Фенолфталеиновая проба как проводится пошаговая инструкция

Фенолфталеин — всем известный кислотно-основный индикатор, с помощью которого можно легко и быстро визуально оценить степень кислотности жидкой среды (кислая, щелочная, нейтральная). В кислой среде раствор окрашивается в оранжевый цвет, в щелочной среде — в оттенки малинового и розового. Кроме этого, реактив долгое время применялся в качестве слабительного в медицинской практике (лекарство «Пурген»). Сейчас используется в исключительных случаях, так как доказаны его канцерогенные свойства.

Кроме аналитической химии индикаторные свойства фенолфталеина востребованы и в других областях. Пропитанная реактивом индикаторная бумага может пригодиться на производствах для обнаружения посторонних веществ в воздухе рабочей зоны; для определения кислотности воды, крема, шампуня и т. п.; почвы в поле, на огороде, в цветочном горшке. Реактив также применяется в медицине для проверки чистоты медицинского инструментария, процедура называется «фенолфталеиновая проба».

Что такое фенолфталеиновая проба и зачем она нужна

Фенолфталеиновая проба — тест, показывающий качество помывки медицинских инструментов, принадлежностей или оборудования. С ее помощью можно определить, полностью ли смыто моющее средство с поверхности. Так как большинство средств, используемых для мытья инструментов, имеет щелочную основу, то фенолфталеиновая проба просто показывает наличие или отсутствие остатков щелочной среды. Если моющее средство не щелочное, то применяют другие тесты.

Использование пробы позволяет обнаруживать даже небольшие остатки моющих средств, показывая, что на исследуемой поверхности обнаружена щелочная среда с уровнем кислотности рН более 7.

Как проводится тестирование

Для того, чтобы проверить качество мытья инструментов или других медицинских принадлежностей, из партии предметов выбирают несколько штук (по согласованным для данного учреждения нормам). Поверхность инструмента протирают ватным тампоном или ватной палочкой, смоченными в растворе фенолфталеина. Если в инструменте есть каналы (у шприцов, например), то раствор пропускают по каналу. Далее в течение полуминуты наблюдают за обработанной поверхностью. Если она окрасилась в розовый цвет, значит инструмент промыт недостаточно тщательно и всю партию отправляют на повторную обработку. После этого тестирование проводят заново. Если поверхность осталась чистой, то партию можно отправлять на стерилизацию. Наблюдение должно ограничиваться 30-ю секундами. Любые результаты через минуту или две значения уже не имеют.

Фенолфталеиновая проба также позволяет получить дополнительную информацию о виде загрязнений. Если поверхность окрасилась в бурый цвет, то это говорит о примесях ржавчины или хлорсодержащих веществ.

Подготовка раствора фенолфталеина

В сухом кристаллическом виде фенолфталеин может храниться неограниченно долго, но для пробы требуется раствор. Он может храниться в холодильнике при t около +4 °С в течение одного месяца, но самые надежные результаты получают из свежеприготовленного раствора. Хранят раствор в темной стеклянной посуде с герметичной пробкой, например, в капельнице. Реактив для проведения пробы готовят в виде спиртового раствора с концентрацией 1%.

Меры предосторожности

Фенолфталеин относится к веществам 2-й категории опасности для человека. Он может вызывать раздражение кожи или слизистых оболочек глаз, поэтому работать с реактивом следует в халате, резиновых перчатках (подходят и смотровые), в защитных очках и маске.

Фенолфталеиновая проба.

Готовят
1% спиртовой раствор фенолфталеина на
95% этиловом спирте; раствор хранят во
флаконе с притертой пробкой в холодильнике
в течение месяца.

Методика
постановки проб.

Контролируемое
изделие протирают марлевой салфеткой,
смоченной реактивом, или наносят 2-3
капли реактива на изделие с помощью
пипетки.

В
шприцы вносят 3-4 капли рабочего раствора
реактива и несколько раз продвигают
поршнем для того, чтобы смочить реактивом
внутреннюю поверхность шприца, особенно
места соединения стекла с металлом, где
чаще всего остается кровь; реактив
оставляют в шприце на 1 мин, а затем
вытесняют на марлевую салфетку. При
проверке качества очистки игл реактив
набирают в чистый, не имеющий следов
коррозии шприц. Последовательно меняя
иглы, через них пропускают реактив,
вытесняя 3-4 капли на марлевую салфетку.

Качество
очистки катетеров и других полых изделий
оценивают путем введения реактива
внутрь изделия с помощью чистого шприца
или пипетки. Реактив оставляют внутри
изделий на 1 мин, после чего сливают на
марлевую салфетку. Количество реактива,
вносимого внутрь изделия, зависит от
величины изделия.

Учет
результатов постановки проб.

При
положительной азопирамовой пробе

в присутствии следов крови немедленно
или не позднее, чем через 1 мин, появляется
вначале фиолетовое, затем быстро в
течение нескольких секунд переходящее
в розово — сиреневое или буроватое
окрашивание реактива.

Азопирам,
кроме гемоглобина, выявляет наличие на
изделиях остаточных количеств пероксидаз
растительного происхождения (растительных
остатков), окислителей (хлорамина,
хлорной извести, стирального порошка
с отбеливателем, хромовой смеси для
обработки посуды и др.), а также ржавчины
(окислов и солей железа) и кислот. При
наличии на исследуемых изделиях ржавчины
и указанных окислителей наблюдается
бурое окрашивание реактива, в остальных
случаях происходит окрашивание в розово
— сиреневый цвет.

При
постановке азопирамовой пробы окрашивание
реактивов, наступившее позже чем через
1 мин после постановки пробы, не
учитывается.

При
положительной фенолфталеиновой пробе

о наличии на изделиях остаточных
количеств щелочных компонентов моющего
средства свидетельствует появление
розового окрашивания реактива.

В
случае положительной пробы на кровь
или на остаточные количества щелочных
компонентов моющих средств, всю группу
контролируемых изделий, от которой
отбирали контроль, подвергают повторной
очистке до получения отрицательных
результатов.

Результаты
контроля отражают в журнале по форме N
366/у.

Уборка процедурного кабинета.

СЭР
процедурного кабинета и оперблока
регламентируют следующие документы:

  1. СанПин
    2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические
    требования к организациям, осуществляющим
    медицинскую деятельность».

  2. Приказ
    720 «Об улучшении мед.помощи с гнойными
    хирургическими заболеваниями и усилении
    мероприятий по борьбе с ВБИ».

Процедурные
кабинеты, операционные блоки должны
быть размещены в помещениях, оборудованных
автономной системой приточно-вытяжной
вентиляции и кондиционирования,
обеспечивающей нормируемые параметры
микроклимата, чистоту воздуха. В
процедурных кабинетах предусматривается
зонирование на стерильную и нестерильную
зоны. В стерильной зоне находится
стерильный стол, рабочий стол. Нахождение
в стерильной зоне без стерильной одежды
строго запрещено. Стерильная зона
процедурного кабинета отделяется от
нестерильной зоны «красной чертой».

В
операционных блоках предусматривается
строгое зонирование внутренних помещений
на стерильную зону (операционные), зону
строгого режима (предоперационные,
помещение подготовки больного — наркозная,
помещения хранения стерильных материалов
и другие вспомогательные помещения,
для которых соблюдается режим санитарного
пропускника для входа персонала), зону
общебольничного режима (шлюз). В шлюзе
персонал отделения, сопровождающий
пациента, перекладывает его с каталки
отделения на каталку операционного
блока. Далее персонал операционного
блока перевозит пациента в операционную.
Зона общебольничного режима (после
шлюза) отделяется от остальных помещений
операционного блока «красной чертой».

Вход
персонала других отделений за «красную
черту» запрещен. При необходимости,
персонал других отделений должен
проходить в операционный блок через
санитарные пропускники, с соблюдением
всех требований санитарной обработки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

     Медицинский инструментарий многократного назначения в процессе использования в лечебных и поликлинических учреждениях должен после каждого пациента подвергаться дезинфекционной очистке и стерилизации. Перед этапом стерилизации проводится предстерилизационная обработка инструментов с помощью моющего раствора определённой концентрации. Основная цель предварительной обработки — добиться удаления жировых и белковых отложений с поверхности предметов. После выдержки в моющем растворе инструменты промываются в проточной воде из-под крана и затем в дистиллированной. Постановка азопирамовой и фенолфталеиновой пробы проводится для оценки качества очистки и по СанПину должна проводиться перед каждым этапом стерилизации. Фенолфталеиновая проба определяет наличие остатков моющих веществ. Азопирамовая проводится с целью выявления хлорсодержащих компонентов, остатков крови, ржавчины, кислот.

     В медицинских учреждениях для азопирамовой пробы приобретается аптечный раствор, который перед использованием смешивается с перекисью водорода. Оценка реакции определяется путём нанесения нескольких капель на поверхность инструмента, на сложные соединения деталей обрабатываемых приборов, в иглы шприцов. Инструмент держится над белым тампоном, результат окрашивания определяется в течение одной минуты. Оценка реакции после этого срока считается недостоверной. В полостях, иглах, катетерах раствор оставляют на одну минуту, после чего выдавливают на тампон. Появившееся розово – фиолетовое окрашивание говорит о наличии остатков крови. Буроватое окрашивание реактива происходит при наличии на инструментах следов ржавчины, хлорсодержащих препаратов, окислителей.

     Не всегда в медицинских учреждениях существует возможность приобрести азопирам готовый раствор, а процесс самостоятельного изготовления может быть не точен. В этом случае можно приобрести заводской набор реагентов, предназначенный для приготовления азопирама и хранящийся до 2-х месяцев. При необходимости с помощью этого раствора готовят рабочий, добавляя в него 3% аптечную перекись водорода. Соотношения перекиси и азопирама соблюдают 1:1. Приготовление азопирамовой и фенолфталеиновой пробы

     Азопирам комплект винар состоит из флакона солянокислого анилина и флакона амидопирина. Приготовить рабочий раствор достаточно просто, для этого анилин смешивается с амидопирином, и полученная масса доводится до 100 миллилитров этиловым спиртом в 95%. Полученного флакона хватает примерно на 6000 исследований, при условии использования за один раз 1-2-х миллилитров. Приготовленный раствор хранится в холодильнике до 2-х месяцев, при комнатной температуре в тёмном месте до одного месяца.

     Постановка фенолфталеиновой и азопирамовой пробы проводится на одном проценте инструментов, подвергшихся предстерилизационной очистке, но при любом количестве исследуемых предметов их не должно быть меньше 3-5 штук. Результаты проведения проб заносятся в специально оформленные журналы с указанием даты, времени, количества инструментов и наличии реакции. Несоблюдение проведения проб может привести к возникновению аллергий разной степени тяжести, а при использовании инструментов в хирургии и на станциях переливания крови и к пирогенным реакциям организма.

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской
области

«Московский
областной медицинский колледж № 3

имени
Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Егорьевский
филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПМ
04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за
больными

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и
персонала

Тема: предстерилизационная
очистка инструментов

Специальность
34.02.01 Сестринское дело

Егорьевск
2018 год

Рассмотрено
на заседании ЦМК профессиональных модулей №2

Протокол
№ ________

от
«___»_____________2018 г.

Председатель
_______ Бадалина О.Ю.

УТВЕРЖДАЮ

Зав.
отделом по УВР

«____»____________2018
г.

 ______________
Шувалова Н.А.

Разработчик:  Бадалина О.Ю.преподаватель
 ГБПОУ  МО
«Московский
областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»
Егорьевский филиал

Пояснительная
записка

Представленная  работа представляет собой методическую
разработку по теме: «Проведение предстерилизационной очистки».

Тема соответствует программе ПМ 04 «Выполнение работ
по профессии  младшая медицинская сестра по уходу за больными» для студентов  специальности
«Сестринское дело».

Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень
подготовки) и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 04 Выполнение
работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Практическое занятие проводится с применением
мультимедийной презентации.

Изучение данной темы базируется на знании дисциплины:
Гигиена и экология, Основы микробиологии и иммунологи, ВБИ, Фармакологии.

Изучение темы создаёт базу для дальнейшего изучения
ПМ: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02 «Участие в
лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.03 «Оказание
доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»,
ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за
больными».

Методическая
разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана»,
«Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала»,
«Изложение нового материала», «Физкультминутка»,Самостоятельная внеаудиторная
работа.

Методическая разработка может использоваться как при самостоятельной
подготовке студента к уроку, так и при работе на самом занятии, поскольку
содержит полный теоретический и разнообразный практический материал. Эта тема
является актуальной как в прошлом, так и в настоящем и будущем.

Медицинской сестре ежедневно приходится проводить
обработку инструментария медицинского назначения, осуществлять контроль за
работой младшего медицинского персонала, т.к. не соблюдение санитарного –
противоэпидемиологического режима в отделениях ЛПУ приводит к возникновению внутрибольничной
инфекции.

Цели занятия:

Учебная:

Изучить:

·        
роль медсестры в проведении
ПСО;

·        
общие требования к методике
проведения ПСО;

·        
технику безопасности при ПСО;

·        
методику приготовлению моющих
растворов;

·        
методику ПСО ручным способом;

·        
методику проведения контроля
качества ПСО.

После изучения
данной темы студент должен знать:

  • понятие
    «предстерилизационная очистка»;
  • этапы
    предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
  • моющие
    компексы;
  •  контроль
    качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства,
    жир, хлорсодержащие средства);
  • азопирамовая
    проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
  • нормативные
    документы, регламентирующие способы, режимы и средства
    предстерилизационной очистки.

После изучения
данной темы студент должен уметь:

  • использовать
    защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в
    практической деятельности;
  • осуществлять
    предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;
  • готовить моющие комплексы;
  • готовить растворы современных
    дезинфицирующих средств для проведения ПСО;
  • осуществлять контроль качества
    ПСО;
  • готовить азопирамовый реактив
    и рабочий раствор азопирама.

1.        
Сформировать
компетенции:

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для
пациентов и персонала.

ПК
4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя
из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных
задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные
обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением
требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься
физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.

3.    Сформировать
практический опыт:

¾     
Использование
защитной одежды.

¾     
Соблюдение
техники безопасности при работе с биологическими жидкостями, колющим, режущими
инструментарием.

¾     
Приготовление
моющих комплексов

¾     
Приготовление
растворов современных средств для ПСО

¾     
Оформление
медицинской документации.

4.    Закрепить
практический опыт:

¾     
Этапы
ПСО;

¾     
Контроль
качества ПСО.

Воспитательные:

¾     
рассмотреть
этико-деонтологические аспекты темы;

¾     
воспитывать
ответственность по отношению к своим обязанностям;

¾     
воспитывать
у студентов набор важных  личностно-профессиональных качеств медицинского
работника;

¾     
воспитывать
чуткость, отзывчивость, умение работать с в команде, готовность прийти на
помощь коллеге при необходимости;

¾     
воспитывать
активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на
рабочем месте;

¾     
воспитывать
умение осознавать ответственность за жизнь  и безопасность пациента

¾     
 воспитывать
умение анализировать свое поведение.

Развивающие:

¾     
развивать
логическое, клиническое мышление, внимание, память, познавательный интерес к данной
теме;

¾     
развивать
навыки самостоятельной работы;

¾     
развивать
умение контролировать выполнение манипуляций;

¾     
обучить
пользоваться нормативными документами;

¾     
развивать
навыки устной речи.

Используемые педагогические технологии: элементы
технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий,
здоровьесберегающих технологий.

Место проведения занятия: кабинет
доклинической практики.

Время занятия: 90 минут

Количество часов: 2

Оборудование и оснащение: учебники,
тетради, презентация, ноутбук, проектор, тестовые задания, бланки ответов на
тестовые задания, ситуационные задачи, кроссворды, иллюстративный материал.

Схема
интегративных связей

Тема: Профилактика
парентеральных инфекций среди медперсонала

Технологическая
карта занятия

Этапы
занятия

Деятельность
преподавателя

Деятельность
обучающихся

Время

Организационный

момент

Отмечает
отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и обучающихся к
занятию

5
мин

Контроль
исходного уровня знаний

Проводит
опрос

Отвечают
на вопросы

10
мин

Изложение
нового материала:

Формулировка
темы, мотивация учебной деятельности, целевая установка

Рассказывает
о важности изучения темы, подчеркивает значимость, актуальность. Определяет
цели и план занятия.

Записывают
тему занятия, слушают, запоминают

5
мин

Объяснение
нового материала Работа над изучаемым материалом

Объясняет
новую тему, демонстрирует выполнение практических  манипуляций

Слушают, 
конспектируют изучаемый материал, запоминают

25
мин

Организация самостоятельной работы обучающихся

Даёт методические указания, поясняет этапы
самостоятельной  работы: отработка манипуляций, решение ситуационных задач

Слушают, запоминают

5
мин

Самостоятельная работа  студентов

Наблюдает,
корректирует

Отрабатывают манипуляции, решают ситуационные
задачи, тестовые задания, разгадывают кроссворд

20
мин

Физкультминутка

(Приложение 1)

Преподаватель организует выполнение комплекса физических
упражнений

Выполняют упражнения

5
мин

Закрепление материала, осмысление и систематизация
полученных знаний, рефлексия, подведение итогов                  

Задает вопросы, комментирует ошибки, подводит итоги
занятия, анализирует степень достижения цели занятия, оценивает деятельность
обучающихся, выставляет оценки

Слушают,
отвечают на вопросы,  анализируют свои ответы

10
мин

Домашнее
задание

Объясняет
домашнее задание

Записывают
домашнее задание

5
мин

Всего

90 мин

Лекционный
материал

Оказывая медицинскую помощь пациентам, медработники
должны заботиться об инфекционной безопасности не только пациентов, но и своей
собственной безопасности. Здоровье медицинского работника способствует лучшему
выполнению своего профессионального долга.

Все медицинские изделия многократного применения,
подлежащие стерилизации, проходят обязательную предстерилизационную очистку
(ПСО).

(Дезинфекция,
предстерилизационная очистка и стерилизация регламентируются отраслевым
стандартом ОСТ-42-21-2-85 введенным в действие приказом МЗ СССР № 770 от
10.06.85г. и методическими  указаниями по дезинфекции, предстерилизационной
очистке и стерилизации изделий медицинского назначения № 287-113-98)

Цель проведения ПСО – удаление остатков
лекарственных препаратов, белковых, жировых и механических загрязнений (в том
числе невидимых), а также дез.средств.

ПСО проводится в централизованных
стерилизационных, при их отсутствии – в отделениях лечебных организаций.      

ПСО может осуществляться в качестве
самостоятельного процесса после дезинфекции изделий или при совмещении с ней (в
зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным способом.

Проведение ПСО ручным способом.

Перед проведением ПСО проводится
тщательное ополаскивание изделий проточной водой после дезинфекции.

  1. Замачивание в «моющем комплексе» при полном
    погружении в разобранном виде с заполнением всех каналов (с помощью
    шприца). Продолжительность зависит от состава моющего комплекса.

http://www.olympus-ural.ru/uploads/process_clip_image001.gif

  1. Мытье каждого изделия в «моющем комплексе» с
    помощью ершей или ватно-марлевых тампонов не менее 30 сек.

  1. Ополаскивание теплой проточной водой
    (продолжительность зависит от состава моющего комплекса).

  1. Ополаскивание дистиллированной водой в течение 30
    сек или кипячение в дистиллированной воде в течение 5 мин.

          

  1. Сушка горячим воздухом в воздушном стерилизаторе
    до полного исчезновения влаги при
    t=850С.

Недостатки ручного способа проведения ПСО:

  1. Риск травмирования рук медицинского персонала.
  2. Трудоемкость (медицинские сестры тратят на ручную
    обработку до трети своего рабочего времени).
  3. Малоэффективность (учитывая большую
    загруженность, медицинские сестры нередко пропускают отдельные операции по
    разборке инструментов, очистке и ополаскиванию, в результате снижается
    качество очистки).

Дезинфекция и ПСО может проводиться в один
этап. Для этого используют современные дез. средства, созданные на основе ПАВ,
обладающие выраженным моющим эффектом: Амиксан, Аламинол, Велтолен, Дезеффект,
Дюльбак, Септодор, Виркон.

Проведение ПСО
механизированным способом.

Проводится с помощью автоматических
моюще-дезинфицирующих машин. Этот способ обеспечивает высокое качество
обработки изделий, вне зависимости от их конструкции и включает сразу несколько
стадий: предварительное ополаскивание, основную мойку, термическую дезинфекцию,
ополаскивание и сушку.

Преимущества машинного метода очистки
изделий:

1. Отсутствие токсического влияния на
организм медперсонала.

2. Отсутствие повреждающего действия на
обрабатываемые материалы.

3. Высокий уровень дезинфекции.

4. Возможность обработки практически всего
спектра инструментов.

5. Экономичность в применении.

6. Высокая производительность.

Контроль качества
предстерилизационной очистки

Качество ПСО изделий оценивают путем
постановки азопирамовой (амидопириновой), фенолфталеиновой и судановой пробы.

Контролируемые изделия протирают марлевой
салфеткой, смоченной реактивом или 2-3 капли реактива с помощью пипетки наносят
на изделие. При проверке качества очистки полых изделий, реактив вводят внутрь
изделия с помощью чистого шприца или пипетки (количество реактива зависит от
величины изделия), оставляют внутри не болеечем на 1 мин, затем сливают на
марлевую салфетку и оценивают окрашивание реактива.

·        
Азопирамовая  проба проводится для выявления скрытой крови.
Используется азопирамовый реактив, который хранят в холодильнике в плотно
закрытом флаконе при температуре +4°С в течение 2 месяцев или при комнатной
температуре в темном месте не более 1 месяца. Перед проведением пробы из этого
реактива готовят рабочий раствор: смешивают равные количества азопирамового
реактива и 3% перекиси водорода. Рабочий раствор можно использовать 1-2 часа.

При положительной азопирамовой пробе
появляется фиолетовое окрашивание реактива (окрашивание, наступившее позже 1
мин после постановки пробы, не учитывается).

            Азопирамовая проба кроме
следов крови выявляет наличие на изделиях окислителей, ржавчины и кислот, о чем
свидетельствует бурое или розово-сиреневое окрашивание реактива.

                 

·        
Фенолфталеиновая проба проводится для выявления щелочных остатков
моющих средств,
pH которых более 8,5. Готовят 1% спиртовой раствор фенолфталеина,
который можно хранить во флаконе с притертой пробкой в холодильнике в течение
одного месяца.

О наличии остатков моющих средств
свидетельствует появление розового окрашивания реактива.

·        
Судановая проба проводится крайне редко для выявления остатков
жировых загрязнений. Используется реактив – Судан 3. Рабочий раствор для
постановки пробы может храниться 6 месяцев в холодильнике в плотно закрытом
флаконе.

            При положительной пробе
появляется жёлтое окрашивание реактива.

(Ранее контролю на остатки
жира подвергали многоразовые шприцы после выполнения инъекций масляных
препаратов. Т.к. в настоящее время используются одноразовые шприцы, проба
потеряла свою актуальность).

В случае любой положительной пробы
повторяют обработку инструментов с замачивания их в «моющем комплексе».

Контроль качества предстерилизационной
очистки в ЦСО проводят ежедневно, в отделениях не реже 1 раза в неделю.

Контролю подлежат: в ЦСО – 1% от каждого
наименования изделий, обработанных за смену; при децентрализованной обработке
(в отделениях) – 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования, но
не менее трех единиц.

Результаты контроля регистрируют в журнале
«Журнал учета качества предстерилизационной обработки».

                              
 

Рефлексия

1

На уроке
я успел сделать

2

В
результате я узнал и научился

3

Я не 
понял, у меня не получилось

Домашнее
задание

1.     
Учить
конспект лекций

2.     
Учебник
«Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Под ред. С.А.
Мухина, И.И. Тарновская, 2009. стр.225.

3.     
Учить
алгоритмы манипуляций в соответствии с ГОСТ Р 52623.1—2008 Технология
выполнения простых медицинских услуг функционального обследования

4.     
Варианты
домашних заданий:

5.     
Подготовить
сообщение на тему «Проведение предстерилизационной очистки»

6.     
СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
осуществляющим медицинскую деятельность»

Комплекс
упражнений для физкультминутки

1.  И.п.
— стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 — отводя руки и голову назад,
прогнуться — вдох, 3-4 — в и.п. — выдох. Повторите 4-6 раз.

2.  И.п.
— стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3.  И.п.
— стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить
6-8 раз в каждую сторону.

4.  И.п. —
стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения
головы. Повторить 6-7 раз.

5.  И.п.
— стоя, 1 — полуприсед; 2 — и.п. Повторить 10-12 раз.

6.  И.п.
— стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30
см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и
обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.

Контрольно-оценочный материал

Графический диктант

 «Предстерилизационная
очистка инструментов»

1.    Срок хранения рабочего раствора азопирама 2 дня?

2.    Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться
в плотно закрытом флаконе в  в холодильнике два месяца?

3.    Исходный раствор азопирамовой пробы может храниться
в плотно закрытом флаконе в темном месте при комнатной температуре 18-23 °С не
более одной недели?

4.    При проведении предстерилизационной очистки изделий
медицинского назначения на последнем этапе – обязательное проводится сушка
горячим воздухом при температуре 70-75°С?

5.    Для приготовления исходного раствора азопирама
используют 70% спирт?

6.    Фенолфталеиновую пробу проводят навыявление 
остатков крови на инструментах?

7.    Контроль качества ПСО м/с проводят один раз в
неделю?

8.    В случае положительной пробы всю группу изделий, из
которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения
отрицательных результатов?

9.    Контроль качества ПСО проводят после этапа
стерилизации?

10.             
Контролю качества ПСО подлежит
1% от общего количества обработанных инструментов.

Эталон
ответов к графическому диктанту

«Предстерилизационная
очистка инструментов»

ДА 2, 7,8.

Нет 1, 3,4,5,6,9,10.

Контрольные вопросы.

1.     
Что такое предстерилизационная
обработка?

2.     
Назовите цель ПСО?

3.     
Перечислите способы ПСО.

4.     
При помощи какой аппаратуры
проводится механизированный способ ПСО.

5.     
Назовите преимущества
ультразвуковой мойки.

6.     
Перечислить состав моющего
раствора для ручного способа проведения ПСО.

7.     
Перечислите этапы ручной ПСО,
как самостоятельного процесса?

8.     
Перечислите этапы ручной ПСО
совмещенные с дезинфекцией?

9.     
Какую температуру должен иметь
моющий раствор с перекисью водорода на момент погружения инструментария?

10.  На сколько минут замачивают инструментарий в моющем
растворе с перекисью водорода?

11.  Для чего производят промывание дистиллированной
водой при ПСО инструментария?

12.  При какой температуре осуществляется сушка в
сухожаровом шкафу инструментария при ПСО?

13.  Сколько изделий подлежит контролю качества
предстерилизационной очистке?

14.  Что контролируется при помощи фенолфталеиновой
пробы?

15.  Какое окрашивание реактива наблюдается при
положительной пробе на остаток моющего средства?

16.  Какое окрашивание наблюдается при положительной
азопирамовой пробе?

17.  Перечислите СИЗ медперсонала при осуществлении ПСО.

18.  Какое окрвшивание реактива появляется при Судановой
пробе?

19.  Укажите срок хранения рабочего раствора азопирама.

20.   Укажите, где хранят рабочий раствор азопирама.

 Ситуационные
задачи

«Предстерилизационная
очистка инструментов»

1.        
При проверке качества предстерилизационной обработки процедурная
медсестра обнаружила положительную фенолфталеиновую пробу. Какие дальнейшие
действия медицинской сестры?

2.        
Медсестра для приготовления рабочего раствора азопирама
использовала 6% перекись водорода. При проведении пробы на готовность и функционирование
реактива на кровяном пятне не получила нужного результата. Почему? Оцените
действия медсестры.

3.        
При подогревании моющий раствор с перекисью водорода порозовел.
Можно ли использовать такой раствор?

4.        
Работником Центра эпидемиологии и гигиены была наложена в
перевязочном кабинете на стерильные инструменты азопирамовая проба. Цвет её не
изменился. После полной проверки процедурного кабинета и его документации было
замечено изменение цвета реактива на розово-сиреневое. Оцените ситуацию.

5.        
Зайдя в перевязочный кабинет, вы видите, что студент проводит
предстерилизационную обработку инструментария без перчаток. Правильны ли
действия студента?

6.        
Медицинская сестра, проводя предстерилизационную очистку,
совмещенную с дезинфекцией, замочила в моюще-дезинфицирующем растворе
инструментарий. После экспозиционной выдержки она промыла инструментарий
проточной водой, сполоснула дистиллированной и погрузила в сухожаровой шкаф на
сушку. Правильно ли провела ПСО медсестра?

7.        
Медсестра проведя перевязку погрузила использованный
инструментарий в моющий раствор (комплекс 0,5 % перекиси водорода с 0,5 %
моющим средством). Оцените действия медсестры.

8.        
Моюще-дезинфицирующий раствор «Септодор Форте» изменил цвет, хотя
находится в пределах срока годности. Оцените ситуацию.

Эталон
ответа к ситуационным задачам «Предстерилизационная очистка инструментов»

1. Положительная
фенолфталеиновая проба свидетельствует о наличии остатков моющих средств на
материале.

Тактика. Необходимо отправить
его на повторную предстерилизационную обработку на этап промывание под
проточной водой.

2. Медсестра допустила ошибку.
Для приготовления рабочего раствора азопирама необходимо использовать 3%
перекись водорода.

3. Нет, нельзя. Необходимо
приготовить новый.

4. Проба считается
отрицательной, так как изменение цвета реактива позже одной минуты не
учитывается.

5. Нет не правильно, эта
манипуляция проводится в перчатках т.к. инструмент использован и может вызвать
аллергическую реакцию или контактный дерматит используемое моющее средство.

6. Нет не правильно, она
пропустила этап мойки инструментария при помощи ершей и т.п.
Предстерилизационная обработка проведена не качественно. Последующая
стерилизация будет также не качественна.

7.        
Медсестра поступила не правильно. Сначала нужно погрузить
инструментарий в дезинфицирующий раствор. После экспозиционной выдержки промыть
проточной водой и только тогда погрузить в моющий раствор, с перекисью водорода
подогретый до 50 оС.

8.        
Раствор использовать нельзя.

  Тестовый
контроль по теме:                                   Вариант 1

«Предстерилизационная
очистка инструментов»

Выберите один
правильный ответ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фенистил от аллергии детям инструкция
  • Фенолфталеиновая проба инструкция по применению по санпину
  • Фенистил нью капли для детей инструкция по применению
  • Фенолфталеин цена инструкция по применению цена
  • Фенолфталеин винар инструкция по применению