Должностная инструкция кондуктора автобуса городского автобуса

В городском транспорте (автобусе, маршрутном такси и т.д.), как правило, трудится кондуктор. Он общается с пассажирами, проверяет и продает билеты на проезд, следит за порядком в салоне автобуса. В этой статье мы предлагаем вашему вниманию пример должностной инструкции кондуктора общественного транспорта, а также расскажем о его профессиональных обязанностях.

Образец документа

Оговоримся сразу, что образец должностной инструкции кондуктора общественного транспорта по профстандарту найти практически невозможно, поскольку профстандарта для этой профессии не существует. Но при необходимости вы можете скачать бесплатно должностную инструкцию кондуктора общественного транспорта, подготовленную нами. Она содержит все необходимые пункты, которые обязательны для этого документа.

Образец должностной инструкции кондуктора

скачать

Должностную инструкцию следует представить для ознакомления претенденту на вакансию перед подписанием трудового договора. В знак согласия с её пунктами гражданин должен поставить свою подпись в специально отведенном для этого месте. При неисполнении работником пунктов инструкции, работодатель сможет привлечь его к дисциплинарной ответственности за невыполнение должностных обязанностей.

Должностные обязанности кондуктора

Кондукторы работают в поездах, трамваях, автобусах и в другом общественном транспорте.

В их обязанности входит:

  • сбор платы и выдача билетов, проверка проездных документов и билетов, выданных ранее;
  • оказание пассажирам (прежде всего, пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми) помощи при посадке и размещении в транспорте;
  • проверка безопасности оборудования;
  • подача сигналов водителям для остановки или отправления;
  • объявление маршрутов и остановок;
  • обеспечение соблюдения требований безопасности;
  • реагирование на просьбы и жалобы пассажиров и предоставление информации об остановках и пересадках;
  • принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных ситуаций или при несчастных случаях;
  • подсчет проданных билетов и сдача наличной выручки.

Требования к сотруднику

Особых требований, предъявляемых к опыту работы и образованию соискателей на эту должность, нет.

Принятый на работу сотрудник на месте проходит инструктаж, во время которого ему сообщают правила техники безопасности и обучают работать с оборудованием.

Работодатели уделяют большое внимание личностным качествам претендентов на вакансию. Они должны быть дружелюбными, коммуникабельными и трудолюбивыми.

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция кондуктора общественного транспорта [наименование предприятия]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 298), и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Кондуктор общественного транспорта относится к категории работников сферы обслуживания и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы [вписать нужное].

1.3. Кондуктор общественного транспорта принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.4. Кондуктор общественного транспорта должен знать:

— правила перевозки пассажиров, багажа;

— тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;

— льготные категории граждан;

— остановочные пункты по маршруту следования;

— настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;

— правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

— правила оказания первой доврачебной помощи;

— правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

2. Должностные обязанности работника

На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Сбор платы за проезд.

2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.

2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.

2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.

2.5. Вежливость в отношении пассажиров.

2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.

2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.

2.8. По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.

2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.

3. Права работника

Кондуктор общественного транспорта имеет право:

3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.

3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. [Указать иные права, например, право бесплатного проезда в общественном транпорте, обеспечение спецодеждой и т. д.].

3.8. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Кондуктор общественного транспорта несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 г, Ярославля»

УТВЕРЖДЕНО  приказом директора по предприятию №410 от 21.06.2017г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

КОНДУКТОРА

Вступает в силу с 1 июля 2017г.

г. Ярославль

1. 2017

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет основные права, обязанности и ответственность кондукторов — работников АО «ПАТП-1 г. Ярославля».

1.2 На должность кондуктора общественного транспорта принимается лицо, достигшее 18-ти летнего возраста и имеющее среднее образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3 Кондуктор АО «ПАТТЫ г. Ярославля» относится к категории работников сферы обслуживания. Непосредственно подчиняется начальнику Службы сбора доходов

1.4 Кондуктор принимается и увольняется с работы приказом Генерального директора АО «ПАТП-1 г. Ярославля» по представлению начальника Службы сбора доходов.

1.5 Главными задачами кондуктора является сбор платы за проезд (наличным или безналичным способом) и высокая культура обслуживания пассажиров.

1.6 При выпуске и работе на линии кондуктор обязан выполнять распоряжения кассиров Службы сбора доходов, линейных диспетчеров АО «ПАТП-1 г.Ярославля» и МУП ГИТ «Яргортранс» и лиц. имеющих право контроля.

1.7 В своей деятельности кондуктор автобуса руководствуется:

1.7.1 Законодательными и нормативными актами Российской Федерации и её субъектов, касающимися выполняемой работы;

1.7.2 Трудовым законодательством РФ;

1.7.3 Локальными нормативными актами. Постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документы, касающимися деятельности Общества;

1.7.4 Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, Правилами внутреннего распорядка;

1.7.5 Трудовым договором;

1.8 .Кондуктор должен знать:

1.8.1 Правила перевозки пассажиров и багажа (Приложение №7);

1.8.2 Виды проездных документов;

1.8.3 Перечень категорий пассажиров, имеющих право на льготный проезд;

1.8.4 Тарифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа;

1.8.5 Автобусные маршруты, закрепленные и обслуживаемые Обществом и их особенности (схему движения, названия остановок, наименование и расположение на маршруте культурно-бытовых учреждений, пункты и места пересадок на другие маршруты и виды транспорта) (Приложение № 11);

1.8.6 Формы билетно-учётной документации, порядок её ведения и оформления (Приложение №12);

1.8.7 Условия Договора о полной индивидуальной материальной ответственности, заключённого с сотрудником;

1.8.8 Инструкции по порядку работы с мобильными платёжными терминалами, необходимыми для сбора платы безналичным способом (Приложение №5, Приложение №6);

1.8.9 Настоящую Должностную инструкцию кондуктора;

1.8.10 Правила внутреннего трудового распорядка Общества;

1.8.11 Правила оказания первой доврачебной помощи согласно Инструкции № 66 по оказанию первой доврачебной помощи (Приложение №1);

1.8.12 Правила и инструкции по охране труда, окружающей среды, производственной санитарии, пожарной безопасности, предупреждению актов терроризма на транспорте, по предупреждению пожаров и ожогов и экстренной эвакуации пассажиров при ДТП или в других случаях (Приложение №10, Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4);

1.9 Профессионально важные качества кондуктора:

— вежливость с пассажирами, участниками дорожного движения, сотрудниками полиции и другими лицами;

— внимательность к пассажирам с ограниченными возможностями (органов слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата), к пожилым людям, пассажирам с детьми и несовершеннолетним пассажирам;

— заботливость по отношению к пассажирам, умение проявлять внимание, терпимость, быть предупредительным по отношению к ним;

—    дисциплинированность:

—    сосредоточенность;

—    умение быстро принимать правильные решения.

1.10 Кондуктору при исполнении служебных обязанностей следует обслуживать всех, без исключения, пассажиров:

— культурно и вежливо;

— не вступать в пререкания с пассажирами,

— не грубить им;

— не создавать конфликтных ситуаций;

— при возникновении конфликтной ситуации тактично и доброжелательно постараться успокоить пассажиров;

— если успокоить не получилось, то необходимо обратиться/вызвать сотрудников полиции с помощью мобильных средств связи или через водителя с помощью навигатора.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1 На кондуктора общественного транспорта возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1.1 Осуществлять сбор платы за проезд пассажиров и провоз пассажными багажа с выдачей документов установленного образца.

2.1.2 Осуществлять проверку:

— наличия проездных билетов;

— проездных билетов долговременного пользования;

— Транспортных карт;

— документов, дающих право на льготный проезд.

2.1.3 Обеспечивать безопасность и комфорт пассажиров во время поездки на общественном транспорте;

2.1.4 Проявлять вежливость в отношении пассажиров и уметь контролировать своё эмоциональное состояние;

2.1.5 Принимать необходимые меры при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев;

2.1.6 Осматривать салон на конечных остановках обслуживаемого маршрута на предмет забытых пассажирами вещей;

2.1.7 Сдавать по окончании смены обнаруженные вещи диспетчеру Общества под подпись;

2.1.8 Обеспечивать эвакуацию пассажиров из салона автобуса и вызов сотрудников полиции и/или МЧС в случае обнаружения подозрительных предметов;

2.1.9 Вести текущий и ежесменный учет расходования билетов на проезд и провоз багажа (в т.ч. долговременного пользования);

2.1.10 Вести периодический учет (в дни изучения пассажиропотоков) вошедших и вышедших пассажиров на остановочных пунктах;

2.1.11 Подсчёт выручки за проданные билеты и сдача её в установленном порядке;

2.1.12 Работа с мобильными платёжными терминалами для учёта перевезённых пассажиров с электронными проездными билетами и Транспортными картами;

2.1.13 Отчитываться по совершённым, с помощью мобильных платёжных терминалов, транзакциях;

2.1.14 Предъявлять, по требованию, контролирующим лицам для проверки кондукторской сумки, билетно-учётной документации, билетов, мобильных платёжных терминалов и другого имущества, выданного работодателем для осуществления должностных обязанностей кондуктора.

2.1.15 Выполнять установленное в Обществе плановое задание по продаже билетов пассажирам;

2.1.16 «Снимать» остатки билетной продукции в билетной кассе Общества в свой последний рабочий день месяца;

2.1.17 Способствовать обеспечению безопасности пассажиров транспортного средства при их перевозке, посадке, высадке, размещению и перевозке багажа;

2.1.18 Оказывать помощь лицам, находящимся в состоянии опасном для жизни или здоровья, лишённых возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если кондуктор имел возможность оказать помощь этим лицам;

2.2 Перед началом работы кондуктор автобуса обязан:

2.2.1 Прибыть к месту начала работы за 20 (двадцать) минут до времени выхода указанного в наряде. В случае невозможности выйти на работу кондуктор обязан заблаговременно предупредить об этом начальника подразделения или кассира, осуществляющего выпуск;

2.2.2 Взять билетно-учётную документацию;

2.2.3 Проверить заполнение документации на соответствие внесённых данных фактическим: дата работы, серия и номера билетов, время начала и окончания работы, номер автобуса, ФИО водителя, маршрут, выход, размен, номера мобильных платёжных терминалов и т.п. Недостающие данные необходимо внести. В случае обнаружения ошибки в записях — обратиться к руководителю, а при невозможности — к кассиру Службы сбора доходов для внесения изменений. Все изменения должны быть заверены личной подписью и печатью (при наличии) сотрудника внёсшего поправки;

2.2.4 Пройти предрейсовый медицинский осмотр;

2.2.5 Сделать отметку о прибытии у кассира (диспетчера) в диспетчерском пункте;

2.2.6 Получить мобильные платежные терминалы, произвести их осмотр и проверить работоспособность путём считывания технологических карт. При выявлении каких-либо дефектов (сбоев в работе, неисправностей, поломок) — незамедлительно обратиться к кассиру Службы сбора доходов и зафиксировать дефект (сбой в работе, неисправность, поломку). Если совершать безналичную оплату по данному терминалу не предоставляется возможным — произвести его замену на исправный;

2.2.7 Проверить количество билетов. При необходимости — пополнить запас билетов для их бесперебойной реализации;

2.2.8 Надеть форму установленного образца (жилет либо куртку кондуктора);

2.2.9 Ожидать водителя в кондукторской комнате до начала работы на маршруте;

2.2.10 Приступить к работе с водителем, у которого на руках путевой лист с его фамилией в графе «ФИО кондуктора». В случае неявки водителя или поломке автобуса — обратиться к кассиру, осуществляющему выпуск на линию. И продолжить работу подменным кондуктором с «свободным» водителем, с отметкой в билетно-учётном и путевом листе о замене водителя (автобуса);

2.2.11 Проверить в салоне автобуса исправность сигнализации к водителю;

2.2.12 Убедиться в чистоте и порядке в салоне автобуса, исправности сидений, отсутствии загазованности салона выхлопными газами двигателя или парами бензина дизельного топлива, отсутствии посторонних предметов (деталей автобуса, вёдер с водой, ёмкостей с ГСМ, а также оставленных в салоне посторонних предметов пассажирами);

2.2.13 Проверить исправность и надёжность крепления стоек и поручней, а также работу освещения в салоне автобуса;

2.2.14 Убедиться в отсутствии открытых люков в полу салона автобуса, острых предметов (гвоздей, болтов, кусков жести и т.п.) выступающих из сидений, пола, боковин автобуса, о которые можно получить травму, либо повредить одежду и которые могут препятствовать передвижению по салону автобуса.

2.2.15 Сообщить о наличии обнаруженных недостатков, неисправностей и/или загрязнений водителю, начальнику структурного подразделения и принять меры к их устранению в пределах своей компетенции и полномочий.

2.2.16 Прикрепить на стенд, находящийся на кабине водителя (в специально отведанное место) информацию о себе (ФИО, табельный номер, фотография). На форме кондуктора или кондукторской сумке, на видном месте должен быть прикреплен значок кондуктора либо бейджик с информацией о работнике. В случае отсутствия значка/бейджика кондуктор обязан взять дубликат у руководителя (его заместителя) и разместить в требуемом месте.

2.3 Во время работы на линии кондуктор обязан:

2.3.1 Быть опрятным, одетым в форму установленного образца. Одежда, под формой, не должна сковывать движения сотрудника. Обувь при работе — по сезону, устойчивая, на сплошной подошве, полностью закрытая. На информационном стенде, находящемся на кабине водителя, во время работы на линии должна быть размещена информация о кондукторе (ФИО, табельный номер и фотография);

2.3.2 Прийти лично к диспетчеру, при прибытии автобуса к диспетчерскому пункту перед началом работы, и передать ему билетно-учётный лист для оформления и, получив указания диспетчера, приступить к работе на маршруте;

2.3.3 Неукоснительно соблюдать и исполнять требования Правил дорожного движения и иных нормативных актов, в том числе локальных, регламентирующих работу кондуктора;

2.3.4 Вести правильно и своевременно билетно-учётную документацию, предъявлять её контролирующим лицам. Сумму размена вписывать прописью в билетно-учётном листе:

2.3.5 При продаже билетов пассажирам:

— чётко и громко назвать сумму, взятую у пассажира;

— купюры и/или монеты, принятые у пассажира, пересчитать сразу по получении и держать в руках до окончания расчётов с пассажиром;

— не отворачиваться от пассажира при подсчёте принятых денег;

— проговорить количество выдаваемых билетов и их стоимость;

— назвать вслух сумму сдачи с полученной денежной суммы;

— предложить пассажиру проверить сдачу до отхода кондуктора.

2.3.6 Вести во время работы «цепочку билетов» по фактическим данным: записывать на каждой конечной остановке название остановки, время выезда с этой остановки в рейс и данные по номерам, количеству проданных билетов и совершённым за рейс транзакциями в соответствующие графы билетно-¬учётного листа (Приложение № 12);

2.3.7 Не допускать безбилетного проезда пассажиров и провоза ими багажа;

2.3.8 Дублировать при необходимости название каждого остановочного пункта, напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда, предупреждать об окончании посадки и о закрытии дверей;

2.3.9 Стараться передвигаться по ходу движения автобуса. Передвигаться по салону автобуса с особой осторожностью, держась за поручни;

2.3.10 Занимать при обилечивании и проверке документов устойчивое положение и держаться за поручни;

2.3.11 Соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности;

2.3.12 Известить диспетчера на автостанции (с помощью мобильных средств связи или через водителя с помощью навигатора) и следовать его дальнейшим распоряжениям при не возможности продолжать движение или задержке движения автобуса из-за:

— технической неисправности;

— дорожно-транспортного происшествия;

— изменения пути следования транспортного средства по маршруту, когда движение по установленной трассе не предоставляется возможным.

Затем следует дождаться следующего автобуса, принадлежащего Обществу, работающего по данному маршруту, для пересадки пассажиров. Если в течение пятнадцати — двадцати минут следующий автобус не подъехал, то производится выдача денежных средств пассажирам за возвращённые билеты, выданные кондуктором во время текущего рейса (согласно их стоимости). При безналичной оплате проезда (по Транспортным картам и проездным билетам долговременного пользования) деньги не возвращаются. Пассажирам, в этом случае, предлагается обратиться с заявлением о возврате средств в Общество,

Списать билеты, принятые у пассажиров, в этот же день через кассу Общества по окончании работы на линии, при сдаче выручки, с сопроводительной служебной запиской (заявлением) на имя руководителя Общества.

Следовать, после пересадки пассажиров, распоряжениям диспетчера, полученным ранее. При Невозможности связи с диспетчером (с помощью мобильных средств связи или через водителя с помощью навигатора) — следовать в ближайший диспетчерский пункт;

2.3.13 Отмечаться и рассчитывать рейсы, в течение дня, у диспетчера в диспетчерском пункте, к которому относится маршрут: перед выездом на маршрут, перед обедом, после обеда и по окончании смены;

2.3.14 Обращать внимание при ходьбе по салону автобуса на закрепленные в полу автобуса люки, стараться обходить либо наступать на люки с особой осторожностью;

2.3.15 Постоянно следить, чтобы пассажиры строго соблюдали «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» Постановление Правительства Российской Федерации № 112 от 14 февраля 2009 года (Приложение №7);

2.3.16 Сообщить водителю автобуса о случаях неисправности дверей салона автобуса, поломки сидений или других недостатках (поломках) в салоне автобуса. Остановить автобус в случае угрозы безопасности перевозки пассажиров и совместно с водителем принять меры к устранению поломки или других недостатков;

2.3.17 Сообщить водителю о задымлении или возникновении возгорания, обеспечить, совместно с водителем, эвакуацию пассажиров и принять меры по тушению первичными средствами пожаротушения.

2.3.18 Эвакуировать пассажиров из салона в случае аварии, ДТП или поломки автобуса после полной его остановки. Вызвать, при необходимости, «Скорую

медицинскую помощь» и оказать первую доврачебную помощь пострадавшим (согласно Инструкции № 66 по оказанию первой доврачебной помощи). Записать свидетелей ДTII и сообщить диспетчеру, с помощью мобильных средств связи или через водителя с помощью навигатора, о происшедшем. Далее действовать согласно Инструкции по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях Приложение №2);

2.3.19 Остановить автобус в случае возникновения пожара. Эвакуировать, с помощью водителя, пассажиров из салона. Вызвать пожарную службу, а при необходимости и «Скорую медицинскую помощь». Сообщить о происшествии диспетчеру по телефону (с помощью мобильных средств связи, через водителя с помощью навигатора, с помощью пассажиров, проезжающих мимо водителей или другим возможным способом). Далее следовать Инструкции по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте (Приложение №3);

2.3.20 Остановить автобус в случае хулиганских действий пассажиров в салоне автобуса, угрожающих безопасности перевозки пассажиров. Открыть двери салона/ дать сигнал водителю о необходимости открытия дверей. Предложить хулиганам выйти из салона и/или вызвать сотрудников полиции. О происшествии сообщить диспетчеру с помощью мобильных средств связи или через водителя с помощью навигатора;

2.3.21 Обратиться за медицинской помощью в здравпункт Общества или в травмопункт по месту жительства в случае травмы на производстве. Сообщить начальнику своего структурного подразделения о происшествии; (Приложение № 8);

2.3.22 Убедиться, в случае обнаружения в салоне автобуса посторонних подозрительных предметов и/или забытых пассажирами вещей, в их безопасности и передать их диспетчеру автостанции или диспетчеру гаража. В случае если оставленные вещи вызывают сомнение в их безопасности — высадить пассажиров из салона автобуса и вызвать работников Полиции и МЧС. Далее действовать согласно Инструкции № 60 по действиям водителя и кондуктора автобуса при обнаружении в салоне автобуса неизвестных вещей и предметов, оставленных пассажирами (Приложение №4, Приложение № 13);

2.3.23 Сообщать пассажиру, при обращении, информацию об остатке денежных средств на Транспортной карте при оплате проезда;

2.3.24 Использовать для сидения специально выделенное (по техническому регламенту) и обозначенное сиденье (например, с помощью наклейки с надписью «Место кондуктора»);

2.3.25 Передавать в обязательном порядке при работе в утреннюю смену мобильные транспортные терминалы кондуктору (водителю) вечерней смены. В случае отсутствия кондуктора (водителя) вечерней смены — связаться с диспетчером на автостанции для получения указаний о том кому и куда доставить терминалы для дальнейшей передачи;

2.3.26 Оказать помощь лицам, находящимся в состоянии опасном для жизни или здоровья, лишённых возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если кондуктор имеет возможность оказать помощь этим лицам;

2.3.27 Вызвать сотрудников полиции и передать им выявленных безбилетных лиц, если они не могут оплатить свой проезд из-за:

— отсутствия наличных денежных средств;

— отсутствия денежных средств на счету Транспортной карты, проездного билета долговременного пользования;

— не возможности произвести снятие платы за проезд по Транспортной карте, проездному долговременного пользования по причине выхода из строя/поломке/блокировке/окончании срока действия карты;

— отсутствия в момент проезда Транспортной карты/проездного долговременного пользования;

— отсутствия документов, подтверждающих наличие прав на получение мер социальной поддержки согласно законодательству у владельца Транспортной карты/проездного долговременного пользования и являются лицами, лишёнными возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности. Предпринять попытки связаться с родственниками/опекунами/усыновителями указанных лиц для информирования их о происшедшем (например, с помощью мобильных устройств безбилетных граждан, по номерам телефонов, названных этими безбилетными гражданами). Сообщить руководителю подразделения/заместителю руководителя, а в его отсутствие кассиру Службы сбора доходов, о происшествии. Возможно использование личных средств связи (при желании сотрудника).

2.3.28 Предложить обратиться владельцу карты (проездного) к Оператору (организации занимающейся обслуживанием данного вида карт), если на Транспортной карте/проездном билете долговременного пользования нет видимых дефектов, но она всё равно не читается и причина этого не ясна. Оплата проезда в таком случае производится наличными средствами по полному тарифу. При невозможности считывании карты (проездного) из-за поломки считывающего устройства или сбоя во время его работы кондуктор осуществляет перевозку владельца карты без взимания платы за проезд наличными деньгами. При сбое в считывании проездного долговременного пользования — пассажира вести на основании чека о пополнении карты на сумму стоимости проездного за месяц (в чеке указана информация о сроках действия карты и номер карты) согласно Инструкции о работе с мобильными платёжными терминалами (Приложение №5, Приложение №6);

2.3.29 Поднимать, поднимать и выбрасывать билеты с пола, сидений и других поверхностей, для поддержания порядка в салоне автобуса, только на конечных остановках и в отсутствие контролёров.

2.3.30 Иметь в наличии ветошь для устранения загрязнений с сидений и иных поверхностей в салоне автобуса, возникших во время работы. Ветошь получить перед началом работы у кассира в билетной кассе Общества. Чистую ветошь хранить в выданной форме. Использованную ветошь — утилизировать по мере загрязнения (например, в мусорный контейнер).

2.4 При возврате с линии кондуктор обязан:

2.4.1 Рассчитать рейсы у диспетчера, в диспетчерском пункте, к которому относится маршрут.

2.4.2 Пройти медосмотр по окончании смены, перед сдачей денежной выручки;

2.4.3 Оформить билетно-учётную документацию для сдачи выручки, отчёта по билетам и совершённым транзакциям;

2.4.4 Ежедневно сдать выручку в кассу Общества в полном объёме после окончания смены;

2.4.5 Ежедневно сдать мобильные платёжные терминалы после окончания смены в кассу Общества при работе в вечернюю смену или работе в односменном режиме. При сдаче считывающих устройств составить, совместно с кассиром, акт о недостатках при работе, механических и иных повреждениях. При работе в утреннюю смену в двухсменном режиме действовать согласно п. 2.3.25.

2.4.6 Получить всё необходимое в кассе Общества для работы на следующий рабочий день.

3. КОНДУКТОРУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.1 Находиться в кабине водителя при движении автобуса по маршруту;

3.2 Хранить личные деньги и старые билеты в кондукторской сумке или рабочей форме;

3.3 Выдавать билеты в момент контроля без получения платы за проезд (плата за проезд получена ранее);

3.4 Выдавать пассажирам ранее использованные билеты (числящиеся проданными в предыдущие рейсы, или не принадлежащих данному кондуктору, или билеты не того номинала, или билеты не принадлежащие Обществу);

3.5 Продавать билеты половинками (длина билета менее 50%, или на билете отсутствуют номер и серия билета, или билет состоит из двух частей разных билетов);

3.6 Продавать билеты от середины или с конца катушки;

3.7 Сбор платы за проезд и/или провоз багажа без выдачи билетов установленного образца;

3.8 Не выдавать билеты пассажирам на полученную сумму или выдавать билеты на сумму менее полученной от пассажиров;

3.9 Допускать излишки или недостачу выручки в кондукторской сумке;

3.10 Допускать грубые, нетактичные выражения или поведение в адрес пассажиров или контролирующих лиц;

3.11 Отказывать в проверке и/или оказывать сопротивление при проверке контролирующими лицами;

3.12 Нарушать правила культуры обслуживания пассажиров;

3.13 Отказываться от работы, предоставленной диспетчером (в том числе от маршрута, расписания, подменной машины и т.д.);

3.14 Заканчивать работу раньше, чем это предусмотрено графиком, или самовольно уходить с работы, или делать сход с линии без объективной причины;

3.15 Кондуктору категорически запрещено курение на рабочем месте и на территории Общества в необорудованных и непредусмотренных для этого местах;

3.16 Использовать мобильную связь (слушать музыку с применением гарнитур, других дополнительных устройств) во время обилечивания пассажиров и при передвижении по салону автобуса;

3.17 Принимать пищу во время движения;

3.18 Вести посторонние разговоры во время обилечивания пассажиров и при передвижении по салону автобуса;

3.19 Транспортировать в кабине, салоне или технических отсеках автобуса какие-либо горюче-смазочные материалы;

3.20 Входить в автобус или выходить из автобуса во время его движения;

3.21 Ходить по салону автобуса не держась за поручни;

3.22 Стоять спиной к открытым дверям в салоне автобуса;

3.23 Приступать к работе на линии с неисправными дверями автобуса, и также при загазованности салона выхлопными газами двигателя или парами топлива;

3.24 Держать и/или хранить в руках билеты, не вписанные в билетно-учётный лист и/или не принадлежащие Обществу, и/или числящиеся проданными предыдущими рейсами;

3.25 Поднимать, поднимать и выбрасывать билеты с пола, сидений и других поверхностей в салоне автобуса в присутствии контролёров.

3.26  Считывать при безналичном расчёте собственные и/или принадлежащие членам семьи сотрудника транспортные карты и/или проездные долговременного пользования вместо карт пассажиров;

3.27 Разматывать и разъединять части выданной катушки билетов;

3.28 Продавать одновременно билеты с нескольких катушек одного достоинства.

3.29  Продавать билеты с катушки, составленной из нескольких частей, если это не отражено в билетно-учётном листе при выдаче катушки билетов;

3.30  Искажать данные при ведении «цепочки билетов» — расписывать название конечных остановок и время выезда с этих остановок в рейс заранее, записывать неверные данные по номерам, количеству проданных билетов и совершённым за рейс транзакциями либо вообще не вести «цепочку билетов»;

3.31  Работать на линии без значка (бейджика) и/или оставлять стенд, находящийся на кабине водителя (в специально отведённом месте) без информации, содержащей сведения о кондукторе, работающем в этом автобусе;

3.32 Допускать безбилетный проезд пассажиров и/или провоз багажа;

3.33 Предлагать выйти и/или высаживать пассажиров по причине отсутствия сдачи;

3.34  Подвергать опасности жизнь и/или здоровье пассажиров своими действиями или бездействием;

3.35  Заведомо оставлять без помощи лицо, находящееся в состоянии опасном для жизни или здоровья, лишённое возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если кондуктор имел возможность оказать помощь этому лицу;

3.36  Сбор платы за проезд и/или провоз багажа без выдачи билетов установленного образца;

3.37 Изымать проездные документы у пассажиров.

3.38  Предоставлять льготный проезд, продавать льготные билеты, взимать безналичную оплату по Транспортным картам и проездным долговременного пользования при отсутствии прав у пассажира на получение мер социальной поддержки согласно законодательству.

3.39  Кондуктору категорически запрещено появление и нахождение на работе, на территории предприятия либо в диспетчерских пунктах в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Опоздание на работу и отсутствие на работе по причинам, не являющимся уважительными также запрещены.

4. ПРАВА

Кондуктор имеет право:

4.1 На предоставление работы, обусловленной Трудовым договором.

4.2 На предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным Коллективным договором;

4.3 На предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

4.4 Требовать от руководства Общества оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4.5 Требовать от принимающего деньги кассира (или другого уполномоченного лица) правильность оформления документов.

4.6 На повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

4.7 Знакомиться с проектами решений руководства Общества, касающимися его деятельности.

4.8 На получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Общества, касающимися его деятельности;

4.9 На взаимодействие с другими подразделениями Общества для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4.10 Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

4.11 Получать от работников Общества информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.12 На своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

4.13 На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

4.14 Требовать своевременного информирования об изменении графика работы на линии (не менее чем за сутки до начала работы), а также оформления необходимых документов в случае вынужденного преждевременного возврата с линии, требовать у диспетчера занести в билетно-учётный лист данные водителя при его замене.

4.15 Производить проверку у пассажиров наличия проездных билетов, а также документов, дающих право на льготный проезд.

4.16 Работник также имеет другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кондуктор несёт ответственность за допущенные во время работы нарушения. В зависимости от их характера кондуктор привлекается в установленном порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной или уголовной ответственности за:

5.1 Нарушения трудовой дисциплины.

5.2  Не выполнение установленного в Обществе планового задания по продаже билетов пассажирам.

5.3  Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и порученных ему задач, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4  Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний и распоряжений непосредственного руководителя.

5.5  Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5.6  Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу пассажирам,- деятельности Общества и его работникам.

5.7  Нарушение Правил техники безопасности и иных Инструкций по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, по предупреждению актов терроризма на транспорте, оказания первой медицинской помощи.

5.8  Нарушение Федерального закона № 15-ФЗ от 23.102.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

5.9 Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка Общества.

5.10 Утрату, порчу, недостачу денег и иных материальных ценностей, использование их в личных целях, в соответствии с заключенным с кондуктором Договором о полной индивидуальной материальной ответственности или иные нарушения Договора.

5.11 Приписки, подчистки, переделки цифр и иные исправления в билетно-учётном листе или иных отчётных документах.

5.12 Разглашение сведений о сдаваемых суммах выручки.

5.13 Выход из строя мобильных платёжных терминалов, произошедший по причине неправильной эксплуатации. Причину выхода из строя терминалов устанавливает работодатель. Величина материальной ответственности определяется согласно стоимости восстановительных работ мобильного транспортного терминала.

5.14 Неисполнение приказов и распоряжений (письменных и устных) уполномоченных должностных лиц, действующего законодательства и локальных нормативных актов Общества.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1 График и режим работы кондуктора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.

6.2 Настоящая Должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст) и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

6.3 Ознакомление работника с настоящей Должностной инструкцией осуществляется при приёме на работу (до подписания Трудового договора). Руководителем подразделения проводится предварительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и производственной (должностной) инструкции. В случае отсутствия руководителя подразделения инструктаж проводит его заместитель или лицо, исполняющее его обязанности. Факт ознакомления работника с настоящей Должностной инструкцией подтверждается подписью в Журнале ознакомления с Должностной инструкцией на Листе ознакомления. Лист ознакомления в Журнале ознакомления с Должностной инструкцией является неотъемлемой частью настоящей Должностной инструкции.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Кондуктора общественного транспорта

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность кондуктора общественного транспорта [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Кондуктор общественного транспорта назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Кондуктор общественного транспорта относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность кондуктора общественного транспорта назначается лицо, имеющее общее среднее образование и прошедшее специальные курсы по установленной программе.

1.5. Кондуктор общественного транспорта отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Компании.

1.6. Кондуктор общественного транспорта должен знать:

  • правила перевозки пассажиров, багажа;
  • тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа;
  • льготные категории граждан;
  • остановочные пункты по маршруту следования;
  • настоящую инструкцию и документы, касающиеся служебных обязанностей;
  • правила внутреннего трудового распорядка предприятия;
  • правила оказания первой доврачебной помощи;
  • правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.7. Кондуктор общественного транспорта в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. В период временного отсутствия кондуктора общественного транспорта (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Кондуктор общественного транспорта выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Сбор платы за проезд.

2.2. Проверка наличия билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда.

2.3. Предоставление информации пассажирам об остановочных и пересадочных пунктах.

2.4. Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров во время поездки на общественном транспорте.

2.5. Вежливость в отношении пассажиров.

2.6. Принятие необходимых мер при возникновении непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев.

2.7. На конечных остановках обслуживаемого маршрута осматривать салон на предмет забытых пассажирами вещей.

2.8. По окончании смены сдать их диспетчеру предприятия под подпись.

2.9. В случае обнаружения взрывоопасных предметов вызвать полицию.

В случае служебной необходимости кондуктор общественного транспорта может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Кондуктор общественного транспорта имеет право:

3.1. Проверять наличие билетов, проездных билетов, документов, предъявляемых для бесплатного проезда в общественном транспорте.

3.2. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Кондуктор общественного транспорта несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы кондуктора общественного транспорта осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы кондуктора общественного транспорта является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы кондуктора общественного транспорта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью кондуктор общественного транспорта обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “____” _______ 20__ г.

(подпись)

ИНСТРУКЦИЯ Государственного предприятия Пассажиравтотранс ИНСТРУКЦИЯ КОНДУКТОРУ АВТОБУСА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Генерального директора
ГП
«Пассажиравтотранс»
от 06.05.96 N
81
ИНСТРУКЦИЯ
КОНДУКТОРУ АВТОБУСА
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция
определяет основные права, обязанности и
ответственность кондукторов,
обслуживающих пассажиров в автобусах
общего пользования.
На кондуктора
возлагается обслуживание пассажиров
автобусов, продажа и проверка билетов,
наблюдение за безопасностью движения, за
порядком и чистотой в автобусе и за
соблюдением пассажирами Правил
пользования автобусами.
1.2. Всякий отказ
кондуктора от работы на маршруте из-за
незнания его рассматривается как отказ от
работы.
1.3. Кондуктор, закрепленный за
определенным автобусом, в случае
необходимости может быть послан на другой
автобус и на любой маршрут, обслуживаемый
парком.
1.4. Кондуктор подчинен:
— В
парке — начальнику отдела эксплуатации, а в
его отсутствие дежурному по парку; в период
выпуска автобусов на линию — также
дежурному диспетчеру и ответственному по
выпуску.
— На линии — линейному
диспетчеру.
2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1.
Кондуктор обязан знать и выполнять:

Настоящую инструкцию.
— Правила
пользования автобусами.
— Билетную
систему и стоимость проезда и провоза
багажа, установленную для городских,
пригородных и междугородных маршрутов.

— Образцы и зоны действия абонементных
проездных билетов и удостоверений.

Пути следования автобусов, тарифные
станции, нумерацию тарифных участков,
границу зоны действия единого тарифа и
наименование остановок всех обслуживаемых
парком маршрутов.
— Все парковые
рейсы.
— Установленный план сбора
выручки.
— График своего выхода на
работу.
— Правила внутреннего трудового
распорядка, приказы, распоряжения и
инструкции, касающиеся его работы в парке и
на линии.
2.2. Кондуктор обязан:

Являться на работу, имея при себе служебный
пропуск (удостоверение), кондукторскую
сумку, достаточный запас билетов всех
достоинств, билетный лист, разменный фонд в
установленном размере (в виде разменной
монеты), таблицы стоимости проезда (на
междугородных маршрутах).
— До начала
каждого месяца ознакомиться с графиком
своей работы.
— Быть вежливым с
пассажирами, сохранять спокойствие и не
вступать в пререкания.
— Давать
пассажирам разъяснения по вопросам пути
следования автобусов и платы за проезд.

— Сообщать свой служебный номер и называть
свою фамилию по требованию пассажиров.

Предъявлять служебный пропуск
(удостоверение) и билетный лист по
требованию администрации парка, линейных
работников автобусного транспорта и
работников милиции.
— Уходя в отпуск
сдать числящиеся за ним рулоны билетов,
бланки поясных билетов, абонементные
книжки, месячные проездные билеты и
билетный лист.
— О всех неполадках в
работе как на линии, так и в парке, сообщать
администрации парка для своевременного
принятия мер к их устранению.
2.3. Во
время работы на автобусе кондуктору
запрещено:
— вести неслужебные
разговоры с водителем и посторонними
лицами;
— при следовании парковым рейсом
и на маршруте находиться в кабине
водителя;
— курить, принимать пищу,
читать и отвлекаться посторонними
занятиями;
— выходить из автобуса во
время рейса до прибытия на конечный пункт
маршрута.
2.4. Кондуктор обязан заключить
с предприятием договор о полной
материальной ответственности за
передаваемые ему в подотчет проездные
билеты и за полученную им денежную
выручку.
2.5. Распоряжение о сдаче
выручки кому бы то ни было, кроме кассира
билетной кассы парка, кондуктор не должен
выполнять.
3. ОБЯЗАННОСТИ В ПАРКЕ ПЕРЕД
ВЫЕЗДОМ НА ЛИНИЮ
3.1. Являться на работу в
парк заблаговременно, с тем, чтобы
обеспечить выход автобуса на линию точно по
графику.
3.2. Сдать диспетчеру билетный
лист, предъявив свой служебный пропуск;
находиться в помещении нарядной и ожидать
вызова диспетчера.
Получив
билетно-учетный лист предупредить водителя
о времени выхода автобуса из парка и
принять автобус.
3.3. Принимая автобус,
внимательно осмотреть его. В случае
обнаружения неисправности дверей и
подножек, внутренней сигнализации,
освещения салона, отсутствия маршрутных
указателей или несоответствия их маршруту,
на который направляется автобус, а также в
случае обнаружения грязных и испорченных
сидений, разбитых и немытых стекол,
неподметенного пола, грязного кузова с
внешней стороны, заявить об этом водителю
для принятия мер к устранению
недостатков.
При назначении работать на
автобус, оборудованный кассами-копилками,
проверить закрыты ли кассы чехлами.
3.4.
Следить за своевременным выходом автобуса
из парка. В случае задержки выхода автобуса
немедленно сообщить об этом диспетчеру
парка для изменения времени выхода и
отметки причины задержки.
4. ОБЯЗАННОСТИ
НА ЛИНИИ
4.1. Во время работы на линии
кондуктор является наравне с водителем
ответственным лицом за посадку и высадку
пассажиров, своевременное отправление
автобуса и соблюдение остановок и
установленной трассы маршрута. Всем
сигналам кондуктора водитель обязан в
точности подчиняться.
4.2. Между
водителем и кондуктором установлены
следующие сигналы:
— один сигнал во
время стоянки — закрыть двери и начать
движение;
— один короткий сигнал во
время движения — остановить автобус на
остановке «по требованию» по просьбе
пассажира, находящегося в салоне
автобуса;
— два сигнала во время
движения — остановить автобус по требованию
кондуктора (интенсивным торможением);

частые сигналы — экстренная остановка;

один длинный сигнал во время движения
(продолжительностью 1,5-2 секунды) — не
открывать входную дверь на предстоящей
остановке. В этом случае водитель не
открывает входную дверь, но начинает
движение только после получения сигнала к
отправлению;
— два коротких сигнала во
время стоянки на остановке — открыть
входную дверь, если она не была открыта, но
вышло много пассажиров и освободились
места.
4.3. По прибытии автобуса на
остановку следить за входом и выходом
пассажиров, не допуская превышения норм
наполнения автобуса.
По окончании входа
пассажиров, убедившись, что все желающие
успели выйти из автобуса, дать сигнал к
закрытию дверей и отправлению автобуса.

Кондуктору запрещается преждевременно
отправлять незаполненный автобус до
окончания посадки пассажиров.
4.4. Если в
автобусе мало свободных мест, а на
остановке стоит большая очередь
пассажиров, объявить о количестве
свободных мест. Например: «Пять мест».

После входа пассажиров объявить об
окончании посадки и отправлении автобуса:
«Даю отправление» и дать сигнал к закрытию
дверей и отправлению автобуса.
4.5. В
случаях переполнения автобуса и
невозможности произвести посадку при
подъезде к остановке дать водителю
предварительный сигнал «не открывать
входную дверь».
Если входная дверь не
была открыта, а на остановке вышло много
пассажиров и освободились места, дать
сигнал «открыть входную дверь».
4.6.
Следить, чтобы никто из пассажиров не
оказался зажатым закрывающейся входной
дверью. Если это все же случится, немедленно
подать сигнал экстренной остановки.
По
этому сигналу водитель останавливает
автобус, открывает дверь и начинает
движение только после получения сигнала о
закрытии двери и отправлении автобуса.

4.7. Если через переднюю дверь вошло лицо, не
имеющее на то права, предложить ему выйти из
автобуса.
Правом входа через переднюю
дверь пользуются лица, перечисленные в
Правилах пользования автобусами, а также
лица, предъявляющие удостоверение на право
контроля за работой автобусного
транспорта.
4.8. Всячески содействовать
посадке в автобус пассажиров с детьми,
беременным женщинам, инвалидам и лицам
пожилого возраста.
Если места,
предназначенные для указанных лиц, заняты
другими пассажирами, предложить последним
освободить эти места.
4.9. После
отправления автобуса от остановки громко и
правильно объявлять название следующей
остановки.
Если со следующей остановки
кончается тарифный участок или зона
действия единого тарифа, объявлять также и
об этом. Например: «Следующая остановка
Шуваловский парк, граница зоны действия
единого тарифа».
4.10. При приближении к
остановке «по требованию», объявить об этом
и выяснить, есть ли в автобусе пассажиры,
желающие выйти на этой остановке.
Заблаговременно предупредить водителя о
необходимости остановки соответствующим
сигналом.
4.11. Внимательно следить за
тем, чтобы водитель вел автобус строго по
установленному маршруту или парковому
рейсу и останавливал автобус на всех
остановочных пунктах, обозначенных
указателем остановки автобуса с номером
маршрута, по которому следует автобус, или
входящих в число остановок паркового
рейса.
Автобус должен быть остановлен
на всех остановках независимо от наличия
свободных мест в автобусе, а также
независимо от наличия пассажиров,
ожидающих автобус на остановке.
Если
водитель пытается проехать остановку, дать
сигнал для остановки автобуса.
О
нарушениях водителем трассы маршрута или
паркового рейса и о случаях неподчинения
водителя сигналу для остановки автобуса
сообщать линейному диспетчеру или
администрации парка.
4.12. В случаях
внезапного закрытия проезда для автобусов
на каком-либо участке маршрута и возникшими
в связи с этим объездами, по прибытии на
станцию сообщать диспетчеру об объездах.
4.13. При следовании автобуса парковым
рейсом или по временному объезду объявлять
пассажирам, по какому маршруту следует
автобус.
4.14. В случае длительной
остановки (простоя) автобуса в пути из-за
неисправности пересадить пассажиров на
следующие автобусы того же маршрута, а при
работе на пригородных или междугородных
линиях — также на автобусы других маршрутов
данного направления, имеющих такие же
тарифы и билетную систему.
При
пересадке пассажиров вручить другому
кондуктору (или водителю) пересадочный
листок с записью номеров билетов
(шестизначных) последнего закрепления от
конечного пункта, по достоинствам.

Время начала простоя автобуса записать в
своем билетном листе.
4.15. В случае
возникновения простоя (аварии) автобуса
сообщать об этому диспетчеру центральной
диспетчерской станции автобусного
транспорта, пользуясь любыми средствами
связи (телефон, встречные или попутные
автобусы и т.д.).
При неисправности,
которую водитель может устранить своими
силами, находиться в автобусе и по
окончании ремонта продолжить рейс. В случае
необходимости вызова технической помощи
отправляться с попутным автобусом на
автобусную станцию в распоряжение
линейного диспетчера.
4.16. По прибытии
автобуса на конечную остановку маршрута
предложить пассажирам освободить
автобус.
Не допускать нахождения
посторонних лиц в автобусе во время стоянки
автобуса на конечном пункте и вход
пассажиров в автобус до прибытия его к
пункту посадки.
4.17. По прибытии автобуса
к автобусной станции явиться к диспетчеру и
предъявить ему для оформления
билетно-учетный лист.
Во время работы на
линии оформлять у линейного диспетчера
простои, возвраты и переключения, а также
время предоставления обеденного перерыва и
окончания работы.
В случае задержки
автобуса на станции после назначенного
времени отправления, немедленно заявить об
этом линейному диспетчеру.
4.18. Сдавать и
принимать смену только на конечных пунктах,
обусловленных расписанием (графиком).
Сдавать смену в пути запрещается.
При
явке на смену предъявлять линейному
диспетчеру свой билетный лист и служебный
пропуск (удостоверение).
4.19. В случае
неявки смены и отсутствия на станции
резервного кондуктора продолжать работать
до прибытия кондуктора.
Оставить
автобус раньше прибытия смены кондуктор
может только с разрешения линейного
диспетчера.
4.20. При приеме смены, а также
при переводе на линии на другой автобус,
например, в случае неисправности первого,
произвести тщательный осмотр и приемку
автобуса в соответствии с требованиями
настоящей инструкции.
4.21. Ни в коем
случае не сдавать смену нетрезвому
кондуктору.
4.22. После сдачи смены
немедленно направиться в парк для сдачи
выручки, пополнения запаса билетов и
получения билетного листа на следующий
день.
4.23. В случае обнаружения на
конечном пункте, что водитель находится в
состоянии опьянения, немедленно заявить об
этом линейному диспетчеру.
4.24. В случае
заболевания в пути, заявить об этом
водителю, на которого, в этом случае
возлагается наблюдение за посадкой —
высадкой пассажиров до прибытия к
станции.
При внезапном заболевании
водителя сообщить о случившемся диспетчеру
по ближайшему телефону.
4.25. Все
найденные в автобусе вещи, деньги и
ценности сдать линейному диспетчеру по
акту установленной формы и потребовать от
диспетчера поставить в билетный лист (в
графу «сдача и прием найденных в автобусе
вещей») номер акта и штамп.
По прибытии в
парк передать вещи и акт в охрану или другое
установленное место. Принимающий вещи
расписывается в той же графе билетного
листа и ставит штамп «Найденные вещи
приняты».
4.26. На линии следить за
чистотой в автобусе. После каждого рейса на
конечном пункте маршрута осматривать
салон.
4.27. В случае обнаружения в салоне
автобуса подозрительных посторонних
предметов немедленно сообщать об этом в
органы внутренних дел и линейному
диспетчеру.
4.28. При проникновении в
салон автобуса отработавших газов от
двигателя, заявить об этом линейному
диспетчеру для направления автобуса в
парк.
Работа на линии «угарного»
автобуса не допускается.
4.29. В летнее
время по требованию пассажиров открывать в
автобусе окна с правой стороны на
направлению автобуса и люки в крыше
автобуса; закрывать их во время дождя,
холодной погоды, а также при возвращении в
парк.
При холодной погоде следить за
отоплением автобуса, предлагая водителю
при надобности включать систему
отопления.
4.30. Во время движения не
допускать разговора пассажиров с водителем
автобуса.
4.31. При всех замеченных
несчастных случаях с пассажирами,
немедленно остановить автобус, подавая
частые сигналы. При необходимости оказания
медицинской помощи принять меры к вызову
скорой помощи или доставить пострадавшего
до ближайшего медицинского учреждения и
сообщить о случившемся диспетчеру по
прибытии на станцию или в парк.
4.32.
Следить за выполнением пассажирами Правил
пользования автобусами, принимать меры к
нарушителям и обращаться за содействием к
работникам милиции:
— при удалении из
автобуса или не допуске в автобус лиц,
находящихся в нетрезвом состоянии;
— при
отказе пассажира от уплаты проезда;
— в
случае нарушения кем-либо из пассажиров
общественного порядка в автобусе;
— при
других грубых нарушениях Правил
пользования

Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »

Читайте также

Архив статей

2023

Сентябрь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция курьера в организации образец
  • Должностная инструкция корпоративного секретаря акционерного общества
  • Должностная инструкция кондитера кондитерского цеха скачать бесплатно
  • Должностная инструкция кухонного работника пищеблока больницы
  • Должностная инструкция курьера в медицинской организации