На страже прав и свобод россиян уже долгое время стоит Следственный комитет (СК РФ) — важнейший правоохранительный орган. Целью его работы является своевременное предотвращение нарушений закона, наказание виновных, защита гражданских интересов и многое другое. О сотрудниках правоохранительной системы можно говорить очень долго. Ведь представленная сфера является невероятно обширной и сложной. В нашей статье будет рассказано о лице, только начинающем работу в СК РФ. Речь пойдет о помощнике следователя.
Следственный комитет: особенности работы
Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.
Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.
Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.
Закон о младших сотрудниках в СК РФ
В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.
Первое и основное требование — это наличие российского гражданства и высшего юридического образования. Юридическая программа, по которой обучался гражданин, должна быть аккредитована по специальности, близкой к следственному делу. При приеме на работу учитываются нравственные и профессиональные качества будущего сотрудника, его психическое и физическое здоровье.
Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.
В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.
Организация профессиональной деятельности
СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.
Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.
Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.
Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.
Задачи помощника следователя
Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.
В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.
За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.
Обязанности помощника следователя
Требования к работе стажеров в СК, объем основных задач и полномочий — все это обозначено в общих положениях Федерального закона. А что можно рассказать о конкретных обязанностях помощников следователей?
Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.
В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.
Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.
Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.
Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.
Прокуратура, ОВД (полиция), различные правоохранительные комитеты и, конечно же, СК РФ — до недавнего времени все эти органы имели при себе небольшие комиссии, в которых работали сыщики. Так, следователь прокуратуры значительно отличался от такого же работника, но в ОВД. Несколько лет назад подобная дифференциация исчезла. Отныне все работники следствия сосредоточены только в СК РФ.
Чем занимается помощник следователя?
Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.
И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.
Есть провинциальный орган СК РФ, куда каждый день поступает множество жалоб и обращений. Настоящих следователей здесь не так много, в лучшем случае — человек десять. Одному из них приходит новое задание: проверить юридическое лицо на предмет финансовых преступлений. Возмущенный работник СК, у которого и так висит множество незаконченных дел, вспоминает о наличии у себя общественного помощника следователя. И вот появляется долгожданная возможность избавиться хотя бы от части возложенных обязанностей. Занятой следователь посылает разбираться помощника, а сам уделяет внимание более сложным делам. И это еще не самый худший случай. Зачастую младшие сотрудники и вовсе не понимают, что им следует делать, а потому чувствуют себя ненужными.
Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.
Как устроиться помощником следователя?
Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.
Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.
Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.
Особенности профессии
Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?
Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.
Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.
Координация деятельности
Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.
Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.
О важности работы в Следственном комитете
Следователь — профессия очень важная. Вряд ли кто-то будет это отрицать. Однако далеко не каждый гражданин сможет рассказать, чем именно так важна рассматриваемая специальность.
Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.
Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.
Второе достоинство — это заработная плата. Сегодня она гораздо выше, чем у любых других работников. Следователи много и усердно трудятся, а потому получают достойное вознаграждение. О зарплате помощника следователя, к сожалению, говорить не приходится. Здесь все зависит от того, кто именно работает стажером — общественный деятель, студент, выпускник юрфака или любое другое лицо. Студентом зачастую даже не платят — ведь речь идет об учебной практике. Окончившие вуз лица получают зарплату в зависимости от региона, рабочего графика, штатного расписания и т. д. Средняя зарплата помощника следователя в России совсем невелика — порядка 20 тыс. рублей.
Органы предварительного следствия органов внутренних дел
Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя:
– совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях;
– выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел;
– осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
– поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах;
– по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.
Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения.
1.На должности помощников следователей назначаются граждане Республики Казахстан, имеющие средне-специальноеили высшее юридическое образование либо имеющие юридическое образование по программе бакалавриата, соответствующие необходимым требованиям и прошедшие аттестацию.
2.Назначение на должность помощников следователей и освобождение от нее производятся руководителем соответствующего правоохранительного органа по представлению руководителя следственного подразделения в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
3.Права и обязанности, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации, а также другие трудовые отношения помощника следователя определяются в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами.
4.Возложение на помощника следователя функций, не связанных с оказанием содействия и технической помощи следователю по осуществлению предварительного расследования, не допускается.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛЕДОВАТЕЛЯ
СТАТЬЯ 12. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
1. При осуществлении своих полномочий следователь независим и подчиняется только закону.
2.Воздействие в какой бы то ни было форме на следователя с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение постановлений следователя, обязательных для исполнения всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, установленную законом.
3.Независимость следователя обеспечивается:
1)предусмотренной законом процедурой осуществления предварительного следствия;
2)установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность следователя по осуществлению им предварительного следствия;
3)неприкосновенностью следователя и нахождением его под особой защитой государства;
4)установленным настоящим законом и иными законами порядком назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий следователя, правом следователя на отставку;
5)предоставлением следователю за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующего его статусу, а также запретом на его ухудшение.
4. Следователь и члены его семьи, а также имущество находятся под защитой государства. Уполномоченные органы обязаны принимать меры к обеспечению безопасности следователей и членов его семьи при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы семье следователя либо на основании их устного (письменного) заявления.
5. В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу следователя и членам его семьи, связанного с его профессиональной деятельностью, за счет средств республиканского бюджета обеспечиваются социальные гарантии.
6. Запрещается привлекать следователей к выполнению задач, не связанных с расследованием уголовных дел.
СТАТЬЯ 13. ПРАВА СЛЕДОВАТЕЛЯ
СЛЕДОВАТЕЛИ, НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, ОБЛАДАЮТ ЕДИНЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ, УСТАНОВЛЕННЫМ НАСТОЯЩИМ ЗАКОНОМ И ДЕЙСТВУЮТ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ, ОПРЕДЕЛЕННЫХУГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМКОДЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
2.Следователи выступают представителями государства и наделены властными и ограничительными полномочиями, достаточными для осуществления предварительного следствия по уголовным делам в пределах своей компетенции, предусмотреннойУголовно-процессуальнымкодексом.
3.Следователи имеют право:
1)запрашивать информацию по расследуемым делам от физических или юридических лиц, независимо от форм собственности;
2)находясь в служебной командировке, следователь пользуется правом первоочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта, и получения места для проживания в гостинице;
3)в случаях, не терпящих отлагательства, в целях обеспечения расследования тяжких, особо тяжких или имеющих большой общественный резонанс уголовных дел следователь вправе использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
4) на бесплатный проезд на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте по территории Республики Казахстан при необходимости выезда на место происшествия.
Расходы в указанных случаях осуществляются за счет средств государственных органов, осуществляющих функции предварительного следствия.
4. Вынесенные постановления следователя, связанные с расследованием уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, органов дознания, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан в установленные законом сроки.
СТАТЬЯ 14. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
1.Честь и достоинство следователя охраняются законом. Проявление неуважения к следователю, угроза, оскорбление и клевета в его адрес влекут наступление ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
2.Проверка сообщений и заявлений о преступлениях, совершенных следователем, возбуждение и определение надлежащего органа предварительного следствия по такому уголовному делу является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
3.Следователь не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 35 Кодекса РК об административных правонарушениях.
3-1.Любая проверка сообщения о факте административного правонарушения, совершенного следователем, осуществляется с участием представителей органа предварительного следствия. Материалы об административном правонарушении, допущенном следователем, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, направляются должностному лицу, назначившему его на должность.
4.Следователь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не иначе как по представлению начальника следственного подразделения, постановлению (определению) суда (судьи), постановлению (представлению) прокурора, а также по инициативе руководителя органа, назначившего его на должность следователя, и только на основании результатов служебного расследования. В случае решения вопроса о дисциплинарной ответственности по постановлению (определению) суда (судьи), прокурора сроки проведения служебного расследования ограничиваются сроками рассмотрения внесенных актов суда (судьи), прокурора.
5.При исполнении своих служебных обязанностей, связанных с расследованием конкретного уголовного дела, следователь не может быть арестован, подвергнут приводу, не допускается личный досмотр следователя, досмотр его вещей и используемого им транспорта, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
6.Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении следователей производится только с согласия прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а в отношении следователей центральных аппаратов правоохранительных и специального органов – с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителя.
Статья 15. Требования, предъявляемые к следователю
1. Следователь обязан:
1)неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан и быть верен присяге следователя;
2)при осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях соблюдать нормы служебной этики и не совершать действий, дискредитирующих Республику Казахстан, государственную власть, органы предварительного следствия;
3)противостоять любым проявлением коррупции и попыткам незаконного вмешательства
в деятельность по осуществлению предварительного следствия;
4)хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом;
5)повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
2. Должность следователя несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
3. Следователи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, общественных объединениях, выступать в поддержку или против какой-либополитической партии.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы
Следователь — важнейший фигурант при рассмотрении уголовного дела. Как сотрудник правоохранительных органов он обязан расследовать обстоятельства преступления и направлять ход следствия.
В этой статье мы поговорим о должностных обязанностях следователя, его правах во время следственного процесса и в суде.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
Кто такие следователи
Согласно ст.38 УПК РФ следователь – должностное лицо, которое обязано вести делопроизводство по уголовным делам и выполнять определенные следственные действия. Следователь работает в органах предварительного следствия, принимает решения касательно возбуждения дела и имеет широкий спектр процессуальных полномочий.
В отличие от дознавателя он имеет право проводить досудебное производство в любой форме, какая ему удобна, но в рамках законодательства РФ.
Следователь вправе выполнять свою работу:
Независимо ведомства следователь обладает процессуальной независимостью. Об этом термине мы поговорим чуть ниже.
У должности есть своя иерархия:
- следователь;
- старший следователь;
- следователь по особо важным делам;
- старший следователь по особо важным делам.
Чтобы работать следователем, понадобится законченное юридическое образование. Затем нужно проработать несколько лет помощником следователя. Только после этого у кандидата появляется шанс подняться по карьерной лестнице.
Обязанности при расследовании уголовных дел
Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.
Более подробные задачи:
- выявить и преследовать правонарушителя;
- гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
- выявить обстоятельства и мотивы преступления;
- составить характеристику личности злоумышленника;
- определить степень причиненного им вреда;
- доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
- собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
- опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
- снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
- если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.
Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.
Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.
Второстепенные задачи:
- проверять материалы по делу;
- проводить расследование “мелких” правонарушений;
- выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
- изучать личность преступника;
- проводить опрос свидетелей и т.д.
Права следователя
По ст.38 УПК РФ в права следователя в уголовном процессе входят следующие:
- инициация уголовного дела, если на это есть разрешение со стороны прокуратуры;
- прием дела для расследования;
- его отправка в прокуратуру для подследственности;
- принятие решений о выполнении следственных действий или тех, что предусмотрены по УПК РФ.
Это ключевые права, но есть некоторые специфические для каждого из этапов проведения уголовной процедуры. Рассмотрим ниже права и обязанности следователя во время следствия и в суде.
Во время следствия
После инициации дела следователь имеет полное право опрашивать свидетелей преступления, а также проводить допрос подозреваемых в его совершении.
Если ему необходимо провести обыск, арест или другие действия в интересах следствия, для этого ему понадобится санкция суда или прокурора. Это входит в непосредственные обязанности следователя при расследовании уголовных дел.
Он самостоятельно проводит расследование и оценивает доказательства, которые он решил приобщить к делу.
Если расследование проводится в отношении гос.учреждений, он вправе проводить в них ревизию, требовать у них все необходимые документы или вещественные доказательства, но только в рамках УПК.
Важно! Следователь имеет право задерживать подозреваемого и оформлять его признание в законном порядке, а также использовать в его отношении меры пресечения и прочие меры принуждения по закону.
При выяснении невиновности обвиняемого он имеет право прекращать ведение уголовного дела или отправлять его в прокуратуру.
В суде
Когда дело переходит в суд, должностные обязанности следователя МВД не только не сужаются, но даже могут расшириться, как и его права.
Он вправе обжаловать действия прокурора и не соглашаться с ними, если они нарушают права и обязанности граждан. Для этого он обращается к вышестоящему начальству с письменным заявлением.
Также он имеет право проводить дополнительные мероприятия по подготовке доказательств и всех материалов при их передаче в суд. Затем все собранное и должным образом оформленное он обязан предоставить суду.
Во время судебного производства он проводит допросы, но в обязанности следователя следственного комитета не входит отчет о своей проделанной работе перед подсудимым или его адвокатом, а также ответы на какие-либо их вопросы.
Что такое процессуальная самостоятельность следователя
Согласно действующему законодательству, прокурор имеет полное право требовать от следователей устранения нарушений ФЗ, если они имели место во время дознания или предварительного следствия.
Однако следователи вправе не согласиться с требованиями прокурора, о чем обязаны уведомлять в письменном виде начальника следственного комитета.
Руководитель информирует прокурора о возражениях следователей и изучает ситуацию с позиций законности. После просмотра всех данных он либо подтверждает указанные прокурором нарушения следователям, либо отправляет первому мотивированные доказательства их отсутствия.
Важно! Хотя прокурор и наделен достаточно широкими полномочиями, следователь имеет право несколько критиковать его действия и отстаивать свое мнение.
Он также имеет право обжаловать указания руководителя, ходатайствовать о передаче дела другому следователю или его изъятии, обвинения подозреваемого и т.д. Так выражается его самостоятельность во всем процессе.
Заключение
Следователь – это должностное лицо в правоохранительных органах, отвечающее за проведение следственных действий в отношении уголовного дела. Его права и обязанности закреплены в УПК РФ и строго регулируются со стороны законодательства РФ.
У него есть и процессуальная самостоятельность, которая выражается в том, что он вправе обжаловать решения как прокурора, так и своего руководства.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно !
На главную страницу
Страница не найдена | Правовые технологии
Страница не найдена
Запрошенная страница не найдена.
Страница не найдена | Правовые технологии
Страница не найдена
Запрошенная страница не найдена.
О помощнике следователя
Автор: Баранов А.М.
Институт помощников следователя в Российском государстве не является новшеством. В Российской империи в конце 19-го века у судебных следователей были помощники в лице рассыльных и письмоводителей, которые находились на государственной службе по вольному найму, в отличие от самих следователей, состоявших на должности и имеющих соответствующие классные чины. Письмоводители были гораздо ближе, чем рассыльные, к процессуальной деятельности следователя (1). Они выполняли функцию секретарей (делопроизводителей) при следователях; составляли протоколы следственных действий, произведенных следователем; переписывали постановления и другие документы следователя, таким образом, имели доступ ко всем материалам уголовного дела. При этом они не обладали полномочиями по осуществлению процессуальной деятельности и не могли самостоятельно выполнять какие-либо иные, кроме «технических», действия.
В современный период институт помощников следователей был возрожден в 1992 году приказом № 197 МВД РФ от 15.06.92г. «О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД». Требования предъявляемые к кандидату на должность младшего следователя, функциональные обязанности и процессуальные полномочия определялись в Примерном положении и функциональных обязанностях младшего следователя следственного подразделения органов внутренних дел (утвержденном совместным Указанием ГУК и СК МВД России 13 января 1993г., № 21/15/42). Указанные документы наряду с уголовно-процессуальным кодексом являлись нормативной базой, определяющей правовой статус младшего следователя вплоть до конца 1998 года. 4 января 1999г. министром внутренних дел был подписан приказ за № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Настоящий приказ не только изменил название, но и существенно изменил полномочия данного должностного лица.
Попробуем путем анализа указанных нормативных актов, провести сравнительную характеристику правового статуса младшего следователя и помощника следователя.
1.Младший следователь являлся аттестованным работником органов внутренних дел, имеющим звание по должности «старшина милиции». Согласно Примерного положения должность младшего следователя должна была финансироваться за счет средств местного бюджета. Помощник следователя — должностное лицо, состоящее на службе в органах внутренних дел в должности младшего начальствующего состава в органе внутренних дел и имеющее специальное звание — старший прапорщик юстиции.
2.Назначались на должность младшего следователя лица, имеющие гражданство России, возраст 18 лет, среднее юридическое или неполное высшее образование, положительно характеризующиеся по месту работы, учебы и жительства. Назначение производилось начальником ГОРОВД, ЛОВД по представлению руководителя следственного подразделения. Назначение помощника следователя на должность, согласно п.3. приложения № 22 к приказу №1 МВД Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В ч.6 ст.8 Положения указывается, что прием на работу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел. Следовательно, порядок назначения на должность помощника следователя должен регулироваться ведомственным нормативным актом министерства внутренних дел. Согласно п.17.5. приложения № 2 к приказу МВД России № 1, все сотрудники следственного управления субъекта Российской Федерации и подчиненных ему органов предварительного следствия назначаются, перемещаются, освобождаются от должности и увольняются начальником главного следственного управления субъекта федерации, за исключением лиц, назначаемых министром внутренних дел. Таким образом, назначение на должность помощника следователя является исключительной компетенцией начальника следственного управления субъекта федерации.
На наш взгляд, помощник следователя должен назначаться приказом начальника следственного управления субъекта федерации по представлению непосредственного руководителя того органа предварительного следствия, в который происходит назначение.
Существенно изменились и снизились требования, предъявляемые к кандидату на должность помощника следователя. Лицо должно достигнуть возраста 18-ти лет, иметь общее среднее образование, а так же соответствующее здоровье и моральные качества необходимые для службы в органах внутренних дел.
3.Разительно отличаются полномочия младшего следователя и помощника следователя. Младшие следователи должны были проходить обязательную первоначальную подготовку по специальной программе, после чего стажировку в течение года, под руководством наиболее опытных следователей. После завершения стажировки по аттестации руководства следственного подразделения младшие следователи допускались к самостоятельной работе. Согласно положения им должно было поручаться расследование несложных уголовных дел. В реальности же, редко кто из младших следователей проходил подготовку по специальной программе и тем более не всегда соблюдалось требование о прохождении стажировки. Зачастую младший следователь после назначения на должность и работы в течении небольшого времени под руководством опытного следователя допускался к самостоятельному расследованию по уголовным делам. В зависимости от качества производства, осуществляемого младшим следователем, начальник следственного органа определял какой сложности уголовные дела поручать ему к расследованию. Фактически младшие следователи, проработавшие некоторое время ни чем не отличались от лиц, состоящих на должности следователя по своим должностным обязанностям. Например, уголовное дело по факту совершения несовершеннолетним Б. убийства З., расследование которого представляло определенную сложность, было поручено младшему следователю (2). Процессуальное положение младших следователей ни чем не отличалось от процессуального положения следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и регламентировалось ст.127 УПК РСФСР. Фактические данные, полученные младшим следователем в ходе расследования по уголовному делу, если они были собраны в соответствии с требованиями УПК, являлись доказательствами по уголовному делу. Суд, прокурор и другие участники уголовного процесса относились к младшему следователю как к полноправному субъекту, наделенному правами и обязанностями следователя.
Помощник следователя, при назначении на должность должен пройти первоначальную подготовку по программе милиционеров с учетом специфики предстоящей работы. В его полномочия, согласно п.8. Приложения 22 к приказу №1, входит осуществление технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений. Однако, нет подробного разъяснения, что входит в содержание технической и организационной деятельности. В п.7. Положения определено, что функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. На наш взгляд, должны быть разработаны типовые функциональные обязанности помощника следователя, утвержденные приказом начальника следственного управления при УВД субъекта Российской Федерации. Полномочия помощника следователя по оказанию технической и организационной помощи могут выражаться в виде: составления протоколов следственных действий, производимых следователем; осуществления дело производства; подготовки машинописных документов; организации вызова свидетелей и иных участников по расследуемому уголовному делу к следователю; вручения повесток о вызове к следователю;осуществлении иных действий.
Согласно п.9. Приложения помощнику следователя категорически запрещается выполнять поручения и действия процессуального характера. Данная формулировка порождает массу вопросов. Во-первых уже из названия данного субъекта вытекает, что помощник — это не следователь, т.е. он занимает иное процессуальное положение в уголовном процессе и на него не распространяются права и обязанности закрепленные в ст.127 УПК РСФСР. Во-вторых в уголовно-процессуальном кодексе нет такого субъекта как помощник следователя. В качестве кого он будет выступать при составлении протокола следственного действия? Должно ли его участие при производстве следственного действия отражаться в протоколе следственного действия? Должно ли даваться следователем поручение помощнику следователя о выполнении каких-либо технических действий в письменном виде по аналогии с поручением органу дознания?
Представляется, что помощник следователя не может выступать в качестве специалиста по уголовному делу, поскольку он будет выполнять разнородную работу, которая в то же время может быть выполнена самим следователем. Действия помощника следователя будут выступать в качестве обслуживающих, создающих условия для более быстрого и эффективного выполнения осуществляемого следователем действия. Кроме того специалист привлекается для участия в уголовном деле не только тогда, когда следователь сам не может выполнить какие-либо действия, но и для того чтобы эти действия были осуществлены незаинтересованным в результатах расследования лицом. Следовательно, в качестве специалиста не может выступать лицо, работающее со следователем в одном органе, а помощник следователя является должностным лицом того же органа предварительного следствия в котором работает следователь. Правовое положение помощника следователя ближе всего к статусу секретаря судебного заседания. В связи с чем, участие помощника следователя в производстве по уголовному делу должно обязательно находить отражение в материалах дела. Так, если помощник участвует в производстве следственного действия путем осуществления каких-либо действий, либо посредством составления протокола, то это должно быть отражено в протоколе. Допуск к участию помощника следователя в производстве по уголовному делу должен отражаться при вынесении следователем постановления о принятии дела к своему производство, это необходимо для того, чтобы участники процесса имели возможность заявить отвод помощнику следователя. Такое решение освобождает в дальнейшем от необходимости в каждом отдельном случае давать письменное поручение следователем помощнику о необходимости выполнения каких-либо действий по конкретному уголовному делу.
И основная проблема, порождаемая не четкой формулировкой п.9. Положения, заключается в том, что содержит ли данное предписание запрет на производство помощником следователя всех без исключения процессуальных действий, или же он не может выполнять процессуальные действия, связанные с ограничением прав и свобод участников уголовного процесса, определением дальнейшего движения по уголовному делу и сбору доказательств?
Рассмотрим следующие ситуации при производстве по уголовному делу: 1) следователь поручил помощнику следователя вызвать на допрос свидетеля; 2) удовлетворяя заявленное ходатайство защитника об ознакомлении с материалами уголовного дела полученными с участием его подзащитного следователь поручил помощнику ознакомить адвоката с соответствующими документами. И тот и другой вариант нельзя в полном смысле признать техническими или же организационными. Порядок вызова свидетеля на допрос регламентируется ст.ст.155,156 УПК РСФСР, следовательно эта деятельность является процессуальной. Однако, на наш взгляд, она может быть осуществлена помощником следователя. В ч.2 ст.51 УПК РСФСР закреплено право защитника с момента допуска к участию в деле знакомиться с материалами уголовного дела, полученными с участием его подзащитного. Закон не определяет каким образом должно происходить это ознакомление, и кто его должен осуществлять, должен ли быть составлен протокол по данному факту. Видимо это действие может быть выполнено и помощником следователя, хотя оно так же вряд ли может быть признано организационным или же чисто техническим.
На наш взгляд, помощник следователя не может выполнять процессуальные действия направленные на получение доказательств по уголовному делу. В качестве таковых выступают не только следственные действия, но и истребование характеристик, иных документов. Кроме того он не может выполнять процессуальные действия, сопряженные с ограничением прав участников уголовного процесса, например, принять решение о принудительном приводе, отказать в удовлетворении заявленного ходатайства и т.д., а так же связанные с принятием решений по движению уголовного дела, или же принимать решения, обязательные к исполнению предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, помощник следователя в отличии от младшего следователя не может самостоятельно осуществлять расследование по уголовному делу.
1. Подробнее о письмоводителях при судебных следователях см.: Власов В.И., Гончаров Н.Ф. История розыскного процесса в России (законодательство и практика). Домодедово.,1997. С.87-89.
2. См.: Деришев Ю.В. Основные процессуальные ошибки, влекущие необоснованное привлечение к уголовной ответственности.//Законодательство и практика. Омск., 1998., №1., С.21.