Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в школе

ПАМЯТКА О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

► СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ В ФОРМАТЕ ПДФ


Порядок сообщения о пожаре.

Заметив пожар или загорание, необходимо немедленно организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари) и немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Очевидно, что быстрота прибытия пожарной помощи, позволит успешнее ликвидировать пожар и быстрее помочь людям, находящимся в опасности.

Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток. Следует помнить, что с помощью сотового телефона можно вызвать помощь даже при отсутствии денег на счете или SIM-карты по номеру «112».

Каждый работник образовательного учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность, фамилию и номер своего телефона);

б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;

в) известить о пожаре руководителя образовательного учреждения или заменяющего его работника;

г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.

Эвакуация людей и имущества

Во избежание травмирования и гибели людей во время эвакуации следует действовать спокойно, без паники. Для предотвращения распространения огня в другие помещения обязательно следует плотно закрывать за собой двери. Вдыхание раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Во избежание ожогов, проходя через горящие помещения, следует защитить открытые части тела одеждой, двигаться пригнувшись или на четвереньках, так как внизу температура воздуха ниже и меньше дыма. Следует помнить, что сильное нервное возбуждение мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает физическая сила, повышается способность к преодолению препятствий, но при этом у некоторых людей теряется способность адекватно воспринимать ситуацию. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляются склонности к подражанию. В таких ситуациях, если нет четкого руководства эвакуацией, может возникнуть паника и давка. Люди могут забыть о наличии запасных выходов. Дети могут прятаться от страха в шкафы, под кровати и другие труднодоступные места.

Руководитель образовательного учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;

б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;

в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;

г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;

д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;

е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;

ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;

з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;

и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;

к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;

л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;

м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;

в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;

г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;

д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;

е) выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;

ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;

з) воздержаться от распахивания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

ПАМЯТКА ДЕЖУРНОМУ

В образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:

а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты, особенно в зимнее время.

В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, сообщить об этом руководителю или заменяющему его работнику и принять меры к устранению нарушений;

б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и в установленное время сообщить сведения о количестве людей в пожарную охрану;

в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также исправный ручной электрический фонарь.

► СКАЧАТЬ ПАМЯТКУ В ФОРМАТЕ ПДФ

  • Объявление об эвакуации

    Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

  • Проведение эвакуации

    Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

  • Возникновение пожара в школе

    Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

  • Основные пути эвакуации

    Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

  • Сбор эвакуируемых детей

    Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

  • Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы

    Не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

  • Не открывайте окна

    Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

  • Самое главное — не паниковать

    Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.
    При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

  • Тушение пожара подручными средствами

    Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

  • Меры безопасности при пожаре в школе

    Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

  • Ваши действия при эвакуации:

    главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
    если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
    если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
    на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

  • Если рядом с вами нет взрослого:

    • звоните в пожарную охрану по телефону «01» и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;
    • не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;
    • не прячьтесь, иначе пожарные могут вас не найти;
    • по возможности, немедленно, покиньте помещение через входную дверь;
    • если путь к главной двери отрезан огнем и дымом, выходите на балкон. Не прыгайте! Громко зовите на помощь. Не забудьте плотно закрыть за собой балконную дверь;
    • еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть окно, закройте и уплотните дверь в помещение любыми тряпками или мебелью. Зовите на помощь, а когда призыв о помощи будет услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма. Закройте нос и рот влажной тряпкой, ждите пожарных. Вас обязательно спасут!

  • Главное:

    Cлушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

  • Правила для персонала образовательных учреждений:

    Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

  • Порядок действий учителя при пожаре:

    1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей.
    2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.
    3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.
    4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.
    5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути.
    6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
    7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам.
    8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания.
    9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания.
    10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:
•адрес пожара, номер школы;
•наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
•место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
•что горит или характер ЧС, другого происшествия;
•сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
•назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Другие статьи

Эта статья полезна?

88,4% посетителей считают статью полезной


Печать


E-mail

СОГЛАСОВАНО                                                  УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома                                   Директор МБОУ «Оборонинская сош»
___________С.П.Гудухин_____                          ________________ В.А. Шевченко
«_01__»__09 2012г___                                     «_01__»_____09 2012г__________

ИНСТРУКЦИЯ
порядок действия персонала по обеспечению
эвакуации людей при пожаре
ИОТ № 013-12
1. Общие положения
Инструкция разработана в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Инструкция является дополнением к схематическим планам эвакуации людей при пожаре.
Инструкция предназначена для организации безопасной и быстрой эвакуации людей из здания в случае пожара.
Практические тренировки по эвакуации людей из здания в случае пожара по данной инструкции проводятся один раз в четверть учебного года.
2. Порядок эвакуации при пожаре
— при возникновении пожара немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть;
— в течение 1 мин. оповестить администрацию, постоянный состав и учащихся о возникновении пожара. Оповещение о пожаре осуществляется непрерывным звонком в течение 1 минуты;
в течение 2 мин.(после получения сигнала) звену пожаротушения приступить к ликвидации очага пожара (Отв. – Нач. звена пожаротушения);
— принять меры к перекрытию доступа воздуха в помещение (закрыть окна, двери, форточки, вытяжные шкафы, отключить вентиляцию). Покидая помещение, отключить все электроприборы, выключить свет, плотно закрыть за собой все двери (не запирая на ключ) во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. (Отв. – Зав. кабинетами, Зам. директора по ХЧ, Отв. за пожарную безопасность);
— в течение 4 мин. (после получения сигнала) быстро, но без паники и суеты организовать эвакуацию учащихся школы в безопасное место (на стадион школы) согласно схемы эвакуации, не допуская встречных и пересекающихся потоков людей (Отв. – Учителя-предметники). Принять меры к самостоятельной эвакуации из здания в соответствии порядком эвакуации;
-в течение 5 мин. (после получения сигнала) проверить наличие учеников и работников учреждения и доложить начальнику штаба ГО и ЧС о степени наличия преподавательского состава, работников и учащихся школы в безопасном месте (Отв. – Кл. руководители, Зам. директора по УВР, Зам. директора по АХЧ);
— в течение 6 мин. (после получения сигнала) членам добровольной пожарной дружины подключиться к ликвидации очага пожара, принять меры по спасению и сохранению материальных ценностей (Отв. – Начальник штаба ГО);
— в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь (Отв. – Нач. звена оказания медицинской помощи);
— в течение 7 мин. (после получения сигнала) организовать эвакуацию учащихся с территории школы (Отв. – Зам. директора по ВР).

Добавить комментарий

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

ИНСТРУКЦИЯ

«О порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой

эвакуации людей при пожаре»

1. Общие положения.

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «О противопожарном режиме» (Правила противопожарного режима в Российской Федерации), приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»», Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1994г «О пожарной безопасности» в редакции от 29 июля 2018 г, устанавливает нормы поведения людей и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений ГБОУ «Школа №……» в целях обеспечения пожарной безопасности и является обязательной для исполнения всеми работниками, независимо от их образования и стажа работы, обучающимися и посетителями. Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара, является план эвакуации здания, состоящий из графической и текстовой части.

1.1.В настоящей инструкции используются следующие термины и их определения:

Возгорание — начало горения под действием источника зажигания.

Пожар — неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве, вне специального очага, приводящее к ущербу.

Пламя  зона горения в газовой фазе с видимым излучением.

Дым — аэрозоль, образуемый жидкими, газообразными и твердыми продуктами горения веществ.

Эвакуационный путь — путь от места возможного пребывания человека по линии свободных проходов до выхода из здания наружу.

Эвакуационный выход — выход на путь эвакуации или непосредственно наружу из здания или в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Основной эвакуационный путь — самый короткий путь от рабочего, учебного места работника, учащегося по коридорам через основной выход из здания наружу здания.

Основной эвакуационный выход — это выход из здания наружу, через основной вход в здание.

Запасный эвакуационный путь — путь от рабочего, учебного места работника, учащегося до запасного эвакуационного выхода.

Запасный эвакуационный выход — выход, из здания наружу, предусмотренный строительным проектом и используемый для эвакуации в случае пожара.

Аварийный выход — выход из помещения наружу, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, но который в чрезвычайных ситуациях может использоваться для спасения и спасания (самоспасания) людей из здания. В качестве аварийных выходов в образовательном учреждении могут использоваться (окна (окна первого этажа с использованием дополнительных приспособлений (столы, стулья) или без них;

окна вторых и верхних этажей по выдвижной пожарной автолестнице, прибывшей пожарной команды); выходы на чердак и кровлю с последующим спуском по стационарной пожарной лестнице или по выдвижной пожарной автолестнице прибывшей пожарной команды; выходы из пищеблока и других технических и вспомогательных помещений, которые ведут в безопасную зону или наружу из здания);

Тупик — путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или к месту размещения спасательных средств (устройств).

Эвакуация людей в случае пожара — вынужденный процесс организованного движения людей, как самостоятельно, так и под руководством лиц, ответственных за проведение эвакуации, из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или опасных для здоровья огнетушащих веществ, используемых для тушения пожара, по эвакуационным путям через эвакуационные (основные и запасные) выходы наружу здания, в безопасную зону, используя штатные средства защиты органов дыхания (при наличии этих средств). Эвакуацией также считается несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалидам, больным), осуществляемое обслуживающим персоналом.

Расчетное время эвакуации — время, в течение которого люди должны покинуть помещение, здание, сооружение до наступления критических значений опасных факторов пожара, определенное расчетным путем по данным о размерах эвакуационных путей и выходов, а также параметрах движения людей.

Фактическое время эвакуации — время, за которое люди практически покидают помещение, здание, сооружение в случае пожара в них.

Спасение людей в случае пожара — действия пожарной команды, а также других лиц, по выводу или выносу людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на них опасные факторы пожара (дым, огонь и т.п.) или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для их здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства зашиты органов дыхания, кожи; индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование.

Спасание (самоспасание) — самостоятельные действия человека по выходу из зоны, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на него опасные факторы пожара или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для его здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства защиты органов дыхания, кожи; штатное индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование; подручные средства спасания.

Паника — психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, чувство острого страха, охватывающего человека или многих людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Аффект — относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние. Аффект сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем.

Покрытия — верхние горизонтальные ограждающие конструкции, отделяющие помещения здания от наружной среды и защищающие здание от атмосферных осадков. В зданиях без чердака покрытия совмещают функцию чердачного перекрытия и крыши.

Кровля — верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от атмосферных воздействий, воспринимающий расчетные нагрузки.

Лестница — конструкция, состоящая из ступеней и других элементов, обеспечивающая возможность сообщения между различными отметками здания или сооружения.

Лестничная клетка — часть здания, предназначенная для размещения лестницы и отделенная от других помещений строительными конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности.

Открытая лестница — лестница, размещаемая внутри здания без устройства лестничной клетки.

Перегородка — внутренняя ограждающая конструкция, разделяющая смежные помещения в здании.

Перекрытия — внутренние горизонтальные ограждающие конструкции, разделяющие здание по высоте на этажи. Перекрытия могут быть надподвальными, междуэтажными, чердачными.

Пожарный гидрант — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (виды: подземный пожарный гидрант; наземный пожарный гидрант).

Первичные средства тушения (первичные средства огнетушення) — устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и ликвидации загорания на начальной стадии развития пожара (огнетушители, песок, противопожарная ткань (кошма), ведра, лопаты и др.).

Огнетушитель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска, запасенного внутри него огнетушащего вещества.

Пожарный кран (ПК) — комплект, состоящий из клапана, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава с пожарным стволом.

Легковоспламеняющиеся жидкости(ЛВЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки менее 6 Г С;

Горючие жидкости (ГЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 6 ГС;

Горючие газы (ГГ) — газы, способные к горению и взрывам.

Горючие вещества (ГВ) — вещества способные к горению и взрывам.

Аварийное освещение — освещение помещений при аварийном отключении рабочего освещения для продолжения работы (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Система автоматической пожарной сигнализации — совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте для автоматического обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте, специальной информации и (или) выдачи команд на технические устройства оповещения, эвакуации.

Пожарный извещатель — устройство для формирования сигнала о пожаре.

Автоматический пожарный извещатель — пожарный извещатель, автоматически реагирующий на факторы, сопутствующие пожару.

Ручной пожарный извещатель — извещатель с ручным способом приведения в действие.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — комплекс организационных и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и(иди) необходимости и, путях эвакуации.

План эвакуации на случай пожара — документ, в котором указаны места расположения в здании средств противопожарной защиты, эвакуационные пути и выходы, а также установлен порядок и последовательность действий персонала объекта в случае возникновения пожара.

2. Порядок действий в случае возникновении пожара.

2.1. В случае возникновения пожара, действия работников образовательного учреждения и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

2.1.1. Каждый работник образовательной организации, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления, повышение температуры и т.п.) должен:

– немедленно прекратить учебный или рабочий процесс;

– сообщить об этом в пожарную охрану по телефону «101» или «112» (при этом необходимо указать точный адрес учреждения ) сообщить свою фамилию и номер телефона.

3. Открытие эвакуационных выходов.

3.1. Дежурный сотрудник охраны, учителя, воспитатели, не занятые учебно-воспитательным процессом учащихся, обязаны:

–открыть легко открываемые задвижки на тех дверях основного выхода, которые в штатной ситуации не используются для выхода (в случае, когда основной выход состоит из нескольких (2-4) дверей, а повседневно используются 1-2 двери. Если двери состоят из двух створок, то необходимо открыть обе створки;

Примечание: все двери основных и запасных выходов, при нахождении в образовательном учреждении учащихся, должны закрываться только изнутри на легко открываемые, в том числе и учащимися, задвижки, запоры, шпингалеты и т.п.

3.1.1.        Если двери, используемые для эвакуации, по каким-либо причинам оказались закрытыми на замки, или оказалось, что их невозможно открыть ключами, то необходимо их выбить любыми подручными средствами, если нет возможности использовать другие пути для эвакуации.

4. Эвакуация обучающихся и воспитанников.

4.1. Общее руководство проведением эвакуационных, спасательных работ в образовательном учреждении возложено на директора образовательного учреждения. В случае, когда директор образовательного учреждения отсутствует в образовательном учреждении по каким-либо причинам, общее руководство и организация проведения эвакуационных, спасательных работ возлагается на заместителей директора, дежурного администратора и лиц ответственных за ПБ.

4.1.1.        Непосредственное проведение эвакуации обучающихся и воспитанников возлагается на того учителя, классного руководителя, воспитателя, руководителя кружка, секции, кто непосредственно, на момент начала эвакуации, вел в этом учебном классе уроки, занятия, проводил мероприятия.

4.1.2. В случае, когда в образовательном учреждении подан установленный сигнал о пожаре, учитель, классный руководитель, воспитатель, руководитель кружка, секции и другие работники учебно-воспитательного состава образовательного учреждения, те, кто непосредственно вел на момент подачи сигнала о пожаре учебные занятия, мероприятия, соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская замешательства и паники, обязаны:

–прекратить проведение учебных занятий, мероприятий, игр, прием пищи, а во время сна воспитанников — разбудить и быстро одеть их;

–поставить в известность всех учащихся о начавшемся в образовательном учреждении пожаре;

–уточнить, все ли учащиеся находятся в классе, группе, на месте проведения мероприятий. Если нет, то необходимо принять меры по поиску и оповещению этих учащихся (воспитанников) о начавшемся пожаре, а если поиски этих учащихся оказались безуспешными, то необходимо доложить об этом администрации образовательного учреждения или прибывшей пожарной команде;

–дать команду учащимся (воспитанникам), чтобы они в соответствии с планом эвакуации, строго выполняя все данные им указания, строясь на ходу в колонну по одному (один за другим, «гуськом») либо в колонну по двое, не мешая своим товарищам, ускоренным шагом покинули образовательное учреждение;

–забрать с собой списочный состав своего класса (группы);

 –при наличии времени исходя из ситуации отключить все электроприборы, выключить свет и плотно закрыть за собой все двери (не на замок), окна и форточки, а также воздержаться от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

–вывести в кратчайший срок всех учащихся (воспитанников) из образовательного учреждения на эвакуационную площадку, используя для этого ближайший основной или запасной эвакуационный выход, согласно плану эвакуации. В случае невозможности вывести учащихся через эвакуационный выход согласно плану эвакуации, необходимо вывести учащихся из образовательного учреждения, используя для этого ближайший безопасный (основной или запасной эвакуационный) выход, в зависимости от расположения очага пожара, задымления, не допускать возникновения паники среди учащихся.

5. Предотвращение паники.

5.1.Паника — это потеря способности принимать верные решения и критической обстановке. Проявлением паники на пожаре служат следующие необдуманные действия спасающихся:

–прятаться в шкафы, под кровати, столы, парты в надежде, что они уберегут от огня и дыма;

–бежать через горящие и задымленные помещения, когда для спасения можно воспользоваться окнами первого этажа (если спасающиеся находятся на первом этаже) или заблокироваться в учебном классе и дождаться прибытия пожарной команды;

–выпрыгивать из окон, когда можно заблокироваться в учебном классе и дождаться прибытия пожарной команды;

–использовать для эвакуации из помещения всеми спасающимися одновременно только один эвакуационный выход при наличии рядом второго открытого эвакуационного выхода.

Паническое состояние людей может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации и взаимному травмированию, а кто-то в панике может упасть в бегущей по направлению от огня толпе и будет ею затоптан. Особенно тяжелые последствия паники проявляются в случае отключения электронапряжения в здании, где возник пожар.

5.1.1. Двигаясь в толпе необходимо:

–пропускать вперед маленьких детей, девочек, останавливать паникеров;

–помогать тем, кто скован страхом и не может двигаться. Для приведения их в чувство необходимо их бить ладоням и по щекам, разговаривать с ними спокойно и внятно, поддерживая под руки;

–постараться не кричать, не плакать, не реагировать на боль, так как из-за этого усилятся панические настроения у других людей, а также не будут услышаны команды руководителя эвакуации;

–постараться не упасть, а для этого запрещается наклоняться, чтобы поднять упавшие вещи или поправить обувь; останавливаться в бегущей толпе; толкаться, чтобы первым выйти из помещения. Ноги необходимо ставить на ширину шага — одна — впереди, а другая — сзади» сдерживая напор толпы спиной и освобождая пространство впереди себя для перестановки ног;

–постараться защитить свою грудную клетку от сдавливания, а для этого запрещается поднимать руки над головой; опускать руки вниз. Руки необходимо согнуть в локтях и прижать их к бокам своего туловища, сжав при этом кулаки;

–сохранять выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивать окружающих, не давать разрастаться панике.

5.1.2. С целью недопущения возникновения паники среди учащихся необходимо:

–работникам учебно-воспитательного состава образовательного учреждения постоянно находиться рядом с учащимися, поддерживать с ними разговор, успокаивать их;

–не допускать, чтобы учащиеся плакали, кричали, высказывались фразами вроде: «Выхода нет!», «Мы все здесь задохнемся и сгорим!» и т.п.

6. Перекличка.

6.1.Лица, осуществляющие эвакуацию учащихся, учителя, воспитатели, классные руководители, те, кто вел занятия с учащимися на момент начала пожара (руководители эвакуации учащихся), обязаны:

–не допускать, чтобы при эвакуации учащиеся заходили в раздевалки за своей одеждой и обувью, независимо от времени года. Забрать свою одежду и обувь учащимся можно будет только с разрешения руководителя пожаротушения после того, как эвакуация людей будет завершена, а входы в раздевалки будут безопасны;

–независимо от времени года и от того, одеты эвакуированные или нет, построить учащихся своего класса в полном составе на эвакуационной площадке в месте, установленном для данного класса. Время на построение эвакуированных учащихся на эвакуационной площадке не должно превышать 2-4х минут.

–провести перекличку учащихся (сверить по списку, количество эвакуированных учащихся с количеством учащихся, находившихся в образовательном учреждении на момент начала пожара) и результаты переклички доложить руководителю эвакуационных и спасательных работ. Время на перекличку и доклад о результатах переклички не должны превышать 2 минут;

–немедленно позвонить тем учащимся, которых не оказалось на месте в момент начала эвакуации и уточнить их местонахождение.

–сообщить руководителю эвакуационных и спасательных работ по учреждению образования фамилии учащихся, которых не оказалось на месте в момент начала эвакуации, но известно, что они были в это время в образовательном учреждении, для выяснения их местонахождения;

6.1.1. Выполнить следующие возможные указания руководителя эвакуационных и спасательных работ:

–организованно, по очереди, вернуть учащихся в гардероб школы, для того чтобы они забрали свою одежду и обувь;

–учащихся 1-4 классов, независимо от времени года, направить в соседние помещения организации:

–учащихся 5-9 классов отпустить домой (по указанию руководителя эвакуационных и спасательных работ);

–учащихся 10-11 классов оставить в резерве для оказания посильной помощи после ликвидации пожара в образовательном учреждении и обеспечения сохранности имущества образовательного учреждения.

–постоянно находиться с учащимися, не допуская нахождения их возле образовательного учреждения, пожарной техники и вхождения их в горящее здание образовательного учреждения;

–способствовать учащимся в том, чтобы они как можно скорее оповестили (используя телефоны или другие способы) своих родителей об эвакуации из здания и о том, что их родителей присутствие в школе не обязательно;

–выполнять оперативно и в полном объеме все указания руководителя эвакуационных и спасательных работ по учреждению образования.

6.2. Руководитель эвакуационных и спасательных работ обязан собрать результаты переклички эвакуированных из образовательного учреждения учащихся и работников и доложить руководителю пожарной команды о результатах эвакуации.

7. Обязанности обучающихся на случай пожара в образовательном учреждении.

7.1. По команде учителя: «Внимание в школе объявлена эвакуация в связи с пожаром», учащиеся обязаны выполнить обязанности учащихся на случай пожара в образовательном учреждении:

–взять свои личные вещи, которые находятся в классе;

–помочь закрыть окна, форточки, фрамуги в классе, если они были открыты;

–покинуть помещение класса, следуя за учителем, на ходу строясь в колонну по одному, по двое не толкаясь, без суеты;

–идти молча (не разговаривать, не шутить, не смеяться, не кричать, не плакать), чтобы можно было услышать команды учителя или руководителя эвакуационных и спасательных работ;

–двигаться к эвакуационному выходу в колонну по одному или по двое, не допуская пересечения потоков и образования «пробок».

7.1.1. Учащимся запрещается:

–сзади идущим толкать впереди идущих для ускорения продвижения по лестнице, так как это может привести к падению идущих впереди и их травмированию, вплоть до смертельного исхода;

–обгонять друг друга по-отдельности или целыми классами;

–заходить в раздевалки за своей одеждой и обувью, независимо от времени года. Забрать свою одежду и обувь учащимся можно будет только с разрешения классного руководителя или учителя, осуществлявшего эвакуацию учащихся после того, как эвакуация людей будет завершена, а входы в раздевалки будут безопасны.

–после эвакуации возвращаться обратно в образовательное учреждение без разрешения классного руководителя или учителя, осуществлявшего эвакуацию учащихся;

–расходиться сразу же после эвакуации из школы по домам или идти к родителям без проведения с ними переклички;

–дождаться, когда с ними проведут перекличку;

 –при наличии информации учащиеся должны сообщить руководителю эвакуации или пожарным, кто и где из учащихся мог остаться в горящем здании;

–оказавшись в безопасном месте связаться со своими родителями и поставить их в известность о своей эвакуации и о том, что их (родителей) присутствие в школе необходимо или не обязательно.

–учащиеся, которые на момент начала пожара не оказались непосредственно со своим классом (находились в библиотеке, в столовой, в туалете, в медпункте и т. п.) обязаны самостоятельно или с другим классом покинуть образовательное учреждение, прибыть на установленное для своего класса место на эвакуационной площадке и доложить учителю о своей эвакуации;

8. ПОРЯДОК ЭВАКУАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СОТРУДНИКОВ.

8.1. Время на эвакуацию учащихся и работников:

с 1 -го этажа — не должно превышать 3 минут;

со 2-го этажа — не должно превышать 4 минут;

с 3-го этажа — не должно превышать 5 минут;

с 4-го этажа — не должно превышать 6 минут.

Примечания: общее время эвакуации работников и учащихся из образовательного учреждения не должно превышать 6 минут (ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность»),  

8.1.1. В общее время эвакуации не входит время на включение системы оповещения о пожаре, время на сообщение о пожаре в пожарную часть, время на построение эвакуированных на эвакуационной площадке, на проведение переклички эвакуированных, на доклад о результатах переклички.

Директор образовательного учреждения или лицо, его заменяющее при получении информации о пожаре обязаны выполнить обязанности руководителя эвакуационных и спасательных работ в случае пожара в образовательном учреждении.

8.2. Работники столовой по сигналу о пожаре обязаны:

–отключить вентиляцию, кондиционеры, электрооборудование;

–открыть двери из помещения столовой в образовательное учреждение (если они закрыты на замок);

–открыть двери из помещения кухни, столовой наружу здания образовательного учреждения (если они закрыты на замок) для того, чтобы в случае необходимости учащиеся и работники могли использовать выход через пищеблок, как аварийный выход;

–оставить возле входа в пищеблок 2-ух работников для обеспечения сохранности имущества и продуктов питания, а остальным —прибыть на эвакуационную площадку и доложить руководителю эвакуационных и спасательных работ о своей эвакуации и об эвакуации 2-ух работников, оставшихся дежурить возле пищеблока.

8.2.1. Работники технического и обслуживающего персонала по сигналу о пожаре обязаны оказать помощь по эвакуации учащихся, работников, прибыть на эвакуационную площадку и доложить руководителю эвакуационных и спасательных работ о своей эвакуации. Инженер, электромонтер, или сотрудник учреждения (при наличии у него IV группы по электробезопасности), обязаны при необходимости открыть помещение электрощитовой и отключить электропитание горящего здания.

В случае, когда вышеперечисленных работников не оказалось на месте, то необходимо, чтобы дежурный сотрудник охраны открыл дверь электрощитовой, чтобы прибывшие пожарные смогли самостоятельно отключить электропитание горящего здания.

Все электроприборы, которые остались в горящих и смежных с ними помещениях включенными в электросеть, а также освещение этих помещений, должны быть отключены. При заполнении помещений, коридоров дымом необходимо идти в сторону ближайшей не задымленной лестницы, ведущей к эвакуационному выходу или непосредственно к ближайшему эвакуационному выходу.

8.3. При пожаре опасность представляет не столько огонь, как дым, так как:

–скорость распространения дыма в несколько раз превышает скорость распространения огня;

–дым представляет собой смесь ядовитых продуктов горения, являющихся смертельными для жизни человека;

–дым не является прозрачным, что создает препятствие в поиске эвакуационных выходов;

–дым является едким для глаз, что не позволяет двигаться в дыму с открытыми глазами.

8.3.1. Во время пожара наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха и токсичных продуктов горения. Так, воздействие воздуха, нагретого свыше 70°С, представляет серьезную опасность для жизни. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание.

В случае, когда необходимо спасаться через сильно задымленный коридор, необходимо:

–найти какой-либо кусок ткани (за исключением синтетической). Это может быть элемент собственного гардероба (шарф, шапочка, варежки, спортивная форма, носки и т. п.), занавеска, кусок шторы, полотенце. В случае отсутствия вышеперечисленных предметов необходимо оторвать рукав собственного пиджака, рубашки, платья, свитера и т. п. Носовой платок из-за его малых размеров рекомендуется использовать в исключительных случаях;

–смочить вышеперечисленные предметы водой из водопроводного крана, аквариума, вазы с цветами, бутылки с напитком и т. п.;

–накрыть нос и рот вышеперечисленными предметами;

–хорошо представить себе выход из помещения, движение наугад опасно;

–задержать дыхание;

–дышать через вышеперечисленные предметы необходимо только тогда, когда не хватает задержки дыхания, так как этот способ только частично спасает от отравления угарным газом;

–двигаться к эвакуационному выходу необходимо:

–вдоль той стены, путь движения возле которой будет наиболее коротким. При равнозначности путей движения возле стен необходимо двигаться вдоль стены, которая находится по правую руку;

–не отходя от стены, чтобы не потерять ориентир;

–по лестнице, придерживаясь за перила (поручни);

8.3.2.        в случае, когда дым заполнил помещение не полностью и имеется пространство, как правило, в нижней части помещения, где дыма нет, то пробираться к выходу в этом случае необходимо на четвереньках или даже ползком, при этом голову необходимо держать не менее чем в 30 см от уровня пола, над которым может располагаться слой бесцветных тяжелых отравляющих газообразных продуктов горения, в том числе угарного газа.

8.3.3.        Необходимо также учесть, что в темноте и при закрытых глазах можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о не предвиденное препятствие.

При сильном задымлении, плохой видимости направление движения можно определить по направлению досок пола в помещении (в коридорах доски ложатся, как правило, вдоль стен).

Если при движении по задымленному коридору чувствуется повышение температуры, то это значит, что впереди опасная зона, и в этом случае необходимо повернуть обратно.

Запрещается входить в помещения, где большая концентрация дыма (видимость менее 10 м).

Если необходимо преодолеть участок с огнем, то необходимо:

–укрыть как можно большую площадь своей кожи и, особенно, голову, а для этого необходимо надеть на себя имеющуюся личную одежду (пиджак, свитер, пальто, куртку, шапку, шарф, рукавицы и т. п.) и обувь; накрыться одеялом, шторой;

–прихватить с собой какой-нибудь предмет (портфель, стул и пр.), которым можно было бы заслонить голову от теплового из лучения, а также — от падающих горящих предметов;

–при возможности намочить одежду и другие вышеперечисленные предметы;

–место, охваченное огнем, необходимо пробежать на вдохе (во время бега необходимо задержать дыхание).

По пути эвакуации необходимо закрывать за собой плотно двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение огня более чем на 10 — 15 минут), а это даст возможность другим людям также оперативно покинуть помещение или (в случае необходимости) вернуться этим же путем, чтобы не оказаться в западне.

По пути эвакуации запрещается без необходимости открывать окна и двери, разбивать оконные и дверные стекла т.к. приток свежего воздуха усиливает горение.

Если необходимо выйти из помещения или войти в другое помещение, то прежде чем открыть дверь, необходимо приложить тыльную сторону своей руки к двери или потрогать металлические части замка, дверную ручку. Если они горячие, и тем более из щелей идет дым, то входить в это помещение запрещается. Это опасно еще и тем, что пожар в закрытом помещении, истощив имеющийся запас кислорода, резко сокращает свою интенсивность, но если произойдет приток свежего воздуха (будет открыта, взломана дверь, выбито окно), то горение усилится, причем это может иметь характер взрывообразной вспышки с выбросом пламени в сторону человека, открывшего дверь.

Но если необходимо открыть или выбить дверь в горящую комнату, необходимо прикрыть руками лицо, стоять при этом необходимо сбоку от дверного проема, чтобы не обожгло вырвавшимся пламенем. Для этих целей лучше использовать палку, чтобы действовать на расстоянии и по возможности — из укрытия.

Если на спасающегося надвигается огненный вал, то ему необходимо, не мешкая, упасть на пол, закрыв при этом голову руками, так как пламя огня поднимается снизу, вверх. В этот момент запрещается дышать, чтобы не получить ожогов внутренних органов и необходимо быстро отползти от источника огня.

Важно иметь в виду, что обычные средства и способы защиты от дыма (мокрые повязки, противогазы и респираторы) лишь частично защищают от опасных факторов пожара.

9. Поиск учащихся.

9.1. В случае поиска спрятавшихся от дыма, огня учащихся (воспитанников) и особенно учащихся (воспитанников) младшего возраста следует помнить, что дети, испугавшись пожара, могут прятаться в самых укромных местах, например, под кровати, диваны, столы, парты, в шкафы, туалет и часто на зов не откликаются.

10. Эвакуация имущества.

10.1. Учителя, технический и обслуживающий персонал образовательного учреждения, не занятые эвакуацией учащихся и тушением пожара, обязаны эвакуировать из горящих и смежных с ними помещений:

10.1.1. Нижеуказанная документация подлежит эвакуации в первую очередь: книги приказов, трудовые книжки работников, личные дела работников и учащихся, бланки аттестатов, контракты и документы строгой отчетности, печати образовательного учреждения, бухгалтерские ведомости и документы.

10.1.2. Нижеуказанное дорогостоящее оборудования подлежит эвакуации в первую очередь: компьютеры, факсы, ксероксы, телевизоры и т.п. В случае невозможности открыть сейф для изъятия из него документов, допускается выбросить его через открытое окно на пришкольный участок с обеспечением в дальнейшем его сохранности.

В случае невозможности открыть ключами двери помещений, где находятся дорогостоящее оборудование и документация, допускается взламывание этих дверей любыми подручными средствами.

10.1.3. Эвакуируют имущество в другое здание образовательного учреждения или на пришкольную территорию с обеспечением его сохранности. Запрещается складировать эвакуированное имущество ближе 30 м от здания образовательного учреждения, ближе 5 м от пожарных гидрантов и ближайшей к зданию образовательного учреждения опоры линии электропередачи (если здание образовательного учреждения запитывается от воздушной линии электропередачи), а также — на подъездных путях к образовательному учреждению.

10.2. В первую очередь эвакуировать имущество из горящих и смежных с ними помещений.

11. Оказание доврачебной помощи.

11.1. Работники образовательного учреждения до прибытия сотрудников скорой медицинской помощи при необходимости обязаны оказать доврачебную помощь лицам, пострадавшим в случае пожара в образовательном учреждении.

 

В каждом образовательном учреждении разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану, организовать эвакуацию учащихся и персонала школы в установленное планом место. В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода учащихся из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой.

В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. На плане наносят стрелки зеленого цвета, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками. Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем учреждения и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова.

Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:

— подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;

— объявить порядок, направление движения и место сбора;

— в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

— собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

— оказать, при необходимости, первую помощь;

— проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания. Допускается, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. 

В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещение, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация угарного газа предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание. Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.

Пожарная часть (профилактическая) СПб ГКУ «ПСО Курортного района»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкции по антитеррористической безопасности в учреждениях культуры
  • Инструкции по антитеррористической безопасности в доу 2022 скачать бесплатно
  • Инструкции п6 и п7 по приемке товара кратко
  • Инструкции к лего наборам военные
  • Инструкции к конструкторам типа лего