Должностная инструкция учителя логопеда в школе по профстандарту

Должностная инструкция учителя-логопеда в школе (профстандарт)

Должностная инструкция
учителя-логопеда (профиль — нарушения речи)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция учителя-логопеда в школе разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 марта 2023 года № 136н; в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ с изменениями от 24 июля 2023 года; ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 8 ноября 2022 года и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г с изменениями от 12 августа 2022 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет перечень трудовых функций и обязанностей учителя-логопеда в школе при работе с детьми с нарушениями речи, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности приказом директора общеобразовательной организации.
1.4. Учитель-логопед относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. На должность учителя-логопеда принимается лицо:

  • имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» в общеобразовательной организации;
  • без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.6. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.7. В своей деятельности в школе учитель-логопед (профиль – нарушения речи) руководствуется должностной инструкцией по Профстандарту, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся. Также, руководствуется:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • требованиями ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования;
  • нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • инструкцией по охране труда для учителя-логопеда в школе
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Учитель-логопед должен знать:

  • законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда);
  • ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные;
  • теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи;
  • закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения;
  • клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития;
  • структуру речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • классификации нарушений речи;
  • общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности детей с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации;
  • направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи;
  • принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи;
  • пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи с обучающимися с нарушениями речи;
  • методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи;
  • методы и правила включения в образовательную деятельность обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательной деятельности для обучающихся с нарушениями речи;
  • нормы русского языка;
  • основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда);
  • основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда);
  • основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила общеобразовательной организации;
  • основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи;
  • логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации;
  • порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума школы;
  • общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи и способы их реализации;
  • организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей;
  • специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей;
  • способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи;
  • ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации обучающихся с нарушениями речи;
  • клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда (логопеда);
  • содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
  • требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательной деятельности для обучающихся с нарушениями речи;
  • влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи;
  • основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений;
  • основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда), конфликтологии и медиации;
  • требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи.

1.9. Учитель-логопед должен уметь:

  • учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в общеобразовательной организации;
  • планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, особенностями здоровья;
  • применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
  • организовывать при реализации образовательной деятельности взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми;
  • применять в образовательной деятельности специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи;
  • применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи;
  • обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач;
  • демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка;
  • стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования детей с нарушениями речи;
  • вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот;
  • отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи;
  • адаптировать стимульный материал к возможностям детей с нарушениями речи;
  • проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами;
  • анализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования;
  • разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
  • разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия её реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений;
  • применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений;
  • применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов;
  • сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей;
  • использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации, социализации, профессиональной ориентации;
  • использовать технологии формирования у обучающихся с нарушениями речи мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных особенностей;
  • осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи;
  • использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с нарушениями речи;
  • осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда);
  • находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи;
  • осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи.

1.10. Учитель-логопед должен быть ознакомлен с должностной инструкцией в школе, разработанной по Профстандарту, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Учителю-логопеду запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения, обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями учителя-логопеда являются:
2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи на разных уровнях образования.
2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития.
2.3. Осуществляет психолого-педагогическую (логопедическую) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации.

3. Должностные обязанности

3.1. В рамках трудовой функции организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи на разных уровнях образования:

  • осуществляет разработку, корректировку, реализацию содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи;
  • участвует в организации специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • организует деятельность обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • создает специальные, в том числе психолого-педагогические, условия включения обучающихся с нарушениями речи в образовательной деятельности с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья;
  • проводит логопедические занятия, уроки с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи;
  • осуществляет отбор и использование коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов в школе;
  • проводит контроль и оценку достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи;
  • сопровождает в образовательной деятельности обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве;
  • реализует воспитательную деятельность, направленную на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

3.2. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития:

  • выявляет обучающихся с нарушениями речи, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи;
  • планирует и проводит логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей;
  • составляет заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательной деятельности;
  • консультирует всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий;
  • проводит коррекционно-развивающие, психопрофилактические и психогигиенические мероприятия по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательной деятельности;
  • планирует и реализует деятельность по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения детей с нарушениями речи;
  • ведет профессиональную документацию совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи.

3.3. В рамках трудовой функции осуществления психолого-педагогической (логопедической) помощи обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации:

  • определяет направления и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) обучающихся с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации;
  • содействует активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи;
  • развивает у обучающихся с нарушениями речи компетенции, необходимые для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми;
  • осуществляет организацию активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
  • проводит мероприятия по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий;
  • проводит мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями речи.

3.4. Ведёт профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.5. Создаёт обстановку, в которой обучающиеся будут чувствовать себя психологически комфортно и безопасно.
3.6. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время коррекционно-образовательной деятельности.
3.7. Следит за состоянием речевого развития детей, оформляет и ведет на каждого ребенка группы речевую карту.
3.8. Анализирует перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации обучающихся в современном коррекционном пространстве.
3.9. Занимается прогнозированием, планированием и организацией:

  • обеспечения проектов и программ логопедической помощи ресурсами;
  • мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей, либо лиц, их заменяющих;
  • сбора и накопления информации о детях, которые испытывают определенные трудности при обучении;
  • системы внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по речевому развитию;
  • выполнения принятых решений в сфере логопедической помощи;
  • работы по дальнейшей адаптации обучающихся в школе.

3.10. Разрабатывает и использует:

  • апробированные и авторские программы, циклы занятий для детей с нарушениями речи;
  • индивидуальные программы комплексного обследования, а также сопровождения детей;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) по работе с детьми с нарушениями речи в условиях школы.

3.11. Проводит необходимую консультационную работу с участниками коррекционно-образовательной деятельности с целью ознакомления с задачами и спецификой логопедической помощи обучающимся с нарушениями речи.
3.12. Оформляет и ведет по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (ежегодный отчет по установленной схеме, который отражает результаты логопедического обследования), готовит заключения по результатам обследований обучающихся для ПМПк.
3.13. Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.14. Соблюдает должностную инструкцию учителя-логопеда при работе с детьми с нарушениями речи, Устав школы и Правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы, трудовую дисциплину и режим работы.
3.15. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для обучающихся.
3.16. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.

4. Права

Учитель-логопед имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом Уставом.
4.1. Требовать от администрации школы содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2. Самостоятельно выбирать самые оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу обучения, разрабатывать и применять апробированные и авторские методики логопедической помощи.
4.3. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
4.4. Посещать уроки педагогов, других логопедов общеобразовательной организации с целью обмена опытом, присутствовать на школьных мероприятиях.
4.5. Участвовать в сфере деятельности методических объединений и других формах методической работы школы.
4.6. Изменять групповой состав школьников в соответствии с динамикой их развития.
4.7. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с обучающимися.
4.8. Принимать участие:

  • в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции школы, программы и планировании работы логопедической службы;
  • в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений);
  • в работе городских и областных семинаров, совещаний, а также научно-методических конференций педагогов.

4.9. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним правдивые объяснения.
4.10. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции учителя-логопеда.
4.11. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
4.14. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением учителем информатики норм профессиональной этики.
4.15. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.16. Учитель-логопед имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель-логопед несет ответственность:

  • за соблюдение трудовой дисциплины в общеобразовательной организации;
  • за нарушение утвержденных прав и свобод ребенка;
  • за охрану жизни и здоровья обучающихся в ходе образовательной деятельности;
  • за сохранность материальных ценностей, которые выданы под расписку материально ответственным лицом и находятся в логопедическом кабинете;
  • за ведение необходимой документации и ее надлежащую сохранность;
  • за конфиденциальность полученных при обследовании детей сведений;
  • за необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, которое повлекло за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы;
  • за реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком образовательной деятельности.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, педагог подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учителю-логопеду устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
6.2. Учитель-логопед получает от директора образовательной организации, заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с документами.
6.3. Систематически обменивается сведениями по вопросам, входящими в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями (законными представителями).
6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, а также родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы сопровождения и директора школы о возникших трудностях в работе с родителями (законными представителями) и различными службами.
6.6. Входит в состав методического объединения учителей-логопедов, получает необходимую поддержку и осуществляет консультативную деятельность.
6.7. Согласно годовому плану работы принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, а также в деятельности методических объединений общеобразовательной организации и города.
6.8. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся.
6.9. Передает администрации школы информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления учителя-логопеда (профиль – нарушения речи) с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: ___________ /_____________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а).
«___»__________202__г. ___________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандарту

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Профессиональный стандарт учителя-логопеда определяет важнейшие характеристики деятельности специалиста: его трудовые обязанности, уровни квалификации, требующиеся для их выполнения, а также другие аспекты. С начала 2020 года применение профстандартов обязательно для бюджетных и находящихся под контролем государства организаций, но даже в частном секторе их использование дает ряд преимуществ.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта учителя-логопеда .doc

Основные аспекты применения профстандартов

Порядок разработки и применения профстандартов определяется следующими актами:

  • Принятым в 2015 году 122-ФЗ, в котором перечислены основные положения по их использованию.
  • Введёнными в Трудовой кодекс на основе этого ФЗ статьями 195.2 и 195.3, где установлено обязательное применение профстандартов для профессий, квалификационные параметры которых даются в действующем законодательстве.
  • Принятым в 2016 году постановлением Правительства №584, в котором указывается, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций на 50% и более контролируемых государством.

Как можно видеть, в частном секторе применение профессиональных стандартов происходит на добровольной основе. В бизнес-сфере они используются для:

  • Документирования параметров квалификации (образования, опыта работы, профильных и общих умений и навыков). Это позволяет не только корректно отсеивать претендентов с несоответствующей квалификацией, но и требовать от сотрудников прохождения дополнительного обучения.
  • Изменений в организационной структуре, которые проводятся путем переименования должностей, перемен в штатном расписании, устранения непрофильных обязанностей.
  • Урегулирования споров с представителями контролирующих инстанций (ФНС, Рострудом и пр.) при их проверках документации.
  • Внесения актуальных изменений в документы организации, регулирующие кадровые отношения: должностные инструкции, трудовые договора и пр.

Внимание! Пока в сфере кадровых отношений сохраняют актуальность общероссийские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем предполагается их интегрирование в единую систему трудовой документации, а пока работодатель может использовать их наряду с профстандартами.

Нюансы профстандарта учителя-логопеда

Среди действующих документов к должности учителя-логопеда ближе всего профстандарт 01.002, описывающий характеристики педагога-психолога. Он включает четыре части.

Вводная часть отведена под общую характеристику профессии. Даны группы и вид деятельности по кодам справочников ОКВЭД и ОКЗ, а также описаны профессиональные цели.

Во второй части описаны в общей форме две основные трудовые функции и 12 их составляющих. К основным отнесены сопровождение образовательного процесса и оказание профессиональной помощи учащимся с трудностями в усвоении материала. К составляющим отнесены, к примеру, консультирование учащихся, их профильная диагностика и пр.

Третья часть отводится под более подробное разъяснение основных трудовых функций и их составляющих. Данное описание содержит:

  • Происхождение функции и перечисление должностей специалистов, готовых к её выполнению.
  • Требования к уровню их образования и опыта.
  • Дополнительные критерии их допуска к работе (отсутствие судимостей, успешно пройденное медобследование и пр.).

Далее описывается каждая составляющая трудовой функции. Перечисляются конкретные действия и необходимые для них знания и умения. Так, коррекционная работа с учащимися включает:

  • Трудовые действия: ведение профильной документации, разработка планов и пр.
  • Практические умения в областях разработок программ коррекции, проведения занятий с учащимися и т.д.
  • Теоретические знания в сферах современных востребованных теорий, практиках применения методов работы с учащимися и прочих профессиональных аспектах.

Четвертая часть перечисляет ответственных за разработку документа.

Внимание! Как можно заметить, в этих разделах не затрагиваются многие аспекты деятельности специалиста: его права, порядок найма и замены, критерии ответственности за нарушения и пр. Для описания этих моментов рекомендуется применять должностные инструкции, трудовые договора и иную документацию.

Применение профстандарта на практике

Введение профстандартов в практику делопроизводства строится по определенному алгоритму:

  1. Изучение отраслевых характеристик деятельности работодателя с помощью кодов ОКВЭД.
  2. Анализ имеющихся должностей и спектра обязанностей, выполняемых действующими специалистами. Этот анализ проходит на основе штатного расписания, должностных инструкций и иной кадровой документации.
  3. Изучение имеющихся профстандартов, подходящих под профиль деятельности организации и её сотрудников.
  4. Изменение трудовой документации на основе положений найденных профстандартов, а также подходящих разделов ЕКС и ЕТКС.
  5. Проведение необходимых изменений в оргструктуре организации (перераспределение обязанностей, введение новых позиций и пр.).

После окончания комплекса этих мероприятий, на основе сделанных изменений, работодатель получает возможности:

  • Предъявлять квалифицированные требования к кандидатам на позиции.
  • Обязывать имеющихся работников повышать свой профессиональный уровень для приобретения необходимых навыков и умений.
  • Предлагать низкоквалифицированным сотрудникам переходить на менее значимые позиции с использованием статьи 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если в организации трудится много сотрудников на разнообразных позициях, то внедрение профстандартов рекомендуется проводить на основе регламента, в котором установлены ответственные лица, порядок внедрения, сроки и иные параметры.

Должностная инструкция учителя-логопеда в школе имеет важное значение, поскольку его профессиональная деятельность направлена на улучшение успеваемости школьников. Рассказываем, как составить должностную инструкцию учителя-логопеда по профстандарту.

Чем занимается учитель-логопед в школе

Многие ошибочно полагают, что деятельность учителя-логопеда направлена только на постановку звуков и улучшение их произношения. Однако, это лишь верхушка айсберга, которую мы можем услышать. Причины речевых проблем у детей кроются гораздо глубже. Проблемы речи у школьников вызывают сложности в усвоении школьной программы, что нередко приводит к снижению учебной мотивации и, как следствие, отклонениям в поведении.

Эффективный контракт учителя школы

Поэтому главной целью работы учителя-логопеда является развитие всей речевой системы, а именно:

  • развитие связной речи у школьников;
  • коррекция проблемного произношения;
  • пополнение и совершенствование словарного запаса;
  • развитие речевого слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

Обычно, в ходе логопедической работы со школьниками, специалист еще дополнительно занимается решением следующих задач:

  • исправление нарушений письма и речи ребенка;
  • развитие мышления, внимания, памяти, восприятия;
  • развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки;
  • формирование элементарных учебных навыков, например, внимательно слушать учителя, выполнять поставленную на уроке задачу, адекватно оценивать результат своей работы и, при необходимости, исправлять ошибки и так далее.

В отличие от детских садов, педагогическая деятельность учителя-логопеда в школе больше направлена на коррекцию нарушений чтения и письма, а также их профилактику, поскольку эти проблемы оказывают прямое влияние на успеваемость детей в школе.

Должностная инструкция учителя-логопеда по профстандарту

Профстандарт для учителя-логопеда в настоящее время не утвержден, поэтому квалификационные требования к этой должности нужно искать в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. В документе сказано, что для должности «Учитель-дефектолог, учитель-логопед» предусмотрено высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Помимо этого, ст. 331 ТК РФ устанавливает определенные ограничения для учителя-логопеда. Так, на эту должность не может претендовать человек:

  • лишенный права заниматься педдеятельностью по решению суда;
  • имеющий судимость, в том числе погашенную (поэтому при устройстве на работу он должен предоставить справку об ее отсутствии);
  • недееспособный;
  • имеющий определенные заболевания.

Форма должностной инструкции учителя-логопеда

Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции учителя-логопеда нет, поэтому каждая образовательная организация может разработать ее самостоятельно. Должностная инструкция учителя-логопеда составляется по общим правилам, здесь никаких особенностей нет. Форму должностной инструкции может довести учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация школы разрабатывает ее самостоятельно.

В состав документа можно включить следующие разделы.

Общий раздел. В этом разделе указывают нормы трудового законодательства и санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:

  • образование (см. выше про Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих);
  • здоровье – учитель-логопед должен быть здоровым, поскольку педагог плотным образом работает с детьми, поэтому он должен иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
  • ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).

Далее нужно определить схему административного и функционального подчинения учителя-логопеда в процессе рабочей деятельности, а также указать непосредственного руководителя, например, заместителя директора школы. Не забудьте прописать, что учитель-логопед ведет педагогическую деятельность в школе согласно данной должностной инструкции. Также перечислите законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться педагог при осуществлении логопедической деятельности.

Должностные функции и обязанности учителя-логопеда

Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей школы.

Права учителя-логопеда

Педагог имеет права на:

  • нормальные условия труда;
  • своевременную оплату своего труда;
  • информирование администрацией школы обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые его непосредственно касаются;
  • участие в инновационной и творческой деятельности школы;
  • внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
  • своевременное повышение квалификации;
  • право на защиту чести и достоинства.

Ответственность за нарушения

В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую учитель-логопед несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение школе материального ущерба. Рекомендуем указать на конкретные сферы деятельности учителя, например:

  • жизнь и здоровье детей;
  • реализация образовательных программ;
  • сохранность школьного имущества;
  • соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
  • своевременное прохождение медосмотра.

Взаимоотношения и связи по должности

Здесь необходимо определить схему взаимоотношений учителя-логопеда с администрацией школы, родителями учеников и другими членами коллектива (учителями, другими узкими педагогическими специалистами, медработниками и так далее). Взаимоотношения с другими педагогами для учителя-логопеда особенно важны, поскольку он обычно работает в тесной связи, например, с учителями начальных классов.

Обычно еще указывают, что  учитель-логопед должен принимать участие в различных мероприятиях, проводимых в школе (педсоветах, семинарах, вебинарах, совещаниях). Также определяют порядок обмена информацией с администрацией школы.

Еще можно добавить раздел, который будет регламентировать режим работы педагога. А можно просто ограничиться фразой «Режим работы учителя-логопеда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в МАОУ СОШ № 85».

Кто утверждает должностную инструкцию учителя-логопеда

Должностную инструкцию учителя-логопеда утверждает руководитель образовательного учреждения – директор школы. Она должна быть обязательно подписана сотрудником – учителем-логопедом.

Таким образом, должностная инструкция учителя-логопеда – необходимый документ для обеих сторон трудовых отношений. Она разрабатывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Унифицированной формы должностной инструкции учителя-логопеда, как и профстандарта для этой должности, не существует. Поэтому при ее составлении следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция учителя логопеда в доу 2022
  • Должностная инструкция учителя логопеда в детском саду
  • Должностная инструкция учителя истории и обществознания по профстандарту 2022
  • Должностная инструкция учителя информатики по профстандарту 2022
  • Должностная инструкция учителя иностранного языка в школе