Должностная инструкция главного бухгалтера казенного учреждения по профстандарту

Должностная инструкция главного бухгалтера бюджетного учреждения

Должностная инструкция
главного бухгалтера бюджетного учреждения (по профстандарту)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция главного бухгалтера в бюджетном учреждении разработана на основе Профстандарта 08.002 «Бухгалтер», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 103н от 21 февраля 2019 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом бюджетного учреждения и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция, разработанная по профстандарту, устанавливает основные трудовые функции, должностные обязанности главного бухгалтера бюджетного учреждения, права, ответственность, а также взаимоотношения и связи по должности при работе в учреждении.
1.3. Главный бухгалтер относится к административно-управленческой категории работников, назначается и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя бюджетного учреждения.
1.4. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю бюджетного учреждения. Под руководством главного бухгалтера выполняет свои должностные обязанности бухгалтер.
1.5. На должность главного бухгалтера бюджетного учреждения может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки или среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки;
  • имеющее опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее пяти лет при наличии высшего образования или опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее семи лет при наличии среднего профессионального образования;
  • имеющее дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

1.6. На период отпуска и временной нетрудоспособности главного бухгалтера его должностные обязанности могут быть возложены на бухгалтера. Временное выполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.7. В своей деятельности в бюджетном учреждении руководствуется должностной инструкцией главного бухгалтера, составленной с учетом профстандарта, Конституцией Российской Федерации, законом «О бухгалтерском учёте», решениями Правительства Российской Федерации и органов управления всех уровней, касающихся бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, Коллективным договором. Главный бухгалтер выполняет свои обязанности согласно административного, трудового и хозяйственного законодательства, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, Устава, локально-правовых актов бюджетного учреждения, приказов и распоряжений руководителя учреждения.
1.8. Главный бухгалтер бюджетного учреждения должен знать:

  • законодательство Российской Федерации о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности и практику его применения;
  • отраслевое законодательство в сфере деятельности бюджетного учреждения и практику его применения;
  • бюджетное законодательство Российской Федерации и практику его применения;
  • законодательство, регулирующее административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов, практику его применения;
  • трудовое законодательство Российской Федерации и практику его применения;
  • теоретические основы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • основы экономики, технологии, организации работы и управления в бюджетном учреждении;
  • основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни бюджетного учреждения;
  • структуру бюджетного учреждения, положения и инструкции по проведению бухучета в бюджетном учреждении, правила его ведения;
  • внутренние организационно-распорядительные документы учреждения;
  • методы финансового анализа и финансовых вычислений;
  • порядок оформления операций и организацию документооборота по отделам учета;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками
  • судебную практику по налогообложению;
  • судебную практику по спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни бюджетного учреждения, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • основы информатики и вычислительной техники;
  • новейшие средства компьютерной (вычислительной) техники и способы их использования для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа финансовой организации;
  • порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
  • современные технологии автоматизированной обработки информации;
  • правила защиты информации;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности.
  • инструкцию по охране труда для главного бухгалтера учреждения

1.9. Главный бухгалтер бюджетного учреждения должен уметь:
1.9.1. Разрабатывать:

  • внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета бюджетного учреждения;
  • внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу;
  • внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
  • внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками;
  • внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота;
  • внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования;
  • финансовые программы развития бюджетного учреждения, инвестиционную, кредитную и валютную политику бюджетного учреждения;
  • учетную политику в области налогообложения;
  • формы налоговых регистров;
  • сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики бюджетного учреждения;
  • сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики бюджетного учреждения, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы).

1.9.2. Определять:

  • объем учетных работ и работ по финансовому анализу;
  • структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в трудовых, материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
  • определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику бюджетного учреждения;
  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения;
  • определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
  • определять финансовые цели бюджетного учреждения, степень их соответствия текущему финансовому состоянию бюджетного учреждения, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
  • определять общую потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах;
  • определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля.

1.9.3. Распределять:

  • объемы работ между работниками бухгалтерии бюджетного учреждения;
  • объем работ по проведению финансового анализа между работниками;
  • распределять объем учетных работ между работниками бухгалтерской службы;
  • распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения.

1.9.4. Обеспечивать:

  • установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;
  • оптимизацию рабочих мест для целей ведения бухгалтерского учета;
  • применение результатов финансового анализа бюджетного учреждения для целей бюджетирования и управления денежными потоками.

1.9.5. Организовывать:

  • делопроизводство в бухгалтерской службе бюджетного учреждения;
  • организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых бюджетным учреждением фактов хозяйственной жизни;
  • организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета;
  • организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых бюджетным учреждением фактов хозяйственной жизни.

1.9.6. Планировать:

  • объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • программы и сроки проведения финансового анализа бюджетного учреждения и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
  • объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение;
  • порядок и сроки представления отчетности и иной информации, необходимой для составления финансовой отчетности;
  • планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы.

1.9.7. Проверять:

  • качество информации, представленной бухгалтером, на предмет соответствия ее установленным требованиям;
  • качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению.

1.9.8. Составлять:

  • финансовую отчетность;
  • составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари бюджетного учреждения;
  • составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • составлять отчеты о результатах внутреннего контроля.

1.9.9. Владеть:

  • методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности бюджетного учреждения в обозримом будущем;
  • владеть методами финансовых вычислений.

1.9.10. Осуществлять:

  • исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;
  • осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности бюджетного учреждения, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;
  • мониторинг законодательства о налогах и сборах;
  • проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;
  • исправление ошибок в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в бюджетном учреждении;
  • контроль соблюдения сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета;
  • коррекцию налоговой политики бюджетного учреждения в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах;
  • прогнозирование структуры источников финансирования.

1.9.11. Обосновывать:

  • принятые бюджетным учреждением решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
  • принятые бюджетным учреждением решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
  • доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей;
  • передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив бюджетного учреждения в установленные сроки.

1.9.12. Координировать:

  • действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды бюджетного учреждения;
  • взаимодействие работников бюджетного учреждения в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • координировать взаимодействие работников бюджетного учреждения в процессе проведения финансового анализа.

1.9.13. Формировать:

  • в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;
  • аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
  • обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа бюджетного учреждения;
  • структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;
  • эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);
  • справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни бюджетного учреждения в соответствии с его деятельностью, осуществлять контроль их соблюдения.

1.9.14. Оценивать:

  • возможные последствия изменений в учетной политике бюджетного учреждения, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность;
  • уровень профессиональных знаний и умений работников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
  • уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы;
  • существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике бюджетного учреждения;
  • финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность бюджетного учреждения;
  • риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков.

1.9.15. Понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения.
1.9.16. Анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами.
1.9.17. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
1.10. Бухгалтер в бюджетном учреждении должен строго соблюдать свою должностную инструкцию, разработанную на основе Профстандарта, инструкцию по охране труда для бухгалтера учреждения, другие инструкции по охране труда при выполнении работ на рабочем месте, при эксплуатации компьютерной и оргтехники.
1.11. Бухгалтер должен пройти обучение и иметь навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в учреждении.

2. Трудовые функции

Главный бухгалтер бюджетного учреждения выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Составление и представление финансовой отчетности бюджетного учреждения:
2.1.1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.1.2. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.1.3. Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.
2.1.4. Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

3. Должностные обязанности

Главный бухгалтер учреждения исполняет следующие обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • осуществляет организацию, планирование, координацию и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета бюджетного учреждения;
  • обеспечивает представление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения в соответствующие адреса в установленные сроки;
  • формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • осуществляет счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • обеспечивает подписание руководителем бюджетного учреждения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • обеспечивает необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), готовит соответствующие документы о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
  • обеспечивает сохранность бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив бюджетного учреждения;
  • организует передачу бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки.

3.2. В рамках трудовой функции внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • осуществляет организацию и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
  • контролирует расходование фонда заработной платы;
  • проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей, качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
  • контролирует соблюдение процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетного учреждения;
  • контролирует своевременное оформление приказов о назначении ответственных лиц за сохранность материальных ценностей и денежных средств;
  • осуществляет подготовку и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля, организует их хранение и передачу в архив бюджетного учреждения в установленные сроки.

3.3. В рамках трудовой функции ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, налогового планирования:

  • осуществляет организацию ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
  • координирует и контролирует процесс ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в бюджетном учреждении;
  • обеспечивает необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);
  • осуществляет организацию налогового планирования в бюджетном учреждении;
  • организует исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности;
  • обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующей их передачи в архив.

3.4. В рамках трудовой функции проведения финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками:

  • осуществляет организацию работ по финансовому анализу бюджетного учреждения;
  • планирует работы по анализу финансового состояния бюджетного учреждения;
  • осуществляет организацию хранения документов по финансовому анализу;
  • осуществляет организацию бюджетирования и управления денежными потоками в бюджетном учреждении;
  • координирует и контролирует выполнение работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в бюджетном учреждении;
  • разрабатывает финансовую политику бюджетного учреждения, определяет и осуществляет меры по обеспечению его финансовой устойчивости;
  • составляет финансовые планы, бюджеты и сметы учреждения;
  • представляет финансовые планы, бюджеты и сметы руководителю бюджетного учреждения для утверждения;
  • составляет отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществляет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
  • осуществляет организацию хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в бюджетном учреждении.

3.5. Главный бухгалтер бюджетного учреждения обеспечивает законное, своевременное и правильное оформление документов, расчеты по зарплате, правильный расчет и отправку платежей в госбюджет, взносов на государственное социальное страхование, профсоюзных взносов, платежей в банки.
3.6. Организует и контролирует своевременное списание износившихся и морально устаревших товарно-материальных ценностей в помещениях бюджетном учреждении.
3.7. Анализирует состояние материальной базы бюджетного учреждения, правильность использования денежных средств и материальных ценностей.
3.8. Принимает соответствующие меры по предупреждению незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
3.9. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины в бюджетном учреждении и рациональное использование ресурсов.
3.10. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в финансовой политике для внесения предложений по корректировке финансовой стратегии бюджетного учреждения, последствия запланированной работы по улучшению и развитию материально-технической базы бюджетного учреждения.
3.11. Проводит экономический анализ деятельности бюджетного учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывает и внедряет прогрессивные нормы и методы бухгалтерского учета вычислительной техники.
3.12. Разрабатывает нормативные требования по ведению бухгалтерской отчетности и материально-хозяйственной документации.
3.13. Самостоятельно планирует свою деятельность по согласованию с руководителем бюджетного учреждения.
3.14. В процессе работы соблюдает положения должностной инструкции главного бухгалтера бюджетного учреждения, разработанной на основе профстандарта, трудовую дисциплину и установленный в учреждении режим дня, санитарно-гигиенические нормы на рабочем месте, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности.
3.15. Дает поручения бухгалтеру бюджетного учреждения в соответствии его должностным обязанностям.
3.16. Участвует в работе совещаний при руководителе бюджетного учреждения, поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте, бережно и аккуратно использует вверенное имущество.
3.17. Соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, этические нормы поведения в бюджетном учреждении, в быту и общественных местах.
3.18. Регулярно повышает уровень своей профессиональной квалификации, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.

4. Права

Главный бухгалтер бюджетного учреждения имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения по оформлению бухгалтерской документации и представлению ее в бухгалтерию всем материально-ответственным лицам бюджетного учреждения.
4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности руководителю материально-ответственных лиц, нарушивших или не выполнивших в установленный срок требования по оформлению бухгалтерской документации и представление ее в бухгалтерию бюджетного учреждения.
4.3. Вносить конкретные предложения руководителю бюджетного учреждения по улучшению работы сотрудников бухгалтерии.
4.4. Запрашивать у руководителя, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся ведения хозяйственно-финансовой деятельности и бухгалтерского учета, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.6. Запрашивать у руководителя бюджетного учреждения разъяснения и уточнения по выданным поручениям и заданиям, получать от других работников информацию, документы, необходимые для исполнения поручений.
4.7. Знакомиться с проектами решений руководителя бюджетного учреждения, касающихся выполняемых им функций, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих должностных обязанностей и трудовых функций.
4.8. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.9. Участвовать:

  • в ведении переговоров с партнерами бюджетного учреждения по материально-техническому оснащению;
  • в разработке различных управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам;
  • в разработке стратегии развития бюджетного учреждения.

4.10. Участвовать в работе органов самоуправления бюджетного учреждения, в работе общего собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых главным бухгалтером своих должностных обязанностей.
4.11. Устанавливать от имени бюджетного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, имеющими возможность поспособствовать совершенствованию материально-технического оснащения бюджетного учреждения.
4.12. Представлять интересы бюджетного учреждения в сторонних организациях по вопросам, относящимся к деятельности главного бухгалтера.
4.13. Визировать наравне с руководителем бюджетного учреждения финансовые документы. Без подписи главного бухгалтера, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не действительными и не могут приниматься к исполнению.
4.14. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку деятельности главного бухгалтера, дать по ним объяснения.
4.15. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. Главный бухгалтер бюджетного учреждения несет ответственность:

  • за своевременность и полноту отчетных данных, достоверность бухгалтерской документации и отчетности;
  • за неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации бюджетного учреждения несчастного случая;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в бюджетном учреждении.

5.2. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных требований руководителя бюджетного учреждения и иных локальных нормативных актов, главный бухгалтер несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм главный бухгалтер несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.4. За умышленное причинение бюджетному учреждению или участникам рабочего процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей главный бухгалтер несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности главный бухгалтер несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Главный бухгалтер:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем бюджетного учреждения.
6.2. Планирует свою работу на каждый финансовый год и отдельный отчетный период. План работы представляет для утверждения руководителю бюджетным учреждением не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Получает от руководителя бюджетным учреждением информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.4. Подписывает приказы руководителя бюджетным учреждением по финансовой деятельности, договоры по вопросам хозяйственной деятельности.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками бухгалтерии бюджетного учреждения, рабочим и обслуживающим персоналом бюджетного учреждения, администрацией.
6.6. Выступает на совещаниях и других мероприятиях по вопросам ведения хозяйственно-финансовой деятельности и бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.
6.7. Информирует руководителя обо всех недостатках в учреждении условий его деятельности, соответствии рабочего места нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы главного бухгалтера.
6.8. Исполняет обязанности бухгалтера бюджетного учреждения во время его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется согласно законодательству о труде и Уставом бюджетного учреждения на основании приказа руководителя.
6.9. Своевременно информирует руководителя учреждения (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, завхоза – о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил.
6.10. Представляет руководителю письменный отчет о своей работе размером не более пяти машинописных страниц в срок до десяти дней по окончании каждого отчетного периода.
6.11. Всю информацию, полученную на совещаниях и семинарах разного уровня, предоставляет руководителю сразу после ее получения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления главного бухгалтера бюджетного учреждения с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Профстандарт бухгалтера в 2022 — 2023 годах по-прежнему обязателен для применения в организациях, указанных в п. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а в будущем, возможно, будет обязателен и для других работодателей. О том, какие квалификационные требования предъявляются к бухгалтерам в соответствии с профстандартом, расскажем в нашей статье.

Профессиональный стандарт № 309

Профессиональный стандарт № 309 утвержден приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. Стандарт содержит требования к квалификации бухгалтеров и главных бухгалтеров. Требования ранжированы по уровню квалификации в соответствии с ростом функционала и ответственности решений, которые принимает работник.

ВАЖНО! Уровни квалификации для профстандартов утверждены приказом Минтруда от 12.04.2013 № 148н. Уровень присваивается в зависимости от выполняемых задач, степени ответственности, а также необходимости ставить задачи и контролировать ход их выполнения другими работниками.

Всего уровней девять. Однако для стандартов, требующих высокого профессионализма, таких как № 309, применяются уровни от 5-го и выше:

  • 5-й уровень подразумевает, что работник самостоятельно принимает большинство рабочих решений по поставленным задачам, участвует в принятии решений для всего подразделения, несет ответственность за результаты деятельности своей и своего подразделения.
  • 6-й уровень подразумевает, что работник не только принимает решения, но и определяет задачи исходя из целей подразделения и всей организации. Ставит эти задачи другим работникам (подчиненным) и несет ответственность на уровне подразделения и всей организации.
  • 7-й уровень предполагает, что работник принимает решения уже на уровне организации: вырабатывает стратегию, ставит цели, с которыми работают на 6-м и 5-м уровнях, вырабатывает методологию и организует бизнес-процессы. Кроме того, он несет ответственность на уровне высшего руководства.

Обязательно ли коммерческой организации применять профстандарты, описано в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в ответ, который дали эксперты.

Основные аспекты для бухгалтера

Как уже отмечалось выше, в профстандарте бухгалтера разделены требования для бухгалтера и главного бухгалтера.

Для обычного бухгалтера стандартом предусмотрен следующий типовой функционал:

  • работа с первичными документами (включая прием и проверку входящих и создание исходящих);

Подробнее о первичных документах вы узнаете из статьи «Унифицированные формы первичных документов (перечень)».

  • внесение информации по обработанным документам в учетные регистры организации;
  • свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

Подробнее об учетных регистрах смотрите в статьях:

  • «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)»;
  • «Как вести регистры налогового учета (образец)».

Предъявляемый уровень требований к квалификации — 5-й.

Работнику требуется иметь среднее профессиональное образование либо дополнительное профобразование плюс подходящий опыт работы. При этом в случае, если бухгалтер с 5-м уровнем требований к квалификации не занимает должности с категорией (стандартом предусмотрены должности бухгалтера без категории, категорий I и II), то требований к опыту работы нет. А если занимает, то есть не менее одного года на должности с более низкой (предшествующей категории).Кроме того, он должен уметь применять свои знания на практике. А также самостоятельно находить и использовать информацию о применении, изменении, дополнении нормативов и методологий.

Квалификационные требования в данном случае не являются жесткими. Работодатель по своему усмотрению может, например, нанять сотрудника без опыта работы, если убедится, что он справляется с возложенными на него обязанностями.

Основные аспекты для главного бухгалтера

Требования к главному бухгалтеру в действующем профстандарте можно разделить на несколько уровней.

Во-первых, для главного бухгалтера выделено три уровня квалификации — 6-й, 7-й и 8-й. Во-вторых, в рамках каждого из соответствующих могут быть требования:

  • к просто главному бухгалтеру (для специально не поименованных в законодательстве организаций);
  • главному бухгалтеру, отвечающему требованиям отдельных норм законодательства — например, положениям ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (для ОАО, пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, государственных структур).

В профессиональном стандарте бухгалтера функционал для главбухов с 6-м уровнем квалификации представлен четырьмя разделами (трудовыми функциями):

  1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.

Ведение налогового учета, составление расчетов и деклараций, планирование.

  1. Проведение финансового анализа, бюджетирование, управление денежными потоками.

В свою очередь, у бухгалтера с 7-м уровнем квалификации перечень трудовых функций несколько иной. В него входят такие функции как:

  1. Организация бухучета в экономических субъектах с обособленными подразделениями.
  2. Организация составления и предоставления отчетности экономическими субъектами с обособленными подразделениями.

Главный бухгалтер с 8-м квалификационным уровнем может выполнять следующие трудовые функции:

  1. Управление процессом методического обеспечения составления консолидированной отчетности группы фирм.
  2. Управление процессом составления и предоставления консолидированной финансовой отчетности.

В должностную инструкцию главбуха могут быть включены и другие обязанности. Например, ведение кадрового учета в случае, если в небольшой организации нет отдельной кадровой службы.

Для выполнения базового функционала главбуха, приведенного в профессиональном стандарте, бухгалтеру необходим, таким образом, 6-й уровень профессиональной квалификации.

Также мы писали о профстандартах для других специалистов:

  • профстандарт специалиста по управлению персоналом;
  • профстандарты в строительстве.

Для соответствия профстандартам для бухгалтеров в 2022 — 2023 годах главбух 6-го квалификационного уровня должен иметь:

  • высшее образование (бакалавриат) или непрофильное высшее образование и дополнительное образование в рамках программ профподготовки;
  • среднее образование, дополненное программами подготовки специалистов среднего звена;
  • непрофильное среднее образование, дополненное соответствующими программами подготовки специалистов и дополнительное образование в рамках программ профподготовки.

Кроме того, есть требования и к опыту работы на 6-м квалификационном уровне:

  • не менее 5 лет при наличии высшего образования;
  • не менее 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

В свою очередь, 7-й уровень понадобится для должностей, связанных, к примеру, с учетом, контролем и управлением финансами крупных компаний и холдинговых структур.

Помимо знания законодательных и методологических аспектов бухгалтерского и налогового учета, к главбухам стандартом предъявляются и дополнительные требования, например:

  • умение руководить людьми;
  • компьютерная грамотность;
  • знание специальных программ;
  • знание методов и приемов анализа и т. п. 

Отметим, что в стандарте присутствуют три не вполне корректных аспекта:

  1. Налоговая отчетность объединена с прочими в единое понятие «финансовая отчетность». По мнению некоторых аналитиков, такое объединение не совсем правомерно, т. к. по своему смыслу финансовая (для заинтересованных частных пользователей) и налоговая отчетность (для налоговых органов) не идентичны. Соответственно, их составление — это разные функции.
  2. Внутренний контроль по действующему законодательству осуществляется только организациями, подлежащими обязательному аудиту. Т. е. требование об этом не распространяется на всех подряд. Соответственно, трудовая функция по внутреннему контролю носит избирательный характер (не для всех). К слову, есть отдельный профстандарт «Внутренний аудитор», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 24.06.2015 № 398н. Со спецификой соответствующей трудовой функции можно ознакомиться на основании положения данного документа.
  3. В описании трудовых функций в профстандарте ведение учета формально отделено от составления отчетности, в то время как в ст. 6 закона № 402-ФЗ прямо указывается, что ведение учета включает в себя и подготовку, и представление отчетности.

Исходя из сказанного можно предположить, что профессиональные стандарты для бухгалтеров в 2022 — 2023 годах имеют признаки нормативных актов, не вполне логически сформированных и законченных. И не исключено, что они будут корректироваться в будущем.

Как составить трудовой договор с бухгалтером с учетом профессионального стандарта? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и скачайте образец трудового договора, где учтены трудовые функции бухгалтера в соответствии с профстандартом.

Когда профстандарт обязателен к применению по действующему законодательству

Обязанность применять профстандарт в настоящее время регламентирована п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. По содержанию статьи нормируется допуск к обязанностям главного бухгалтера в структурах, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах, а также органах управления государственными внебюджетными средствами.

В статье сделано примечание: за исключением кредитных организаций. Однако это только потому, что на руководящие посты в банковских структурах назначаются лица согласно требованиям, предъявляемым ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I. Эти требования даже несколько жестче и обширнее, чем изложенные в ст. 7 закона № 402-ФЗ.

У прочих работодателей пока есть некоторая свобода в выборе и назначении главбуха. Хотя не исключено, что применение профессиональной стандартизации изменит ситуацию.

ВАЖНО! С 01.03.2022 вступил в силу профессиональный стандарт «Консультант по налогам и сборам». Срок его действия ограничен до 01.03.2028. Утвержден стандарт приказом Минтруда России от 12.10.2021 № 722н.

Итоги

Профессиональная стандартизация в России еще только начинает развиваться. Следует ожидать, что существующие профстандарты для бухгалтеров в 2022 — 2023 годах будут изменяться и дополняться применительно к смежным законам и экономической ситуации.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Главного бухгалтера

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей.

1.2. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.

1.3. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.4. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к его заместителю, в случае его отсутствия – к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.

1.5. На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование – высшее среднее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, стаж не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования — не менее трех лет из последних пяти календарных лет

1.6. Главный бухгалтер должен знать:

  • Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; отраслевое законодательство в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства.
  • Судебную практику по вопросам бухгалтерского учета.
  • Международные стандарты финансовой отчетности или международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта).
  • Внутренние организационно-распорядительные документы организации.
  • Основы экономики, технологии, организации производства и управления предприятия.
  • Методы финансового анализа и финансовых вычислений.
  • Порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи.
  • Современные технологии автоматизированной обработки информации.
  • Передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета.
  • Основы информатики и вычислительной техники.
  • Правила защиты информации.

1.7. Главный бухгалтер руководствуется в своей деятельности:

  • законодательными актами РФ;
  • Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

1.9. На время отсутствия главного бухгалтера (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Главный бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Руководит работниками бухгалтерии организации.

2.2. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц организации.

2.3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской финансовой отчетности организации.

2.4. Согласовывает с директором направления расходования средств с рублевых и валютных счетов организации.

2.5. Осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

2.6. Участвует в подготовке мероприятий системы внутреннего контроля, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

2.7. Подписывает совместно с руководителем организации или уполномоченными на то лицами документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства.

2.8. Контролирует соблюдение порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств организации.

2.9. Контролирует соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.

2.10. Контролирует взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины.

2.11. Контролирует законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

2.12. Организует своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением имущества, обязательств и хозяйственных операций.

2.13. Организует учет доходов и расходов организации, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации.

2.14. Организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях организации.

2.15. Обеспечивает составление достоверной отчетности организации на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности.

2.16. Обеспечивает правильное начисление и своевременное перечисление платежей в федеральный, региональный и местный бюджеты, взносов на государственное социальное, медицинское и пенсионное страхование, осуществление своевременных расчетов с контрагентами и по заработной плате.

2.17. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на укрепление финансовой дисциплины в организации.

2.18. Составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

2.19. Составляет консолидированную финансовую отчетность.

2.20. Осуществляет внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.21. Осуществляет ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

2.22. Осуществляет проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками на предприятии.

В случае служебной необходимости главный бухгалтер может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Главный бухгалтер имеет право:

3.1. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников.

3.2. Устанавливать обязательный для всех подразделений и служб организации порядок документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений. (Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, согласовываются с главным бухгалтером.)

3.3. Согласовывать назначения, увольнения и перемещения материально ответственных лиц.

3.4. Рассматривать и визировать договоры и соглашения, заключаемые организацией.

3.5. Требовать от руководителей отделов, в необходимых случаях и от руководителя организации, принятия мер к усилению сохранности собственности организации, обеспечению правильной организации бухгалтерского учета и контроля.

3.6. Проверять в структурных подразделениях организации соблюдение установленного порядка приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

3.7. Действовать от имени бухгалтерии организации, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации и другими организациями по финансово-хозяйственным и иным вопросам.

3.8. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности бухгалтерии.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Главный бухгалтер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины;

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы главного бухгалтера осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций;

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы главного бухгалтера является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Право подписи

5.1. Главному бухгалтеру для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ______/__________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения 2023 года все еще вызывает вопросы и настороженность со стороны бухгалтеров. Постараемся разобраться, так ли страшен профстандарт бухгалтера, уже несколько лет как обязательный для всех бюджетных учреждений, как его представляют.

Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения на 2023 год

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Когда начнется проверка на соответствие профстандарту бухгалтеров бюджетных учреждений

Прежде всего напомним, что с 01.07.2016 начали действовать следующие законодательные акты:

  • закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ, добавивший в ТКст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профстандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профстандартов»;

  • постановление Правительства от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов государственными учреждениями».

Именно с этой даты государственные предприятия и организации с долей государства, превышающей 50%, начали подготовку к проверке квалификации своих работников на соответствие профстандартам.

Подготовка могла быть закончена и раньше на усмотрение госучреждения. После окончания подготовки началась проверка квалификации госслужащих на соответствие действующим профстандартам.

С 01.01.2020 эта проверка стала обязательной для работников всех бюджетных учреждений без исключения.

А так как в реестре действующих профстандартов имеется и профстандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, то обязательной проверке подвергнутся все действующие и будущие работники бухгалтерии бюджетных организаций.

На практике процесс подготовки к проверке по профстандарту может быть достаточно долгим. Не исключено, что самое интересное — проверка квалификации по профстандарту — начнется именно тогда, когда бухгалтера госучреждений и думать забудут про относительно недавние нововведения.

Зачем бюджетным учреждениям нужно проверять бухгалтеров на соответствие профстандарту

В глобальном отношении введение профстандартов связано с необходимостью максимального приближения результатов профессионального образования к требованиям реального рынка труда.

Если же смотреть с более приземленной точки зрения, то проверка на соответствие профстандарту поможет лучше организовать работу бухгалтерии.

Так, для бюджетных учреждений, как и для других организаций, проверка бухгалтеров на соответствие новым профстандартам позволит выявить работников, которые не успевают приспособиться к ускоряющейся автоматизации учета и постоянно меняющимся требованиям законодательства.

Вынесение объективной оценки даст бухгалтерам возможность переобучиться, доучиться либо перевестись на другую более подходящую для них должность.

Итогом должны стать оптимизация рабочего процесса и распределение нагрузки между работниками бухгалтерии. Чтобы не было ситуаций, когда работают два бухгалтера, один из которых отлично знает компьютерные программы по бухучету, но плохо ориентируется в тонкостях бухгалтерских операций, а второй — наоборот. При работе в тандеме они практически выполняют работу одного бухгалтера.

Обучив одного бухгалтера пользованию компьютерными программами и отправив второго на получение дополнительного образования по бухучету, можно получить двух полноценно работающих бухгалтеров. Соответственно, обязанности бухгалтерии будут выполняться более быстро и качественно.

Именно такие выводы напрашиваются при сравнительном анализе положений нового профстандарта бухгалтера и описаний бухгалтерской профессии в квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37. Также стоит отметить, что новые стандарты стали более структурированными и приближенными к действительности.

Как будет проводиться проверка бухгалтера бюджетного учреждения

Многочисленные объявления, предлагающие быстро и недорого (или дорого) пройти проверку на соответствие профстандарту бухгалтера и получить соответствующий сертификат, — это не что иное, как предложение купить красивую бумажку, которая никакой ценности для бухгалтеров не представляет. Особенно для бухгалтеров бюджетных учреждений.

Поясним, почему.

Во-первых, проверять на соответствие профстандарту могут только специализированные центры оценки квалификаций, зарегистрированные в реестре национального агентства развития квалификаций. Отметим, что на практике они получили возможность функционировать после 01.01.2017, когда в силу вступили:

  • закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

  • закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ, вносящий изменения в ст. 187 и ст. 196 ТК.

Во-вторых, в постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584 указано, что мероприятия по проверке квалификации работников по профстандартам должна проводиться силами бюджетных организаций и за счет средств соответствующих бюджетов (п. 6).

После 01.01.2017 это положение  подтвердилось положениями п. 4 ст. 1 закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, который указывает на то, что независимая, т. е. сторонняя, оценка в отношении работающих госслужащих и претендентов на государственные должности не производится.

Следовательно, для бюджетных работников обязательная проверка на профстандарт должна проводиться бесплатно самим государственным предприятием, на котором они работают или куда устраиваются на работу.

Поэтому никаких проверок на соответствие профстандартам, предлагаемых различными фирмами, бухгалтерам бюджетных организаций проходить не надо.

Каждое бюджетное учреждение должно устанавливать свой порядок проверки бухгалтеров на соответствие профстандартам. Разрабатываться этот порядок может и в течение нескольких дней, и на протяжении нескольких лет.

Следует иметь в виду, что у госучреждений уже прошел «льготный» подготовительный  период — до 01.01.2020.

До этой даты они должны были подготовить и реализовать действенную систему по проверке квалификации своих работников на соответствие единым профстандартам. Необходимо, чтобы данная система была утвержденной к тому моменту, когда начнется непосредственно сама квалификационная проверка.

Может ли бюджетное учреждение уволить бухгалтера за несоответствие профстандарту

Допустим, что бухгалтер госучреждения получил неудовлетворительный результат по итогам проведенной проверки на соответствие профстандартам.

В таком случае возможны следующие варианты развития событий:

  • Если бухгалтер не соответствует профстандарту из-за небольшой продолжительности стажа или уровня образования, то он может не бояться своего перевода на менее оплачиваемую должность или увольнения. Согласно ТК несоответствие стажа или образования не является причиной для подобных действий. В этой ситуации сотруднику могут только предложить пойти на дополнительное обучение для получения необходимого уровня образования.

  • Если уже имеющий профессиональный опыт бухгалтер не пройдет проверку на уровень профессиональных знаний и умений, то работодатель вправе предложить ему 3 пути:

    • прохождение курсов повышения квалификации и повторную проверку полученных знаний;

    • перевод на другую, более подходящую должность;

    • увольнение на основании п. 3 ст. 81 ТК по причине несоответствия занимаемой должности, которое возможно в том случае, если бухгалтер отказывается от вышеперечисленных предложений или на предприятии нет подходящих вакансий.

Для бухгалтеров-новичков локальными актами организаций может быть предусмотрено освобождение от прохождения проверки на квалификацию на определенный промежуток времени, например на период испытательного срока.

Как видим, предстоящая проверка на соответствие профстандартам вполне может стать причиной для увольнения. Поэтому, если вы работаете бухгалтером или планируете устроиться на эту должность в бюджетном учреждении, но при этом не совсем уверены в своих знаниях, рекомендуем вам уже сейчас подготавливаться к обязательной проверке на соответствие профстандарту.

Итоги

С 01.07.2016 профстандарт бухгалтера перешел в категорию обязательных для применения бюджетными учреждениями, перечисленными в постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584. Но это не означает, что стало нужно срочно покупать сертификаты соответствия профстандартам, получать второе высшее образование при имеющемся внушительном стаже бухгалтерской работы и готовиться к массовому увольнению.

До 01.01.2020 бюджетные учреждения должны были провести подготовку базы для проведения обязательной проверки соответствия профстандартам. Сама проверка для бюджетных работников будет бесплатной.

Безотносительно момента ее проведения бухгалтерам нужно просто обновлять свои знания и продолжать практиковаться в своей работе.

Как интернет-магазину зарегистрировать кассу: пошаговая инструкция

Перед тем как начать пользоваться онлайн-кассой, её нужно поставить на учёт в налоговой. Порядок регистрации ККТ одинаковый, и для интернет-магазина, и для стационарной торговой точки. Разберём, как и какими способами можно поставить на учёт в ФНС онлайн-кассу и что нужно учесть при этом.

Как интернет-магазину зарегистрировать кассу: пошаговая инструкция

Как закрыть ИП в Сербии? Инструкция

Закрытие индивидуального предпринимательства (ИП) в Сербии — это процедура, которая может потребовать определенного времени и усилий, но она вполне выполнима, если осуществлять ее пошагово. В данной статье мы рассмотрим основные этапы закрытия ИП в Сербии.

Как закрыть ИП в Сербии? Инструкция

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция главного бухгалтера в школе 2022
  • Должностная инструкция главного бухгалтера в здравоохранении
  • Должностная инструкция главного бухгалтера в доу
  • Должностная инструкция главного инженера в газовом хозяйстве
  • Должностная инструкция главного инженера автотранспортного предприятия