Должностная инструкция инспектора трудовой инспекции

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

1. Комментируемая статья устанавливает общие обязанности государственных инспекторов труда, обусловленные положениями Конвенции N 81 МОТ, требованиями ст. 355 ТК, устанавливающими основополагающие принципы деятельности федеральной инспекции труда (см. комментарий к ст. 355 ТК), и иных федеральных законов, и в первую очередь Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. В соответствии со ст. 15 указанной Конвенции инспекторам труда:

запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем;

вменяется в обязанность под угрозой уголовных санкций или соответствующих дисциплинарных мер не разглашать даже после ухода с должности производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;

предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения и воздерживаться от сообщения предпринимателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы.

Комментируемая и другие статьи ТК конкретизируют обязанности государственных инспекторов труда, предусмотренные Конвенцией N 81 МОТ, применительно к традициям и условиям Российской Федерации и национальному законодательству.

В частности, в развитие принципа законности деятельности федеральной инспекции труда, закрепленного в ст. 355 ТК, комментируемая статья выделяет в качестве основной обязанности государственных инспекторов труда осуществление надзорно-контрольной деятельности в соответствии с законом и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральной инспекции труда.

Обязанность государственных инспекторов труда хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную) призвана защитить права и интересы как работодателя (охрана коммерческой или служебной тайны), так и работника (охрана сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан). Данная обязанность выступает и как гарантия права государственных инспекторов труда на получение информации, необходимой для осуществления надзорных и контрольных функций, в предоставлении которой не может быть отказано по причине ограниченности доступа и особой защиты. Обязанность сохранения охраняемой законом тайны не прекращается даже после оставления инспектором труда должности.

Обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы, явившейся основанием для проведения инспекционной проверки, направлена на защиту интересов работника, который довел до сведения федеральной инспекции труда информацию свое мнение либо относительно нарушения своих прав или прав иных работников, либо несоблюдения работодателем законодательства о труде. В соответствии с положениями комментируемой статьи сведения о заявителе жалобы не могут быть сообщены работодателю в случае, когда заявитель возражает против сообщения работодателю данных о себе в качестве заявителя жалобы. С учетом упомянутых положений ст. 15 Конвенции представляется, что при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственному инспектору труда следует воздерживаться от разглашения информации об источнике жалобы, поданной в федеральную инспекцию труда, даже в тех случаях, когда такие возражения от заявителя не поступили, так как в большинстве случаев разглашение этих сведений может привести к нежелательным последствиям для заявителя.

3. В ст. 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» также установлены общие обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении ими надзорно-контрольных мероприятий, которые, в частности, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проводить контрольные мероприятия на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора);

посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и соответствующего распоряжения;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию, знакомить их с результатами проверки;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать их соответствие тяжести нарушений, потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

4. Учитывая, что в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ все должностные лица инспекции труда, уполномоченные на осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, являются государственными служащими, на них в полной мере распространяются требования Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе требования ч. 1 ст. 15, устанавливающей:

Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Как государственные гражданские служащие государственные инспекторы труда обязаны также соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой, регламентированные ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона, устанавливающей:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

На государственных инспекторов труда также распространяются запреты, связанные с гражданской службой, установленные ст. 17 названного Федерального закона (извлечение).

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

<…>

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 названного Федерального закона, устанавливающей требования к служебному поведению гражданского служащего, государственный инспектор труда также обязан:

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

проявлять корректность в обращении с гражданами;

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебной информации.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже приостановить деятельность.

Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

Проверить работодателя могут с помощью различных надзорных мероприятий: от контрольной закупки до рейдового осмотра. Рассмотрим два основных способа проверки: запрос документов или приезд в офис либо на производство. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или привезти в трудовую инспекцию.

Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.

Если полученной информации недостаточно, трудовая пришлет запрос на предоставление дополнительных сведений. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней. В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, могут назначить выездную проверку.

Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

  • высокий риск — раз в 2 года;
  • значительный риск — раз в 3 года;
  • средний риск — раз в 5 лет;
  • умеренный риск — раз в 6 лет.

В 2023 году планово будут проверять только работодателей, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Профилактический визит. Помимо контрольно-надзорных Роструд использует различные профилактические мероприятия. Самое распространенное среди них — профилактический визит.

В ходе такого визита ГИТ не составляет протоколы об административных нарушениях. Работники инспекции нацелены выявить риски и сложности работодателя, а затем помочь их устранить и предотвратить нарушения в будущем.

Если у работодателя возникли вопросы в отношении трудового законодательства, он сам может инициировать профилактический визит. Для этого он должен обратиться в инспекцию труда в своем регионе.

За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

  • задерживает зарплату;
  • не оформляет трудовой договор;
  • оформляет работника не по Трудовому кодексу, например берет на полную занятость с 9 до 18, а оформляет по договору ГПХ;
  • устанавливает оклад меньше МРОТ по региону;
  • платит «в конверте» — то есть в трудовом договоре написана минимальная сумма, а по факту сотрудник получает больше. Работодатели так поступают, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Работники из-за таких махинаций получают меньше отпускных, больничных и других пособий, а в итоге еще и пенсию получают значительно меньше;
  • не оплачивает переработки;
  • предоставляет плохие условия труда, например в офисе холодно, долгое время нет воды или не предусмотрен туалет;
  • не соблюдает технику безопасности на производстве. Например, не выдает сотрудникам на вредных производствах спецодежду и средства индивидуальной защиты;
  • не полностью рассчитывает при увольнении;
  • нарушает трудовые права беременных сотрудниц или других категорий защищенных работников;
  • не дает уйти в отпуск;
  • заставляет уволиться по собственному желанию против воли работника.

Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

Пример того, что может запросить ГИТ:

  • учредительные документы;
  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • личные карточки при их наличии;
  • должностные инструкции;
  • штатное расписание;
  • приказы, например при приеме и увольнении;
  • трудовые книжки, если они есть;
  • документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
  • график отпусков;
  • расчетные листки;
  • больничные листы;
  • положение о защите персональных данных;
  • табели учета рабочего времени.

Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату минимум дважды в месяц и присылать расчетный листок.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при переводе или увольнении сотрудника не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Зарплата не индексируется. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему назначили предупреждение.

Директор компании не согласился и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

Дело № 12-2-66/2020

Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого минимум за две недели до начала года составляют график отпусков на него. Если графика нет, это нарушение.

Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

К выплатам при увольнении относятся:

  • зарплата за отработанные дни;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.

Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

По закону работодатель имеет право:

  • присутствовать во время проверки;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
  • знакомиться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
  • знакомиться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
  • обжаловать результаты проверки.

Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

Расскажем об этом подробнее.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или его заместитель. В приказе перечисляют конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Другие люди в ней участвовать не могут.

Что должно быть в приказе:

  • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
  • ФИО и должности инспекторов и приглашенных экспертов, если они будут;
  • цель проверки и срок ее проведения;
  • основания для проведения проверки;
  • список документов, которые должен представить работодатель;
  • дата начала и дата окончания проверки.

Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по адресу из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Приказ о проведении проверки трудовой инспекции

Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание

Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель вправе убедиться, что пришли те люди, которые перечислены в приказе. Для этого инспекторы предъявляют удостоверения.

На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

Инспекторы не имеют права:

  • запрашивать документы, которые не относятся к проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
  • начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть полномочия представлять интересы работодателя;
  • незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
  • превышать установленные сроки проверки;
  • требовать оплату с работодателя за проведение проверки.

Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

Жалоба на проверку трудовой инспекции

Выберите «Не согласен с действиями должностного лица в рамках проверки» и заполните форму

Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

Что указано в акте:

  • дата, время и место, где его составили;
  • наименование трудовой инспекции;
  • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
  • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
  • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
  • дата, время, место и продолжительность проверки;
  • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
  • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
  • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

По желанию работодателя акт могут отправить в электронном виде с цифровой подписью трудовой инспекции.

Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по адресу из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с уведомлением о вручении.

Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания или ИП не исправит нарушения в срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже приостановить деятельность по суду.

Если работодатель согласен с нарушениями, но считает, что в указанный срок не получится их исправить, можно продлить срок предписания.

Закон позволяет работодателю увеличить срок на устранение нарушений, которые выявила проверка. Для этого нужно подготовить и отправить ходатайство в трудовую инспекцию.

Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

Какая информация должна быть в ходатайстве:

  • адресат — инспекция, что выдала предписание;
  • реквизиты работодателя;
  • дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
  • причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
  • срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
  • подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.

Ходатайство трудовой инспекции о продлении срока предписания

Пример ходатайства юридического лица

Ходатайство можно отправить по эл. почте или обычной почтой, главное — соблюсти установленный срок: трудовая инспекция должна получить его не позднее чем за 5 рабочих дней до конца срока предписания.

ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

Советуем отправить 2 экземпляра: один трудовая оставляет себе, второй присылает обратно с уведомлением о получении. С этой даты и начинается ожидание ответа.

У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

Что указать в жалобе:

  • наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
  • данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
  • указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
  • дата и номер предписания.

Подать жалобу можно через портал госуслуг, через сайт Онлайнинспекция.рф, отправить на электронную почту трудовой инспекции или бумажным письмом с уведомлением.

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

Запомнить

  1. Трудовая инспекция может проверить любого работодателя: прийти с плановой проверкой в установленное время или с внеплановой, если на него поступила жалоба.
  2. Трудовая инспекция может запросить документы и проверить работодателя дистанционно или приехать с проверкой по адресу работодателя.
  3. Чаще всего сотрудники жалуются в трудовую инспекцию на задержку зарплаты, плохие условия труда, отсутствие индексации зарплаты и отпусков, неправильное оформление документов.
  4. ГИТ может проверить только те документы, которые относятся к теме проверки.
  5. Работодатель имеет право присутствовать при проверке, не соглашаться с вынесенным решением и обжаловать его.
  6. По результатам проверки работодателю выдают предписание об устранении нарушений. Он может обжаловать его или запросить увеличение сроков на устранение. Если не устранить нарушения, трудовая инспекция приедет еще раз и накажет строже — выпишет штраф или запретит работать по решению суда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция инспектора гпн мчс
  • Должностная инструкция инструктора по спорту в спортивной школе
  • Должностная инструкция кассира контролера банка
  • Должностная инструкция кассира в строительной организации
  • Должностная инструкция инструктор методист физкультурно спортивных организаций