Должностная инструкция ответственного за тахографы

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Статья 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей транспортных средств, и оснащать некоторые категории транспортных средств техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей транспортных средств — тахографами.

Согласно действующему законодательству тахографы устанавливаются на грузовые автомобили общей массой более 3,5 тонн и на автобусы.

Если в организации или на предприятии эксплуатируются транспортные средства оборудованные тахографами, необходимо определить и назначить сотрудника организации ответственного за эксплуатацию тахографов. Если таковое лицо не назначено приказом по организации, то ответственным считается руководитель организации.

Как правило ответственным за эксплуатацию тахографов назначается контролер технического состояния транспортных средств, или сотрудник отвечающий за техническое состояние транспортных средств.

Так же следует знать что согласно Статье 11.23 КоАП РФ за управление транспортным средством без тахографа, либо с тахографом установленным с нарушением соответствующих норм, полагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей. Выпуск на линию транспортного средства без тахограф, либо с тахографом установленным с нарушением, карается штрафом для должностного лица — от 7000 до 10000 рублей, для ИП — от 15000 до 25000 рублей, и для юридического лица — от 25000 до 50000 рублей.

Обязанности ответственного за эксплуатацию тахографов

Ответственный за эксплуатацию тахографов обязан:

  • осуществлять работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов только в специализированных мастерских;
  • следить чтобы на транспортном средстве был установлен и использовался только один тахограф;
  • следить чтобы тахографы эксплуатировались в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографов, утвержденного организацией-изготовителем тахографов;
  • следить за техническим состоянием тахографов (тахографы должны находиться в исправном и рабочем состоянии, карты должны считываться, должна фиксироваться скорость, время и т.д.);
  • проверять тахографы на предмет соответствия нормам действующего законодательства (наличие и целостность калибровочных наклеек и пломб, исправность проводки, отсутствие подключения посторонних устройств);
  • следить за своевременным техническим обслуживанием тахографов;
  • направлять неисправный или функционирующие со сбоями тахографы на ремонт только в специализированные мастерские;
  • следить за правильной эксплуатацией тахографов водителями;
  • инструктировать водителей о правилах использования тахографа, нормах и режимах труда и отдыха водителей, о возможных неисправностях и ошибках при эксплуатации тахографов;
  • проводить профилактические мероприятия с водителями на предмет разъяснения выявленных ошибок и нарушений, с целью избежания их в последующем;
  • следить за наличием в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;
  • следить за наличием в транспортном средстве запасных рулонов термобумаги в объеме обеспечевающем непрерывную эксплуатацию тахографа;
  • следить за сроком калибровки тахографов, не выпускать в рейс транспортные средства с просроченной калибровкой;
  • следить за окончанием срока действия карт водителей для цифровых тахографов, не выпускать в рейс водителей с просроченным сроком действия карт;
  • выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
  • хранить данные, выгруженные с карты водителя в течение одного года и обеспечить их доступность для проверки;
  • хранить вышедшие из строя тахографы в течении года после демонтажа;
  • хранить использованные средства СКЗИ тахографов в течении года.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

В России тахографы применяются с 1996 года, они нужны для контроля за режимом труда и отдыха, а также скоростью транспортных средств. Основным нормативным актом, регламентирующим установку и эксплуатацию, является приказ Минтранса № 440 о тахографах. В нем подробно изложены все требования. Недавно в него были внесены изменения, о которых стоит поговорить подробнее.

Согласно исследованиям, приборы заметно снизили количество автокатастроф на дорогах, причинами которых является состояние усталости водителя. Главной целью установки устройства является автоматическая регистрация параметров движения. Данные приборов используются надзорными органами при проведении проверки. Но полезность тахографов уже оценили и руководители компаний – ведь теперь гораздо меньше аварий и простоя техники, штрафов и судебных разбирательств.

Порядок использование устройств регламентируется нормативными документами Министерства транспорта РФ. В настоящее время актуальным является Приказ Минтранса 440 о тахографах, который заменил ранее действующий приказ № 36. Установлен период действия приказа с 01.01.2021 по 01.01.2027 года.

Требования к тахографам направлены на обеспечение непрерывной и бесперебойной фиксации информации о передвижении автомобиля, его скорости, времени труда и отдыха водителя.

Соблюдение требований 440 приказа обязательно, как юридическими лицами, так и ИП. Приказ Минтранса о тахографах содержит следующие основные требования.

1) В первом разделе документа определен перечень обязательных составляющих компонентов тахографа. К прибору, который размещен в кабине автомобиля, добавляются датчики движения, карты, антенны для передачи сигнала от навигационных систем.

  • Проверка прибора в сроки, определенные законом.
  • Корпус тахографа должен быть опломбирован в целях защиты от вскрытия.
  • Информация, содержащаяся в приборе, ее достоверность подтверждается квалифицированной цифровой подписью.
  • Активировать тахограф могут четыре разные карты:
    — рабочий режим (карта водителя);
    — контроль (карта контролера);
    — корректировка (карта мастерской);
    — карта предприятия (для контроля водителей со стороны организации).
  • В любой карте водителя прописаны личные сведения о нем самом. Карты содержат два и более элемента, которые защищают от подделок. Фон каждой карты имеет определенный цвета: белый, голубой, красный или желтый. Определен перечень информации, которая должна сохраняться на картах.
  • Приказ об оснащении тахографами прописывает требования к конструкции прибора и его функциям. Большое внимание уделено выпуску, активации и работе прибора, блоков СЗКИ (НКМ).

2) Определен список транспортных средств, на которые обязательно ставить тахографические приборы учета. К ним относятся все грузовики (масса от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн), а также автобусы (до 8 пассажиров, масса до 5 тонн и свыше 8 мест, более 5 тонн).

Внимание!

Тахографы необходимо установить на все грузовики N2, N3, и автобусы M2, M3.

Предусмотрены исключения:

  • перевозчики на международных направлениях (устанавливается другого типа прибор – ЕСТР и карточка МАП);
  • службы оперативного реагирования;
  • предприятия ЖКХ;
  • сельхозпредприятия при передвижении внутри хозяйства;
  • автомобили с большим сроком эксплуатации (свыше 50 лет), используемые в коммерческих перевозках.

Можно ознакомиться с полной версией приказа 440 Минтранса РФ. Достаточно скачать pdf версию по ссылке.

3) В приложении №3 речь о правилах эксплуатации тахографов.

Здесь казенные формулировки, которые на простой язык можно перевести так:

«тахограф нужен, чтобы обеспечить соблюдение требований Приказа Минтранса РФ № 424 (режим труда и отдыха водителей)».

Что именно требуют от владельцев ТС:

  1. Установить тахограф в аккредитованной мастерской.
  2. Регулярно осуществлять поверку оборудования.
  3. Заменять блок СКЗИ каждые 3 года (или в иных случаях, предусмотренных законодательством).
  4. Изучить инструкцию производителя тахографа и эксплуатировать прибор по рекомендациям.
  5. Обеспечить водителя бумагой для тахографа, передать ему руководство по эксплуатации (оно должно быть в кабине).
  6. Не реже чем один раз в 28 дней всю информацию с тахографа надо считать, а потом хранить на протяжении года.

Важно понимать, что именно руководство автопарка или владелец ТС, в конечном итоге, отвечает за соблюдение правил эксплуатации со стороны водителей. То есть, должностное лицо, кроме личных обязанностей, еще и обязано понимать требования к шоферу, разъяснить ему порядок работы с прибором.

4) В четвертом приложении расписаны требования приказа 440 Минтранса РФ к аккредитованным мастерским.

Должностному лицу или владельцу ТС тут важно понять два момента:

  • Обязательно проверять аккредитацию мастерских. Монтаж тахографа и его обслуживание должны выполнять только компании, перечисленные на портале ФБУ «Росавтотранс».
  • Желательно понимать базовые требования по монтажу и эксплуатации тахографических устройств, чтобы иметь возможность оценить качество работы мастерской.

Штрафы за неправильный монтаж тахографа или ошибки в обслуживании, вероятнее всего, будут выписаны на должностное лицо, компанию или владельца ТС.

5) В приложении №5 о том, как необходимо контролировать работу тахографов в автопарке.

Основные положения касаются проверки перед рейсом:

  • Вставить карту водителя, проконтролировать, что устройство ее видит.
  • Проверить прибор в целом (экран, работу кнопок и т.д.)
  • Проверить печатное устройство.

Согласно приказу Минтранса 440 контролировать исправность тахографа также должен водитель. При любых неисправностях докладывать начальнику автопарка или другому уполномоченному лицу.

Можно ли использовать в России тахографы без блока СКЗИ?

  • Нельзя. Если транспортное средство передвигается исключительно по российским дорогам. Неисправный или просроченный блок СКЗИ также становится проблемой – в этом случае выезжать на дороги нельзя.
  • Можно. Если машина официально занимается перевозками между странами нормы приказа 440 для нее другие. В данном случае владелец ТС должен использовать тахограф типа ЕСТР, а также оформить карточку МАП.

Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:

  • Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
  • Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
  • Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
  • Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
  • Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
  • Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
  • Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
  • Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
  • Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
  • В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.

Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».

Исполнение приказа Минтранса возложено на контролирующие органы: ГИБДД и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

В ст. 11.23 КоАП в 2023 году предусмотрена административная ответственность за невыполнение приказа Минтранса 440. За выезд машины без тахографа или с неисправным прибором, накладываются штрафные санкции:

  • Юридические лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Должностные лица – 7-10 тыс. рублей;
  • Индивидуальный предприниматель – 15 — 25 тыс. рублей.

За нарушение режима труда и отдыха водителя (статья 3.12 КоАП) также предусмотрены штрафные санкции, по размеру они почти не отличаются от указанных выше.

Водителям автотранспорта за отсутствие тахографа выпишут штраф от 3 до 5 тыс. рублей, за несоблюдение трудового распорядка – от 1,5 до 2 тыс. рублей.

Внимание!

Любые нарушения эксплуатации тахографа ведут к возбуждению административного дела в отношении компании. Даже если очевидна вина водителя (чаще всего забывают вставить карту в тахограф), все равно проблемы будут у руководства автотранспортной компании.

Примечательно, что максимальные штрафы в 2023 году в приказе 440 Минтранса юридического лица и ИП отличаются в 2 раза. Ранее размер компании не имел значения. Небольшое предприятие получало штраф намного выше чем ИП. Федеральный закон от 26.03.2022 года №70 устранил эту несправедливость. Сейчас организации, входящие в реестр МСП (малых и средних предприятий), платят штрафы одинаковые с ИП.

За несколько нарушений, найденных в ходе одной проверки по одной статье КоАП, фирму оштрафуют один раз. До введения изменений штрафы складывались, и получалась немалая сумма к оплате.

Кроме водителя автотранспортного средства в соблюдении требований по правильной эксплуатации тахографа, времени труда и отдыха, задействованы другие специалисты, например инженер по ТБ, инженер БДД.

Во избежание штрафных санкций по несоблюдению требований 440 приказа Минтранса, каждый ответственный сотрудник на своем участке работы должен выполнять определенные функции.

Водитель должен следить за наличием в транспортном средстве:

  • наклейки о произведенной калибровке, сроке проведения очередной проверки;
  • ленты в приборе, запасной ленты;
  • инструкции по эксплуатации тахографа.

Он отвечает за исправность карты, сроке проведения очередной проверки.

В обязанности инженерных работников входит:

  • составление графика труда и отдыха водителя, который будет соответствовать всем требованиям законодательства Российской Федерации в 2023 году;
  • проведение инструктажа;
  • контроль за соблюдением установленных норм.

Чтобы избежать штрафных санкций в автопарке транспортной организации и исполнить требования приказа 440 о тахографах, водителю перед выездом в рейс рекомендуется сделать распечатку с карты, что позволит выявить и устранить возникшие проблемы, обратившись в сервисную мастерскую.

Руководству автопарка (главный механик, диспетчер), необходимо постоянно отслеживать выполнение требований приказа Минтранса о тахографах, а также производить:

  • обучение водителей работе с приборами;
  • контролировать замену карт не реже 1 раза в 3 года;
  • замену блока СЗКИ каждые 3 года;
  • выгрузку информации с карт не реже 1 раза в 28 дней, обеспечение сохранности данных в течении одного года;
  • проверку правильности внесения VIN и госномера;
  • проверку внешнего вида прибора, наличие пломбы;

Контроль за соблюдением требований Приказа 440 довольно сложный процесс, требует больших затрат и усилий, особенно при наличии большого автопарка. Всю информацию необходимо заносить в компьютер или на другой носитель.

Есть ли эффект от внедрения тахографов? Специалисты утверждают о снижении количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Тахографический контроль позволил добиться предприятиям снижения расходов на горюче-смазочные материалы. Меньшая аварийность привела к уменьшению затрат на восстановление техники, на судебные тяжбы.

Что входит в обязанности ответственного за эксплуатацию тахографов

Юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства, должны контролировать режим труда и отдыха водителей. Для этого необходимо устанавливать в транспортные средства тахографы — устройства, которое измеряют и регистрируют скорость, пробег и время передвижения ТС по маршруту. Требование регламентировано Федеральным законом РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто является ответственным

Руководитель предприятия обязан назначать лицо, ответственное за эксплуатацию тахографа — чаще всего им становится человек, проверяющий техническую исправность транспорта. В случае неимения приказа о назначении конкретного сотрудника, ответственность за работу оборудования несет руководитель.

При этом КоАП РФ определяет штраф за управление ТС без тахографа или с неисправным устройством в размере до 10000 рублей для должностных лиц, до 25000 рублей для ИП и до 50000 рублей для юридических лиц.

Обязанности ответственного за тахограф

Назначенное лицо обязуется:

  • Устанавливать, проверять, ремонтировать тахограф в специализированной мастерской;
  • Следить, чтобы транспорт был оборудован только одним тахографом;
  • Поддерживать оборудование в исправном состоянии;
  • Проверять целостность пломб;
  • Объяснять принцип работы устройства, уточнять умение водителями использовать тахограф;
  • Рассматривать с водителями ошибки в случае нарушений использования оборудования;
  • Осуществлять проверку наличия в ТС руководства пользования тахографа и запасной термобумаги;
  • Проверять срок действия карт водителей для тахографов цифрового типа, выгружать данные с запоминающего устройства каждые 28 дней;
  • Сохранять данные карты в течение года, предоставлять для проверки по требованию проверяющих органов.

Наша компания проводит предрейсовый технический осмотр транспортных средств. Для уточнения окончательной стоимости и получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы найдем индивидуальный подход к каждому клиенту!

УТВЕРЖДАЮ

Наименование должности

Наименование организации

___________________/ Ф.И.О. /

«____» _______________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

контролера режима труда и отдыха водителей

Общие положения

  1. Контролер режима труда и отдыха водителей назначается приказом руководителя организации.
  2. Контролер режима труда и отдыха водителей руководствуется положениями, инструктивными материалами, приказами и указаниями руководства организации, законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

Контролер режима труда и отдыха водителей обязан:

  1. Контролировать работоспособность тахографа.
  2. Периодически инспектировать тахографы на предмет соответствия нормам действующего законодательства, проверять наличие пломб на датчике скорости, наличие калибровочных наклеек, целостности пломб на тахографе, целостности проводки тахографа, отсутствия в схеме подключения тахографа посторонних устройств.
  3. Следить за наличием в кабине запасного рулона термобумаги для цифровых тахографов и тахошайб для аналоговых тахографов.
  4. Следить за наличием в кабине соответствующего руководства пользователя тахографа.
  5. Следить за сроком калибровки тахограф.
  6. Проводить инструктаж водителей на предмет правильного использования устройств контроля режима труда и отдыха.
  7. Сдавать в ремонт, следить за выполнением ремонтных и сервисных работ в специализированных сервисных мастерских, и принимать из ремонта тахографы.
  8. Контролировать срок окончания действия карт водителей для цифровых тахографов.
  9. Следить за правильной эксплуатацией тахографов водителями.
  10. Анализировать ошибки зафиксированные на картах водителей и в тахографах, периодически снимать перечень ошибок и проводить работы по пресечению их появления в будущем.
  11. Проводить профилактические мероприятия с водителями на предмет разъяснения выявленных ошибок и нарушений, с целью их избежания в последующем.
  12. Организовывать рабочий день водителей с учетом соответствия нормам трудового законодательства таким образом, чтобы водитель не превысил дозволенный предел управления транспортным средством и общую продолжительность рабочего времени.
  13. Считывать данные с карт водителей не реже одного раза в 28 дней.
  14. Считывать данные из памяти тахографа не реже одного раза в 90 дней.
  15. Проводить анализ считанных с карт и тахографов информации.
  16. Хранить считанную информацию в течении одного года на флэш носителях, CD дисках или жестком диске компьютера.
  17. Хранить вышедшие из строя тахографы в течении года после демонтажа.
  18. Хранить в защищенном месте использованные средства СКЗИ тахографов в течении года.
  19. Утилизировать вышедшие из строя тахографы и использованные средства СКЗИ через год после демонтажа.
  20. Уведомлять РОСАВТОТРАНС об утилизированном оборудовании.

Контролер режима труда и отдыха водителей имеет право:

  1. Запрещать эксплуатацию транспортных средств с неисправными тахографами или с тахографами не прошедшими поверку в установленные сроки.

С инструкцией ознакомлен: _________________________ подпись                                     «___»___________201_г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция ответственного за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии
  • Должностная инструкция оператора линии розлива
  • Должностная инструкция оператора линии в производстве пищевой продукции
  • Должностная инструкция оператора ленточной пилы
  • Должностная инструкция оператора лазерной резки металла