С 2011 года в России реализуется государственная программа «Доступная среда», в рамках которой в более чем 9,5 тысячи школ (22% от общего количества) созданы специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ.
Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (далее – Письмо), в приложении к которому даны «Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее – Разъяснения).
Согласно Разъяснениям, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается, в ом числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
В Разъяснениях отмечается, что Минтруда России приказом от 12 апреля 2017 года № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (далее – профстандарт), в котором представлено, в том числе, описание трудовой функции этого специалиста. Минпросвещения разъясняет, что к должностным обязанностям ассистента по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся: обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ в образовательную организацию; оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получение информации и ориентации; оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Согласно профстандарту, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» без предъявления требований к стажу работы.
Минпросвещение разъясняет, что ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися и его должность не относится к должностям педагогических работников.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования |
О сопровождении
образования обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на л. в 1 экз.
Т.Ю. Синюгина
Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – приказ № 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный № 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный № 46612).
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
- обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
- оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
- оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе
с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; - оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
- оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.
Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ № 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038).
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Т.Ю. Синюгина
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заказу Минпросвещения России для использования в работе.
В.С.БАСЮК
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее — ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания — тьютора.
Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии») специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.
Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.
Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.
Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемых сокращений |
6 |
1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора |
7 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора |
12 |
2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК |
14 |
3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК |
31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
ФЗ-273 |
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации |
Обучающийся с ОВЗ |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья |
ПМПК |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Обучающийся с инвалидностью |
Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид |
ИПРА |
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) |
МСЭ |
Медико-социальная экспертиза |
ППк |
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации |
ОО |
Образовательная организация |
ДО |
Дошкольное образование |
НОО |
Начальное общее образование |
ООО |
Основное общее образование |
СОО |
Среднее общее образование |
ФГОС |
Федеральный государственный образовательный стандарт |
ФГОС НОО ОВЗ |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
ФГОС УО |
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
ООП |
Основная общеобразовательная программа |
АООП |
Адаптированная основная общеобразовательная программа |
НОДА |
Нарушения опорно-двигательного аппарата |
ЗПР |
Задержка психического развития |
РАС |
Расстройства аутистического спектра |
ТНР |
Тяжелые нарушения речи |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.
ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора».
В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).
Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Приложение 2
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС |
Тип нарушения |
Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК |
||
ФГОС ДО ФГОС НОО ОВЗ ФГОС ООО ФГОС СОО ФГОС УО |
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
оказание помощи в использовании технических средств реабилитации; |
— |
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания); |
|||
— |
обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках); |
|||
— |
оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках) |
|||
Слепота |
— |
оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации |
||
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) |
— |
оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания) |
Приложение 3
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК
ФГОС |
Программа/ тип нарушения |
Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК |
||
ФГОС ДО (3 — 7) |
Основная образовательная программа (ООП) |
— |
||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС НОО ОВЗ |
Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
|
Расстройства аутистического спектра |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2 |
— |
сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации; |
|
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
|||
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4 |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС УО |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП; |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|||
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |
|||
ФГОС ООО ФГОС СОО |
Основная образовательная программа (ООП) |
|||
Все адаптированные основные образовательные программы (АООП) |
— |
осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП |
||
Расстройства аутистического спектра |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности) |
— |
индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования |
|
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности |
В качестве основного нарушения или в структуре дефекта |
— |
педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП; |
|
— |
подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса; |
|||
— |
разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) |