ПОЛОЖЕНИЕ
об Отделе организации дознания Главного управления Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области
(в ред. приказа ГУ МВД России по Кемервоской области
от 14.04.2021 N 159)
I. Общие положения
1. Отдел организации дознания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области <1> является структурным подразделением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области <2>, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов МВД России на районном уровне <3> и контроль за исполнением ими уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
———————————
<1> Далее — «Отдел».
<2> Далее — «Главное управление».
<3> Далее — «подразделения дознания».
2. Основными задачами Отдела являются:
2.1. Обеспечение в пределах своих полномочий исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
2.2. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания по вопросам предупреждения, выявления, раскрытия преступлений и производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации <1>.
———————————
<1> Далее — «органы внутренних дел».
2.3. Организация в пределах своих полномочий рассмотрения сообщений о преступлениях, предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел, их предупреждения, выявления и расследования, а также организация реализации иных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
2.4. Осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением законности и разумных сроков уголовного судопроизводства при проверке сообщений о преступлениях и производстве предварительного расследования в форме дознания.
2.5. Организация в пределах своих полномочий ведомственного и межведомственного взаимодействия в области предупреждения, выявления, раскрытия преступлений, предварительного расследования в форме дознания, <1> <2> реализации иных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. Структура и штатное расписание Отдела утверждаются в установленном порядке.
4. Положение об Отделе разработано в соответствии с Типовым положением и утверждается начальником ГУ МВД России по Кемеровской области.
5. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>, а также настоящим положением.
———————————
<1> Далее — «МВД России».
6. Деятельность Отдела осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности.
7. Деятельность Отдела организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и работника за исполнение своих служебных обязанностей и поручений руководства.
8. Отдел в установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности со структурными подразделениями МВД России, территориальных органов МВД России, с соответствующими территориальными подразделениями иных государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, органов государственной власти Кемеровской области — Кузбасса, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Основные функции и полномочия
9. Основными функциями Отдела являются:
9.1. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и результатов деятельности подразделений дознания в области предупреждения, выявления, раскрытия преступлений и предварительного расследования в форме дознания с внесением в установленном порядке руководству Главного управления предложений по ее совершенствованию.
9.2. Разработка и осуществление мер по обеспечению взаимодействия подразделений дознания с органами прокуратуры и судом, а также с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и экспертно-криминалистическую деятельность, органами предварительного следствия.
9.3. Обобщение, анализ обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принимаемых мер по их устранению, выработка предложений по повышению эффективности данного направления деятельности.
9.4. Оказание практической и методической помощи подразделениям дознания, проверка организации их работы, разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков и контроль за их выполнением.
9.5. Контроль в пределах своей компетенции за рассмотрением в подразделениях дознания сообщений о преступлениях, производством предварительного расследования в форме дознания.
9.6. Организация деятельности подразделений дознания по возмещению имущественного вреда, причиненного преступлениями.
9.7. Разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращению сроков дознания, соблюдению прав и законных интересов граждан, в том числе на основе анализа статистической и иной информации о результатах деятельности подразделений дознания.
9.8. Сбор, обобщение, изучение и анализ правоприменительной практики подразделений дознания, подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности подразделений дознания.
9.9. Рассмотрение и принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по представлениям и требованиям прокуроров, постановлениям и определениям судов, связанным с деятельностью подразделений дознания.
9.10. Контроль за сохранностью уголовных дел, вещественных доказательств, а также предметов, документов и ценностей, изъятых при проверке сообщений о преступлениях, производстве предварительного расследования в форме дознания и выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
9.11. Участие в установленном порядке в проведении инспектирований, контрольных и целевых проверок.
9.12. Рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, связанных с деятельностью Отдела (подразделений дознания).
9.13. Участие в установленном порядке в формировании информационных систем, в том числе банков данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической и иной информации.
9.14. Выявление, изучение и обобщение положительного опыта в области предупреждения, выявления, раскрытия преступлений и предварительного расследования в форме дознания, организации оперативно-служебной деятельности, использования технических средств и обеспечение его внедрения в деятельность подразделений дознания.
9.15. Участие в пределах своих полномочий в комплектовании подразделений дознания квалифицированными кадрами, в том числе отборе руководящего состава, совершенствовании профессиональной служебной и
физической подготовки сотрудников подразделений дознания.
9.16. Участие в пределах своих полномочий в осуществлении правовой пропаганды и информировании населения о деятельности Отдела, подразделений дознания в целях формирования позитивного общественного мнения.
9.17. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
9.18. В пределах своей компетенции подготовка и направление в установленном порядке запросов об оказании правовой помощи в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
9.19. Подготовка в установленном порядке руководству Главного управления предложений по материально-техническому обеспечению подразделений дознания.
9.20. Выполнение в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами других функций в области предупреждения, выявления, раскрытия преступлений и предварительного расследования в форме дознания.
10. Отдел для решения возложенных задач и осуществления функций имеет право:
10.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
10.2. Принимать участие в установленном порядке в планировании мероприятий Главного управления по вопросу предупреждения, выявления, раскрытия преступлений и предварительного расследования в форме дознания, в том числе в части взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Главного управления и территориальных органов МВД России на районном уровне.
10.3. Проводить совещания по вопросам деятельности Отдела, подразделений дознания, научно-практические конференции, семинары и конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников подразделений дознания на звание «Лучший по профессии», осуществлять подготовку информационных материалов.
10.4. Запрашивать у подразделений дознания с целью изучения материалы проверок по сообщениям о преступлениях, уголовные дела, находящиеся в производстве дознавателей, прекращенные, производство дознания по которым приостановлено, а также материалы и иную информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, связанным с деятельностью Отдела.
10.5. Запрашивать в установленном порядке и получать от подразделений Главного управления документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач, функций и полномочий Отдела.
10.6. Пользоваться в установленном порядке информационными системами, в том числе банками данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической и иной информации.
10.7. Взаимодействовать в установленном порядке по вопросам деятельности Отдела со структурными подразделениями МВД России, территориальных органов МВД России, с соответствующими территориальными подразделениями иных государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации.
10.8. Осуществлять иные полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
11. На Отдел не может быть возложено исполнение задач, функций, полномочий, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и положением об Отделе.
III. Организация и обеспечение деятельности
12. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Начальник Отдела имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
13. Начальник Отдела уполномочен:
13.1. Осуществлять непосредственное руководство деятельностью Отдела на основе единоначалия.
13.2. Определять служебные обязанности своих заместителей, осуществлять контроль за их исполнением.
13.3. Планировать в установленном порядке работу Отдела.
13.4. Организовывать взаимодействие подчиненных сотрудников и работников с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, органами предварительного следствия, органами прокуратуры и судами.
13.5. Внедрять в практическую деятельность Отдела и подразделений дознания положительный опыт расследования уголовных дел, использования технических средств и научных методов расследования.
13.6. Издавать в пределах своей компетенции распоряжения, обязательные для выполнения личным составом Отдела.
13.7. Вносить при необходимости начальнику Главного управления предложения по перераспределению штатной численности Отдела, подразделений дознания с учетом оперативной обстановки, нагрузки и других условий их функционирования.
13.8. Организовывать в пределах компетенции рассмотрение представлений и требований прокуроров, постановлений и определений судов.
13.9. Обеспечивать рассмотрение и согласование поступивших в Отдел проектов документов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, а также подготовку заключений по ним.
13.10. Проводить и участвовать в проведении по поручению начальника Главного управления в установленном порядке служебных проверок, по результатам которых им могут быть внесены предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности.
13.11. Вносить в установленном порядке начальнику Главного управления предложения:
13.11.1. О приеме, назначении, перемещении и увольнении подчиненных сотрудников, работников, присвоении им специальных званий, поощрении и наложении дисциплинарных взысканий.
13.11.2. Об установлении подчиненным сотрудникам и работникам соответствующих надбавок и выплат.
13.11.3. О предоставлении подчиненным сотрудникам и работникам отпусков.
13.12. Обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками и работниками требований к служебному поведению и принимать меры к урегулированию конфликта интересов.
13.13. Организовывать в установленном порядке в Отделе защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, включая мероприятия по технической защите информации.
13.14. Обеспечивать в установленном порядке выполнение в Отделе мероприятий в области боевой и мобилизационной готовности, гражданской обороны.
13.15. Осуществлять общее руководство морально-психологическим обеспечением служебной деятельности Отдела, участвовать в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения.
13.16. Осуществлять деятельность по профилактике коррупционных правонарушений среди подчиненных сотрудников и работников.
13.17. Обеспечивать в пределах своей компетенции организацию правовой и социальной защиты подчиненных сотрудников и работников.
13.18. Осуществлять в установленном порядке взаимодействие со структурными подразделениями МВД России, территориальных органов МВД России, с соответствующими территориальными подразделениями иных государственных органов, связанных с правоохранительной деятельностью, органами государственной власти Кемеровской области — Кузбасса, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации.
13.19. Проводить прием и организовывать рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих в связи с деятельностью Отдела (подразделений дознания).
13.20. Организовывать ведение в пределах компетенции наблюдательных дел по основным направлениям деятельности Отдела.
13.21. Организовывать обработку и обеспечивать соблюдение правил обработки персональных данных сотрудников и работников.
13.22. Предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
13.23. Давать в пределах своей компетенции указания и поручения, обязательные для выполнения всем личным составом Отдела.
13.24. Обеспечивать соблюдение подчиненным личным составом ограничений, обязанностей и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, принимать меры по профилактике нарушений служебной дисциплины и законности.
13.25. Реализовывать в соответствии со статьей 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные полномочия начальника подразделения дознания по отношению к дознавателям Отдела:
13.25.1. Поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.
13.25.2. Изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи.
13.25.3. Отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.
13.25.4. Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Пункт 13.25. в редакции приказа ГУ МВД россии по Кемеровской области от 14.04.2021 N 159
13.26. Представлять Отдел в органах государственной власти Кемеровской области — Кузбасса, органах местного самоуправления, судебных и иных государственных органах, связанных с правоохранительной деятельностью.
13.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
14. При начальнике Отдела могут проводиться совещания, порядок проведения и состав которых определяются начальником Отдела.
15. Начальник Отдела несет ответственность за:
15.1 Надлежащее выполнение возложенных на Отдел задач и функций, реализацию предоставленных прав.
15.2 Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, а также эффективность профилактической и воспитательной
работы с ними.
15.3 Сохранность сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также соблюдение установленного в органах внутренних дел режима секретности.
16. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности и защиты государственной или иной охраняемой законом тайны, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение Отдела осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
——————————————————————
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
3. Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ)
1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)
1.3) давать дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 501-ФЗ)
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 380-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.
Кто такой дознаватель
Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, работающий в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.
Отличие от следователя
Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.
Справочно: Кто такой следователь.
Особенности дознавателя
- К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.
- Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.
Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.
Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
- производство процессуальных действий по делу;
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
- приостановление дознания;
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.
Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:
- В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
- Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.
Возбуждение уголовного дела
Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.
Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.
Справочно: С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.
Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)
Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ. Вопросами обжалования занимается опытный адвокат по уголовным делам или в зависимости от уголовного дела: адвокат по наркотикам, адвокат по мошенничеству и адвокат по ст 158 ук рф.
Форма предварительного расследования
Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования
О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.
Дознаватель имеют право:
- проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
- принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
- осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
- применять меры принуждения, которые разрешены законом;
- действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
- осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.
Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)
В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.
Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:
- на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
- на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
- на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
- на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.
Возмещение причиненного вреда
При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Источники возмещения причиненного вреда
Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Что такое незаконные действия
К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. №444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 41 УПК РФ
1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
3. Дознаватель уполномочен:
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
1.3) давать дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 и частью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Судебная практика по статье 41 УПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 45-О11-102СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
органа дознания исполняющим обязанности дознавателя отделения дознания ОМ № УВД г. , в который потерпевший Ю обратился с письменным заявлением о привлечении Бойченко к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 297 УК РФ то есть уполномоченным лицом (ч. 1 ст. 41 УПК РФ) и в установленном законом порядке, при наличии соответствующих повода и оснований. Доводы Бойченко о том, что ввиду нерассмотрения районным судом его жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ нарушено право на судебную защиту несостоятельны…
-
Решение Верховного суда: Определение N 53-О11-67, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
…

Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
преподавательский стаж — 20 лет
Стать автором
Обязанности дознавателя ОВД
Определение 1
Обязанности дознавателя ОВД – это служебные обязанности, которые должен осуществлять в соответствии с установленным законодательством дознаватель органов внутренних дел.
Основой любой судебной работы является предварительное расследование, а одним из способов предварительного расследования выступает дознание. Правовой основой дознания является Инструкция органов дознания.
В ходе дознания предусмотрены определенные действия: неотложные следственные, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, в соответствии с которым является обязательным производство предварительного следствия для выявления и фиксации следов и улик преступления, доказательств, которые требуют немедленного закрепления, изъятия, изучения; процессуальные действия; розыскные меры, или меры, которые принимает дознаватель, следователь, орган дознания для установления лица, которого подозревают в свершении преступления.
Процесс дознания заключается в следующем:
- принятие заявления с сообщением о преступлении и проверка действительности факта преступления;
- следственные действия по выявлению следов преступления, установление личности, преступившей закон до возбуждения уголовного дела;
- принятие решений по результатам расследования о возбуждении / не возбуждении уголовного дела;
- передача дела в суд, прокуратуру после выяснения всех обстоятельств по делу.
Дознание производится в ограниченный срок – до 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Предварительное расследование проводится дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное вышестоящими должностными лицами или органами осуществлять дознания в виде предварительного расследования.
Основные обязанности дознавателя ОВД:
- При проведении дознания и проверки заявлений о преступлениях дознаватель обязан выявить причины совершения преступления, условия при которых данный факт преступления произошел, условия, подтолкнувшие к совершению преступления. В установленном законом порядке давать поручения о принятии мер для их устранения в соответствующие органы и учреждения, организации, предприятия.
- В случае невыполнения должностными лицами, организациями раннее данных дознавателем поручений по устранению условий и причин, которые способствовали совершению преступления, или какого-либо нарушения закона, дознаватель обязан направить информацию в органы прокуратуры, судебные органы для принятия соответствующих законодательству РФ мер.
- Дознаватель обязан в течении трех дней передать информацию в соответствующие органы, подразделения ОВД о лицах, в отношении которых мера пресечения – постановка на профилактический учет, в отношении таких лиц уголовное преследование прекращено.
- Дознаватель обязан проводить профилактические действия в виде бесед и других подобных действий, направляющих лица, потерпевшие от преступных посягательств, на изменения виктимного поведения.
- При наличии явных признаков преступления дознаватель обязан возбудить уголовное дело.
- Дознаватель обязан соблюдать установленные сроки и нести ответственность за их несоблюдение при проведении процессуальных действий, соблюдать законность принимаемых процессуальных решений.
- В обязанности дознавателя входит составление обвинительного акта.
«Обязанности дознавателя» 👇
Деятельность дознавателя и должностных лиц в качестве органов дознания заключается в: принятии и проверке информации о готовящихся или совершенных преступлениях; осуществление разного рода следственных действий по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, по закреплению следов самого преступления, до момента возбуждения уголовного дела; вынесение решения по рассмотренным сообщениям о преступлении; направление прокурору и руководителю следственного комитета постановления о возбуждении уголовного дела, приложение всех необходимых материалов по проверенным данным о совершенном преступлении, при производстве каких-либо следственных действий по установлению лица, совершившего преступление или закреплению следов преступления – соответствующих постановлений и протоколов.
Замечание 1
Дознаватель ведет только предварительное расследование по поданным заявлениям, все стальные оперативно-розыскные работы проводит следователь.
Полномочия дознавателя
К основным полномочиям дознавателя относятся:
- В полномочия дознавателя входят неотложные действия, которые входят в круг обязанностей следователя. В том случае, если промедления могут привести к потере информации по делу, следов, улик, которые свидетельствуют о совершении преступления.
- Дознаватель имеет право вести расследование в границах своих полномочий. Дознаватель имеет право принимать ответственные решения, не выходящих из круга его полномочий, за исключением случаев, когда принятое решение необходимо согласовать по закону.
- В процессе дознания, дознаватель имеет право вызвать свидетелей, граждан, подозреваемых для допроса, пригласить специалистов компетентных в рассматриваемых вопросах. Он проводит осмотр, производит задержание, изымает документацию, предметы если, по его мнению, они являются уликами. Дознаватель имеет право назначить экспертизу.
- В полномочия дознавателя входят гарантии возмещения материального ущерба, если он был нанесен при преступлении.
В определенных случаях у дознавателя есть возможность отказаться от ведения конкретного дела. Лица, участвующие в преступлении, также могут подать заявление об отводе дознавателя.
Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений в процессе предварительного расследования, законное и своевременное производство по уголовным делам процессуальных действий, сохранность всех полученных по делу материалов. Обстоятельства, которые имеют значение для объективного и верного решения уголовного дела, должны устанавливаться при помощи доказательств. Доказательства в уголовном праве – это фактические данные, основываясь на которые орган дознания (в последующем следователь и суд) в определенном порядке устанавливают наличие / отсутствие виновности лица, совершения им общественно опасного деяния и другие обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела.
Сравнительная характеристика обязанностей дознавателя и следователя
Замечание 2
Должностные обязанности дознавателя и следователя нельзя отождествлять.
Следователь – это сотрудник правоохранительных органов, который производит расследование преступления и это является его единственной обязанностью. Он имеет право давать указания дознавателю. Следователь ведет расследование о наиболее серьезных и сложных преступлениях. Дознаватель – сотрудник правоохранительных органов, производящий предварительное расследование в форме дознания (и это только одна из немногих его обязанностей). Дознаватель расследует преимущественно преступления средней тяжести.
При проведении расследования следователи используют только следственные процессуальные действия. Дознаватели применяют сочетания следственных действий с оперативно — розыскными.
Между процессом дознания и предварительного следствия существуют определенные различия:
- Дознание и предварительное следствие относятся к разным ведомственным структурам. Органов предварительного следствия намного меньше (прокуратура военная, гражданская, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, органы налоговой полиции). Органов дознания гораздо больше, так как их производство отражает разнообразие социальных сфер, которые требуют законного вмешательства силовых структур государства.
- Дознание и предварительное следствие различаются по сложности дел и тяжести преступлений, которые расследуют. Органы дознания могут расследовать дела о преступлениях средней тяжести, совершенных в сфере управления и охраны общественного порядка. В полномочия следственных органов входят дела о более тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих значительную опасность обществу, соответственно такие дела более трудоемки и существует определенная сложность в их расследовании.
- Дознание и предварительное следствие отличаются по процессуальному режиму. По делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, следственные неотложные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено. По делам, по которым дознание исчерпало отведенное время, но расследование по делу продолжается, продолжительность предварительного следствия составляет 30 суток, по истечению которых можно его продлить.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме