Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств используется работодателем как дополнение к трудовому договору, в котором раскрывается понятие «трудовая функция». Статья 57 ТК регулирует содержание трудового договора, но не прописывает порядок подробного разъяснения сотруднику его полномочий и обязанностей. Для решения этой проблемы и используют должностную инструкцию, которая сейчас входит в типовой пакет трудовой документации практически у любого работодателя.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств .doc
Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств
1. Общие положения
- В ходе выполнения своих рабочих функций контролер технического состояния автотранспортных средств находится в подчинении у руководителя соответствующего отдела.
- Лицо, которое претендует на данную позицию, должно соответствовать одному из следующих квалификационных стандартов:
- законченное среднее профильное образование, с защитой диплома по специальности 23.02.03 (опыт работы не нужен);
- законченное среднее профильное образование по специальности 23.00.00 (трудовой опыт — от года в сфере обслуживания транспорта);
- законченное среднее профессиональное образование и пройденная профильная переподготовка, удостоверяемая соответствующим дипломом.
- Кандидат на данную позицию обязан знать:
- действующие нормативы безопасности и обслуживания для транспортных средств;
- актуальные нормы ПДД;
- правила заполнения нужной технической документации;
- принципы работы и устройства транспортных средств;
- особенности и отличия основных марок проверяемых автомашин;
- правила оценки качества выполняемой работы;
- правила проведения профилактики автомашин, а также проверки качества их ремонта;
- методы выявления неисправностей транспортных средств;
- порядок проверки технического состояния проверяемых автомашин;
- правила ухода за используемым оборудованием и инструментом;
- правила использования соответствующего оборудования и инвентаря при проверке машин;
- основы профильного законодательства, а также положений в сферах пожарной безопасности и охраны труда.
- Специалист руководствуется:
- актуальным законодательством;
- действующими профильными нормами и приказами;
- документацией организации;
- положениями этого документа.
- На срок временного отсутствия специалиста его замещает другой контролер, выбранный директором организации.
2. Функции
- Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
- Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
- Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
- Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
- Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
- Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
- Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
- Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
- Ведение соответствующей документации.
3. Ответственность
Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:
- За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
- За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
- За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.
4. Права
- Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
- Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
- Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
- Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
- Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
- Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
- Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.
Зачем нужна должностная инструкция
Для обеих сторон должностная инструкция позволяет повысить эффективность рабочих взаимоотношений и снизить вероятность конфликтов. Опираясь на её содержимое, стороны могут спокойно взаимодействовать, что особенно важно в больших компаниях со множеством работников.
Для нанимателя документ необходим как средство подробного разъяснения пунктов трудового договора.
Сотруднику документ позволяет яснее понять спектр его должностных обязанностей и определить права, которыми он наделен на работе.
Также нужно упомянуть, что инструкция, как правовой документ, может использоваться в юридических и трудовых баталиях.
Основные принципы составления документа
В ТК нет положений о должностной инструкции. Поэтому наниматели могут адаптировать её содержание под свои нужды, при условии, что она не противоречит разделам трудового договора. Что касается формы инструкции, то используются определённые установившиеся правила. Так, стандартный документ содержит следующие положения:
- Общий раздел.
- Предполагаемые функции специалиста.
- Его права.
- Меры его ответственности.
К этим типовым разделам наниматели часто добавляют:
- Условия работы.
- Критерии оценки качества работы.
- Порядок должностных взаимосвязей.
Чем больше компания-работодатель, тем популярнее включение дополнительных частей. Причина — множество сотрудников и многообразие их функций. Проще расписать все рабочие моменты в должностной инструкции, а не объяснять их каждому сотруднику в индивидуальном порядке.
Общие положения
Начальная часть, в которой даны базовые для специалиста положения. Здесь поясняются следующие параметры:
- на кого возлагается замена сотрудника;
- у кого контролер находится в подчинении;
- от какого менеджера зависит прием и увольнение специалиста;
- на какие нормы должен ориентироваться сотрудник;
- каковы знания, требуемые от сотрудника;
- какие требования предъявляются к опыту и образованию кандидата.
Внимание! Если от контролера требуется доскональное знание техники определенной марки, то нужно отдельно написать об этом в списке требуемых навыков.
Функции
Эта часть посвящена перечислению обязанностей, которые возложены на специалиста. Типовые функции, которые нужны для позиции контролера, прямо прописаны в соответствующих постановлениях Минтранса. К ним можно добавить и некоторые второстепенные, при условии, что они не мешают в выполнении специалистом его основных обязанностей.
Внимание! Необходимость данной должности обусловлена Приказами Минтранса №296 от 08 августа 2018 года и №141 от 06 апреля 2017 года. А основные требования к квалификации и навыкам работника на этой позиции изложены в Приказе Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года.
Ответственность
В этой части перечислены несколько основных возможных нарушений, за которые может быть наказан сотрудник. Меры наказания описывают в общей форме, поскольку конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе судебных и досудебных разбирательств, где будут выясняться все конкретные нюансы.
Права
В данной части для любых профильных специалистов содержатся несколько типовых прав: на получение данных, на получение условий, необходимых для нормальной работы и т.д. Для профессии контролера рекомендуется отдельно упомянуть право на принятие мер, необходимых для профилактики нарушений. Это значит, что при обнаружении нарушений в машине он может просто не выпустить её на трассу. Также лучше отдельно упомянуть право на ведение специального регистрационного журнала, где отображаются результаты предварительной проверки машины. Включение этих прав базируется на Приказе Минтранса №296 от 08 августа 2018.
Для контролера транспортных средств, чью позицию описывают специальные приказы Минтранса, очень важно составить качественную должностную инструкцию, чьи положения не противоречат рекомендуемым нормам. В противном случае компания-работодатель, если возникнет аварийная ситуация, может быть привлечена к дополнительной ответственности. Поэтому текст инструкции должен обязательно согласовываться с юристом и другими специалистами. Только после данного согласования документ можно отдавать директору компании. Далее инструкция распечатывается с соблюдением всех требуемых атрибутов официального документа, и с ней знакомится сам сотрудник в процессе приема на работу. Окончательным этапом введения должностной инструкции в действие является её подписание руководителем компании, специалистами, с которыми согласовывалось данное назначение, и самим контролером автотранспортных средств.
Решение Челябинского областного суда от 01.12.2021 по делу N 7-954/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию незарегистрированного транспорта или не прошедшего техосмотр, с подложными регистрационными знаками, имеющего неисправности.
Решение: Отказано.На оснвоании приказа N 219 от 18 декабря 2018 года на контролера технического состояния У., возложена обязанность в виде организации и проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию, контроль и проверка технического состояния автомобилей, прицепов, механизмов дорожных машин, возвращающихся с линии на места стоянок; контролер несет ответственность за нарушение требований нормативных актов РФ. С указанной должностной инструкцией У. ознакомлен под роспись.
УТВЕРЖДАЮ
Наименование организации
Наименование должности
___________________/ Ф.И.О. /
«____» _______________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
Общие положения
Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта назначается на должность приказом Генерального директора.
К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта подчиняется (название должности), в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере контроля технического состояния транспортных средств, а также настоящей должностной инструкцией.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен знать:
нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь:
проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта обязан:
проводить контроль технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места) предназначенного для стоянки транспортного средства;
осуществлять проверку наличия технических неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090;
при наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств, проверять работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14-27 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) принятому решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г.;
вести учет прохождения предрейсового или предсменного контроля в журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств;
вносить в журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств следующие сведения:
- наименование марка, модель транспортного средства;
- государственный регистрационный номер транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) лица проводившего контроль;
- дата, время проведения контроля;
- показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
- отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
- подпись лица, проводившего контроль.
в случае если выявлено наличие технических неисправностей, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, немедленно доложить об этом название должности;
в случае если не выявлено наличие технических неисправностей, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств, на основании записи о пройденном контроле внесенной в журнал, проставлять на путевом листе дату, время проведения контроля, отметку «выпуск на линию разрешен», подпись, фамилию и инициалы контролера;
ежедневно до время докладывать название должности о результатах предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта имеет право:
вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы;
требовать от руководства содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;
повышать свою квалификацию;
запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности специалиста, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;
представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников;
получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией – в соответствии с действующим трудовым законодательством;
за другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности, в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации, в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.
С инструкцией ознакомлен: ________________________ подпись «___»___________20__г.