Должностная инструкция ответственного за эксплуатацию судна

СОГЛАСОВАНО                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Начальник                                                                                                Генеральный директор

СДРП Госфлотинспекции                                                        ОАО «______________»

________________ ________.                                                   __________________ ______

от ___ ____________ 20__ г.                                                          от ___ ____________ 20__ г.

Должностная инструкция ответственному лицу за безопасность судовождения

Общие положения

1. Данная  инструкция   определяет   функциональные   обязанности  ответственного лица за безопасность судовождения, который относится к командному составу.
2.  Ответственное лицо за безопасность вождения  назначается на должность  и  освобождается  от должности приказом  руководителя  предприятия  в  порядке,  установленном законодательством  Украины.
3. Ответственное лицо за безопасность судовождения  подчиняется непосредственно  директору по эксплуатации флота, а ему подчиняется, в административном порядке, весь командный состав в вопросах судовождения.
4. Распоряжения  ответственного лица по вопросам судовождения, организации  судовождения   обязательны  для  исполнения всеми членами  командного состава.
5. Распоряжения ответственного лица за безопасность судовождения в пределах  его  полномочий  подлежат беспрекословному исполнению всеми членами командного состава.

6. В случае неисполнения кем-либо из лиц командного состава  распоряжений  ответственного лица за безопасность судовождения он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.
7. Ответственное лицо за безопасность судовождения  должен  иметь  заключение  медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности,  соответствующие документы на  право  занятия  должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).
8. В своей работе руководствуется:
·        Уставом внутреннего водного транспорта
·        Уставом о дисциплине работников речного транспорта
·        Правилами плавания по внутренним судоходным путям
·        Уставом службы на судах
·        Основами трудового законодательства
·        Постановлениями, приказами, распоряжениями вышестоящих руководителей;
·        Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности
·        Правилами технической эксплуатации речного транспорта
·        Действующим законодательством Украины
·        Правилами и др. методическими и нормативными документами по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники
·        Приказами и указаниями, распоряжениями непосредственного руководителя. 
9. Должен знать 
·        Правила безопасности по судовождению,
·        Правила пожарной и техники безопасности на речном транспорте, 
·        Порядок и методы производства ремонтных работ, технологию ремонтных работ.

  • Необходимые приемы по борьбе с пожарами;
  • Правила  безопасности опасных грузов;
  • Свою должностную инструкцию.
10. Распоряжения по  службе  отдаются в форме приказаний.  Приказание должно  быть  конкретным  и  кратким.  Отдавший  приказание   должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его,  равно  как  и  при  невозможности  выполнения  его, доложить лицу, отдавшему приказание.
16. Запрещается:
-                                 выходить в рейс без разрешения диспетчера и Речного Регистра;
-                                 с просроченными документами на право плавания и при несоответствии габаритов судна габаритам судового хода  на пути следования;
-                                 производить работы по перевозке грузов и пассажиров, не предусмотренные графиком и диспетчерским распоряжением;
-                                 если на судне не обеспечены требования безопасности труда;
-                                 выходить в рейс без осмотра судов представителями соответствующих контролирующих организаций.

11. Остальные действия согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства.

 
Основные функции 
 
     Оказывать практическую помощь судовым экипажам в обеспечении ими безопасности плавания, поддержания судов в мореходном состоянии, организации общесудовой, вахтенной и штурманской служб на судах и отработка действий судовых экипажей по борьбе за живучесть судна, ведения судовой документации, а также по другим вопросам судоводительской деятельности.
 
Обязанности 
 
1.      Изучать деловые качества судоводителей, проводить роботу по повышению их квалификации и давать предложения по их расстановке и выдвижению на вышестоящие  должности.
2.      Проводить роботу  с командным составом флота по воспитанию ответственности и  добросовестного отношения  экипажей судов к выполнению своих служебных обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, внедрению передового опыта безаварийной роботы лучших экипажей.
3.      Организовывать проведение и выполнение экипажами судов действий по тревоге.
4.      Рекомендовать выбор наиболее рациональных и безопасных условий плавания.
5.      Участвовать в рассмотрении проектов судов, причалов, технических сооружений, судовых технических средств навигации, знаков навигационного оборудования, а также давать  рекомендации по переоборудованию, дооборудованию и снабжению судов аварийно-спасательными и техническими средствами навигации.
6.      Принимать участие  в расследовании аварий и аварийных происшествий на судах, разработке и проведении мероприятий по их предупреждению.
7.      Осуществлять контроль за соблюдением экипажами судов правил охраны труда, техники  и пожарной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
8.      Проводить занятия с командным составом судов по изучению и правильному применению Правил безопасности на судах речного флота, по обучению безопасным методам труда (особенно при выполнении палубных работ).

  1. Ответственное лицо за безопасность судовождения обязан заботиться о личной безопасности и здоровье, а также, о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ;  соблюдать  личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, на причале и в других подразделениях порта.

10.  Знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила  обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользовать средствами коллективной и индивидуальной защиты.

11.  Проходить в установленном законодательством порядке, предварительные и периодические медицинские осмотры.

 
Ответственность 
 
1.       Несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на него должностных обязанностей и не использование прав, предусмотренных действующими правовыми актами и настоящей должностной инструкцией.
2.       Несет  в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

  1. За недостоверную   информацию   о   состоянии   выполнения   своих должностных обязанностей.
  2. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота.
  3. Непринятие  мер  по  пресечению  выявленных  нарушений  правил техники безопасности, противопожарных и других правил,  создающих  угрозу деятельности судну и его экипажу.
  4. Несоблюдение  трудовой  и  исполнительской  дисциплины  членами командного состава.
 
Права
 
1.      Давать рекомендации капитанам судов  и всему судоводительскому составу по всем вопросам безопасности плавания судов.
2.      Требовать объяснения от командного состава и членов экипажей судов в случае нарушения ими действующих правил и положений.
3.      Временно отстранять от работы членов судовых команд, замеченных в злоупотреблении по службе или в действиях, которые могут угрожать безопасности плавания судна, жизни людей или сохранности судового имущества и грузов. О каждом отстранении от службы работника ответственное лицо за безопасность судовождения немедленно сообщает своему непосредственному руководителю.
4.      Пользоваться правом в установленном порядке беспрепятственного проезда на всех судах порта.
5.      Давать  рекомендации по устранению судоходной обстановки, создающей опасность для  судоходства.
6.      Принимать участие  в работе по подбору и расстановке кадров.
7.      Задерживать отход судов в случае обнаружения недостатков, угрожающих безопасности  плавания судов, информируя об этом руководство порта.
8.      Запрещать или приостанавливать судовые работы, если они выполняются с нарушением действующих правил и норм техники и пожарной безопасности.
 
Взаимодействие 
 
1.      Взаимодействует со службой эксплуатации флота и другими подразделения порта.
2.      Все вопросы, связанные с обеспечением безопасности плавания судов согласовывает с командным составом и непосредственным руководителем службы.
 
Квалификационные требования
 
1.      Должен иметь высшее судоводительское образование при обслуживании судов (буксиров, толкачей, сухогрузов) и стаж работы по занимаемой должности не менее 3х лет.
 
 
 

Начальник  структурного подразделения  __________________________   __ __________ р.

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт                                          ____________________________   __ __________ р.

Инженер  по ОТ                                         ___________________________   __ __________ р.

С инструкцией ознакомлен:                   _________________________   __ __________ р.

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее — система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:

обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;

8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее — документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Документ о соответствии выдается на срок пять лет.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 — 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 — 3, 7 — 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.


Должностные инструкции для берегового персонала судоходных компаний 26.09.2022 14:44

Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по должностным инструкциям для береговых специалистов судоходной компании. 
В соответствии с требованиями МКУБ, п.3.2 судоходная компания должна определить и документально оформить ответственность, полномочия и взаимодействие всего персонала, который управляет, выполняет и проверяет работу, относящуюся и влияющую на безопасность и предотвращение загрязнения. 

Для достижения целей и осуществления производственной (судоходной) деятельности, определяемой Политикой компании, основными направлениями которой являются:

  • обеспечение безопасности мореплавания;
  • комплектование и подготовка экипажей судов;
  • техническая эксплуатация и ремонт;
  • эксплуатация (начиная от приобретения судна, включая коммерческую составляющую судоходного бизнеса, и возможную продажу судна).

СУБ-Офис и Судно

Анализируя виды деятельности судоходной компании, необходимо идентифицировать основные процессы, осуществляемые в судоходной организации. Ответственность за выполнение процессов устанавливается за конкретным береговым структурным подразделением организации, а затем за конкретным должностным лицом, имеющим должностную инструкцию. При этом, специалисты судоходной компании, участвующие в соответствующем процессе, должны иметь документально оформленные обязанности в форме должностной инструкции. 
Должностная инструкция (ДИ) — это организационно-правовой документ компании, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника судоходной организации при осуществлении им деятельности на занимаемой должности. 
Результаты множества аудитов СУБ показывают, что большинство должностных инструкций, разрабатываемых судоходными компаниями, носят общий и формальный характер. 
Разработке должностной инструкции предшествуют разработка структурной схемы компании и положения (положений) о подразделении (при необходимости), как представлено на рисунке ниже:

Структура-ПО-ДИ-new

Анализируя виды деятельности судоходной компании, необходимо идентифицировать основные процессы, осуществляемые в судоходной организации. Ответственность за выполнение процессов устанавливается за конкретным береговым структурным подразделением организации, а затем за конкретным должностным лицом, имеющим должностную инструкцию. При этом, специалисты судоходной компании, участвующие в соответствующем процессе, должны иметь документально оформленные обязанности в форме должностной инструкции. 
Должностная инструкция (ДИ) — это организационно-правовой документ компании, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника судоходной организации при осуществлении им деятельности на занимаемой должности. 
Результаты множества аудитов СУБ показывают, что большинство должностных инструкций, разрабатываемых судоходными компаниями, носят общий и формальный характер. 
Разработке должностной инструкции предшествуют разработка структурной схемы компании и положения (положений) о подразделении (при необходимости), как представлено на рисунке ниже:

Структура-ПО-ДИ-new

Разработка структурной схемы компании. 
Описание назначения элементов структурной схемы приведено в таблице:

Элемент структурной схемы-sm

Пример структурной схемы представлен на рисунке ниже:

01.01.01.П1-ISM-Схема организационной структуры-ПКСК

Пример структурной схемы представлен на рисунке ниже:

01.01.01.П1-ISM-Схема организационной структуры-ПКСК

В соответствии со структурной схемой и штатным расписанием, как правило, при кол-ве специалистов в подразделении 2-х (двух) и более, компания разрабатывает Положение о подразделении (ПП)В Положении о подразделении устанавливается цель (цели) подразделения и определяются задачи для достижения установленной цели, как показано ниже:

Цель-Функции-Задачи-sm

Для выполнения конкретной задачи определяются функции подразделения, которые согласуются с процедурами СУБ (с указанием ссылок на нормативные документы и/или формы). Пример представлен на рисунке ниже:

Цели и задачи

Для выполнения конкретной задачи определяются функции подразделения, которые согласуются с процедурами СУБ (с указанием ссылок на нормативные документы и/или формы). Пример представлен на рисунке ниже:

Цели и задачи

Пример распределения функций подразделения по исполнителям (специалистам подразделения) в Положении о подразделении представлен на рисунке ниже:
Функции

Функции, разработанные в Положении о подразделении, являются основанием для разработки Должностных инструкций для всех должностей (в соответствии со структурной схемой компании). Например, функции, которые были определены для должности Технический суперинтендант, прописываются в соответствующей должностной инструкции, как показано ниже:

Должностные обязанности

Функции, разработанные в Положении о подразделении, являются основанием для разработки Должностных инструкций для всех должностей (в соответствии со структурной схемой компании). Например, функции, которые были определены для должности Технический суперинтендант, прописываются в соответствующей должностной инструкции, как показано ниже:

Должностные обязанности

Предлагаемый нашей компанией алгоритм разработки должностной инструкции позволяет осуществить декомпозицию целей компании, устанавливаемых Политикой безопасности, в должностные обязанности персонала по выполнению процедур и требований СУБ.

ДИ-Функция-Процедуры-sm

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция ответственного за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии
  • Должностная инструкция оператора линии розлива
  • Должностная инструкция оператора линии в производстве пищевой продукции
  • Должностная инструкция оператора ленточной пилы
  • Должностная инструкция оператора лазерной резки металла