Дэнас в логопедии инструкция по применению

Черлина Н.А., Зиборова С.Н., Коршунова Н.А., Порицкая Л.В.
Московская областная психоневрологическая больница для детей
с поражением ЦНС и нарушением психики, Москва, Россия

С момента рождения и на протяжении всей жизни главной проблемой для человека становится адаптация.
Адаптивный потенциал человека – величина переменная, она зависит как от биологических причин (состояние здоровья, возраст), так и от социальных. Известным фактом является снижение адаптивных возможностей у детей, имеющих нарушения в развитии, причем в наибольшей степени страдает активность, на втором месте – контактность, далее – проявления настроения и самочувствие.

В основе всех адаптационных процессов человека лежат рефлексы. Любая рефлекторная деятельность является основанием для перестройки функции и структуры организма на новый уровень существования.

В процессе адаптации к условиям жизни в коре больших полушарий человека, которые И.П. Павлов назвал собранием мозговых концов различных анализаторов, формируются различные временные связи с внешней средой, которые при неподкреплении могут ослабляться и терять свою направленность. Таким образом, необходимо целенаправленное воздействие на определенные зоны центральной нервной системы, имеющие стимулирующее значение, определяющее степень возбуждения и торможения нервных процессов на пути от периферической зоны анализатора к центральным и обратно.

В практике врачей и педагогов, работающих с детьми с поражением центральной нервной системы (ЦНС), явной проблемой сегодня является привлечение в абилитационный и реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.

Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для многих, в том числе, для речевых зон.

Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС) начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

В МЩДПНБ аппараты ДЭНС используется в логопедической практике с 2004 г. Они являются гармоничным продолжением применения физиотерапевтической методики «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах», разработанной врачом неврологом больницы Л.А. Щербаковой (1982). ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительной средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией.

В зависимости от тяжести поражения нервной системы и ее локализации формируются различные виды моторных и речевых нарушений, которые характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания. Кроме того, выявляется ограничение подвижности в артикуляционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной из-за полного паралича. Вследствие поражения речедвигательного аппарата также отмечаются задержки формирования речи.
Речевые нарушения возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления механизмом речи. К таким структурам относятся:

  • периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;
  • ядра периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
  • ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга (реакции типа плача, смеха, вскрикивания);
  • подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути (регуляция мышечного тонуса, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, просодическая выразительность);
  • проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих уровней аппарата речи;
  • корковые отделы головного мозга (дифференцированная иннервация речевой мускулатуры, формирование речевого праксиса).

Опосредованное воздействие на данные структуры мозга импульсной стимуляцией приводит к получению обратной связи со стороны этих структур в виде нервных импульсов, а значит, возникновению рефлекторных связей.

Аппараты ДЭНС стимулируют безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнеобразования), стимулируют работу мышц, как речевого аппарата, так и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию.

В МОДПНБ применение ДЭНС логопедами осуществляется с учетом рекомендаций лечащего врача. При работе с выносным электродом аппарата ДЭНС используются определенные точки воздействия.

Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, по данным исследователей, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. С информацией о противопоказаниях можно ознакомиться в методических рекомендациях, предлагаемыми разработчиками динамической электронейростимуляции.

Включение ДЭНС в систему логопедической работы МОДПНБ позволило оптимизировать коррекционную деятельность.

В течение последних 2-х лет у логопедов Коршуновой Н.А. и Порицкой Л.В., курс динамической электронейростимуляции получили более 1700 детей.

Электростимуляция проводилась дифференцированно. В зависимости от специфики нарушения (различного тонуса мышц губ, языка, шеи, лица; наличия гиперкинезов) выбиралась интенсивность воздействия. Минимальный энергетический диапазон (на пороге легких ощущений) соответствовал воздействию слабой интенсивности, при которой ребенок либо не испытывал никаких ощущений, либо ощущал легкую вибрацию. Такой режим применялся к детям с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось безболезненное приятное покалывание, применялось детям с различной речедвигательной патологией. Третий порог чувствительности, самый интенсивный на уровне болевых ощущений, применялся детям со сниженным тонусом артикуляционных мышц для их активизации.

В результате применения ДЭНС у детей в речевом статусе наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования.

В зрительно-моторной координации наблюдались улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличение объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции, повышался самоконтроль ребенка.

Применение аппаратов ДЭНС на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержанным речевым развитием.

Анализ результатов по применению ДЭНС свидетельствует о возникновении или изменении интенсивности собственно регуляторных и адаптационных механизмов у детей.

На основании опыта применения метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе логопедической практики.



В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Ключевые слова: Дэнс-терапия, речевые патологии, коррекционная работа.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее будут взаимоотношения с детьми и взрослыми. Работая логопедом уже ни один год, наблюдаю, что детей с различной речевой патологией не становится меньше. И актуальность этой проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. В последнее время в своей практической работе все больше и больше логопеды используют новейшие нетрадиционные технологии: логопедический массаж,массаж языка, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа, су-джок терапия, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.

Все эти методики по-своему полезны и эффективны.Многими логопедами приемлемы и введены в коррекционную работу.

Я также в свою коррекционную работу старалась вносить какие-то новшества, шагать в ногу со временем новых логопедических технологий.

Как-то очень давно прочла статью «Применение Динамической Элетростимуляции в логопедической практике» где описывался опыт врачей Н. А. Черлина, С. Н. Зиборова, Н. А. Коршунова Л. В. Порицкая. Это Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики. Где уже с 2004года в МОДПНБ аппараты ДЭНС использовались в логопедической практике и являлись гармоничным продолжением применения физиотерапевтических методик. Синусоидальные модулированные точки для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах.Эта методика была разработанная врачом,неврологом Л. А. Щербаковой (1982г),где ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией

Из дополнительных источников выяснила, что метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(РУ № ФС-2005/004от 4 марта 2005г). ДЭНС разрешена к использованию врачами и педагогами прошедшим курс обучения и интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, профилактических,образовательных учреждениях. Таким образом узнала, что методика ДЭНС может приемлема и в логопедической работе.Дополнительную информацию получила в школе ДЭНС,где прошла дополнительное обучение и в сентябре 2012 году приобрела аппарат ДЭНС. Интересными и полезными для меня были передачи с Еленой Малышевой, где проходила презентация ДЭНС-терапия и аппаратов ДЭНАС по первому каналу(2013г)Выступление доктора медицинских наук А. Ф. Лаврукова Уральского НИИ им. Чикалина и врача-консультанта О. Н. Рубцовой.

Не скрою,конечно,я с большой осторожностью стала применять динамическую электростимуляцию в начале только в кругу своих близких людей, и только предварительно консультируясь с врачом ДЭНС-терапевтом. Так как изучая, работу ДЭНС знала,что существуют противопоказания к применению аппарата ДЭНС, они указаны в рекомендациях.

Первые мои успехи были в коррекции с аппаратом ДЭНС с моим внуком в 2014году. В возрасте 4,5 года я стала работать в комплексе над звукопроизношением и достаточно быстро устранили межзубное произношение, успешно отработали шипящие и сонорные и ввели в речь. Мальчик сейчас успешно учится в третьем классе.

Более 20 лет я проработала на группах с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой речи. Но трудности как и у всех моих коллег возникали, даже имея не малый опыт в коррекционной работе.

На консультациях,собраниях родителям тех детей,кому,по моему мнению, мог помочь метод ДЭНС старалась довести информацию о значимости этой методики,которая уже не один год существует в практике.Динамическая электростимулирующая терапия(ДЭНС) зарегистрирована в Министерстве здравоохранения РФ,как метод профилактики, диагностики и лечения он многофункционален, эффективен и абсолютно безопасен. Те дети,которые проходили коррекцию совместно с ДЭНС,только с согласия родителей,конечно,достигали наиболее высоких результатов,чем другая подгруппа,к которой не применялась эта методика.

Карта наблюдений

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Звуко-слоговая структура

5. Граммстрой

6. Словарь, словообразование

Саша, 5 лет Речь была понятна только близким. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Дефекты произношения небных звуков –каппацизм, гаммацизм. Нарушение свистящих,шипящих,сонорных звуков. Нарушение фонематического восприятия, нарушение слоговой структуры связной речи.Через год коррекционной работы совместно с ДЭНС три курса по 14 сеансов с положительной динамикой, речь в норме.

Андрюша -6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня, Значительные нарушения артикуляционной моторики.Мышечный тонус понижен. Мальчик часто болеющий, из-за частых пропусков работа каждый раз начиналась заново. В течение четырех месяцев ставились и автоматизировались звуки. Положительной динамики не наблюдалось. С согласия родителей, решила включить в коррекцию методику ДЭНС. После нескольких занятий появился звуки верхнего подъема Ш,Ж. Быстро прошла автоматизация. Были поставлены отсутствующие звуки и успешно введены в речь.

Карта наблюдений

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Звуко-слоговая структура

5. Граммстрой

6. Словарь, словообразование

Хочу отметить, данный аппарат является эффективным и полезным инструментом в руках логопеда. Но применение данного метода нельзя рассматривать самостоятельным. Его использование,скорее всего,служит для создания благоприятного эмоционального фона,что улучшает эффективность коррекционного воздействия.

В комплексной коррекционной работе с детьми с диагнозом дизартрия предпочтение отдается речевым зонам и зонам универсальной направленности. К ним относится зона языка и специальные речевые зоны.

C:\Users\HELLO\Pictures\2553.001.jpg

Коррекционные занятия в комплексе с аппаратом проводились в утренние часы на протяжении 10 дней.Зоны языка обрабатывались 30–40 секунд 1 раз в день в постоянном режиме, продолжительностью воздействия на каждый участок кожи определяла в соответствии с инструкцией. Курс лечебных процедур в среднем составил 10–14 сеансов.Но так как дети,это не взрослые, им не всегда понятно, что это за машинка соприкасается с телом ребенка.Старалась обыгрывать с речевым сопровождением:

—Пролетел веселый жук-ЖЖЖЖЖЖ.

Зазвенел комарик вдруг ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Ветер ветки раскачал-УУУУУУУ.

Шарик тоже зарычал РРРРРР.

Зашумел в воде камыш ШШШШШ.

И опять настала тишь –ШШШШ.

ШШШШШ-шуршит опавший лист,

ССССС -змеиный слышен свист,

ЖЖЖЖЖ-шмели в саду жужжат.

РРРРРРР -моторы тарахтят.

Автомобиль гудит — ВВВВ.

А мотор ревет -РРРРР.

Прокатится всех зовет-ТРРРР.

Паровозик-ЧЧЧЧЧ-ЧУ

В дом свой улетай,пчела-ЗЗЗЗЗ.

Первый мед принесла-ЗЗЗЗЗ

ВВВВ-гудит автомашина.

ССССС-прокол спустилась шина.

При этом ребенок слышит постоянно правильную речь –это еще один плюс в коррекционной работе.

Таким образом ДЭНС в логопедической практике дает укорочение сроков работы,облегчает постановку и автоматизацию звуков,особенно детей с дизартрией. Метод ДЭНС прост и эффективен.Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов,активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.На основании достигнувших результатов, за столь короткий срок можно говорить о целесообразности применения метода в качестве дополнительного средства в системе логопедической практики. Существуют определенные приемы в методике ДЭНС при коррекции звукопроизношения. При паретичности мышц рекомендовано использовать частоту 77 Гц,при спастичности -10Гц,для поиска триггерных,проблемных зон применять режим МЭД или Скрининг,для иммунных зон-10–20 Гц или низкие запрограммированные частоты аппарата ДиаДЭНС-ПКМ. Зоны аппаратного воздействия: язык, круговая мышца рта, подчелюстная зона, ее называют — зона косынки, шейное кольцо, зона яремной ямки, тригеминальная зона — зона выхода на лице ветвей тройничного нерва За один сеанс возможно обрабатывать 3 зоны: универсальную в ШВЗ они осуществляют общую связь с ЦНС.Вторую специальную — речевую. И в заключении воздействуем на иммунную зону — вырабатываем иммунитет у часто болеющих детей. А все речевые дети -это дети соматически ослабленные.

Технология ДЭНАС используется уже далеко не первый год. Практика с применением аппаратов в логопедии многими моими коллегами, кто использует эту методику, показывает положительные результаты за более короткие сроки коррекционной работы.

Литература:

  1. Н. А. Коршунова,Л. В. Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике. [Логопед 2007 № 4 С.27–31.]
  2. А. А. Смирнова. А. Н. Горнова Е. А. Кобяльковская К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Рефлексотерапия 2007 № 1 С 48–51]
  3. А. В. Перцев,В. В. Малахов.ДЭНАС и новая философия медецины. Журнал «Академический вестник» Международная академия фундаментального образования. [СПб-Екатеренбург 2004-С.30–32.]
  4. Ю. Черемхин,А. А. Власов,Т. В. Нехорошева, Р. С. Леер тез. X Международная конференция «АСВОМЕД: Современные технологии восстановительной медицины» [Сочи,2008г-С.272–273]
  5. Н. И. Аношкина Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда Динамическая электронейростимуляция.Новый виток спирали познания:СБ.мат.международ.мед. симпозиума «ДЭНАС МС» [Екатеринбург,2005г-С.188–190]

Основные термины (генерируются автоматически): коррекционная работа, ребенок, логопедическая практика, аппарат, артикуляционная моторика, зона, методика, фонематическое восприятие, динамическая электростимуляция, звуко-слоговая структура.

ДЭНС-терапия успешно применяется для лечения многих заболеваний и не имеет возрастных ограничений. Клинически подтверждена ее эффективность у детей с болезнями органов дыхания, мочевыделения, глаз, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и нервной системы функционального характера. А также ДЭНС очень активно используется в практике логопедов. Если вы – логопед или у вашего ребенка есть логопедические нарушения, то эта статья для вас.

Биологически активные точки на теле. ДЭНАС ПКМ [НЕЙРОДЭНС].

Что такое ДЭНС

Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами. ДЭНС с успехом используется как в домашних условиях, так и в лечебных учреждениях. В 2005 году она была впервые зарегистрирована как  самостоятельный лечебный метод, а в 2010 году было получено бессрочное регистрационное удостоверение на медицинскую технологию ДЭНАС. Динамическая электронейростиуляция представлена в учебнике по восстановительной медицине для медицинских вузов.

ДЭНС это лечебный метод XXI века. Однако он возник не на пустом месте. Не углубляясь в совсем давнюю историю, стоит упомянуть, что психоневролог Л.А. Щербакова еще в 70-80 годах XX века разработала и внедрила в практику методики точечного массажа, а затем и электростимуляции слабыми импульсными (синусоидальными) токами при логопедических нарушениях. ДЭНС тоже относится к импульсным токам и может применяться для коррекции логопедических нарушений. Это подтверждено 20-летней практикой и исследованиями.

Почему это эффективно

Высокая эффективность метода ДЭНС обусловлена формой импульса, которая динамически меняется на процедуре в зависимости от ответной реакции кожи пациента. Т.е. лечебный фактор постоянно меняется, поэтому к нему не возникает привыкания и сохраняется высокая эффективность лечения даже при регулярном длительном использовании аппаратов.

С помощью ДЭНАС-процедур можно добиться разных оздоровительных эффектов. Вот основные.

Местные:

— блокирование болевых импульсов (обезболивание),

— улучшения кровотока,

— нервно-мышечной передачи,

— ранозаживление.

Центральные:

— реорганизация центральной нервной системы,

— седативный эффект,

— повышение болевого порога,

— оптимизация работы иммунной системы.

Почему это безопасно

В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты – от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно этим очень малым воздействием на организм и объясняются минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.

Динамическая электронейростимуляция взаимодействует с организмом только посредством нервной системы – прямого воздействия на внутренние органы не оказывается. Ток не проникает под кожу; во время процедур НЕ происходит разогревания, механического массажа, давления или облучения каким-то чужеродным для человеческого организма фактором – есть только раздражение нервных окончаний кожи нейроподобным импульсом, который воспринимается центральной нервной системой как «родной». Это и физио-, и рефлексотерапия в одном аппарате.  

ДЭНС-терапию можно и детям. ДЭНАС ПКМ [НЕЙРОДЭНС].  

ДЭНС можно применять с первого дня жизни ребенка (разумеется, при наличии показаний). Есть множество описанных и опубликованных клинических наблюдений и исследования эффективности ДЭНС в неонаталогии. ДЭНС используется специалистами в логопедии, в реанимационных мероприятиях в родовом зале, для ведения недоношенных детей, с поражением ЦНС, родовыми травмами, с желтухой новорожденных и с другими патологиями.

Когда нельзя

Список противопоказаний для ДЭНС-терапии такой.

Абсолютные противопоказания:

— наличие имплантированного кардиостимлятора,

— индивидуальная непереносимость электротока.

Относительные противопоказания:

— Эпилептический статус (не путать с эпилепсией),

— Новообразования (опухоли) любой этиологии и локализации (исключаем воздействие в области опухоли),

— Острые лихорадочные состояния неясной этиологии (определяем наличие тяжелых заболеваний и тактику их лечения вместе с врачом),

— Тромбоз вен (исключаем воздействие в области тромбированных вен).

Часть противопоказаний связана с необходимостью обследования у врача с целью постановки диагноза и определения тактики лечения.

ДЭНС в логопедической практике

ДЭНС в логопедии применяется практически при любых нарушения: при задержке речевого развития и общем недоразвитии речи, дизартрии, дисфазии, заикании, алалии, аутизме, ДЦП, синдроме дефицита внимания, гиперактивности и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток). У нее ДЭНС в комплексных коррекционных курсах получили более 400 детей!

Выводы Н.Г. Лисецкой и ряда других авторов: 

— ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции,

— Расширению объема речевого дыхания и голосообразования,

— Улучшению зрительно-моторной координации и памяти,

— Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.

Другой впечатляющий пример приводит Н.А. Черлина. Это представитель Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, где также на протяжении нескольких лет ДЭНС применялась в комплексном лечении более 1700 детей! Выводы, к которым пришли в этой работе, сходны с предыдущим примером. Исследователи получили:

— Улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции,

— Повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры,

— Увеличение объема артикуляционных движений,

— Расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования,

— Увеличение объема зрительного восприятия,

— Повышение самоконтроля ребенка.

Нейропсихолог С.В. Гузенко. ДЭНАС ПКМ [НЕЙРОДЭНС].  

Не удивительно, что многие специалисты в области логопедии и нейропсихологии взяли на вооружение ДЭНС-терапию и получают впечатляющие результаты даже при сложных речевых расстройствах. Во что говорит нейропсихолог С.В. Гузенко – она  руководит центром нейрологопедической коррекции «Перспектива» :

– Более эффективного метода помощи детям с задержкой речевого развития, расстройством аутистического спектра, патологией речевых нарушений, чем ДЭНС-терапия на сегодняшний день не придумано! Динамическая электронейростимуляция, подобно человеческому организму, работает по принципу формирования нейроподобного импульса. Метод ДЭНС улучшает нейронную связь, способствует мыслительной деятельности и возникновению и развитию речи.

Какой аппарат выбрать

А теперь перейдем к практическим вопросам. Если перед вами стоит задача коррекции речевых нарушений, то можно рекомендовать два варианта аппаратного оснащения.

Аппарат ДЭНАС-ПКМ ПроАппарат ДЭНАС-ПКМ 

Первый – универсальный – подойдет и для домашнего использования, и для работы профессионала. Это аппарат ДЭНАС-ПКМ Про/НЕЙРОДЭНС-ПКМ/ДЭНАС-ПКМ, а также комплекты выносных электродов: ДЭНАС-Аппликатор, ДЭНАС-очки, ДЭНАС-Массажный и ДЭНАС-Рефлексо. Выносные электроды освобождают руки человека, который проводит процедуры, делают воздействие более комфортным и коротким по времени. Разумеется, аппарат работает и без выносных электродов, ими можно пополнять свой ДЭНАС-арсенал постепенно, по мере необходимости.

Кстати, аппараты оснащены функцией «Детский доктор»; эта функция помогает подобрать нужные для детей параметры стимуляции.

Второй вариант оснащения – профессиональный, он больше подходит для работы в  условиях клиники или логопедического кабинета (Хотя и для дома он также не противопоказан). Это аппарат ДЭНАС-Комплекс с набором электродов. В этом аппарате заложено более 100 предустановленных программ, что, конечно, облегчает работу на потоке пациентов.

Методики ДЭНС в речевой коррекции

Большой плюс ДЭНС-терапии – простота применения. В аппаратах НЕЙРОДЭНС-ПКМ и ДЭНАС-ПКМ реализованы 24 автоматических программы, которые подходят для лечения часто встречающихся проблем: Голова, Насморк, Кашель и т.д. А ручные настройки позволяют подобрать индивидуальную методику, в т.ч. для устранения логопедических нарушений.

Методика лечения логоневроза. ДЭНАС ПКМ [НЕЙРОДЭНС].  

Для коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают речевые зоны и точки:

— язык,

— круговая мышца рта,

— подчелюстная зона,

— яремная ямка,

— межлопаточная зона,

— шейно-воротниковая зона,

— 2-й шейный позвонок,

— подушечки пальцев,

— точка хэ-гу,

центральные речевые зоны:

— зона скальпа – область зон Брока, Вернике,

зоны общего действия:

— тройничная зона,

— околопозвоночные зоны.

При этом в зависимости от конкретной ситуации используют частоты: 77, 7710, 10, 20, 77АМ, программу МЭД, скрининг. Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон и берется от 1 до 3 частот. Мощность воздействия и время процедур определяют с учетом возраста ребенка. Лечат также сопутствующие логопедическим симптомы, например, если возникла боль в горле или нарушение стула, то добавляют обработку соответствующих зон. Разумеется, чтобы получить хороший результат, необходим курс процедур, а в некоторых случаях – несколько курсов.

Подробные методики можно найти в различных печатных и интернет-источниках. Есть также специальный вебинар, размещенный в разделе «Видео» на нашем сайте.    

Подводя итог

Применение аппаратов ДЭНС-терапии в логопедии позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате процедур:

— Нормализуется мышечный (и гипер-, и гипо-) тонус в речевой и мимической мускулатуре,

— Улучшается зрительно-моторная координация,

— Улучшается качество речевых движений,

— Стимулируются безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование),

— Важные сопутствующие эффекты – уменьшение возбудимости и нормализация сна.

А также можно получить и другие эффекты.

Важно и то, что ДЭНАС-аппараты в логопедии для коррекции речи можно использовать как специалистам-дефектологам, так и обычным людям в домашних условиях. Идеальный во всех смыслах вариант: домашнее применение под руководством специалиста. В таком тандеме можно достичь лучшего результата за счет регулярности процедур и правильного подбора методики. 

Аппарат ДЭНАС-Комплекс. ДЭНАС ПКМ [НЕЙРОДЭНС].  

Научиться подбирать и применять методики ДЭНС-терапии можно самостоятельно, воспользовавшись открытыми источниками (книгами, интернетом и пр.) или окончив специальные курсы. Они сейчас проходят регулярно по мере набора группы в виде серии вебинаров. Обучаться на этих курсах может любой желающий – для самообразования. А специалисты в области логопедии (с высшим педагогическим образованием) по окончании этого обучения получат документ государственного образца о прохождении курса: «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЭНАС в логопедии». Удостоверение может быть засчитано при получении или подтверждении педагогической (логопедам) квалификационной категории. Документ позволит логопедам оказывать платные услуги ДЭНС-терапии для своих клиентов – детей и взрослых.

Что ж, набирайтесь терпения, берите в руки аппарат ДЭНАС-ПКМ, проводите процедуры. Пусть ваши дети говорят и мыслят правильно, четко и красиво!

Е. Храмова, специально для denas-burg.ru

Источники, использованные при написании статьи:

Вебинар «ДЭНС терапия при речевых нарушениях» https://youtu.be/JVZ1zwpsHAA

Брошюра «Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции. 2016 год»  https://denas-burg.ru/science

Дополнительные материалы

  1. Справочник ДЭНС терапии
  2. Каталог статей

КАК ЗАКАЗАТЬ АППАРАТ ДЭНАС

  1. Самостоятельно заказать аппараты или электроды ДЭНАС можно следуя пошаговой инструкции «Как заказать ДЭНАС аппарат»
  2. С нашей помощью. Для этого заполните форму и мы с Вами свяжемся  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  

«ДЭНС — терапия как дополнительное средство

в коррекционно-развивающей работе логопеда».

                                                                           Составитель:

                                                                    учитель-логопед Борисова К.В.                

                                                                   высшая квалификационная категория

г. Каменск-Уральский

2020 г.

Пояснительная записка.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Некоторые дети приходят в логопедическую группу на один учебный год, вместо положенных двух-трёх. Задача педагога в максимально короткие сроки скорректировать имеющиеся у детей нарушения речи.  

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.

Работая с детьми со сложными речевыми патологиями, в частности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, возникла необходимость в «помощнике». Таким помощником оказался аппарат ДЭНАС.

ДЭНС-терапия существует уже 19 лет. Она решала, решает и будет решать сложные задачи в области восстановления здоровья у детей и взрослых. Логопедия – одна из них. Многолетний опыт показывает, что ДЭНС-терапия позволяет легко и просто получить желаемые результаты при восстановлении правильной речи.

Метод динамической электронейростимуляции начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001году. В настоящее время данный метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005г.) ДЭНС разрешена врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Пройдя соответствующее обучение, я решила внедрить  ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой  патологией.

В основе ДЭНС-терапии лежит воздействие, осуществляемое через кожные покровы   микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами человека.  Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно.

Аппарат ДЭНАС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнеобразования), работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшают зрительно-моторную координацию. Метод безопасен в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям в организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. Использовать аппарат ДЭНАС можно для всех возрастов, начиная с рождения. Он практически не имеет противопоказаний.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • непереносимость электрического тока;
  • наличие имплантированного кардиостимулятора.

 Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия  ДЕНС-терапии на организм ребенка доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г. Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г),  на кафедре физиотерапии и курортологии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.).

Таким образом, я определила тему проекта: «ДЭНС — терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».

Цель проекта: Коррекция речевых нарушений с помощью метода ДЭНС-терапии. Задачи: 
1. Пройти курсовую подготовку по изучению метода ДЭНС-терапии в логопедии. 2. Определить уровень развития  речи  у старших дошкольников с ОНР.

3. Разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии.

4.Определить эффективность ДЭНС-терапии в коррекции речевых недостатков.

Вид проекта: коррекционно-педагогический, исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 2020-2022 учебный год.

Участники проекта: старшие дошкольники группы компенсирующей направленности (коррекция ОНР), учитель-логопед, родители (законные представители) воспитанников.

Проект реализуется в пять этапов:

I – организационный

II – технологический

III – оценочный

2020-2021 учебный год:

1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).

— пройти специализированный курс для логопедов от «Центра независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования» (ООО «ЦОК ДПО») по теме: «Технология ДЭНС-терапии в логопедии»; изучить специальную литературу;

— проведение педагогической диагностики, выявление особенностей речевого развития;

 — разработать алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии. 

— консультация невролога (по направлению учителя-логопеда).  

— информирование родителей детей, оформление согласия на проведение ДЭНС-терапии;

2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).

Работа с детьми:

— курсовое воздействие аппаратом ДЭНАС (три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней);

— артикуляционная и дыхательная гимнастика в системе коррекционного воздействия;

— постановка и автоматизация звуков.

Работа с родителями:

— консультация «ДЭНС-терапия в коррекционно-развивающей работе логопеда»;

-выполнение рекомендаций узких специалистов.

Распространение опыта среди педагогов:

— консультирование, круглый стол, мастер-класс.

3 этап. Оценочный (МАЙ 2021 г).

-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;

— отчетная реализация проекта (презентация).

Ожидаемый результат.

Включение ДЭНС-терапии   в систему логопедической работы позволяет оптимизировать коррекционную деятельность. У дошкольников нормализуется состояние мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, увеличится объём артикуляционных движений, расширится объём речевого дыхания, улучшится качество голосообразования, что облегчает постановку и автоматизацию звуков. Речь детей становится чёткой и интонационно-выразительной.

Содержание работы этапов проекта

2020-2021 учебный год:

1 этап. Организационный (АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ, 2020 г).

 В последние годы отмечается   увеличение количества детей с речевыми нарушениями.  Причем детей с нарушениями только произносительной стороны речи (ФНР) — гораздо меньше, чем детей с органическим поражением центральной нервной системы.

  В зависимости от локализации и времени поражения центральной нервной системы у дошкольников   чаще всего распространены   следующие речевые расстройства.

Дизартрия – расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При этом происходит нарушение речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи.  В результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга.

Задержка речевого развития — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью.

В 2020 году я прошла обучение в Автономной некоммерческой организации ДПО «Уральская академия медиаций и комплексной безопасности» по программе «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЕНАС в логопедической практике». Изучив этот метод, я решила внедрить  ДЭНС в систему коррекционной работы, как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различной речевой  патологией.

Перед началом работы было проведено логопедическое обследование дошкольников с ОНР.

По результатам обследования у дошкольников с ОНР были выявлены множественные нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, мимики, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики.

Дети были направлены на консультацию к неврологу (по направлению учителя-логопеда).

Родители были проинформированы о результатах обследования и о проведении ДЭНС-терапии их ребёнку. Было оформлено согласие на использование ДЭНС-терапии.  

 Далее был разработан алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии:

1.Общее время сеанса с применением ДЭНС-терапии – 12-15 минут.

2. Традиционная артикуляционная гимнастика – 3-5 минут.

3. Упражнения для развития речевого дыхания.

2 этап. Технологический (ОКТЯБРЬ, 2020 – АПРЕЛЬ, 2021 г).

В течение учебного года проводилось три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10-14 дней. На сеансе обрабатывалась знаменитая точка Хэ-Гу. Воздействуя на неё, многие биологически активные точки становятся активней в 2-3 раза. А также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, тройничная, подчелюстная зона, зоны второго и седьмого шейных позвонков.

Решать логопедические задачки помогают многочисленные системы соответствия организма. Использовалась методика ДЕНС по Су Джок – терапии: большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук. Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка. Су Джок -терапия развивает не только мелкую моторику и артикуляционные способности ребёнка, она является «пультом дистанционного управления» здоровьем человека.

Занятия с использованием ДЭНС-терапии включает в себя:

-1-2 универсальных зоны — три дорожки в шейно-воротниковой зоне или шесть точек – они осуществляют общую связь с центральной нервной системой.

-1 специальную зону- речевую, т.е. воздействие на периферию.

-1 иммунную зону.   Речевые дети, как правило соматически ослабленные.

Для родителей была размещена информация на сайте детского сада, где родители познакомились с методикой ДЕНС -терапии, её эффективностью в коррекционной работе.

Опыт работы по внедрению ДЕНС-терапии в логопедическую практику был размещён на личной странице в Социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ .

3 этап. Оценочный (МАЙ, 2021 г).

-динамика развития речи детей, сравнительный анализ;

— отчетная реализация проекта (презентация).

 Все результаты фиксировались во время и после занятия в индивидуальном маршруте для каждого ребенка, получающего помощь аппаратом  ДЭНС.

 За 2020-2021 год ДЕНС-терапию получили 7 детей. Уже после первого курса, были получены положительные результаты.  У 2 детей улучшилось состояние мышечного тонуса органов артикуляции. Увеличился объем артикуляционных движений у 3 детей. У 2 воспитанников с нарушением произношения шипящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [Ш]. 

Этот метод прост и эффективен. Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС происходит нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, повышается качество просодических компонентов речи, увеличивается объем и качество выполнения артикуляционных движений, активизация мимической, мелкой моторики. Постановка большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает их автоматизацию и сокращает сроки коррекционной работы.

На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции можно говорить о его реальном эффекте, о целесообразности его применения, как дополнительного средства в системе логопедической практики.

Список литературы.

1.        Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.

2.        А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004. – С. 30-32.

3.        Смирнова А.А., Горнова А.Н., Кобяльковская Е.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Рефлексотерапия. 2007. №1. С.48-51.

4.        Черемхин К.Ю., Власов А.А., Нехорошева Т.В., Леер Р.С. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации   детей с нарушениями речи.

Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время логопеды с повышенным вниманием применяют немедикаментозные методы – тейпирование, массаж языка, лицевой мускулатуры и динамические электростимуляции (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области рефлексогенных зон. Под воздействием данной стимуляции появляются компенсаторные возможности организма. В ходе данного воздействия ликвидируются болевые синдромы, совершенствуется местное и системное кровообращение, оказывается противовоспалительное действие, активируется образование биологически активных веществ и обменные процессы в тканях, что способствует удалению продуктов метаболизма из патологических очагов, нормализуется тонус мышц и сосудов, усиливаются защитные механизмы, снимаются последствия стрессовых воздействий. Динамическая электронейростимуляция является средством подъема настроения, улучшения общего самочувствия и повышения работоспособности. Этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций. В своей работе мы внедрили данную методику после обследования в сентябре 2019 года.

В обследовании принимали участия дети старшей группы (5-6 летнего возраста) по следующим параметрам: словарь, звукопроизношение и слоговая структура, грамматический строй речи, мелкая и общая моторика, фонематический слух и связная речь. Участвовало 15 детей с заключениями ГПМПк:

  • «ОНР II уровня. Стертая форма дизартрии» 46% — это 7 человек.
  • «ОНРII III уровня. Стертая форма дизартрии» 33% — это 5человек.
  • «ОНР II уровня. Моторная алалия. » 20% — это 3 воспитанника.

Из них 33 % -это 5 человек, имеют задержку психического развития, один ребёнок с заключением Сенсомоторная алалия. Данной категории детей было рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, по средствам создания специальных условий пребывания в логопедической группе сроком на 2 года обучения.

В течение первого учебного года у 15 детей логопедической группы №10 МБДОУ комбинированного вида №120 было проведено три курса ДЭНС и массаж продолжительностью 10 дней. Время сеанса составило 5-10 минут. К каждому ребёнку подходили индивидуально: схема ДЭНС воздействия составлялась в зависимости от специфики нарушения. Всем обследуемым детям провели аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т с учетом дифференцированного возрастного подхода. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось приятное покалывание, применялась к детям 5—6 лет с различной речедвигательной патологией. Схема применения ДЭНС-терапии при логопедических проблемах у старших дошкольников:

1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность воздействия комфортная.

2. Режим «Терапия» — статическая обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность комфортная.

3. Режим «Терапия» — статическая обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность 2—3 единицы.

4. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины губ, время 3—5 мин, мощность 1—2 единицы.

5. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.

6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка ногтевых лож пальцев рук, время 1 мин, мощность комфортная.

Уже после первого курса улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, было отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, а также снизилась возбудимость и гиперактивных детей. Дети стали охотнее выполнять обучающие программы. Кроме того реже болеть простудными заболеваниями.

При речевых нарушениях коррекционное воздействие оказывается на следующие зоны (Рис.1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

В ходе обработки полученных данных выявлено, что необходимо направить работу в данном направлении с использованием метода ДЭНС. Это определяет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми разного уровня речевого развития как целенаправленное формирование связной речи — что определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста.

Метод дает возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Сократилось количество нарушений свистящих звуков в полтора раза, а шипящих в три раза. Значительная динамика при постановке соноров. Однако, к концу первого года обучения 75% детей стали произносить все звуки. На основании результатов коррекционной работы, можно говорить о эффективности ДЭНС и конечно о целесообразности использования в системе логопедической практики. У детей наблюдались сочетанные тяжелые речевые нарушения, моторная алалия, и стертая форма дизартрии, отягощенные задержкой психического развития. На конец 2019-2020 учебного года выявилась значительная положительная динамика в речевом развитии, что видно из заключений независимых экспертов Городской комиссии. Таким образом, реализация комплексного подхода в коррекционно-развивающем сопровождении детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в специальных условиях через использование специальных коррекционных программ и индивидуальных маршрутов и технических средств воздействия, таких как динамическая электростимуляция.

Выводы: Применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста. На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции у дошкольников можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической коррекции.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С.Цветкова, А.В.Семенович, С.Н.Котягина, Е.Г.Гришина, Т.Ю.Гогберашвили. – М.: 2001. – 272с.
  2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: 1996. – 64 с.
  3. Агошкина Н.И. Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда // Динамическая электронейростимуляция. Новый виток спирали познания: Сб. мат-лов междунар. мед. симпозиума «ДЭНАС МС». — Екатеринбург, 2005.
  4. Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017.
  5. Бурачевская, О.В. Динамическая электронейростимуляция в коррекции речевых нарушений / О.В.Бурачевская, Н.И.Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017.
  6. Смирнова А.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / А.А.Смирнова, А.Н.Горнова, Е.А.Кобялековская // Рефлексотерапия. — С. 48–51. 2008.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дэнас аппарат для лечения суставов цена инструкция по применению
  • Дэнс кардио инструкция по применению
  • Дэн 18ш инструкция по эксплуатации компрессор
  • Дэнс аппликатор инструкция по применению
  • Дэнас рефлексо инструкция по применению видео