СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник Генеральный директор
СДРП Госфлотинспекции ОАО «______________»
________________ ________. __________________ ______
от ___ ____________ 20__ г. от ___ ____________ 20__ г.
Должностная инструкция ответственному лицу за безопасность судовождения
Общие положения
1. Данная инструкция определяет функциональные обязанности ответственного лица за безопасность судовождения, который относится к командному составу.
2. Ответственное лицо за безопасность вождения назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя предприятия в порядке, установленном законодательством Украины.
3. Ответственное лицо за безопасность судовождения подчиняется непосредственно директору по эксплуатации флота, а ему подчиняется, в административном порядке, весь командный состав в вопросах судовождения.
4. Распоряжения ответственного лица по вопросам судовождения, организации судовождения обязательны для исполнения всеми членами командного состава.
5. Распоряжения ответственного лица за безопасность судовождения в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми членами командного состава.
6. В случае неисполнения кем-либо из лиц командного состава распоряжений ответственного лица за безопасность судовождения он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.
7. Ответственное лицо за безопасность судовождения должен иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности, соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).
8. В своей работе руководствуется:
· Уставом внутреннего водного транспорта
· Уставом о дисциплине работников речного транспорта
· Правилами плавания по внутренним судоходным путям
· Уставом службы на судах
· Основами трудового законодательства
· Постановлениями, приказами, распоряжениями вышестоящих руководителей;
· Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности
· Правилами технической эксплуатации речного транспорта
· Действующим законодательством Украины
· Правилами и др. методическими и нормативными документами по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники
· Приказами и указаниями, распоряжениями непосредственного руководителя.
9. Должен знать
· Правила безопасности по судовождению,
· Правила пожарной и техники безопасности на речном транспорте,
· Порядок и методы производства ремонтных работ, технологию ремонтных работ.
- Необходимые приемы по борьбе с пожарами;
- Правила безопасности опасных грузов;
- Свою должностную инструкцию.
10. Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.
16. Запрещается:
- выходить в рейс без разрешения диспетчера и Речного Регистра;
- с просроченными документами на право плавания и при несоответствии габаритов судна габаритам судового хода на пути следования;
- производить работы по перевозке грузов и пассажиров, не предусмотренные графиком и диспетчерским распоряжением;
- если на судне не обеспечены требования безопасности труда;
- выходить в рейс без осмотра судов представителями соответствующих контролирующих организаций.
11. Остальные действия согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства.
Основные функции
Оказывать практическую помощь судовым экипажам в обеспечении ими безопасности плавания, поддержания судов в мореходном состоянии, организации общесудовой, вахтенной и штурманской служб на судах и отработка действий судовых экипажей по борьбе за живучесть судна, ведения судовой документации, а также по другим вопросам судоводительской деятельности.
Обязанности
1. Изучать деловые качества судоводителей, проводить роботу по повышению их квалификации и давать предложения по их расстановке и выдвижению на вышестоящие должности.
2. Проводить роботу с командным составом флота по воспитанию ответственности и добросовестного отношения экипажей судов к выполнению своих служебных обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, внедрению передового опыта безаварийной роботы лучших экипажей.
3. Организовывать проведение и выполнение экипажами судов действий по тревоге.
4. Рекомендовать выбор наиболее рациональных и безопасных условий плавания.
5. Участвовать в рассмотрении проектов судов, причалов, технических сооружений, судовых технических средств навигации, знаков навигационного оборудования, а также давать рекомендации по переоборудованию, дооборудованию и снабжению судов аварийно-спасательными и техническими средствами навигации.
6. Принимать участие в расследовании аварий и аварийных происшествий на судах, разработке и проведении мероприятий по их предупреждению.
7. Осуществлять контроль за соблюдением экипажами судов правил охраны труда, техники и пожарной безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
8. Проводить занятия с командным составом судов по изучению и правильному применению Правил безопасности на судах речного флота, по обучению безопасным методам труда (особенно при выполнении палубных работ).
- Ответственное лицо за безопасность судовождения обязан заботиться о личной безопасности и здоровье, а также, о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ; соблюдать личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, на причале и в других подразделениях порта.
10. Знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользовать средствами коллективной и индивидуальной защиты.
11. Проходить в установленном законодательством порядке, предварительные и периодические медицинские осмотры.
Ответственность
1. Несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на него должностных обязанностей и не использование прав, предусмотренных действующими правовыми актами и настоящей должностной инструкцией.
2. Несет в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.
- За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.
- Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота.
- Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности судну и его экипажу.
- Несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины членами командного состава.
Права
1. Давать рекомендации капитанам судов и всему судоводительскому составу по всем вопросам безопасности плавания судов.
2. Требовать объяснения от командного состава и членов экипажей судов в случае нарушения ими действующих правил и положений.
3. Временно отстранять от работы членов судовых команд, замеченных в злоупотреблении по службе или в действиях, которые могут угрожать безопасности плавания судна, жизни людей или сохранности судового имущества и грузов. О каждом отстранении от службы работника ответственное лицо за безопасность судовождения немедленно сообщает своему непосредственному руководителю.
4. Пользоваться правом в установленном порядке беспрепятственного проезда на всех судах порта.
5. Давать рекомендации по устранению судоходной обстановки, создающей опасность для судоходства.
6. Принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров.
7. Задерживать отход судов в случае обнаружения недостатков, угрожающих безопасности плавания судов, информируя об этом руководство порта.
8. Запрещать или приостанавливать судовые работы, если они выполняются с нарушением действующих правил и норм техники и пожарной безопасности.
Взаимодействие
1. Взаимодействует со службой эксплуатации флота и другими подразделения порта.
2. Все вопросы, связанные с обеспечением безопасности плавания судов согласовывает с командным составом и непосредственным руководителем службы.
Квалификационные требования
1. Должен иметь высшее судоводительское образование при обслуживании судов (буксиров, толкачей, сухогрузов) и стаж работы по занимаемой должности не менее 3х лет.
Начальник структурного подразделения __________________________ __ __________ р.
СОГЛАСОВАНО:
Юрисконсульт ____________________________ __ __________ р.
Инженер по ОТ ___________________________ __ __________ р.
С инструкцией ознакомлен: _________________________ __ __________ р.
(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее — система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:
обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее — документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Документ о соответствии выдается на срок пять лет.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 — 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 — 3, 7 — 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
Должностные инструкции для берегового персонала судоходных компаний 26.09.2022 14:44
Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по должностным инструкциям для береговых специалистов судоходной компании.
В соответствии с требованиями МКУБ, п.3.2 судоходная компания должна определить и документально оформить ответственность, полномочия и взаимодействие всего персонала, который управляет, выполняет и проверяет работу, относящуюся и влияющую на безопасность и предотвращение загрязнения.
Для достижения целей и осуществления производственной (судоходной) деятельности, определяемой Политикой компании, основными направлениями которой являются:
- обеспечение безопасности мореплавания;
- комплектование и подготовка экипажей судов;
- техническая эксплуатация и ремонт;
- эксплуатация (начиная от приобретения судна, включая коммерческую составляющую судоходного бизнеса, и возможную продажу судна).
Анализируя виды деятельности судоходной компании, необходимо идентифицировать основные процессы, осуществляемые в судоходной организации. Ответственность за выполнение процессов устанавливается за конкретным береговым структурным подразделением организации, а затем за конкретным должностным лицом, имеющим должностную инструкцию. При этом, специалисты судоходной компании, участвующие в соответствующем процессе, должны иметь документально оформленные обязанности в форме должностной инструкции.
Должностная инструкция (ДИ) — это организационно-правовой документ компании, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника судоходной организации при осуществлении им деятельности на занимаемой должности.
Результаты множества аудитов СУБ показывают, что большинство должностных инструкций, разрабатываемых судоходными компаниями, носят общий и формальный характер.
Разработке должностной инструкции предшествуют разработка структурной схемы компании и положения (положений) о подразделении (при необходимости), как представлено на рисунке ниже:
Анализируя виды деятельности судоходной компании, необходимо идентифицировать основные процессы, осуществляемые в судоходной организации. Ответственность за выполнение процессов устанавливается за конкретным береговым структурным подразделением организации, а затем за конкретным должностным лицом, имеющим должностную инструкцию. При этом, специалисты судоходной компании, участвующие в соответствующем процессе, должны иметь документально оформленные обязанности в форме должностной инструкции.
Должностная инструкция (ДИ) — это организационно-правовой документ компании, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника судоходной организации при осуществлении им деятельности на занимаемой должности.
Результаты множества аудитов СУБ показывают, что большинство должностных инструкций, разрабатываемых судоходными компаниями, носят общий и формальный характер.
Разработке должностной инструкции предшествуют разработка структурной схемы компании и положения (положений) о подразделении (при необходимости), как представлено на рисунке ниже:
Разработка структурной схемы компании.
Описание назначения элементов структурной схемы приведено в таблице:
Пример структурной схемы представлен на рисунке ниже:
Пример структурной схемы представлен на рисунке ниже:
В соответствии со структурной схемой и штатным расписанием, как правило, при кол-ве специалистов в подразделении 2-х (двух) и более, компания разрабатывает Положение о подразделении (ПП). В Положении о подразделении устанавливается цель (цели) подразделения и определяются задачи для достижения установленной цели, как показано ниже:
Для выполнения конкретной задачи определяются функции подразделения, которые согласуются с процедурами СУБ (с указанием ссылок на нормативные документы и/или формы). Пример представлен на рисунке ниже:
Для выполнения конкретной задачи определяются функции подразделения, которые согласуются с процедурами СУБ (с указанием ссылок на нормативные документы и/или формы). Пример представлен на рисунке ниже:
Пример распределения функций подразделения по исполнителям (специалистам подразделения) в Положении о подразделении представлен на рисунке ниже:
Функции, разработанные в Положении о подразделении, являются основанием для разработки Должностных инструкций для всех должностей (в соответствии со структурной схемой компании). Например, функции, которые были определены для должности Технический суперинтендант, прописываются в соответствующей должностной инструкции, как показано ниже:
Функции, разработанные в Положении о подразделении, являются основанием для разработки Должностных инструкций для всех должностей (в соответствии со структурной схемой компании). Например, функции, которые были определены для должности Технический суперинтендант, прописываются в соответствующей должностной инструкции, как показано ниже:
Предлагаемый нашей компанией алгоритм разработки должностной инструкции позволяет осуществить декомпозицию целей компании, устанавливаемых Политикой безопасности, в должностные обязанности персонала по выполнению процедур и требований СУБ.