Хивус 10 инструкция по эксплуатации

СВП проекта А8 («Хивус-10»)

СВП проекта А8 («Хивус-10»)

Катер-амфибия ХИВУС-10 предназначен для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, пассажирского, спасательного, туристического, медицинского, грузового или патрульного судна.

Район эксплуатации катера на воздушной подушке — водные бассейны с высотой волны не более 1,2 м.

Технические особенности катера на воздушной подушке:

— способность двигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, битому льду и преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели;
— оригинальная схема воздушной подушки (патент РФ N2097231), обеспечивающая высокий уровень безопасности движения за счёт повышенной маневренности и остойчивости;
— безопасное аварийное торможение на твёрдом грунте;
— не примерзающее ограждение воздушной подушки;
— малошумный винт.

подробное описание

МОДЕЛЬ БАЗОВАЯ ЦЕНА, РУБ., В Т. Ч. НДС ПРЕДОПЛАТА, % СРОК ПОСТАВКИ
Хивус – 10  (с двигателем Cummins ISF2.8) 80 3 месяца

Примечание:
Цена и срок поставки даны для базовой комплектации на условиях франко-завод (без доставки).

Гарантии:

  • корпус, рубка, система управления, электросистема (без аккумулятора), топливная система  — 1 год или 500 часов эксплуатации (что наступит раньше);
  • гибкое ограждение воздушной подушки — 1 год или 500 часов эксплуатации (что наступит раньше). Гарантия дается только на производственные дефекты. На эксплуатационные повреждения гибкого ограждения гарантия не распространяется;
  • двигатель — 1 год или 350 часов (что наступит раньше);
  • маршевый винт, вентиляторы — 1 год или 250 часов эксплуатации (что наступит раньше). На абразивный износ и механические повреждения гарантия не распространяется.

Цены на дополнительное оборудование, запасные части, оснастку и специальный инструмент (добавляются к базовой цене)

№ п/п Наименование Цена, рублей, в т. ч. НДС
1 Дизельный двигатель IVECO S30ENTC29 197 л.с.  (доплата)
2 Автономный жидкостный отопитель Webasto
3 Автономный воздушный отопитель Webasto
4 Двойное остекление
5 Стол раскладной
6 Наружные багажники или дополнительные топливные баки 2 х 60 л
7 Отделка  кожей, усиленная теплозвукоизоляция
8 Светогромкоговорящая установка
9 Радиостанция носимая/стационарная
10 Система спутниковой навигации
11 Стереомагнитола, антенна, акустика
12 Электрическая лебёдка
13 Дополнительная защита гибкого ограждения
14 Траверса с подъёмными стропами
15 Кильблоки, 2 шт.  
16 Нижний ярус гибкого ограждения (летний)
17 Нижний ярус гибкого ограждения (зимний) со съёмными защитными элементами
18 Съёмные защитные элементы (ЗИП)  
19 Брызгоотбойник нижний (или верхний)
20 Зубчатый ремень маршевый (ЗИП)
21 Зубчатый ремень вентилятора (ЗИП)
22 Термопистолет
23 Якорь 5 кг
24 Трейлер (разгрузка с помощью пневмодомкратов)
25 Трейлер саморазгружающийся
26 Пневмодомкрат
27 Чехол
28 2-й аккумулятор
29 Трап (пассажирский или водолазный)
30 Окраска в цвета по выбору заказчика (стандартный цвет — белый)
31 Упаковка катера в плёнку для транспортировки
  • Свидетельство о признании
  • Свидетельство о соответствии предприятия
  • Сертификат соответствия

Для консультации со специалистом заполните форму и мы вам перезвоним

Оставить заявку

Наверняка вы не раз видели подобные объявления, вывешенные остроумной шоферской братией в маршрутных такси. Когда я занял место за рулем «Хивуса-10», коллега, расположившийся с фотоаппаратурой на правом пассажирском кресле, признался, что машинально полез в карман за мелочью, дабы оплатить проезд. А водитель (это я про себя), как видно, и впрямь был малость глуховат. Иначе с чего это вдруг мне вздумалось по второму разу тянуться к кнопке стартера и делать попытки запустить и без того работающий мотор?

Основные характеристики СВП «Хивус-10»

Водоизмещение полное, кг 1670
Масса полезной нагрузки, кг 800
Пассажировместимость, чел. 8-10
Длина габаритная, м 7.45
Ширина габаритная (транспортировочная), м 3.30 (2.5)
Высота габаритная, м 2.55
Двигатель:
   тип ЗМЗ-409.10
   мощность, л.с. 143
Скорость хода по воде (снегу), км/ч:
   крейсерская 50 (70)
   максимальная 60 (90)
Угол преодолеваемого подъема, град. 6
Клиренс, м 0.5
Высота преодолеваемого препятствия, м 0.4
Расход топлива, л/ч 20
Емкость топливных баков, л 120
Дальность хода, км 400
Допустимая скорость ветра, м/с 15

Со слухом у меня вроде бы все в порядке. Скорее, стоило пенять на временный склероз, вызванный выставочной горячкой (дело было в самый разгар работы петербургской бот-шоу) и парой минут разговора по мобильному телефону, звонок которого настиг меня в тот самый момент, когда наша «маршрутка» наполнялась пассажирами. Дело в том, что 150-сильный двигатель «Хивуса» крутился на холостых оборотах настолько бесшумно, что опознать его работу можно было разве что по положению стрелки тахометра. В общем, я попросту успел забыть, что мотор уже включен. Ну, а если забежать вперед, то 10-местный аппарат на воздушной подушке, предоставленный для редакционных испытаний нижегородской компанией «Аэроход», напрочь разбил все мои давние представления о малом СВП, как о чем-то ревущем на весь белый свет, с трудом управляющемся, боящемся волны и напрочь лишенном комфорта.

Снаружи и внутри

О внешности «Хивуса» вполне можно судить по приведенным фотографиям. Действительно, чем не микроавтобус — пусть и с воздушным винтом? Одна, пожалуй, разница — в микроавтобус никто не проникает спереди, а вот на «Хивусе» входная дверь расположена на носовой переборке салона. Есть и достаточно просторная, выступающая вперед носовая палуба (чуть не назвал ее «бампером»), позволяющая без проблем работать со швартовными снастями при подходе к берегу, тем более что снабжена она высокими прочными релингами.

Единственное, но единодушное нарекание вызвал способ установки на полукруглом носу-бампере «Хивуса» электролебедки. Поскольку заднего хода у машины нет, торчащий спереди угловатый кронштейн может, не дай бог, наделать дел — например, при швартовке в сложных условиях. Лебедку, по мнению испытателей, стоит переставить на плоскость палубы, а носовую часть машины прикрыть надувным баллоном, исполняющим роль кранца-отбойника.

Ну а внутри… Внутри напрочь забываешь, что ты на воде. Просторный светлый салон с широким люком в потолке, мягкие продольные диваны для восьми пассажиров. На кормовой переборке установлены откидной столик и мини-бар. Кресло еще для одного пассажира расположено справа от водительского. Оба они регулируются и даже… снабжены ремнями безопасности! Рабочее место водителя решено «по-автомобильному»: ухватистая пухлая «баранка», грамотно и по-своему красиво оформленная приборная панель. Слева от кресла — рычаг газа и нечто, очень напоминающее обыкновенный автомобильный «ручник». Однако приводит он в действие не тормоза (которых тут нет), а стандартное фрикционное сцепление «волговского» мотора. Очень полезная вещь — при отключенном сцеплении винты не вращаются, что позволяет без проблем прогреть двигатель даже при повышенных оборотах.

Кстати, хоть мотор на «Хивусе» всего один — как на подавляющем большинстве небольших СВП, напор для создания подушки отбирается здесь не у ходового воздушного винта, а создается двумя отдельными 12-лопастными нагнетателями, горизонтально установленными в кормовой части аппарата. Ходовой 6-лопастной винт в кольцевой насадке приводится зубчатым ремнем, а вентиляторы нагнетателей вращает клиноременная передача. Но главное правило сохраняется — когда прибавляешь газ, ходовая тяга создается синхронно с наддувом.

Ограждение воздушной подушки состоит из трех надувных скегов из ПВХ (двух бортовых и центрального, расположенного по ДП), носового гибкого ограждения и кормовых закрылков. Центральный разделяет ее на два независимых отсека, в каждый из которых дует свой вентилятор. Фирменная «фишка» аэроходовских СВП — возможность быстро уменьшить давление наддува в правом или левом отсеках подушки, отделенных друг от друга упомянутым скегом. Те, кто хотя бы пару-тройку раз ходил на СВП, сразу меня поймут — чтобы более-менее резко развернуть этот капризный аппарат, ведущий себя на полном ходу, словно капля масла на раскаленной сковороде, нужно «зацепиться» бортом за воду. Обычно желаемый эффект достигается банальным сбросом газа, поэтому возможность проверить в действии патентованное приспособление меня весьма заинтересовала.

Принцип его работы заключается в том, что нажатием на правую или левую педаль (хоть педали выглядят по-авто-мобильному, ассоциации возникают скорее авиационные) можно приоткрыть заслонку дефлектора соответствующего отсека воздушной подушки (расположены дефлекторы на носовой палубе), уменьшив в нем давление и заставив тот или иной борт окунуться в воду, создавая дополнительное сопротивление.

По воде, аки посуху

Когда на борту помимо меня оказалось еще семь человек, я снялся с «ручника» — то бишь включил сцепление, заставившее вращаться и ходовой винт и вентиляторы наддува. Салон наполнился негромким, но ощутимым гулом. Характерного свиста и рокота, создаваемого обычно лопастями воздушных винтов, я так и не услышал — передающийся на алюминиевый корпус гул создавали в основном подшипники передачи.

К автомобильной «баранке» на аэролодках и СВП я обычно отношусь с некоторой настороженностью — слишком уж чувствительны подобные аппараты в управлении! Привычней и удобней на таких машинах ручка вроде самолетной. Но на «Хивусе»… Несмотря на то, что возле причала мне пришлось «поиграть газом», чтобы заправить его по нужной траектории, чувствовал я себя при этом почти как за рулем «Форда-Транзита» или, на худой конец, «Газели». Приходилось, конечно, помнить и о том, что заднего хода тут нет — от причала меня отпихнули доброхоты из пассажиров.

Оказавшись, наконец, на чистой воде, я дал полный газ. «Хивус» вначале «привстал» на воздушной подушке, словно оглядывая горизонт, и начал без особой спешки и суеты разгоняться. Оглянувшись назад, в салон, я заметил, что пассажиры успели откинуть столик и вовсю готовят бутерброды. Ну, думаю, бывать мне сегодня голодным — волна-то в заливе вон какая. Повалится вся заготовленная еда на пол…

Как бы не так! Понеслись мы по изрытому волновыми колдобинами заливу столь же ровно и мягко, как на микроавтобусе по гладкому шоссе — разве что слегка покачивало, хотя высота крутой ветровой волны достигала метра! На навигаторе GPS, словно на автомобильном спидометре, застыла цифра 50 км/ч, а на тахометре — 3800 об/мин (представители «Аэрохода» попросили меня не превышать этот показатель, чтобы поберечь необкатанный мотор). Лишь пару раз «Хивус» мягко «уперся» тугим бортовым скегом в особо высокую и крутую волну, на несколько секунд сбросив скорость до 35-40 км/ч. Чтобы удержать «Хивус» на курсе даже при сильном ветре и волнении, достаточно перекладок штурвала градусов на двадцать-тридцать, не более, поэтому при желании можно рулить коленкой, как автомобилем на прямой трассе.

А вот «дворники» (которыми оборудованы все три ветровых стекла машины, включая и стекло входной двери) пришлось все же включить. Вынудила на это выбивающаяся из-под носовой «юбки» водяная пыль. Недаром тумблер стеклоочистителя считается на СВП одним из главных рычагов управления!

Естественно, не удержался я и от пробы патентованного педального управления креном. На тихой воде, под прикрытием берега, педали более-менее действуют — нажатие на левую педаль, как на самолете, вызывает пусть и не особо охотное, но заметное отклонение машины влево (и наоборот). А вот в волну… Поскольку в ту погодку, что сопутствовала тесту, наш парусящий «микроавтобус» постоянно испытывал крен под влиянием ветра и волны, желаемый эффект приносило использование лишь педали подветренного борта, и без того нагруженного.

Посуху, аки по воде

По обширному песчаному пляжу оранжевому от вечернего солнца, прогуливается дама с собачкой. Судя по безмятежному поведению этой одинокой пары, наше довольно бесшумное приближение к берегу она засекла разве что метров за сто, да и то особо не обеспокоилась — едет по воде катер, ну и что тут такого? На берег же он не выскочит?

Однако «катер», не сбавляя хода, на берег все-таки выскочил. Дама рванулась в одну сторону, собачка в другую, но сковывающий поводок заставил обеих застыть месте.

Не волнуйтесь — безопасность маневра у меня сомнений не вызывала. Я даже позволил себе сбросить газ, чтобы даму с собачкой не засыпало песком, поднятым ходовым винтом и нагнетателями воздушной подушки, и проехался зигзагом между четырех футбольных ворот установленных на пляже щедрым районным муниципалитетом. При этом, как и при маневрировании на воде в гавани, пришлось поработать не только рулем, но и ручкой газа.

В отличие от проявивших бдительность дамы и собачки, несколько юных любителей вечернего загара, застрявших на пляже допоздна, проявили легкомысленную беспечность — подхватили свои бесхитростные пожитки и двинулись поперек нашего курса, не обращая внимания на летящий по пес-ку»Хивус». «Пешеход всегда прав!» — припомнилось мне старинное изречение, и я резко сбросил газ, отчего машина остановилась, как вкопанная. Увы — затормозил я аккурат между двух песчаных холмов, и дальнейшие попытки стронуть аппарат с места, даже при помощи энергичной раскачки воздушными рулями, успеха не имели.

Открыть носовую дверь удалось не сразу — у автомобилистов такая штука именуется «диагональным вывешиванием», и именно это стало причиной того, что корпус «Хивуса» малость перекосило. Впрочем, попробуйте на обыкновенной «девятке» заехать правым передним колесом на один бугорок, а левым задним на другой — двери тоже будут открываться и закрываться с трудом!

К помощи электролебедки прибегать не пришлось — один из пассажиров слегка подтолкнул нос «Хивуса» влево, а я прибавил газу… Правда, машина, вновь обретя ход, поехала не столько вперед, сколько боком — скатываясь на «воздушной смазке» со склона песчаного холма.

Выводы

Здесь можно опять по третьему-четвертому разу провести параллели с микроавтобусом. Но давайте вместо них — большие гонки!

На базу мы возвращались все по той же волне высотой 0.6-1 м. На столике в салоне «Хивуса» поплескивает чаек, а портативная рация, ради интереса поставленная прямо на «торпеду», и не думает валиться под ноги. Тихо наигрывает радио, мерно гуляют по лобовым стеклам «дворники». Одна рука на руле, в другой — телефон: «Скоро буду дома!»

Прямо перед нами борется с волной 5метровый РИБ с 90-сильным мотором. Скорость у него повыше, чем у нас (около 70 против наших 45-55 км/ч в зависимости от капризов ветра). Затянутых в непромокаемые комбинезоны и спасательные жилеты ребят то и дело обдает водяными брызгами, лодка регулярно взмывает в воздух с гребня особо крутой волны. Один из парней в РИБе, заметив нас, крутит в воздухе рукой — давай, мол, газу!

Как вы думаете, кто первым дошел до пирса? Конечно, мы!

Конкуренты вскоре свернули на фарватер, чтобы не угробить мотор, а мы дунули напрямик — по мелководью Маркизовой лужи, по песчаным косам, над которыми злобно плясали желтые стоячие валы и где глубины было чуть выше, чем по щиколотку. «Хивус», пролетая над этой смесью воды с песком, лишь пару раз игриво «вильнул хвостом» — «почуял мель», как выразился бы Марк Твен, немало поработавший лоцманом.

Вскоре после возвращения на берег мокрый экипаж РИБа заглянул к нам на огонек. Я и сам большой ценитель РИБов, но… Давние друзья не стали обвинять меня в предательстве. Устроившись на мягких диванах, оба огляделись и в один голос сказали: «Вещь!»

Катер-амфибия ХИВУС-10 предназначен для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, пассажирского, спасательного, туристского, медицинского, грузового или патрульного судна.

Район эксплуатации катера на воздушной подушке — водные бассейны с высотой волны не более 1,2 м.

Корпус и рубка

Корпус и рубка катера на воздушной подушке изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава. Основной метод соединений конструкций — клёпка. Корпус катера разделен двумя переборками на 3 отсека: носовой отсек, отсек салона и отсек моторного отделения.

Такая конструкция обеспечивает коррозионную стойкость, лёгкость, прочность и высокую ремонтопригодность.

Ограждение воздушной подушки

Ограждение воздушной подушки состоит из трёх надувных скегов (бортовых и диаметрального), носового и кормового гибкого ограждения. Каждый скег имеет двухъярусную конструкцию. Бортовые скеги верхнего яруса имеют 5 отсеков, диаметральный скег верхнего яруса — один. Скеги нижнего яруса — односекционные. Материал ограждения — пятислойная ткань на основе ПВХ с добавкой полиуретана и армированная полиэстером. Для защиты от повреждений наружные борта верхних ярусов скегов защищены двумя слоями ткани: капроновой и ПВХ-тканью; нижние ярусы скегов оклеены полиуретановой пленкой.

Двигатель

Предусмотрена установка следующих двигателей: бензинового ЗМЗ-409 мощностью 143 л.с., дизельного IVECO S30ENTC29 мощностью 198 л.с., бензинового Toyota 2TR мощностью 166 л.с., дизельного Cummins ISF2.8 мощностью 150 л.с.

Воздушный винт 

Для увеличения КПД винта и повышения безопасности маршевый малошумный винт установлен в кольцевой насадке. Лопасти винта и насадка изготавливаются из стеклопластика. Поверхностный слой лопастей винта армирован материалом, предотвращающим абразивный износ. Входящая часть кольцевой насадки закрыта защитной сеткой. Привод винта осуществляется через зубчатый ремень.

Нагнетательные вентиляторы 

На катере установлены два осевых вентилятора. Лопасти вентилятора изготавливаются из стеклопластика. Передача вращения от карданного вала двигателя к редуктору вентилятора осуществляется зубчатым ремнем и карданным валом.

Система управления

Управление по курсу осуществляется тремя воздушными рулями с приводом от штурвала и изменением давления в камерах воздушной подушки с приводом от педалей.

Обитаемость

Просторный салон катера имеет следующие размеры: длина — 3,50 м, ширина — 1,85 м, высота — 1,29 м. Остекление всего периметра рубки и зеркала заднего вида обеспечивают круговой обзор. В носу, по левому борту устанавливается регулируемое кресло водителя, а по правому борту – кресло пассажира. За креслами, вдоль бортов устанавливаются два четырёхместных дивана-рундука или четыре откидные двухместные банки (скамейки). Вставленные между рундуками спинки диванов образуют дополнительное спальное место. Салон отделывается винилискожей. Возможна установка складного столика.

Салон обогревается двумя автобусными отопителями, обеспечивающими комфортную температуру в самые сильные морозы. По желанию заказчика может быть установлен автономный отопитель.

В подволоке салона установлены два люка.

Комплектация

На катере установлены пост управления с панелью приборов, тумблерами системы управления, аккумулятор ёмкостью 75 а/часов, три стеклоочистителя, навигационно-отличительные огни, две фары-искатели, две противотуманные фары, два светильника освещения салона, прикуриватель-розетка 12 В, носовой релинг, 4 швартовные утки, два топливных бака, звуковой сигнал, электрическая система подкачки нижних ярусов скегов, поручни на крыше рубки. По требованию заказчика катер может быть укомплектован якорем с якорным концом, швартовами, такелажной балкой со стропами, спасательными жилетами, радиостанцией, стереомагнитолой, отопителем для предпускового подогрева двигателя и отопления салона при неработающем двигателе, электролебёдкой, трейлером, кондиционером, холодильником, системой спутниковой навигации и т.д.

Технические особенности катера на воздушной подушке:

— способность двигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, битому льду и преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели;

— оригинальная схема воздушной подушки (патент РФ N2097231), обеспечивающая высокий уровень безопасности движения за счёт повышенной маневренности и остойчивости;

— безопасное аварийное торможение на твёрдом грунте;

— не примерзающее ограждение воздушной подушки;

— малошумный винт.

Использованы фотографии: Аэроход СК, ООО

Опубликовано: 20.12.2017

СВП Хивус-10

Устройство и особенности амфибийных катеров на воздушной подушке производства компании «Аэроход».

     Амфибийные катера на воздушной подушке семейства «Хивус-6-10» предназначены для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, спасательного, туристского, медицинского и патрульного судна. 
В соответствии с Правилами Российского Речного Регистра район эксплуатации катеров данного семейства водные бассейны с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 1,2 м. Катера способны двигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, битому льду и преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели. Катера работают в диапазоне от -40 град. С до +50 град. С. Катера спроектированы по требованиям класса +Р1,2. Они поставляются, как с классификационными документами Российского Речного Регистра, так и поставленными на учет в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Рис. 1. Амфибийный катер на воздушной подушке «Хивус». Внешний вид и общее расположение.

     Корпус представляет собой платформу с низкими бортами и палубой, установленную сверху на надувные скеги из поливинилхлоридной ткани. В палубе этой платформы имеется кокпит, над которым сверху установлена ходовая рубка, имеющая форму усеченной неправильной шестиугольной пирамиды. Корпус катеров разделен двумя водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: носовой отсек (форпик), отсек салона и отсек моторного отделения.

     Салон амфибийного катера на воздушной подушке «Хивус-6» имеет следующие размеры: длина — 2,50 м, ширина — 1,85 м, высота — 1,34 м. Салон АКВП «Хивус-10» имеет длину на 1 м больше – 3,50 м. Остальные размеры салона идентичны размерам «Хивус-6». Рубка имеет остекление по всему периметру, что обеспечивает круговой обзор.

Рис. 2. Амфибийный катер на воздушной подушке «Хивус». Внешний вид со снятой рубкой и креслами, а также компоновка салона с банками.

Лобовые стекла выполнены трехслойными из стеклопакетов. Боковое и кормовое остекление выполняется из органического стекла. Могут устанавливаться стеклопакеты. Пост управления расположен в носовой части рубки, по левому борту. Катера семейства «Хивус-6-10» имеют две основных компоновки: с креслами, расположенными побортно, в которых пассажиры сидят лицом по ходу движения, и с бортовыми банками, на которых пассажиры сидят лицом друг к другу. Вторая компоновка обеспечивает большую вместимость. В подволоке салона имеется люк, (на «Хивусе-10» два люка) который, одновременно, служит аварийным выходом.

     Корпус и рубка катера изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава АМг-61М (1561М). Особенностью изготовления деталей корпусов данного семейства является применение для них исключительно листового алюминиевого проката толщиной 0,7-1,0 мм. Детали изготавливаются методом гибки. Это сделано для максимального облегчения корпусных конструкций катера. В то же время, это влечет снижение прочности и жесткости изготовленных деталей и всего элемента конструкции, так как деталь, изготовленная методом гибки, существенно менее прочна, чем такая же деталь, изготовленная из прессованного алюминиевого профиля.   Основной метод соединений конструкций корпуса — клепка. Применение сплава 1561М обеспечивает достаточно высокую коррозионную стойкость.

     Гибкое ограждение воздушной подушки семейства амфибийных катеров «Хивус-6-10» представляет собой модифицированную схему скеговых гибких ограждений, традиционно применяющихся для катеров подобного типа и назначения судостроительными компаниями города Нижнего Новгорода (Стрелец, СВП-500, Марс и др.) Гибкое ограждение воздушной подушки состоит из трех надувных скегов (бортовых и диаметрального), носового и кормового гибкого ограждения. Каждый скег имеет двухярусную конструкцию и разделен на четыре герметичных отсека. Материал ограждения — пятислойная ткань на основе ПВХ с добавкой полиуретана и армированная полиэстером. Для защиты от проколов и истирания борта скегов они имеют трехслойную конструкцию, а нижний ярус скегов защищен протектором из полиуретана. Имеются данные об изготовлении ГО АКВП «Хивус» из ткани «ОРСА-4588» (Франция). Конструктивное исполнение соединения ограждения воздушной подушки с корпусом (леер в ликпаз) позволяет

Рис. 3. Гибкое ограждение и движительный комплекс амфибийных катеров на воздушной подушке «Хивус 6-10». Вид с кормы.

                                                                                                                          Таблица 1

Основные технические характеристики АКВП «Хивус-6»

Класс Российского Речного Регистра

+ЭР1,2СВП

Главные размерения и характеристики:

длина, м

6,45

ширина, м

3,30

высота, м

2,55

водоизмещение порожнем, кг

800

полезная нагрузка, кг

500

полная масса, кг

1350

пассажировместимость (короткие-длинные рейсы), чел.

6

Скоростные характеристики:

на воде, км/ч

50-70

на твердом экране

70 — 110

Мореходность:

максимальная высота волны, м

1,2

допускаемая скорость бокового ветра, м/с

15

Амфибийные качества:

Клиренс между скегами, м

0,4

высота преодолеваемого препятствия, м

6

крутизна преодолеваемого подъема, град

98-143

Мощность главного двигателя, л.с.

120

Емкость топливных баков, л

400

быстрый его монтаж и демонтаж. Данная схема гибкого ограждения воздушной подушки обеспечивает более высокий уровень безопасности движения, повышенную маневренность и остойчивость за счет секционирования воздушной подушки по отношению к скеговым гибким ограждениям других АКВП подобного типа (Марс, Стрелец). Она, также, допускает безопасное аварийное торможение на твердом грунте, а также меньшее примерзание к твердому экрану, по отношению к гибким элементам двухъярусного гибкого ограждения классической конструкции. Данная схема гибкого ограждения воздушной подушки защищена патентом РФ N 2097231.

     Моторный отсек семейства амфибийных катеров на воздушной подушке «Хивус-6-10» представляет собой открытую платформу между двумя блоками вертикально расположенных осевых нагнетателей, защищенную кожухом, имеющим несколько отверстий большого размера, для обеспечения охлаждения двигателя. Такая компоновка допускает установку на катера достаточно большого количества различных двигателей, имеющих близкие эксплуатационные характеристики и массу. На АКВП семейства «Хивус-6-10» предусмотрена установка следующих двигателей:

  • 4-х цилиндрового карбюраторного ЗМЗ 4063.10, мощностью 110 л.с.;
  • 4-х цилиндрового с распределенным впрыском ЗМЗ 409, мощностью 143 л.с.;
  • 4-х цилиндрового с распределенным впрыском Toyota 2TR 166 л.с.
  • 4-х цилиндрового дизельного с распределенным впрыском ЗМЗ 514, мощностью 98 л.с.;
  • 4-х цилиндрового дизельного с распределенным впрыском «Mitsubishi 4M40», мощностью 128 л.с;
  • 4-х цилиндрового дизельного с ТНВД Steyer мощностью 140 л.с.;

     В последнее время производитель предлагает установку дизельного двигателя семества IVECO F1C, 146 л.с.  

Рис. 4. Компоновка моторного отсека амфибийных катеров на воздушной подушке «Хивус 6-10».

Подъемно-движительный комплекс амфибийных катеров на воздушной подушке «Хивус-6-10» включает один воздушный винт и два осевых нагнетательных вентилятора. Подъемно-движительный комплекс приводится во вращение единой

Рис. 5. Амфибийный катер на воздушной подушке «Хивус». Расположение моторного отсека и подъемно- движительного комплекса.

трансмиссией, включающей один плоскозубчатый ремень привода воздушного винта и два клиновых (на более поздних модификациях катеров зубчато-клиновых) ремня приводов осевых нагнетателей. Передача вращения со шкива на осевой нагнетатель передается при помощи карданного вала и конического редуктора.

                                                                                                                          Таблица 2

Основные технические характеристики АКВП «Хивус- 10»

Класс Российского Речного Регистра

+ЭР1,2СВП

Главные размерения и характеристики:

длина, м

7,55

ширина, м

3,30

высота, м

2,55

водоизмещение порожнем, кг

800

полезная нагрузка, кг

500

полная масса, кг

1670

пассажировместимость (короткие-длинные рейсы), чел.

8-10

Скоростные характеристики:

на воде, км/ч

50-70

на твердом экране

70 — 110

Мореходность:

максимальная высота волны, м

1,2

допускаемая скорость бокового ветра, м/с

15

Амфибийные качества:

Клиренс между скегами, м

0,5

высота преодолеваемого препятствия, м

0,4

крутизна преодолеваемого подъема, град

6

Мощность главного двигателя, л.с.

98-143

Емкость топливных баков, л

120

Дальность хода по запасу топлива, км

400

      На катерах данного семейства применен 6 — лопастной малошумный воздушный винт, который установлен в кольцевой стеклопластиковой насадке. Лопасти винта также изготавливаются из стеклопластика. Поверхностный слой лопастей винта армирован полиуретановой пленкой, снижающей абразивный износ. Входная часть кольцевой насадки закрыта защитной сеткой. Привод винта осуществляется при помощи зубчатого ремня фирмы «Bando».

     Конструкция воздушного винта представляется не очень удачной (см. рис. 6), о чем свидетельствуют проблемы, возникающие у судовладельцев. Как правило, из строя выходят оси лопастей, закрепленные в ступице. Оси лопастей работают в условиях изгиба и кручения. При этом приложенные нагрузки имеют динамический характер, нелинейно изменяющийся во времени. Эксплуатационные дефекты возникают в виде продольного растрескивания оси, что ведет к резкому снижению момента инерции поперечного сечения и разрушению оси.

     В настоящее время компанией «Винт-НН» (Нижний Новгород) разработан и испытан малошумный винто-вентилятор c поворотными лопатками ВВ-1600-4  (4 — лопастной воздушный винт) для катеров семейства «Хивус-6-10». Винто-вентилятор ВВ-1600-4 был установлен на АКВП «Хивус-10» (с двигателем ЗМЗ-409), принадлежащий ООО «Логопром — Борский перевоз», который эксплуатируется на пассажирской линии  город .Бор – город Нижний Новгород через реку  Волга. В апреле 2009 года были проведены совместные испытания АКВП «Хивус-10» с винто — вентилятором ВВ-1600-4 представителями фирм ООО «Логопром — Борский перевоз» и ООО «Винт-НН».  

Рис. 6. Конструкция ступицы маршевого винта АКВП «Хивус» компании Аэроход

Рис. 7. Винто-вентилятор c поворотными лопатками ВВ-1600- 4 и шкив ведомый к нему.

     В ходе проведения испытаний и дальнейшей эксплуатации были определены наиболее эффективные установочные углы атаки лопастей и режимы работы двигателя. Установлено, что применение винто-вентилятора ВВ-1600-4 позволило увеличить скорость катера на 10-20 км/ч в зависимости от метеоусловий по сравнению с серийным 6-ти лопастным стеклопластиковым воздушным винтом. Оно обеспечило уменьшение расхода топлива на 10-20% при непродолжительных переходах (работа на переправе),  до 30% — на дальних переходах. Для установки ВВ-1600-4 на СВП “Хивус” требуется заменить шкив ведомый маршевого винта на шкив ведомый ООО “Винт-НН”, обеспечивающий передаточное отношение 2,9.

     Нагнетатели АКВП семейства «Хивус-6-10» представляют собой два осевых 12-ти лопастных вентилятора. Лопасти вентиляторов изготавливаются из стеклопластика и армированы полиуретаном, предотвращающим абразивный износ.

     Система дистанционного управления катерами семейства «Хивус-6-10»   отличается достаточной простотой и эффективностью. В качестве системы управления применяется комбинация из тросовой схемы и гибких приводов. Управление по курсу осуществляется с помощью рулевого устройства, включающего рулевое колесо и три воздушных руля, расположенных на задней кромке насадки воздушного винта. Дополнительно управление по курсу на малых скоростях может корректироваться изменением давления в камерах воздушной подушки с приводом от педалей. Система управления двигателем стандартная, катерного типа.

Рис. 8. Органы управления АКВП «Хивус-6-10».

     Системы, обслуживающие главный двигатель АКВП семейства «Хивус-6-10», включают топливную систему, систему охлаждения и систему газовыхлопа. Система охлаждения состоит из радиатора охлаждения, установленного между двигателем и ходовой рубкой и подводящих и отводящих трубопроводов. Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 120 л, установленных побортно впереди нагнетателей под палубой и подводящих трубопроводов. Система газовыхлопа включает отводящий газовыхлопной трубопровод и глушитель, устанавливаемый на задней кромке моторного отсека под насадкой.

     Амфибийные катера на воздушной подушке семейства «Хивус-6-10»  имеют якорно-швартовное устройство, системы вентиляции и отопления. Якорно-швартовное устройство представляет собой четыре утки, расположенные на палубе. Система общеобменной вентиляции естественного типа. Система отопления представляет собой радиатор отопителя и вентилятор, установленные на левом борту под сиденьем водителя. Подогрев теплоносителя в радиаторе отопителя от главного двигателя. На ряде катеров устанавливаются автономные отопители.

    Электрооборудование катеров включает панель приборов, автоматы защиты сети, аккумулятор емкостью 75 амперчасов, три стеклоочистителя, навигационно-отличительные огни, две фары-искателя, две противотуманные фары, светильник освещения салона, прикуриватель-розетка 12В.

     Особенности производства, поставки и сервисного обслуживания АКВП «Хивус-6-10» производства компании Аэроход.

     Компанией Аэроход организовано единственное в России крупносерийное производство амфибийных катеров на воздушной подушке семейства «Хивус-6-10» и их отдельных элементов. Компания имеет численность персонала около ста работающих. Производство АКВП «Хивус-6-10» к настоящему времени полностью локализовано у производителя, на второй территории завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. К наиболее крупным контрагентам компании Аэроход, поставляющим узлы и покупные изделия можно отнести Заволжский моторный завод (двигатели семейства ЗМЗ. 406-409), Заволжский завод по производству тяжелых гусеничных тягачей (узлы привода нагнетателей), поставщик плоскозубчатых ремней «Bando» — например Кэнимацу Корпорейшн (Япония) (представительство в Москве), поставщик ПВХ тканей для ГО.  По оценкам экспертов к настоящему времени выпущено около 230-250 катеров обеих модификаций, возможно несколько больше.

     В то же время, маркетинговая политика, экономическая и производственная стратегии компании Аэроход построены на простоте конструкции катеров семейства «Хивус-6-10», у которых в жертву достаточно высоким (для АКВП такого типа) тактико-техническим данным и высокой рентабельности производства принесена надежность и умышленно снижены характеристики долговечности. Поэтому в настоящее время производство компании Аэроход базируется на двух сопоставимых по объему компонентах:

  • строительство новых катеров;
  • ремонт и модернизация катеров, находящихся в эксплуатации, а также производство запасных частей к ним.

     Изготовитель устанавливает следующие гарантии на амфибийные катера на воздушной подушке семейства «Хивус-6-10» и их отдельные элементы:

  • Собственно катер – 1 год;
  • Металлоконструкции корпуса и рубки – 1 год или 500 часов эксплуатации (что раньше);
  • Гибкое ограждение воздушной подушки (гарантия дается только на производственные дефекты, на эксплуатационные повреждения гибкого ограждения гарантия не распространяется) — 1 год или 500 часов эксплуатации (что раньше);
  • Главный двигатель — 1 год или 350 часов (что раньше);
  • Подъемно – движительный комплекс, включающий маршевый винт и нагнетатели,  (на абразивный износ и механические повреждения гарантия не распространяется) — 1 год или 250 часов эксплуатации (что раньше).
  • Рулевое устройство и устройство дистанционного управления катером — 1 год или 500 часов эксплуатации (что раньше);
  • Системы катера — 1 год или 500 часов эксплуатации (что раньше);
  • Электрооборудование катера (без аккумулятора) — 1 год или 500 часов эксплуатации (что раньше).

     Во время эксплуатации с периодичностью около 400 часов необходимо менять подшипники ведущего шкива, приводные ремни, заливать масло в редукторы.

     Эксплуатирующими организациями отмечаются в качестве достоинств АКВП семейства «Хивус-6-10» следующие качества:

  • высокие скоростные качества на тихой воде и твердом экране;
  • высокая курсовая устойчивость;
  • достаточная вместимость;
  • непотопляемость.

Эксплуатирующими организациями отмечаются в качестве недостатков АКВП семейства «Хивус-6-10» следующие качества:

  • недостаточная поворотливость из-за наличия одного движителя;
  • из-за особенностей конструкции гибкого ограждения при движении над торосистой поверхностью необходимость снижать скорость до 5 -10 км/час из-за опасности повреждения скегов, при этом при попадании на сплошные торосы высотой 10-20 см вероятны потеря воздушной подушки и невозможность дальнейшего движения;
  • недостаточная надежность надувных скегов, так как их повреждение приводит к потере поддерживающей силы, что существенно влияет на ходовые качества катера, а повреждение тканевого закрытия в носу или корме приводит к потере давления воздуха воздушной подушки, что существенно влияет на ходовые качества катера, при этом
    ремонт в полевых условиях сложен;
  • узлы крепления осей рулей и тяг между рулями требуют постоянного внимания (требуется регулярно проверять затяжку и менять пластиковые вкладыши), в противном случае возникают люфты в системе и ее отказ;
  • низкая надежность электрооборудования, когда в условиях повышенной влажности выходят из строя реле и другие приборы;
  • плохой обзор с места судоводителя по курсу из-за проемов дверей;
  • запотевание стекол из-за недостаточного прогрева рубки;
  • ненадежность стеклоочистителей;
  • недостаточная прочность настила палубы перед рубкой;
  • отсутствие заднего хода.

     Стоимость нового АКВП «Хивус-6» без сертификации в Российском Речном Регистре с двигателем ЗМЗ-409 по прайс-листу производителя составляет 1,59 млн. руб., нового АКВП «Хивус-10» с двигателем ЗМЗ-409  по прайс-листу производителя составляет 1,88 млн. руб. По сообщению производителя, стоимость нового АКВП «Хивус-10» с двигателем ЗМЗ-409 с сертификатом Российского Речного Регистра составляет 2,30 млн. руб., с двигателем IVECO F1C, 146 л.с.  составляет 3,00 млн. руб.

     Стоимость среднего ремонта АКВП семейства «Хивус-6 – 10» составляет 0,24 млн. руб.

     Накоплен существенный опыт эксплуатации АКВП семейства «Хивус-6-10», как положительный, так и отрицательный, что позволяет оценивать параметры эксплуатации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Ниже приведен список потребного бортового снаряжения АКВП «Хивус-6-10», используемый при эксплуатации катеров в районах Северо-Восточной Сибири.

                                                                                                                          Таблица 3

СПИСОК БОРТОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ АКВП «Хивус»

 Подшипник 46307        

1

Винт

Подшипник 6-180306 АС9    

1

вал первичный

Подшипник 6-180305 АС9 

1

вал ведущий

Подшипник 6-180206 АС9   

1

вал+винт

Подшипник 6-20803      

1

шкив ведомый

Подшипник 6-20703  

1

шкив ведомый

Подшипник редуктора  6-206

3

Подшипник редуктора  6-204

1

Подшипник выжимной6-360710УС9

1

Бензонасос

1

Датчик фазы (на распредвал)

1

Датчик положения коленвала

1

Датчик положения дроссельной заслонки

1

Датчик массового расхода воздуха

1

Датчик температуры

1

Фильтр топливный BOSCH   

1

Свеча зажигания 

4

Катушка зажигания 

1

Модуль зажигания МИКАС

1

Ремень генератора (Балаково, без гидроусилителя)   

1

Манжета вала винта передняя 12-2401060-Б (ГАЗ 3110)  52х72х10

1

Манжета вала винта задняя  31029-1701043 (ГАЗ 3302)  35х48х7

1

Манжета редуктора  (ГАЗ-71) 28,5х46,5х10

2

ремень  (приводной на маршевый винт)

1

Ремни приводные на подъемные вентиляторы

2

Набор вытяжных заклепок     

70

Набор болтов, гаек, шайб М6-М12 ( компл.)

1

Лист алюм. 0,5х0,5 м         

1

Уголок алюм. 20х20 (25х25)  1 м      

1

Фильтр топливный тонкой очистки

3

Хомуты разные   (компл.)

3

Насос  эл. для подкачки скегов

1

Насос ножной (или ручной) для подкачки скегов с переходником

1

Набор предохранителей

1

Набор рожковых ключей от 7 до 27    ( компл.)

2

Набор головок   (компл.)

1

Набор отверток крест и плоских по 3 шт.  ( компл.)

1

Ключ газовый

1

Съемник для подшипников   

1

 Молоток      

1

Ключ для клапана «Баджер»  на «Хивус-10»

1

Приспособление для балансировки винта

1

паяльная лампа + труба для прогрева двиг.

1

зимой

Горелка газовая с баллоном

1

Пистолет клепальный     

1

Ножовка по металлу с запасными полотнами

1

Пассатижи 

1

Дрель ручная     

1

Набор сверел 2 -10мм(в т.ч. под резьбы) 

1

Набор плашек, метчиков с воротками под резьбы М4-М10

1

Надфиль алмазный плоский, трехгранный, круглый   1 компл.

1

Набор шестигранников до 12 мм  1 компл.

1

Ключ свечной                                           

1

Напильник бархатный трехгранный и плоский 

1

 Проволока контровочная

Фал капроновый 6мм     

20м

Фал капроновый 8мм       

25м

Герметик автомобильный 

1

 ФУМ лента  

1

Брезент тонкий 3х3м для прикрытия двигателя на прогреве

1

зимой

Смола ЭД 200 (250) г.  В комплекте с отвердителем   

1

Стеклоткань Т11-ГВС9     

1 м

Холодная сварка        (тюбик)

2

скотч       

1

Покрывало огнезащитное

1

Огнетушитель

2

Круг спасательный

1

летом

Жилет спасательный

9

летом

Якорь

1

летом

Набор для ремонта скегов

                     баннерная ткань

2 кв.м

                     пленка для нижних скегов

1кв.м

                     клей для заводских скегов

1 литр

                     Ацетон для обезжиривания

0.5литра

                     Растворитель (Диметилформамид)

0.5литра

                     чистая ткань для работы

2кв.м

                     ткань для резиновых камер

2 кв.м

                     клей для резиновых камер

1 литр

                     фен

1

камера бортовая

1

камера центральная

1

Домкраты

2

масло моторное

5 л

масло трансмиссионное

1 л

Смазка Литол или ШРУС

1 тюбик

тосол

5 л

     Сервисное обслуживание построенных катеров компанией Аэроход производится на регулярной основе по отдельным договорам. Сервисная служба и централизованное снабжение судовладельцев запасными частями на предприятии есть. Информация об основных комплектующих и покупных изделиях для катеров и ценах на них производителем умеренно публикуется.

     При этом в связи с большим количеством произведенных компанией Аэроход АКВП семейства «Хивус-6-10», в последнее время, наметилась тенденция выхода на рынок компаний, специализирующихся, в том числе, на производстве отдельных элементов АКВП «Хивус 6-10» (например, таких, как компания «Винт-НН» г. Нижний Новгород) или поставке покупных изделий к АКВП «Хивус-6 -10» и оказании сервисных услуг по ремонту этих катеров (например, таких, как компания СВП «Сервис» г. Нижний Новгород).

Очередной «Хивус-10» поступил в ТСЦ «Флагман».
Комплектация «Арктика».
Скомплектован, подготовлен и заточен под индивидуальные требования покупателя.

Так-как это нестандартная конфигурация, расскажем, что же в нем есть.


В сервисном центре происходит индивидуальный тюнинг каждого СВП, по пожеланиям заказчиков. Набор опций широк и индивидуален.


Итак, исполнение «Арктика». Соответствующий окрас, утепленный салон, двойные стеклопакеты, двигатель Тойота 2TR, предпусковой подогреватель для мотора и отопитель салона Webasto.

Гибкое ограждение баллоны из французского материала ORCA, отличающегося от стандартной ПВХ ткани большей износостойкостью и главное эластичностью при низких температурах. Нижние зимние баллоны изготовлены с чешуей из того же материала.

Дополнительные бензобаки под кольцом ДРК

Дополнительные бензобаки по бортам.

На шахтах нагнетателей стальные решетки вместо идущих с завода сеток.
Очень удобная опция, можно смело наступать при заправке и обслуживании мотора.

Вот еще одна необходимая опция, фиксатор горизонтальных рулей.
Необходим тем кто перевозит Хивус на дальние расстояния, иначе встречным потоком рули загибает и раскачивает прицеп.

Спасательный круг, спиннингодержатели.

Лебедка.

Бампер нового образца, без ПВХ и с защитой фар

Саморазгружающийся прицеп «Багем 711023», обеспечивает возможность самостоятельного съезда и заезда СВП без использования пневмодомкратов.

Защитный кофр для лебедки прицепа

Столик пассажира, с адаптером 220в, прикуривателем и USB питанием.
Удобное место для всех фотоаппаратов, навигаторов, телефонов и другой аппаратуры.

Рундуки вместо стандартных ножек.
Тоже обязательная опция от Флагмана, если конечно вам не надо полностью освобождать салон поднятием сидений для перевозки бочек например.

Столик и полочки с антиштормовым бортиком.

Пульты управления обогревателем мотора и отопителем салона Webasto.

СГУ (сигнальное громкоговорящее устройство)

На коротких дистанция, когда дополнительные баки не нужны, на крепеж баков установлены быстросъемные потопчины, можно ходить, а можно сидеть и рыбачить.

Большинство из перечисленных опций были реализованы в ТСЦ «Флагман».


Суда на воздушной подушке «Хивус», компании Аэроход, подготовленные и проданные «Флагманом», трудятся и покоряют просторы в Красноярском крае, Якутии и в Иркутске на Байкале.




В чем же отличие покупки на заводе и у красноярского дилера?


Во первых, во «Флагмане» Хивусы в наличии, а на заводе надо ждать как минимум 3 месяца, при одной и той же цене.


Если нужна другая комплектация с серьезными изменениями (мотор, салон) то дилер разместит заказ на заводе и привезет его в Красноярск.


После изготовления на заводе, СВП «Хивус» поступает в авторизованный сервисный центр «Флагман» где он расконсервируется, моется, оснащается, «обувается», проходит проверку и тестирование после дороги, устанавливаются всевозмозможные требуемые опции, реализуются любые бурные фантазии.


После продажи дальнейшее сопровождение и обслуживание. Так что добро пожаловать!


И в заключение видео об эксплуатации СВП «Хивус-10»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хило гель глазные капли инструкция цена
  • Хепель таблетки инструкция по применению цена
  • Хиксозид инструкция по применению цена
  • Хидроксини лекарство инструкция по применению
  • Хиллс s d для кошек инструкция