Должностная инструкция механика
Должностную инструкцию механика по транспорту составляют в свободной форме. В ней указывают трудовые функции, права и обязанности специалиста.
Инструкция помогает руководителю защитить свои интересы. Например, избежать административной и уголовной ответственности за нарушения, допущенные механиком по автотранспорту.
1. Общие положения
1.1. Механик относится к категории специалистов и подчиняется главному инженеру, назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.2. Для работы механиком нужно:
- среднее профессиональное техническое образование;
- стаж работы от трех лет в должности инженера-механика.
1.3. Механик должен знать:
- законы и иные нормативно-правовые акты РФ, методические и нормативные документы по вопросам эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, по оформлению отчетов и технологической документации;
- устройство, назначение и режимы работы оборудования;
- устройство, назначение, правила применения контрольно-измерительных инструментов (далее — КИИ);
- основы технологического производства;
- основы машиностроительного черчения;
- методы, технологии и порядок ремонтных работ, регулировки и отладки отдельных механизмов и систем оборудования;
- способы защиты от коррозии;
- порядок составления дефектных ведомостей, смет на ремонт, заявок на оборудование, материалы, запасные части и инструменты;
- системы автоматизированной технологической подготовки производства и системы автоматизированного проектирования, их классы, наименования, возможности и порядок работы в них;
- принципы разработки технологических процессов.
1.4. Механик должен уметь:
- анализировать техническую документацию на оборудование и КИИ;
- проводить внешний осмотр и проверять качество монтажа оборудования, его укомплектованность;
- проводить техническое обслуживание и диагностику оборудования, отдельных его механизмов и систем с использованием КИИ;
- проводить ремонт оборудования;
- составлять отчеты о результатах проверок и ремонта оборудования;
- контролировать сроки и очередность выполнения работ, готовить отчеты о выполненных работах;
- контролировать техническое состояние оборудования, его механизмов и систем, выявлять в них неисправности и определять причины их возникновения;
- разрабатывать программы и методики испытаний оборудования;
- составлять графики планово-предупредительного и текущего ремонта оборудования;
- рассчитывать количество материалов и запчастей для ремонта оборудования и составлять заявки на их приобретение.
2. Трудовые функции
2.1. Контроль бесперебойной работы оборудования.
2.2. Ведение технической и отчетной документации по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
3. Должностные обязанности
3.1. Механик обязан:
- контролировать работу служб, связанных с эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием оборудования;
- вести регистрацию, учет наличия и движения оборудования;
- проводить монтажные и пусконаладочные работы;
- проводить диагностику, технические осмотры оборудования;
- составлять график планово-предупредительного и текущего ремонта;
- своевременно ремонтировать и модернизировать оборудование;
- участвовать в расследовании причин повышенного износа и отказа оборудования;
- разрабатывать и внедрять стандарты и технические условия по эксплуатации, содержанию и ремонту оборудования.
4. Права
4.1. Механик вправе:
- запрашивать у главного инженера информацию и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям;
- информировать главного инженера о нарушениях эксплуатации оборудования;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение главного инженера предложения по совершенствованию работы в рамках своих должностных обязанностей;
- знакомиться с решениями генерального директора, касающимися его должностных обязанностей, и документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.
5. Заключительные положения
5.1. Механик знакомится с должностной инструкцией под подпись при приеме на работу до подписания трудового договора.
5.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у генерального директора, другой — у механика.
5.3. Механик знакомится под подпись с изменениями в должностной инструкции, принятыми распоряжением генерального директора и касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав и ответственности.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):
________ /Филимонов Леонид Иванович
(подпись) / (расшифровка подписи)
Дата:
______________________
Чтобы сохранить шаблон, сделайте копию в свой гугл-док: Файл → Создать копию. Или скопируйте текст и вставьте в текстовый редактор.
docx, 13 KB
Чек-листы для предпринимателей
Пошаговые инструкции по самым частым вопросам предпринимателей
Подробнее
Еще документы
Утверждаю:
Директор МУАТП
Кр
А.Ф. Зайцев
Должностная
инструкция
Механика по
выпуску автотранспорта
2008 г.
1. Общее
положение.
1.1.
механик
по выпуску автотранспорта принимается
и увольняется с работы приказом директора
по согласованию с Начальником ЭПО
1.2.
подчиняется
непосредственно Начальнику ЭПО
дополнительные распоряжения может
получать от директора
1.3. В
работе руководствуется настоящей
инструкцией, положениями, инструктивными
материалами,
приказами и указаниями руководства
предприятия.
2
Должностные
обязанности.
2.1.
Обеспечивает
безаварийную и надежную работу
автотранспорта на линии,
исправное
состояние подвижного состава, выпуск
его
на линию в соответствии с графиком и
определение неисправностей при приеме
с линии по окончании работы.
2.2.
Контролирует
правильную эксплуатацию автотранспорта,
осуществляет технический надзор за
состоянием автомобилей на линии, выявляет
причины
неисправностей и
принимает
меры к их
устранению.
2.3.
Организовывает
передачу автомобилей в ремонтные
мастерские и принимает его в эксплуатацию
с контролем выполненных работ.
2.4.
Осуществляет
контроль за качеством и своевременностью
выполнения работ по техническому
обслуживанию автомобилей согласно
графиков ТО.
2.5.
Отвечает
за въезд и выезд автотранспорта
предприятия и нахождение постороннего
транспорта на территории предприятия.
26. Проводит инструктаж водителей перед
выпуском
на
линию.
2.7.
Оформляет
документацию на ремонт автомобилей с
повреждением аварийного характера.
2.8. После
окончания работы автотранспорта и
постановки его в стояночные боксы, боксы
должны сдаваться под охрану сторожу.
2.9.
Принимает
непосредственное участие в предъявлении
автотранспорта, при проведении
технического осмотра Госавтоинспекции.
2.10.
Работает
в тесном контакте с диспетчерскими
службами.
2.11.
Вносит
предложения о наложении дисциплинарных
взысканий на подчиненных.
2.12.
Осуществляет
ежедневный технический осмотр автомобилей,
выходящих на линию и возвращающихся в
гараж.
2.13.
Производит
замену, перестановку автотранспорта,
стоящего в плане, но не готового к выходу
на линию, не допуская срывов по выходу
автотранспорта согласно плана.
2.14.
Контролировать
ремонт сошедшего с линии автотранспорта,
с его подменой на линии, не допуская
срывов перевозок.
2.15.
Организовывает
и поддерживает порядок в стояночных
боксах и на закрепленной за участком
территории.
2.16. Не
допускает выпуска на линию автобусов,
в антисанитарном состоянии (т.е. не мытые
салоны и т.д.).
2.17. Проводит
осмотр внешнего вида автотранспорта.
2.18Принимает участие в оказании техпомощи
автомобилям на
линии.
2.19 Участвует
в комплексных проверках состояния
безопасности движения и охраны труда
на автотранспорте в предприятии.
2.20.
Осуществляет
контроль за спидометровое хозяйство.
2.21.
Производит
контроль топлива.
2.22.
Осуществляет
проверку при выезде на линию у водительского
состава документов на право управления
данным автомобилем и документов на
автомобиль.
Право по
должности.
3.1.Не
выпускать на линию автотранспорт с
техническими
Неисправности.
3.2. Не
принимать из ТО и ТР автомобили с
невыполненным объемом работ. ^
3.3.
Запрещать
выпуск на линию автотранспорта не
прошедшего периодический осмотр или
незарегистрированного в установленном
порядке.
4. Должен
знать.
4.1.
Устройство,
назначение, конструктивные особенности,
технико-эксплуатационные данные
подвижного состава автомобильного
транспорта.
4.2.
Приказы,
положения, инструкции и другие руководящие
нормативные материалы, касающиеся
производственно-хозяйственной
деятельности предприятия.
4.3.
Порядок
выпуска автомобиля на линию.
4.4.
Порядок
сдачи автотранспорта в ремонт и приема
после ремонта.
4.5.
Правила
внутреннего трудового распорядка.
4.6.
Законодательство
о труде, и охраны труда РФ.
4.7.
Правила
и нормы охраны труда, техники безопасности,
ПДД, производственной санитарии и
противопожарной защиты.
4.8.
Положение
о техническом обслуживании и ремонте
подвижного состава автомобильного
транспорта на предприятии, Устав
автомобильного транспорта РФ, плавила
перевозок грузов и пассажиров.
(изменено 7 февраля 2020 г.)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 20, пункт 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Бюллетень нормативных актов Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2021, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 2032, N 19, ст, N 27, ст 3477, N 30, ст 4029, N 48, ст 6165, N 52, ст 7002; 2021, N 42, ст 5615; 2021, N 24, ст 3370, N 29, ст 4359, N 48, ст 6706, 6723; 2021, N 15, ст 2066, N 18, ст 2502, N 27, ст 4192, 4229; 2021, N 31, ст 4753)
Приказываю:
1 Утвердить прилагаемый порядок организации и проведения медицинских осмотров транспортных средств до или во время смены (далее «порядок»).
(2) Признание утратившим силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. N 141 «Об утверждении организации и порядка проведения проверки технического состояния транспортных средств перед началом движения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2021 года, регистрационный N 47160).
3. Определить, что настоящий Приказ вступает в силу с 21 декабря 2021 года со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2021 года N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 7921), за исключением абзаца восьмого подпункта 1 пункта 10 Приказа, принятого.
4. Предусмотреть, что абзац восьмой подпункта 1 пункта 10 Порядка, утвержденного настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
Е.И.Дитрих
Регистрация
В министерстве внутренних дел
Российская Федерация
3 декабря 2021, понедельник
Регистрационный номер 52861
Министерство транспорта Российской Федерации отменило все пассажирские и грузовые перевозки в пределах границ страны.
№ 296 от 8 августа 2021 г.
Корректировки будут произведены 7 февраля 2020 года.
1. Порядок организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) определяет требования к организации и проведению предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств в целях предотвращения выпуска в обращение технически неисправных транспортных средств.
(2) Настоящий порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на основании договора перевозки или чартера и (или) грузовые перевозки на основании договора перевозки (коммерческие перевозки) и осуществляющих перевозки иных лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (хозрасчетные перевозки автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — транспортные предприниматели).
В приказе Минтранса России, версия N 41 от 7 февраля 2020 года, указано, что пункт 4 вступает в силу с 28 марта 2021 года (предыдущая версия).
3. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) водителя транспортного средства выполняется только один рейс или длительность его не превышает продолжительность рабочего дня.
4. Если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает более одной поездки, то перед началом смены проводится предсменный осмотр технического состояния транспортных средств.
(5) Предрейсовая или предсменная проверка состояния транспортных средств (далее — проверка) проводится перед выездом транспортного средства со стоянки (парковочного места), предназначенной для парковки транспортного средства по возвращении из поездки, и после завершения водителем смены транспортного средства (далее — парковочное место).
(6) Если водители работают посменно на одном и том же транспортном средстве, проверка должна проводиться до начала поездки или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым покидает стоянку.
(7) Проверка проводится инспектором технического состояния автотранспортных средств или инспектором технического состояния городских наземных электрических транспортных средств, далее именуемым «инспектор».
8. Контролер обязан соблюдать профессиональные и квалификационные стандарты для сотрудников юридических лиц или индивидуальных представителей, занимающихся автомобильными перевозками.
________________
Регистрационный N 40032 (зарегистрирован Минтрансом 10 апреля 2020 года), с изменениями, внесенными приказами Минтранса 2 марта и 6 февраля 2012 года, зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2021 года.
9. При осмотре проверяются эксплуатационное состояние и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на предмет их соответствия положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2021 г. N 877 (далее — технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О стандартах дорожного движения».
________________
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2021 г. N 877 «О принятии технического регламента Евразийской экономической комиссии о безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 ноября на официальном сайте ЕЭК) с изменениями, внесенными решениям Совета Еврейского экономического совета и Коллегии Европейской торговой палаты по вопросам регулирования деятельности участников рынка автомобильного транспорта: «Об утверждении технических требований к дорожному движению», требованиям пожарной охраны; правилам дорожного движения для легковых автомобилей».
Собрание законодательства Российской Федерации, 1993 N 47, ст. 4531; 1996 — 2000: Издание 1997 — 2001 (N 18), 1909 — 1998. Статьи 264 и 265 Уголовного кодекса и 148 Административного кодекса об ответственности за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации с нарушением требований пожарной безопасности включены в Собрание законодательства Российской Федерации. В частности, речь идет о штрафах для юридических лиц по статье 363.1 Кодекса административного судопроизводства в случае вынесения приговора или решения судом первой инстанции по состоянию на 23 июня 2020 года.
10. В ходе контроля исследуется следующее:
1. простота обслуживания:
Тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, если автомобиль предназначен для их установки);
Рамки ;
Мойщиков окон;
Колеса (за исключением трамвайных);
Шины (кроме трамвая);
Звучит гудок;
Тахограф (если законодательный кодекс Российской Федерации требует его установки);
________________
Статья 20 федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Оборудование спутниковой навигации (если его установка требуется по российскому законодательству)
________________
Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1 641 «Об оснащении транспортных средств, технических средств или систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации), размещенного в Интернете Кабинетом Министров в разделе «Правовые акты». Правительство приняло постановление № 640 о создании единой системы управления движением всех видов подвижных объектов общего пользования с использованием цифровых технологий. Аналоговой системой передачи данных является спутник-шпион, а аппаратурой связи — приемо-передающее устройство.
Система(ы) оповещения о чрезвычайных ситуациях (если ее установка требуется по законодательству РФ);
________________
Статья 13.1 Технического Регламента.
Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»
Должностная инструкция механика по выпуску автотранспорта на линию
№ 153-ДИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Механика по выпуску автотранспорта на линию ООО «Бета».
1.2. Механик по выпуску автотранспорта на линию назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета» по представлению начальника гаража.
1.3. Механик по выпуску автотранспорта на линию подчиняется непосредственно начальнику гаража.
1.4. На должность Механика по выпуску автотранспорта на линию назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее двух лет.
1.5. Механик по выпуску автотранспорта на линию должен знать:
– технические регламенты, национальные стандарты, технические условия, другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к транспортным средствам, запасным частям, используемым горюче-смазочным и иным материалам, процессам эксплуатации и др.;
– правила эксплуатации автомобилей;
– правила техники безопасности при эксплуатации автомобилей;
– организацию технического обслуживания и ремонта автомобилей;
– расстояния перевозок, маршруты движения автомобилей, порядок внесения изменений в схемы маршрутов;
– правила перевозок грузов (пассажиров);
– положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей;
– расписание движения и остановочные пункты;
– методы и способы экономии электроэнергии, горючего и ГСМ;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, правила пожарной безопасности.
1.6. В своей деятельности Механик по выпуску автотранспорта на линию руководствуется:
– законодательными и иными нормативными правовыми актами, относящимися к транспортной и транспортно-экспедиционной деятельности;
– постановлениями, распоряжениями, приказами и другими нормативными документами по вопросам организации дорожного движения;
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета» и непосредственного руководителя;
– настоящей Должностной инструкцией.
1.7. В период временного отсутствия Механика по выпуску автотранспорта на линию его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета».
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Механик по выпуску автотранспорта на линию выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает безаварийную и надежную работу автотранспорта на линии, исправное состояние подвижного состава, выпуск его на линию в соответствии с графиком и определение неисправностей при приеме с линии по окончании работы.
2.2. Проверяет при выезде на линию у водителей документы на право управления автомобилем и документы на автомобиль.
2.3. Проводит инструктаж водителей перед выпуском на линию.
2.4. Контролирует правильную эксплуатацию автотранспорта, осуществляет технический надзор за состоянием автомобилей на линии, выявляет причины неисправностей и принимает меры к их устранению.
2.5. Организует передачу автомобилей в ремонтные мастерские и принимает их в эксплуатацию с контролем выполненных работ, оформляет документацию на ремонт автомобилей с повреждениями аварийного характера.
2.6. Контролирует качество и своевременность выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей согласно графикам.
2.7. После окончания работы автотранспорта и постановки его в гараж сдает гараж под охрану сторожу.
2.8. Отвечает за въезд и выезд автотранспорта ООО «Бета» и нахождение постороннего транспорта на территории ООО «Бета».
2.9. Принимает непосредственное участие в предъявлении автотранспорта при проведении технического осмотра ГИБДД.
2.10. Поддерживает постоянный контакт с диспетчерскими службами.
2.11. Вносит предложения о применении дисциплинарных взысканий в отношении водителей.
2.12. Проводит ежедневный технический осмотр автомобилей, выходящих на линию, и возвращающихся с линии.
2.13. Производит замену, перестановку автотранспорта, стоящего в плане, но не готового к выходу на линию, не допуская нарушения плана, контролирует ремонт сошедшего с линии автотранспорта.
2.14. Организовывает и поддерживает порядок в гараже и на закрепленной за участком территории, не допускает выпуск на линию автотранспорта в антисанитарном состоянии (с грязным кузовом, салоном и т.п.).
2.15. Участвует в комплексных проверках состояния безопасности движения и охраны труда на автотранспорте в ООО «Бета».
2.16. Ведет контроль топлива.
3. ПРАВА
Механик по выпуску автотранспорта на линию имеет право:
3.1. Требовать от своего непосредственного руководителя и генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Механика по выпуску автотранспорта на линию.
3.5. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно-технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.6. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Механик по выпуску автотранспорта на линию несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Механика по выпуску автотранспорта на линию определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Механика по выпуску автотранспорта на линию в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».
Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора ООО «Бета» № 1-Пр от 23.08.2011.
Должностную инструкцию составила:
Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева
С инструкцией ознакомлен:
________________ Н.В. Павлов
Юрист _________________________ Н.А. Павлов
Порядок выпуска автотранспортных средств на линию
Общие сведения о выпуске подвижного состава на линию
25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.
В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:
— диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);
— медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;
— механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.
Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.
В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.
***
Проверка документации
Механик проверяет наличие в путевых листах:
- штампа предприятия и подписи диспетчера;
- штампа и подписи медицинского работника;
- записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика);
- записей показаний спидометра и остатков топлива;
- отметок о метеорологических и дорожных условиях;
- записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц.
После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:
- проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика;
- проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению);
- проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе;
- проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.);
- проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях;
- проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.
Следует отметить, что с 1 марта 2019 года в порядок оформления путевых листов введены некоторые изменения. Так, например, при оформлении путевого листа нет необходимости ставить штампы (слово «штамп» в новых требованиях не упоминается вообще). Поэтому механик-контролер не должен требовать от водителя наличия штампов медика либо какого-нибудь другого должностного лица, да и вообще каких-либо штампов в путевом листе, поскольку новым законом это требование не предусмотрено.
Кроме того, медицинский работник при оформлении путевого листа обязан ставить в соответствующей графе только свою фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью указывать фамилию, имя и отчество.
Еще одно изменение касается сроков, на которые можно выдавать путевой лист водителю. Если раньше закон разрешал выдачу путевого листа сроком на один месяц, при этом в течение этого периода водитель мог неоднократно выезжать и заезжать в гараж, то в настоящее время путевой лист должен выдаваться либо на один день, либо на один рейс, при этом продолжительность рейса не ограничивается. Т. е. если водитель занят перевозкой грузов во всей стране, и длительность его поездки превышает месяц или даже значительно больше, закон разрешает весь этот период использовать один путевой лист.
Но стоит водителю вернуться в гараж к месту постоянной дислокации, следующий выезд разрешается только по новому путевому листу.
Некоторые новшества введены в терминологию. Так, в новых нормативных документах термины «гараж», «место постоянной стоянки» и т. п. заменены единым понятием – «парковка» («парковочное место»).
Также в терминологии добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».
Как и ранее, в путевом листе необходимо указывать точную информацию о владельце транспортного средства. Юридические лица указывают ОГРН, индивидуальные предприниматели — ОГРИП. Как упоминается выше, печать и штамп в заголовочной части путевки теперь не являются обязательными реквизитами.
(Приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в редакции от 1 марта 2019 года.)
***
Осмотр автотранспортного средства
После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:
Внешний вид автотранспортного средства, общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:
- автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем;
- автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.;
- если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи;
- на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее;
- проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
- проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)
В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:
- приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
- проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор);
- проверка обзора в зеркалах заднего вида;
- проверка ремней безопасности и подголовников;
- проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки;
- работоспособность тахографа (при наличии);
- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
Проверка исправности тормозной системы:
- утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя);
- утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе);
- ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем);
- свободный и полный ход педали тормоза;
- работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
- работоспособность стояночного тормоза
Проверка исправности рулевого управления:
- общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма;
- проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги);
- проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно);
- проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя);
- проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля
Проверка состояния колес и шин:
- соответствие шин данному типу транспортного средства;
- состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах);
- крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой);
- давление в шинах (проверяется манометром);
- отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально);
- наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости);
- проверка состояния держателя запасного колеса
Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации, световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):
- состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар);
- состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета);
- состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.);
работоспособность стеклоочистителей; - исправность клаксона (звукового сигнала);
- наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов
Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:
- проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки;
- наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом;
- состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла);
- состояние седельного устройства тягача;
- проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания;
- проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача
По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
***
Ответственность
В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).
Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера «… ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим…» механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.
***
Обязанности механика при возвращении автомобиля с линии