову Можно (слайд 14).

Учитель: Теперь вы самостоятельно смотрите на следующие картинки и выбираете Можно или Нельзя!

Ученики: выполняют задание.

7. Подведение итога

Учитель: Вот и закончился наш первый урок.

Ваши помощники и новые друзья вручают вам памятку «Правила техники безопасности в кабинете информатики» (слайд 15), чтобы вы их выучили и не забывали выполнять.

(слайд 16) Мы новую страну для вас показали,

Немного шутили, не все рассказали.

Да разве об информатике так сразу расскажешь?

Хорошее вспомнишь, и знанья покажешь?

Вы нас не корите, вы нас не судите.

А лучше к нам в гости на следующий урок приходите.

8. Домашнее задание (слайд 17)

1) Приклеить карту путешествия в тетрадь.

2) Нарисовать Компьютрошу таким, как я его себе представляю.

3) Выучить правила техники безопасности. Ответить письменно на вопрос.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое инструкция в русском языке
  • Что не требуется отражать в инструкции о мерах пожарной безопасности
  • Что не регламентируется производственной инструкцией по режиму работы и обслуживанию сосудов
  • Что не обязательно включать в производственные инструкции для персонала обслуживающего подъемники
  • Что не входит в структуру инструкции о пивр