ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
капитана-механика
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика подразделения «Производственные технологии» (далее — Капитан-механик) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).
1.2. На должность капитана-механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
- Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
- Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;
с опытом практической работы:
- В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;
Особые условия допуска к работе капитана-механика :
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
- К работе допускаются лица не моложе 18 лет;
1.3. Капитан-механик должен знать:
- Уставные требования к общей судовой организации;
- Уставные требования к организации пассажирской службы;
- Уставные требования к организации вахтенной службы;
- Санитарные условия труда экипажа;
- Уставные требования к организации службы быта;
- Требования правил охраны труда на судах;
- Санитарные правила содержания судна;
- Трудовое законодательство Российской Федерации;
- Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
- Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Технология определения поправок технических систем судовождения;
- Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- Типичные неисправности судовых энергетических установок;
- Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- Устройство и принцип действия судовых дизелей;
- Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- Руководства для плавания в сложных условиях;
- Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- Навигационные руководства и пособия для плавания;
- Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- Организация штурманской службы на судах;
- Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
- Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Основные понятия и определения навигации и лоции;
- Средства и виды навигационной обстановки;
- Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- Маневренные характеристики судна;
- Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- Порядок контроля судов в портах;
- Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
- Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Основы автоматизации управления движением судна;
1.4. Капитан-механик должен уметь:
- Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- Организовывать службу быта и контроль над ней;
- Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- Применять требования санитарии условий труда экипажа;
- Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- Применять требования санитарных правил содержания судна;
- Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Определять поправки технических систем судовождения;
- Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- Эксплуатировать насосы и их системы управления;
- Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
- Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
1.5. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Капитан-механик подчиняется ректору Учреждения и начальнику подразделения «Производственные технологии»
2. Трудовые функции
- 2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
- 2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
- 2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
- 2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
- 2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
- 2.6. Управление и маневрирование судном.
3. Должностные обязанности
- 3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
- 3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
- 3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
- 3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
- 3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
- 3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
- 3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
- 3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
- 3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
- 3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
- 3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
- 3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
- 3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
- 3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
- 3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
- 3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
- 3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
- 3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
- 3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
- 3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
- 3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
- 3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
- 3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
- 3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
- 3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
- 3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
- 3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
- 3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
- 3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
- 3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
- 3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
- 3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
- 3.38. Швартовные операции.
- 3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
- 3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
- 3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
- 3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
- 3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов.
- 3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
- 3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.
Изменить трудовые функции
4. Права
Капитан-механик имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика .
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию капитана-механика .
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
Капитан-механик несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений ректора Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения капитан-механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Скачать в формате MS Word
Поделиться должностной инструкцией в соцсетях:
Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»
Должностная инструкция капитана-механика судна
№ 387-ДИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Капитана-механика ООО «Бета».
1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета».
1.3. Капитан-механик подчиняется непосредственно генеральному директору ООО «Бета».
1.4. На должность Капитана-механика назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (судоводительское) образование без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Капитан-механик должен знать:
− законодательные и нормативные правовые акты в сфере судовождения и водного транспорта;
− лоцию и правила плавания на водоемах;
− устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники;
− правила, регламентирующие обеспечение живучести судна и безопасность плавания;
− порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с судна;
− основы трудового законодательства;
− правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;
− приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
1.6. В своей деятельности Капитан-механик руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета»;
– настоящей Должностной инструкцией.
1.7. В период временного отсутствия Капитана-механика его обязанности возлагаются на работника, назначаемого приказом генерального директора ООО «Бета».
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Капитан-механик выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Управляет судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию на нем порядка.
2.2. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники.
2.3. Руководит экипажем судна, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам.
2.4. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде.
2.5. Определяет объем ремонтных работ судна и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора.
2.6. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива.
2.7. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
2.8. Выполняет разовые поручения генерального директора ООО «Бета», касающиеся деятельности судна.
3. ПРАВА
Капитан-механик имеет право:
3.1. Требовать от непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности судна.
3.3. Представлять на рассмотрение генерального директора ООО «Бета» предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.4. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Капитан-механик несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Капитана-механика определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Капитана-механика в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».
Должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом генерального директора ООО «Бета» № 1-Пр от 23.08.2011.
Должностную инструкцию составила:
Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева
С инструкцией ознакомлен:
________________ Д.В. Ефремов
Юрист _________________________ Н.А. Павлов
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Капитана-механика (обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Капитан-механик относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность капитана-механика назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» и подготовку на курсах повышения квалификации один раз в пять лет.
1.5. Требования к опыту практической работы капитана-механика: в соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.6. Особые условия допуска капитана-механика к работе:
- возраст не менее 18 лет;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда.
1.7. Капитан-механик должен знать:
- основные понятия и определения навигации и лоции;
- назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- средства и виды навигационной обстановки;
- навигационные руководства и пособия для плавания;
- международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
- технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- руководства для плавания в сложных условиях;
- организацию штурманской службы на судах;
- основы автоматизации управления движением судна;
- систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- маневренные характеристики судна;
- влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- порядок контроля судов в портах;
- роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
- основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- устройство и принцип действия судовых дизелей;
- назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- типичные неисправности судовых энергетических установок;
- меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- технологию определения поправок технических систем судовождения;
- правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- уставные требования к общей судовой организации;
- уставные требования к организации вахтенной службы;
- уставные требования к организации пассажирской службы;
- уставные требования к организации службы быта;
- уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- требования правил охраны труда на судах;
- санитарные правила содержания судна;
- санитарные условия труда экипажа;
- трудовое законодательство Российской Федерации;
- положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота.
1.8. Капитан-механик должен уметь:
- читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния ветра и течения;
- выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- эксплуатировать насосы и их системы управления;
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- вешать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определять поправки технических систем судовождения;
- эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- организовывать службу быта и контроль над ней;
- контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- применять требования санитарных правил содержания судна;
- применять требования санитарии условий труда экипажа.
1.9. Капитан-механик в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.10. В период временного отсутствия капитана-механика (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Капитан-механик в ходе управления судном и эксплуатации судовых систем выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовку судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения , в том числе:
- предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
- ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
- определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
- обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
2.2. Управление и маневрирование судном, в том числе:
- несение ходовой и стояночной вахты;
- управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
- управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
- управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
- управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов;
- выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
- прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
- действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
- постановку и съемку судна с якоря;
- швартовные операции;
- буксировку судов и плавучих объектов;
- подготовку и предъявление судна к проверкам.
2.3. Эксплуатацию судовых двигательных установок, устройств и систем, в том числе:
- эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
- эксплуатацию судовых насосов и вспомогательного оборудования;
- обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
2.4. Эксплуатацию судового электрооборудования и средств автоматики, в том числе:
- эксплуатацию судовой автоматики;
- эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
- эксплуатацию судового электрооборудования.
2.5. Эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи, в том числе:
- навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
- расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
- обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
- обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
- использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна;
- использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
- применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
- решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- определение поправок технических систем судовождения;
- техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
2.6. Организацию службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии, в том числе:
- внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением;
- организацию вахтенной службы и контроль над ее несением;
- организацию пассажирской службы и контроль над ней;
- организацию службы быта и контроль над ней;
- обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- организацию соблюдения требований охраны труда на судах;
- организацию выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
В случае служебной необходимости Капитан-механик может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Капитан-механик имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Капитан-механик несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы капитана-механика осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы капитана-механика является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы капитана-механика определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью капитан-механик обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения)
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия)
Капитана-механика 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Капитан-механик относится к категории руководителей.
1.2. Для работы капитаном-механиком принимается достигшее возраста 18 лет лицо:
1) имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки» <1>;
2) имеющее диплом, установленный положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.3. К работе в должности капитана-механика (или: помощника капитана-механика) допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) прошедшее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Капитан-механик должен знать:
1) конструктивное обеспечение непотопляемости и противопожарной защиты судов;
2) расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
3) основные мероприятия по организационно-техническому обеспечению живучести судна;
4) основы судовой организации обеспечения живучести судна;
5) личные обязанности и полномочия по тревогам;
6) виды и химическую природу пожара;
7) виды средств и системы пожаротушения на судне;
особенности тушения пожаров в судовых помещениях;
9) мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
10) методы восстановления остойчивости и спрямления аварийного судна;
11) виды и способы подачи сигналов бедствия;
12) нормативные правовые акты, регламентирующие организацию борьбы за живучесть судна;
13) политику в области безопасности и защиты окружающей среды, в том числе противонаркотическую и антиалкогольную политики;
14) законодательство Российской Федерации, инструкцию и рекомендации судовладельца в области управления безопасностью;
15) порядок документооборота системы управления безопасностью;
16) процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и защиты окружающей среды, соответствующие нормам законодательства Российской Федерации;
17) процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений;
18) готовность к аварийным и нештатным ситуациям;
19) порядок действий при транспортных происшествиях и авариях;
20) требования к формированию и передаче сообщений при транспортных происшествиях и авариях;
21) виды и способы подачи сигналов бедствия;
22) порядок посадки в спасательное средство, безопасного спуска, отхода и маневрирования в районе транспортного происшествия и аварии;
23) способы оказания помощи людям, оказавшимся в воде;
24) способы выживания на воде;
25) устройства спуска и подъема коллективных спасательных средств;
26) виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение, включая переносную радиоаппаратуру, аварийные радиобуи и пиротехнику;
27) порядок действий при поиске и спасании;
28) комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;
29) судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
30) координацию действий по охране окружающей среды на национальном и местном уровнях;
31) меры безопасности при осуществлении погрузо-разгрузочных работ с опасными грузами;
32) методы борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов;
33) меры контроля за сбросами с судна;
34) методы предотвращения загрязнения атмосферы;
35) методы реализации плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
36) способы обеспечения готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
37) способы распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
38) характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
39) рекомендации по организации учений и тренировок персонала транспортного средства;
40) правила эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности и их эксплуатационные ограничения;
41) методику внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
42) методику подготовки транспортного средства к проверкам органами государственного надзора и контроля;
43) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.5. Капитан-механик должен уметь:
1) применять средства и системы пожаротушения;
2) применять средства по борьбе с водой;
3) применять меры, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
4) перераспределять функциональные обязанности членов экипажа исходя из интересов безопасности;
5) проводить проверки эффективности системы управления безопасностью и при необходимости пересматривать ее;
6) проводить процедуры подготовки судна к освидетельствованию;
7) передавать сообщения судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
действовать при транспортных происшествиях и авариях;
9) организовывать учения членов экипажей судов при транспортных происшествиях и авариях;
10) применять меры защиты, обеспечивающие защиту и безопасность пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях;
11) устранять последствия транспортных происшествий и аварий;
12) применять способы и приемы оставления судна;
13) применять коллективные и индивидуальные спасательные средства;
14) производить спуск и подъем спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов;
15) управлять коллективными спасательными средствами;
16) предотвращать загрязнение окружающей среды вредными веществами, перевозимыми судном;
17) предотвращать загрязнение окружающей среды сточными водами;
18) предотвращать загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами;
19) предотвращать загрязнение окружающей среды мусором;
20) предотвращать загрязнение атмосферы;
21) реализовывать план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
22) обеспечивать готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
23) распознавать и обнаруживать оружие, опасные вещества и устройства;
24) распознавать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности;
25) планировать и проводить учения и тренировки персонала транспортного средства;
26) эксплуатировать технические средства обеспечения транспортной безопасности;
27) пользоваться методикой внутренних проверок качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
28) готовить транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля;
29) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.6. Капитан-механик руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.7. Капитан-механик подчиняется непосредственно _________________ ________ (наименование должности руководителя).
1.8. _________________ ____________________________ (другие общие положения).
2. Трудовые функции
2.1. Обеспечение безопасности плавания и транспортной безопасности.
2.1.1. Организация борьбы за живучесть судна.
2.1.2. Организация применения системы управления безопасностью судна.
2.1.3. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях.
2.1.4. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна при оставлении судна, использовании коллективных и индивидуальных спасательных средств.
2.1.5. Организация и обеспечение действий членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
2.1.6. Организация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.
2.2. _________________ ________________________ (другие функции).
3. Должностные обязанности
3.1. Капитан-механик исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает расписания по судовым тревогам;
2) организует действия по тревогам;
3) организует действия при поступлении в корпус судна забортной воды, спрямлении аварийного судна и тушении пожара;
4) организует и выполняет указания при оставлении судна.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает функционирование на судне системы управления безопасностью;
2) обеспечивает наличие на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств;
3) выполняет ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс;
4) выполняет регулярные проверки действующих механизмов, устройств и оборудования, а также плановые проверки механизмов, устройств и оборудования, которые не используются постоянно.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при транспортных происшествиях и авариях;
2) организует обучение членов экипажа судна действиям при транспортных происшествиях и авариях.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) организует и обеспечивает действия членов экипажа судна при оставлении судна;
2) организует контроль готовности к эксплуатации коллективных и индивидуальных спасательных средств.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции, организует и обеспечивает действия членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения окружающей среды.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) организует мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
2) реализует план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства;
3) обеспечивает готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях;
4) распознает и обнаруживает оружие, опасные вещества и устройства;
5) распознает характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности;
6) организует учения и тренировки персонала транспортного средства;
7) осуществляет эксплуатацию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
проводит внутренние проверки качества обеспечения транспортной безопасности подчиненным персоналом;
9) подготавливает транспортное средство к проверкам органами государственного надзора и контроля.
3.1.7. В рамках выполнения своих трудовых функций капитан-механик исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.8. _________________ __________________ (другие обязанности).
3.2. _________________ ________________________ (другие положения о должностных обязанностях).
4. Права
Капитан-механик имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ __________________________ (другие права).
5. Ответственность
5.1. Капитан-механик привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ ________________________ (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Судоводитель-механик», утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 612н, с учетом _________________ ________________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ _________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ ______________.
———————————
Информация для сведения:
<1> Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в 5 лет.
I. Общие положения
1. На должность капитана назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена
или
высшее образование — специалитет.
2. Назначение на должность капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
3. Опыт практической работы не менее восемнадцати месяцев в должности старшего помощника капитана.
4. Дополнительные требования:
— возраст не моложе 18 лет;
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;
— наличие диплома капитана, старшего помощника капитана;
— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;
— знание английского языка для экипажей морских судов.
5. Капитан должен знать:
5.1. Принципы работы радиолокационных средств, их ограничения, источники ошибок
5.2. Процедуры планирования и координации поисково-спасательных операций
5.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море
5.4. Содержание, применение и цели основных принципов несения навигационной вахты
5.5. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей
5.6. Действия, которые должны предприниматься, если посадка судна на мель неизбежна, и действия после посадки судна на мель
5.7. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, после столкновения или при нарушении водонепроницаемости корпуса, произошедшем по какой-либо причине
5.8. Устройства аварийной буксировки и процедуры буксировки
5.9. Взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)
5.10. Факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи
5.11. Способы плавания с уменьшенной скоростью для предотвращения повреждений, причиняемых попутной волной своего судна
5.12. Управление судовой движительной установкой при помощи системы дистанционного управления
5.13. Практические меры, принимаемые при плавании во льдах, или вблизи льда, или в условиях обледенения судна
5.14. Международные правила рыболовства и экологической безопасности (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.15. Биологию моря и сырьевую базу рыбной промышленности (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.16. Влияние орудий лова на мореходные качества судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.17. Технологии переработки улова, правила транспортировки различных видов рыбопродукции (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.18. Особенности судовождения на промысле, влияние орудий лова на траекторию движения судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.19. Правила совместного плавания и ведения промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.20. Основы теории поиска объектов, планирование и ведение гидроакустического поиска объектов промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)
5.21. Международные правила, кодексы и стандарты, а также национальные правила, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов
5.22. Международные рекомендации, касающиеся остойчивости судна
5.23. Правила погрузки и балластировки для удержания напряжений в корпусе в приемлемых пределах
5.24. Эксплуатационные и конструктивные ограничения навалочных судов, ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов навалочного судна
5.25. Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость
5.26. Общие сведения о танкерах и операциях на танкерах
5.27. Основные принципы устройства судна, теории судна, факторы, влияющие на посадку и остойчивость, а также меры, необходимые для обеспечения безопасной посадки и остойчивости
5.28. Влияние повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию
5.29. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты безопасной перевозки опасных грузов
5.30. Судовые документы
5.31. Политику компании в области безопасности и охраны окружающей среды, противонаркотическую и антиалкогольную политику
5.32. Процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и охраны окружающей среды, соответствующие применимым международным и национальным требованиям и стандартам
5.33. Процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений
5.34. Порядок взаимодействия судна и судоходной компании в целях обеспечения управления безопасностью
5.35. Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений
5.36. Основные меры по предупреждению коррупции в организации
5.37. Порядок ведения судового документооборота системы управления безопасностью
5.38. Правила проведения занятия, тренировки и учения с экипажем пассажирского судна
5.39. Методику расчета осадки, остойчивости и напряжений в корпусе пассажирского судна
5.40. Методы, позволяющие уменьшить панику и избежать ее при аварийных ситуациях
5.41. Методы общения при аварии судна с помощью неязыковых средств в тех случаях, когда устное общение практически невозможно
5.42. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости закрытий
5.43. _____________________________________________________________________
6. Капитан подчиняется непосредственно ____________________________
7. На время отсутствия капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8. ________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности капитана входит:
1. Судовождение на уровне управления:
— Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки путей, принимая во внимание стесненные воды, метеорологические условия, льды, ограниченную видимость, системы разделения движения, районы служб управления движением судов, районы с сильными приливами
— Координация поисково-спасательных операций
— Организация несения вахты
— Обеспечение безопасного плавания путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений
— Прогнозирование погоды и океанографических условий
— Организация и управление судовым экипажем при авариях, возникающих во время плавания
— Маневрирование и управление судном в любых условиях
— Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой, системами и службами машинного отделения
— Управление судном и составом при плавании по внутренним водным путям с использованием знаков береговой и плавучей навигационной обстановки, при прохождении крутых изгибов рек, мостов, шлюзов, подходе и отходе от причалов по течению и против него (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
— Управление скоростным судном при плавании по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
— Выбор орудий рыболовства, технологии лова морепродуктов и их применение с учетом экологических последствий (для судоводителей рыбопромысловых судов)
— Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом лоций района плавания, атласов, требований руководств для плавания и навигационных пособий внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)
2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне управления:
— Планирование погрузки, размещения, крепления и выгрузки груза
— Выполнение расчетов по диаграммам остойчивости и дифферента с использованием устройств для расчета напряжений в корпусе, включая автоматическое оборудование, использующее базу данных
— Организация мер безопасности при размещении и креплении грузов на судах с использованием всех имеющихся на судне данных, относящихся к погрузке и креплению груза
— Руководство мерами безопасности при обращении с грузом во время рейса, в том числе при транспортировке грузов, указанных в международных кодексах безопасной практики размещения и крепления грузов
— Оценка обнаруженных дефектов и повреждений в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках и принятие соответствующих мер
3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне управления:
— Организация выполнения требований законодательства Российской Федерации на судне
— Организация и обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью
— Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров
— Обеспечение наличия на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств
— Ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс
4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне управления:
— Руководство операциями технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна
— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости
— Организация размещения пассажиров и их питания на судне
— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях
III. Права
Капитан имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Капитан несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4. ____________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.