Инструкция 180 о порядке проведения инвентаризации рб

При проведении инвентаризации следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности»* (далее — Закон о бухучете);

* С последующими изменениями и дополнениями.

Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180* (далее — Инструкция № 180).

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и стоимости активов и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета. По сути, это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Обратите внимание
Инвентаризации подлежат активы и обязательства учреждения независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

Заведующему на заметку
Полная инвентаризация проводится обязательно в конце года перед составлением годового отчета.

Алгоритм действий при проведении инвентаризации

Шаг 1: Издайте приказ о проведении инвентаризации

Для проведения инвентаризации заведующий учреждением дошкольного образования издает приказ о проведении инвентаризации в учреждении по форме, указанной в приложении 1 к Инструкции № 180.

Форма приказа о проведении инвентаризации

Инвентаризационные комиссии создаются в составе опытных специалистов в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющих необходимые навыки, знания:

  • председателя комиссии — руководителя учреждения дошкольного образования или его заместителя;

Заведующему на заметку
В качестве председателя инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц.

  • специалистов из числа работников учреждения, привлеченных специалистов управления (отдела) по образованию и др.

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий.

Шаг 2: Разработайте и утвердите план проведения инвентаризации

При составлении плана-графика проведения инвентаризации на год необходимо руководствоваться установленными п. 6–8 Инструкции № 180 сроками и периодичностью проведения инвентаризации. Такой план-график может быть приложением к учетной политике либо приложением к Положению о порядке проведения инвентаризации.

Так, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

  • основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции и др. — не ранее 1 ноября;
  • денежных средств — не ранее 1 декабря;
  • обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.

Периодичность проведения инвентаризаций:

  • основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции и др. — не менее одного раза в год;
  • денежных средств — не менее одного раза в год;
  • обязательств и других активов — не менее одного раза в год.

По решению руководителя установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем учреждения.

Шаг 3: Получите расписки от материально ответственных лиц

Материально ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение активов или доверенности на получение активов, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на активы сданы в бухгалтерию или переданы рабочей инвентаризационной комиссии и все активы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Шаг 4: Определите остатки имущества и обязательств по данным бюджетного учета

При внеплановых инвентаризациях в учреждении дошкольного образования все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях — заблаговременно.

Шаг 5: Выявите, взвесьте, обмерьте, подсчитайте и проверьте фактическое наличие имущества и обязательств

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весов и измерительных приборов (при наличии таковых) и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

Путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера определяется фактическое наличие имущества и обязательств.

Шаг 6: Оформите (заполните) инвентаризационные описи (сличительных ведомостей, актов)

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Справочно: для оформления инвентаризации применяются формы согласно приложениям 5–19 к Инструкции либо формы, утвержденные республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы.

Формы, содержащиеся в приложениях 5–19, а также таблица, содержащая перечень форм инвентаризационных описей (актов)

Наименование инвентаризируемых объектов, а также их количество указывается в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Инвентаризационные описи заполняются с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно.

Не допускается оставлять в описях незаполненные строки — на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Не допускаются также помарки, подчистки.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

Шаг 7: Сопоставьте данные инвентаризации с данными бюджетного учета

Проверка точности итоговых величин материальных запасов, соответствие их количества в регистрах бюджетного учета первичным документам подтверждается пересчетом данных.

Шаг 8: Выявите расхождения, определите причины отклонений текущих оценок от учетных

Нередко устанавливается завышение итогов по группе материалов в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей в результате повторного включения в документацию материальных ценностей.

Нередки случаи нарушения порядка ведения учета основных средств и материальных запасов — например, при поступлении мягкого инвентаря в учреждение дошкольного образования не учитывают затраты на доставку материалов); передача материалов от одного материально ответственного лица другому отражается в бюджетном учете неправильными бухгалтерскими записями и т. д.

Шаг 9: Оформите ведомости расхождений по результатам инвентаризации

В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации, с данными бухгалтерского учета составляется сличительная ведомость, в которой проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

Сличительные ведомости должны составляться по имуществу (активам), при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Согласно нормативным актам, регламентирующим инвентаризацию, в сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Шаг 10: Подготовьте предложения по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются комиссией на рассмотрение руководителю учреждения дошкольного образования, который принимает окончательное решение о зачете.

Следует учесть, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Шаг 11: Составьте акт о результатах инвентаризации

Комиссия обсуждает результаты инвентаризации и составляет заключительный акт с предложениями по урегулированию выявленных при инвентаризации расхождений, который подписывают все члены комиссии.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителем по регулированию инвентаризационных разниц, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности*. 

* См.: п. 77 Инструкции № 180.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, согласно приложению 4 к Инструкции № 180.

Форма ведомости результатов, выявленных инвентаризацией

Шаг 12: Издайте приказ об утверждении результатов инвентаризации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц в тех случаях, когда виновные установлены.

В документах, представляемых для оформления списания недостач материальных ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть отражены решения правоохранительных (следственных) или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (экспертных организаций).

Шаг 13: Внесите бухгалтерские записи в регистры учета по результатам инвентаризации

Для оформления результатов инвентаризации применяются единые регистры, в которых объединены показатели (результаты) инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Приложение 1 

к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность их проведения, перечень инвентаризируемых объектов при проведении каждой из них и т.д.) закрепляется в учетной политике организации (абз. 6 п. 4 ст. 9, ст. 13 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).

Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя.

Приказом определяются (п. 12 — 14 Инструкции по инвентаризации):

— причина инвентаризации;

— сроки начала и окончания инвентаризации;

— место проведения инвентаризации;

— объекты инвентаризации;

— создание и состав инвентаризационной комиссии (в крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии);

— срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию.

Инвентаризационной комиссией определяются фактическое наличие, а также состояние и оценка активов и обязательств, проверяемых согласно приказу. Полученные сведения вносятся в инвентаризационные описи, акты инвентаризации, перечисленные в табл. 1, иные отраслевые формы, утвержденные соответствующими органами государственного управления, а также формы, которые организации в случае недостатка содержащейся в утвержденных формах информации разработали самостоятельно и утвердили в соответствии с законодательством (далее — описи (акты)) (п. 23 Инструкции по инвентаризации).

Для оформления инвентаризации не принадлежащих организации активов, которые числятся за балансом (арендованных, принятых на ответственное хранение, полученных во временное пользование активов и др.) (п. 24, ч. 2 п. 37 Инструкции по инвентаризации), составляются отдельные описи.

Описи (акты) заполняются не менее чем в двух экземплярах с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток, исправления ошибок (описок), оговариваются и заверяются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами (ч. 1 п. 23, ч. 1 п. 27, п. 28 Инструкции по инвентаризации).

Таблица 1

Объект инвентаризации Установленные формы документов для оформления проведения инвентаризации Форма
Основные средства Инвентаризационная опись ОС форма 1-инв
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, в аренде Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Нематериальные активы Инвентаризационная опись НМА форма 2-инв
Незавершенное капитальное строительство Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства форма 3-инв
Результаты незавершенных работ НИОКР Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР форма 4-инв
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов Акт инвентаризации незаконченных ремонтов форма 7-инв
Оборотные активы Инвентаризационная опись оборотных активов форма 6-инв
Инвентаризационный ярлык

(крепится на каждый внесенный в опись оборотный актив)

форма 5-инв
Материалы и товары, находящиеся в пути Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути форма 8-инв
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями Акт инвентаризации товаров отгруженных форма 9-инв
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Наличные денежные средства Акт инвентаризации наличных денежных средств форма 12-инв
Ценные бумаги, бланки строгой отчетности Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности форма 13-инв
Расходы будущих периодов Акт инвентаризации расходов будущих периодов форма 11-инв
Обязательства в части расчетов с дебиторами и кредиторами Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами форма 14-инв
Справка к акту инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами Приложение к форме 14-инв

Данные фактического наличия сопоставляются с внесенными в описи (акты) данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете и отчетности, п. 3 Инструкции по инвентаризации). Отклонения отражаются в сличительных ведомостях, перечисленных в табл. 2, заполнение которых производится с использованием средств вычислительной техники и от руки. На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости (п. 71 Инструкции по инвентаризации).

По каждому случаю отклонений комиссия берет от материально ответственных лиц объяснительные (ч. 2 п. 70, ч. 2 п. 76 Инструкции по инвентаризации).

Таблица 2

Установленные формы сличительных ведомостей, составляемых по результатам инвентаризации Форма
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) форма 401
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств форма 15-инв
Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов форма 16-инв

Полученные результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией (центральной инвентаризационной комиссией в случае ее наличия) и оформляются протоколом, который передается руководителю организации для принятия решения по результатам инвентаризации (п. 72 Инструкции по инвентаризации).

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, в которую вносятся данные обо всех выявленных излишках и недостачах, установленной порче ценностей, а также указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц согласно принятому руководителем решению (п. 77 Инструкции по инвентаризации).

Также отметим, что согласно п. 11 Инструкции по инвентаризации оформление инвентаризации ряда активов следует проводить с учетом особенностей, установленных иными нормативными правовыми актами, например Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства и др.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Вид акта/документа

Орган принятия/издания

Учитывать историю развития органа принятия

И
ИЛИ

Номер документа

Дата принятия

Дата

Период

Название документа

Дата вступления в силу

Дата

Период

Судебная инстанция

Вид судопроизводства

Номер регистрации в Национальном реестре

Поиск по тексту документа

Искать только действующие документы

Искать только нормативные документы

Очистить параметры

Свернуть параметры поискa

В материале рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетной организации выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета согласно действующим в настоящее время нормативным документам.

Нормы законодательства

Нормативными документами, которыми следует руководствоваться при проведении инвентаризации активов и обязательств, являются:

1) Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);

2) Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

Активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод.
Обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации (ст. 1 Закона № 57-З).

При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона № 57-З).

Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 57-З порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику организации.

Инструкция № 180 устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств (в т. ч. активов, числящихся в бухгалтерском учете за балансом), оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

При реорганизации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации. По результатам инвентаризации составляются передаточный акт и баланс.

Обязательное проведение инвентаризации

Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

1) при реорганизации или ликвидации организации;

2) перед составлением годовой отчетности;

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

5) при возникновении чрезвычайных ситуаций;

6) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Установлены следующие сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности:

1) не ранее 1 ноября – основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, незавершенного производства и полуфабрикатов, сырья и материалов, готовой продукции, продукции подсобного сельского хозяйства, животных на выращивании и откорме;

2) не ранее 1 декабря – обязательств, денежных средств и других активов (п. 7 Инструкции № 180).

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации (п. 8 Инструкции № 180).

Инвентаризация в филиалах (обособленных подразделениях), выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).

Периодичность проведения инвентаризаций

Пунктом 8 Инструкции № 180 установлена следующая периодичность проведения инвентаризаций активов и обязательств:

1) не менее одного раза в год подлежат инвентаризации:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • незавершенное строительство;
  • сырье, материалы;
  • готовая продукция;
  • товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства);
  • животные на выращивании и откорме (в т.ч. молодняк животных);
  • денежные средства;
  • обязательства и другие активы;

2) не менее двух раз в год подлежат инвентаризации:

  • незавершенное производство;
  • полуфабрикаты.

Установленное выше количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено по решению руководителя организации.

Республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющие методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, устанавливают особенности проведения инвентаризации отдельных видов активов (п. 11 Инструкции № 180).

Так, Инструкцией об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденной постановлением Минздрава от 29.08.2008 № 135, предусмотрено проведение инвентаризации пищевых продуктов не менее одного раза в квартал.

При инвентаризации наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29.03.2013 № 185 (далее – Инструкция № 185).

В сроки, установленные руководителями юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация с полным полистным (поштучным) пересчетом наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, в соответствии с Инструкцией № 180 (п. 61 Инструкции № 185).

Инвентаризационные комиссии

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, в котором должно быть определено следующее: какие активы и обязательства подлежат инвентаризации и по какой причине, дата ее начала и окончания, состав инвентаризационной комиссии, срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию (приложение 1 к Инструкции № 180).

В крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Председателем центральной инвентаризационной комиссии назначается руководитель организации или его заместитель (или начальник структурного подразделения), рабочих инвентаризационных комиссий – представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения). В состав инвентаризационных комиссий включаются работники бухгалтерской службы, другие специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств, но обязательно должны в ней участвовать.

Председателем рабочей инвентаризационной комиссии не должен назначаться один и тот же работник два раза подряд у одних и тех же материально ответственных лиц.

Таблица 1

Обязанности инвентаризационных комиссий

Центральная комиссия (пп. 12, 18 Инструкции № 180)

Рабочие комиссии (п. 12 Инструкции № 180)

Оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций;

Осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации;

проводит контрольные проверки результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями;

оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;

совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб контролирует соблюдение установленных правил проведения инвентаризации;

получают от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;

рассматривает материалы инвентаризаций, представленные рабочими комиссиями;

принимают решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии

готовит предложения по регулированию результатов инвентаризаций и представляет их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризаций

Бухгалтерский учет

До 1 января 2014 г. выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета отражались в бухгалтерском учете бюджетных организаций в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 3321-XII) следующим образом:

1) стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет относилась на увеличение доходов (источников финансирования);

2) недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли списывалась на увеличение расходов;

3) недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, покрывалась за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи списывались на увеличение расходов;

4) дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывалась на увеличение расходов;

5) кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывалась на увеличение доходов (источников).

Законом № 57-З, вступившим в силу с 1 января 2014 г., эти вопросы не регулируются.

Согласно п. 3 ст. 13 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином.

В настоящее время при отражении результатов инвентаризации в бюджетных организациях следует руководствоваться следующими нормативными документами Минфина:

1) Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, Минфина от 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59);

2) Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60);

3) Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25, постановление № 25);

4) Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63);

5) Инструкцией № 180;

6) Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196).

В соответствии с п. 77 Инструкции № 180 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителя организации по регулированию инвентаризационных разниц, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В таблицах 1–7 рассмотрены методики учета результатов инвентаризации активов и обязательств на основании вышеуказанных нормативных документов (с учетом мнения автора).

Методические указания № 59

Из корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59 (пп. 9, 10, 11, 22, 27, 32, 33) следует, что:

1) излишки материальных запасов при принятии их на бухгалтерский учет относятся на увеличение доходов (источников финансирования), что соответствует порядку, действовавшему до 1 января 2014 г.;

2) недостача материальных запасов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, а также недостача, произошедшая сверх норм естественной убыли (если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них), в отличие от порядка, действовавшего до 1 января 2014 г., списываются на уменьшение доходов (источников финансирования);

3) недостача материальных запасов, произошедшая сверх норм естественной убыли, относится на виновных лиц.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации материальных запасов на основании Методических указаний № 59 приведен в таблице 2.

Таблица 2

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации материальных запасов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

1

Оприходование излишков оборудования, строительных материалов для капитального строительства, приобретенных за счет бюджетных средств

040, 041

143, 231

2

Оприходование излишков материалов для научных исследований, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств

043,

060–067, 069

140, 230

3

Оприходование излишков оборудования, строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

237 или 410

4

Списание недостачи материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

140, 230

043, 060–067, 069

5

Списание недостачи оборудования, строительных материалов для капитального строительства, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

143, 231

040, 041

6

Списание недостачи оборудования, строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании,
спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отнесенной за счет организации

237 или 410

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

7

Списание недостачи оборудования и строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной на виновника:

а) на учетную стоимость недостающих ценностей;

170

040, 041, 043,

060–067, 069

б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих ценностей

170

173

8

Списание недостачи оборудования и строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании,
спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отнесенной на виновника:

а) на учетную стоимость недостающих ценностей;

170

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих ценностей

170

237 или 410

Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 № 39/69

Методические указания № 59 действовали и до 1 января 2014 г., однако согласно п. 73 Инструкции № 180 результаты инвентаризации материальных запасов необходимо было отражать в бухгалтерском учете в соответствии с нормами Закона № 3321-XII.
Одновременно нормы п. 73 Инструкции № 180 противоречили п. 75 Инструкции № 180, в соответствии с которым результаты инвентаризации зачисляются на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации. Исходя из п. 75 Инструкции № 180 недостача активов относится на уменьшение источников финансирования, а не на расходы организации, как предусмотрено Законом № 3321-XII.
В настоящее время порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации материальных запасов согласно Методическим указаниям № 59 соответствует п. 75 Инструкции № 180, а п. 73 Инструкции № 180 является недействующим в связи с отменой Закона № 3321-XII.

Инструкции № 60 и № 25

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов на основании Инструкций № 60 и № 25 приведен в таблице 3.

Таблица 3

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации основных средств
и нематериальных активов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Отражение первоначальной стоимости основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки

Соответствующие субсчета счета 01

250

2

Отражение недостачи основных средств, установленной в результате инвентаризации:

а) на сумму накопленной амортизации за весь период эксплуатации;

020

Соответствующие субсчета счета 01

б) на остаточную стоимость недостающих основных средств;

250

Соответствующие субсчета счета 01

в) на сумму, отнесенную на виновных лиц (при недостаче основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств);

170

173

г) на сумму, отнесенную на виновных лиц (при недостаче основных средств, приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности)

170

237 или 410

3

Отражение первоначальной стоимости нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки

019

250

Необходимо обратить внимание на то, что в Инструкции № 25 операция по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, не предусмотрена.
По мнению автора, если предусмотрена операция по оприходованию нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, то необходимо предусмотреть операцию по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации. Причем при списании недостач за счет виновного лица следует предусмотреть разные бухгалтерские записи в зависимости от того, за счет каких источников был приобретен нематериальный актив (по аналогии с порядком отражения недостач основных средств согласно Инструкции № 60).
В коммерческих организациях операции по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, отражены в Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением № 25

Инструкция № 63

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации отдельных предметов в составе оборотных средств на основании Инструкции № 63 приведен в таблице 4.

Таблица 4

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации отдельных предметов
в составе оборотных средств

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации

070, 071, 072, 073

260

2

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации, за счет организации

260

070, 071, 072, 073

3

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных на виновных лиц (если предметы приобретались за счет бюджетных средств) (2 бухгалтерские записи одновременно)

170

070, 071, 072, 073

260

173

4

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности) (2 бухгалтерские записи одновременно)

170

070, 071, 072, 073

260

237 или 410

Согласно п. 2 Инструкции № 63 предметы стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда в предметах, учитываемых в составе оборотных средств (кредит субсчета 070 в корреспонденции с дебетом субсчета 260).
Названные предметы, которые при передаче в эксплуатацию были списаны и не числятся в составе активов организации по данным бухгалтерского учета, продолжают учитываться в рамках оперативного учета. Их необходимо не только учитывать, но и проверять их фактическое наличие по сравнению с данными оперативного учета.
Учет движения этих предметов ведется бухгалтерией и материально ответственными лицами, которым выданы материальные ценности, по наименованиям предметов и количеству в ведомостях оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов, находящихся в эксплуатации (форма 412), или в книге складского учета материалов (форма М-17).
Работники бухгалтерии периодически сверяют фактическое наличие этих предметов с записями в форме 412 или форме М-17. О сверке на последней странице названных форм производится запись с указанием даты и подписью работника, производившего сверку

Инструкция № 180

Согласно п. 75 Инструкции № 180 результаты инвентаризации зачисляются на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

Обратим внимание, что в п. 75 Инструкции № 180 речь идет только о порядке отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации активов (кроме основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, дебиторской задолженности, бланков строгой отчетности).

В отношении порядка списания в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности, выявленных при инвентаризации, указаний со стороны Минфина не имеется.

В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 9 Закона № 57-З. Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

В таблице 5 предложена методика учета списания дебиторской и кредиторской задолженности, которая, по мнению автора, может быть предусмотрена в учетной политике организации.

Таблица 5

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации дебиторской
и кредиторской задолженности

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Списание выявленной при инвентаризации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы

140, 230

178, 179

143, 231

150

2

Списание выявленной при инвентаризации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств

237 или 410

150, 178, 179

3

Списание выявленной при инвентаризации кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы

177, 178, 179

140, 230

150

143, 231

4

Списание выявленной при инвентаризации кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств

150, 177, 178, 179

237 или 410

Методика учета списания кредиторской задолженности соответствует методике учета, действовавшей до 1 января 2014 г. (в соответствии с Законом № 3321-XII)

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов на основании п. 75 Инструкции № 180 приведен в таблице 6.

Таблица 6

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации денежных средств,
денежных документов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Оприходование излишков бюджетных денежных средств в кассе организации

120, 121

140, 230

2

Оприходование излишков внебюджетных денежных средств в кассе организации

120, 121

237 или 410

3

Списание недостачи бюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной за счет организации

140, 230

120, 121

4

Списание недостачи внебюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной за счет организации

237 или 410

120, 121

5

Списание недостачи бюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной на кассира:

а) на сумму недостачи;

170

120, 121

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи

170

173

6

Списание недостачи внебюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной на кассира:

а) на сумму недостачи;

170

120, 121

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи

170

237 или 410

7

Оприходование излишков денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств

132

140, 230

8

Оприходование излишков денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств

132

237 или 410

9

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

140, 230

132

10

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств, отнесенной за счет организации

237 или 410

132

11

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной на виновника:

а) на сумму недостачи по учетным ценам;

170

132

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи по учетным ценам

170

173

12

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств, отнесенной на виновника:

а) на сумму недостачи по учетным ценам;

170

132

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи по учетным ценам

170

237 или 410

Инструкция № 196

Результаты инвентаризации бланков строгой отчетности, по мнению автора, необходимо отразить в бухгалтерском учете бюджетной организации на основании Инструкции № 196 (таблица 7).

Таблица 7

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации бланков строгой отчетности

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Списание испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности в соответствии с п. 24 Инструкции № 196

200, 202, 211, 215, 080

210

Одновременно списание бланков конкретных серий и номеров по забалансовому счету

04

Списание бланков строгой отчетности в соответствии с п. 24 Инструкции № 196 происходит по причине:
1) сбоя в работе программных продуктов и оргтехники;
2) отказа клиентов от покупки товара;
3) неправильно представленных данных для заполнения бланка;
4) различных чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, аварии коммунальных сетей и др.), произошедших при хранении бланков до передачи их ответственным исполнителям.
Ответственные исполнители занимаются заполнением, оформлением бланков строгой отчетности.
По мнению автора, бухгалтерская запись по операции 1 (соответствующая п. 24 Инструкции № 196) касается списания испорченных и (или) аннулированных бланков только по причине 4) (по обстоятельствам, происшедшим при хранении бланков до передачи их ответственным исполнителям).
Порча бланков по причинам 1) – 3) может произойти только у ответственного исполнителя. В этом случае списание испорченных бланков нужно отражать только по забалансовому счету 04 «Бланки строгой отчетности».
Напомним, согласно п. 23 Инструкции № 196 при выдаче бланков строгой отчетности ответственным исполнителям их стоимость списывается на затраты (расходы), производимые за счет бюджетных средств или за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности. После этой записи в активе бухгалтерского баланса бланки строгой отчетности не будут числиться, но их необходимо продолжать учитывать по забалансовому счету 04 «Бланки строгой отчетности» до момента списания конкретных серий и номеров бланков

2

Списание стоимости недостающих, испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности (при наличии виновных лиц)

170

200, 202, 210, 211, 215, 080

Одновременно списание бланков конкретных серий и номеров по забалансовому счету

04

Бухгалтерская запись по операции 2 (соответствующая п. 25 Инструкции № 196) говорит о том, что, если виновниками недостачи, порчи и (или) аннулирования бланков строгой отчетности являются ответственные исполнители, необходимо откорректировать (уменьшить) соответствующие расходы (затраты), на которые была списана стоимость бланков при выдаче их ответственным исполнителям в соответствии с п. 23 Инструкции № 196. Одновременно следует списать бланки конкретных серий и номеров по забалансовому счету 04 «Бланки строгой отчетности»

Юлия Петкевич, экономист

Перед составлением годовой отчетности в организациях проводится обязательная инвентаризация активов и обязательств[1]. Ведь только в ходе инвентаризации можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, оценить действительность отраженной в учете задолженности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет. Основным документом, определяющим порядок ее проведения и оформления результатов, является Инструкция № 180[2]. Сроки проведения инвентаризации установлены в п. 7 Инструкции № 180, с их учетом конкретные даты определяет руководитель организации в своем приказе.

Приведем пошаговый алгоритм проведения инвентаризации.

Шаг 1. Издание приказа о проведении инвентаризации

Приказом руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия, определяются сроки проведения инвентаризации и перечень инвентаризуемого имущества и обязательств.

Примерная форма приказа содержится в приложении 1 к …

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция 176 по охране труда с изменениями 2022
  • Инструкция 176 по охране труда с изменениями 2021
  • Инструкция 196 бланки строгой отчетности в рб изменения и дополнения
  • Инструкция 192 н по бюджетному учету
  • Инструкция 175 цт цуо 175