Где найти должностные инструкции по профстандарту

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от 22.08.2011 № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Должностная инструкция с учетом профессионального стандарта: структура документа

Обязательная форма должностной инструкции законодательством РФ не установлена. Распространена практика, по которой в нее включаются следующие основные разделы:

1. Общие положения.

Здесь чаще всего отражаются:

  • сведения о назначении инструкции;
  • порядок назначения человека на должность, его подчиненность;
  • требования к уровню образования и опыту сотрудника;
  • требования к знаниям и умениям специалиста.

2. Функциональные обязанности.

Здесь фиксируется перечень типичных действий сотрудника, составляющих его работу на занимаемой должности.

3. Права.

Основные права, которые отражаются в документе, чаще всего связаны с доступом человека к тем или иным корпоративным сведениям, а также с возможностями его взаимодействия с другими сотрудниками по различным вопросам.

4. Ответственность.

Здесь фиксируются, как правило, стандартные формулировки — о том, что сотрудник несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами.

5. Заключительные положения.

Здесь обычно отражается, что:

  • инструкция составлена в 2 экземплярах;
  • сотрудник знакомится с инструкцией и удостоверяет ознакомление с ней подписью.

Утверждается должностная инструкция руководителем предприятия.

Рассмотрим, какие именно формулировки профстандартов могут быть использованы в целях составления должностной инструкции. Полезнее всего будет изучить их в части тех разделов, которые являются в наибольшей степени зависящими от специфики конкретной должности работника («Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права»).

Сборник должностных инструкций, составленных в полном соответствии с действующим законодательством, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно. 

Профстандарт как основа для должностной инструкции: сведения из раздела 1

Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

  • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
  • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
  • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
  • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

Профстандарт как основа должностной инструкции: раздел 2

Второй раздел профстандарта может быть полезен прежде всего как инструмент соотнесения содержания работы человека по существу с определенными профстандартом характеристиками (т. е. с указанными там обобщенной и конкретизированной трудовыми функциями).

Близкие по содержанию работы отдельные трудовые функции объединены в разделе в группы — обобщенные трудовые функции. Для каждой обобщенной трудовой функции (для всех конкретных трудовых функций, которые входят в нее) установлен отдельный уровень квалификации. Например, в профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, предусмотрены обобщенные функции:

  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление и предоставление финотчетности.

Для первой из указанных обобщенных функций требуется наличие квалификации уровня 5, для второй — уровня 6. Законодательно характеристики соответствующих уровней закреплены в приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 12.04.2013 № 148н. Так, уровень 5 предполагает, в частности, наличие у человека как минимум среднего образования по профессии, а также практического опыта работы. Уровень 6 требует, в свою очередь, высшего образования или же среднего по программам подготовки специалистов среднего звена и аналогично практического опыта работы.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Итоги

Определять перечни трудовых функций работника, фиксируемых в должностной инструкции, работодатели должны на основе профстандартов для соответствующей должности (либо, если это установлено федеральным законодательством, — в полном соответствии с профстандартом). Решение данной задачи облегчается тем, что современные профессиональные стандарты во многих случаях содержат все необходимые сведения для заполнения разделов «Общие положения», «Функциональные обязанности» и «Права» должностных инструкций.

Узнать больше о применении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Наименование должностей по профстандартам (нюансы)»;
  • «Приказ о внедрении профстандартов в организации – образец»;
  • «Профстандарт юрисконсульта».

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала.
Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

Как правильно соотнести должность с профессиональным стандартом

Для начала нам необходимо определиться, для чего нужна конкретная должность (профессия) в организации. Например, в ООО «Лютик» есть должность системного администратора, который занимается техническим обслуживанием компьютеров и оргтехники (чистка и ремонт техники, установка и проверка функционирования периферийных устройств и т.д.), но не занимается программированием, определением сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, установкой программного обеспечения и заполнением веб-сайта организации.

Для того чтобы подобрать подходящий стандарт и правильное наименование должности (профессии), на сайте реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru заходим в раздел «поиск», где можно по разным критериям выбрать необходимый документ (см. Рисунок 1), в том числе:

  • по квалификационным справочникам,
  • наименованию должности (профессии),
  • области профессиональной деятельности и т.д.

Шаги продвижения к нужному разделу сайта отмечены цифрами «1» и «2» на Рисунке 1. А дальше начинаем сужать наш поиск, например, следующим образом. В выпадающем меню поля «Область профессиональной деятельности» (см.  3» там же) выбираем раздел «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии». Ниже в поле «Возможные наименования должностей, профессий» («4») вводим предполагаемое название «системный администратор», после чего сайт дает нам на выбор список должностей / профессий, в которых фигурирует заданная нами формулировка – здесь мы выбираем наиболее подходящий вариант («5»).

После нажатия на кнопку «Фильтр» («6») сайт показывает те профстандарты, которые удовлетворяют заданным нами критериям поиска – фактически области деятельности и профессии (см. «7»):

  • «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» и
  • «Администратор баз данных».

Найденные профстандарты можно посмотреть прямо на сайте либо скачать на свой компьютер в удобном для себя формате: .docx или .pdf. («8»).

Рисунок 1. Сайт реестров профстандартов https://profstandart.rosmintrud.ru/

Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. Таблицу 1 и отметку «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).

Таблица 1. Сравнение двух профстандартов

Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»

Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.

Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»).

В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее!

Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.

Профстандарты для административной и офисной деятельности

На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2.

Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.

Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности

Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ

Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:

  • «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и
  • «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.

Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4).

Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).

Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)

Вакантная должность Наименование обобщенной трудовой функции Уровень квалифи-кации Образование (достаточно одного из указанных вариантов!) Опыт практической работы (его варианты зависят от имеющегося образования)
Делопроизводитель Документационное обеспечение деятельности организации 5 1. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01).
2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
Не требуется
Секретарь руководителя Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации 6 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.
2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности.
3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01).
4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
При высшем образовании опыт работы не требуется.
При среднем профессиональном образовании – не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации
Помощник руководителя Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации 6 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.
2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации
Документовед
или
Специалист службы ДОУ
Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ) 6 1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021).
2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не требуется
Руководитель службы ДОУ Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией 7 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.022).
2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления
Управляющий документацией
или
Заместитель руководителя организации по ДОУ
Управление документацией организации 8 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.023).
2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией

Анализ функционала конкретного работника

Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.

Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2. Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:

  • шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
  • шаг 2:
    • передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо
    • оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ).

Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).

Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя

Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками

Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала

Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).

Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.

Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.

Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно. При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия.

Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.

Аттестация персонала

Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:

  • соответствует или не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

На основе результатов аттестации работника можно:

  • повысить или понизить в должности (с согласия работника);
  • принять решение об изменении размера надбавок, премий или их отмене;
  • повысить / понизить уровень квалификации сотрудника;
  • перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
  • отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
  • уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменном виде на вопросы теста и/или решением практических задач.

Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов.

При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.

При этом теоретические задания могут быть разных типов:

  • с выбором одного ответа;
  • с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
  • установление соответствия;
  • установление последовательности.

Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.

Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции

Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», выделим из профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», какие трудовые действия в рамках этой функции он должен уметь качественно выполнять, какие умения и знания ему для этого нужны (см. отметки «1», «2», «3» и «4» ниже):

Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.

1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа?

Выберите один вариант ответа:

а) в творительном падеже,

б) в предложном падеже,

в) в родительном падеже.

2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?

1) Общероссийский классификатор управленческой документации;

2) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;

3) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;

4) Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):

1) подготовка проекта документа,

2) __________________________

3) подписание,

4) __________________________

<. . .>

Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:

15. Задание:

Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.

16. Задание:

Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.

17. Задание:

Нужно отправить контрагенту проект договора, уже подписанный со стороны вашей организации, а также попросить тоже подписать документы и вернуть вам обратно 1 экземпляр. Договор имеет 2 приложения (спецификацию и график поставок). Составьте сопроводительное письмо на отправку этих документов.
<. . .>

Системный администратор ГБУЗ НСО “Городская поликлиника”
Вопрос: Правильно ли поступает и требует отдел кадров при составлении ДолжИнстр, когда формирует отдельные разделы и выдирает выборочно из стрктурированных (4-ех уровневых) таблиц Профстандарта в общую линейную и бессвязную кучу “Умения и знания” со всех разделов трудовых функций, “Должностные функции” из кучи трудовых функций, “должностные обязанности” из кучи всех трудовых действий, а обощенные трудовые функции и указание на уровень квалификации вообще опускает. Причем некоторые трудовые функции и некоторые трудовые действия нам не положено выполнять, так мы подчиняемся вышестоящим органам, где их выполняют а мы даем заявки на их выполнение.
Ссылаются на ваш сайт, но ведь это неверно!
С таким некорректным и ошибочным ЛИНЕЙНЫМ “по старинке” подходом идущим в разрез структуры Профстандарта к составлению ДИ сотрудников (главного документа) каждый работник разобщен и руководствуясь такой ДИ видит только бессвязную кучу требований, не понимает горизонтальных связей между коллегами и с руководителем, не видит подходов с совместному решению задач (трудовых функций) и поставленных целей (обобщенных трудовых функций), правил применения соответствующих умений и навыков, правил своевременной и синхронной работы с другими коллегами, подразделениями, службами ТП, службами МЗНСО в решении плановых или срочных-аварийных задач….
Получается с такими ДИ некорректная система трудовых отношений в подразделении, между подразделениями и в коллективе в целом, непонимание предьявляемых В КУЧУ требований, ТЕРЯЕТСЯ время при возникновении нештатных ситуаций, наблюдается нервная обстановка и напряжение, так как не установлена взаимосвязь трудовых функций и трудовых действий с умением и навыками, непонятно как и для каких целей-задач совершенствоваться, не установлена взаимосвязь своих и других сотрудников при решении задач и выполнении смежных трудовых действий. А если коротко “кто в лес – кто по дрова”

Я​ Цветаева Ольга Сергеевна работаю в детском саду в должности инструктора физического культуры с 2002г. (Окончив очно ВУЗ по специальности педагог по физическому воспитанию , тренер по лёгкой атлетике.)​ Пошла работать в детский сад. Существовала должность руководителя Физ.вос.( где то в области) ,но в нашем​ ДОУ и городе​ всех принимали как инструкторов физ.восп.или физ.культуры т.к. были такие вакансии .Ставка руководителя ФВ существовала до 2013 года (с 2013 года эту должность упразднили)​ она не засчитывается ПФР в педагогический стаж, как и должность инструктора по физической культуре. Это удивительно, т.к. деятельность представляет собой педагогический труд ( тождественный руководителю физ.восп.), наравне с музыкальными руководителями, которым стаж засчитывают. И мы, таким образом, теряем право на досрочную трудовую пенсию по старости( Выслугу 25лет).
Мы осуществляем педагогическую деятельность, связанную с воспитанием детей, обеспечиваем выполнение образовательных программ по физическому воспитанию детей с учётом их возрастных и​ психофизических особенностей (проводим занятия согласно расписанию, а также праздники, досуги, соревнования, дни здоровья, диагностические обследования физического развития и физической подготовленности детей, проходим аттестацию как педагогические сотрудники, повышаем свою квалификацию и т.д.)
Работа руководителей по физическому воспитанию и инструкторов по ФК в детских садах проходит в специфических условиях (психическая напряжённость, физическая нагрузка и работа с детьми ОВЗ), дополнительными факторами психического утомления являются: шум от криков детей, переключение с одной возрастной группы на другую, нагрузка на речевой аппарат, ответственность за жизнь и здоровье детей…)
Просим разобраться в нашей проблеме и обеспечить(внести поправку в закон о досрочной пенсии педагогическим работникам) руководителям физического воспитания и инструкторам по ФК в детских садах право выхода на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением нами истинно педагогической деятельности.

Содержание

  1. Что такое профессиональные стандарты?
  2. Ближайшие планы
  3. В каких случаях обязательно нужно составлять должностную инструкцию в соответствии с профессиональными стандартами?
  4. Где с ними познакомиться?
  5. Должностная инструкция
  6. Изменение инструкций с учетом положений профстандарта
  7. Как начать применять профстандарты?
  8. Как обновить документ с учетом профстандартов?
  9. Кому не уклониться от профстандартов?
  10. Последствия изменений
  11. Пошаговая инструкция по разработке документа
  12. Профстандарты и должностные инструкции
  13. Структура инструкции по профстандарту

Что такое профессиональные стандарты?

Соответствие стандартам, измерение

Чтобы выбрать наиболее подходящий стандарт для работы с нашим функционалом, сравниваем найденные документы по виду деятельности и группе занятий (эти данные есть в разделе I каждого профстандарта – см. Таблицу 1 и отметку «1» в Примере 1). Понимаем, что нам больше подходит стандарт «Системный администратор информационно-коммуникационных систем» (т.к. другой стандарт больше заточен на работу с базами данных, чем с техникой).

Таблица 1. Сравнение двух профстандартов

Пример 1. Фрагменты профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем»

Основные трудовые функции специалиста и уровень квалификации указаны в разделе II профстандарта (см. «2» и «3» в Примере 1), изучив его, становится понятно, что системный администратор выполняет обобщенную трудовую функцию «Технические работы по обслуживанию информационно-коммуникационных систем», которая состоит из определенных трудовых функций и для их выполнения достаточно 4 уровня квалификации.

Проанализировав все трудовые функции (см. «4» в Примере 1) из профстандарта 06.026 и соотнеся их с выполняемыми действиями работника, можно заключить, что для решения поставленных перед ним задач (техническое обслуживание оргтехники) вполне достаточно 4 уровня квалификации («3») и среднего профессионального образования («6»), опыт практической работы не требуется («7»), а для выполнения технических работ необходим минимальный набор знаний и умений («9» и «10»).

В соответствии с профстандартом должность правильно именовать как «младший системный администратор» или «техник» («5»), а не системный администратор, как предполагалось ранее!

Для решения более сложных задач, связанных с решением компьютерных проблем, например выявление сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем, требуется более высокий уровень квалификации и образования.

Профстандарты для административной и офисной деятельности

На сайте «Профессиональные стандарты»//profstandart.rosmintrud.ru в разделе «Реестр профессиональных стандартов» можно отфильтровать профстандарты по такой области профессиональной деятельности (см. «3» на Рисунке 1), как «07 Административно-управленческая и офисная деятельность», и тогда найдется достаточно много полезного – см. Таблицу 2.

Далее в этой статье сосредоточимся на содержании 2 основных для службы документационного обеспечения управления (ДОУ) профстандартов (отмеченных «!» в Таблице 2). Хотя интерес могут представлять большинство из них – все зависит от конкретного функционала, возложенного на ваше подразделение.

Таблица 2. Профстандарты по административно-управленческой и офисной деятельности

Определение требований к опыту работы и образованию для работников службы ДОУ

Структура всех отечественных профстандартов унифицирована и квалификационные требования, в том числе к образованию и опыту работы, содержатся в разделе III. Рассмотрим 2 основных профстандарта для службы ДОУ:

  • «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н, и
  • «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н.

Если изучить их разделы III, то (в полях, помеченных «5», «6» и «7» в Примере 1) можно увидеть требования, которые приведены в Таблице 3. Приведенная информация поможет составить профиль кандидатов на распространенные вакантные должности. Также из профстандартов можно позаимствовать перечень необходимых знаний и умений, который пригодится при проведении собеседования или аттестации (см. «2» и «3» в Примере 4).

Напомним, что работника, не имеющего достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, если она выявит несоответствие занимаемой должности (профессии).

Таблица 3. Требования к стажу, опыту работы и образованию для сотрудников службы делопроизводства (для распространенных должностей)

Вакантная должность Наименование обобщенной трудовой функции Уровень квалифи-кации Образование (достаточно одного из указанных вариантов!) Опыт практической работы (его варианты зависят от имеющегося образования)
Делопроизводитель Документационное обеспечение деятельности организации 5 1. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01).
2. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
Не требуется
Секретарь руководителя Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации 6 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.
2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности.
3. Среднее профессиональное образование (профильное, ОКСО 7.46.02.01).
4. Среднее профессиональное образование (непрофильное) + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
При высшем образовании опыт работы не требуется.
При среднем профессиональном образовании – не менее 2 лет выполнения работ по организационному и документационному обеспечению деятельности руководителя организации
Помощник руководителя Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации 6 1. Высшее образование (профильное, ОКСО 7.46.03.02) – бакалавриат.
2. Высшее образование (непрофильное) – бакалавриат + профессиональная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации
Документовед
или
Специалист службы ДОУ
Документационное обеспечение управления организацией (ДОУ) 6 1. Высшее образование – бакалавриат (профильное, ОКСО 7.46.03.021).
2. Любое высшее образование (непрофильное) + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не требуется
Руководитель службы ДОУ Руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией 7 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.022).
2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 3 лет в области документационного обеспечения управления
Управляющий документацией
или
Заместитель руководителя организации по ДОУ
Управление документацией организации 8 1. Высшее образование – специалитет, магистратура (профильное, ОКСО 7.46.03.02, 7.46.04.023).
2. Любое высшее образование, но не ниже магистра + дополнительная переподготовка по профилю деятельности
Не менее 5 лет руководящей деятельности в сфере документационного обеспечения управления организацией

Анализ функционала конкретного работника

Когда вам нужно с чистого листа написать должностную инструкцию сотруднику, то удобно в профстандарте найти подходящую обобщенную трудовую функцию (это основной функционал работника, см. «2» в Примере 1), а потом изучить, какие конкретные трудовые функции и действия он должен выполнять (см. «4» и «8» в Примере 1), чтобы выбрать те функции, которые соответствуют специфике вашей организации или подразделения. Выбранные трудовые функции, действия станут основой новой должностной инструкции.

Но в реальной жизни обязанности «переплетаются», т.е. один человек может выполнять одновременно и более сложную (высококвалифицированную), и более простую работу – см. Пример 2. Для того чтобы минимизировать подобное «переплетение», необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре (должностной инструкции) с трудовыми функциями, действиями и уровнем квалификации, указанными в профстандарте.Как видно из Примера 2 в должностной инструкции делопроизводителя указаны функции из разных профстандартов с разными уровнями квалификации и разными наименованиями должности. При выявлении отклонений должностных обязанностей от установленных в профстандарте, следует:

  • шаг 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (или трудового договора);
  • шаг 2:
    • передать эту функцию другому сотруднику, для которого этот вид деятельности является профильным, либо
    • оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширения зон обслуживания или совместительство (ст. 60.1, 60.2 ТК РФ).

Напомним, что любые изменения должностной инструкции или трудового договора, связанные с изменениями трудовых функций, производятся только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ).

Пример 2. Возможное сочетание обязанностей, свойственных разным уровням квалификации, в функционале делопроизводителя

Пример 3. Матрица распределения обязанностей между сотрудниками

Проверка дублирования и обнаружение «бесхозного» функционала

Чтобы эффективно распределить нагрузку между сотрудниками, необходимо подробно расписать выполняемые действия каждого в матрице распределения ответственности, она наглядно демонстрирует, где происходит полное или частичное дублирование (см. Пример 3).

Сначала в матрицу необходимо вписать обязанности специалистов, закрепленные за ними в должностных инструкциях (или трудовых договорах). Далее при изучении профстандартов можно добавить в эти же строки (например, в скобках или курсивом) более точные формулировки данных действий из стандартов.

Возможно, в профстандартах найдутся трудовые действия, которые у вас в организации выполняются от случая к случаю, и они ни за кем не закреплены. В таком случае эти действия тоже следует вписать в матрицу, чтобы потом окончательно закрепить их за конкретными работниками.

Как видно в Примере 3, многие трудовые действия полностью или существенно дублируют друг друга. И если компания не большая, то держать сотрудников, которые выполняют схожие операции, экономически не выгодно. При выявлении дублирующих действий следует уточнить, с какими документами работает сотрудник и с какими специалистами он взаимодействует, выполняя схожие действия.

Но лучше четко закрепить, кто чем и в какой ситуации занимается, чтобы не возникло недоразумений и желания переложить свою работу на другого специалиста.

Аттестация персонала

Для определения текущей квалификации, знаний и умений работников в организации проводится аттестация или деловая оценка персонала. Ее результаты необходимо отразить документально, например, в протоколе заседания аттестационной комиссии. Комиссия может принять решение, что сотрудник:

  • соответствует или не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

На основе результатов аттестации работника можно:

  • повысить или понизить в должности (с согласия работника);
  • принять решение об изменении размера надбавок, премий или их отмене;
  • повысить / понизить уровень квалификации сотрудника;
  • перевести на более подходящую должность (с согласия работника);
  • отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку;
  • уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Аттестация может проводиться в устной (собеседование), письменной (тесты и опросные листы) и смешанной форме. При смешанном формате аттестационная комиссия проводит собеседование с обязательными ответами в письменном виде на вопросы теста и/или решением практических задач.

Согласно рекомендациям ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России по применению профессиональных стандартов в организации при подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессиональных стандартов.

При разработке средств для оценки профессиональной квалификации Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК) рекомендует создавать тестовые задания не только на отдельную трудовую функцию, но и на каждое трудовое действие, включенное в эту функцию. Оценочные средства должны включать в себя как теоретические, так и практические задания.

При этом теоретические задания могут быть разных типов:

  • с выбором одного ответа;
  • с открытым ответом, который должен сформулировать испытуемый;
  • установление соответствия;
  • установление последовательности.

Практические задачи – это задания на выполнение трудовых функций, трудовых действий в моделируемых условиях.

Пример 4. Проверяем знания и умения, необходимые для выполнения конкретной трудовой функции

Чтобы проверить, насколько хорошо секретарь руководителя знает трудовую функцию «Составление и оформление управленческой документации», выделим из профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», какие трудовые действия в рамках этой функции он должен уметь качественно выполнять, какие умения и знания ему для этого нужны (см. отметки «1», «2», «3» и «4» ниже):

Вопросы для аттестации составляются на основе необходимых умений и знаний, которые указаны в профстандарте. В первую очередь, как правило, проверяется теоретическая часть.

1. Какую формулировку должен иметь заголовок к тексту приказа?

Выберите один вариант ответа:

а) в творительном падеже,

б) в предложном падеже,

в) в родительном падеже.

2. Какой из перечисленных документов содержит требования к бланкам документов и оформлению реквизитов?

1) Общероссийский классификатор управленческой документации;

2) ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;

3) ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»;

4) Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

3. Для исходящих документов предусмотрены следующие технологические этапы (допишите недостающие):

1) подготовка проекта документа,

2) __________________________

3) подписание,

4) __________________________

<. . .>

Вторая часть аттестации состоит из практических заданий на выполнение трудовых действий в реальных или моделируемых условиях:

15. Задание:

Организации необходимо заказать одноместный номер прибывающему в командировку в Москву специалисту из Уральского филиала компании – Сидорову Петру Ивановичу. Командировка планируется с 15 по 19 мая 2023 года. Вопросы организации приема командированных специалистов находятся в ведении заместителя генерального директора по административно-хозяйственным вопросам Петрова Н.Д. Составьте письмо-просьбу в гостиничный комплекс «Измайловский» (корпус «Альфа»), отметьте в письме, что плата за проживание будет произведена Сидоровым П.И. за наличный расчет.

16. Задание:

Составьте проект приказа об итогах работы с документами в 2022 году в ООО «Ромашка». В констатирующей части укажите на низкую требовательность руководителей подразделений к качеству подготовки документов и контролю за их исполнением. В распорядительной части обратите внимание руководителей на повышение требовательности к работникам в части работы с документами. Дайте задание работнику, отвечающему за делопроизводство, на разработку мер по улучшению этой работы.

17. Задание:

Нужно отправить контрагенту проект договора, уже подписанный со стороны вашей организации, а также попросить тоже подписать документы и вернуть вам обратно 1 экземпляр. Договор имеет 2 приложения (спецификацию и график поставок). Составьте сопроводительное письмо на отправку этих документов.
<. . .>

Системный администратор ГБУЗ НСО “Городская поликлиника”
Вопрос: Правильно ли поступает и требует отдел кадров при составлении ДолжИнстр, когда формирует отдельные разделы и выдирает выборочно из стрктурированных (4-ех уровневых) таблиц Профстандарта в общую линейную и бессвязную кучу “Умения и знания” со всех разделов трудовых функций, “Должностные функции” из кучи трудовых функций, “должностные обязанности” из кучи всех трудовых действий, а обощенные трудовые функции и указание на уровень квалификации вообще опускает. Причем некоторые трудовые функции и некоторые трудовые действия нам не положено выполнять, так мы подчиняемся вышестоящим органам, где их выполняют а мы даем заявки на их выполнение.
Ссылаются на ваш сайт, но ведь это неверно!
С таким некорректным и ошибочным ЛИНЕЙНЫМ “по старинке” подходом идущим в разрез структуры Профстандарта к составлению ДИ сотрудников (главного документа) каждый работник разобщен и руководствуясь такой ДИ видит только бессвязную кучу требований, не понимает горизонтальных связей между коллегами и с руководителем, не видит подходов с совместному решению задач (трудовых функций) и поставленных целей (обобщенных трудовых функций), правил применения соответствующих умений и навыков, правил своевременной и синхронной работы с другими коллегами, подразделениями, службами ТП, службами МЗНСО в решении плановых или срочных-аварийных задач….
Получается с такими ДИ некорректная система трудовых отношений в подразделении, между подразделениями и в коллективе в целом, непонимание предьявляемых В КУЧУ требований, ТЕРЯЕТСЯ время при возникновении нештатных ситуаций, наблюдается нервная обстановка и напряжение, так как не установлена взаимосвязь трудовых функций и трудовых действий с умением и навыками, непонятно как и для каких целей-задач совершенствоваться, не установлена взаимосвязь своих и других сотрудников при решении задач и выполнении смежных трудовых действий. А если коротко “кто в лес – кто по дрова”

Я​ Цветаева Ольга Сергеевна работаю в детском саду в должности инструктора физического культуры с 2002г. (Окончив очно ВУЗ по специальности педагог по физическому воспитанию , тренер по лёгкой атлетике.)​ Пошла работать в детский сад. Существовала должность руководителя Физ.вос.( где то в области) ,но в нашем​ ДОУ и городе​ всех принимали как инструкторов физ.восп.или физ.культуры т.к. были такие вакансии .Ставка руководителя ФВ существовала до 2013 года (с 2013 года эту должность упразднили)​ она не засчитывается ПФР в педагогический стаж, как и должность инструктора по физической культуре. Это удивительно, т.к. деятельность представляет собой педагогический труд ( тождественный руководителю физ.восп.), наравне с музыкальными руководителями, которым стаж засчитывают. И мы, таким образом, теряем право на досрочную трудовую пенсию по старости( Выслугу 25лет).
Мы осуществляем педагогическую деятельность, связанную с воспитанием детей, обеспечиваем выполнение образовательных программ по физическому воспитанию детей с учётом их возрастных и​ психофизических особенностей (проводим занятия согласно расписанию, а также праздники, досуги, соревнования, дни здоровья, диагностические обследования физического развития и физической подготовленности детей, проходим аттестацию как педагогические сотрудники, повышаем свою квалификацию и т.д.)
Работа руководителей по физическому воспитанию и инструкторов по ФК в детских садах проходит в специфических условиях (психическая напряжённость, физическая нагрузка и работа с детьми ОВЗ), дополнительными факторами психического утомления являются: шум от криков детей, переключение с одной возрастной группы на другую, нагрузка на речевой аппарат, ответственность за жизнь и здоровье детей…)
Просим разобраться в нашей проблеме и обеспечить(внести поправку в закон о досрочной пенсии педагогическим работникам) руководителям физического воспитания и инструкторам по ФК в детских садах право выхода на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением нами истинно педагогической деятельности.

Содержание

  1. Что такое профессиональные стандарты?
  2. Ближайшие планы
  3. В каких случаях обязательно нужно составлять должностную инструкцию в соответствии с профессиональными стандартами?
  4. Где с ними познакомиться?
  5. Должностная инструкция
  6. Изменение инструкций с учетом положений профстандарта
  7. Как начать применять профстандарты?
  8. Как обновить документ с учетом профстандартов?
  9. Кому не уклониться от профстандартов?
  10. Последствия изменений
  11. Пошаговая инструкция по разработке документа
  12. Профстандарты и должностные инструкции
  13. Структура инструкции по профстандарту

Что такое профессиональные стандарты?

Соответствие стандартам, измерение

Профстандарт — основа для установления требований к работнику

Статья 195.1 ТК РФ трактует термин «квалификация работника» как определенный профессиональный уровень, необходимые навыки, умения и даже опыт, которые должны присутствовать у человека, занимающего определенную должность.

Профессиональный стандарт – это квалификационные характеристики. Для работодателя этот документ является основой для установления требований не только по квалификации, но и по выполняемым трудовым функциям, с учетом специфики определенного предприятия.

Для нашей страны понятие «профессиональный стандарт» не является новинкой. Впервые об этом был поднят вопрос еще в 1997 году. Тогда термин впервые появился в нормативном документе от 26.02.1997 года № 222, утвержденном Правительством страны. Это была Программа социальных реформ в РФ, предусмотренная на 1996-2000 годы.

Ближайшие планы

По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.

В каких случаях обязательно нужно составлять должностную инструкцию в соответствии с профессиональными стандартами?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статье 195.3 ТК. Положениями этой статьи предусмотрено обязательное применение профстандарта в следующих случаях:

  • если на законодательном уровне предусмотрены квалификационные требования к определенной должности;
  • предусматриваются льготы или/и компенсации;
  • есть определенные ограничения, предусмотренные ТК или профильными
    законодательными актами (ч. 2 ст. 57 ТК).

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Несколько примеров должностей, к которым выдвигаются квалификационные требования:

  1. Работники педагогической сферы. Требования прописаны в ст. 46 ФЗ № 273 и в ст. 331 ТК.
  2. Главные бухгалтеры в страховых и управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах, на предприятиях, занимающихся торговлей ценными бумагами, внебюджетные фонды и так далее. Полный перечень и требования придерживаться профстандарта при составлении должностной инструкции прописан в ч. 4 ст. 7 ФЗ-402 и в Профессиональном стандарте «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда за № 103н от 21.02.2021 года.
  3. Должностные лица, участвующие в процессе госзакупок. Требования по квалификации отражены в ФЗ-44, в статьях 38 и 39. Профстандарты утверждены для профессии «Специалист в сфере закупок» (приказ № 625н от 10.09.2021 года, утвержденный Министерством труда) и «Эксперт в сфере закупок» (приказ Минтруда № 626н от 10.09.2021 года).
  4. Аналогичные требования выдвигаются к профессии врач (ФЗ-323 от 11.03.2021 года, ст. 73), для персонала и экипажа судов на атомных реакторах (приказ Минприроды от 11.03.2021 года № 67) и прочих профессий.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Должностная инструкция

Должностная инструкция представляет собой один из основных документов на предприятии. Она содержит перечень выполняемых трудовых функций, а также список целей, задач отдельного работника, занимающего конкретную должность. Оформляется этот документ непосредственно при приеме на работу и выдается на руки вместе с экземпляром трудового договора.

Основные цели, которые преследуются при оформлении должностной инструкции:

  1. Формирование организационной основы на предприятии.
  2. Повышение уровня ответственности сотрудника за выполняемые им обязанности.
  3. Обеспечение объективности результатов проверки при необходимости проведения аттестации, наложения дисциплинарных взысканий, поощрений и т. д.

Разработка инструкции должна производиться согласно штатному расписанию, исходя из основных задач и функций, которые возлагаются на работника и подразделение в целом.

Как правило, к разработке целесообразно привлекать руководителей структурных подразделений для более четкого описания возлагаемых на сотрудника полномочий.

Обратите внимание! Оформлять инструкцию не обязательно. Нормы действующего трудового законодательства обязанности по выдаче инструкции не предусматривают.

Но все же иметь ее рекомендуется:

  • для разделения полномочий и зон ответственности между сотрудниками;
  • их детального ознакомления со своими обязанностями;
  • при необходимости доказать такое ознакомление в суде или рассмотрении жалобы сотрудника Рострудом. 

Изменение инструкций с учетом положений профстандарта

Что делать, если должностная инструкция уже утверждена и работник трудится согласно ей не один год, но необходимо привести ее в соответствии с профстандартом?

Как начать применять профстандарты?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Как обновить документ с учетом профстандартов?

Именно процедура внесения изменений чаще всего ставит работодателя в тупик. На самом деле все предельно просто. Если в должностную инструкцию необходимо внести поправки технического характера, то согласования с сотрудником не требуется.

В случаях, когда изменения в должностной инструкции повлекут за собой изменение трудовых функций или существенных условий труда, то в одностороннем порядке их нельзя внести. Согласно требованиям статей 57, 60 и 72 ТК, недопустимо, чтобы работодатель требовал выполнения функций, которые не закреплены трудовым договором за сотрудником.

Инструкция, являющаяся неотъемлемым дополнением к трудовому контракту, то работнику придется предложить ознакомиться с новым текстом и подписать его. Если никаких возражений нет, то подписывается дополнительное соглашение в виде новой инструкции или дополнений (изменений) к ней.

Если же дополнения коснутся изменений в технологическом или организационном процессе, то придется сотрудника предупредить о вносимых изменениях за 2 месяца. Если работник возражает, то ему придется предложить другую вакантную должность, но если она его не устроит, то придется уволить.

Подобным образом следует действовать, если должностная инструкция, документ, утвержденный на локальном уровне. Издается новая инструкция, с ней знакомят сотрудника под подпись и выдают ему на руки второй экземпляр. Если же он не согласен, то его предупреждают о предстоящих изменениях за 2 месяца, в случае отказа предлагают новую должность, но если он не согласен, то увольняют.

Если изменения касаются лишь названия должности, без изменений в функциональных обязанностях, то об этом информируют работника за 2 месяца до дня вступления в силу изменений. По истечении этого срока издается приказ, с которым знакомят работника, вносятся изменения в кадровую документацию, штатное расписание и трудовую книжку.

Намного сложнее обстоят дела, когда оказывается, что у работника нет необходимого стажа, опыта или образования, и он не соответствует профессиональному стандарту. Уволить такого человека нельзя, но и согласно требованиям статьи 195.3 ТК, если он будет продолжать трудиться, то работодатель будет нарушать требования законодательства. Если работник ценен для предприятия, то его можно переобучить. Хотя на практике, на это идут немногие работодатели.

Кому не уклониться от профстандартов?

С 01.07.2021 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Последствия изменений

Управление персоналом

Должностная инструкция по профстандарту позволит эффективно управлять персоналом

На самом деле, приведение инструкций в соответствии с профессиональными стандартами не должно являться самоцелью.

Главная цель документа под названием «должностная инструкция» — эффективное управление персоналом и определение четкого круга обязанностей каждого сотрудника. Если документ составлен не корректно, то требовать соблюдения обязательств перед предприятием от работника не стоит.

Следует также помнить, что несоблюдение требований ст. 57 (относительно обязательных требований, предъявляемых к трудовому договору) и 195.3 (о порядке применения профстандартов) ТК РФ могут стать причиной наложение административных санкций на работодателя в виде штрафов, которые предусмотрены статьей 5.27 КоАП.

В свете этого не рекомендуется подходить формально к вопросу, как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту, тем более что в ближайшем будущем, правительство полностью планирует заменить стандартами все квалификационные справочники.

Смотрите видео в котором подробно разбирается вопрос приведения должностной инструкции в соответствии профстандартам:

Пошаговая инструкция по разработке документа

Как составить должностную инструкцию по профессиональному стандарту? Начать придется с подготовительного этапа, состоящего из следующих шагов:

  1. формирование рабочей группы, которая займется анализом профстандартов и внедрением новых инструкций на предприятии;
  2. утверждение состава рабочей группы руководителем предприятия, путем издания распорядительного документа;
  3. анализ группой существующего штатного расписания;
  4. определение необходимости внедрения стандартов для конкретных должностей;
  5. анализ ЕТКС, ЕКС и профессиональных стандартов;
  6. при необходимости составление плана-графика проведения аттестации и направления сотрудников на дополнительное обучение, если они нуждаются в нем;
  7. анализ существующих должностных инструкций, локальных документов на соответствие профессиональным стандартам, определение необходимости внесения изменений в них или издания новых;
  8. анализ существующей системы оплата труда и определение необходимости ее
  9. корректировки;
  10. издание новых должностных инструкций или внесение изменений.

В целом получается, что пойти путем простого издания новых инструкций не получится. Придется провести ряд мероприятий, которые позволят говорить о том, что на предприятии действуют действительно должностные инструкции, соответствующие стандартам.

Процедура составления должностной инструкции состоит из следующих шагов:

  • подготовка шаблона для каждой отдельной профессии;
  • подача документа руководителю отдела, структурного подразделения;
  • создание инструкции;
  • подача документа на согласование с руководителем предприятия;
  • издание и утверждение документа;
  • ознакомление под подпись с работником.

Отдел персонала должен иметь у себя профессиональные стандарты, на случай, если работник захочет с ними ознакомиться. В процессе внедрения стандартов на предприятии может потребоваться корректировка оплаты труда и штатного расписания.

Если окажется, что какой-то сотрудник не имеет подходящего профильного образования или специализации, то для подтверждения его навыков и умений может быть проведена аттестация, которая подтвердить соответствие требованиям, выдвигаемых профстандартами.

При оформлении инструкции рекомендуется придерживаться правил ГОСТ Р 7.0.97-2021. В документе устанавливаются общие требования к оформлению распорядительных документов.

Профстандарты и должностные инструкции

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

§

Ежемесячно нам доверяют 5 млн человек

Структура инструкции по профстандарту

Составные части целого

Должностная инструкция состоит из 5 основных разделов

Следует понимать, что профессиональный стандарт не является должностной инструкцией. Это всего лишь документ, позволяющий правильно описать профессиональную деятельность, но никоим образом не стандартизирует должностные обязанности.

Стандарты не предусматривают систему оплаты труда, для этого работодатель должен опираться на установленные внутри компании локальные документы.

Работодатель вправе опираться при ранжировании оплаты труда в зависимости от квалификации и других показателей на Приказ Минтруда от 12.04.2021 года № 148н, устанавливающий градацию должностей и профессий.

На уровне законодательства не предусмотрено унифицированной формы должностной инструкции. Однако опираясь на распространенную практику, можно выделить следующие обязательные разделы:

  • общие положения;
  • функциональные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • заключительные положения.

В самом начале документа вверху ставится отметка о его утверждении руководителем предприятия.

В первом разделе прописываются сведения о том, каким образом происходит назначение на должность, подчиненность. Указываются предъявляемые требования к опыту, уровень образования, необходимые навыки и знания, которые потребуются для выполнения должностных обязанностей.

Информацию о наименовании должности и код ОКЗ берется из профстандарта из графы «Группа занятий». Название должности из графы «Возможные наименования должностей».

В разделе «Функциональные обязанности» фиксируются типовые действия, которые предписываются определенной профессии, а также развернутые характеристики, присущие ей.

Раздел «Права» посвящается правам, которые доступны на должности. Прописываются возможные связи с другими подразделениями и сотрудниками. Права, выражающиеся в получении доступа к определенным данными и документам, которые аккумулируются в других подразделениях.

В четвертом разделе фиксируется ответственность, предусмотренная на уровне законодательства и локальными документами предприятия.

В заключительном разделе прописываются общие положения, которые не вошли в остальные разделы.

В самом конце работник, для которого написана инструкция, ставит свою подпись.

Это тоже интересно:

  • Гастроскан адванс инструкция по применению
  • Гастрикумель инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Где должны находиться инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения
  • Гасит таблетки инструкция по применению цена
  • Гаси агрегат инструкция по эксплуатации

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии