Инструкции о разработке проектов рекультивации нарушенных земель

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 10 июля 2018 г. N 800

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«деградация земель» — ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;

«консервация земель» — мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

«нарушение почвенного слоя» — снятие или уничтожение почвенного слоя;

«нарушенные земли» — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

«плодородный слой почвы» — верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

«проект рекультивации земель» — документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

«проект консервации земель» — документ, на основании которого проводится консервация земель;

«рекультивация земель» — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

4. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами — собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, — в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

5. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

7. Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, невозможно в течение 15 лет.

8. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

8(1). При осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными статьями 62 и 63 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

8(2). При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

(п. 8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

8(3). В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты, указанные в части 2 статьи 13 и части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

(п. 8(3) введен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 244)

9. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

10. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

11. Рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства, осуществляется в случае, если это предусмотрено проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

12. Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

13. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

14. Проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:

а) раздел «Пояснительная записка», включающий:

описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;

кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;

информацию о правообладателях земельных участков;

сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);

б) раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий:

экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;

обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель);

в) раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», включающий:

состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

г) раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

15. Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;

в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.

16. Заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее — заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

17. Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.

18. В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

19. Лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:

а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;

в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;

г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;

д) раздел «Пояснительная записка» проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;

е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

20. В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель.

21. После устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

22. Проект рекультивации земель, проект консервации земель, в которые внесены изменения после их согласования лицами, указанными в пункте 15 настоящих Правил, подлежат направлению на повторное согласование в соответствии с пунктами 15 — 20 настоящих Правил.

23. В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

24. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

25. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня утверждения проекта консервации в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об их консервации.

26. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

27. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта консервации земель и приступить к консервации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня наступления событий, предусмотренных подпунктами «а» — «г» пункта 26 настоящих Правил, если достижение соответствия свойств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, путем проведения рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

Проект консервации земель может быть разработан также в случае, если в процессе рекультивации земель выявится невозможность достижения соответствия свойств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, в течение указанного срока.

28. Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

29. В случае проведения рекультивации земель, консервации земель лицом, не являющимся правообладателем земельного участка (в том числе в случае проведения рекультивации, консервации земель исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящих Правил), такое лицо в срок не позднее чем 10 календарных дней до дня начала выполнения работ по рекультивации земель, консервации земель уведомляет об этом правообладателя земельного участка с указанием информации о дате начала и сроках проведения соответствующих работ. При этом проведение в этом случае работ по рекультивации земельных участков в период полевых сельскохозяйственных работ не допускается, за исключением случая, если это предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель.

30. Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:

а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;

б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.

31. В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 24 настоящих Правил.

32. В случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 настоящих Правил.

33. В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, лицо, выполнившее такие работы, безвозмездно устраняет имеющиеся недостатки.

34. Рекультивация земель, консервация земель, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности.

35. Прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

36. Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»

Вопрос

Согласно п.10 Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800, «проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях».

Правильно ли я понимаю, что проект рекультивации разрабатывается в составе ПД только в том случае, если категория земель сельскохозяйственного назначения. Если земли лесного фонда или населенного пункта и др., то проект рекультивации не требуется для прохождении госудраственой (негос.) экспертизы проектной документации?

Ответ

Да, проект рекультивации земель включается в состав проектной документации в том случае, если деятельность будет осуществляться на землях сельскохозяйственного назначения.

Для земель лесного фонда проект рекультивации необходим в случае осуществления деятельности по использованию недр. Проект рекультивации включается в состав проекта освоение лесов, подлежащего государственной или муниципальной экспертизе.

Обоснование

Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова (п.п «б» п.25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п.10 Правил проведении рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800).

Рассмотрим требования о наличии проекта рекультивации для земель лесного фонда.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) (ст.88 ЛК РФ).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69.

Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).

В силу статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, при выполнении работ с недрами, подлежащему государственной или муниципальной экспертизе.

Можно сделать вывод, что проект рекультивации земель в составе проектной документации, необходим при осуществлении деятельности на землях сельскохозяйственного назначения.

Эксперт Службы поддержки пользователей

проекта «Техэксперт: Экология»

Гучев Иван Алексеевич

09.01.2019, 15:45

7.1 Выбор направления рекультивации нарушенных земель

7.1.1 Направление рекультивации нарушенных земель выбирают с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования.

7.1.2 Основными направлениями рекультивации нарушенных земель являются:

– сельскохозяйственное;

– лесохозяйственное;

– рыбохозяйственное;

– природоохранное;

– рекреационное;

– водохозяйственное;

– строительное.

7.1.3 В качестве основных критериев при выборе направления рекультивации нарушенных земель принимают во внимание следующие характеристики:

– природно-климатические (геология, гидрология, гидрогеология, рельеф местности, характер почвенно-растительного слоя, климат, биологическое разнообразие);

– социальные (инфраструктура района, хозяйственные и санитарно-гигиенические условия с учетом перспектив и направлений развития района);

– фактическое и прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, наличие плодородного слоя почв и потенциально плодородных пород, эрозийные процессы, степень загрязнения почвы);

– современное и перспективное использование нарушенных земель по их целевому назначению в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования;

– категория(и) нарушенных земель и прилегающих земельных территорий;

– продолжительность восстановительного периода;

– горно-технологические (уровень и состояние технологии и механизации горных работ, наличие транспортных коммуникаций) факторы, если осуществляют горнотехническую рекультивацию;

– технологии и комплексная механизация земляных и транспортных работ;

– экономическая целесообразность рекультивационных работ;

– географическое расположение нарушенных земель, текущее и будущее функциональное использование в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования;

– мнение собственника земельной территории, подлежащей рекультивации;

– территориальные схемы, генеральные планы развития территорий;

– результаты общественных слушаний по проекту рекультивации нарушенных земель.

7.1.4 Требования к рекультивации нарушенных земель при сельскохозяйственном, лесохозяйственном, водохозяйственном, санитарно-гигиеническом, рекреационном направлениях их использования учитывают в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04.

7.1.5 Требования к рекультивации нарушенных земель при природоохранном направлении должны включать:

– создание сглаженных форм рельефа и поверхности с благоприятными для посадки растений экологическими условиями;

– посадку (посев) комплекса видов растений из состава флоры данной природно-климатической зоны, а также биологически ценных видов растений.

7.1.6 Требования к рекультивации нарушенных земель при строительном направлении должны включать:

– применение вяжущих материалов для закрепления поверхности нарушенных земель, не оказывающих отрицательного воздействия на окружающую среду и обладающих достаточной водопрочностью и устойчивостью к температурным колебаниям;

– выполнение мелиоративных работ;

– обеспечение стабильности грунтов при строительстве объектов промышленного, гражданского и иного назначения.

7.1.7 Направления использования рекультивированных земель определяют на стадии проектирования с учетом качественных характеристик нарушенных земель по техногенному рельефу, горным породам, степени обводнения (увлажнения) с учетом географических и экономических условий зоны размещения нарушенных земель, технико-экономических и социальных факторов.

7.1.8 При планировании работ по рекультивации нарушенных земель следует руководствоваться критериями определения приоритетности объектов для проведения очистных работ, установленных в том числе в ГОСТ Р 54003-2010 (приложение А) применительно к участкам с историческим загрязнением, и выполнять следующее:

– учитывать численность населения, проживающего в пределах потенциального негативного воздействия загрязненной земельной территории на здоровье и жизнь людей;

– определять площади загрязненных земельных территорий с учетом накопленных объемов опасных отходов и сбросов;

– оценивать техническое состояние загрязненных земельных территорий;

– учитывать риски актуального негативного воздействия загрязненной земельной территории на здоровье и жизнь людей (с приоритетным вниманием к мнению местного населения);

– определять вероятность и возможные масштабы потенциальных чрезвычайных ситуаций на загрязненных земельных территориях;

– фиксировать негативное воздействие загрязненных земельных территорий на чувствительные экологические системы с учетом влияния на биоразнообразие;

– подсчитывать ориентировочные затраты на обследование нарушенных земель и стоимость работ по рекультивации земель на загрязненной территории;

– разрабатывать всесторонне обоснованные проекты по предполагаемому использованию в будущем загрязненных земельных территорий для хозяйственных и иных нужд с минимизацией негативного воздействия на человека и окружающую среду.

7.2 Разработка проектов рекультивации нарушенных земель

7.2.1 Разработку проектов рекультивации нарушенных земель осуществляют в соответствии с нормативно-правовым актом [4] на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов, ГОСТ Р 57446 и ГОСТ Р 57447, с учетом природно-климатических условий, месторасположения объекта рекультивации, мнения собственника земли и акта обследования нарушенного земельного участка для согласования проектных решений по рекультивации с заинтересованными сторонами.

В упомянутых национальных стандартах изложены требования к обследованию нарушенных земель и земельных участков и к выявлению территорий, подлежащих рекультивации.

7.2.2 В качестве основных критериев при разработке проектов рекультивации нарушенных земель принимают во внимание следующие характеристики:

– природные условия района (климатические, литологические, орографические и др.);

– масштаб и характер нарушенных земель, выявленных в результате проведенного обследования земель;

– территориальные схемы, генеральные планы развития территорий;

– фактическое и прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, наличие плодородного слоя почв и потенциал плодородия, эрозийные процессы, степень загрязнения почвы);

– показатели химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03;

– хозяйственные, социально-экономические и санитарно-гигиенические условия района размещения нарушенных земель;

– срок использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;

– оценку воздействия на окружающую среду проектов рекультивации нарушенных земель;

– сохранение и восстановление биоразнообразия;

– экологические, санитарно-гигиенические, строительные, водохозяйственные, лесохозяйственные и другие нормативы и стандарты;

– планируемое целевое назначение и разрешенное использование земель после их рекультивации.

7.2.3 Проект рекультивации нарушенных земель должен содержать следующие разделы:

– пояснительная записка;

– эколого-экономическое обоснование направления рекультивации нарушенных земель;

– содержание, объемы и график работ по рекультивации нарушенных земель;

– картографические материалы, отражающие состояние нарушенных земель после проведения рекультивации;

– сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации нарушенных земель.

7.2.3.1 Раздел «Пояснительная записка» должен содержать:

– описание исходных условий рекультивируемого земельного участка, его площадь, месторасположение (на карте), источник и характер нарушения земель;

– сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель и земельных участков, подлежащих рекультивации;

– информацию о правообладателях земель и согласовании с их стороны намечаемых проектных решений;

– сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования (санитарные и охранные зоны, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и пр.).

7.2.3.2 Раздел «Эколого-экономическое обоснование направления рекультивации нарушенных земель» должен содержать:

– экологическое и экономическое обоснование выбора направления рекультивации нарушенных земель;

– обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации нарушенных земель в связи с выбранным направлением рекультивации земель на основании целевого назначения и разрешенного использования земель и земельных участков после завершения рекультивации;

– описание требований, предъявляемых к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации нарушенных земель;

– обоснование планируемого достижения показателей и характеристик по окончании рекультивации земель;

– предложения по управлению рисками, возникающими при осуществлении проекта рекультивации нарушенных земель в соответствии с ГОСТ Р 54003, при необходимости.

7.2.3.3 Раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации нарушенных земель» должен содержать:

– состав работ по рекультивации нарушенных земель, определяемый на основе результатов обследования земель и земельных участков, которое проводят в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации земель и земельных участков, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели почв, а также в случаях, предусмотренных законодательством, результатов инженерных изысканий согласно документу по стандартизации [11];

– последовательность и объем выполнения работ по рекультивации земель и земельных участков;

– сроки проведения работ по рекультивации земель с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;

– сроки окончания сдачи работ по рекультивации земель.

7.2.3.4 Раздел «Картографические материалы, отражающие состояние нарушенных земель после проведения рекультивации» должен содержать:

– чертежи в масштабе (1:2000, 1:5000, 1:10000) изменения рельефа местности с указанием результирующих высот, конфигурации и формы поверхности, которые будут созданы на техническом этапе рекультивации;

– план-схему участка рекультивации в масштабе 1:10000 с представлением границ, отметок высот, размещением технологических и природных объектов, мест нанесения рекультивационного слоя, площадей, сроков и видов планируемых работ на биологическом этапе рекультивации.

7.2.3.5 Раздел «Сметные расчеты затрат на проведение работ по рекультивации нарушенных земель» должен содержать локальные и сводный (по всем затратам) сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель и земельных участков, включающих затраты на восстановление компонентов природной среды, транспортирование, хранение, удаление загрязненной почвы/грунтов и др.

7.2.4 Проекты рекультивации нарушенных земель (за исключением проектных решений по рекультивации, определяемых в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) разрабатываются и утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута, а при установлении лиц, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков, – указанными лицами, на которых законодательством Российской Федерации возложены обязанности по рекультивации нарушенных земель.

7.2.5 Проекты рекультивации нарушенных земель до момента их утверждения собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута или лицами, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков, подлежат согласованию с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Проекты рекультивации нарушенных земель, определяемые в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, не подлежат согласованию с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

7.2.6 Проекты рекультивации нарушенных земель, функциональное использование которых предусмотрено документами территориального планирования, градостроительного зонирования в качестве жилой, общественной, рекреационной зоны, охраняемых природных территорий, могут проходить процедуру общественных обсуждений на основании требований действующего законодательства Российской Федерации.

7.2.7 Экспертизу проектов рекультивации нарушенных земель осуществляют на основании требований действующего законодательства Российской Федерации.

7.3 Этапы рекультивации нарушенных земель

7.3.1 Рекультивацию нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют в два последовательных этапа, которыми являются технический и биологический.

7.3.2 Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт.

7.3.3 Содержание технического этапа рекультивации нарушенных земель

7.3.3.1 Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает комплекс работ по созданию необходимых условий для дальнейшего разрешенного использования рекультивированных земель в соответствии с целевым назначением.

7.3.3.2 Технический этап рекультивации нарушенных земель является подготовительным для последующего биологического этапа. Он включает проведение планировочных работ, формирование откосов, их террасирование, обеспечение стабильности грунтов, нанесение плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, при их наличии, на рекультивируемые земли и при необходимости предусматривает коренную мелиорацию с учетом типов почв. Кроме того, осуществляют строительство дорог, гидротехнических и мелиоративных сооружений и т. п. Проведение планировочных работ должно обеспечивать безопасное применение почвообрабатывающих, лесопосадочных машин и машин по уходу за посадками. Планировочные работы на заключительном этапе складирования отходов целесообразно осуществлять машинами (бульдозерами) с низким удельным давлением на поверхность во избежание чрезмерного уплотнения пород рекультивационного слоя.

7.3.3.3 Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для осуществления мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

7.3.3.4 При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы:

– грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;

– освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;

– строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;

– устройство при необходимости дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;

– устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;

– ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;

– создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;

– создание при необходимости экранирующего слоя;

– покрытие поверхности потенциально плодородными и/или плодородными слоями почвы;

– противоэрозионная организация территории.

7.3.3.5 При производстве горно-планировочных работ чистовую планировку земель следует проводить машинами с низким удельным давлением на грунт для того, чтобы уменьшить переуплотнение поверхности рекультивируемого слоя.

При подготовке участка должно быть проведено глубокое безотвальное рыхление уплотненного горизонта для создания благоприятных условий развития корневых систем растений.

7.3.3.6 Использование для технической рекультивации нарушенных земель осадков сточных вод и продуктов их утилизации в качестве инертного материала (наполнителя отработанных карьеров, полостей, выемок, образовавшихся при открытых горных работах, добыче полезных ископаемых, разработке песка, глины, щебня, для засыпки траншей при строительстве и ремонте линейных сооружений и т. п.) осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54534, а также законодательства в области обращения с отходами.

7.3.4 Биологический этап рекультивации нарушенных земель

7.3.4.1 Биологическая рекультивация нарушенных земель является завершающим этапом восстановления нарушенных земель.

7.3.4.2 При проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования.

7.3.4.3 Биологический этап должен быть осуществлен после полного завершения технического этапа.

7.3.4.4 Земли в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

7.3.4.5 Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает комплекс агротехнических, биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в том числе плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экологических систем.

7.3.4.6 Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны.

7.3.4.7 Повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов.

7.3.4.8 Выбор способов биологической рекультивации определяют с учетом климатической зоны, зонального биологического разнообразия, экономической целесообразности, целевого назначения и разрешенного использования.

7.3.4.9 Период восстановления почвенно-растительного покрова после биологического этапа рекультивации нарушенных земель устанавливают с учетом:

– природно-климатических условий, в том числе скорости и направленности процессов почвообразования, биологической активности почв, условий увлажнения, температурных условий, длительности вегетационного периода;

– оптимальных для данной территории видов удобрений (органических и минеральных), возможности использования, а также мощности и качества нанесенного плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород;

– особенностей растительности прилегающей территории и естественных ландшафтов, последующего хозяйственного использования рекультивируемых земель.

7.3.4.10 При проведении биологической рекультивации земель после добычи полезных ископаемых учитывают положения документа [12].

7.3.4.11 При проведении биологической рекультивации отработанных золошлакоотвалов тепловых электростанций используют положения документа [13].

7.3.4.12 Использование для биологической рекультивации нарушенных земель осадков сточных вод и продуктов их утилизации в качестве почвогрунтов осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54534.

7.3.4.13 Рекультивация нарушенных земель в целях восстановления биологического разнообразия предусматривает проведение реставрационно-ландшафтной рекультивации земель, являющейся разновидностью биологической рекультивации земель, по ГОСТ Р 57446 и ГОСТ Р 57447.

7.4 Консервация нарушенных земель

7.4.1 Нарушенные земли, не соответствующие нормативам по химическим и/или бактериологическим показателям, включая земли, на которых в результате загрязнения не обеспечивается производство продукции (если это предусмотрено), соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, могут подвергаться консервации с их изъятием из оборота.

7.4.2 Консервацию проводят в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и/или нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных нормативно-правовым актом [4], пункт 5, невозможно в течение 15 лет.

7.4.3 Консервацию нарушенных земель проводят в целях предотвращения деградации земель, создания условий для восстановления исходного состояния почвенно-растительного покрова загрязненных территорий.

7.4.4 На основании принятого решения о консервации нарушенных земель разрабатывают проект землеустройства, в котором определяют сроки консервации, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению состояния почвенно-растительного покрова загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

7.4.5 Проведение работ по консервации нарушенных земель осуществляют в соответствии с нормативно-правовыми актами [4] и [14].

Проект рекультивации земель

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработка проекта рекультивации нарушенных земель производится лицами, деятельность которых привела к деградации земель

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Проект рекультивации необходимо разрабатывать в следующих случаях:

  • при ухудшении качества земель, в том числе при загрязнении или нарушении почвенного слоя;
  • при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и других объектов (при этом проект рекультивации является составной частью проектной документации);
  • при нарушении земель сельхозназначения;
  • если содержание в почве химических и иных веществ и микроорганизмов не соответствует нормативам качества охраны окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

Если негативное воздействие привело к деградации земель, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности в течение 15 лет, то вместо рекультивации производится консервация земель с предварительной разработкой проекта консервации земель. 

Рекультивация обеспечивается путем проведения технических и биологических мероприятий.

  • Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель и негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.
  • Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Проект рекультивации земель содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • эколого-экономическое обоснование рекультивации земель;
  • содержание, объемы и график работ по рекультивации земель;
  • сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель.

За невыполнение требований по рекультивации земель предусмотрена административная ответственность до 700 тыс. руб. в соответствии со ст. 8.7 КоАП РФ.

Проект рекультивации земель нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
  • многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при выборе направления рекультивации земель;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны земель, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего четыре аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов рекультивации земель в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены и реализованы проекты рекультивации сложных объектов: полигонов ТБО, хвостохранилищ, мест санкционированного размещения отходов и т.д.;
  • опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке проектов рекультивации земель в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • исполнители со стороны проектной организации руководствуются устаревшими нормативными документами, в результате чего разработанный проект рекультивации по своей форме и составу не устраивает согласующие органы;
  • некорректно составленный проект рекультивации земель ведет к огромному перерасходу денежных средств в процессе проведения работ по рекультивации;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, из-за специфического характера загрязнения);
  • заказчика не предупреждают о необходимости проведения государственной экологической экспертизы, что влечет за собой незапланированные финансовые  и временные затраты;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование проекта (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанного проекта рекультивации земель заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи (например, лабораторные исследования качества почвы и грунтов).

Официальное опубликование правовых актов

Официальное опубликование правовых актов

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ

  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
  • ПОИСК
  • КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800
«О проведении рекультивации и консервации земель»

Номер опубликования: 0001201807120031

Дата опубликования:
12.07.2018

1
10
20
50
ВСЕ

1 2 3 4 … 13


Страница №1
из 13:
Увеличить

1 2 3 4 … 13

Отправить документ

Email

Введите символы

Введите символы

Подробнее

Обновить

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкции о правилах поведения туристов на маршруте
  • Инструкции о порядке применения химических ловушек
  • Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в российской федерации
  • Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников утвержденной постановлением минтруда рб
  • Инструкции о порядке ведения индивидуального персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах