Актуально на: 13 ноября 2017 г.
0
В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.
Обязательна ли должностная инструкция?
ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.
В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).
Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.
Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0):
- объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
- обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
- распределить трудовые функции между работниками;
- временно перевести работника на другую работу;
- оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.
Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.
Как составляется должностная инструкция
Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.
При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.
Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Должностная инструкция инженера-программиста
Приведем образец заполнения должностной инструкции инженера-программиста.
Скачать бланк должностной инструкции инженера-программиста можно
Скачивать формы могут только подписчики журнала
Вы подписчик?
Войдите на сайт и скачивайте нужные формы
Войти на сайт
Вы не подписчик?
Попробуйте все возможности подписки. Бесплатно на 2 дня
Пробный доступ
Скачать
.
Зарегистрировано в Минюсте России 22 августа 2022 г. N 69720
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 июля 2022 г. N 424н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПРОГРАММИСТ»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Программист».
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 679н «Об утверждении профессионального стандарта «Программист» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2013 г., регистрационный N 30635);
пункт 4 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Министр
А.О. КОТЯКОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 20 июля 2022 г. N 424н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПРОГРАММИСТ
I. Общие сведения
Разработка компьютерного программного обеспечения | 06.001 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Разработка, отладка, проверка работоспособности, модификация компьютерного программного обеспечения
Группа занятий:
3512 | Специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ | 2512 | Разработчики программного обеспечения |
2514 | Программисты приложений | — | — |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
62.01 | Разработка компьютерного программного обеспечения |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Разработка и отладка программного кода | 3 | Формализация и алгоритмизация поставленных задач для разработки программного кода | А/01.3 | 3 |
Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными в базах данных | А/02.3 | 3 | |||
Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями | А/03.3 | 3 | |||
Работа с системой управления версиями программного кода | А/04.3 | 3 | |||
Проверка и отладка программного кода | А/05.3 | 3 | |||
В | Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения | 4 | Разработка процедур проверки работоспособности и измерения характеристик компьютерного программного обеспечения | В/01.4 | 4 |
Разработка тестовых наборов данных для проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | В/02.4 | 4 | |||
Проверка работоспособности компьютерного программного обеспечения | В/03.4 | 4 | |||
Рефакторинг, оптимизация и инспекция программного кода | В/04.4 | 4 | |||
Исправление дефектов программного кода, зафиксированных в базе данных дефектов | В/05.4 | 4 | |||
Осуществление сборки однородных программных модулей в программный проект | В/06.4 | 4 | |||
С | Интеграция программных модулей и компонентов и проверка работоспособности выпусков программного продукта | 5 | Разработка процедур интеграции программных модулей | С/01.5 | 5 |
Осуществление интеграции программных модулей и компонентов и проверки работоспособности выпусков программного продукта | С/02.5 | 5 | |||
D | Разработка требований и проектирование программного обеспечения | 6 | Анализ возможностей реализации требований к компьютерному программному обеспечению | D/01.6 | 6 |
Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие | D/02.6 | 6 | |||
Проектирование компьютерного программного обеспечения | D/03.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Разработка и отладка программного кода | Код | A | Уровень квалификации | 3 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Помощник программиста |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
Требования к опыту практической работы | — |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | — |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 3512 | Специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ |
ЕКС <3> | — | Техник-программист |
ОКПДТР | 27099 | Техник-программист |
ОКСО <4> | 2.09.00.00 | Информатика и вычислительная техника |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Формализация и алгоритмизация поставленных задач для разработки программного кода | Код | А/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Составление формализованных описаний решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или внутренних документов организации |
Разработка алгоритмов решения поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или внутренних документов организации | |
Проверка корректности алгоритмов решения поставленных задач | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Использовать методы и приемы формализации поставленных задач |
Использовать методы и приемы алгоритмизации поставленных задач | |
Использовать программное обеспечение для графического отображения алгоритмов | |
Применять алгоритмы решения типовых задач в соответствующих областях | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и приемы формализации поставленных задач |
Языки формализации функциональных спецификаций | |
Методы и приемы алгоритмизации поставленных задач | |
Нотации и программное обеспечение для графического отображения алгоритмов | |
Алгоритмы решения типичных задач, области и способы их применения | |
Другие характеристики | — |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными в базах данных | Код | А/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Создание программного кода в соответствии с техническим заданием (готовыми спецификациями) |
Оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Применять выбранные языки программирования для написания программного кода |
Использовать выбранную среду программирования и средства системы управления базами данных | |
Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры для написания программного кода | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Синтаксис выбранного языка программирования, особенности программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка программирования |
Методологии разработки компьютерного программного обеспечения | |
Методологии и технологии проектирования и использования баз данных | |
Технологии программирования | |
Особенности выбранной среды программирования и системы управления базами данных | |
Компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями | Код | А/03.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Приведение наименований переменных, функций, классов, структур данных и файлов в соответствие с нормативно-техническими документами (стандартами и регламентами), определяющими требования к оформлению программного кода |
Структурирование исходного программного кода в соответствии с нормативно-техническими документами (стандартами и регламентами), определяющими требования к оформлению программного кода | |
Комментирование и разметка программного кода в соответствии с нормативно-техническими документами (стандартами и регламентами), определяющими требования к оформлению программного кода | |
Форматирование исходного программного кода в соответствии с нормативно-техническими документами (стандартами и регламентами), определяющими требования к оформлению программного кода | |
Оформление технической документации на компьютерное программное обеспечение по заданному стандарту или шаблону | |
Необходимые умения | Применять нормативно-технические документы (стандарты и регламенты), определяющие требования к оформлению программного кода |
Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ | |
Применять заданные стандарты и шаблоны для составления и оформления технической документации | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ Методы повышения читаемости программного кода Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ |
Нормативно-технические документы (стандарты и регламенты), определяющие требования к оформлению программного кода | |
Основные стандарты оформления технической документации на компьютерное программное обеспечение | |
Другие характеристики | — |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Работа с системой управления версиями программного кода | Код | А/04.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Регистрация изменений исходного текста программного кода в системе управления версиями |
Слияние, разделение и сравнение исходных текстов программного кода | |
Сохранение сделанных изменений программного кода в соответствии с регламентом управления версиями | |
Необходимые умения | Использовать выбранную систему управления версиями |
Использовать вспомогательные инструментальные программные средства для обработки исходного текста программного кода | |
Выполнять действия, соответствующие установленному регламенту используемой системы управления версиями | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Возможности используемой системы управления версиями и вспомогательных инструментальных программных средств |
Установленный регламент использования системы управления версиями | |
Другие характеристики | — |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Проверка и отладка программного кода | Код | А/05.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ и проверка исходного программного кода |
Отладка программного кода на уровне программных модулей | |
Отладка программного кода на уровне межмодульных взаимодействий и взаимодействий с окружением | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Выявлять ошибки в программном коде |
Применять методы и приемы отладки программного кода | |
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов | |
Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и приемы отладки программного кода |
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений | |
Способы использования технологических журналов, форматы и типы записей журналов | |
Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода | |
Сообщения о состоянии аппаратных средств | |
Другие характеристики | — |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения | Код | В | Уровень квалификации | 4 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Техник-программист |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
Требования к опыту практической работы | Не менее трех месяцев в области разработки компьютерного программного обеспечения |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | — |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 3512 | Специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ |
ЕКС | — | Техник-программист |
ОКПДТР | 27099 | Техник-программист |
ОКСО | 2.09.00.00 | Информатика и вычислительная техника |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Разработка процедур проверки работоспособности и измерения характеристик компьютерного программного обеспечения | Код | В/01.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка процедуры проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения |
Разработка процедуры сбора диагностических данных проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Разработка процедуры измерения требуемых характеристик компьютерного программного обеспечения | |
Оформление технической документации на компьютерное программное обеспечение по заданному стандарту или шаблону | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Писать программный код процедур проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения на выбранном языке программирования |
Использовать выбранную среду программирования для разработки процедур проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Применять заданные стандарты и шаблоны для составления и оформления технической документации | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы автоматической и автоматизированной проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения |
Основные виды диагностических данных проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения и способы их представления | |
Языки, утилиты и среды программирования и средства пакетного выполнения процедур | |
Типовые метрики компьютерного программного обеспечения | |
Основные методы измерения и оценки характеристик компьютерного программного обеспечения | |
Основные стандарты оформления технической документации на компьютерное программное обеспечение | |
Другие характеристики | — |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Разработка тестовых наборов данных для проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | Код | В/02.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка тестовых наборов данных в соответствии с выбранной методикой тестирования компьютерного программного обеспечения |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Разрабатывать и оформлять контрольные примеры для проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения |
Разрабатывать процедуры генерации тестовых наборов данных с заданными характеристиками | |
Подготавливать наборы данных, используемых в процессе проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Использовать командные средства разработки компьютерного программного обеспечения | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы создания и документирования контрольных примеров и тестовых наборов данных |
Правила, алгоритмы и технологии создания тестовых наборов данных | |
Требования к структуре и форматам хранения тестовых наборов данных | |
Другие характеристики | — |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Проверка работоспособности компьютерного программного обеспечения | Код | В/03.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проверка работоспособности компьютерного программного обеспечения на основе разработанных тестовых наборов данных |
Оценка соответствия компьютерного программного обеспечения требуемым характеристикам | |
Сбор и анализ полученных результатов проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Применять методы и средства проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения |
Интерпретировать диагностические данные проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Анализировать значения полученных характеристик компьютерного программного обеспечения | |
Документировать результаты проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и средства проверки работоспособности компьютерного программного обеспечения |
Среды проверки работоспособности и отладки компьютерного программного обеспечения | |
Государственные стандарты испытания автоматизированных систем | |
Руководящие документы по стандартизации требований к документам автоматизированных систем | |
Другие характеристики | — |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование | Рефакторинг, оптимизация и инспекция программного кода | Код | В/04.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ программного кода на соответствие требованиям по читаемости и производительности |
Инспекция программного кода для поиска не обнаруженных на ранних стадиях разработки компьютерного программного обеспечения ошибок и критических мест | |
Внесение изменений в программный код и проверка его работоспособности | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Применять методы, средства рефакторинга, оптимизации и инспекции программного кода |
Применять инструментальные средства коллективной работы над программным кодом | |
Публиковать результаты рефакторинга, оптимизации и инспекции в коллективной базе знаний | |
Использовать систему управления версиями для регистрации произведенных изменений | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и средства рефакторинга, оптимизации и инспекции программного кода |
Языки программирования и среды разработки | |
Нормативно-технические документы (стандарты и регламенты), регламентирующие требования к программному коду, порядок отражения изменений в системе управления версиями, порядок отражения результатов рефакторинга, оптимизации и инспекции в коллективной базе знаний | |
Другие характеристики | — |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование | Исправление дефектов программного кода, зафиксированных в базе данных дефектов | Код | В/05.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Воспроизведение дефектов программного кода, зафиксированных в базе данных дефектов |
Установление причин возникновения дефектов программного кода | |
Внесение изменений в программный код для устранения выявленных дефектов | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Применять методы и приемы отладки дефектного программного кода |
Интерпретировать сообщения, предупреждения, записи технологических журналов об ошибках, возникающих при выполнении дефектного кода | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и приемы отладки программного кода |
Типичные ошибки, возникающие при разработке компьютерного программного обеспечения, методы их диагностики и исправления | |
Другие характеристики | — |
3.2.6. Трудовая функция
Наименование | Осуществление сборки однородных программных модулей в программный проект | Код | В/06.4 | Уровень (подуровень) квалификации | 4 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Сборка однородных (одноязыковых) программных модулей в программный проект в средах разработки компьютерного программного обеспечения |
Проверка работоспособности собранного программного проекта | |
Внесение изменений в процедуру сборки однородных (одноязыковых) программных модулей в программный проект | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Выполнять процедуры сборки однородных (одноязыковых) программных модулей в программный проект в средах разработки компьютерного программного обеспечения |
Производить настройки параметров программного проекта и осуществлять запуск процедур сборки | |
Проводить проверку работоспособности программного проекта | |
Документировать произведенные действия, выявленные проблемы и способы их устранения | |
Создавать резервные копии программного проекта и данных, выполнять восстановление, обеспечивать целостность программного проекта и данных | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и средства сборки модулей в программный проект в средах разработки компьютерного программного обеспечения |
Возможности настройки программного проекта в средах разработки компьютерного программного обеспечения | |
Интерфейсы взаимодействия внутренних модулей программного проекта | |
Методы и средства проверки работоспособности программных проектов | |
Языки, утилиты и среды программирования, средства пакетного выполнения процедур | |
Другие характеристики | — |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Интеграция программных модулей и компонентов и проверка работоспособности выпусков программного продукта | Код | С | Уровень квалификации | 5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Программист |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы | Не менее шести месяцев в области разработки компьютерного программного обеспечения |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2514 | Программисты приложений |
ЕКС | — | Техник-программист |
ОКПДТР | 25857 | Программист |
ОКСО | 2.09.02.00 | Информатика и вычислительная техника |
2.10.02.03 | Информационная безопасность автоматизированных систем |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование | Разработка процедур интеграции программных модулей | Код | С/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Анализ и выявление проблем сопряжения неоднородных модулей и компонентов компьютерного программного обеспечения |
Разработка и документирование программных интерфейсов | |
Разработка процедур сборки модулей и компонентов компьютерного программного обеспечения | |
Разработка процедур развертывания и обновления компьютерного программного обеспечения | |
Разработка процедур миграции и преобразования (конвертации) данных | |
Оформление технической документации на компьютерное программное обеспечение по заданному стандарту или шаблону | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Писать программный код процедур интеграции программных модулей |
Использовать выбранную среду программирования для разработки процедур интеграции программных модулей | |
Применять методы и средства сборки модулей и компонентов компьютерного программного обеспечения, разработки процедур для развертывания компьютерного программного обеспечения, миграции и преобразования данных, создания программных интерфейсов | |
Применять заданные стандарты и шаблоны для составления и оформления технической документации | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и средства сборки модулей и компонентов компьютерного программного обеспечения |
Интерфейсы взаимодействия с внешней средой | |
Интерфейсы взаимодействия внутренних модулей системы | |
Методы и средства разработки процедур для развертывания компьютерного программного обеспечения | |
Методы и средства миграции и преобразования данных | |
Языки, утилиты и среды программирования, средства пакетного выполнения процедур | |
Основные стандарты оформления технической документации на компьютерное программное обеспечение | |
Другие характеристики | — |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование | Осуществление интеграции программных модулей и компонентов и проверки работоспособности выпусков программного продукта | Код | С/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Сборка программных модулей и компонентов в программный продукт |
Подключение программного продукта к компонентам внешней среды | |
Проверка работоспособности выпусков программного продукта | |
Внесение изменений в процедуры сборки модулей и компонентов компьютерного программного обеспечения, развертывания компьютерного программного обеспечения, миграции и преобразования данных | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Выполнять процедуры сборки программных модулей и компонентов в программный продукт |
Производить настройки параметров программного продукта и осуществлять запуск процедур сборки | |
Проводить проверку работоспособности программного продукта | |
Документировать произведенные действия, выявленные проблемы и способы их устранения | |
Использовать командные средства разработки компьютерного программного обеспечения | |
Создавать резервные копии программ и данных, выполнять восстановление, обеспечивать целостность программного продукта и данных | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Методы и средства сборки и интеграции программных модулей и компонентов |
Интерфейсы взаимодействия программного продукта с внешней средой | |
Интерфейсы взаимодействия внутренних модулей программного продукта | |
Методы и средства проверки работоспособности выпусков программных продуктов | |
Языки, утилиты и среды программирования, средства пакетного выполнения процедур | |
Другие характеристики | — |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Разработка требований и проектирование программного обеспечения | Код | D | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Инженер-программист |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование — бакалавриат |
Требования к опыту практической работы | Не менее одного года в области разработки компьютерного программного обеспечения |
Особые условия допуска к работе | — |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2512 | Разработчики программного обеспечения |
ЕКС | — | Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР | 22824 | Инженер-программист |
ОКСО | 1.01.03.02 | Прикладная математика и информатика |
1.02.03.01 | Математика и компьютерные науки | |
2.09.03.01 | Информатика и вычислительная техника |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование | Анализ возможностей реализации требований к компьютерному программному обеспечению | Код | D/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Сбор, систематизация, выявление взаимосвязей и документирование требований к компьютерному программному обеспечению |
Оценка времени и трудоемкости реализации требований к компьютерному программному обеспечению | |
Согласование требований к компьютерному программному обеспечению с заинтересованными сторонами | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Проводить сбор и систематизацию требований к компьютерному программному обеспечению |
Выявлять взаимосвязи и документировать требования к компьютерному программному обеспечению | |
Проводить анализ исполнения требований к компьютерному программному обеспечению | |
Вырабатывать варианты реализации требований к компьютерному программному обеспечению | |
Проводить оценку и обоснование рекомендуемых решений | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Возможности существующей программно-технической архитектуры |
Возможности современных и перспективных средств разработки программных продуктов, технических средств | |
Методологии разработки компьютерного программного обеспечения и технологии программирования | |
Методологии и технологии проектирования и использования баз данных | |
Другие характеристики | — |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование | Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие | Код | D/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка и согласование с архитектором программного обеспечения технических спецификаций на программные компоненты и на их взаимодействие |
Распределение заданий между программистами в соответствии с техническими спецификациями | |
Осуществление контроля выполнения заданий | |
Осуществление обучения и наставничества | |
Формирование и предоставление отчетности в соответствии с установленными регламентами | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Выбирать средства реализации требований к компьютерному программному обеспечению |
Вырабатывать варианты реализации компьютерного программного обеспечения | |
Проводить оценку и обоснование рекомендуемых решений | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Языки формализации функциональных спецификаций |
Методы и приемы формализации задач | |
Методы и средства проектирования компьютерного программного обеспечения | |
Методы и средства проектирования программных интерфейсов | |
Методы и средства проектирования баз данных | |
Другие характеристики | — |
3.4.3. Трудовая функция
Наименование | Проектирование компьютерного программного обеспечения | Код | D/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка, изменение архитектуры компьютерного программного обеспечения и ее согласование с системным аналитиком и архитектором программного обеспечения |
Проектирование структур данных | |
Проектирование баз данных | |
Проектирование программных интерфейсов | |
Разработка технической документации на компьютерное программное обеспечение с использованием существующих стандартов | |
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач | |
Необходимые умения | Использовать существующие типовые решения и шаблоны проектирования компьютерного программного обеспечения |
Применять методы и средства проектирования компьютерного программного обеспечения, структур данных, баз данных, программных интерфейсов | |
Использовать командные средства разработки компьютерного программного обеспечения | |
Применять существующие стандарты для разработки технической документации на компьютерное программное обеспечение | |
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами | |
Необходимые знания | Принципы построения и виды архитектуры компьютерного программного обеспечения |
Типовые решения, библиотеки программных модулей, шаблоны, классы объектов, используемые при разработке компьютерного программного обеспечения | |
Нормативно-технические документы (стандарты), определяющие требования к технической документации на компьютерное программное обеспечение | |
Методы и средства проектирования компьютерного программного обеспечения | |
Методы и средства проектирования баз данных | |
Методы и средства проектирования программных интерфейсов | |
Другие характеристики | — |
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва | |
Генеральный директор | Платыгин Д. Н. |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, город Москва |
2 | ГБПОУ «Московский центр развития профессионального образования», город Москва |
3 | ООО «1C», город Москва |
4 | ООО «СТМ», город Москва |
5 | ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ, город Москва |
6 | ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», город Москва |
7 | ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», город Москва |
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Инженера — системного программиста школы
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция инженера — системного программиста в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Инженер — системный программист школы назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. На должность инженера — системного программиста школы принимаются лица:
- имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
- соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Инженер — системный программист в школе находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителя директора по административно-хозяйственной работе.
1.5. Инженер — системный программист школы руководствуется в своей работе:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
- Уставом школы;
- Трудовым договором с сотрудником;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией;
- иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).
1.6. Инженер — системный программист школы должен знать:
- нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
- эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
- основы локальных сетей и принципы их построения;
- аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
- основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
- основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
- основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
- программное, аппаратное обеспечение оборудования;
- основные операционные системы, методы их установки и настройки;
- основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
- основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
- способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
- порядок ведения и оформления технической документации;
- основы психологии и конфликтологии;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка школы;
- нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, настоящую должностную инструкцию;
- правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.
1.7. Инженер — системный программист школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
2. Функции
Основными направлениями деятельности инженера — системного программиста школы являются:
2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.
2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.
2.3. Определение и осуществление сетевой политики школы.
2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.
2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.
3. Должностные обязанности
Инженер — системный программист школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Строго соблюдает трудовую и производственную дисциплину на рабочем месте.
3.2. Соблюдает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, Трудовой договор, законодательство о труде, правила охраны труда, пожарной безопасности, требования настоящей должностной инструкции, а также локальные акты и приказов директора школы.
3.3. Выполняет поручения и приказы директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.
3.4. Планирует свою работу, систематически повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.5. Непосредственно участвует в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
3.6. Осуществляет технические работы по обеспечению информатизации школы:
- создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
- выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
- обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.
3.7. Сопровождает и модернизирует автоматизированную информационно-управляющую систему школы, автоматизированную систему работы администрации школы.
3.8. Выявляет потребности администрации школы в программных средствах.
3.9. Осуществляет техническое сопровождение работы оборудования:
- оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
- организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
- выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
- осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
- обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
- обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
- обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
- внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
- поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.
3.10. Обеспечивает надежность хранения информации, ее своевременное резервное копирование, архивирование и восстановление.
3.11. Осуществляет свои функции и должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
3.12. Осуществляет антивирусную защиту персональных компьютеров, локальной сети, сервера.
3.13. Обеспечивает безопасность данных при работе в сети Интернет.
3.14. Проводит консультации педагогов школы, техническую помощь при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проводит занятия для работников школы.
3.15. Осуществляет техническое обслуживание, функционирование и поддержку школьного сайта, предоставляет консультации специалистам, ответственным за его наполнение.
3.16. Соблюдает этические нормы поведения в школе и общественных местах.
3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.
4. Права
Инженер — системный программист школы имеет право:
4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.
4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.
4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.
4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.
4.9. На поощрения по результатам работы.
5. Ответственность
Инженер — системный программист школы несет ответственность:
5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.
5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.
5.3. За сохранность информации.
5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.
5.5. За соблюдение в полном объеме настоящей должностной инструкции.
5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации школы информации о происшедшем несчастном случае.
5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей, в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством РФ.
5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Инженер — системный программист школы:
6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками школы.
6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.
6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.
6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Должностная инструкция инженера-программиста создана для описания прав, обязанностей и функций сотрудника на предприятии. Поскольку инструкция имеет правовой статус — ведь её можно использовать как в суде, так и в административных спорах, по вопросам трудовых взаимодействий — от работодателя требуется внимательное отношение к корректности её составления.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции инженера-программиста .doc
Образец должностной инструкции инженера-программиста
1. Основные положения
- Решение о найме и увольнении инженера-программиста принимает руководитель организации по рекомендации технического директора.
- Инженер-программист подчиняется техническому директору.
- Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим критериям:
- высшее либо средне-специальное профильное образование;
- уровень знания английского языка не ниже Intermediate, с пониманием профильной технической терминологии;
- рабочий стаж по данному направлению от 3 лет.
- Во время отсутствия специалиста (отпуск, лечение заболевания, трудовая командировка) его обязанности переходят к другому инженеру-программисту, назначенному техническим директором.
- От инженера-программиста требуется понимание следующих вопросов:
- нормы законодательства и административные акты, относящиеся к его работе;
- отраслевые нормативы и стандарты;
- алгоритмы, используемые для решения прикладных задач с помощью соответствующего программного обеспечения;
- актуальные системы шифров, счислений и кодов;
- правила работы с соответствующей технической документацией, в том числе с Единой системой программной документации (ЕСПД);
- стандарты заполнения необходимых документов;
- теоретические основы современного программирования, в том числе языки, применяемые для проведения требуемых расчётов;
- основные разновидности программного обеспечения;
- стандартные технологии работы с информацией;
- основные параметры проведения требуемых расчетов и оценки их результатов;
- правила работы с базами данных;
- алгоритмы отладки системных продуктов;
- правила тестирования программных решений;
- правила эксплуатации вычислительной техники;
- основные технические характеристики используемого оборудования;
- стандарты поддержания правил пожарной и технической безопасности;
- стандарты взаимодействия с другими инженерами по решению требуемых задач;
- критерии оценки эффективности достигнутых в работе результатов.
- Инженер-программист руководствуется:
- действующим законодательством;
- профильными стандартами;
- документами организации;
- содержимым данной инструкции.
2. Функции
Инженер-программист выполняет следующие обязанности:
- Установка требуемого программного обеспечения на компьютеры организации.
- Изучение соответствующей технической документации в сфере своей компетенции.
- Тестирование программных решений.
- Проведение отладки программных продуктов.
- Сопровождение программных продуктов в ходе их использования другими сотрудниками.
- Применение технических решений и языков программирования для обработки требуемой информации.
- Контроль за обновлением установленного программного обеспечения.
- Мониторинг ситуации с вирусами и потенциально вредными файлами.
- Установка требуемых параметров (пароли, права доступа и пр.) для работы локальной сети учреждения.
- Мониторинг корректности работы используемых серверов.
- Отслеживание корректности параметров регулярной архивации значимых файлов.
- Анализ ошибок программных продуктов и поиск путей их устранения.
- Определение возможностей для применения новых программных решений.
- Взаимодействие с другими инженерами в ходе трудовых мероприятий.
- Участие в разработке регламентов и других документов по инженерно-программным вопросам.
- Заполнение соответствующей документации.
- Соблюдение правил пожарной и технической безопасности, а также стандартов трудовой дисциплины.
- Консультирование руководителей и коллег по инженерно-программным вопросам.
3. Ответственность
Инженер-программист несет следующую ответственность:
- За причинение материального ущерба работодателю — в границах, обозначенных в действующем законодательстве.
- За неисполнение своих рабочих функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве.
- За нарушения норм и законов, совершенные при выполнении работ, — в порядке, определенном соответствующими положениями действующего законодательства.
4. Права
Инженер-программист наделяется следующим спектром прав:
- Иметь доступ к критериям, используемым для оценки результатов трудовой деятельности.
- Вносить предложения по улучшению трудовых процедур.
- Сообщать техническому директору о возможных проблемных моментах в своей работе.
- Требовать от сотрудников организации доступа к информации, необходимой в своей трудовой деятельности.
- Требовать от менеджмента создания условий, нужных для качественного выполнения изложенных в этой инструкции обязанностей.
Основные параметры создания должностной инструкции
Поскольку в трудовом законодательстве не закреплены требования к написанию инструкции, работодатели имеют возможность создавать её, ориентируясь на свои нужды. На практике это сводится к доработке «под себя» типовых образцов инструкций, созданных с помощью профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника (ЕКС). Основное требование при этом — отсутствие противоречий с трудовым договором.
Традиционно должностная инструкция состоит из четырех частей:
- Основные параметры.
- Обязанности специалиста.
- Возможная ответственность.
- Должностные права.
Крупные работодатели, с многочисленными работниками на разнообразных позициях, добавляют в этот перечень вспомогательные разделы:
- Параметры оценки трудовых достижений.
- Порядок должностных взаимодействий.
- Условия работы.
Подобный расширенный формат позволяет им стандартизировать отношения со служащими, уменьшая необходимость разбираться с ними в индивидуальном порядке.
Внимание! Документ рекомендуется распечатывать на фирменном бланке, с включением основных атрибутов официального документа: даты создания, реквизитов организации и пр.
Основные положения
Эта часть отведена под прописывание следующих должностных параметров деятельности работника:
- Кто отвечает за его наём и увольнение.
- Кто выходит на замену в случае его временного отсутствия.
- Какие требования у нанимателя к его опыту, образованию и практическим навыкам.
- Кто им непосредственно руководит.
- Какими положениями он должен руководствоваться.
Особую роль играют ожидаемые от сотрудника навыки, которые должны соответствовать функциям, описанным во втором разделе.
Внимание! Если от кандидата требуется знание английского или определенного языка программирования, нужно отдельно упомянуть об этом в требованиях к его знаниям.
Функции
Перечисленные здесь обязанности разделены на три группы:
- Базовые — стандартны для данной профессии на всех предприятиях.
- Дополнительные — могут различаться в зависимости от особенностей нанимателя.
- Традиционные — по соблюдению трудовой дисциплины, стандартов пожарной безопасности и пр. Эти обязанности практически одинаковы для самых разных профессий.
Внимание! Для написания этой части документа можно ориентироваться на профстандарт 06.028, утвержденный Минтрудом 05.10.15, а также на соответствующий раздел ЕКС.
Ответственность
Порядок ответственности за нарушения определяется на основе статей трудового, административного или уголовного права, после окончания соответствующих разбирательств. Поэтому в данном разделе присутствует минимум конкретики. Обычно ограничиваются прописыванием нескольких пунктов, в общем формате дающих возможные нарушения и меры наказания.
Права
В этой части приведен список трудовых прав сотрудника, предоставленных ему работодателем. Этот список не должен дублировать права, закрепленные в ст. 21 ТК РФ. Его объем зависит от трудовой политики нанимателя, сферы его деятельности, конкретной позиции сотрудника и других моментов.
Для создания качественной должностной инструкции используется следующий порядок действий:
- Написание чернового варианта документа.
- Его обсуждение с руководителями, юристом, HR-менеджером.
- Написание чистового варианта, в котором учтены их правки.
- Визирование документа директором организации.
- Проставление подписей другими руководителями и специалистами, принимавшими участие в утверждении инструкции.
- Знакомство с документом сотрудника и проставление им своей подписи.
Внимание! Если предполагается создание множества должностных инструкций, то имеет смысл написать отдельный регламент, определяющий порядок их создания, согласования и правки.
Должностная инструкция системного администратора в школе
Должностная инструкция
системного администратора (инженера — системного программиста)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция системного администратора (инженера – системного программиста) в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 977 от 10.12.2009г; в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2023 года); Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Системный администратор (инженер – системный программист) назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.
1.3. На должность системного администратора принимаются лица:
- имеющие высшее профессиональное (техническое или экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое или экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет;
- соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- не имеющие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Системный администратор в школе непосредственно подчиняется заместителю директора по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) или заместителю директора по административно-хозяйственной работе.
1.5. Системный администратор руководствуется в своей работе:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам информатизации учебно-воспитательной деятельности, применения и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности школы, автоматизации работы администрации;
- Уставом школы и Трудовым договором с сотрудником.
- соблюдать инструкцию по охране труда для системного администратора
Системный администратор руководствуется Правилами внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкцией системного администратора в школе и иными локально-правовыми актами школы (в том числе, приказами директора).
1.6. Системный администратор (инженер) должен знать:
- нормативные правовые акты, другие методические материалы и нормативные документы, касающиеся использования компьютерной техники и других ЭСО при обработке информации и применения современных информационных технологий;
- эксплуатационные и технические характеристики, назначение, режимы работы, конструктивные особенности, правила технической эксплуатации оборудования локальных сетей, серверов, персональных компьютеров и периферийных устройств;
- основы локальных сетей и принципы их построения;
- аппаратное и программное обеспечение локальных сетей;
- основы администрирования локальных сетей под управлением различных операционных систем;
- основы проектирования информационных систем (сетей) (применительно к локальной вычислительной сети и Интернет) и сетевого оборудования;
- основные форматы баз данных и принципы работы с ними;
- программное, аппаратное обеспечение оборудования;
- основные операционные системы, методы их установки и настройки;
- основы и порядок технического обслуживания и ремонта персонального компьютера и периферийного оборудования;
- основные принципы программирования, языки и методы системного программирования, в том числе протоколы обмена данными;
- способы реализации комплексной защиты информации и методы предупреждения несанкционированного доступа к ней;
- порядок ведения и оформления технической документации;
- основы психологии и конфликтологии;
- основы трудового законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
- нормы и правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, должностную инструкцию системного администратора (инженера) в школе.
- правила оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока, при пожаре, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.
1.7. Системный администратор школы должен знать должностную инструкцию, свои функциональные обязанности и полномочия, порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации, иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
2. Функции
Основными направлениями деятельности системного администратора школы являются:
2.1. Обеспечение процессов создания, развития и бесперебойного функционирования внутришкольной локальной сети охватывающей все службы и подразделения школы.
2.2. Настройка базового программного и аппаратного обеспечения.
2.3. Определение и осуществление сетевой политики общеобразовательного учреждения.
2.4. Организация бесперебойной работы всех звеньев информационной системы школы, бесперебойного доступа в глобальную сеть Интернет.
2.5. Выполнение функции мастера обучения пользователей локальной сети и сети Интернет.
3. Должностные обязанности системного администратора
Системный администратор школы выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Строгое соблюдение трудовой и производственной дисциплины на рабочем месте.
3.2. Соблюдение Устава школы, Правил внутреннего трудового распорядка, Трудового договора с сотрудником, законодательства о труде, правил охраны труда, пожарной безопасности, требований настоящей должностной инструкции системного администратора (инженера — системного программиста) школы, а также локальных актов и приказов директора школы.
3.3. Выполнение поручений и приказов директора школы и заместителя директора по административно-хозяйственной работе в установленный срок.
3.4. Планирование своей работы, систематическое повышение своей профессиональной квалификации и компетенции.
3.5. Непосредственное участие в обеспечении функционирования школы при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
3.6. Осуществление технических работ по обеспечению информатизации школы:
- создание, развитие, техническая и программная поддержка функционирования внутришкольной локальной сети школы;
- выполнение работ по приобретению, обслуживанию, ремонту, наладке, настройке и усовершенствованию технических средств (копировальные аппараты, принтеры, сканеры, компьютеры, сетевое оборудование, web-камеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и другие периферийные устройства и ЭСО), пополнению расходных материалов;
- обеспечение сохранности и работоспособности технических средств, планирование своевременного обновления оборудования, профилактики, чистки, иного технического обслуживания.
3.7. Сопровождение и модернизация автоматизированной информационно-управляющей системы школы, автоматизированной системы работы администрации школы.
3.8. Выявление потребностей администрации образовательного учреждения в программных средствах.
3.9. Техническое сопровождение работы оборудования:
- оперативное устранение мелких неисправностей технических средств;
- организация своевременного и качественного ремонта компьютерной техники и периферийных устройств через организации, с которыми заключены школой договоры о ремонте и техническом обслуживании;
- выявление потребностей учреждения в программно-технических средствах и расходных материалах;
- осуществление инсталляции сетевого, операционного и прикладного программного обеспечения;
- обеспечение устойчивой и бесперебойной работы локальной сети школы;
- обеспечение безопасности при работе в сети Internet, установка антивирусных программ;
- обслуживание пользователей школьной локальной сети (IP-адресация, распределение доступа);
- внедрение и обслуживание современных технических и программных средств;
- поддержка работы общешкольной локальной сети, Интернет-сервера осуществление их администрирования и бесперебойной работы.
3.10. Обеспечение надежности хранения информации, ее своевременное резервное копирования, архивирование и восстановление.
3.11. Осуществление своих функций и должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией и в объеме, установленном трудовым законодательством Российской Федерации.
3.12. Осуществление антивирусной защиты персональных компьютеров, локальной сети, сервера.
3.13. Обеспечение безопасности данных при работе в сети Интернет.
3.14. Проведение консультаций педагогов школы, технической помощи при работе с локальной сетью и ресурсами сети Интернет, по необходимости, проведение занятий для работников школы.
3.15. Осуществление технического обслуживания, функционирования и поддержки школьного сайта, предоставление консультаций специалистам, ответственным за его наполнение.
3.16. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении и общественных местах.
3.17. Проходит обязательные медицинские обследования 1 раз в год.
3.18. Безотлагательно сообщает директору школы или дежурному администратору о каждом несчастном случае, оказывает первую помощь пострадавшему.
4. Права системного администратора школы
Системный администратор школы имеет право:
4.1. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.2. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения в устном и письменном виде.
4.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката в случае служебного расследования, связанного с нарушением работником норм профессиональной этики.
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.5. Требовать от пользователей информационной среды соблюдения инструкций по эксплуатации оборудования и программного обеспечения.
4.6. В установленном порядке повышать свою квалификацию на специализированных семинарах и курсах.
4.7. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.8. Информировать директора школы, заместителя директора по АХР о приобретении необходимых в работе технических и программных средств, ремонтных работах оборудования.
4.9. На поощрения по результатам работы.
5. Ответственность системного администратора школы
Специалист по обслуживанию компьютерной техники (системный администратор) школы несет ответственность:
5.1. За бесперебойную работу всех узлов информационной системы учебного заведения.
5.2. За достоверность отчетности предоставляемой информационной системой.
5.3. За сохранность информации.
5.4. За невыполнение приказов и инструкций по охране труда, по обеспечению пожарной безопасности.
5.5. За соблюдение в полном объеме должностной инструкции системного администратора (инженера) в школе.
5.5. За неоказание доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации образовательного учреждения информации о происшедшем несчастном случае.
5.6. За неисполнение без уважительных причин Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, приказов администрации школы, а также должностных обязанностей системного администратора (специалиста по обслуживанию компьютерной техники), в том числе за не использование предоставленных прав, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.7. За виновное причинение школе или участникам учебно-воспитательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) должностной инструкции системного администратора школы (инженера) школы несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения и связи по должности
Системный администратор (инженер) школы:
6.1. Работает в тесном контакте с администрацией школы, лаборантом и педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.
6.2. Информирует директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХЧ о технических и программных недостатках в обеспечении образовательной деятельности, в автоматизации работы администрации, технического сопровождения работы педагогов школы, в качественном и бесперебойном функционировании общешкольной локальной сети. Вносит свои предложения по устранению недостатков и улучшению функциональных возможностей компьютерной техники, периферийных устройств, сетевого оборудования, программного.
6.3. Получает от администрации учебного учреждения информацию нормативно-правового характера, приказы директора и вышестоящих структур, знакомится под подпись с документацией, относящейся непосредственно к нему.
6.4. Систематически обменивается полезной информацией с педагогическим коллективом и администрацией школы по вопросам, входящим в его компетенцию.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
Должностную инструкцию системного администратора разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/
Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности кабинета информатики
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: