Добавление позиции в план закупок по 223 фз пошаговая инструкция

дата: 14.08.2019

автор: Елена Бусарова

Согласно ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств — на период от пяти до семи лет). Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг и сроки размещения в ЕИС такого документа установлены Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932. В этом нормативно-правовом акте (НПА) говорится, что в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. Далеко не всегда можно предугадать предстоящую потребность организации в том или ином товаре, поэтому на практике заказчики зачастую вносят закупку в план накануне размещения извещения о ее проведении в ЕИС. К тому же законодатель не требует от заказчиков по 223-ФЗ выдерживать 10-дневный срок после внесения закупки в план перед публикацией извещения.

Основания для внесения закупки в план

Перед тем как внести закупку в план, заказчик должен определить потребность в том или ином товаре, работе или услуге в соответствии с хозяйственно-производственной деятельностью организации (обоснование внесения изменений может быть установлено в Положении).

В случае необходимости заказчик может подготовить приказ о внесении изменений в план. Как будет выглядеть такой документ, организатор процедуры решает самостоятельно. Какие сведения отобразить в нем?

К примеру:

  • ссылки на НПА, а также собственное Положение о закупках;
  • предмет закупки, количество (объем) продукции;
  • наименование ЭТП, где будет проводиться закупка, сроки ее проведения;
  • начальная максимальная цена договора (НМЦД) и пр.

Сведения плана закупок

В план закупки не включаются (с учетом ч. 15 ст. 4 № 223-ФЗ):

  • сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В плане закупки (с учетом ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) можно не отражать сведения:

  • о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупках, НМЦД которых не превышает 500 тысяч рублей;
  • о закупке услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций (включая размещение депозитных вкладов), получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении недвижимого имущества.

Согласно утвержденной форме (См. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932) в план закупок вносятся следующие данные о предстоящей закупке:

  • порядковый номер;
  • код по ОКВЭД2;
  • код по ОКПД2;
  • условия договора:
    • предмет договора;
    • минимальные необходимые требования, предъявляемые к закупаемым ТРУ;
    • единица измерения (код по ОКЕИ, наименование);
    • сведения о количестве или объеме;
    • регион поставки (код по ОКАТО, наименование);
    • сведения о НМЦД;
    • график осуществления процедур закупки;
  • способ закупки;
  • закупка в электронной форме (да/нет).

Рассмотрим подробнее алгоритм добавления новой позиции в план закупок

1. Все закупочные действия заказчика происходят в личном кабинете ЕИС. В него необходимо войти с помощью электронной подписи.

2. В разделе «Планирование закупок» выбираете подраздел «Планы закупок». Заходите во вкладку «Размещенные» — там находятся документы, касающиеся запланированных процедур. В каждом из них указан период планирования, даты утверждения плана и последнего изменения. Кликаете на элемент интерфейса ▼ напротив плана, в который собираетесь вносить изменения, и выбираете опцию «Создать изменения».

3. Для начала необходимо указать основание для внесения изменений — например, производственная необходимость. Обратите внимание, что поля с красной звездочкой обязательны для заполнения — если оставить их пустыми, ЕИС не даст вам перейти к следующему шагу. Необязательные поля можно проигнорировать.

4. Следующий этап — добавление позиции. С помощью кнопки + переходите к заполнению конкретных сведений о закупке, выбрав наименование своего предприятия в разделе «Заказчик».

5. На этапе формирования позиции вводите данные о периоде размещения извещения, о сроке исполнения договора и о способе закупки. Также необходимо отметить специфику проводимой процедуры:

  • проводится ли она для субъектов МСП;
  • являются ли закупаемые ТРУ инновационными и высокотехнологичными;
  • учитывается ли закупка при расчете годового объема закупок, участниками которых являются субъекты МСП.

6. Далее заполняете сведения о предмете договора: его наименование, минимальные необходимые требования (функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики, позволяющие идентифицировать ТРУ), НМЦД, валюта (с возможностью указания порядка формирования цены).

7. В следующей вкладке необходимо будет указать федеральный округ и регион поставки.

8. Сведения о закупаемых ТРУ заполняются при помощи кодов ОКПД2 и ОКВЭД2, которые помогают поставщикам сориентироваться в поиске тендеров. Искать код в классификаторах можно по цифровому значению или названию ТРУ. Чем более детализированным будет код ОКПД2 и ОКВЭД2, тем понятнее будут нужды заказчика заинтересованным поставщикам.

9. Указываете точный объем необходимых ТРУ с пометкой о единице измерения (например, одни заказчики закупают дизельное топливо в тоннах, а другие — в литрах). При выборе единицы измерения допускается указание «условные единицы».

10. Информацию о предмете закупки нужно добавить в таблицу. После этого можно продолжить вносить изменения в план, добавляя позиции, как описано в пунктах 4–9. Если вы ошиблись при заполнении сведений о ТРУ или хотите удалить одну из позиций, вам поможет функция «Редактировать».

11. После внесения всех изменений остается последний шаг — публикация плана закупок.

С 1 января 2015 года заказчики должны размещать в ЕИС структурированный план закупок. При этом по п. 16 Постановления Правительства РФ № 908 представитель заказчика может по своему желанию вместе со структурированным планом закупки разместить такой план в электронном или графическом виде.

Структурированный план сильно упрощает работу заказчика — на этапе формирования извещения стало проще вносить данные о предстоящей процедуре из плана закупок. Достаточно выбрать соответствующую позицию в плане — основные сведения о закупаемой продукции автоматически перенесутся в проект извещения. Поэтому важно аккуратно вносить позиции в план закупок — от точности информации в нем будет зависеть конечный результат закупочного процесса.

Облегчает работу и проведение закупок на электронных площадках с интеграцией с ЕИС — не нужно дублировать информацию вручную. А потенциальные поставщики смогут узнать о предстоящих процедурах заказчика заранее и в дальнейшем, возможно, принять участие в закупках.

План закупок по 223-ФЗ: как его поменять

  • On 01.07.2018
  • 0 Comments
  • 223-ФЗ, ЕИС, Планирование закупок

Сегодня расскажем о том, что делать, если необходимо внести изменения в план закупок по 223-ФЗ. Сразу отметим, что этот порядок должен регламентироваться Положением о закупке. Поэтому формируя Положение, нужно детально прописать основания и порядок корректировки плановых документов. В статье рассмотрим типичный порядок его изменения, который можно взять за образец.

Когда нужно менять план закупки?

Обратимся к Правилам формирования плана закупки, утвержденным постановлением Правительства № 932 от 17 сентября 2012 года. В пункте 8 говорится о том, что план закупки следует менять:

  • когда изменяется потребность заказчика в ТРУ, включая сроки их приобретения, способ определения поставщика, срок исполнения договора;
  • когда стоимость необходимых ТРУ при подготовке закупки изменилась более чем на 10% от планируемой;
  • в других случаях, которые заказчик прописал в своем Положении о закупке и иных документах.

Так, заказчик может установить, что вносить изменения в план закупки необходимо, если:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • в инвестиционную или производственную программу предприятия вносятся коррективы;
  • меняется бюджет закупки, объем финансирования;
  • закупку необходимо провести повторно.

Итак, вносить изменения в план закупки по 223-ФЗ нужно тогда, когда этого требует постановление № 932 либо Положение о закупке заказчика.

Корректировка плана закупки

Порядок внесения изменений в документ также должен быть прописан в Положении о закупке. Например, он может быть таким:

  1. Подразделение заказчика, у которого возникла потребность изменить план, формирует обоснование для внесения такого изменения. В этом документе следует указать основание, например, возникновение потребности в дополнительных товарах или услугах.
  2. Обоснование направляется в закупочную комиссию. Она проводит проверку на предмет того, соответствует ли представленный документ Положению о закупке, и решает, нужно ли менять план.
  3. Если принимается положительное решение, создается приказ руководителя о внесении изменений в плановый документ. В приказе должны фигурировать:
    • дата его составления;
    • основания для изменения плана закупки со ссылкой на пункт Положения или иного внутреннего документа;
    • суть изменений, причем так, чтобы явно было понятно, какая информация исключается, а какая добавляется.

В соответствии с постановлением правительства № 908 от 10 сентября 2012 года, при публикации информации об изменениях в ЕИС размещается в документ, в котором приводится полный перечень таких изменений. Так вот, упомянутый выше приказ руководителя может являться тем самым документом.

Только начинаете проводить закупки по 223-ФЗ? Рекомендуем прочитать статью об основах работы по этому закону.

Публикация изменений в ЕИС

Когда корректировки плана закупок сделаны, их следует утвердить. После этого, в соответствии с постановлением № 908, необходимо разместить обновленную информацию в ЕИС. На это после утверждения плана закупки у заказчика есть 10 календарных дней.

Под изменением плана закупки в ЕИС подразумевается изменение структурированного документа и/или публикация электронного вида плана закупки и его измененного графического образа. Это установлено в пунктах 18, 19 постановления № 908. Также необходимо разместить в системе документ (или его электронный образ), содержащий перечень всех изменений план закупки.

Если изменения вносятся в структурированный вид плана, ЕИС выдает окно, в котором требуется указать обоснование внесения изменений в документы. Здесь нужно указать ту самую причину, по которой план закупки меняется, например, увеличение стоимости ТРУ на более чем на 10% от запланированного уровня.

Размещение в ЕИС производится следующим образом:

  1. Выбирается документ в реестре планов, после чего в контекстном меню выбирается «Создать проект изменений».
  2. ЕИС откроет вкладку «Общая информация». В ней будут заполнены все ячейки данными из текущего плана закупки. Нужно внести в соответствующие поля измененные сведения.
  3. Необходимо заполнить поле «Основание внесения изменений».
  4. Когда все поля заполнены, следует нажать «Далее» и заполнить следующие вкладки.
  5. После внесения всех изменений нужно загрузить в систему актуальную редакцию плана закупки и документ-основание (решение о корректировке или другие). После этого нажать кнопку «Завершить».

Необязательно менять весь план закупки, в особенности если корректировки незначительные. Можно выбрать лишь отдельную позицию и внести изменения, кликнув соответствующий пункт в контекстном меню. При этом также будет необходимо выбрать причину изменения. При выборе причины «Иной случай» необходимо добавить обоснование.

Главная » Обязанности » Порядок внесения изменений в план закупок по 223-фз и подготовки закупочного плана

Положение о закупках по 223‑ФЗ: рекомендации к содержанию

Закупочную деятельность по 223-ФЗ заказчик осуществляет на основе положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятого и утвержденного Положения о закупке.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика в соответствии со ст. 2 Закона № 223-ФЗ, является Положение о закупке, которое содержит:

  • требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ;
  • порядок и условия его применения;
  • порядок обоснования НМЦД;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Структурно Положение о закупке заказчика может содержать следующие разделы.

Общие положения

В «Общих положениях» заказчик устанавливает используемую терминологию, дает определения, характеризует правовую основу закупки. Здесь следует описать требования к информационному обеспечению деятельности заказчика: какие сведения и в какие сроки подлежат размещению в ЕИС. В то же время рекомендуем избегать излишней детализации. В большинстве случаев достаточно отсылки к нормативному правовому акту, определяющему соответствующую обязанность заказчика.

Размещение информации в ЕИС зачастую вызывает затруднения, особенно у новичка в закупочной деятельности. Нередки ситуации размещения противоречивой информации. Для минимизации рисков обжалования положений документации следует указать приоритетность норм на случай, если возникнут противоречия и неоднозначные толкования пунктов Положения о закупке, извещения, документации (информационной карты, технического задания) и пр. Например, можно установить приоритетность за нормами, содержащимися в Положении о закупке, а если противоречия возникают между извещением и документацией — за документацией о закупке.

В конце статьи вы найдете перечень разделов, которые должны входить в содержание Положения о закупках по 223-ФЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

В «Общих положениях» определяются также условия применения национального режима при осуществлении закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минфина РФ заказчики в Положении о закупке должны также учитывать необходимость достижения минимальной доли «квотируемых» товаров (см. Письмо Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390, Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 № 2013).

Как правило, раздел «Общие положения» содержит также описание правил планирования и обоснования цены при осуществлении закупок. Вопросы планирования в целом регламентированы Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932. Соответственно, заказчик в Положении о закупке вправе установить, например, дополнительные основания для корректировки плана закупок. Также могут быть определены случаи внесения заказчиком в план закупок сведений, когда формально такое размещение не требуется.

В вопросах определения порядка обоснования цены договора (цены единицы товара, работы, услуги, формулы цены и пр.) заказчик относительно свободен. Самостоятельно определяются способы обоснования, порядок и условия их применения, источники информации, используемой для цели обоснования цены, и пр. Заказчикам также следует определить и упрощенные варианты обоснования цены договора для осуществления, например, малой закупки у единственного поставщика, закупки товаров на нефункционирующих рынках и др.

Осуществление закупок

Данный раздел может содержать нормы, направленные на регулирование способов закупок и условий их применения. Здесь заказчик должен установить порядок осуществления открытых и закрытых процедур. Обязательными способами закупок при этом будут являться торговые процедуры, установленные ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, а также неконкурентные способы закупок, в том числе закупка у единственного поставщика в соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ. Заказчик обязан установить регламент всех перечисленных в указанных ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 способов закупок.

Помимо них заказчик вправе регламентировать и иные способы закупочных процедур. К примеру, дополнительным конкурентным неторговым способом может быть альтернативный запрос цен, тендер, анализ коммерческих предложений или др. Неконкурентными способами закупок могут быть маркетинговые исследования, адресный запрос предложений, прямая закупка, упрощенная закупка и т.д. Необходимо также установить условия применения того или иного способа закупки, ценовые пороги их применения, форму осуществления (электронная или бумажная). Порядок проведения электронных процедур заказчик может регламентировать в том числе с учетом отсылочных норм к регламенту оператора электронной площадки.

Несмотря на свободу определения способов закупок, заказчику следует отдавать предпочтение конкурентным способам как при подготовке Положения о закупке, так и при непосредственном осуществлении закупочной деятельности. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08.11.2021 № 303-ЭС21-19891 по делу № А37-2126/2020, если Положение о закупках содержит требования, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, это создает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, приводит к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественного условия осуществления деятельности и влечет нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ о защите конкуренции.

Проведение конкурентной процедуры закупки предусматривает соблюдение универсальных требований к работе закупочной комиссии, размещению сведений в ЕИС, извещению и документации. Заказчик вправе дополнить требования, определенные ст. 4 к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке, исходя из специфики как предмета, так и способа закупки.

Что касается вопросов работы закупочной комиссии, то заказчик здесь вправе самостоятельно установить условия ее организации и деятельности, в том числе обозначить вопросы определения кворума, численности состава закупочной комиссии, требования к обученности членов комиссии и пр.

В случае если заказчик планирует применять финансовые условия участия в закупочной процедуре, их также следует определить, будь то обеспечительные инструменты или антидемпинговые меры. Среди обеспечительных процедур выделяются обеспечение заявки, обеспечение исполнения договора и, возможно, обеспечение гарантийных обязательств. При описании антидемпинговых мер заказчик должен продумать их фактическое воплощение. Какое ценовое предложение участника, предполагаемое как процент снижения от начальной цены договора, будет рассматриваться как демпинговое? Что будет предусматривать такое демпинговое ценовое предложение? Это может быть, например, предоставление расчетной информации, обосновывающей возможность поставки товара по предложенной цене, или это могут быть дополнительные обеспечительные требования к исполнению договора и т.д.

Отдельной регламентации требует порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом в Положении о закупке заказчик может описать лишь общие условия, а конкретизировать их следует уже в закупочной документации по конкретной закупке.

Советуем также предусмотреть возможность проведения совместных закупок несколькими заказчиками. При этом обратите внимание на необходимость формулирования условия, позволяющего заказчику при проведении таких совместных закупок осуществить закупку в соответствии с Положением заказчика-организатора.

В случае если закупочная деятельность заказчика предполагает централизацию закупок, следует также регламентировать условия и такой закупки.

Отдельной статьей или разделом следует выделить требования, предъявляемые к участникам конкурентных и неконкурентных способов закупок. Требования могут быть классифицированы как единые, дополнительные, квалификационные и пр. Заказчик вправе установить специальные условия применения дополнительных требований (например, при подаче участником демпинговой цены). Следует также определить условия для предъявления факультативных требований, таких как право предъявления сведений об отсутствии сведений об участнике закупки в РНП.

Порядок подготовки и осуществления конкурентной закупки

В данном разделе заказчик описывает и детализирует регламенты каждой из конкурентных процедур закупок: конкурса (открытого, закрытого, в электронной форме), аукциона (открытого, закрытого, в электронной форме), запроса котировок (в электронной форме, закрытого), запроса предложений (в электронной форме, закрытого).

В конце статьи вы найдете перечень разделов, которые должны входить в содержание Положения о закупках по 223-ФЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Каждая из указанных процедур является торгами и должна быть описана с учетом особенностей положений гражданского законодательства о торгах, норм Федерального закона № 223-ФЗ «О конкурентных закупках», норм Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иных сопутствующих нормативных правовых актов. Даже если заказчик фактически не планирует проведение торговых процедур, их регламент тем не менее должен содержаться в Положении о закупке. Заказчик вправе также установить особенности проведения и иных конкурентных закупок с учетом положений действующего законодательства.

Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки

В данном разделе заказчик описывает и детализирует алгоритмы каждой из неконкурентных процедур закупок, в том числе закупку у единственного поставщика.

Регламентируя закупку у единственного поставщика, необходимо определить исчерпывающий перечень оснований и порядок ее осуществления. В настоящее время основания для закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно. Однако, как отмечалось выше, закупка у единственного поставщика должна быть для заказчика скорее исключением, чем правилом.

Иные неконкурентные закупки могут быть регламентированы по желанию заказчика. При описании условий и требований к проведению иных неконкурентных процедур заказчик сознательно должен уходить от признаков конкурентной закупки и, соответственно, обеспечить максимальное несоответствие устанавливаемого регламента признакам, определенным в ч. 3
ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ (см. Письмо Минфина от 28.12.2018 № 24-05-08/96208).

Особенности проведения закупки, осуществляемой у субъектов малого и среднего предпринимательства

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) с 1 января 2022 года обязательны практически для всех заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. С учетом значительных особенностей их проведения в соответствии с нормами ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 в Положении о закупке следует сделать отдельный раздел, регламентирующий их.

Подробнее о том, как проводятся закупки у СМСП с 2022 года, рассказывает эксперт Контур.Школы Светлана Сафина на авторском вебинаре « Особенности закупок у СМСП в 2022 году. Обзор изменений».

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие основные особенности закупки у СМСП:

  • Заказчик должен утвердить перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), закупки которых будут осуществляться у СМСП. При НМЦК, не превышающей 200 млн руб., закупки по утвержденному перечню будут осуществляться только у СМСП. В связи с этим излишняя конкретизация и широкие перечни ТРУ для СМСП могут снижать эффективность закупки.
  • Предельная начальная цена закупки у СМСП — 800 млн руб.
  • Конкурентные закупки у СМСП могут быть осуществлены только путем проведения торговой процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) в электронной форме.
  • Торги у СМСП проводятся на электронных площадках, отобранных Правительством РФ по Распоряжению № 1447-р.
  • При проведении торговых процедур заказчик ограничен в выборе этапов закупки, требований к участникам закупки, к составу и содержанию заявки, финансовым условиям участия и пр.
  • Неконкурентные закупки у СМСП заказчик может проводить в соответствии с Положением о закупке, с учетом положений ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 1352.
  • Договор по результатам торговой конкурентной закупки заключается в электронной форме.
  • Оплата по договору с СМСП должна осуществляться в сроки, не превышающие 15 рабочих дней.

Независимо от способа проведения закупки у СМСП, заказчик обязан установить регламент в строгом соответствии с нормами ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Так, в Решении Коми УФАС России от 27.04.2021
№ 01-122/3056 по делу № 011/07/3-269/2021 подчеркивается, что требования заказчика к содержанию заявки в закупке у СМСП должны соответствовать требованиям ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Требования к договору, порядок заключения, исполнения, расторжения договора

Несмотря на то что в вопросах заключения, исполнения, расторжения договоров заказчик руководствуется положениями гражданского законодательства, данный раздел тем не менее направлен на детализацию отдельных аспектов договорной практики заказчика. Так, например, заказчик должен урегулировать сроки подписания договора победителем закупки — участником № 1 и иными участниками в случае, если заключение договора с победителем не состоится. Заказчик вправе установить условия ведения преддоговорных переговоров, условия признания участника уклоняющимся от заключения договора. В настоящее время все большую популярность приобретают так называемые зонтичные закупки, когда заказчик предусматривает различные варианты заключения договоров с несколькими участниками процедуры.

Заказчик вправе урегулировать отдельные вопросы применения мер ответственности в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а также установить право использования «третейской оговорки».

Необходимо также продумать алгоритм действий заказчика при изменении и расторжении договора. Изменение договора может предусматривать определенные основания, ограничения или, наоборот, отсутствие таковых, и тогда сторонам ничего не останется, кроме как руководствоваться нормами гражданского законодательства. Обязательно следует продумать действия заказчика при расторжении неисполненного договора и другие вопросы.

Прочие разделы

Положение о закупке может содержать и иные разделы в зависимости от масштабов и специфики закупочной деятельности заказчика. Мы рассмотрели лишь наиболее принципиальные вопросы, которые заказчик может урегулировать в своем локальном нормативном акте.

Наличие относительной свободы в регулировании закупочной деятельности заказчика по Закону № 223-ФЗ приводит и к обстоятельствам злоупотребления им своими правами. Как следствие, в современной практике сформировано немало примеров оспаривания Положений о закупке. Так, Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.09.2021 г. № 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020 Верховный Суд РФ допустил возможность оспаривания заинтересованными лицами Положения о закупке в судебном порядке, акты судов нижестоящих инстанций отменены, требования истца удовлетворены, пункт Положения о закупке заказчика признан недействительным, на заказчика возложена обязанность исключить его из Положения.

Таким образом, Положение о закупке должно учитывать цели и принципы регулирования Федерального закона № 223-ФЗ, гражданского законодательства, законодательства о защите конкуренции, иных нормативных актов и исходить из разрешительного порядка регулирования закупочной деятельности для достижения баланса частных интересов заказчика и публичных интересов государства.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Разделы Положения о закупках заказчика, работающего по Закону № 223‑ФЗ 150.5 КБ

План закупок по 223-ФЗ: как его поменять

План закупок по 223-ФЗ: как его поменять

Сегодня расскажем о том, что делать, если необходимо внести изменения в план закупок по 223-ФЗ. Сразу отметим, что этот порядок должен регламентироваться Положением о закупке. Поэтому формируя Положение, нужно детально прописать основания и порядок корректировки плановых документов. В статье рассмотрим типичный порядок его изменения, который можно взять за образец.

Когда нужно менять план закупки?

Обратимся к Правилам формирования плана закупки, утвержденным постановлением Правительства № 932 от 17 сентября 2012 года. В пункте 8 говорится о том, что план закупки следует менять:

  • когда изменяется потребность заказчика в ТРУ, включая сроки их приобретения, способ определения поставщика, срок исполнения договора;
  • когда стоимость необходимых ТРУ при подготовке закупки изменилась более чем на 10% от планируемой;
  • в других случаях, которые заказчик прописал в своем Положении о закупке и иных документах.

Так, заказчик может установить, что вносить изменения в план закупки необходимо, если:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • в инвестиционную или производственную программу предприятия вносятся коррективы;
  • меняется бюджет закупки, объем финансирования;
  • закупку необходимо провести повторно.

Итак, вносить изменения в план закупки по 223-ФЗ нужно тогда, когда этого требует постановление № 932 либо Положение о закупке заказчика.

Корректировка плана закупки

Порядок внесения изменений в документ также должен быть прописан в Положении о закупке. Например, он может быть таким:

  1. Подразделение заказчика, у которого возникла потребность изменить план, формирует обоснование для внесения такого изменения. В этом документе следует указать основание, например, возникновение потребности в дополнительных товарах или услугах.
  2. Обоснование направляется в закупочную комиссию. Она проводит проверку на предмет того, соответствует ли представленный документ Положению о закупке, и решает, нужно ли менять план.
  3. Если принимается положительное решение, создается приказ руководителя о внесении изменений в плановый документ. В приказе должны фигурировать:
    • дата его составления;
    • основания для изменения плана закупки со ссылкой на пункт Положения или иного внутреннего документа;
    • суть изменений, причем так, чтобы явно было понятно, какая информация исключается, а какая добавляется.

В соответствии с постановлением правительства № 908 от 10 сентября 2012 года, при публикации информации об изменениях в ЕИС размещается в документ, в котором приводится полный перечень таких изменений. Так вот, упомянутый выше приказ руководителя может являться тем самым документом.

Только начинаете проводить закупки по 223-ФЗ? Рекомендуем прочитать статью об основах работы по этому закону.

Публикация изменений в ЕИС

Когда корректировки плана закупок сделаны, их следует утвердить. После этого, в соответствии с постановлением № 908, необходимо разместить обновленную информацию в ЕИС. На это после утверждения плана закупки у заказчика есть 10 календарных дней.

Под изменением плана закупки в ЕИС подразумевается изменение структурированного документа и/или публикация электронного вида плана закупки и его измененного графического образа. Это установлено в пунктах 18, 19 постановления № 908. Также необходимо разместить в системе документ (или его электронный образ), содержащий перечень всех изменений план закупки.

Если изменения вносятся в структурированный вид плана, ЕИС выдает окно, в котором требуется указать обоснование внесения изменений в документы. Здесь нужно указать ту самую причину, по которой план закупки меняется, например, увеличение стоимости ТРУ на более чем на 10% от запланированного уровня.

Размещение в ЕИС производится следующим образом:

  1. Выбирается документ в реестре планов, после чего в контекстном меню выбирается «Создать проект изменений».
  2. ЕИС откроет вкладку «Общая информация». В ней будут заполнены все ячейки данными из текущего плана закупки. Нужно внести в соответствующие поля измененные сведения.
  3. Необходимо заполнить поле «Основание внесения изменений».
  4. Когда все поля заполнены, следует нажать «Далее» и заполнить следующие вкладки.
  5. После внесения всех изменений нужно загрузить в систему актуальную редакцию плана закупки и документ-основание (решение о корректировке или другие). После этого нажать кнопку «Завершить».

Необязательно менять весь план закупки, в особенности если корректировки незначительные. Можно выбрать лишь отдельную позицию и внести изменения, кликнув соответствующий пункт в контекстном меню. При этом также будет необходимо выбрать причину изменения. При выборе причины «Иной случай» необходимо добавить обоснование.

Изменения в 223-ФЗ в 2022 году

Изменения в 223-ФЗ в 2022 году

В апреле 2022 года было принято много законов, которые изменили систему закупок. Нововведения в 44-ФЗ вступили в силу сразу, а большая часть поправок в 223-ФЗ начала действовать с 1 июля 2022 года.

Разберём новшества в госзакупках компаний по 223-ФЗ.

Сокращены сроки оплаты по договорам

Срок оплаты товаров, работ, услуг (ТРУ) теперь составляет не более 7 дней. Если в марте 2022 г. такой срок был введён только для договоров с малым и средним предпринимательством (МСП), то с 16 апреля его распространили на всех.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

При этом Правительство РФ (в целях обороны страны) и сам заказчик могут установить иной срок оплаты. Для этого заказчику нужно указать в положении о закупке (ст. 3 223-ФЗ дополнена ч. 5.3 и 5.4):

  • конкретные сроки оплаты или порядок их определения
  • перечень ТРУ, закупка которых оплачивается в указанные сроки

Новый механизм проверки планов закупок отдельных заказчиков

Увеличен с 50 до 250 млн рублей минимальный порог общей стоимости договоров, которые должны заключать в календарном году заказчики, определённые Правительством РФ (распоряжение от 19 апреля 2016 г. № 717-р).

Превышение указанного порога будет служить основанием для проверки их закупочных планов, к которым относятся:

Компанию-заказчика проверят, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров превышает 250 млн рублей, а годовая выручка – 500 млн рублей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 716, планы автономных учреждений субъектов РФ подлежат проверке, если за предшествующий календарный год общая стоимость договоров организации превышает 250 млн рублей.

Рекомендации Минфина

Минфин РФ в информационном письме от 19 апреля 2022 г. № 28-05-07/34796 рекомендует устанавливать аванс в размере не менее 50% от НМЦД при условии, что за расходованием данных средств будет вестись необходимый контроль.

Учитывая, что в 223-ФЗ не содержится норм, которые регулируют авансирование, при заключении договоров нужно руководствоваться общими положениями гражданского и бюджетного законодательства. Заказчики самостоятельно определяют в документации о закупке и проекте договора размер аванса и порядок его выплаты.

Новое основание для включения поставщика в РНП

Скорректирована ч. 2 ст. 5 223-ФЗ, согласно которой участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчик, попавший под внешние санкции и ограничения, в одностороннем порядке расторгнет договор с поставщиком, существенно нарушившим условия договора.

В описание предмета закупки разрешено включать страну происхождения товара

Согласно поправке в п. 2 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ (подп. «б» п. 1 ст. 1 ФЗ от 16.04.2022 № 104-ФЗ), страну происхождения товара можно будет указывать в описании предмета закупки.

Скорректирован состав извещения и документации о конкурентной закупке

В ч. 9 и 10 ст. 4 223-ФЗ появились положениями (п. 3 ст. 1 ФЗ от 16.04.2022 № 109-ФЗ), в соответствии с которыми заказчики должны будут указывать в извещении и документации о конкурентной закупке в том числе данные:

  • об обеспечении заявки
  • об обеспечении исполнения контракта

Уточнили требования к независимой гарантии в закупках у МСП

Участники, чтобы обеспечить заявку в закупках у МСП, предоставляют независимую гарантию (НГ), которую могут выдавать (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ):

  • банки из перечня Минфина
  • госкорпорация развития «ВЭБ.РФ»
  • Евразийский банк развития
  • фонды содействия МСП

Важно: кредитная организация, которая выдала гарантию, отозвать её не может.

Независимая гарантия должна содержать:

  • условие, в соответствии с которым гарант должен выплатить заказчику сумму по данной гарантии не позднее 10 рабочих дней (при отсутствии оснований для отказа по ГК РФ). Срок отсчитывается со дня, следующего за днём получения гарантом от заказчика требования о выплате
  • список документов, которые заказчик обязан предоставить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство РФ установило перечень таких документов
  • срок действия независимой гарантии (не менее 1 месяца с даты окончания приёма заявок)

Заказчик может не принять у поставщика НГ, которая не соответствует указанным требованиям.

Заказчик может предъявить требования к гаранту, если поставщик:

  • уклоняется от заключения договора
  • не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями

Важно: по ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ в извещении должно быть условие предоставить обеспечение до подписания договора.

НГ, предоставляемая участниками закупок для МСП как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока её действия. Срок действия должен быть не менее 1 месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, указанного в извещении и в документации о закупке.

НГ не должна содержать условие о том, что заказчик должен представить гаранту судебный акт, подтверждающий, что поставщик не выполнил свои обязательства по договору.

Правительство РФ вправе установить:

  • типовую форму НГ
  • форму требования об оплате по гарантии
  • дополнительные требования к НГ
  • перечень документов, которые заказчик должен предоставлять гаранту одновременно с требованием об уплате
  • особенности ведения реестра НГ (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ

Определены особенности договоров по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства

Построенный или реконструированный объект капитального строительства считается результатом выполненной работы по договору строительства или реконструкции объекта капитального строительства, если по нему получены:

  • заключение органов, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о соответствии объекта требованиям проектной документации
  • заключение органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, в случаях, предусмотренных ч. 5 с. 54ГрК РФ.

Предметом договора одновременно могут быть:

  • подготовка проектной документации
  • выполнение инженерных изысканий
  • выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объекта капстроительства
  • поставка оборудования, необходимого для эксплуатации такого объекта (при указании данного оборудования в проектной документации).

Расширен перечень закупок, особенности которых вправе устанавливать Правительство РФ

С 1 июля 2022 года Правительство РФ может определять особенности закупок с учётом всех пунктов ч. 16 ст. 4 223-ФЗ. Это будет относиться к:

  • конкурентным закупкам без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС
  • закупкам, по которым не размещают в ЕИС сведения о поставщике, с которым был заключен договор
  • закупкам конкретных заказчиков, которые закупают определённые ТРУ. Сведения о таких закупках не составляют гостайны и не публикуются в ЕИС.

Помимо этого, заказчикам запретили размещать на своих сайтах данные о закупках, которые нельзя размещать в ЕИС.

В ч. 6, 7, 11 и 12 ст. 4 223-ФЗ добавили уточнения. В ч. 15 ст. 4 223-ФЗ перечислены сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС. К ним относятся:

  • закупки, содержащие государственную тайну
  • закупки гособоронзаказа
  • отдельные группы закупок, определяемые Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ (описаны выше).

Также уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ, согласно которой информация о закупках, размещаемая на сайтах заказчиков, должна быть общедоступной и бесплатной.

Установлен порядок размещения в ЕИС результатов оценки и мониторинга соответствия

Скорректированы подп. «а» и «б» п. 2 ч. 8.2 ст. 3 и ч. 16 ст. 5.1 223-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство РФ вправе устанавливать правила, по которым результаты оценки и мониторинга соответствия будут размещаться в ЕИС. При этом согласно ч. 16. ст. 5.1. 223-ФЗ информацию в ЕИС не разместят, если выдано отрицательное заключение.

Учитывая большое количество нововведений, рекомендуем внимательно планировать закупки и тщательно изучать все требования, которые устанавливает заказчик.

Оцените статью:

[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Добавление оквэд для ооо в 2023 году пошаговая инструкция
  • Добавление оквэд для ооо в 2022 году пошаговая инструкция
  • Добавление оквэд для ооо в 2020 году пошаговая инструкция
  • Добавление обязанностей в должностную инструкцию без доплаты
  • Добавление адреса в фиас инструкция