Дозаправка автокондиционера своими руками пошаговая инструкция

Методика подходит для любого авто. Ниже всё описание для любителей, а не для профессионалов, много терминологии опущена.

Речь в посте пойдет именно о САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ дозаправке авто. Все кто хочет заправляться на «правильных станциях», пожалуйста, заправляйтесь, я никого не отговариваю.)

Пациент: восьмилетняя заз форза (chery a13, chery bonus), со слов предыдущего хозяина кондиционер он никогда не заправлял и последние 3 года он не включается.

1. Диагностика.

Две основные проблемы автокондиционеров, с которыми встречаются автовладельцы:
1.1. Кондиционер не включается.
Если кондиционер (а именно компрессор) не включается, то это не значит, что сдох компрессор.
Основные причины, почему компрессор не включается:
Мало фреона и, как следствие, защита его не дает включить. Мало – это на разных авто по-разному, но где-то давление меньше 1-1,5 бара. Далее нужно узнать его мало или вообще нет. Находим заправочный золотник толстой трубки низкого давления и нажимаем на него, если оттуда идет фреон, то не всё потеряно, значит в системе фреон хотя бы присутствует. Если ничего не шипит, то дело труба, ушел фреон и нужно искать утечку, с этим лучше ехать к кондиционерщикам. Если что-то шипит, то нужно просто попробовать его дозаправить, при достижении определенного давления в процессе заправки он включится и муфта начнет крутиться+закрутиться вентилятор на радиаторе кондиционера.
— Проблемы с электрической частью (провода, реле и т.д.). Для решения проблемы нужно ехать к электрику, прозвонить провода и проверить реле.
— И да, налыгнулся компрессор. Нужна замена компрессора.

1.2. Кондиционер плохо холодит, или вот раньше было лучше, а сейчас вроде как стало хуже.
Для решения данной проблемы просто нужно его дозаправить, правда, если через неделю он опять стал плохо холодить, то нужно искать утечку, а не тратить деньги на постоянные дозаправки.

Вернемся к форзе. В моем случае кондиционер не включался, поэтому было принято решение его дозаправить, и таки да, в процессе заправки при повышении давления выше 1 бара муфта начала крутиться и он заработал.

2. Дозаправка/заправка кондиционера.

2.1 Оборудование.
Для бюджетной любительской дозаправки кондиционера понадобится:
— фреон R134а
— кухонные электронные весы
— манометричка
— переходник низкого давления для авто
— кран под баллон фреона.
— градусник выносной.
Либо, есть готовые системы дозаправки от ХАДО, там уже всё вместе и манометричка и баллон и всё остальное.

2.2. Методики дозаправки/заправки автокондиционера.
— По весам. Самая точная методика, узнаем сколько по паспорту влазит фреона (обычно около 500 грамм), откачиваем весь имеющийся фреон и закачиваем эти 500 грамм по весам и всё. Но это не для любителей, тут нужно вакуумный насос, который дорого стоит. Поэтому пропускаем данный метод.
— По давлению. Существует миф, что нужно задавить в систему фреона до давления 2,8 бар и всё, мы полностью заправили кондер (даже ролик на ютубе есть такой). Абсолютно неправильно убеждение, так как при разных температурах окружающей среды при том же количестве фреона разное давление в системе. Ниже Вы сами это увидите.
— По температуре. Что-то типа засунуть градусник в ветродуйку дождаться пока оттуда будет дуть 4-10С градусов температура и остановить заправку. Ну это пальцем в небо, хотя оно и будет работать, но это будет не точная заправка.
— По перегреву. Перегрев — это разность между t пара на выходе из испарителя и t кипения жидкости. Норма а пределах 5-8 градусов. Самый точный метод, мы им и будем далее заправлять.

2.3 Процесс заправки.
— Собрать монометричку, т.е. подсоединить к ней шланги (синий — это на баллон R134а пойдет, желтый — на заправку). К синему шлангу подсоединить кран для баллона, к желтому заправочную муфту низкого давления (синия). Цвета шлангов не имеют значение. Можно наоборот. Получаем такое:

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Взвесить баллон до заправки, ну это чисто для того, чтобы потом для себя понять сколько вы задули фреона в систему.

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

Надеть баллон на монометричку, стравить воздух (преоткрутить шланг на пару секунд от штуцер крепящегося к трубке низкого давления авто)

— Надеть шланг на толстую трубку низкого давления. ее легко найти в авто, она толстая.

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Завести машину, включить кондиционер, рециркуляция внутри салона, вентилятор выставить в 4 положение.
— проверить давление, оно должно быть выше 1-1.5 бар, иначе кондиционер не включиться.
— приклеить градусник на выходе из испарителя, это та же толстая трубка куда Вы подключали шланг. Желательно приклеять на какую-нибудь самоклеящуюся шумку, чтобы были точные показания. Стартуем с 19 градусов на выходе с испарителя и 20 градусов на улице.

Фото в бортжурнале ЗАЗ ForzaФото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Поставить баллон на весы и обнулить показания. Начать заправку кондиционера путем откручивания и закручивания вентиля. Баллон ставить вертикально (заправка газообразной фракцией).
Пошел процесс заправки, на весах уже зашло 129 грамм.

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Стартовала заправка с давления в системе 0,8 бара (это давление именно при включенном кондере, без включения оно гораздо выше — под 4 бара), при достижении 1 бара давления включился компрессор.

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

Процесс заправки.

Фото в бортжурнале ЗАЗ ForzaФото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Смотреть на показания градусника и показания монометра для фреона R134a. Ждем когда разница будет 5-8 градусов. Периодически то закрываем, то открываем баллон заправки.

— Когда разница показаний зайдет в диапазон 5-8 градусов остановить заправку. У меня зашла при t кипения по манометру для R134a около 0,6-1 градусов на испарители было 6 градусов, всё заправку можно остановить мы в диапазоне 5-8 градусов, можео температуру кипения ещё немного поднять до 1-2С, чтобы исключить возможность обмерзания трубки. В итоге мы получили давление 1,9 бар, а никак не 2,8, как советуют на ютубе.)) ЭТо при температуре воздуха на улице 20С. Фреона зашло около 300-350 грамм.

Фото в бортжурнале ЗАЗ ForzaФото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— Далее забираем градусник и смотрим, что же по итогу заправки у нас дует с ветродуек. Итог дует воздух температурой 4,8 градусов, более чем хороший результат. Если закрыть двери, включить рицеркуляцию в салоне, то падает до 3 градусов.

Фото в бортжурнале ЗАЗ Forza

— На выключенном кондиционере снять заправочный шланг и закрыть баллон.

Всё, заправка закончена. Радуемся холоду.)

Нюансы:
— заправлять желательно при температуре на улице не ниже 20 градусов. Иначе это будет уже не диапазон 5-8 градусов, а гораздо ниже.
— если перестал идти фреон, т.е. показания на весах не уменьшаются, переверните баллон, тогда пойдет фреон в жидкой фазе, но на пару секунд, чтобы не получить гидроудар.
— не спешите, лучше недозаправить кондиционер, чем перезаправить.
— для дозаправки масло не нужно доливать в систему, это только при полной заправке, например, после замены радиатора.
— очень большое влияние на нормальную работу кондиционера оказывает фильтр салона, проверяем его и меняем в случае, если он забит. Аналогичная ситуация и с радиатором, если он наглухо забит грязью, то моем его, только не мойкой высокого давления!
— прежде чем влазить в кондиционер, проверяем температуру воздуха, которая идёт из дефлектора, если оттуда дует воздух 4-6 градусов, то лучше кондер не трогать, все там нормально.
— если снимался хоть один элемент системы, допустим, радиатор, т.е. система полностью разгерметизирована, то без вакуумного насоса тут уже не обойтись, а учитывая его большую стоимость, то покупать его для разовых заправок не целесообразно, поэтому проще в таком случае обратиться на хороший сервис.
— более детально дозаправка по перегреву описана тут:
www.drive2.ru/l/559817720745428317/

Список оборудования, необходимого для самостоятельной заправки/дозаправки автокондиционера
Часть 2. www.drive2.ru/l/559094242094351546/

Часть 3.
www.drive2.ru/l/559399356571058440/


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы делаете капитальный ремонт кондиционера, например, меняете испаритель, компрессор или конденсатор, вам понадобится заправить систему новым фреоном. Следуйте этой инструкции, чтобы научиться самостоятельно заправлять кондиционер хладагентами, такими как фреон r134a.

  1. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 1

    1

    Убедитесь, что весь старый фреон был откачан из системы. Лучшим вариантом будет поручить эту работу специалисту, так как в этом случае вы будете уверены, что не выпустите фреон, и что он будет правильно переработан. Профессионалы знают все тонкости работы с опасными для озонового слоя фреонами и знают: куда деть старый фреон.

    • Попросите механика слить старое масло. Убедитесь, что механик будет промывать систему растворителем, совместимым с r134a.

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 1Bullet1

    • Новое масло, залитое в систему, должно соответствовать старому. Если у вас было залито ПЭГ масло, значит, нужно залить такое же. [1]

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 1Bullet2

  2. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 2

    2

    Установите в систему ресивер со встроенным осушителем. Абсорбент будет поглощать всю влагу, которая накапливается в системе.

    • Если в системе уже есть ресивер с осушителем, он должен находиться сразу после испарителя.

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 2Bullet1

    • Ресиверы-осушители часто применяются в системах, где поток фреона регулируется клапаном. Он соединяется с жидкостной линией высокого давления между конденсатором и клапаном.

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 2Bullet2

    • Убедитесь, что абсорбент в осушителе совместим с фреоном r134a.[2]
  3. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 3

    3

    Замените уплотнительные кольца на всех соединениях. Замените сразу все кольца, даже если старые выглядят еще рабочими, тогда не придется разбирать систему потом, если оказалось, что кольца все же текут.

    • Когда снимаете уплотнительное кольца, наклейте на него кусочек малярной ленты и подпишите. Напишите на ленте, откуда именно вы сняли это кольцо.

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 3Bullet1

    • Если на новом уплотнительном кольце возникла течь, снимите его. Убедитесь, что вы заменили старое кольцо новым, и оно оказалось правильного размера. Большинство течей возникает из-за неправильной установки уплотнительных колец.[3]

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 3Bullet2

  4. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 4

    4

    Тщательно проверьте все шланги. Шланги, рассчитанные на работу с фреоном R12, будут служить, пока на них не возникнут трещины, или их не повредят механически. Если шланги повреждены – замените их.

  5. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 5

    5

    Установите отсекающий датчик высокого давления или замените старый. Когда в системе будет достигнуто слишком большое давление, отсекающий датчик отключит компрессор, чтобы предотвратить поломку системы и утечку хладагента.[4]

  6. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 6

    6

    Проверьте расширительный клапан. Вы найдете его на линии высокого давления или возле испарителя. В некоторых случаях он установлен на выходе конденсатора. Не пытайтесь его почистить – он подлежит только замене.

  7. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 7

    7

    Залейте ПЭГ масло, если это не сделал механик. Убедитесь, что заливаете масло подходящей вязкости, сверьтесь с инструкцией по эксплуатации автомобиля.[5]

    Реклама

  1. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 8

    1

    Присоедините заправочный вентиль и сервисный шланг к баллону с фреоном.

  2. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 9

    2

    Накрутите сервисный шланг на баллон. Так, вы продавите пломбу на баллоне.

  3. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 10

    3

    Немного приоткройте вентиль, чтобы запустить газ в шланг. Таким образом, фреон вытеснит воздух, и он не попадет в кондиционер при заправке.

  4. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 11

    4

    Закройте вентиль, чтобы не выпустить весь фреон. Присоедините другой конец шланга к линии низкого давления.

  5. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 12

    5

    Держите баллон с фреоном вертикально, чтобы в систему не попал жидкий фреон. На этом этапе вам нужно заправить только газ.

  6. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 13

    6

    Присоедините к сервисному шлангу манометр. Манометр поможет вам определить точность заправки.

  7. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 14

    7

    Запустите двигатель. Включите кондиционер на максимальную мощность.

  8. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 15

    8

    Откройте вентиль на баллоне и дайте фреону потечь в кондиционер. Заправка может занять до 10 минут. Воздух из вентиляционной решетки должен становиться все холоднее.

  9. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 16

    9

    Посмотрите на манометр. Когда давление достигнет 15- 17 атмосфер, закройте вентиль на баллоне. Всегда закрывайте вентиль на баллоне прежде чем его отсоединить, – это будет препятствовать утечке фреона.

    • В автомобильный кондиционер помещается около 350 мл фреона.
    • Если фреон в баллоне закончился прежде, чем система была полностью заправлена, подсоедините новый баллон и закачивайте фреон, пока нужное давление не будет достигнуто.[6]

      Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 16Bullet2

    Реклама

  1. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 17

    1

    Храните баллон с фреоном с присоединенный шлангом. Фреон не портится, так что остатки можно сохранить на следующий раз. Храните баллон в темном прохладном месте, чтобы он не перегрелся и не взорвался. Вы также можете продать остатки фреона.

  2. Изображение с названием Retrofit Air Conditioning in Cars to New Refrigerant Step 18

    2

    Наденьте фитинги на сервисные разъемы. Таким образом, вы предотвратите утечку фреона.

    Реклама

Советы

  • Если кондиционер перестал давать холодный воздух через пару недель, возможно, у вас течь в системе. Используйте порошок для поиска течей, чтобы найти место утечки. Затем воспользуйтесь герметиком, если весь фреон не вытек за 2 недели, или отправляйтесь к механику, если он вытек.
  • Если вы не уверены в том, что можете собрать шланг для заправки кондиционера самостоятельно, поищите готовые комплекты.[7]

Реклама

Предупреждения

  • Держите руки и инструмент подальше от движущихся и горячих деталей двигателя.
  • При работе с системой кондиционирования воздуха надевайте средства личной защиты: очки и перчатки. Если фреон вступит в контакт с вашей кожей, он может вызвать обморожение.
  • Самостоятельная замена масла в кондиционере может аннулировать гарантию. Убедитесь, что ознакомились со всеми последствиями, прежде чем выполнять работу самостоятельно

Реклама

Что вам понадобится

  • Ресивер-осушитель с уплотнительными кольцами
  • Отсечной датчик высокого давления
  • ПЭГ масло
  • Фреон R-134a
  • Вентиль
  • Шланг
  • Манометр
  • Фиттинги для фреона R-134a

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9017 раз.

Была ли эта статья полезной?

Имеющие опыт эксплуатации автомобиля с кондиционером в жаркую погоду, особенно в большом городе, уже никогда не захотят ездить в спартанских условиях, когда спасают только открытые окна. При определенных условиях, в которые несложно попасть летом при плотном трафике, речь уже пойдет не о комфорте, а о выживании. Между тем, хоть автомобильный кондиционер и совпадает по принципу действия с бытовым холодильником, он отнюдь не настолько надежен и не позволяет забывать о себе на десятилетия. Как минимум, потребуется регулярное обслуживание.

Содержание статьи:

  • 1 Как часто заправляют кондиционер автомобиля
  • 2 Оборудование для заправки кондиционера
    • 2.1 Автоматическая станция
    • 2.2 Комплект для заправки кондиционеров
    • 2.3 Набор для самостоятельной заправки кондиционера
  • 3 Как заправить автокондиционер: пошаговый алгоритм
    • 3.1 Подготовительный этап
    • 3.2 Вакуумирование
    • 3.3 Заправка хладагента
    • 3.4 Меры предосторожности
  • 4 Уход за кондиционером

Как часто заправляют кондиционер автомобиля

Речь не идет о текущем или капитальном ремонте узлов и агрегатов. Конструкция здесь такова, что от утечек избавиться невозможно, а течь есть чему.

Для охлаждения салонного воздуха используется тепловой агент, который последовательно изменяет давление в системе и переходит из газообразной фазы в жидкую и обратно.

При каждой смене состояния он принимает или отдает тепловую энергию, что при расширении газа со сбросом давления дает мощный охлаждающий эффект. Остается лишь реализовать его при помощи салонного теплообменника – радиатора кондиционера, он же испаритель.

Прочитай: Зачем зимой включать кондиционер в машине

Сам тепловой агент представляет собой специальный газ – фреон. Это углеводородный состав, они бывают разными, сильно отличаются от их аналогов в холодильных установках, при этом обладают сильной текучестью.

А вот обеспечить полную герметичность в автомобильном оборудовании сложно, поэтому нормальной считается потеря примерно седьмой-восьмой части от полной заправки за год, и это в случае нового и исправного автомобиля.

Хуже всего, что при этом теряется и масло, которое циркулирует по системе, обеспечивая сохранность всех деталей.

Отсюда вытекает примерная периодичность обновления заправки – этот срок составляет от года до трех. Иначе аппаратура потеряет эффективность и станет работать в режиме ускоренного износа.

Оборудование для заправки кондиционера

Мало знать теорию вопроса, для обслуживания климатической системы потребуется набор оборудования, от самого примитивного до профессионального.

Автоматическая станция

Автоматическая заправочная станция необходима, если подразумевается профессиональное обслуживание автокондиционеров.

Она работает по встроенной программе, роль мастера заключается лишь в подключении к штуцерам и вводе данных по конкретному автомобилю. Далее начинает работать автоматика, в которую входят:

  • насосы, датчики, магистрали и манометры;
  • устройства определения перекачиваемых масс;
  • баки для масла и фреона;
  • управляющий компьютер и панель оператора.

Выполняются все необходимые функции и операции:

  • откачка и очистка фреона;
  • вакуумирование системы;
  • контроль на герметичность;
  • взвешивание необходимых объёмов масла и хладоагента по карточке автомобиля;
  • промывка и заправка фреона, масла и тестового красителя;
  • сервисные функции – обновление программного обеспечения, учет работы и распечатка результатов.

В большинстве случаев для работы на полном автомате даже не требуется высокая квалификация исполнителя, мастер участка необходим лишь при возникновении потребности в ремонте и прочих нештатных ситуаций, во всех прочих качество обеспечивается автоматически.

Комплект для заправки кондиционеров

Минимальный комплект заправки образует ручную станцию. Здесь присутствует лишь необходимый минимум – компрессор, манометры, баллоны и простейший ручной пульт управления.

Выполняется отбор фреона и масла, вакуумирование и последующая заправка до определенного давления.

Набор для самостоятельной заправки кондиционера

В некоторых случаях возможна заправка своими силами. Используется баллон с готовым фреоном, манометр и шланг с краном и штуцером.

Главная задача экономии (которую нельзя одобрить, работать нужно на хорошем оборудовании и при соблюдении всех правил, но в жизни всякое бывает) – избавиться от дорогостоящего вакуумного насоса и метрологического оборудования.

Есть альтернативные методы очистки и контроля нужного количества заливаемых компонентов.

Как заправить автокондиционер: пошаговый алгоритм

Надо иметь в виду один момент – полностью заправить и обслужить систему без полного комплекта оборудования, включающего вакуумный насос, невозможно.

Можно просто добавить фреон, разными способами контролируя его количество, но для этого система должна иметь уже необходимое давление и быть исправной и герметичной, только тогда некоторые этапы можно и пропустить.

Подготовительный этап

Штуцеры очищаются от грязи и подключаются к разъемам заправочной станции. Автомобиль запускается и прогревается с включенным кондиционером, если это возможно, чтобы установить нужные показатели давления в разных точках. Производится откачка старого теплоагента.

Вакуумирование

При помощи вакуумного насоса система полностью «проветривается» и освобождается насколько это возможно от атмосферного воздуха и воды.

Длительность операции – не менее 15 минут. Затем делается небольшая пауза и процесс повторяется. Перед заправкой лучше выдержать перерыв около часа.

Заправка хладагента

В систему заливается новый фреон и масло в нужных количествах. Используются максимально качественные материалы. Ни в коем случае не случайные или используемые в стационарных холодильниках.

Некачественный фреон и непригодное масло разрушат всю систему, к тому же существует опасность воспламенений и взрывов.

Меры предосторожности

Необходимо позаботиться о своей собственной безопасности и безвредности операции для оборудования автомобиля. В первую очередь надо использовать только разрешенные материалы. Обычно это фреон R-134а и специальное масло типа PAG.

Никакие другие в среде фреона работать не смогут. Существует и более экологичный фреон R1234yf, предписанный на многие автомобили, но он еще опаснее и требует усиленного контроля за количеством.

Это надо знать: Как выбрать масло в компрессор кондиционера и не навредить системе

Заправка требует точных замеров массы компонентов. С одной стороны, перелив опаснее недолива, но малое количество ведет к быстрым отказам. Можно поставить баллон на весы и таким образом отследить массу, но лучше все же воспользоваться услугами СТО с автоматической станцией.

Уход за кондиционером

Обслуживание при эксплуатации сводится к регулярным включениям кондиционера не реже раза в месяц даже зимой, для этого автомобиль должен быть полностью прогрет, чтобы включилась муфта компрессора, а также к внешней очистке радиаторов конденсора и испарителя.

При первых признаках недостаточной эффективности работы машина должна отправляться к автоматической станции для замены фреона и масла с вакуумированием системы.

Заправка кондиционера в автомобиле: рекомендации профессионалов

Каждый автовладелец понимает, насколько важно создавать и поддерживать комфортный микроклимат в транспортном средстве. Эти функции выполняет кондиционер. Преимущества его использования очевидны, в то же время нельзя забывать, что, как и любое другое оборудование, он требует правильного, своевременного ухода

Чистка, заправка кондиционера автомобиля и другие процедуры должны проводиться своевременно, ведь они предотвращают поломки. Поговорим об устройстве и функционировании этой системы, рассмотрим принцип его работы. Это поможет вам обеспечить более длительную работу устройства без замен и ремонтов.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Устройство автомобильного кондиционера
  • Диагностика кондиционера перед заправкой
  • Заправка кондиционера автомобиля своими руками
  • Как следить за исправностью автомобильного кондиционера
  • Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера

Устройство автомобильного кондиционера

Каждый автомобилист должен знать, как работает кондиционер в его машине. Происходит это следующим образом: специальное вещество забирает и отдает тепло в результате смены агрегатного состояния. Все автокондиционеры похожи по принципу действия, их производят из одинаковых элементов.

Чтобы понять, как выполнить заправку кондиционера в автомобиле, нужно знать, из каких деталей состоит этот прибор:

  • компрессор;
  • конденсатор;
  • испаритель;
  • осушитель;
  • дроссель или ТРВ;
  • электрооборудование;
  • магистрали.

Все эти детали связаны друг с другом, работают циклично, автокондиционер полностью герметичный. Далее подробно разберем, как работает каждый из элементов, чтобы лучше понять принцип действия этого оборудования.

Устройство автомобильного кондиционера

  • Компрессор

Задача компрессора – нагнетать хладагент, поэтому этот прибор создает давление, в результате чего фреон перемещается по каналам.

В зависимости от модели автокондиционера могут использоваться разные компрессоры. Чаще всего применяются приборы роторно-лопастного и поршневого типа. Также на машинах можно встретить комбинированные компрессоры, они работают по принципу Ванкеля и являются роторно-поршневыми.

Контур вокруг автокондиционера состоит из двух частей:

  • с высоким давлением, к нему относятся все элементы до испарителя;
  • с низким давлением – включается в себя магистраль соединения автокомпрессора с испарителем.

Также отличаются и виды привода автокомпрессора:

  • Во многих машинах работа механических компрессоров основана на действии коленвала через ременную передачу. Конструктивные особенности следующие: узел отключения представляет собой электромагнитную муфту, чтобы вы могли использовать оборудование ежедневно.
  • Во многих машинах с ДВС, а также в электрокарах установлены кондиционеры, в которых компрессор оснащен электрическим мотором.
  • Комбинированный вариант привода означает, что компрессор может работать не только от коленчатого вала, но и от электрического двигателя, АКБ, когда автомобиль движется.
  • Конденсатор

В конденсаторе происходит смена агрегатного состояния фреона: газ превращается в жидкость, в результате этого процесса выделяется тепловая энергия. Визуально конденсатор напоминает обычный алюминиевый радиатор, который соединяется с вентиляторами.

Для обеспечения конденсации фреона нужно отводить тепловую энергию. Для этого конденсатор располагают под радиатором системы охлаждения мотора. Поток воздуха уносит тепло от конденсатора: естественным образом, когда автомобиль движется, или принудительно за счет работы вентиляторов.

  • Испаритель

Конструктивно испаритель напоминает радиатор. Его устанавливают в салоне машины под торпедо. Происходит испарение хладагента, он поглощает тепло из салона.

Для повышения эффективности работы автокондиционера испаритель оснащают электрокулером. После включения вентилятора образуется принудительный воздушный поток нужной силы.

Влага, содержащаяся в воздухе внутри машины, скапливается на испарителе, а затем через дренажные отверстия в днище авто выходит наружу.

  • Осушитель

В результате непрерывных колебаний температуры влага, попадая в систему, переходит в состояние льда. Ледяные кристаллики повреждают основные узлы кондиционера: компрессор и шкив.

Чтобы не допустить этого, был добавлен такой конструктивный элемент, как осушитель. Он представляет собой емкость, в которой содержится специальный состав, он улавливает и собирает излишки влаги.

  • Дроссель или ТРВ

Терморегулирующий вентиль (ТРВ) нужен для контроля давления в кондиционере. Также эта деталь необходима для запуска этапа испарения хладагента.

Дроссель есть не на всех автомобилях. Когда на машине установлен климат-контроль, скорее всего, автопроизводитель укомплектовал транспортное средство дросселем вместе аккумулятором. Первый выполняет функцию регулирующего давления клапана, второй нужен для сборки лишнего хладагента.

  • Электрооборудование

Зачастую заправка и ремонт кондиционера в автомобиле требуется, если вышло из строя электрооборудование. Оно необходимо для того, чтобы:

  • управлять и регулировать;
  • поддерживать нужный температурный режим;
  • принудительно подавать воздух.

Электрооборудование укомплектовано специальными датчиками: для фреона, а также на испарителе. Кроме того, термодатчики нужны для обеспечения автоматического включения и выключения радиатора. В зависимости от модели авто, схема подключения и количество устройств могут отличаться.

На торпедо обычно находится панель управления, чтобы вы могли выбрать режим работы автокондиционера. Для этого потребуется нажать на соответствующую кнопку.

  • Магистрали

Стандартно магистрали подразделяются на две категории: с высоким и низким давлением.

В процессе нагнетания компрессором хладагента давление фреона значительно увеличивается – до 250–270 кПа. Из-за его сжатия температура сильно повышается – до 150 °С.

Магистрали высокого давления следует тщательно проверить, прежде чем устанавливать. Важно, чтобы они исправно функционировали, чтобы выдержать высокую температуру и большие нагрузки.

Прокладывать магистрали низкого давления можно с помощью стандартных трубок. По ним фреон перемещается без нагрузки, давление при этом такое же, как атмосферное, а температура небольшая.

Диагностика кондиционера перед заправкой

Осмотр оборудования и заправка кондиционера в автомобиле нужно начинать с диагностических мероприятий. Поскольку система кондиционирования устроена сложно, заправляя оборудование, нужно обратить внимание на возможные поломки, проверить, не течет ли фреон.

Для начала открываем капот и находим 2 сервисных порта высокого и низкого давления, а также компрессор. Чаще всего он расположен в области приводного ремня допоборудования, от него происходит вращение шкива компрессора.

Диагностика кондиционера перед заправкой

Перед заправкой кондиционера в автомобиле фреоном выполняем предварительную диагностику. Алгоритм действий следующий:

  • Осторожно откручиваем колпачки из пластика с сервисных портов, затем к ним подключаем станции для заправки кондиционера.
  • По очереди открываем порты низкого и высокого давления. Изучаем показания манометров, чтобы определить давление фреона в системе. Если давление оптимальное, значит, в системе достаточный объем хладагента, и протечки нет.
  • Затем заводим машину, включаем кондиционер и смотрим, как функционирует система. Важно обратить внимание на компрессор, включается ли приводная муфта, а также на то, как изменяется давление – для этого изучаем показания манометров.
  • Как только включится муфта компрессора, в контуре низкого давления кондиционера понизится давление фреона, в контуре высокого давления, напротив, увеличится. Если давление меньше 10–12 бар, значит в систему нужно добавить хладагент.
  • Нащупываем рукой толстую трубку контура низкого давления, проверяем температуру. Если она теплая, значит в системе недостаточно фреона.

Если вы не смогли купить фреон и выполнить заправку кондиционера в автомобиле вовремя, компрессор будет непрерывно функционировать, чтобы поднять давление, однако накачать его он не сможет, при этом вы заметите, что кондиционер не охлаждает воздух. Нельзя допускать подобную ситуацию, поскольку в этом случае ДВС станет постоянно испытывать нагрузку, в компрессоре окажется недостаточно смазки из фреона, в результате он быстро выйдет из строя.

Заправка кондиционера автомобиля своими руками

Чтобы выполнить заправку кондиционера в автомобиле рядом с домом, не обращаясь в сервис, нужно приобрести тетрафторэтан R-134a, который автомобилисты называют фреоном. Для заполнения системы хладагентом легковой машины будет достаточно 0,5 кг фреона.

Чтобы точно узнать, какой именно хладагент подойдет для вашей машины, а также сколько фреона потребуется, следует изучить сервисную книжку авто. Кроме того, эти данные есть на табличке, расположенной в подкапотном пространстве.

Для заправки кондиционера в автомобиле выполните несколько простых действий:

  • Откачиваем остатки фреона из системы. Если вы посетите автосервис для проведения данной манипуляции, где установлена современная станция заправки кондиционеров, то откачка отработанного фреона произойдет автоматически. После этого его взвесят и удалят из него старое масло.
  • Проводим вакуумирование системы. Данный шаг нельзя пропускать. Вакуумирование необходимо, чтобы удалить воздух и влагу из системы. Достичь вакуума нужной глубины получится за 10–30 минут, все зависит от того, насколько мощное используется оборудование и какого класса. Не получится провести вакуумирование за пару минут.
  • Проверяем герметичность системы. Это необходимо, чтобы найти утечку, если она есть. В случае, когда вакуумирование выполнено неправильно, при тестировании на герметичность вы не сможете обнаружить утечку. В результате система будет работать неправильно.
  • Заправляем масло. Для функционирования кондиционера в систему заправляется около 15 г масла. Оно необходимо для смазывания элементов компрессора. Нередко масло используется с трейсером (красящее вещество), чтобы можно было сразу обнаружить утечку.
  • Загружаем фреон. Данный шаг является последним, выполнить его проще всего. Для заправки кондиционера в автомобиле потребуется 0,5 кг хладагента, конечно, если у вас легковая машина.

Заправка кондиционера автомобиля своими руками

Когда все действия будут выполнены, заводим ДВС, включаем систему кондиционирования, обдув максимальный. Доводим обороты мотора до 2500–3000 об/мин, затем смотрим, как функционирует кондиционер:

  • Давление в портах низкого и высокого давления должно стать нормальным после того, как компрессор кондиционера включился. Важно чтобы манометр низкого давления показывал 2 бара, манометр высокого давления – 15–18 бар.
  • Ощупываем ладонью трубку контура низкого давления, чтобы определить ее температуру. Она не должна быть теплой или горячей.
  • Следим за тем, чтобы из дефлекторов в салоне машины поступал охлажденный воздух, при этом кондиционер время от времени должен выключаться.

Если никаких отклонений вы не заметили, значит заправка кондиционера в автомобиле была выполнена правильно, и вы можете с комфортом передвигаться на машине.

Как следить за исправностью автомобильного кондиционера

  • Чтобы система кондиционирования в вашем авто функционировала правильно, важно отслеживать работу радиатора, другое его название «конденсор». Нельзя допускать, чтобы он был загрязнен. Поэтому мыть его следует пару раз в год. Кроме того, очищать радиатор следует в начале весны, так вы удалите соль и реагенты, которыми покрыты автотрассы.
  • Также нужно отслеживать состояние подшипника шкива компрессора автокондиционера, в частности, если пробег более 100 тыс. километров. Специалисты рекомендуют начинать наблюдение намного раньше. Какие признаки неисправности вы можете обнаружить: шуршание, когда компрессор автокондиционера находится во включенном состоянии. Такой симптом указывает на скорую поломку.

Кроме того, когда шкив компрессора расположен так, что до него легко добраться, пошатайте его рукой, чтобы увидеть люфт подшипника. Обнаружили посторонние шумы и люфт? Значит пришло время заменить подшипник, причем откладывать ремонт не стоит. В противном случае может произойти серьезная поломка: выйдут из строя элементы муфты или полностью весь узел.

В случае, когда подшипник развалился, скорее всего, сточилась шейка компрессора. А это значит, что вы будете вынуждены заменить компрессор целиком. Также может оборваться приводной ремень, поскольку люфт шкива составит несколько сантиметров. Ездить на машине в такой ситуации будет можно, только если вы установите короткий приводной ремень (в обход шкива кондиционера) либо на небольшую дистанцию, пока аккумулятор не разрядился.

  • Отслеживайте температурный режим в салоне машины. Если вы заметили, что кондиционер не справляется со своей работой и в автомобиле слишком жарко, это указывает на низкую производительность системы. Необходимо как можно скорее продиагностировать ее.

Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера

  1. Сколько хладагента в автокондиционере?
  2. «Прежде чем отправиться на СТО или в автомагазин, если вы планируете выполнить всю работу самостоятельно, необходимо не только узнать, сколько стоит заправка кондиционера в автомобиле, но и понять, сколько хладагента потребуется. Так вы купите точное количество фреона. Узнать данный параметр можно, просто посмотрев на табличку в подкапотном пространстве. На ней указана норма заправки хладагента, его тип, а также количество в системе.

    Как поступить, если по тем или иным причинам данной таблички нет под капотом? В такой ситуации отправляемся в дилерский центр либо изучаем инструкцию по эксплуатации вашего авто.

    Если у вас отечественное транспортное средство, потребуется 0,6–0,9 кг фреона. Однако точное значение не важно, поскольку самостоятельно вы будете лишь дозаправлять системы, а не полностью выполнять заправку кондиционера.

    Полноценная заправка кондиционера в автомобиле выполняется заводом-изготовителем либо на СТО, где работают профессионалы. При необходимости они отремонтируют систему, если газ полностью вышел.

    Во время планового техобслуживания производится дозаправка хладагентом до нормы, чтобы система правильно функционировала.

    Однако в этом случае мы не знаем, какое количество хладагента находится в системе. По этой причине дозаправлять автокондиционер нужно, ориентируясь на давление, указанное на манометре.

    Как поступить, если вы не знаете точное количество фреона и не смогли понять, сколько хладагента находится в системе? Просто наблюдайте за стрелкой манометра. Такой способ подходит для всех ситуаций, когда вы выполняете заправку кондиционера в автомобиле самостоятельно».

  3. Доливаем масло при заправке автокондиционера.
  4. «В табличке можно узнать требуемое количество хладагента, а также норму заправки масла. Однако большинство автовладельцев не понимают, куда его доливать, как это сделать и для чего это вообще нужно. Многие автомобилисты рекомендуют добавлять масло при каждой дозаправке системы. Однако если масла будет слишком много, может сломаться поршневой компрессор, так как смазка проходит через агрегат вместе с фреоном, нагорает на узлах. Как действовать правильно и продлить срок службы автокондиционера?

    Для этого покупайте хладагент, в который уже добавлено масло. Чтобы выбрать такой фреон, внимательно изучите информацию на баллончике. В этом случае количество масла будет оптимальным.

    Иногда требуется отдельно заправить масло. Тогда следует выбирать полиалкиленгликолевое масло – PAG. Его нужно залить в компрессор через картер».

Если у вас есть опыт обслуживания автомобиля, вы сможете самостоятельно заправить кондиционер хладагентом. Главное не упустить утечку фреона, а также регулярно проводить осмотр системы.

Чтобы правильно заправить кондиционер, придется использовать специальный комплект для заправки фреона. Но его цена ненамного ниже, чем стоимость работы опытных мастеров на СТО.

Если вы не планируете регулярно заправлять автокондиционеры, в целях экономии следует обратиться в автосервис, а не покупать спецнабор для самостоятельной работы.

Некорректно работающий кондиционер в машине может доставить немало неприятностей в жаркие летние дни. Поэтому его, как и любую другую важную часть авто, необходимо поддерживать в рабочем состоянии, в том числе и следить за количеством в нём хладагента. Многие автомобилисты доверяют эту процедуру сервисам, но заправить автокондиционер можно и самостоятельно.

Как понять, что кондиционер пора заправить

Грязный конденсатор в автомобиле

Другое название конденсатора — радиатор, и эту деталь автомобиля периодически чистят от пыли и загрязнений, что помогает избежать коррозии

Даже в исправном состоянии система кондиционирования автомобиля постепенно теряет хладагент (фреон). Согласно нормативам, потеря 15% фреона за один год считается нормальным показателем. По техническим условиям утечка 50% хладагента и более приводит к тому, что автомобильный кондиционер уже не в состоянии работать эффективно. Поэтому даже исправно работающую систему необходимо заправлять хладагентом каждые 3 года.

Однако в старых автомобилях ситуация выглядит иначе. Потеря фреона может происходить намного быстрее и в больших объёмах. Поэтому на таких машинах автокондиционер нуждается в заправке гораздо чаще.

Почувствовать то, что кондиционер нужно перезаправлять, достаточно просто. Если он перестал справляться с высокой температурой в салоне летними днями, нужно ехать в сервис или менять в нём хладагент самостоятельно.

Заправлять кондиционер также придётся, если произошла разгерметизация системы кондиционирования из-за поломки. В этом случае перед заправкой необходимо устранить причину утечки, которая обычно кроется в механических повреждениях трубок либо в коррозии конденсатора кондиционера. В первом случае нужно заделать места утечек герметиком, во втором, вероятнее всего, придётся заменить сам конденсатор.

Необходимые материалы и оборудование

Сейчас все автокондиционеры заправляются тетрафторэтаном (маркировка — R-134a), однако по старинке автолюбители по-прежнему именуют этот хладагент фреоном, так как системы охлаждения автомобилей, выпускавшихся до начала-середины 90-х годов, заправлялись фреоном CFC-12.

Смешивать различные виды не допускается, точное наименование хладагента можно узнать по наклейке на внутренней стороне крышки капота.

Флакон фреона весом в полкилограмма обойдётся в сумму около 1 000 рублей, большие по размерам ёмкости — в несколько тысяч рублей.

Флакон фреона для автомобиля

Для кондиционеров малолитражных легковых автомобилей хватает и флакона в 500 граммов, а для более крупных и мощных авто можно обойтись двумя флаконами

Для заправки автомобиля понадобится одно из следующих устройств:

  • автоматическая станция (стоит десятки тысяч рублей);
  • одно- или многоразовый набор оборудования.

Естественно, что о покупке автоматической станции при самостоятельной заправке речь идти не может — она обойдётся слишком дорого. А вот с наборами стоит разобраться внимательнее. Полноценный состоит из:

  • манометрического коллектора;
  • весов;
  • баллона, заправленного фреоном;
  • вакуумного насоса.

Одноразовый набор стоит совсем недорого и включает флакон, шланг и манометр. Также в обоих случаях понадобятся переходники и штуцеры.

Многоразовый набор для заправки автокондиционера фреоном

Одноразовый набор дешевле, но менее надёжен, многоразовый — наоборот

Выбор из этих двух вариантов — решение автовладельца.

Пошаговая инструкция по заправке

Вне зависимости от марки и модели автомобиля, общая часть правильной инструкции по заправке автокондиционера одноразовым набором выглядит следующим образом.

  1. Необходимо снять защитный колпачок с порта магистрали низкого давления. В случае наличия во входе мусора — тщательно очищаем его и колпачок. В систему не должно попасть ни единого кусочка грязи или мусора, иначе компрессор может выйти из строя.
  2. Ставим автомобиль на нейтральную передачу и ручной тормоз. После этого заводим движок и держим обороты на отметке 1500 об/мин. В этот момент нужен помощник, удерживающий их на заданной величине с помощью педали газа. В качестве альтернативы можно что-нибудь подложить под акселератор.
  3. Включаем рециркуляцию воздуха в салоне на максимум.
  4. Нужно надеть шланг на заправочный штуцер и подсоединить его к отверстию магистрали низкого давления.
  5. Поворачиваем кран магистрали низкого давления, предварительно перевернув флакон с хладагентом вверх дном. Далее, не спеша, поворачиваем вентиль.
  6. В процессе заправки кондиционера поддерживаем давление с помощью манометра. Оно не должно превышать 285 Килопаскалей (кПа), лучше всего держать его на отметке в 275 Килопаскалей.
  7. Как только температура выходящего из дефлектора воздуха достигнет 6–8 °C, а штуцер рядом с портом низкого давления покроется льдом, можно считать заправку оконченной.

Видео: заправка автокондиционера своими руками

Однако упрощённая схема далеко не всегда даёт нужный результат. Поэтому автомобилисты вправе воспользоваться сложным способом и расширенным набором оборудования. В таком случае схема заправки несколько видоизменяется. Сначала проводится диагностика системы с помощью тестера, но определить недостаток фреона можно и «на ощупь».

Дополнительная диагностика кондиционера в машине «на ощупь» перед тем, как его заправить

Если при включенном кондиционировании трубка магистрали низкого давления остаётся теплой, фреона в системе недостаточно

Убедившись в необходимости заправки, нужно действовать следующим образом.

  1. Сначала удаляется весь хладагент из системы кондиционирования.
  2. Затем с помощью вакуумного насоса выкачиваются воздух и жидкость. Вакуумирование проводится в течение получаса.
  3. Далее с помощью весов или мерной колбы измеряется количество заправляемого фреона.

Дальнейшая заправка выглядит так же, как и в первом случае, лишь давление поступающего газа контролируется с помощью манометрического коллектора, а не обычного манометра.

Как проверить качество работы

Недостаточная заправка кондиционера может приводить к выходу из строя компрессора, да и охлаждаться салон будет недостаточно. Избыток фреона приведёт к автоматическому срабатыванию системы отключения и, следовательно, также к отсутствию охлаждения салона. Так что заправлять кондиционер нужно исключительно согласно расчётам.

Начало таблицы норм заправки для различных моделей автомобилей

Определить точное количество хладагента для конкретного кондиционера можно в инструкции к авто или в таблицах, публикуемых в интернете

После заправки необходимо проверить качество сделанной работы. Этот процесс нельзя назвать долгим: кондиционер авто переводится в активный режим, и если в салон сразу же пойдёт холодный воздух, то система кондиционирования заправлена верно. Выявить ошибки в заправке также помогут:

  • посторонние запахи из дефлекторов (возможно, придётся сменить салонный фильтр);
  • течи фреона из трубок кондиционера (обнаруживаются с помощью течеискателя или визуально);
  • посторонние шумы (при их наличии вероятна коррозия компрессора или конденсатора).

Утечка фреона из автокондиционера

В случае утечки фреона необходимо прибегнуть к помощи ремонтника

Как часто заправлять кондиционер в машине

Как уже упоминалось, заправлять кондиционер нужно не реже одного раза в три года. Но такой регламент действителен лишь для новых автомобилей. Если машине больше 6 лет, то проверка и заправка автокондиционера должна осуществляться ежегодно, а в случае, когда утечки системы кондиционирования не устранены, и того чаще.

Самостоятельно заправить кондиционер достаточно просто. Элементарный набор для этой работы стоит около 1 тысячи рублей — по сути, это немногим меньше цены одной заправки в сервисе. Поэтому далеко не всегда автомобилисты желают или умеют осуществлять такую процедуру. Однако для тех, кто привык полностью контролировать своего «железного коня» и ремонтировать его самостоятельно, собственноручная заправка выглядит достойной альтернативой поездке на станцию техобслуживания.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 4.7 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дождь 3 прибор для полива инструкция
  • Дождь 3 автомат полива инструкция по применению
  • Дождеватель импульсный инструкция по применению
  • Дождеватель для полива импульсный boutte инструкция
  • Додж челленджер из лего инструкция