Должностная инструкция главного бухгалтера в школе 2022

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Главного бухгалтера школы (профстандарт)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция главного бухгалтера школы разработана на основе Профессионального стандарта 08.002 «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №103н от 21 февраля 2019 года; с учетом Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 8 декабря 2020 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Данная должностная инструкция устанавливает трудовые функции и должностные обязанности, права, ответственность и взаимоотношения в коллективе сотрудника, занимающего в школе должность главного бухгалтера.

1.3. Главный бухгалтер школы назначается на должность и освобождается от нее в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора школы.

1.4. На должность главного бухгалтера школы может назначаться лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки или среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки;
  • имеющее опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее пяти лет при наличии высшего образования или опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее семи лет при наличии среднего профессионального образования;
  • имеющее дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. К работе в школе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.6. Главный бухгалтер школы относится к административно-управленческой категории работников.

1.7. Главный бухгалтер находится в подчинении непосредственно у директора школы. Под руководством главного бухгалтера выполняет свои трудовые функции бухгалтер.

1.8. Главный бухгалтер школы должен знать:

  • законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении;
  • законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • законодательство Российской Федерации о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности;
  • гражданское, трудовое, бюджетное законодательство Российской Федерации;
  • законодательство Российской Федерации, регулирующее административную и уголовную ответственность за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов;
  • законодательство Российской Федерации в сфере деятельности школы;
  • практику применения законодательства Российской Федерации;
  • судебную практику по вопросам бухгалтерского учета, спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни образовательных организаций, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • внутренние организационно-распорядительные документы школы;
  • экономику, организацию производства и управления в школы;
  • методы финансового анализа и финансовых вычислений;
  • методики внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;
  • финансовый менеджмент, методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
  • современные технологии автоматизированной обработки информации;
  • отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками, а также в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • правила защиты информации;
  • судебную практику по налогообложению;
  • структуру школы, положения и инструкции по проведению бухгалтерского учета в школы, правила его ведения;
  • компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета и способы их использования;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности в объеме, необходимом для выполнения безопасной деятельности, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.9. Главный бухгалтер школы должен уметь:

  • определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета школы;
  • определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику школы;
  • оценивать возможные последствия изменений в учетной политике школы, в том числе их влияние на ее дальнейшую деятельность;
  • разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота;
  • организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе;
  • планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета;
  • распределять объем учетных работ, работ по ведению налогового учета и отчетности между работниками бухгалтерской службы школы;
  • оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;
  • составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • владеть и применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности школы в обозримом будущем;
  • обосновывать принятые школой решения при проведении внутреннего контроля, муниципального финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
  • осуществлять и организовывать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы;
  • проверять качество составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности школы, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;
  • выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;
  • определять и изменять границы контрольной среды школы;
  • распределять полномочия, обязанности и ответственность между сотрудниками за выполнение процедур внутреннего контроля, проводить проверку их выполнения;
  • формировать справочник типовых фактов хозяйственной жизни школы и использовать его в процессе осуществления внутреннего контроля;
  • координировать взаимоотношения сотрудников бухгалтерии в процессе выполнения ими контрольных процедур с субъектами внутреннего контроля;
  • проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в школы;
  • составлять отчеты о результатах проведенного внутреннего контроля;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета, составлять налоговые расчеты и декларации, отчетность в государственные внебюджетные фонды;
  • идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налоговую базу, сумму налога, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • проверять качество составления регистров налогового учета, налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговых расчетов, отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • исправлять ошибки в налоговом учете, налоговых расчетах, отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в школе;
  • обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых расчетов и деклараций и последующую их передачу в архив;
  • разрабатывать формы налоговых регистров;
  • оценивать изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике школы;
  • формировать и применять набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);
  • осуществлять мониторинг законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
  • корректировать налоговую политику школы в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу;
  • определять источники информации для проведения анализа финансового состояния школы;
  • планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
  • распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками;
  • проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;
  • формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
  • координировать взаимодействие работников бухгалтерии школы в процессе проведения финансового анализа;
  • формулировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа школы;
  • применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период;
  • определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию, потребность в финансовых и материально-технических ресурсах;
  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками;
  • формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;
  • планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение;
  • координировать взаимодействие работников в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • применять результаты финансового анализа школы для целей бюджетирования и управления денежными потоками;
  • применять методы финансовых вычислений;
  • составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари;
  • определять общую потребность школы в финансовых ресурсах;
  • осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;
  • вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики школы, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты);
  • обеспечивать передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив в установленные законодательством сроки.
  • планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы школы;
  • контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета школы;
  • пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

1.10. На время отсутствия главного бухгалтера школы исполнение его обязанностей возлагается на бухгалтера школы.

1.11. В своей профессиональной деятельности главный бухгалтер школы руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом РФ «О бухгалтерском учете»;
  • указами Президента РФ, решениями Правительства Российской Федерации и Департаментов управления образования всех уровней по вопросам образования и бухгалтерского учета;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • Уставом и локально-правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором);
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.

1.12. Главный бухгалтер школы должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школы.

2. Трудовые функции

Главный бухгалтер школы осуществляют следующие трудовые функции:

2.1. Составление и представление финансовой отчетности школы:

  • Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы.
  • Ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование.
  • Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

3. Должностные обязанности

Главный бухгалтер школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой функции составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • осуществляет организацию, планирование, координацию и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета школы;
  • обеспечивает соответствие осуществляемых материально-хозяйственных операций в школе законодательству Российской Федерации;
  • обеспечивает представление бухгалтерской (финансовой) отчетности школы в соответствующие адреса в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • осуществляет счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • формирует пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • обеспечивает ознакомление, согласование и подписание директором школы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • обеспечивает необходимыми документами бухгалтерского учета процессов внутреннего контроля, муниципального финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок, подготовку документов о разногласиях по результатам муниципального финансового контроля, аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
  • обеспечивает сохранность бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив;
  • осуществляет организацию передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки.

3.2. В рамках трудовой функции внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • осуществляет организацию и планирование процесса внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета, своевременного и правильного составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы;
  • проверяет обоснованность первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей, качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы;
  • проверяет качество бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений школы (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета);
  • контролирует соблюдение процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности школы.
  • осуществляет подготовку и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля школы, организует их хранение и передачу в архив в установленные сроки;
  • контролирует правильное расходование материальных средств, движение имущества, надлежащее исполнение смет расходов;
  • контролирует расходование фонда заработной платы;
  • координирует разработку финансово-хозяйственной документации;
  • корректирует договора по материально-хозяйственной деятельности школы согласно изменяющемуся законодательству;
  • осуществляет контроль и организацию своевременного списания износившихся и морально устаревших товарно-материальных ценностей в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и в иных помещениях школы.

3.3. В рамках трудовой функции ведения налогового учета, составления налоговых расчетов и деклараций, налогового планирования:

  • осуществляет организацию ведения налогового учета, составления налоговых расчетов и деклараций в школы;
  • организовывает исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составление соответствующей отчетности;
  • обеспечивает представление налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды в надлежащие адреса и в установленные сроки;
  • осуществляет контроль и координацию процесса ведения в школы налогового учета, составления налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;
  • обеспечивает необходимыми документами при проведении внутреннего контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок, подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам государственного (муниципального) финансового контроля, аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;
  • осуществляет организацию налогового планирования в школы;
  • формирует налоговую политику школы;
  • проверяет качество налоговых расчетов и деклараций обособленных подразделений школы (при децентрализованном ведении налогового учета);
  • контролирует соблюдение требований налоговой политики в процессе осуществления школой (ее обособленными подразделениями) деятельности;
  • обеспечивает законное, своевременное и правильное оформление документов, расчеты по зарплате, правильный расчет и отправку платежей в госбюджет, взносов на государственное социальное страхование, профсоюзных взносов, платежей в банки;
  • обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующую их передачу в архив.

3.4. В рамках трудовой функции проведения финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками:

  • осуществляет организацию работ по финансовому анализу школы;
  • планирует работы по анализу финансового состояния школы;
  • координирует и контролирует выполнение работ по анализу финансового состояния школы;
  • организует мероприятия по проведению ежегодной инвентаризации материальных ценностей с участием заместителя директора по административно-хозяйственной части;
  • осуществляет организацию хранения документов по финансовому анализу;
  • осуществляет организацию бюджетирования и управления денежными потоками в школе;
  • координирует и контролирует выполнение работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в школе;
  • разрабатывает финансовую политику школы, определяет и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости;
  • составляет финансовые планы, бюджеты и сметы и представляет их директору школы для утверждения;
  • руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития школы;
  • анализирует и оценивает финансовые риски, разрабатывает меры по их минимизации;
  • составляет отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществляет контроль целевого использования средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;
  • осуществляет организацию хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в школы.

3.5. Участвует в планировании и проведении мероприятий нацеленных на соблюдение финансовых дисциплин и правильного использования ресурсов, в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности школы по данным бухгалтерского учета и отчетности, в разработке и применении в работе прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе использования вычислительной техники.

3.6. Разрабатывает нормативные требования по ведению бухгалтерского и материально-хозяйственной документации, а также мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

3.7. Принимает соответствующие меры по предупреждению незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законов.

3.8. Принимает необходимые меры для накопления денежных средств с целью обеспечения финансовой устойчивости школы.

3.9. Контролирует своевременное оформление приказов о назначении ответственных лиц за сохранность материальных ценностей и денежных средств.

3.10. Проводит инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

3.11. Соблюдает настоящую должностную инструкцию, правила охраны труда и пожарной безопасности в школы, этику и культуру поведения с коллегами и родителями.

3.12. Регулярно повышает уровень своей квалификации.

4. Права

Главный бухгалтер школы имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные распоряжения по оформлению бухгалтерской документации и представлению ее в отдел бухгалтерии всем материально-ответственным лицам школы.

4.2. Визировать наравне с директором школы финансовые документы. Без подписи главного бухгалтера, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не действительными и не могут приниматься к исполнению.

4.3. Представлять к дисциплинарной ответственности директору школы материально-ответственных лиц, нарушивших или не выполнивших в установленный срок требования по оформлению бухгалтерской документации и представление ее в бухгалтерию.

4.4. Участвовать в:

  • ведении переговоров с партнерами школы по материально-техническому оснащению;
  • обсуждении и разработке проектов управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам, в совещаниях по их подготовке и выполнению;
  • разработке стратегии развития школы.

4.5. Запрашивать у директора школы разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.6. Запрашивать по поручению директора школы и получать от других работников необходимую информацию и документы, необходимые для исполнения поручения.

4.7. Знакомиться с проектами решений директора, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.8. Вносить на рассмотрение директора школы предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.9. Вносить предложения по совершенствованию работы коллектива школьной бухгалтерии.

4.10. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, имеющими возможность поспособствовать совершенствованию материально-технического оснащения школы.

4.11. Представлять интересы школы в сторонних организациях по вопросам, относящимся к деятельности главного бухгалтера.

4.12. Осуществлять повышение своей квалификации.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов, главный бухгалтер школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.

5.2. За составление неправильной бухгалтерской отчетности и нарушение сроков представления форм бухгалтерской отчетности в надлежащие органы и вышестоящие организации – согласно законодательству Российской Федерации.

5.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических норм и правил организации материально-хозяйственной деятельности главный бухгалтер школы привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

5.4. За виновное нанесение школе или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей главный бухгалтер несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, утвержденных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За правонарушения, совершенные в процессе работы главный бухгалтер школы несет ответственность в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Главный бухгалтер работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Планирует свою работу на каждый финансовый год и отдельный отчетный период. План работы представляет для утверждения директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

6.4. Подписывает приказы директора школы по финансовой деятельности, договоры по вопросам хозяйственной деятельности.

6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками школьной бухгалтерии, педагогическим и обслуживающим персоналом школы, заместителем директора по административно-хозяйственной работе (завхозом).

6.6. Исполняет обязанности бухгалтера школы во время его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется согласно законодательству о труде и Уставом школы на основании приказа директора.

6.7. Представляет директору школы письменный отчет о своей работе размером не более пяти страниц в печатном виде в срок до десяти дней по окончании каждого отчетного периода.

6.8. О факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, главный бухгалтер информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо).

6.9. Всю информацию, полученную на совещаниях и семинарах разного уровня, предоставляет директору школы сразу после ее получения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление главного бухгалтера школы с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.

7.3. Факт ознакомления главного бухгалтера с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Должностная инструкция главного бухгалтера

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция главного бухгалтера школы разработана на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 в редакции от 27 марта 2018г; с учетом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2023 года); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция главного бухгалтера устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в школе должность главного бухгалтера.
1.3. На должность главного бухгалтера назначается лицо:

  • имеющее высшее или среднее специальное образование и опыт работы в данной сфере не менее 3-х лет;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от неё в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора школы.

1.5. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору школы.
1.6. У главного бухгалтера в непосредственном подчинении находится бухгалтер школы.
1.7. В своей профессиональной деятельности главный бухгалтер руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ «О бухгалтерском учёте», указами Президента РФ, решениями Правительства Российской Федерации и Департаментов управления образования всех уровней по вопросам образования и бухучёта, административным, трудовым и хозяйственным законодательством.
Также, сотрудник руководствуется правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; должностной инструкцией, инструкцией по охране труда для главного бухгалтера школы, Уставом и локально-правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором).
1.8. Главный бухгалтер должен знать:

  • законодательство о бухгалтерском учете;
  • постановления, распоряжения, приказы, иные руководящие, методические и нормативные документы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
  • структуру школы, положения и инструкции по проведению бухучета в общеобразовательном учреждении, правила его ведения;
  • порядок оформления операций и организацию документооборота по отделам учета;
  • способы и порядок финансовых расчетов;
  • правила приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей;
  • правила выполнения инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей;
  • порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности; правила проведения проверок и документальных ревизий;
  • новейшие средства компьютерной (вычислительной) техники и способы их использования для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа финансовой деятельности учебного заведения;
  • трудовое законодательство;
  • правила и нормы охраны труда, противопожарной безопасности.

1.9. На время отсутствия главного бухгалтера, исполнение его обязанностей возлагается на бухгалтера общеобразовательного учреждения.
1.10. Бухгалтер должен быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

2. Функции главного бухгалтера

Главными направлениями в деятельности главного бухгалтера являются:
2.1. Обеспечение правильной постановки и ведения бухгалтерского учета в школе;
2.2. Обеспечение соответствия проводимых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;
2.3. Организация работы работников бухгалтерии общеобразовательного учреждения.

3. Должностные обязанности главного бухгалтера

Главный бухгалтер школы должен выполнять следующие должностные обязанности:
3.1. Анализировать состояние материальной базы общеобразовательного учреждения, эффективность и рациональность расходования денежных и материальных средств.
3.2. Планировать разработку:

  • требуемой финансово-хозяйственной документации;
  • мероприятий по проведению ежегодной инвентаризации материальных средств при участии заместителя руководителя по АХР;
  • своевременно и качественно осуществлять списание износившихся и морально устаревших товарно-материальных ценностей в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и в подсобных помещениях;
  • проводить инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учёта и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

3.3. Выполнять работу по разным участкам бухгалтерского учета.
3.4. Участвовать в планировании и проведении мероприятий нацеленных на соблюдение финансовых дисциплин и правильного использования ресурсов, в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности школы по данным бухучета и отчетности, в разработке и применении в работе прогрессивных норм и способов бухгалтерского учета на основе использования вычислительной техники.
3.5. Собирать данные по соответствующим участкам учета для составления отчетных документов.
3.6. Контролировать сохранность бухгалтерской документации, оформлять их согласно установленному порядку для отправки в архив.
3.7. Координировать разработку необходимой финансово-хозяйственной документации, работу коллектива школы по вопросам материально- хозяйственной деятельности.
3.8. Контролировать правильное расходование материальных средств, своевременное и правильное составление отчетности по материально-хозяйственной деятельности школы, движение имущества.
3.9. Проводить прием и контроль первичной документации по соответствующим отделам учета.
3.10. Отражать в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей.
3.11. Обеспечивать законное, своевременное и правильное оформление документов, расчеты по зарплате, правильный расчет и отправку платежей в госбюджет, взносов на государственное социальное страхование, профсоюзных взносов, платежей в банки.
3.12. Принимать соответствующие меры по предупреждению незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законов.
3.13. Принимать необходимые меры для накопления денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости образовательного учреждения.
3.14. Корректировать договора по материально-хозяйственной деятельности школы согласно изменяющемуся законодательству.
3.15. Разрабатывать нормативные требования по ведению бухучета и материально-хозяйственной документации.
3.16. Вовремя предоставлять полную и верную бухгалтерскую информацию о деятельности школы, его имущественном состоянии, доходах и расходах.
3.17. Контролировать надлежащее исполнение смет расходов.
3.18. Контролировать своевременное оформление приказов о назначении ответственных лиц за сохранность материальных ценностей и денежных средств.
3.19. Производить правильную обработку банковских документов, выписок, а также фиксировать в журнале операции по банковским счетам.
3.20. Контролировать расходование фонда заработной платы.
3.21. Участвовать в разработке и применении в работе рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
3.22. Обеспечивать:

  • соответствие осуществляемых материально-хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;
  • своевременное и правильное оформление бухгалтерской документации;
  • своевременное представление необходимой отчётной документации в вышестоящие и контролирующие организации;

3.23. Сотрудник обязан соблюдать свою должностную инструкцию главного бухгалтера школы, требования инструкций по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте.

4. Права

Главный бухгалтер имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения по оформлению бухгалтерской документации и представлению ее в отдел бухгалтерии всем материально-ответственным лицам школы.
4.2. Представлять к дисциплинарной ответственности директору школы материально-ответственных лиц, нарушивших или не выполнивших в установленный срок требования по оформлению бухгалтерской документации и представление ее в бухгалтерию.
4.3. Участвовать:

  • в ведении переговоров с партнерами общеобразовательного учреждения по материально-техническому оснащению;
  • в разработке различных управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам;
  • в разработке стратегии развития школы.

4.4. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, имеющими возможность поспособствовать совершенствованию материально-технического оснащения общеобразовательного учреждения.
4.5. Представлять интересы школы в сторонних организациях по вопросам, относящимся к деятельности главного бухгалтера.
4.6. Визировать наравне с директором школы финансовые документы, без подписи главного бухгалтера, денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не действительными и не могут приниматься к исполнению.
4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы коллектива школьной бухгалтерии.
4.8. Осуществлять повышение своей квалификации.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения, должностной инструкции главного бухгалтера, законных распоряжений директора школы и других локальных нормативных актов, главный бухгалтер несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.
5.2. За составление неправильной бухгалтерской отчетности и нарушение сроков представления форм бухгалтерской отчетности в надлежащие органы и вышестоящие организации – согласно законодательству Российской Федерации.
5.3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических норм и правил организации материально-хозяйственной деятельности главный бухгалтер привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.
5.4. За виновное нанесение школе или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей главный бухгалтер несет полную материальную ответственность в порядке и в пределах, утвержденных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Главный бухгалтер работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Планирует свою работу на каждый финансовый год и отдельный отчетный период. План работы представляет для утверждения директору общеобразовательного учреждения не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.4. Подписывает приказы директора по финансовой деятельности, договоры по вопросам хозяйственной деятельности.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками школьной бухгалтерии, педагогическим и обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения, заместителем директора по административно-хозяйственной работе (завхозом).
6.6. Исполняет обязанности бухгалтера школы во время его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется согласно законодательству о труде и Уставом школы на основании приказа директора.
6.7. Представляет директору общеобразовательного учреждения письменный отчет о своей работе размером не более пяти машинописных страниц в срок до десяти дней по окончании каждого отчетного периода.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.9. Всю информацию, полученную на совещаниях и семинарах разного уровня, предоставляет директору сразу после ее получения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление главного бухгалтера с должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу в школу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления главного бухгалтера с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям администрации школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Должностная инструкция главного бухгалтера

Должностную инструкцию главного бухгалтера ООО составляют в свободной форме. В документе указывают требования к специалисту и его квалификации, прописывают права, обязанности сотрудника.

Руководитель организации может защитить свои интересы, если правильно составит должностную инструкцию главного бухгалтера. Например, сможет избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные сотрудником.

1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей и подчиняется генеральному директору, назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.

1.2. Для работы главным бухгалтером требуется:

  • высшее профессиональное образование, финансовое или экономическое;
  • опыт работы от пяти лет в бухгалтерско-финансовой сфере.

1.3. Главный бухгалтер должен знать:

  • законодательство РФ о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; трудовое и валютное законодательство РФ;
  • судебную практику по спорам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности;
  • порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;
  • правила защиты информации;
  • методики ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • порядок составления сводных учетных документов;
  • методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета.

1.4. Главный бухгалтер должен уметь:

  • определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;
  • разрабатывать способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику;
  • оценивать возможные последствия изменений в учетной политике;
  • разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы финансовой отчетности и составлять график документооборота;
  • организовывать делопроизводство бухгалтерии;
  • планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для составления финансовой отчетности;
  • распределять объем учетных работ между работниками бухгалтерии;
  • контролировать соблюдение сроков и качество выполнения работ в системе бухгалтерского учета;
  • оценивать важность информации, раскрываемой в финансовой отчетности;
  • формировать финансовую отчетность;
  • контролировать ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
  • проверять качество составления регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности;
  • выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность финансовой отчетности;
  • исчислять налоговую базу, суммы налогов, сборов и страховых взносов;
  • представлять в установленные сроки налоговые расчеты и декларации, отчетность в государственные внебюджетные фонды;
  • исправлять ошибки в налоговом учете, налоговых расчетах и декларациях, отчетности, поданной в государственные внебюджетные фонды;
  • разрабатывать формы налоговых регистров;
  • формировать и применять инструменты налогового планирования: налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения;
  • изучать законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и его обновления;
  • анализировать налоговое законодательство Российской Федерации, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;
  • определять финансовые цели, способы их достижения в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
  • пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

2. Трудовые функции

2.1. Основные задачи и направления деятельности главного бухгалтера:

  • составление и представление финансовой отчетности;
  • внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;
  • финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками.

3. Должностные обязанности

3.1. Главный бухгалтер обязан:

  • формировать числовые показатели отчетов, входящих в состав финансовой отчетности;
  • формировать пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • информировать генерального директора о финансовой отчетности, согласовывать ее с ним и подписывать;
  • представлять финансовую отчетность в госорганы;
  • хранить финансовую отчетность до ее передачи в архив;
  • контролировать ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;
  • проверять первичные учетные документы, качество ведения регистров бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • организовывать ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • организовывать исчисление и уплату налогов, сборов и страховых взносов, составление налоговой отчетности;
  • представлять налоговые расчеты и декларации, отчетность в установленные сроки;
  • контролировать ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
  • организовывать налоговое планирование;
  • формировать учетную политику организации;
  • контролировать сохранность документов и регистров налогового учета, налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды и их последующую передачу в архив;
  • организовывать работы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • координировать и контролировать выполнение работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;
  • разрабатывать финансовую политику, составлять финансовые планы, бюджеты и сметы организации;
  • составлять отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и контролировать целевое использование средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности расчетов;
  • готовить предложения для включения в планы продаж продукции, работ и услуг, затрат на производство и предложения по повышению рентабельности и снижению издержек производства.

4. Права

4.1. Главный бухгалтер имеет право:

  • устанавливать служебные обязанности для работников бухгалтерии;
  • руководить подбором, перемещениями и увольнениями работников бухгалтерии;
  • устанавливать обязательные для всех сотрудников правила документального оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений;
  • участвовать в обсуждении проектов и решений руководства, в совещаниях по их подготовке и выполнению;
  • подписывать документы в пределах своей компетенции;
  • запрашивать у генерального директора разъяснения и уточнения по поручениям и выданным заданиям;
  • запрашивать по поручению генерального директора и получать от работников необходимую информацию, документы, которые требуются для исполнения поручения;
  • организовывать проверки соблюдения правил составления и ведения финансовой отчетности;
  • разрабатывать и вносить на рассмотрение генерального директора предложения по улучшению деятельности бухгалтерии;
  • знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.

5. Заключительные положения

5.1. Главный бухгалтер знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.

5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у главного бухгалтера.

5.3. Главный бухгалтер знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ / Карпова Нина Федоровна
(подпись) / (расшифровка подписи)

Дата:
______________________

Должностная инструкция главного бухгалтера

Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.

docx, 298 KB

Чек-листы для предпринимателей

Пошаговые инструкции по самым частым вопросам предпринимателей

Подробнее

Еще документы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция главного инженера в газовом хозяйстве
  • Должностная инструкция главного инженера автотранспортного предприятия
  • Должностная инструкция главного зоотехника селекционера крс
  • Должностная инструкция главного зоотехника в сельском хозяйстве скачать
  • Должностная инструкция главного диспетчера порта