Должностная инструкция управляющего магазином одежды

Помимо трудового договора, имеются и другие важные документы, оговаривающие взаимодействие работодателя и сотрудника. К числу таких документов относится должностная инструкция, в которой подробно расписываются требования к работнику, функции, которые он будет выполнять и сфера его ответственности. От четкости и тщательности составления данной бумаги зависит слаженность в работе той или иной организации. Сегодня в центре нашего внимания находится должностная инструкция управляющего магазином.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции управляющего магазином .doc

Образец должностной инструкции управляющего магазином

Общие положения

  1. Документ регулирует такие параметры деятельности управляющего магазином, как: навыки и опыт работы, профессиональные обязанности и задачи, условия работы, права и сфера ответственности.
  2. Прием на работу и увольнение управляющего магазином осуществляется через выпуск начальством компании соответствующего распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.
  3. Непосредственным начальником управляющего магазином является региональный директор по операциям.
  4. Управляющий магазином входит в категорию руководителей и представляет штатную единицу магазина.
  5. К требованиям квалификации для данной должности относятся: наличие высшего образования (полного или базового) в одной из сфер: «Экономика и предпринимательство»/ «Менеджмент»/ «Торговля». Обязательным условием является постдипломное образование в сфере управление (исключение составляют выпускники по направлению «Менеджмент»). Продолжительность опыта работы зависит от пройденной программы: для магистров – 1 год, для специалистов – 1,5 года, для бакалавров – 2 года.
  6. Управляющий магазином должен владеть:
    • теоретическими и практическими аспектами экономики, маркетинга, менеджмента и прочих смешных научных дисциплин;
    • сведениями о номенклатуре, ассортименте товаров, продающихся в магазине (свойства и назначение продукции, а также правила ее маркировки);
    • стандартами и требованиями, предъявляемыми к качеству продукции;
    • правилами ознакомления покупателей о розничной стоимости продукции и прочих реквизитах;
    • правилами хранения продукции;
    • практикой (российской и зарубежной) торговых технологий;
    • разновидностями торгово-технологических приборов, спецификой их работы и правилами пользования;
    • сведениями о правах и обязанностях сотрудников магазина;
    • психологическими и этическими аспектами торговли, формированием графиков работы и зарплат;
    • знаниями о требованиях к ведению отчетной документации и прочих бумаг, включающих учет товаров и других объектов;
    • основами взаимоотношений с конкурентами;
    • знаниями о порядке проведения инвентаризации;
    • нормами охраны труда, защиты от пожаров и санитарии в области производства.
  7. Управляющий магазином должен быть осведомлен в следующих документах:
    • ГК РФ;
    • законодательство РФ, регламентирующее сферу предпринимательства;
    • нормативно-правовая документация по госрегулированию работы торговых компаний;
    • постановление «О госнадзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;
    • постановление №55, включающее в себя «Правила продажи отдельных видов товаров»;
    • письмо «О порядке оформления ценников на реализуемые товары»;
    • закон «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
  8. Должностные обязанности

    Список должностных обязанностей управляющего магазином состоит из следующих пунктов:

    • руководство выполняемыми сотрудниками магазина функциями, обеспечивающими обслуживание клиентов;
    • подготовка заявок на поставку продукции, а также отслеживание периодичности ее поступления в соответствии с указываемыми сроками;
    • проверка сопроводительной документации, а также справок, подтверждающих соответствие продукции текущим стандартам;
    • контроль действий сотрудников магазина на предмет соблюдения сохранности продукции, поддержания приемлемого уровня обслуживания, правил расчета с клиентами и прикрепления ценников на товары в соответствии с реквизитами;
    • способствование ускорению товарного оборота и предупреждение товарных потерь;
    • контроль своевременной отгрузки тары;
    • организация исследования спроса на категории товаров и услуг, удовлетворяющих потребности клиентов;
    • практика прогрессивных методик торговли и способов реализации продукции;
    • создание условий для предоставления потребителю актуальных сведений о наличии продукции, ее стоимости, качеств и прочих свойств;
    • рассмотрение клиентских жалоб и своевременное реагирование на них путем устранения нарушений и недочетов в работе сотрудников;
    • рациональное использование торговой территории и обеспечение работников оборудованием в соответствии с нормами по охране труда и противопожарной защите;
    • предоставление сотрудникам магазина спецодежды, соответствующей санитарным и эстетическим требованиям;
    • контроль корректного применения сотрудниками оборудования и весоизмерительных устройств;
    • проведение аттестации и повышения квалификации сотрудников, а также рационализация рабочих мест;
    • обеспечение соблюдения пунктов коллективного договора;
    • оценка эффективности профессиональной деятельности персонала и разработка мер поощрения (материальных или моральных);
    • ведение учетно-отчетной, статистической и прочей документации, а также контроль за составлением отчетов, заполняемых другими работниками.

    Права

    Управляющий магазином располагает следующими полномочиями и правами:

    • предотвращение и устранение каких-либо нарушений или несоответствий;
    • получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ;
    • требование в оказании содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав;
    • требование организации условий и оборудования, нужных для осуществления профессиональных обязанностей;
    • ознакомление с проектами документов, входящих в компетенцию управляющего магазином;
    • запрашивание и получение документации, материалов и сведений, требующихся для выполнения своих обязанностей, а также указаний начальства;
    • повышение собственной квалификации;
    • информирование обо всех выявляемых им нарушениях и несоответствиях, а также внесение предложений по их ликвидации;
    • ознакомление с документами, регулирующими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества и осуществления профессиональных обязанностей.

    Ответственность

    Дисциплинарная ответственность наступает для управляющего магазином в следующих случаях:

    1. Невыполнение или некорректное выполнение своих обязанностей/отказ от использования прав, перечисленных в данной должностной инструкции.
    2. Несоблюдение правил, указанных во внутреннем трудовом договоре, в нормах по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.
    3. Несанкционированное распространение сведений о компании, представляющих коммерческую тайну.
    4. Невыполнение или некорректное выполнение требований, содержащихся во внутренних нормативах компании и распоряжений начальства.
    5. Совершение в процессе рабочей деятельности правонарушений, зафиксированных законодательством РФ.
    6. Причинение материального ущерба компании в рамках действующего законодательства РФ.
    7. Превышение служебных полномочий и/или их применение для личных нужд.

    Условия работы

    1. Управляющий магазином обязывается подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, оговаривающим условия его работы.
    2. В процессе работы управляющий магазином взаимодействует со следующими работниками:
    • директор по торговле региона и районный управляющий;
    • сотрудники службы продаж;
    • сотрудники службы управления персоналом;
    • сотрудники службы маркетинга;
    • сотрудники экономической и технической служб;
    • сотрудники службы закупок;
    • сотрудники службы логистики.

Для чего нужна должностная инструкция

Должностная инструкция выполняет три главных функции:

  • координирование руководством действий подчиненных;
  • ознакомление сотрудников со своими правами, обязанностями и сопутствующей ответственностью;
  • применение в судебных разбирательствах в качестве доказательства правоты одной из сторон (к примеру, когда начальство хочет подтвердить превышение работником своих полномочий).

Для того чтобы сотрудник четко понимал, какие задачи включает в себя его должность, данную инструкцию необходимо составлять особенно тщательно.

Справка. Должностная инструкция вступает в силу только после того, как сотрудник, для которого она предназначается, подпишет бумагу. Если в штате значится несколько работников, занимающих одну и ту же должность, все они должны расписаться на своем собственном экземпляре этого документа.

Структура должностной инструкции

Должностные инструкции не имеют строго плана, которого должны придерживаться все составители. Разные компании могут допускать некоторые вольности при составлении этого документа. Однако вне зависимости от того, для какой должности предназначена инструкция, она включает в себя несколько обязательных разделов:

  • «Общие положения»;
  • «Должностные обязанности»;
  • «Права»;
  • «Ответственность».

В зависимости от специфики той или иной профессии, в план могут быть включены дополнительные главы – по решению начальства.

Справка. Существуют разные варианты составления должностной инструкции. Она может как быть частью трудового договора, так и идти в качестве отдельного документа. Во втором случае ТД должен содержать ссылки на инструкцию.

Первый раздел

В первую очередь должностная инструкция указывает категорию, к которой относится вакансия управляющего магазином. Далее документ приводит распоряжение, на основании которого управляющий назначается на пост и затрагивает вопросы субординации. Большое внимание уделяется пункту, раскрывающему требования к квалификации, предъявляемые к кандидату на должность. К числу таких требований относятся:

  • высшее образование по одной из указанных специальностей;
  • постдипломное образование;
  • опыт работы.

На основании усвоения теоретических и практических знаний, управляющий магазином должен овладеть определённым багажом навыков, которые также перечисляются в инструкции. Завершает первый раздел список нормативных документов, имеющих непосредственное отношение к сфере торговли, о которых должен иметь представление управляющий. К числу таких документов относятся как законодательные акты, так и локальные нормативы компании.

Второй раздел

Второй раздел дает сотруднику исчерпывающую информацию, касающуюся обязанностей, относящихся к его должности. Разные организации могут предъявлять разные требования к своим подчиненным, занимающим один и тот же пост. Именно поэтому во избежание возникновения конфликтов составителям инструкций следует прописывать каждый пункт, в особенности если речь идет о руководителях.

Третий раздел

Под правами в должностной инструкции понимаются действия, совершаемые сотрудниками на добровольной основе с целью повышения производительности. Так, управляющие магазина отслеживают прохождение своими подчиненными аттестации и повышения квалификации, поскольку это помогает им стать более эффективными.

Важно! Несмотря на добровольную основу прав, их игнорирование может привести к ответственности в связи с халатностью.

Четвертый раздел

Раздел под названием «Ответственность» является одним из самых важных, поскольку конкретизирует проступки, за которые работнику грозят санкции. В качестве санкций могут использоваться как штраф или отстранение от должности, так и увольнение. В инструкции необходимо обязательно указать на то, что все меры воздействия имеют законную основу и опираются на ТК РФ.

Пятый раздел

Заключительный раздел посвящается условиям, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность сотрудника. В этом разделе должна находится ссылка на внутренний распорядок организации, а также перечислены все особенности должности, не вошедшие в предыдущие главы. В частности, раздел «Условия работы» может содержать информацию о наличии служебных поездок или о взаимодействии с коллегами.

Утверждение должностной инструкции

Для того чтобы должностная инструкция обрела юридическую силу, она должно пройти несколько этапов:

  • разработка инструкции сотрудниками отдела кадров;
  • подписание готового документа руководителем службы делопроизводства;
  • согласование инструкции с руководителями определенных структурных подразделений – при необходимости;
  • ознакомление работника с документом;
  • подписание документа.

Портрет должности «управляющий магазином»

Еще десять лет назад для управления персоналом использовались преимущественно традиционные инструменты: должностные инструкции, положения об отделах и т. д. Сегодня интенсивно развивающиеся компании отдают предпочтение моделям компетенций, на основании которых составляется портрет должности…

Под компетенциями понимают единство знаний, умений и навыков, профессионального опыта и особенностей поведения сотрудников, позволяющих им успешно выполнять рабочие задания. Компетенции соответствуют деятельности, конкретике ситуации. Описывая компетенции, мы фиксируем требования к профессионализму человека на определенном рабочем месте. Другими словами, это некие стандарты (реальные или желаемые) эффективного профессионального поведения работников компании. ( вообще то, компетенции — это поведенческие характеристики — прим. редактора )

Модели компетенций могут быть как общими, для всех сотрудников организации, так и специальными, для различных категорий специалистов. Построение модели компетенций — это мощный стимул для развития организации, поскольку, унифицируя требования к работникам, мы создаем основу для объективной оценки сотрудников и стимулы для их развития.

Чтобы составить модель компетенций, можно приобрести справочник компетенций, выбрать из него подходящие компетенции и критерии оценки, а затем адаптировать их к потребностям своей организации. Более сложный путь — разработать компетенции и критерии оценки самостоятельно. Оба варианта достаточно трудоемки. Кроме того, в первом случае есть опасность выбрать в качестве основы шаблон, который не полностью описывает бизнес-процессы конкретной компании или не соответствует ее корпоративной культуре, а во втором — увлечься «изобретением велосипеда» и не учесть незначительные, на первый взгляд, но очень важные нюансы.

С точки зрения практики наиболее удобным представляется использование портрета должности , который объединяет функционал конкретной должности и модель компетенций. Такие портреты эффективны для отбора кандидатов, проведения внутренних оценочных мероприятий и для развития специалистов.

Должностная инструкция не позволяет понять, каким требованиям рабочего места должен удовлетворять сотрудник. Вот почему необходим портрет должности, который описывает, какими знаниями, умениями навыками и, что немаловажно, личными качествами должен обладать специалист, чтобы быть успешным в своей должности. Человек на должности управляющего магазином — ключевая фигура в рознице. От него на 99,9% зависит, как будет работать магазин (на своем личном опыте я в этом убедилась). Хотя существуют общие стандарты визуализации и обслуживания покупателей, выполнение которых жестко контролируется, каждый из наших 67 магазинов имеет свое неповторимое «лицо». И во многом его «выражение» зависит именно от управляющего, который работает по должностной инструкции.

При создании портрета должности за основу берутся функции управляющего магазином. Затем определяется, какие знания, умения, навыки и личностные качества необходимы для качественного выполнения данных функций. Это достаточно сложная задача, в одиночку с ней не справится даже самый грамотный и опытный менеджер по персоналу. В основе этой работы лежит видение руководителем, курирующим направление розничной торговли, «идеального» управляющего, основанное на стратегии развития компании. Поэтому в разработке портрета должности обязательно должны принимать участие руководитель и региональные менеджеры совместно с лучшими управляющими («носителями» компетенций). Иначе этот документ превратится в формальную «бумагу».

Основные черты/составляющие портрета должности зависят от особенностей бизнес-процессов определенной организации и функционала конкретной должности. Пример портрета должности управляющего магазином приведен в таблице 1 .

Табл. 1. Портрет должности управляющего магазином

Функция

Компетенции

Знания

Умения и навыки

Личностные качества

Управление персоналом

подбор

  • систем оценки персонала

• основ психологии

  • проводить собеседования

• отбирать наиболее подходящих кандидатов

  • коммуникабельность

• логическое мышление

обучение

  • техники продаж

• технологии обучения (в том числе наставничество, коучинг)

  • проводить презентации

• получать обратную связь

  • лидерские качества

  • терпение

• организованность

планирование

• технологии SMART

  • ставить задачи перед персоналом

  • расставлять приоритеты

• принимать решения

• ответственность

мотивация

• основ психологии

• понимать потребности сотрудников

  • эмоциональная компетентность

• лидерские качества

контроль

• методов контроля

• организовывать проверочные мероприятия

• объективность

Представительство

оформление разрешительной документации

• обязательного пакета разрешительных документов

• работать с документами

  • ответственность

• внимательность

осуществление представительских функций

в налоговых и статистических органах

  • техники продаж

• законодательства в части, касающейся работы магазина

• вести переговоры

  • ответственность

  • коммуникабельность

• внимательность

работа с покупателями

• основы психологии

• разрешать конфликтные ситуации

• коммуникабельность

Работа с товаром

ведение ассортиментной политики

  • ассортимента

  • правил выкладки товара

  • правил маркировки

• стандартов выкладки и оформления витрин

  • оформлять витрины

• оформлять заказы

  • ответственность

  • логическое мышление

• хорошая память

организация хранения

• порядка приема и хранения товара

  • проводить инвентаризацию

• работать с документами

  • ответственность

• внимательность

Работа с информацией

ведение отчетности

• системы отчетности, принятой в компании

  • работать сдокументами

• работать на регистраторе расчетных операций (РРО)

  • организованность

  • ответственность

• внимательность

анализ информации

• методов сбора информации

• работать с документами

• организованность

____________

Личностные качества не всегда (не все) относят к компетенциям.

После того как определены ключевые знания, умения, навыки и личностные характеристики, необходимо четко описать, как мы понимаем каждую компетенцию и каковы уровни соответствия ожиданиям компании ( табл. 2 ). Это описание также делает рабочая группа, включающая указанных руководителей.

Табл. 2. Расшифровка модели компетенций (пример)

Оценка уровня развития компетенции:

1 — существенно ниже по сравнению с ожиданиями компании; 2 — ниже ожиданий компании; 3 — совпадает с ожиданиями компании; 4 — превосходит ожидания компании; 5 — компетенция соответствует более высокой должности.

Компетенция

Уровень развития

Описание

Ответственность

1

  • Снимает с себя ответственность

• Демонстрирует модель поведения «сделай за меня» или «отложу на потом, может, делать будет не нужно»

2

  • Принимает на себя ответственность за часть своих функциональных обязанностей

  • Стремится сузить зону ответственности

  • Выполняет работу за подчиненных

• Демонстрирует модель «покажи мне как»

3

  • Принимает на себя ответственность за свои функциональные обязанности

  • Ставит цели перед подчиненными

  • Организует обучение и развитие сотрудников

  • Мотивирует

  • Контролирует

  • Проводит анализ работы магазина

  • Правильно ведет отчетность

• Демонстрирует модель «объясни мне, как»

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

  • Принимает на себя ответственность сверх своих функциональных обязанностей

• Демонстрирует модель «выбери из моих вариантов»

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

  • Принимает на себя ответственность уровня регионального директора

• Демонстрирует модель «надо сделать так»

Планирование и навыки постановки задач

1

  • Не владеет навыками постановки задач

2

  • Регулярно применяет методику постановки цели SMART , но объяснить не может (неосознанный навык)

3

  • Знает методику и ставит цели на ее основе

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Обучает подчиненных использованию SMART

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Использует SMART , делится опытом с коллегами

Знание методов контроля

1

  • Не владеет методами контроля

2

  • Владеет различными методами контроля, но не знает, какой следует применять для достижения определенной цели

3

  • Применяет разные методы контроля подчиненных, ориентируясь на их уровень

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Знает методы контроля и может объяснить целесообразность их применения в каждом конкретном случае

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучить других применению методов контроля

Работа с документами, отчетность

1

  • Не знает принятой системы отчетности

2

  • Знает принятую систему отчетности, но не может объяснить ее необходимость

3

  • Знает принятую систему отчетности и может объяснить ее необходимость

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Самостоятельно создает формы отчетности

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучать других работе с отчетностью

Расстановка приоритетов и организованность

1

  • Не способен выделять главные и второстепенные факторы в работе. Не может управлять своим временем

2

  • Может спланировать свои действия, но не в состоянии объяснить принцип рационального планирования

3

  • Владеет принципом оценки по критериям «срочность — важность» ( SWOT ). Принимает решения на основе анализа информации (своего и подчиненных). Управляет временем подчиненных

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Владеет приемами управления временем

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может расставить приоритеты с точки зрения руководителя розничной сети

Обучение персонала

1

  • Не понимает целей и принципов обучения, не может спланировать и провести обучающие программы для подчиненных

2

• Может обучать по принципу «делай как я». Способен организовать обучение с привлечением специалистов

3

• Планирует обучение каждого работника исходя из его индивидуальных потребностей. Инициирует прохождение сотрудниками необходимого дополнительного обучения

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Может проводить обучение всей команды

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может проводить тренинги и семинары для торгового персонала других магазинов

Обратная связь

1

• Не дает подчиненным обратную связь

2

• Знает принципы обратной связи. Дает обратную связь при запросе

3

• Знает принципы обратной связи и дает при необходимости обратную связь подчиненным

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Поощряет подчиненных к сообщению информации о работе, организует группы для обмена мнениями

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Может обучать навыкам организации обратной связи торговый персонал других магазинов

Мотивация и эмоциональный интеллект

1

• Не умеет мотивировать подчиненных. Не считает мотивационную сферу важной

2

• Мотивирует подчиненных собственным примером. Знает о мотивационных различиях, но не может их структурированно описать. К личному общению не стремится

3

• Знает принципы мотивации. Использует индивидуальный подход. Стремится к поддержанию комфортных взаимоотношений с персоналом

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Уделяет большое внимание индивидуальному подходу к каждому из подчиненных. Поддерживает благоприятный психологический климат в команде

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Владеет основами управленческой психологии, может обучать подчиненных

Мышление и речь

1

• Мышление линейное. Речь бедная и неграмотная

2

• Мышление линейное. Способен понимать ситуацию, но не умеет делать выводы. Грамотная речь

3

• Мышление системное. Видит ситуацию как звено в цепи причинно-следственных факторов. Грамотная речь, структура речи адекватна возможностям восприятия собеседника

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Мышление системное. Мыслит категориями задач команды

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Мышление стратегическое. Мыслит категориями развития магазина

Лабильность и обучаемость

1

• Очень низкая переключаемость или крайняя нестабильность. «Застревает» на одном действии или бессистемно «перескакивает» с одного на другое. Поведение однообразное. Не стремится к развитию и получению образования

2

• Переключается недостаточно быстро, нуждается в большом количестве времени для завершения деятельности. Демонстрирует несколько различных поведенческих моделей. При настоятельном стимулировании переходит к другой поведенческой модели. Незаконченное высшее образование

3

• Без затруднений переключается с одной деятельности на другую. Переходит к требуемой поведенческой модели с минимальными подсказками (два-три стимула). Стремится к развитию. Имеет высшее образование

4

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции3

+

• Способен без подсказок (достаточно одного стимула) «уловить» требуемую поведенческую модель. Поощряет сотрудников к развитию

5

  • Все характеристики поведения соответствуют уровню развития компетенции4

+

• Активно занимается самообразованием и делится знаниями с подчиненными

____________

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — способность переключения внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Такой портрет должности удобно использовать для отбора кандидатов и оценки соответствия сотрудников требованиям конкретной должности.

Приведенную схему можно использовать для разработки модели компетенций любой должности. Разумеется, в зависимости от особенностей стратегии и тактики компании (соответственно и от особенностей магазинов) перечень функций и их описание будут различными.

После того как будет проведена эта большая работа, имеет смысл оценить по разработанной модели действующих управляющих и соотнести оценки с успешностью деятельности магазина (выраженной, например, в объемах продаж). Таким образом, можно отследить, насколько описанные нами критерии влияют на эффективность работы сотрудника. Результаты оценки могут оказаться весьма неожиданными. Например, может выясниться, что для успешности важен не столько навык грамотно ставить задачу, сколько умение воодушевлять людей, мотивировать их. Если такие несоответствия будут выявлены, то необходимо провести еще один раунд заседаний рабочей группы и скорректировать портрет должности. Тогда и у руководства сформируется объективное представление об эффективном управляющем.

Комплексная система оценки управляющего магазина может включать в себя такие этапы:

  1. оценка знаний — профессиональное тестирование (тест 40-60 вопросов);

  2. оценка умений и навыков — метод ассессмент или «360 градусов»;

  3. оценка личностных качеств — метод «360 градусов».

Такая система позволит оценить уровень компетентности управляющего магазином, определить зоны развития каждого конкретного сотрудника, а также отследить динамику развития персонала.

Поскольку уровень компетентности сотрудника определяется не столько уровнем знаний, сколько уровнем навыков и умений, активно применяемых на практике , а также личностными характеристиками, то систему оценки персонала необходимо использовать в большей степени для измерения практических навыков и умений. Предложенная методика очень эффективна в руках практиков. Адаптировав ее для нужд своей компании, эйчар получит полезный инструмент для оценки персонала.

Автор:Оксана Козлова

Источник: http://www.hr-portal.ru/article/portret-dolzhnosti-%C2%ABupravlyayushchii-magazinom%C2%BB

Образец бланка (пример шаблона) инструкции:

_________________________________

(название учреждения, организации)

Должностная инструкция

управляющего магазина

Утверждаю

______________________________

(руководитель учреждения, организации,

 другое должностное лицо,

______________________________

уполномоченное утверждать

______________________________

должностную инструкцию)

_________ ____________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

«___» ____________ ____

Общие положения

1. Управляющий магазином относится к категории «Руководители».

2. Назначение на должность управляющего магазином и освобождение от нее производится __________________________________________________________

(генеральным управляющим, владельцем)

с соблюдением требований Кодекса законов о труде Украины и действующего законодательства о труде.

3. Управляющий магазином подчиняется непосредственно ______________.

4. ______________________________________________________________

______________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

Управляющий магазином:

1. Руководит деятельностью работников магазина, направленной на обеспечение процесса обслуживания покупателей.

2. Подготовка заявки на поставку товаров, контролирует ритмичность поступления товаров и их соответствие представленным заявкам.

3. Проверка наличия сопроводительных документов, сертификатов соответствия, удостоверений о качестве и соответствии применяемым стандартам и требованиям.

4. Контроль соблюдения работниками магазина требований по сохранности товаров и надлежащего уровня обслуживания, правил и культуры торговли, порядка расчетов с покупателями оформления ценников на товары с учетом реквизитов.

5. Принимает меры по ускорению оборота товаров, устранение товарных потерь.

6. Контролирует своевременную отгрузку тары.

7. Организует изучение спроса на виды товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности потребителей.

8. внедряет прогрессивные формы торговли и методы продажи товаров.

9. Обеспечивает условия для получения покупателем информации о наличии товаров, их цену, качество и потребительские свойства.

10. Оперативно рассматривает жалобы покупателей и принимает меры по устранению нарушений и недостатков в работе сотрудников магазина.

11. Рационально использует торговые площади и обеспечивает торговым и технологическим оборудованием в соответствии с рекомендованными нормами и требованиями по охране труда, защите окружающей среды, противопожарной защиты, санитарных правил.

12. Обеспечивает работников магазина форменной и специальной одеждой, соответствующей санитарным и эстетическим требованиям.

13. Контролирует выполнение работниками правил эксплуатации оборудования, оборудования, весоизмерительных приборов.

14. Организует аттестацию и рационализацию рабочих мест.

15. Обеспечивает размещения работников с учетом рационального разделения труда, квалификации и их психофизиологических особенностей.

16. Создает благоприятные условия для выявления творческой инициативы работников, достижение высоких результатов работы и повышения производительности труда.

17. Организует повышение квалификации персонала.

18. Контроль санитарно-техническое состояние торговых и складских помещений в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, упорядоченность и чистоту прилегающей территории.

19. Создает условия для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей, денег в кассах, торгово-технологического оборудования и оборудования.

20. Принимает предложения и разрабатывает мероприятия по улучшению коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, участвует в разработке мероприятий по экономическому и социальному развитию коллектива, заключении коллективного договора, выполняет обязательства и обеспечивает соблюдение условий коллективного говора.

21. Организует надлежащий отдых работников во время перерывов в работе.

22. Оценивает эффективность трудовой деятельности работников и решает вопрос о материального и морального их поощрения.

23. Ведет учетно-отчетную, статистическую и другую установленную документацию, контролирует составление отчетности и своевременное ее представление работниками магазина.

24. Контролирует соблюдение работниками предприятия правил и норм охраны труда, противопожарной защиты, производственной санитарии и личной гигиены, своевременное прохождение ими в установленном порядке медицинского освидетельствования.

25. _____________________________________________________________

______________________________________________________________________.

III. Права

Управляющий магазином имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений генерального руководителя (собственника), касающиеся его деятельности.

2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся выполнения его обязанностей.

3. Вносить генерального руководителя (собственника) предложения по улучшению деятельности магазина.

4. В пределах своей компетенции сообщать генеральному руководителю (собственнику) о всех выявленных в процессе его деятельности, и вносить предложения по их устранению.

5. Требовать от генерального руководителя (владельца) обеспечение организационно-технических условий и оформления документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Требовать и получать от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

7. В пределах своей компетенции утверждать, подписывать и визировать документы.

8. Самостоятельно распоряжаться вверенными ему материальными ценностями.

9 ._______________________________________________________________

______________________________________________________________________.

IV. Ответственность

Управляющий магазином несет ответственность

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, а также за неиспользование или непосредственно своему прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством Украины.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством о труде Украины.

4. ______________________________________________________________

______________________________________________________________________.

V. Управляющий магазином должен знать:

1. Действующее законодательство Украины, регламентирующее предпринимательскую деятельность.

2. Нормативно-правовые акты и документы по государственному регулированию функционирования предприятий торговли и продажи продовольственных и непродовольственных товаров.

3. Основы экономики, менеджмента, маркетинга.

4. Номенклатура, ассортимент товаров, продаваемых в магазине, их свойства и назначение, порядок маркировки товаров штриховыми кодами.

5. Стандарты и технические требования к качеству товаров.

6. Порядок информирования покупателей о розничных ценах на товары и другие их реквизиты.

7. Правила складирования и хранения товаров.

8. Отечественной и зарубежную практику по организации и технологии торговли.

9. Виды торгово-технологического оборудования и оборудования, их устройство и правила эксплуатации.

10. Должностные обязанности работников магазина, их права.

11. Основы психологии и этики в торговле, организации нормирования и оплаты труда.

12. Трудовое законодательство.

13. Порядок организации и ведения учетно-отчетной и другой установленной для торговли документации.

14. Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.

15. Правила работы магазина и внутреннего трудового распорядка.

16. Категории и виды стандартов, другую нормативно-техническую документацию по сертификации качества товаров и услуг в торговле.

17. Правила конкурентных взаимоотношений.

18. Формы и методы организации и оплаты труда, основы психологии и этики в торговле.

19. Правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты, производственной санитарии и личной гигиены.

20. _____________________________________________________________

______________________________________________________________________.

VI. Квалификационные требования

— Высшее образование (техническое, бакалавр, младший специалист) по одному из направлений подготовки «Экономика и предпринимательство», «Менеджмент», «Торговля». Последипломное образование в области управления (за исключением направления подготовки «Менеджмент»). Стаж работы по специальности в сфере торговли: для магистра — не менее 1 года, для специалиста — не менее 1,5 года, бакалавра и младшего специалиста — не менее 2 лет.

— _______________________________________________________________

______________________________________________________________________.

VII. Взаимоотношения (связи) по должности

1. При отсутствии управляющего магазином его обязанности выполняет заместитель (при отсутствии последнего — лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Для выполнения обязанностей и реализации прав управляющий магазином взаимодействует:

2.1. С _________________________________ по вопросам:

________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

2.2. С _________________________________ по вопросам:

________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

2.3. С _________________________________ по вопросам:

________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

2.4. С _________________________________ по вопросам:

________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

2.5. С _________________________________ по вопросам:

________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Руководитель

структурного подразделения

______

(подпись)

_________________________

(фамилия, инициалы)

«___» ____________ ____

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

______

(подпись)

_________________________

(фамилия, инициалы)

«___» ____________ ____

С инструкцией ознакомлен:

_____

(подпись)

_________________________

(фамилия, инициалы)

«___» ____________ ____ 

Нравится? Лайкни!

Актуально на: 28 ноября 2017 г.

0

В должностной инструкции конкретизируется объем обязанностей и работ, которые должно выполнять лицо, занимающее определенную должность. Должностная инструкция в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации, или ОКУД, ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299) отнесена к документации по организационно-нормативному регулированию деятельности организации. К группе таких документов наряду с должностной инструкцией причислены, в частности, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении, штатное расписание.

Обязательны ли должностные инструкции?

ТК РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции. Ведь в трудовом договоре с работником всегда должна быть раскрыта его трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой ему работы) (ст. 57 ТК РФ). А потому и привлечь работодателя к ответственности за отсутствие должностных инструкций нельзя.

В то же время именно должностная инструкция обычно является документом, в котором трудовая функция работника конкретизируется. Инструкция содержит перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, прав работника и его ответственности (Письмо Роструда от 30.11.2009 № 3520-6-1). Более того, в должностной инструкции обычно не только раскрывается трудовая функция работника, но и приводятся квалификационные требования, которые предъявляются к занимаемой должности или выполняемой работе (Письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).

Наличие должностных инструкций упрощает процесс взаимодействия работника и работодателя по вопросам содержания трудовой функции, прав и обязанностей работника и предъявляемых к нему требований. То есть всех тех вопросов, которые часто возникают во взаимоотношениях как с действующими работниками, так и вновь принимаемыми, а также с претендентами на определенную должность.

Роструд считает, что должностная инструкция необходима в интересах как работодателя, так и работника. Ведь наличие должностной инструкции поможет (Письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0):

  • объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока;
  • обоснованно отказать в приеме на работу (ведь в инструкции могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника);
  • распределить трудовые функции между работниками;
  • временно перевести работника на другую работу;
  • оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Именно поэтому составление должностных инструкций в организации является целесообразным.

Такая инструкция может являться приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.

Как составляется должностная инструкция

Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.

При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.

Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Должностные обязанности управляющего

Приведем пример заполнения должностной инструкции управляющего. Управляющий относится к категории руководителей и эта должность является аналогом должности директора (генерального директора). На основании предложенной инструкции можно, к примеру, определить круг должностных обязанностей управляющего магазином.

Скачать бланк должностной инструкции управляющего можно

Скачивать формы могут только подписчики журнала

Вы подписчик?
Войдите на сайт и скачивайте нужные формы

Войти на сайт

Вы не подписчик?
Попробуйте все возможности подписки. Бесплатно на 2 дня

Пробный доступ

Скачать

.

Это тоже интересно:

  • Должностная инструкция эксперта по промышленной безопасности
  • Должностная инструкция экономиста в школе по профстандарту
  • Должностная инструкция упаковщика на складе
  • Должностная инструкция управляющего коттеджным поселком
  • Должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов скачать

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии