ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
По учебной работе
______ М.И.Трушкова
Рабочая тетрадь
Тема «Подготовка пациента к лабораторным методам исследования»
По дисциплине «Основы сестринского дела»
Для обучающихся II курса
Специальность 0301000 «Лечебное дело» 0302000 «Сестринское дело»
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛА
Дикун Е.В
На заседании цикловой методической
Комиссии №4 клинических дисциплин
Протокол №
От « » 2019 г.
Председатель ЦМК
Сайгакова В.М.
ОДОБРЕНО
Методист Коцелл С.О.
колледжа
2019 г
Целью данного учебного пособия является помощь студентам в изучении предмета «Основы сестринского дела». Данное пособие поможет студентам развить логическое, клиническое мышление, практические навыки свободного владения материалом и применить полученные знания к конкретным, практическим ситуациям.
Тема: Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным
методам исследования
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
ведения медицинской документации;
-
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
-
соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
-
организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики;
-
оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
-
обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
-
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам подготовки к различным исследованиям
знать:
-
технологии выполнения медицинских услуг;
-
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
-
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
-
права пациента.
Основные понятия
различных лабораторных методик
Диурез
-количество мочи, выделенное за сутки
Кал
-выделяющиеся при дефекации массы, состоящие из непере- варенных остатков пищи и пищеварительных соков, а так же многочисленных бактерий
Гельминтозы
— заболевания, вызываемые червями, паразитирующие в
кишечнике человека
Мокрота
-патологический секрет бронхолегочной системы,
выделяющийся при кашле или отхаркивании
Дренажное положение
-положение тела, при котором мокрота отходит более
эффективно
Мазки из зева и носа
-отделяемое носоглотки взятое для исследования
ТЕМА :Подготовка пациента к исследованию крови и мочи
КРОВЬ
Цель работы: систематизировать знания по подготовке пациента к лабораторным методам исследования крови и мочи. Ознакомиться с основными видами исследований, уметь применять в практической деятельности.
Задание № 1. Вспомните и запишите:
При инструктировании пациента о порядке взятия биологического материала для исследования медицинской сестре необходимо установить терапевтическое общение. Для этого нужно:
1.
2.
3.
4.
Задание № 2. Перечислите общие меры предосторожности при заборе и доставке биологического материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание № 3. Перечислите виды исследований крови:
1.
2.
3
4.
5.
Задание № 4. Перечислите виды лабораторий для исследования крови:
1.
2.
3.
Задание № 5. Перечислите, на какие вопросы пациент должен получить ответы при инструктаже по подготовке к лабораторным методам исследованиям крови:
1.
2.
3.
Задание № 6 Составьте тезисы к памятке по подготовке пациента к клиническому (общему) анализу крови:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7 Установите последовательность, расставив в скобках порядковый номер действия:
Технология выполнения простой медицинской услуги «Взятие крови из периферической вены»
I.Подготовка к процедуре
-
Проверить соблюдение пациентом ограничений в диете, учесть приём назначенных пациенту препаратов.
-
Пригласить пациента, провести его идентификацию.
[ ] Выбрать, осмотреть пропальпировать область предполагаемой венепункции на наличие уплотнения, воспаления.
[ ] Надеть защитные очки, маску, перчатки.
[ ] Расположить руку пациента так, чтобы плечо и предплечье образовали прямую линию (под локоть положить клеёнчатую подушку).
[ ] Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, убедиться в наличии информированного согласия.
[ ] Вымыть и высушить руки с использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Подготовить необходимое оснащение
[ ]Зарегистрировать направление на анализ, промаркировать пробирки для взятия крови и бланк направления одним регистрационным номером.
[ ] Предложить/помочь пациенту занять удобное положение: сидя или лежа.
II. Выполнение процедуры
[ ] Взять шприц фиксируя указательным пальцем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху, снять с иглы защитный колпачок.
[ ] Наложить жгут на среднюю треть плеча, на рубашку или пеленку так чтобы при этом пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать её.
[ ] Ввести иглу в вену.
[ ] Попросить пациента сжать кулак.
[ ] Выбрать, осмотреть и пропальпировать место предполагаемой венепункции
[ ] Потянуть поршень на себя. Когда из канюли иглы покажется кровь, набрать необходимое количество крови, медленно вытягивая поршень шприца на себя.
[ ] Продезинфицировать место венепункции.
[ ] Фиксировать вену пациента так, чтобы большой палец находился на 3-5 см ниже венепункции, натянуть кожу.
[ ] Снять (ослабить) жгут, попросить пациента разжать кулак.
III. Окончание процедуры
[ ] Убедиться в хорошем самочувствии пациента и убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет.
[ ] Извлечь иглу из вены.
[ ] Приложить к месту венепункции салфетку/ ватный шарик с кожным
антисептиком
[ ] Снять иглу со шприца через иглоотсекатель и перелить кровь из шприца в пробирку.
[ ] Сделать соответствующую запись о выполнении в медицинскую документацию
[ ] Транспортировать в соответствующие лаборатории промаркированные пробирки в специальных контейнерах с крышками (термосумках).
[ ] Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции
[ ] Вымыть и осушить руки с использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Провести дезинфекцию использованного оборудования.
Задание № 8 Решите профессионально-ориентированные ситуационные задачи:
Задача 1. Врач назначил исследование крови, но в беседе с пациентом медсестра выяснила, что утром, сразу после сна, он выпил кофе.
Задание: Определите тактику медсестры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. В тот момент, когда медсестра, забирая кровь на ВИЧ, извлекла иглу и развязала жгут, брызнувшая кровь пациента попала в глаза медсестры.
Задание: Что должна предпринять медсестра и как избежать случившегося
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9 Перечислите преимущества использования систем Vacuette при заборе венозной крови:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
МОЧА
Задание № 10 Обоснуйте, почему в выборе лабораторной посуды предпочтение отдаётся специализированной таре:
1.
2.
3.
4.
Задание № 11 Выпишите направления
-
На общий анализ мочи пациенту Иванову И.И. 58 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее учреждение (отделение)
ФИО
Пол Возраст
Врач
Дата получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
-
На исследование мочи по Зимницкому пациенту Сидорову А.А., 46 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее учреждение (отделение)
ФИО
Пол Возраст
Врач
Дата получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
-
На бактериологическое исследование мочи пациенту Спицину М.С., 26 лет, находящемуся на лечении в гастроэнтерологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее учреждение (отделение)
ФИО
Пол Возраст
Врач
Дата получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
-
На биохимическое исследование крови пациентке Крапивиной Н.С., 35 лет, находящейся на лечении в пульмонологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее учреждение (отделение)
ФИО
Пол Возраст
Врач
Дата получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
Задание № 12 Объясните от чего может меняться состав мочи:
1.
2.
3.
4.
Задание № 13 Перечислите, на какие вопросы пациент должен получить ответы при подготовке и сбору мочи на исследование:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 14 Составьте план содержания памятки для пациента:
-
По подготовке к исследованию и сбору мочи на общий анализ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По подготовке к исследованию и сбору мочи по Нечипоренко
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По подготовке к исследованию и сбору мочи по Зимницкому
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По подготовке к исследованию и сбору мочи на глюкозу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По подготовке и сбору мочи на бактериологическое исследование
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Укажите цель исследования мочи:
-
На бактериологическое исследование
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
На общий анализ
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По Зимницкому
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
По Нечипоренко
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
На сахар
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Заполните карту программированного опроса
Наименование
анализа
Оснащение
Особенности подготовки
Необходимое количество мочи (мл)
Время сбора
Название лаборатории
Общий
По
Нечипоренко
Проба по Зимницкому
На сахар
Суточный диурез
Бактериоло-гическое исследование и чувствитель-ность к антибиотикам
Задание № 16. Решите профессионально-ориентированные
ситуационные задачи.
Задача 1.
Пациенту назначено исследование мочи по Нечипоренко. Медсестра объяснила пациенту, что он должен утром собрать «среднюю порцию» струи мочи в чистую баночку и отнести в лабораторию.
Задание: Проинструктируйте пациента
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Родственники принесли передачу – арбуз, виноград, спелые груши.
Задание: Тактика медсестры
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
У пациента, страдающего сахарным диабетом, несмотря на высокое содержание сахара в крови, сахар в моче практически не обнаруживается. В беседе с медсестрой врач выяснил, что при сборе мочи медсестра допускает одну и ту же ошибку.
Задание: Какую ошибку допустила медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Пациент собрал мочу в 12 часов во II-й флакон, а затем в 4 часа в IV-й. на вопрос медсестры, почему он оставил III-й флакон пустым, пациент ответил, что забыл помочиться в нужное время.
Задание: Прокомментируйте в чем состоит ошибка медицинской сестры и её последующая тактика в сложившейся ситуации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Для сбора мочи на определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам медсестра предложила пациенту чистую сухую банку с крышкой.
Задание: В чем ошибка медицинской сестры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Пациент, собрав мочу для анализа, увидел, что моча необычного цвета (красно-бурого). Разволновался, спрашивает у медсестры, почему у него такая моча?
Задание: Как должна поступить медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Пациент за сутки плотно пообедал без жидких блюд, за день выпил стакан чая, полбутылки кефира и съел килограмм яблок. Внутривеннокапельно ему перелито 400 мл физраствора. Суточный диурез составил 950 мл.
Задание: Оцените водный баланс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
по теме «Подготовка пациента к исследованию крови и мочи»
Задание: Выберите один правильный ответ.
1. Кровь на биохимические анализы берётся:
а. утром натощак
б. после завтрака
в. до завтрака
г. после обеда
2. Забор крови для биохимического исследования осуществляет:
а. процедурная медсестра
б. палатная медсестра
в. старшая сестра
г. Лаборант
3. Испачканные кровью тампоны помещают:
а. в 1% р-р хлорамина
б. в КБСУ
в. в 3% р-р хлорамина
г. в 25% р-р формалина
4. Необходимое количество мочи для общего клинического анализа:
а. 400-500мл
б. 150-200мл
в. 250-300мл
г. 50-100мл
5. Во время проведения пробы по Зимницкому необходимо собрать порций:
а. 2
б. 6
в. 8
г. 10
6. Для исследования мочи по методу Нечипоренко собирают:
а. первую порцию мочи
б. всю порцию мочи
в. последнюю порцию мочи
г. среднюю порцию мочи
7. Лаборатория, осуществляющая исследование крови на содержание антител к ВИЧ-инфекции называется:
а. клиническая
б. иммунологическая
в. бактериологическая
г. биохимическая
8. Порции мочи при проведении пробы по Зимницкому собирают каждые (в часах):
а. 4 часа
б. 2 часа
в. 3 часа
г. 1 час
9 . Мочу на сахар собирают:
а. среднюю порцию мочи
б. всю утреннюю порцию
в. в течении суток
г. через 4 часа
10. Для лучшего восприятия инструкции по подготовке к исследованию пациенту предоставляют:
а. направление
б. памятку
в. лабораторный бланк
г. выписку из амбулаторной карты
ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель
директора
По
учебной работе
______
М.И.Трушкова
Рабочая тетрадь
Тема «Подготовка пациента к лабораторным методам
исследования»
По дисциплине «Основы
сестринского дела»
Для обучающихся II курса
Специальность 0301000
«Лечебное дело» 0302000 «Сестринское дело»
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛА
Дикун
Е.В
На заседании цикловой
методической
Комиссии №4 клинических
дисциплин
Протокол №
От « » 2019 г.
Председатель ЦМК
Сайгакова В.М.
ОДОБРЕНО
Методист Коцелл С.О.
колледжа
2019 г
Целью данного учебного пособия является помощь студентам в
изучении предмета «Основы сестринского дела». Данное пособие поможет студентам
развить логическое, клиническое мышление, практические навыки свободного
владения материалом и применить полученные знания к конкретным, практическим
ситуациям.
Тема: Подготовка пациента к лабораторным и
инструментальным
методам исследования
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь
практический опыт:
—
ведения медицинской документации;
—
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на
дому;
—
соблюдения требований техники безопасности и пожарной
безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
—
организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной
этики;
—
оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к
лечебно-диагностическим мероприятиям;
—
обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его
окружения и персонала;
—
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам
подготовки к различным исследованиям
знать:
—
технологии выполнения медицинских услуг;
—
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
—
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
—
права пациента.
Основные понятия
Кровь |
— универсальная внутренняя |
Моча (urina) |
-биологическая жидкость, в |
Лабораторная диагностика |
-совокупность |
Реакция Вассермана (RW) |
— |
ВИЧ |
-вирус иммунодефицита человека |
Лабораторные методы исследования |
-исследование биологического различных лабораторных методик |
Диурез |
-количество мочи, выделенное |
Кал |
-выделяющиеся при дефекации |
Гельминтозы |
— заболевания, вызываемые кишечнике человека |
Мокрота |
-патологический секрет выделяющийся при кашле или |
Дренажное положение |
-положение тела, при котором эффективно |
Мазки из зева и носа |
-отделяемое носоглотки взятое |
ТЕМА :Подготовка пациента
к исследованию крови и мочи
КРОВЬ
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель
директора
По
учебной работе
______
М.И.Трушкова
Рабочая тетрадь
Тема «Подготовка пациента к лабораторным методам
исследования»
По дисциплине «Основы
сестринского дела»
Для обучающихся II курса
Специальность 0301000
«Лечебное дело» 0302000 «Сестринское дело»
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛА
Дикун
Е.В
На заседании цикловой
методической
Комиссии №4 клинических
дисциплин
Протокол №
От « » 2019 г.
Председатель ЦМК
Сайгакова В.М.
ОДОБРЕНО
Методист Коцелл С.О.
колледжа
2019 г
Целью данного учебного пособия является помощь студентам в
изучении предмета «Основы сестринского дела». Данное пособие поможет студентам
развить логическое, клиническое мышление, практические навыки свободного
владения материалом и применить полученные знания к конкретным, практическим
ситуациям.
Тема: Подготовка пациента к лабораторным и
инструментальным
методам исследования
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь
практический опыт:
—
ведения медицинской документации;
—
обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на
дому;
—
соблюдения требований техники безопасности и пожарной
безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
—
организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной
этики;
—
оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к
лечебно-диагностическим мероприятиям;
—
обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его
окружения и персонала;
—
составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам
подготовки к различным исследованиям
знать:
—
технологии выполнения медицинских услуг;
—
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
—
основы профилактики внутрибольничной инфекции;
—
права пациента.
Основные понятия
Кровь |
— универсальная внутренняя |
Моча (urina) |
-биологическая жидкость, в |
Лабораторная диагностика |
-совокупность |
Реакция Вассермана (RW) |
— |
ВИЧ |
-вирус иммунодефицита человека |
Лабораторные методы исследования |
-исследование биологического различных лабораторных методик |
Диурез |
-количество мочи, выделенное |
Кал |
-выделяющиеся при дефекации |
Гельминтозы |
— заболевания, вызываемые кишечнике человека |
Мокрота |
-патологический секрет выделяющийся при кашле или |
Дренажное положение |
-положение тела, при котором эффективно |
Мазки из зева и носа |
-отделяемое носоглотки взятое |
ТЕМА :Подготовка пациента
к исследованию крови и мочи
КРОВЬ
Цель
работы: систематизировать знания по подготовке пациента к
лабораторным методам исследования крови и мочи. Ознакомиться с основными видами
исследований, уметь применять в практической деятельности.
Задание № 1. Вспомните и
запишите:
При инструктировании пациента о
порядке взятия биологического материала для исследования медицинской сестре
необходимо установить терапевтическое общение. Для этого нужно:
1.
2.
3.
4.
Задание № 2. Перечислите
общие меры предосторожности при заборе и доставке биологического материала:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание № 3. Перечислите
виды исследований крови:
1.
2.
3
4.
5.
Задание № 4.
Перечислите виды лабораторий для исследования крови:
1.
2.
3.
Задание № 5. Перечислите,
на какие вопросы пациент должен получить ответы при инструктаже по подготовке к
лабораторным методам исследованиям крови:
1.
2.
3.
Задание № 6 Составьте
тезисы к памятке по подготовке пациента к клиническому (общему) анализу крови:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7 Установите
последовательность, расставив в скобках порядковый номер действия:
Технология выполнения простой
медицинской услуги «Взятие крови из периферической вены»
I.Подготовка
к процедуре
·
Проверить соблюдение пациентом ограничений в диете, учесть приём
назначенных пациенту препаратов.
·
Пригласить пациента, провести его идентификацию.
[ ] Выбрать, осмотреть
пропальпировать область предполагаемой венепункции на наличие уплотнения,
воспаления.
[ ] Надеть защитные очки,
маску, перчатки.
[ ] Расположить руку пациента
так, чтобы плечо и предплечье образовали прямую линию (под локоть положить
клеёнчатую подушку).
[ ] Объяснить пациенту цель и
ход предстоящей процедуры, убедиться в наличии информированного согласия.
[ ] Вымыть и высушить руки с
использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Подготовить необходимое
оснащение
[ ]Зарегистрировать направление
на анализ, промаркировать пробирки для взятия крови и бланк направления одним
регистрационным номером.
[ ] Предложить/помочь пациенту
занять удобное положение: сидя или лежа.
II.
Выполнение процедуры
[ ] Взять шприц фиксируя
указательным пальцем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр шприца
сверху, снять с иглы защитный колпачок.
[ ] Наложить жгут на среднюю
треть плеча, на рубашку или пеленку так чтобы при этом пульс на лучевой артерии
пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать
её.
[ ] Ввести иглу в вену.
[ ] Попросить пациента сжать
кулак.
[ ] Выбрать, осмотреть и
пропальпировать место предполагаемой венепункции
Задание № 4.
Перечислите виды лабораторий для исследования крови:
1.
2.
3.
Задание № 5. Перечислите,
на какие вопросы пациент должен получить ответы при инструктаже по подготовке к
лабораторным методам исследованиям крови:
1.
2.
3.
Задание № 6 Составьте
тезисы к памятке по подготовке пациента к клиническому (общему) анализу крови:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7 Установите
последовательность, расставив в скобках порядковый номер действия:
Технология выполнения простой
медицинской услуги «Взятие крови из периферической вены»
I.Подготовка
к процедуре
·
Проверить соблюдение пациентом ограничений в диете, учесть приём
назначенных пациенту препаратов.
·
Пригласить пациента, провести его идентификацию.
[ ] Выбрать, осмотреть
пропальпировать область предполагаемой венепункции на наличие уплотнения,
воспаления.
[ ] Надеть защитные очки,
маску, перчатки.
[ ] Расположить руку пациента
так, чтобы плечо и предплечье образовали прямую линию (под локоть положить
клеёнчатую подушку).
[ ] Объяснить пациенту цель и
ход предстоящей процедуры, убедиться в наличии информированного согласия.
[ ] Вымыть и высушить руки с
использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Подготовить необходимое
оснащение
[ ]Зарегистрировать направление
на анализ, промаркировать пробирки для взятия крови и бланк направления одним
регистрационным номером.
[ ] Предложить/помочь пациенту
занять удобное положение: сидя или лежа.
II.
Выполнение процедуры
[ ] Взять шприц фиксируя
указательным пальцем канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр шприца
сверху, снять с иглы защитный колпачок.
[ ] Наложить жгут на среднюю
треть плеча, на рубашку или пеленку так чтобы при этом пульс на лучевой артерии
пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать
её.
[ ] Ввести иглу в вену.
[ ] Попросить пациента сжать
кулак.
[ ] Выбрать, осмотреть и
пропальпировать место предполагаемой венепункции
[ ] Потянуть поршень на себя. Когда из канюли иглы покажется
кровь, набрать необходимое количество крови, медленно вытягивая поршень шприца
на себя.
[ ] Продезинфицировать место
венепункции.
[ ] Фиксировать вену пациента
так, чтобы большой палец находился на 3-5 см ниже венепункции, натянуть кожу.
[ ] Снять (ослабить) жгут,
попросить пациента разжать кулак.
III.
Окончание процедуры
[ ] Убедиться в хорошем
самочувствии пациента и убедиться, что наружного кровотечения в области
венепункции нет.
[ ] Извлечь иглу из вены.
[ ] Приложить к месту
венепункции салфетку/ ватный шарик с кожным
антисептиком
[ ] Снять иглу со шприца через
иглоотсекатель и перелить кровь из шприца в пробирку.
[ ] Сделать соответствующую
запись о выполнении в медицинскую документацию
[ ] Транспортировать в
соответствующие лаборатории промаркированные пробирки в специальных контейнерах
с крышками (термосумках).
[ ] Снять перчатки, поместить
их в емкость для дезинфекции
[ ] Вымыть и осушить руки с
использованием мыла или кожного антисептика
[ ] Провести дезинфекцию
использованного оборудования.
Задание № 8 Решите
профессионально-ориентированные ситуационные задачи:
Задача 1. Врач назначил
исследование крови, но в беседе с пациентом медсестра выяснила, что утром,
сразу после сна, он выпил кофе.
Задание: Определите
тактику медсестры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. В тот момент,
когда медсестра, забирая кровь на ВИЧ, извлекла иглу и развязала жгут, брызнувшая
кровь пациента попала в глаза медсестры.
Задание: Что должна
предпринять медсестра и как избежать случившегося
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9 Перечислите
преимущества использования систем Vacuette при заборе венозной крови:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
МОЧА
Задание № 10 Обоснуйте,
почему в выборе лабораторной посуды предпочтение отдаётся 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
МОЧА
Задание № 10 Обоснуйте,
почему в выборе лабораторной посуды предпочтение отдаётся специализированной таре:
1.
2.
3.
4.
Задание № 11 Выпишите
направления
1. На
общий анализ мочи пациенту Иванову И.И. 58 лет, находящемуся на лечении в
терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование
___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
2. На
исследование мочи по Зимницкому пациенту Сидорову А.А., 46 лет, находящемуся
на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
3. На
бактериологическое исследование мочи пациенту Спицину М.С., 26 лет,
находящемуся на лечении в гастроэнтерологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование
___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
4. На
биохимическое исследование крови пациентке Крапивиной Н.С., 35 лет,
находящейся на лечении в пульмонологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование
___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
Задание № 12 Объясните
от чего может меняться состав мочи:
1.
2.
3.
4.
Задание № 13 Перечислите,
на какие вопросы пациент должен получить ответы при подготовке и сбору мочи на
исследование:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 14 Составьте
план содержания памятки для пациента:
1. По
подготовке к исследованию и сбору мочи на общий анализ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По
подготовке к исследованию и сбору мочи по Нечипоренко
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По
подготовке к исследованию и сбору мочи по Зимницкому
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
2. На
исследование мочи по Зимницкому пациенту Сидорову А.А., 46 лет, находящемуся
на лечении в терапевтическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование ___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
3. На
бактериологическое исследование мочи пациенту Спицину М.С., 26 лет,
находящемуся на лечении в гастроэнтерологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование
___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
4. На
биохимическое исследование крови пациентке Крапивиной Н.С., 35 лет,
находящейся на лечении в пульмонологическом отделении.
НАПРАВЛЕНИЕ
на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ
ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ
исследование
___________________
(наименование биоматериала)
Направившее
учреждение (отделение)
ФИО
Пол
Возраст
Врач
Дата
получения биоматериала
Подпись медицинской сестры
Задание № 12 Объясните
от чего может меняться состав мочи:
1.
2.
3.
4.
Задание № 13 Перечислите,
на какие вопросы пациент должен получить ответы при подготовке и сбору мочи на
исследование:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 14 Составьте
план содержания памятки для пациента:
1. По
подготовке к исследованию и сбору мочи на общий анализ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По
подготовке к исследованию и сбору мочи по Нечипоренко
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По
подготовке к исследованию и сбору мочи по Зимницкому
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По
подготовке к исследованию и сбору мочи на глюкозу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По
подготовке к исследованию и сбору мочи на глюкозу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. По
подготовке и сбору мочи на бактериологическое исследование
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Укажите
цель исследования мочи:
1. На
бактериологическое исследование
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На
общий анализ
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По
Зимницкому
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По
Нечипоренко
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На
сахар
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Заполните
карту программированного опроса
Наименование анализа |
Оснащение |
Особенности |
Необходимое |
Время |
Название лаборатории |
Общий |
|||||
По Нечипоренко |
|||||
Проба |
|||||
На |
|||||
Суточный |
|||||
Бактериоло-гическое |
Задание № 16. Решите
профессионально-ориентированные
ситуационные задачи.
Задача 1.
Пациенту назначено исследование
мочи по Нечипоренко. Медсестра объяснила пациенту, что он должен утром собрать
«среднюю порцию» струи мочи в чистую баночку и отнести в лабораторию.
Задание: Проинструктируйте
пациента
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Пациенту назначено исследование
мочи по Зимницкому. Родственники принесли передачу – арбуз, виноград, спелые
груши.
Задание: Тактика
медсестры
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
У пациента, страдающего сахарным
диабетом, несмотря на высокое содержание сахара в крови, сахар в моче
практически не обнаруживается. В беседе с медсестрой врач выяснил, что при
сборе мочи медсестра допускает одну и ту же ошибку.
Задание: Какую ошибку
допустила медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Пациенту назначено исследование
мочи по Зимницкому. Пациент собрал мочу в 12 часов во II-й
флакон, а затем в 4 часа в IV-й. на вопрос медсестры,
почему он оставил III-й флакон пустым, пациент ответил,
что забыл помочиться в нужное время.
Задание: Прокомментируйте
в чем состоит ошибка медицинской сестры и её последующая тактика в сложившейся
ситуации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Для сбора мочи на определение
чувствительности микрофлоры к антибиотикам медсестра предложила пациенту чистую
сухую банку с крышкой.
Задание: В чем
ошибка медицинской сестры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Пациент, собрав мочу для
анализа, увидел, что моча необычного цвета (красно-бурого). Разволновался,
спрашивает у медсестры, почему у него такая моча?
Задание: Как должна
поступить медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Пациент за сутки плотно пообедал
без жидких блюд, за день выпил стакан чая, полбутылки кефира и съел килограмм
яблок. Внутривеннокапельно ему перелито 400 мл физраствора. Суточный диурез
составил 950 мл.
Задание: Оцените
водный баланс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На
общий анализ
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По
Зимницкому
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. По
Нечипоренко
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На
сахар
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15 Заполните
карту программированного опроса
Наименование анализа |
Оснащение |
Особенности |
Необходимое |
Время |
Название лаборатории |
Общий |
|||||
По Нечипоренко |
|||||
Проба |
|||||
На |
|||||
Суточный |
|||||
Бактериоло-гическое |
Задание № 16. Решите
профессионально-ориентированные
ситуационные задачи.
Задача 1.
Пациенту назначено исследование
мочи по Нечипоренко. Медсестра объяснила пациенту, что он должен утром собрать
«среднюю порцию» струи мочи в чистую баночку и отнести в лабораторию.
Задание: Проинструктируйте
пациента
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Пациенту назначено исследование
мочи по Зимницкому. Родственники принесли передачу – арбуз, виноград, спелые
груши.
Задание: Тактика
медсестры
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.
У пациента, страдающего сахарным
диабетом, несмотря на высокое содержание сахара в крови, сахар в моче
практически не обнаруживается. В беседе с медсестрой врач выяснил, что при
сборе мочи медсестра допускает одну и ту же ошибку.
Задание: Какую ошибку
допустила медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Пациенту назначено исследование
мочи по Зимницкому. Пациент собрал мочу в 12 часов во II-й
флакон, а затем в 4 часа в IV-й. на вопрос медсестры,
почему он оставил III-й флакон пустым, пациент ответил,
что забыл помочиться в нужное время.
Задание: Прокомментируйте
в чем состоит ошибка медицинской сестры и её последующая тактика в сложившейся
ситуации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Для сбора мочи на определение
чувствительности микрофлоры к антибиотикам медсестра предложила пациенту чистую
сухую банку с крышкой.
Задание: В чем
ошибка медицинской сестры
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 6.
Пациент, собрав мочу для
анализа, увидел, что моча необычного цвета (красно-бурого). Разволновался,
спрашивает у медсестры, почему у него такая моча?
Задание: Как должна
поступить медсестра
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 7.
Пациент за сутки плотно пообедал
без жидких блюд, за день выпил стакан чая, полбутылки кефира и съел килограмм
яблок. Внутривеннокапельно ему перелито 400 мл физраствора. Суточный диурез
составил 950 мл.
Задание: Оцените
водный баланс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
по теме «Подготовка
пациента к исследованию крови и мочи»
Задание: Выберите один
правильный ответ.
1. Кровь на биохимические
анализы берётся:
а. утром
натощак
б. после
завтрака
в. до
завтрака
г. после
обеда
2. Забор крови для биохимического
исследования осуществляет:
а. процедурная
медсестра
б. палатная
медсестра
в. старшая
сестра
г. Лаборант
3. Испачканные кровью тампоны
помещают:
а. в 1% р-р
хлорамина
б. в КБСУ
в. в 3% р-р
хлорамина
г. в 25% р-р формалина
4. Необходимое количество мочи
для общего клинического анализа:
а.
400-500мл
б.
150-200мл
в.
250-300мл
г. 50-100мл
5. Во время проведения пробы по
Зимницкому необходимо собрать порций:
а.
2
б.
6
в.
8
г. 10
6. Для исследования мочи по
методу Нечипоренко собирают:
а. первую
порцию мочи
б. всю порцию
мочи
в. последнюю
порцию мочи
г. среднюю
порцию мочи
7. Лаборатория, осуществляющая
исследование крови на содержание антител к ВИЧ-инфекции называется:
а.
клиническая
б.
иммунологическая
в.
бактериологическая
г.
биохимическая
8. Порции мочи при проведении
пробы по Зимницкому собирают каждые (в часах):
а. 4
часа
б. 2
часа
в. 3
часа
г. 1 час
9 . Мочу на сахар собирают:
а. среднюю
порцию мочи
б. всю утреннюю
порцию
в. в течении
суток
г. через 4 часа
10. Для лучшего восприятия
инструкции по подготовке к исследованию пациенту предоставляют:
а.
направление
б. памятку
в.
лабораторный бланк
г. выписку из
амбулаторной карты
Скачано с www.znanio.ru