Должностная инструкция декана факультета вуза

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции декана факультета, образец 2023 года. Должностная инструкция декана факультета должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности декана факультета, права декана факультета, ответственность декана факультета.

Должностная инструкция декана факультета относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования«.

В должностной инструкции декана факультета должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности декана факультета

1) Должностные обязанности. Разрабатывает стратегию развития факультета (института), обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями. Изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете (институте), обеспечивает учет требований рынка труда в образовательном процессе на факультете (институте). Руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете (в институте). Возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов. Организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Участвует в разработке системы качества подготовки специалистов. Координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета (института). Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете (в институте), в установленном образовательным учреждением порядке и объеме. Представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете (в институте); тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов. Утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ. Участвует в разработке штатного расписания факультета (института) с учетом объема и форм выполняемых на факультете (институте) педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ. Организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает прием обучающихся (студентов, слушателей) на факультет (в институт), осуществляет руководство их профессиональной подготовкой. Руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует и обобщает их результаты. Контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик; осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета (института). Организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ. Осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям. Дает разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов. Принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы. Осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приемной комиссии факультета (института). Представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей). Назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета (института) в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов). Осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах. Организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом (институтом). Руководит работой по трудоустройству выпускников факультета (института). Обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки. Возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете (в институте), осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации. Организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции. Организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета (института) в соответствии с уставом образовательного учреждения. Руководит работой совета факультета (института), осуществляет разработку планов работы факультета (института), координацию их с планами работы образовательного учреждения, несет ответственность за их выполнение. Руководит подготовкой заседаний ученого совета факультета (института). Осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета (института), координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы. Участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета (института), обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров, отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета (института) образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета (института). Организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета (института) с учебными заведениями, предприятиями и организациями. Обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей). Организует составление и представление факультетом (институтом) текущей и отчетной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием. Проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета (института). Присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачетов. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета (института) правил по охране труда и пожарной безопасности.

Декан факультета должен знать

2) Декан факультета при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования; локальные нормативные акты образовательного учреждения; государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; теорию и методы управления образовательными системами; порядок составления учебных планов; правила ведения документации по учебной работе; основы педагогики, физиологии, психологии; методику профессионального обучения; методы и способы использования образовательных технологий, включая дистанционные; основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности; механизмы оформления прав интеллектуальной собственности; технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы; современные формы и методы обучения и воспитания; правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям; нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; особенности регулирования труда педагогических работников; основы управления персоналом, проектами; основы экологии, экономики, права, социологии; финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений; основы административного, трудового законодательства; требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации декана факультета

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

Должностная инструкция декана факультета — образец 2023 года. Должностные обязанности декана факультета, права декана факультета, ответственность декана факультета.

Пока никто не оставил комментарий. Вы можете сделать это первым!

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Декана факультета

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность декана факультета [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Образовательное учреждение).

1.2. Декан факультета назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Декан факультета относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Декан факультета подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность декана факультета назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

1.6. Декан факультета отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Декан факультета должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;
  • локальные нормативные акты образовательного учреждения;
  • государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • порядок составления учебных планов;
  • правила ведения документации по учебной работе;
  • основы педагогики, физиологии, психологии;
  • методику профессионального обучения;
  • методы и способы использования образовательных технологий, включая дистанционные;
  • основные методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • механизмы оформления прав интеллектуальной собственности;
  • технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы;
  • современные формы и методы обучения и воспитания;
  • правила и порядок представления обучающихся (студентов) к государственным и именным стипендиям;
  • нормативные документы, регламентирующие статус научных работников, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
  • особенности регулирования труда педагогических работников;
  • основы управления персоналом, проектами;
  • основы экологии, экономики, права, социологии;
  • финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений;
  • основы административного, трудового законодательства;
  • требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Декан факультета в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия декана факультета (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Декан факультета выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Разрабатывает стратегию развития факультета, обеспечивает систематическое взаимодействие с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами управления образованием, организациями, учреждениями, предприятиями.

2.2. Изучает рынок образовательных услуг и рынок труда по направлениям (специальностям) подготовки специалистов на факультете, обеспечивает учет требований рынка труда в образовательном процессе на факультете.

2.3. Руководит учебной, методической, воспитательной и научной работой на факультете.

2.4. Возглавляет работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов.

2.5. Организует работу по созданию научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

2.6. Участвует в разработке системы качества подготовки специалистов.

2.7. Координирует деятельность заведующих кафедрами образовательного учреждения, обучающихся (студентов, слушателей) и аспирантов факультета.

2.8. Обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.

2.9. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.10. Создает и читает авторские курсы по дисциплинам, преподаваемым на факультете, в установленном образовательным учреждением порядке и объеме.

2.11. Представляет на утверждение руководству образовательного учреждения учебные планы и программы обучения обучающихся (студентов, слушателей), программы курсов на факультете; тематику и программы дисциплин по выбору и факультативных предметов.

2.12. Утверждает индивидуальные планы обучения обучающихся (студентов, слушателей), темы дипломных и диссертационных работ.

2.13. Участвует в разработке штатного расписания факультета с учетом объема и форм выполняемых на факультете педагогической, учебно-воспитательной и других видов работ.

2.14. Организует и проводит профессионально-ориентационную работу и обеспечивает прием обучающихся (студентов, слушателей) на факультет, осуществляет руководство их профессиональной подготовкой.

2.15. Руководит работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует и обобщает их результаты.

2.16. Контролирует и регулирует организацию учебного процесса, учебных практикумов и иных видов практик.

2.17. Осуществляет координацию деятельности учебных и научных подразделений, входящих в состав факультета.

2.18. Организует контроль и анализ самостоятельной работы обучающихся (студентов, слушателей), выполнение индивидуальных образовательных профессиональных программ.

2.19. Осуществляет перевод обучающихся (студентов) с курса на курс, а также допуск их к экзаменационным сессиям.

2.20. Дает разрешение на досрочную сдачу и пересдачу курсовых экзаменов.

2.21. Принимает решение о допуске обучающихся (студентов) к сдаче государственных экзаменов, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы.

2.22. Осуществляет работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников факультета, приемной комиссии факультета.

2.23. Представляет к зачислению, отчислению и восстановлению обучающихся (студентов, слушателей).

2.24. Назначает стипендии обучающимся (студентам) факультета в соответствии с положением о стипендиальном обеспечении обучающихся (студентов).

2.25. Осуществляет общее руководство и координацию научно-исследовательской работы обучающихся (студентов, слушателей), проводимой на кафедрах, в лабораториях, научных студенческих кружках, научных студенческих обществах.

2.26. Организует связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых факультетом.

2.27. Руководит работой по трудоустройству выпускников факультета.

2.28. Обеспечивает внедрение новых технологий обучения и контроля знаний обучающихся (студентов, слушателей), обеспечивает в процессе их обучения внедрение дифференцированной и индивидуальной подготовки.

2.29. Возглавляет работу по формированию кадровой политики на факультете, осуществляет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, организует повышение их квалификации.

2.30. Организует и проводит учебно-методические межкафедральные совещания, семинары, научные и научно-методические совещания и конференции.

2.31. Организует, контролирует и принимает участие в международной учебной и научной деятельности факультета в соответствии с уставом образовательного учреждения.

2.32. Руководит работой совета факультета, осуществляет разработку планов работы факультета, координацию их с планами работы образовательного учреждения, несет ответственность за их выполнение.

2.33. Руководит подготовкой заседаний ученого совета факультета.

2.34. Осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета, координирует их рецензирование, организует издание учебно-методической литературы.

2.35. Участвует в учебной и научно-исследовательской работе факультета, обеспечивает выполнение научной работы и подготовку научно-педагогических кадров, отчитывается о своей работе перед ученым советом факультета образовательного учреждения по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической деятельности факультета.

2.36. Организует работу и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета с учебными заведениями, предприятиями и организациями.

2.37. Обеспечивает связь с однопрофильными образовательными учреждениями с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения обучающихся (студентов, слушателей).

2.38. Организует составление и представление факультетом текущей и отчетной документации руководству образовательного учреждения, в органы управления образованием.

2.39. Проводит работу по укреплению и развитию материально-технической базы факультета.

2.40. Присутствует на учебных занятиях по выбору, а также при проведении экзаменов и зачетов.

2.41. Контролирует выполнение обучающимися (студентами, слушателями) и работниками факультета правил по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости декан факультета может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Декан факультета имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на:

  • сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Декан факультета несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы декана факультета осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы декана факультета является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы декана факультета определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Декану факультета для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Деканат – это организационный центр высшего учебного заведения по управлению факультетом, возглавляемый начальником (деканом). Каждый факультет вуза имеет собственный деканат.

Кто такой декан? Этот вопрос возникает практически у каждого первокурсника, ведь в школе подобных должностей не существует. Ответ учащийся получит в первые же дни учебы. Декан – это руководитель факультета, управляющий структурной единицей в университете. Чем занимается человек этой должности и какими правами обладает?

Получив ответ на вопрос о том, кто такой декан факультета, возникает мысль: откуда взялось это слово? Кажется, что оно не имеет ничего общего с Россией. Слово имеет греческое происхождение.

У этого термина существуют и другие значения, см. Декан.

Декан утверждается в должности приказом ректора. Декан факультета подчиняется непосредственно ректору, проректору по учебной части.

Что такое деканат в ВУЗе и зачем он нужен?

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

В каждой организации действует свой порядок и своя структура управления. ВУЗ не является исключением из данного правила. Здесь действует особые правила, о которых мы поговорим сегодня. В частности, речь пойдет о деканате.

Что это такое?

Начиная с первого курса, студенты взаимодействуют не только с преподавателями, но и лаборантами, работниками кафедры и деканатом. Что или кто это такой – декан, деканат?

Деканат – это главный управляющий орган подразделения ВУЗа (факультета). Во главе этого отдела стоит начальник – декан. Деканаты и деканы есть на каждом факультете.

Деканат выполняет руководящую, координирующую и контролирующую функции. В перечень его основных задач входит:

  • Контроль над деятельностью преподавателей (выполнение учебного плана, ведение документации и пр.);
  • Оценка успеваемости студентов;
  • Совместная работа с приемной комиссией в части приема и зачисления абитуриентов;

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

  • Организация учебной деятельности на факультете (утверждение учебных планов, индивидуальной программы обучения, утверждение расписания занятий и пр.);
  • Работа со студентами: решение организационных и общих вопросов, консультирование учащихся по отдельным и личным вопросам, предоставление справок и иных документов по месту требования;
  • Оформление приказов и распоряжений (о зачислении, отчислении, переводе и пр.).

Фактически, деканат в ВУЗе – это всеобщее око, которое должно за всем уследить и не пропустить ничего мимо ушей и глаз.

Как формируется деканат?

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

Попасть в деканат (на работу) будет непросто. Для этого важно иметь за плечами соответствующее образование. Состав деканата утверждает ректор ВУЗа.

Обычно в деканате работают:

  • Декан – осуществляет непосредственное руководство над «отделом» и факультетом, утверждает окончательное решение по каждому вопросу, согласует все действия с вышестоящими руководителями, участвует в текущей жизни ВУЗа и учащихся, помогая им преодолевать преграды;
  • Методист – это человек, который отвечает за грамотное распределение сил на факультете. Нередко их еще называют инженерами. Методисты выступают в качестве посредников между деканом и студентами. Они формируют группы, оформляют документы на получение стипендии, оформляют и выдают справки, работают со старостами групп и пр.
  • Секретарь – это первое лицо деканата. Он занимается делопроизводством и реализацией поручений декана. Фактически, это правая рука декана, которая помогает ему в управлении факультетом и решении основных задач. Он готовит документы, презентации визирует их у руководства, доносит нужные сведения до кафедры и пр.

Почему студенты боятся декана и деканата?

В 90% случаев студенты побаиваются деканов и деканата. Порой именно от его решения зависит их дальнейшая судьба, но в большинстве своих проблем они виноваты сами.

Деканат принимает решение о допуске учащегося к сессии, разрешении на пересдачу экзамена, продлении сессии или отчислении студента из ВУЗа. Также данный орган помогает студентам преодолеть жизненные и иные проблемы.

Декан может помочь студенту в получении социальной стипендии, грамотно проконсультировав его, предложить учащемуся особые условия (исходя из положения студента, если он сможет подтвердить обстоятельства документально) и пр.

Многие полагают, что деканат работает исключительно с «проблемными» студентами. На самом деле это не так. Поэтому не стоит бояться декана и его помощников. Здесь работают такие же люди, которые не стремятся уничтожить человечество или отчислить студентов просто так.

При появлении проблем (успеваемость, финансы или просто жизненные обстоятельства) оповестите об этом деканат и получите поддержку и подмогу. Так Вы упростите свое пребывание в ВУЗе и не испортите репутацию или успеваемость.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Декан факультета относится к категории руководителей.

1.2 На должность декана факультета назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях.

1.3 Должность декана факультета является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Уставом университета. Избранный декан назначается на должность приказом ректора университета.

1.4 Должность декана факультета замещается лицом в возрасте не старше 65 лет. По представлению Ученого совета университета ректор вправе продлить срок пребывания в должности декана факультета до 70 лет. Лица, достигшие указанного возраста, переводятся с их согласия на иные должности соответствующие их квалификации.

1.5 Декан факультета является членом приемной комиссии, членом Государственных аттестационных комиссий по специальностям факультета, членом научно-методического совета университета, председателем Ученого совета факультета.

1.6 Декан факультета – организует работу факультета и непосредственно руководит факультетом.

1.7 Декан факультета должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами.

1.8 В своей деятельности декан факультета руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации; законом РФ “Об образовании”;
  • федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”;
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • положением о факультете университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9 Декан факультета подчиняется непосредственно первому проректору по учебной работе.

1.10. На время отсутствия декана факультета (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет заместитель, а если нет такового, то другое должностное лицо факультета, назначенное деканом письменным распоряжением по факультету.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Декан факультета обязан:

2.1 Осуществлять общее руководство факультетом.

2.2 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной, учебно-методической, научно-методической, научной и научно-исследовательской работы факультета.

2.3 Непосредственно руководить учебной, методической, научно-методической, научной и воспитательной работой на факультете.

2.4 Обеспечивать выполнение в полном объеме образовательно-профессиональных программ по специальностям (направлениям), закрепленным за факультетом.

2.5 Осуществлять контроль проведения всех видов учебных занятий, практик, итоговой аттестации студентов факультета.

2.6 Организовывать учет текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и посещаемости учебных занятий студентами.

2.7 Своевременно оформлять представления на отчисление студентов, документы на перевод, восстановление и прием на старшие курсы в порядке, установленном соответствующими положениями.

2.8 Организовывать работу стипендиальной комиссии.

2.9 Руководить работой старост студенческих групп.

2.10 Проводить воспитательную работу со студентами на факультете.

2.11 Совершенствовать методы и формы учебной и воспитательной работы со студентами факультета.

2.12 Проводить работу с письмами и заявлениями граждан по вопросам учебы и быта студентов.

2.13 Утверждать графики работы заведующих кафедрами, сотрудников деканата, графики самостоятельной работы студентов.

2.14 Обеспечивать своевременное выполнение работ, указанных в регламенте типовых процедур управления учебным процессом.

2.15 Проводить работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров.

2.16 Контролировать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на факультете.

2.17 Осуществлять контроль за состоянием закрепленных за факультетом учебно-лабораторных помещений и поддерживать их в рабочем состоянии.

2.18 Проводить мероприятия по укреплению и развитию материальной базы факультета.

2.19 Контролировать ведение документации факультета согласно номенклатуре дел факультета.

2.20 Принимать участие в организации и проведении приема абитуриентов.

2.21 Принимать участие в организации работ по благоустройству закрепленной за факультетом территории и поддержанию ее в должном порядке.

2.22 Принимать необходимые меры по координации работ факультета с научными подразделениями университета. Организовывать необходимые мероприятия по внедрению результатов НИР в производство.

2.23 Координировать связь с выпускниками факультета, а также с предприятиями, в которых они работают, с целью своевременной корректировки учебного процесса на факультете.

2.24 Своевременно доводить до сведения заведующих кафедрами и сотрудников факультета приказы, распоряжения и другие документы деканата, ректората, касающиеся деятельности факультета, университета и контролировать их исполнение сотрудниками факультета.

2.25 Контролировать и принимать все необходимые меры по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности на факультете с целью обеспечения безопасности работы в учебных, научных и других помещениях факультета, полного исключения производственного травматизма и профзаболеваний сотрудников факультета.

Декан факультета имеет право:

3.1 Издавать в пределах своих полномочий распоряжения по факультету, регламентирующие работу факультета, обязательные для исполнения всеми работниками факультета, кафедр и студентами факультета.

3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности факультета.

3.3 Избираться в Ученый совет университета и представлять в совете факультет.

3.4 Принимать участие во всех совещаниях, касающихся работы факультета, представлять факультет в советах университета, ректорате, приемной комиссии университета.

3.5 Согласовывать и утверждать индивидуальные планы заведующих кафедрами и преподавателей факультета.

3.6 Вносить на рассмотрение Ученого совета факультета предложения по совершенствованию учебной, научной и иной деятельности факультета

3.7 Посещать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты, проводимые преподавателями факультета.

3.8 Утверждать графики работы ГЭК и ГАК

3.9 Допускать студентов к экзаменационной сессии.

3.10 Устанавливать при наличии уважительных причин индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов студентами факультета.

3.11 Разрешать присутствовать на экзаменах посторонним лицам.

3.12 Осуществлять допуск студентов к сдаче государственных экзаменов и (или) к защите выпускной квалификационной работы.

3.13 Назначать стипендии студентам с учетом решения стипендиальной комиссии.

3.14 Назначать старост студенческих учебных групп.

3.15 Контролировать выполнение студентами правил проживания в общежитии.

3.16 Представлять студентов за успехи в учебе и активное участие в НИРС к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения руководству университета о наложении взыскания на студента, вплоть до отчисления из университета.

3.17 На условиях штатного совместительства руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлечений средств предприятий, или организаций.

3.18 Требовать письменные отчеты от заведующих кафедрами по любому виду выполняемой плановой работы.

3.19 Представлять в установленном порядке ректору университета предложения по приему в штат факультета работников, увольнению и перемещению в должности сотрудников деканата, моральному и материальному их поощрению, вносить предложения о наложении взыскания, вплоть до увольнения работника с работы.

3.20 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений университета в соответствии с Уставом университета и коллективным договором.

3.21 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

Декан факультета несет персональную ответственность за:

4.1 Низкий уровень организации учебной, научно-методической и научной работы факультета.

4.2 Реализацию образовательно-профессиональных программ в меньшем объеме, чем предписывают государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям факультета.

4.3 Низкое качество подготовки специалистов по специальностям, закрепленным за факультетом.

4.4 Использование материально-технической базы факультета не по её функциональному назначению.

4.5 Нарушение прав и академических свобод работников и студентов факультета.

4.6 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией

4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работникам факультета при проведении учебных занятий в помещениях, закрепленных за факультетом.

4.8 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий во вверенном структурном подразделении и закрепленных помещениях.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1 Декан факультета принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Декан факультета принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, поставив в известность об этом первого проректора по учебной работе.

5.3 Декан факультета принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции первого проректора по учебной работе.

5.4 Декан факультета может получить информацию от служб и структурных подразделений университета, если это не входит в прямые обязанности последних, на основе запроса с визой соответствующего проректора или без таковой в зависимости от подчиненности структурного подразделения, в которое направлен запрос.

5.5 Декан факультета может отдавать распоряжения студентам только своего факультета. Студентов другого факультета декан может привлекать к выполнению какой-либо работы только с разрешения декана того факультета, в ведении которого эти студенты находятся.

Кто такой декан? Функции, права, особенности должности

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

Происхождение слова, прямое значение

Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность – управляли десятью людьми – десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей.

Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

Декан – должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания – также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей – факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом. Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Положение декана факультета и Что должен и чего не должен делать декан факультета?

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  • Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  • Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  • Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  • Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  • Издавать приказы и распоряжения.
  • Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает. Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

Декан факультета

Превышение полномочий, предвзятость преподавателя к группе студентов можно решить через деканат в письменной форме.

Студент готовит письменное обращение, где указываются все случаи превышения преподавательских полномочий (желательно, с конкретными датами прецедентов). В конце письма автор высказывает просьбу смены преподавателя для продолжения обучения/сдачи экзамена и собирает подписи учащихся со всего факультета.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Требования к квалификации декана

Высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания.

Какие проблемы студентов решаются в деканате?

Студенты имеют право обратиться в деканат, если возникают проблемы с получением/сдачей зачетной книжки. Забирать зачетки из деканата и возвращать их обратно на хранение имеет право только староста учебной группы. В отдельных случаях, студентам разрешается самостоятельно проверить наличие собственной зачетной книжки в деканате (например, отсутствие ее у старосты).

Деканат решает проблемы студентов, добавленных в список отчисляемых. Здесь объясняют основные причины возникшей ситуации и обговаривают условия ее исправления.

В деканат обращаются студенты, желающие перевестись на аналогичный факультет в другое учебное заведение, сменить форму обучения (очная/заочная, коммерческая/бюджетная). Специалисты детально расскажут алгоритм необходимых действий, предоставят бланки заявлений для заполнения и т.д.

В полномочия деканата также входит организация тематических мероприятий, факультативов по ряду дисциплин и кружков. Обратившиеся студенты могут рассчитывать на содействие в этих вопросах.

Какие дополнительные вопросы решаются в деканате?

Особенности работы деканата

Деканаты факультетов взаимодействуют со всеми структурными подразделениями конкретного учебного заведения, внешними образовательными организациями на основании уставных документов и иных нормативных актов.

Деятельность, осуществляемая деканатом, регулярно проверяется администрацией вуза на разных уровнях, хранится на электронном и бумажном носителе. Проверки бывают плановые или экстренные, — зависит от сложившейся ситуации и содержания приказа ректора.

Какая документация хранится в деканате и отражает его особенности работы?

  • Распоряжения/приказы начальника университета, Ученого совета о роде деятельности организационного совета.
  • Копии протоколов минувших заседаний совета факультета за минувший учебный год.
  • Государственные образовательные стандарты федерального уровня.
  • План работы на будущий учебный год и отчеты за прошлый образовательный год.
  • Стратегический план развития конкретного факультета на следующие 3-5 лет.

Общая штатная численность и состав деканата утверждается ректоратом высшего учебного заведения. По решению Ученого совета вуза, на должность декана избирается один из авторитетных ученых на конкурсной основе. Заместителем декана и секретарем имеют право быть штатные сотрудники университета без ученых званий.

Кто входит в стандартный состав деканата факультета?

  • Декан. Начальник деканата руководит организационным отделом факультета, утверждает принятые решения в организационных/конфликтных ситуациях, согласовывает собственные действия с руководством учебного заведения.
  • Методист. В должностные обязанности этого специалиста входит прямое взаимодействие со студентами факультета: содействие в формировании учебных групп, оформление документов на стипендиальные выплаты, оформление и выдача справок по месту требования, работа со старостами групп и т.д.
  • Секретарь. Основные должностные обязанности – это ведение документооборота, выполнение поручений декана, визирование презентаций, работа с мелкими организационными моментами и т.д.

Функции и задачи деканата

Основные функции деканата – это:

  • организация научной, учебно-методической работы факультета;
  • составление образовательных программ по специальностям/направлениям, изучаемых на факультете;
  • учет успеваемости студентов, организация дополнительных услуг образования (факультативов) в соответствии с основными образовательными программами;
  • организация повышения квалификации преподавательского состава (курсы переквалификации и т.д.);
  • ведение делопроизводства;
  • проведение культурных массовых мероприятий в соответствии с требованиями мер обеспечения безопасности здоровья, жизни сотрудников и студентов факультета.

Что входит в перечень основных задач, возлагаемых на сотрудников деканата?

  • Контроль деятельности преподавателей факультета (своевременное выполнение учебного плана по дисциплине, своевременное/корректное заполнение соответствующей документации и т.д.).
  • Контроль, оценка успеваемости студентов.
  • Организация совместной работы приемной комиссии по приему, зачислению абитуриентов на факультет.
  • Проведение работы со студентами (выдача документации по месту требования, консультации по возникающим проблемам, содействие в решении спорных/организационных моментов и т.д.).
  • Составление, оформление распоряжений, приказов по вопросам перевода, отчисления, зачисления студентов на факультет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция дежурной медсестры санатория
  • Должностная инструкция дежурного электромонтера подстанции
  • Должностная инструкция дежурного электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  • Должностная инструкция дежурного электрика на предприятии
  • Должностная инструкция дежурного учителя в школе 2022