Добрый день, уважаемые друзья, подписчики и гости моего магазина!
В этом блоге хочу поподробнее рассказать о правилах популярной игры «Мемори», «фетровый» вариант которой представляю в своем магазине. Итак, начнем.
Игра «мемори» – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «мемори» еще называют игра «парочки». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 — 6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое название.
Правила игры «мемори» крайне просты.
Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают — игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
КТО ПЕРВЫЙ?
Ведущий показывает играющим карточки по одной и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?».
Тот, кто первым правильно назовет, что или кто на ней изображен, получает карточку себе.
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
* Вопросы по карточкам могут быть самыми разными, например «Какого цвета изображенный предмет?», «Какой формы?», «На картинке изображен одушевленный или неодушевленный предмет?» и т.д.
В более сложном варианте этой игры можно использовать английские названия изображенных на карточке предметов.
КТО БЫСТРЕЕ?
Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Звездочка». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужна звездочка», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.
ЛОТО ПО ПАМЯТИ.
Один комплект карточек поровну раздают всем участникам. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре столе переворачиваются картинкой вниз. Игроки очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка, то забирают ее себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.
НАЙДИ ПРОПАЖУ.
5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
ИДЕМ В ГОСТИ.
Эта игра предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости.
Ведущий раскладывает 24 карточки рядами по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начинают движение. Ведущий задаёт первому игроку маршрут движения, по которому надо пройти, напрмер: «Одна карточка верх, две – вправо. К кому или к чему мы пришли?». Ребенок отвечает. Теперь меняемся ролями.
ОПИШИ МАРШРУТ.
Ведущий задает конечную и начальную точки маршрута. Например, «Самая нижняя карточка в первом столбце – вторая сверху карточка в самом правом столбце». А игрок должен описать все возможные варианты достижения пункта назначения. Например, «Две карточки вверх, три вправо, одна вверх» или «Три карточки вправо и три карточки вверх».
Разумеется, любой вариант игры нужно оптимизировать, подстраиваясь под конкретных игроков и их возможности, а также тематику карточек. Но это совсем несложно.
Ну, и, конечно, родители, зная интересы и предпочтения своего ребенка, смогут придумать для него такие задания, которые станут особенно увлекательными и интересными.
Играйте! Играйте с удовольствием! Играйте вместе с детьми!!!
Игра Мемори (она же Мемо и Memory, не путать с военной настольной игрой Memoir о 44 годе) построена на знакомой всем механике «найди пару». Это увлекательное и доступное любым возрастам развлечение, которое отлично развивает память и внимание.
Мемо существует в огромном количестве версий: в самых простых игроки ищут пары привычным предметам, например мячу или домику. Другие наборы посвящены конкретным темам и состоят из сложных красочных картинок. Мемо – удачный выбор для семейного времяпрепровождения, она одинаково подходит как для взрослых, так и для детей.
Космическая тематика
Особенности и разновидности игры
Изначально выпускаемая компанией Ravensburger игра Мемори представлена на нашем рынке в огромном количестве тематических версий. Механика всегда остается неизменной: в коробке лежат двусторонние разноцветные карточки.
С одной стороны «рубашка», с другой – пара одинаковых картинок. Вы без труда отыщите набор по своим интересам: это может быть комплект с птицами, картинами художников, персонажами любимых мультфильмов, игрушками или военной техникой.
Животный мир
Большая часть игр серии мемо делится по тематическим блокам. Условно все их можно поделить на:
- для детей,
- о мире зверей,
- о странах мира,
- об искусстве,
- о космосе.
Мемо для детей – это разнообразная линейка, посвященных отдельным мультфильмам, принцессам Disney, смешным машинкам или зверюшкам. Вариант о мире животных предлагает изучать обитателей подводных глубин или познакомиться с десятком видов птиц, забавными пандами из Азии или даже погрузиться в историю огромных доисторических динозавров.
Мемо и искусство
Ценителей прекрасного вероятно заинтересует версия про историю искусства или игра мемо с картинами русских художников. Не нужно ехать в музей или галерею, если захотелось прикоснуться к прекрасному, достаточно купить одноименную версию.
Представленные в игре картины – это виртуальная прогулка по лучшим музеям страны. «Девочка с персиками», «Опять двойка», «Царевна-Лебедь» и даже «Черный квадрат» — в буклете можно прочитать об истории создания каждой из них и ощутить атмосферу тех времен, когда для творцов было признаком хорошего вкуса знать иностранные языки, писать мемуары и вращаться в светском обществе.
Весь мир
Мемо о странах мира
Группа игр о странах мира позволяет изучать географию и историю Эстонии, Беларуси, Крыма, многих европейских стран, собирать в пары чудеса планеты. Мечтающие о кругосветном круизе оценят комплект, посвященный путешествиям. Такая игра Мемо позволит оценить весь мир, не выходя из дома. Колизей в Италии, Оперный театр Сиднея, Великая Китайская стена – только некоторые примеры мест, изображенных на карточках.
Хотите обучить ребенка разбираться в географии родной страны? Оцените Санкт-Петербург, Золотое кольцо и деревянный Суздаль, которые покажет игра Мемо: Достопримечательности России.
Отечественные издательства хорошо понимают, что Мемо помогает развивать как внимание, так и эрудированность игроков, и регулярно выпускают версии, знакомящие участников с Родиной. Продолжить урок географии для всех возрастов поможет игра Мемо: Естественные природные чудеса России, где пару надо будет находить для пейзажей Крайнего Севера или вод Черного моря.
Мемо Космос
Мечтали когда-либо отправиться в межгалактическое путешествие и изучить звездное пространство вдоль и поперек? Узнать, как выглядит поверхность Нептуна? Новенькая игра Мемо позволит исследовать космос из собственной комнаты даже без помощи телескопа.
В комплекте 50 карточек, то есть 25 пар. Все изображения посвящены космической тематике. Это могут быть планеты и звезды, шаттлы, известные космонавты – попробуйте угадать, что нарисовано на картинке, без подсказок из руководства. Если не выйдет, то ответ можно найти в информационном буклете, в котором собраны краткие, но подробные описания для каждой.
Карточки
Что развивает
В первую очередь, Memory – это игра на память, ее активную тренировку. Смотрите на карточку, запоминайте, где она лежала, кладите лицом вниз на место и повторяйте снова, до тех пор, пока не найдете пару. Такое времяпрепровождение положительно влияет и на зрительное восприятие, ведь два этих процесса неотделимы друг от друга.
В игре Memo немногим больше чем 44 карточки, что является оптимальной нагрузкой: еще не утомляет, но уже тренирует ваш мозг. Партия занимает приблизительно от 10 до 30 минут, что помогает приучить ребенка к усидчивости и усиливает его концентрацию внимания.
Природные Чудеса России
Информационные буклеты, которыми укомплектованы большинство игр серии, обогащают участников знаниями и повышают уровень эрудированности по различным темам: искусство, технологии, зоология, география и даже история динозавров.
Люди, интересующиеся мистикой и оккультизмом, могут смело пробовать использовать карточки Мемо в качестве колоды карт гадания для получения ответа «да» или «нет» на волнующий их вопрос. Кстати, использование мемо таким способом прекрасно развивает вашу интуицию.
Комплектация
В коробке стандартных версий вы найдете:
- 50 двухсторонних карт (25 пар),
- правила,
- буклет с подробной информацией по теме.
Некоторые комплекты игры различаются по количеству карт. Например, Мемори для детей включает в себя 72 элемента, Мемори со зверями – 48. Качественные и яркие карточки для игры Мемори будут отличаться по содержанию от версии к версии.
Правила и ход
Игра Ravensburger Мемо или Мемори рассчитана на 1-8 участников. В нее можно играть даже одному, чтобы убить время или потренироваться во внимательности. Очередь ходов выбирается произвольно. Перемешайте карточки и разместите их в случайном порядке «рубашкой» вверх одну возле другой. Когда все разложено, можно начинать.
Каждый игрок открывает по очереди две случайные карточки так, чтобы их видели все участники. Если они совпадают друг с другом, он забирает пару себе и получает дополнительный ход. Если изображения на открытых картах разные, игрок кладет их обратно на место лицевой стороной вниз и передает свой ход. Побеждает тот, кто наберет больше всего пар.
Картины русских художников
Таким образом, настольная игра Мемо или Мемори — одна из самых простых для понимания и отлично подходит для самых маленьких участников. Если вам приестся стандартный способ игры, попробуйте сыграть по альтернативным правилам, описанным ниже.
Классический вариант
В своей оригинальной версии игра Memory состоит из пар одинаковых карточек. Они раскладываются на стол или пол лицом вниз, очередь определяется по договоренности, за ход открываются две случайные карты, и игра идет по стандартным правилам. Благодаря этому победа больше зависит от действий игрока, чем от удачи, а именно от того, насколько успешно он запомнит место каждой из пары карт.
Найди!
В начале игры карточки перемешиваются и раскладываются на стол в случайном порядке «рубашкой» вверх. Стартует самый младший участник. Он открывает первую карточку и оставляет ее лежать на столе в раскрытом виде. Следующий игрок делает такой же ход.
Как только на столе оказываются раскрытыми две одинаковые карточки, то есть пара, каждый участник пытается отыскать и накрыть ладонью ту из них, которая была открытой первой. Кроме этого ему нужно крикнуть «Нашел!» или «Нашла!». Тот, кто успеет сделать это раньше других, забирает пару карточек себе и открывает новую карту из лежащих на столе.
Если игрок допустил ошибку, например, накрыл рукой неверную карту, то он должен вернуть одну из ранее выигранных пар (если такие есть) в коробку. Партия завершается, когда на столе остается только две карточки. Эту последнюю пару забирает себе участник, выигравший предыдущий ход. Победа достается тому, у кого на руках остается больше всего карточек.
Ловкие пальчики
Достаньте карточки из коробки и раскидайте на стол. Пусть один из участников крикнет «Вперед!» — это будет сигнал о начале. Теперь все игроки должны одновременно попытаться найти пары. Карточки можно переворачивать картинкой вверх или наоборот.
Увидели две одинаковые? Хватайте их и положите перед собой на стол. Важно, что забирать пару можно только тогда, когда вы видите обе ее части на столе. Брать на руки одну карточку и уже после этого искать ей пару нельзя.
Вся Россия
Если два игрока разделили между собой пару, схватив одновременно ее составляющие, то она выбывает из игры и отправляется в коробку. Партия заканчивается, когда из лежащего на столе больше нельзя составлять пары. Если кто-то из участников взял по ошибке на руки неподходящие друг к другу карточки, он должен дополнительно убрать в коробку одну свою правильную пару.
Домик
Создайте на столе две стопки картинками вниз так, чтобы в каждой из них было по одной карточке из пары. Первая стопка будет называться «домик». Если вы играете с детьми, попробуйте вариант, где ребенку предлагается расположить карточки второй стопки «рубашкой» вверх в форме прямоугольника, состоящего из 5 рядов по 6 карточек в каждом. Это будет «земля».
Право начать игру получает самый юный участник. Он снимает верхнюю карту с «домика» и кладет ее в открытую рядом. Затем он раскрывает одну карточку из «земли», выбранную случайным образом. Если это пара, игрок забирает ее себе и делает такой же второй ход, снимая из стопки новую верхнюю карточку.
Если же карточка из рядов «земли» не подходит, то ее нужно перевернуть обратно и передать ход участнику, сидящему слева. Его задача – попытаться с первой попытки найти пару. Партия заканчивается, когда закончатся элементы «домика». Побеждает тот, у кого будет на руках больше всего пар.
Кому подойдет
Преимущество Мемо состоит в ее простоте и доступности для всех участников. Можно даже сказать, что возможный возраст игроков в Мemo от 4 до 44 лет, а при небольшой помощи родителей в процессе могут принимать участие и дети помладше.
Мемо – идеальное семейное развлечение, в нее можно играть одному, парой или группой, использовать для расширения кругозора школьников, уютного романтического вечера дома, гадания на картах при свечах или шумной алкогольной вечеринки, это зависит исключительно от фантазии участников.
Видеообзор
Похожие игры
- Игра Алиас (Элиас, Alias)
- Игра для увлекательного вечера — Brainbox Сундучок Знаний
- Пингвины на льдинах от Good Games
- Настольная игра Кошка и мышки: кто победит в борьбе за сыр?
Приятной игры!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер
Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование игровой технологии «Мемори» как средства концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста»
Автор материала: педагог дополнительного образования
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЖУЛЕВА
2020 г.
Аннотация
Методическое пособие многофункциональная дидактическая игра «Мемори» посвящена взаимодействию дошкольников со сверстниками и взрослыми и содержит:
- подробное описание способа изготовления дидактической игры;
- разработанную картотеку авторской дидактической игры «Мемори» ;
- перспективное планирование организации дидактической игры «Мемори» для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Малая детская академия «Совушка»;
- методические рекомендации для родителей по использованию серии дидактических игр «Мемори».
Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организации, как образовательной деятельности дошкольников старшего возраста, так и самостоятельной игровой деятельности. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.
Данная методическая разработка предназначена для организации воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности дошкольников от 5 до 7 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация……………………………………………..………………2
2. Содержание…..………………………………………………………..3
3. Введение……………………………………………………………….4
4. Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в
развитии личности…………………………………………………….6
5. Игры «Мемори» (какие бывают и как такую игру можно сделать
самим)…………………………………………………………………. 9
6. Методические рекомендации для родителей по использованию
серии дидактических игр «Мемори»…………………………………18
7. Условия реализации методической разработки……………………..20
8. Приложение…………………………………………………………….21
9. Заключение………………………………………………………………24
10. Список использованной литературы……………………..…………….25
Введение
Роль памяти и внимания в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания — смысловой группировкой.
«Мемори» — одна из самых распространённых настольных игр на развитие памяти и внимания.
Как известно, память даёт возможность человеку накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Хорошая память – отличный помощник в учёбе, в жизни, в работе. Поэтому детям нужно её развивать, а взрослым тренировать.
Игра «Мемори» – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «Мемори» еще называют игра «парочки». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 — 6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое название.
Игра «Мемори» — полифункциональное игровое средство, которое можно использовать для решения следующих задач развития ребенка:
1. формирование представлений о цвете, форме;
2. сравнение объектов между собой, выделение сходств и различий между ними;
3. выявление признаков (свойств) объектов и обобщение (группировка) их по заданным признакам;
4. классификация объектов по заданным признакам;
5. освоение понятий «больше» и «меньше», пересчет объектов;
6. формирование представлений о пространственном расположении объектов, понимание смысла пространственных понятий: «за», «перед», «между», «рядом» и т. д. ;
7. выполнение простых операций синтеза и анализа: разделение целого на части и определение целого по его части;
Игровое средство «Мемори» можно применять для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Рекомендуется начинать занятия у детей трехлетнего возраста с простых игровых заданий, постепенно повышая их трудность. Высокий игровой и развивающий потенциал набора позволяет использовать его в течение всего дошкольного периода.
Классический вариант игры представляет собой комплект из пар одинаковых карточек. Они кладутся на стол «рубашкой» вверх. Затем по очереди каждый участник открывает две любые карточки, показывая их всем игрокам, и открывает следующую пару. Если на них одинаковые изображения, игрок забирает карточки себе. Если изображения разные, тогда следует вернуть эти карточки обратно «рубашкой» вверх на свои места, а ход достаётся следующему участнику.
Истоки этой игры ведут нас в Страну восходящего солнца в период Хэйан (794-1185 годы). Именитое развлечение японской знати — awase (авасе), в переводе «соединение». Среди этих забав существовало и kai-awase (каи-авасе) – игра в ракушки. 360 пар ракушек (от 2,5 до 3 дюймов) составляет полный набор каи-авасе. Снаружи ракушке оставляют её природный вид, а внутри вычищают и окрашивают. Каждую пару ракушек объединяет общий характер. Внутри могут быть нарисованы природа, театральные одеяния, литературные герои, художественные образы, поэтические формы. Ракушки ставили на специальную скатерть-подставку, которая называется kaioke. Идея игры такова, что выигрывает тот участник, который собирает по определенной инструкции наибольшее соответствие пар.
«Мемори» – это не только веселая, но и полезная развивающая игра – с ее помощью у дошкольников тренируются:
- усидчивость,
- внимание ребенка,
- развиваете память,
- зрительное восприятие,
- развивается речь,
- математические способности и др.
ЦЕЛЬ:
– изучить влияние игр на развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
- показать особенности развития памяти и внимания детей дошкольного возраста;
- изучить роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста;
- выявить уровень памяти детей старшей возрастной группы;
- подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти у старших дошкольников;
- составить рекомендации для педагогов по использованию игр для развития памяти и внимания у дошкольников.
1.Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в развитии личности.
Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка.
В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию и памяти — дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Память — это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию. За один раз — краткосрочная память — ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет — 5 слов, взрослый — 9 слов.
Память — одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, «без труда — не вытащишь и рыбку из пруда»). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.
Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой детей. Они могут быть использованы на любом занятии.
Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, на коврике, стульчиках, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры.
Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, педагог повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.
При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Повтором игры мы достигаем одинаково успешного овладения всеми элементами дидактической игры до такой степени, чтобы они перешли в их самостоятельную деятельность детей.
Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.
Игры, направленные на умственное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей.
2. Игры «Мемори» (какие бывают и как такую игру можно сделать самим).
Игра «Мемори» прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.
Существует множество наборов, для игры «Мемори«. Я вам расскажу о некоторых из них.
«Цветовое мемори«. Этот вид мемори способствует закреплению у детей знаний о цветах.
Мемори «Геометрические фигуры», благодаря которому мы также повторяем цвета и закрепляем знания о геометрических фигурах.
Мемори на тему «Транспорт»: повторяем и проговариваем названия различных видов транспорта.
Мемори «Дорожные знаки» — прекрасное средство для повторения правил дорожного движения.
Мемори по сказке «Репка»: найти и собрать парные картинки с любимыми героями.
Игру «Мемори» можно купить не только в магазине, но и сделать своими руками. Я вам расскажу как это сделать, и как в нее играть. Вот несколько вариантов.
1 вариант игры «Мемори: фигуры»
Для изготовления карточек нам потребовалось:
• 16 карточек с изображениями фигур;
• толстый картон;
• самоклеющаяся бумага:
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• ножницы.
Родители помогли распечатать картинки, и мы с ребятами приступили к изготовлению: вырезали карточки с изображениями фигур, наклеили их на картон. Поверх картона наклеили цветную рубашку. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.
Ход игры:
Взрослый (в начале освоения игры) или ребенок раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, детки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются (или закрывают глаза), а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если, они совпали, он их забирает себе, если нет, то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Цель игры: Закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.
2 вариант игры
«Мемори: с бумажными стаканчиками и конструктором»
Для изготовления карточек нам потребовалось:
• 12 бумажных стаканчиков;
• разноцветные детали конструктора;
• наклейки с названием игры «Мемори» (для стаканчиков);
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• ножницы.
Мы с детьми отобрали шесть цветов конструктора, каждого цвета по две детали. Родители помогли распечатать наклейки с названием игры «Мемори». Взяли стаканчики, ребята вырезали и наклеили на стаканчики наклейки с названием игры. Рассмотрели наши изделия, обсудили, посчитали, назвали. И приступили к игре.
Ход игры:
Ведущий раскладывает детали конструктора на верх стаканчиков в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение деталей, затем все отворачиваются, ведущий прячет детали конструктора под стаканчики. Игрок открывает (поднимает) два стаканчика и, если под ними оказываются детали одного цвета, он эти детали забирает себе, если конструктор разного цвета, то стаканчики ставит на место. Дальше ход переходит другому игроку, не зависимо от результата хода. После тренировки дети по очереди играли роль ведущего, очень важно, чтобы ребенок испытал на себе и роль игрока, и роль ведущего. Так ребёнок видит игру целиком, а значит, сможет в неё играть в дальнейшем без помощи и указаний взрослых. Я, например, очень радуюсь, когда дети вызываются проводить игру, я с радостью в таких случаях принимаю позицию участника.
Я стараюсь внимательно следить за процессом игры, чтобы при необходимости можно было помочь детям. В конце игры, когда на столе не осталось ни одного стаканчика, каждый участник подсчитывает свои «заработанные» баллы.
Цель игры: Развитие зрительной памяти.
3 вариант игры «Мемори-половинки»
Для изготовления карточек нам потребовалось:
• 16 картинок с изображением животных;
• картон;
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• ножницы.
Картинки нам в очередной раз распечатали родители, и мы с ребятами принялись за изготовление нашей игры. Наклеили картинки на картон, затем поверх картона цветную рубашку «приладили». Разрезали карточки пополам. Собрали половинки, рассмотрели изображения. Приступили к игре! Для соблюдения очередности и напоминания мы с детьми договорились использовать настольный звонок. В последующем данный звонок использовался как поощрение для тех детей, которые сделали правильный ход или выиграли.
Ход игры:
Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего карточек.
В команде играть куда сложнее, чем одному! Соблюдать очередь, запоминать, что открыл другой игрок… это непросто! Руки так и тянутся к карточкам не в свой ход!
Цель: формировать умение составлять целое из частей.
4 вариант игры «Мемори: узнай животное»
Для изготовления карточек нам потребовалось:
• 6 картинок с изображением животных;
• 6 картинок с изображением его окраса;
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• ножницы.
Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их окрасом, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами и заламинировали.
Ход игры:
Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.
5 вариант игры «Мемори: животные и их тени»
Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:
• 6 картинок с изображением животных;
• 6 картинок с изображением их теней;
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• ножницы.
Распечатали картинки на бумаге самоклейке, с одной стороны картонного листа приклеили картинки с животными и их тенями, с другой просто красивая картинка с мелкими предметами.
Ход игры:
Взрослый (или ребенок) раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если они совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.
6 вариант игры «Мемори: цифры и точки»
Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:
• 20 бумажных тарелочек;
• наклейки с цифрами и числовыми фигурами (точками);
• клей;
• кисточки;
• салфетки;
• самоклеющаяся бумага
В этот раз мы с ребятами решили использовать бумажные тарелочки.
Родители распечатали наклейки с числовыми фигурами и цифрами, надпись «мемори» у нас уже была сделана.
С другой стороны мы с ребятками наклеили наклейку со словом «мемори». Сначала мы подбирали к тарелочкам с точками тарелочку-пару с числом: считали точки, называли число, искали подходящую тарелочку с числом. После того, как дети без труда научились связывать точки с числами и поняли, что эти две тарелочки пара мы начали игру. В отличие от простого варианта найти парную картинку, здесь нужно включить не только память, а еще и посчитать, и построить связь между количеством и числом.
Цель: Учить построению связи между количеством и числом, формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти.
7 вариант игры «Мемори: гласные буквы»
Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:
• 20 крышек от бутылок из-под молока красного цвета;
• картинки с изображением букв;
• ножницы.
Детки с родителями принесли крышки от пластиковых бутылок (одинакового цвета). Мы с ребятами вырезали буквы и вставили их в крышечки. Вот и очередной вариант игры готов!
Ход игры:
Ведущий раскладывает крышечки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение букв, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает крышечки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две крышечки если буквы совпали он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот у кого больше всего крышечек.
Цель: изучить гласные буквы алфавита.
8 вариант игры «Мемори – эмоции»
Для изготовления такого варианта игры нам потребовалось:
• 12 деревянных дисков,
• черный маркер.
Родители воспитанников (папы) изготовили для игры 12 деревянных дисков, а мы с ребятами нарисовали шесть базовых пиктограммы-эмоций: грусть, радость, удивление, гнев, спокойствие, страх.
Ход игры:
Ведущий раскладывает деревянные диски в хаотичном порядке, затем рассматриваем и запоминаем, затем переворачиваем и находим пару, выигрывает тот у кого больше дисков!
Цель: развитие эмоциональной сферы.
9 вариант игры «Мемори из природных материалов»
Для изготовления игры нам потребовалось:
• косточки фруктов;
• желуди;
• каштаны;
• ягоды боярышника;
• ракушки;
• орехи.
Природные материалы ребята принесли из дома.
Цель: Развитие зрительного восприятия
Дети в процессе создания игры проявляли: заинтересованность, находчивость, смекалку, сообразительность, внимательность, аккуратность, старание, усердие, усидчивость, помощь друг другу.
На начальном этапе игра проводилась в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Я учила детей взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры. Затем воспитанники стали использовать игры в самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы.
Игра «Мемори» так увлеклекает детей, что можно создать еще множество игр «Мемори». Вот например:
• «Мемори «Рыбы»,
• «Мемори «Птицы»,
• «Мемори «Времена года»,
• «Мемори «Природные явления»,
• «Мемори «Профессии»,
• «Мемори «Герои мультфильмов»,
• «Мемори «Марки Машин»,
• «Мемори «Цветы»,
• «Мемори «Деревья»,
• «Мемори «Грибы»,
• «Мемори «Овощи-фрукты»,
• «Мемори «Бытовая техника»,
• «Мемори «Мебель»,
• «Мемори «Животные»,
• «Мемори «Музыкальные инструменты»,
• «Мемори «Эмоции» (которую мы уже изготовили).
Использование всех вышеназванных вариантов, этой игры способствуют улучшению зрительной памяти, внимательности, а так же помогает раскрытию творческого потенциала детей.
Надеюсь, что мои разработки игр «Мемори» помогут и Вам и воспитанникам осваивать и применять в своей практике, а может и даже продолжить моделировать свои варианты игры и полюбить ее.
В заключении хочу порекомендовать использовать сайт http://nataliigromaster.blogspot.com, который познакомил меня с разнообразными видами «Мемори» и не только.
• 10 воздушных шариков одного цвета;
• крупы: фасоль, горох, гречка, макароны (спиральки), мелкий грунт.
3. Методические рекомендации
для родителей по использованию серии дидактических игр
«Мемори»
Я хочу познакомить вас с серией дидактических игр «Мемори». Дети очень любят эти игры. Играть можно одному, в паре и в компании. Это действительно увлекает.
Как начинается игра? Классический вариант игры.
Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают — игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти. Но можно тренировать:
— внимание;
— восприятие;
— мышление;
— усидчивость;
— пополнять словарный запас.
Игра учит взаимодействовать дошкольников со сверстниками и взрослыми, соблюдать очередь, не только выигрывать, но и проигрывать.
Для дошкольников можно использовать вариант, когда ход к другому игроку переходит в любом случае после открытия двух карточек.
Еще вариант:
Взрослый (в начале освоения игры) или ребенок раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают. Затем все отворачиваются (или закрывают глаза), а ведущий переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две карточки если, они совпали, он их забирает себе,
если нет, то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Несколько советов для родителей «Как играть со своим ребенком»
1. Ежедневно выделять время для игры с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игры значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
2. Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.
3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре — соревновании происходит её сброс. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.
4. Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие
— мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.
4.Условия реализации методической разработки
Данная методическая разработка может быть реализована как в одновозрастных, так и разновозрастных условиях формирования групп. По форме организации работы с данной дидактической игрой можно использовать как работу в парах, так и подгрупповую и коллективную форму организации работы, в зависимости от задач решаемых педагогом или выбором детей. Данное игровое дидактическое пособие, может применяться в работе с детьми ОВЗ. Дидактические игры «Мемори» могут быть использованы родителями в домашних условиях для развития детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека игр «Мемори»
1 вариант игры.
«Мемори»: на бумажном носителе «Пушистые любимцы»
Ход игры.
Ведущий переворачивает карточки с картинками лицевой стороной вниз и перемешивает их. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если картинки совпали, играющий их забирает себе и переворачивает следующую пару. Если они разные. То карточки возвращаются назад, а игру продолжает следующий игрок. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество карточек.
Цель игры: Найти одинаковые изображения.
2 вариант игры
«Мемори: с бумажными стаканчиками и конструктором»
Ход игры:
Ведущий раскладывает детали конструктора на верх стаканчиков в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение деталей, затем все отворачиваются, ведущий прячет детали конструктора под стаканчики. Игрок открывает (поднимает) два стаканчика и, если под ними оказываются детали одного цвета, он эти детали забирает себе, если конструктор разного цвета, то стаканчики ставит на место. Дальше ход переходит другому игроку, не зависимо от результата хода. После нескольких игр дети могут по очереди выполнять роль ведущего, очень важно, чтобы ребенок испытал на себе и роль игрока, и роль ведущего. Так ребёнок видит игру целиком, а значит, сможет в неё играть в дальнейшем без помощи и указаний взрослых. Я, например, очень радуюсь, когда дети вызываются проводить игру, я с радостью в таких случаях принимаю позицию участника.
В конце игры, когда на столе не осталось ни одного стаканчика, каждый участник подсчитывает свои «заработанные» баллы.
Цель игры: Развитие зрительной памяти.
3 вариант игры «Мемори: гласные буквы»
Ход игры:
Ведущий раскладывает крышечки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, игроки смотрят и запоминают расположение букв, затем все отворачиваются, а ведущий переворачивает крышечки рубашкой вверх, после чего каждый игрок по очереди открывает по две крышечки если буквы совпали, он их забирает себе, если нет то переворачивает обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего крышечек.
Цель: изучить гласные буквы алфавита.
4 вариант игры.
«Мемори»: на планшете.
Ход игры:
Ведущий выбирает карту с определенной темой и вставляет ее в планшет так, чтобы в каждом окошке планшета картинка оказалась в центре окошка. Все окошки закрываются крышками. Игроки по очереди открывают по две крышки. Если картинки совпали, играющий их забирает себе и открывает следующую пару. Если они разные. То крышки возвращаются назад, а игру продолжает следующий игрок. Выигрывает тот, кто соберет наибольшее количество карточек.
Возможны другие варианты игры, как например:
КТО ПЕРВЫЙ?
Ведущий показывает играющим карточки по одной и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?».
Тот, кто первым правильно назовет, что или кто на ней изображен, получает карточку себе
Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
* Вопросы по карточкам могут быть самыми разными, например «Какого цвета изображенный предмет?», «Какой формы?», «На картинке изображен одушевленный или неодушевленный предмет?» и т.д.
В более сложном варианте этой игры можно использовать английские названия изображенных на карточке предметов.
КТО БЫСТРЕЕ?
Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Звездочка». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужна звездочка», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.
ЛОТО ПО ПАМЯТИ.
Один комплект карточек поровну раздают всем участникам. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре столе переворачиваются картинкой вниз. Игроки очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка, то забирают ее себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.
НАЙДИ ПРОПАЖУ.
5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно пропало, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
ИДЕМ В ГОСТИ.
Эта игра предназначена для развития навыков ориентирования на плоскости.
Ведущий раскладывает 24 карточки рядами по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начинают движение. Ведущий задаёт первому игроку маршрут движения, по которому надо пройти, например: «Одна карточка верх, две – вправо. К кому или к чему мы пришли?». Ребенок отвечает. Теперь меняемся ролями.
ОПИШИ МАРШРУТ.
Ведущий задает конечную и начальную точки маршрута. Например, «Самая нижняя карточка в первом столбце – вторая сверху карточка в самом правом столбце». А игрок должен описать все возможные варианты достижения пункта назначения. Например, «Две карточки вверх, три вправо, одна вверх» или «Три карточки вправо и три карточки вверх».
Разумеется, любой вариант игры нужно оптимизировать, подстраиваясь под конкретных игроков и их возможности, а также тематику карточек. Но это совсем несложно.
Ну, и, конечно, родители, зная интересы и предпочтения своего ребенка, смогут придумать для него такие задания, которые станут особенно увлекательными и интересными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование дидактических игр «Мемори» эффективны. Дети активно включаться в игровую деятельность, научились договариваться, подчиняться правилам игры. У детей появился интерес к созданию своих дидактических игр в зависимости от предлагаемой темы, используя разнообразные материалы. Серия дидактических игр «Мемори» позволила успешно использовать их во время организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, что способствует поддержки детской инициативе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 https://www.i-igrushki.ru/archive/memori.html
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
3 Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:
Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. — М.:
Просвещение, 2000 г.
4 https://dohcolonoc.ru/cons/8496-igra-memori.html
1
Развивающая игра «Мемори»
Пояснительная записка к игре «Мемори»
Дисциплина –развитие психических процессов. Категория детей- дошкольное образование, возраст от 4 до 7 лет.
Цель- развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Задачи:
1.Расширить объем зрительной памяти и внимания
2. Формировать свойства внимания- объем и распределение.
3. Учить работать в команде.
Рекомендуемый тип занятия – индивидуальные, подгрупповые формы занятий.
Требуемые знания для ребенка- знание предметов ближайшего социального окружения.
Ожидаемый результат- детям легче будет запоминать материал, у них нормализуется/повысится произвольное внимание на занятиях.
Инструкция по использованию карточек.
Ход игры. Педагог раскладывает карточки сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, воспитанники смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает карточки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две карточки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего карточек.
Для запоминания карточек дается примерно 10 секунд.
Вариант игры- постепенно сокращать время для запоминания картинок.
Опубликовано
Размер файла: 42.86 Кбайт
Мемори для малышей с карточками| Правила, советы + Видео
Когда Яне было 2 года с небольшим хвостиком мы начали играть в мемори. Думаю, большинству эта игра знакома, но я хочу описать наш вариант и правила эффективного запоминания. Суть игры классическая — выкладываем карточки с изображениями, затем предлагаем ребенку их запомнить. После того как запомнили, переворачиваем рубашкой вверх и предлагаем найти, где какое изображение спрятано.
Начинали мы играть с 3-ёх карточек. По мере того, как Яна справлялась с предложенными карточками, я наращивала их количество. На данный момент, при правильном настрое, справляемся с 16 карточками. Частенько они угадываются все, и у меня появляется желание увеличить количество, но пока останавливает нестабильность результата.
На видео вы можете посмотреть, как Яна угадывает 12 из 15 карточек:
Настройка и эффективность работы памяти
А теперь подробней о том, как сделать запоминание более эффективным. Уже при первых попытках нарастить количество карточек в игре я столкнулась с тем, что Яна их не запоминает. Я уже хотела махнуть рукой и убрать игру из арсенала, но случилось чудесное стечение обстоятельств, и при следующей игре Яна внезапно легко угадала предложенные 5 карточек из 5, затем 6 из 6, 7 из 7, 10 из 12! При выяснении причин такой эффективности, я поняла, что у Яны в тот момент была идеальная настройка.
На данный момент я считаю, что большинство детей способны запоминать это количество карточек в возрасте Яны без особой подготовки. Главное чтобы ребенок был настроен и понимал правила игры.
Как настроить ребёнка, чтобы лучше запоминалось
Под правильной настройкой я имею в виду не только интерес ребенка к игре, а также готовность мозга к запоминанию. Яна всегда с радостью воспринимает идеи поиграть в карточки, но далеко не всегда хорошо их отгадывает. Это удивительно, но даже интерес к игре у ребенка не дает такой эффективности, как настройка мозга. По сути, требуется и то и другое.
Теперь несколько советов о том, как мозг ребенка настроить на игру. Мы используем элементы настройки из методики Шичиды. Поэтому тут, забегая вперед, я приведу несколько конкретных советов, а подробно это будет описано в статье о Шичиде. Рекомендации по настройке на эффективные занятия с памятью:
- Убедитесь, что ребенок не перевозбужден. Перевозбуждение — первый признак, что занятие не удастся. Идеальное время для игр на память — сразу после сна.
- Для более эффективной активизации мозговой деятельности включите фоном музыку с добавлением альфа волн. Это еще одна большая и интересная тема, которую должны знать мамы заинтересованные в развитии памяти и я обязательно о ней в будущем напишу. Для тех, кто незнаком с этой темой, можете просто скачать композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона, которые слушаем мы. Тем, кто знаком с Шичидой, эта фамилия, возможно, известна. Но я хочу обратить внимание на то, что Томпсон занимается обработкой музыки волнами разного типа. Не стоит включать любую его композицию, думая, что она альфа. Внимание, несмотря на то что, это музыка кажется успокаивающей, она активизирует работу мозга, поэтому слушать её целыми днями или во время сна категорически нельзя. Я включаю обычно её за 10 минут до начала занятия и оставляю играть фоном все занятие.
- Предложите ребенку дыхательное занятие — задувать свечи, пускать мыльные пузыри, булькать трубочкой в стакане с водой (если ребенок не пьет воду, для эффектности можно добавить шампунь) и т.п. Важно, если эти занятия ребенку предлагаются редко или впервые, то скорей всего они вызовут перевозбуждение и запоминание будет затруднено. В идеале дыхательные занятия должны проводиться регулярно и быть источником не перевозбуждения, а успокоения.
- Предложите ребенку представить или вспомнить какую-нибудь историю. Необходимо добиться, чтобы ребенок погрузился в образы своих воспоминаний или фантазий.
Правила игры
Основные правила мемори всем знакомы, но я хочу рассказать о наших вариантах. Не факт, что они подойдут всем, но у нас именно они вызывают наиболее эффективное запоминание.
- Каждой маме, занимающейся развитием хочется, чтобы ребенок использовал фотопамять для запоминания массивов. Но у Яны фотопамять пока работает не так как заявлено в книжках по развитию . Если я просто показываю массив карточек и затем переворачиваю, при отгадывании остаются пробелы. Для развития фотопамяти у меня в запасе есть другой тренажер, о нем я напишу в следующий раз, так как пока экспериментируем. Для того чтобы исключить пробелы в «фотографии», при запоминании карточек, я прошу Яну поочередно показать карточки. Это делается для того, чтобы она неоднократно проводила взглядом по всем карточкам, загружая их тем самым в память. Этот момент увеличивает количество запоминаемых карточек.
- Вторая уловка используется для привлечения интереса. Отгадываем мы карточки в игровой форме. На этапе отгадывания, я рассказываю историю с действием персонажей и объектов, изображенных на карточках, а Яна их находит. Так же мы пробовали варианты с вопросами. Я просила найти не конкретный объект, изображенный на карточке, а произносила признак объекта или действие совершаемое с ним. Например, найти того, у кого длинные уши и любит прыгать. Дети любят загадки, и это увеличивает интерес к игре.
- Не переигрывать и использовать одни и те же карточки как можно реже! Анализируя ошибки Яны, я обнаружила, что зачастую она мне выдает положение карточки, из предыдущих расположений. Мне в голову пришла мысль, что фотопамять работает хорошо, а я не умею ей пользоваться, создаю путаницу в голове ребенка. Для того чтобы память о разном расположении одних и тех же карточек не накладывалась, я ввела несколько правил: 1. Максимально длительно не повторять одни и те же карточки. 2. В один день играть ограниченное количество раз. По достижении 15 карточек, на мой взгляд, 2-3 раза в день оптимально.
- Изображения на карточках должны быть яркими и разнородными. Например, ряд из карточек лужа, вьюга, метель, ветер, небо, облака запоминается очень сложно. Ведь на каждой из них изображен пейзаж и они похожи друг на друга. На каждой из них есть небо, деревья, линия горизонта.
- На рубашках наших карточек написаны слова для использования методики Домана. Мне удобно играть с такими подсказками, потому что моя память работает хуже :-), а Яна пока их не понимает.
В завершение
Помимо того, что мемори развивает память, её можно использовать в качестве инструмента для отслеживания прогресса развития памяти. Для этого надо с определенной периодичностью вести записи результатов малыша в дневник его развития. Интересных вам игр и хорошей памяти!
UPD 20.05.2015: наш новый максимум — 20 карточек без одной ошибки.
Если понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.
П.С. предвижу вопросы о наших карточках, в выложенном видео используются суперкарточки от Умницы. Также для мемори мы используем наиболее понятные в нашем возрасте образы из «Мира на ладошке».
UPD 18.09.2015: в продаже снова появилась серия «Умные карточки» от издательства Росмэн. У них отличное качество при очень экономной цене. Они более плотные, чем карточки Умницы. Изображения реалистичные, цветокоррекция на высоте. Эстеты останутся довольны :-). По размеру примерно 10 на 15 см. В серии есть, как наборы карточек для первого знакомства с окружающим миром, так и различные лото и логические игры для малышей постарше. На обратной стороне карточек вспомогательная информация об объектах.
Возможно, Вас заинтересуют следующие публикации:
- Игры с карточками для самых маленьких;
- Обзор развивающих книг для малышей 1-2 лет;
- Обзор карточек от Умницы;
- Вред раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
- Обзор машинок-каталок, ходунков и наш опыт их использования;
- Выбираем безопасный порошок. Безопасно — не значит дорого!
- Массажный коврик своими руками из старых вещей и круп.
Полный каталог моих статей