Инструкция Банка России от 18.12.2018 N 195-И
(ред. от 28.03.2023)
«О порядке организации и проведения Банком России контрольного мероприятия в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядке направления копии акта о проведении контрольного мероприятия в кредитную организацию, некредитную финансовую организацию, в отношении которых проводилось контрольное мероприятие»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2019 N 53653)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
С 1 июля 2022 года в силу вступила новая версия закона 115-ФЗ, по которому банковских клиентов, компании и ИП, будут делить на три группы по степени риска совершённых подозрительных операций — обналичиванию и отмыву денег.
Так, в красной группе будут находиться предприниматели и фирмы, которые участвуют в сложных схемах и через которые проходят сомнительные денежные операции. Центробанк считает, что численность таких клиентов составляет 0,7 % от всего бизнеса. Их счета будут замораживать, а компанию или ИП даже смогут принудительно ликвидировать.
К жёлтой группе будут относиться организации и бизнесмены, которые проводят как реальные, так и сомнительные операции. Последние банки будут блокировать. По подсчётам Центробанка, таких банковских клиентов — около 0,3 %.
В зелёную группу войдут организации и ИП, ведущие реальную хоздеятельность и не участвующие в сомнительных схемах и операциях. Их платежи ограничиваться не будут. Центробанк оценивает число таких клиентов в 99 %.
В какую группу должны попасть клиенты, Центробанк будет определять по данным хозопераций, налоговой нагрузке, историческому поведению предпринимателя. Всю эту информацию ЦБ получает из банков, ФНС, Росфинмониторинга и информирует банки о том, к какой категории отнёс фирму или бизнесмена. Окончательно решение, доверять ли оценке ЦБ, лежит на банках: они могут как просто согласиться с ней, так и принять к сведению (см. п. 2 ст. 7.6 № 115-ФЗ). Специалисты при этом уверены, что разногласия между оценкой ЦБ и кредитных организаций почти исключены.
Что ЦБ подразумевает под подозрительными операциями
В законодательстве нет чёткого определения, что является подозрительной операцией. Кроме того, ЦБ не раскрывает свои алгоритмы оценки, поэтому нельзя доподлинно узнать, что, по его мнению, будет считаться таковой операцией, однако некоторые её признаки перечислены в уже упомянутом 115-ФЗ (см. ст. 6), положении Банка России от 02.03.2012 № 375-П и приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
К подозрительным финансовым операциям могут отнести случаи, например, когда клиент без указания причин отказался предоставить по операции пояснительные документы. Или, например, когда через счёт фирмы или предпринимателя проводятся только транзитные финансовые операции. Если клиент не оплачивает налоги с данного счёта, не начисляет зарплату или получает деньги на счёт и сразу же их снимает, это также может вызвать у банка вопросы. Если подобные ситуации повторяются из раза в раз или, хуже всего, комбинируются друг с другом, это даст банку основание отнести клиента к красной группе риска и установить за ним контроль.
Как узнать, какой риск присвоили юрлицу
По закону (см. п. 8 ст. 7.7 115-ФЗ), узнать о том, что юрлицо находится в группе риска, клиент сможет только в том случае, если банк отнесёт его к красной группе. Так, его уведомят об этом в течение пяти рабочих дней. В целом же банки не обязаны предоставлять клиентам информацию о том, в какую группу их определили. Но если клиент всё же хочет уточнить свой статус, он может направить запрос в обслуживающий банк. Не ответить на запрос предпринимателя банк не может — по закону, информация о рисках совершения подозрительных операций юрлицом является открытой (см. ст. 9.1 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ). При этом число запросов от клиента не ограничено.
Что будет, если юрлицо оказалось в одной из трёх групп
Если клиент попадает в красную группу, банк, согласно ст. 7.7 № 115-ФЗ, приостанавливает все денежные и имущественные операции по счёту, не позволяет выдать остаток денег или перевести его на другой счёт, а также отказывает в переводе средств через систему быстрых платежей (СБП) и в других электронных операциях. При этом закон позволяет, например, осуществлять бюджетные платежи, перечислять зарплату тем работникам, которые были в штате до блокировки счёта, и только в тех суммах, которые были ранее, и т. д.
Если клиент оказывается в жёлтой группе, банк будет запрашивать дополнительные документы и пояснения по тем операциям, которые провёл предприниматель. Решение о блокировке или допустимости операции будет приниматься по двум условиям — предоставил клиент пояснения или нет, и какой характер носила финансовая операция.
С зелёной группой всё просто — фирмы, которые отнесли в эту категорию, не заметят для себя каких-либо изменений. Банк не сможет отказывать в операциях ни по внутренним, ни по внешним счетам, однако стоит юрлицу провести хоть одну подозрительную операцию, и из этой зоны его могут убрать.
Что сделать, чтобы оставаться в зелёной зоне
Первое и самое очевидное — не проводить подозрительные операции, однако, как уже говорилось ранее, алгоритмы оценки деятельности компании или предпринимателя Центробанк не раскрывает, поэтому единого свода правил, которые помогут оставаться в зелёной зоне, нет.
Чтобы снизить риски «вылета» из зелёной зоны, можно придерживаться нескольких принципов:
- Работать только по своим ОКВЭД и обо всех изменениях сообщать в банк;
- Указывать полное назначение платежа в платёжных документах;
- Указывать достоверные сведения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- Вовремя платить налоги и взносы, в том числе зарплатные, и перечислять их с того же счёта, что и зарплату;
- Не игнорировать запросы банка;
- Не работать с сомнительными контрагентами.
Как быть, если юрлицо оказалось в красной группе?
Специалисты уверены, что несколько месяцев после вступления поправок в 115-ФЗ в силу в красную группу будут попадать и добросовестные предприниматели. В любом случае это решение можно оспорить, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке и затем — в суд. По ст. 7.7 115-ФЗ, это можно сделать в течение шести месяцев с даты, когда вынесли решение. Клиент должен представить документы и пояснения, которые опровергают действия банка.
Если межведомственная комиссия соглашается с доводами клиента, она либо снижает уровень риска (это происходит не позже одного рабочего дня за днём, когда вынесли решение), либо оставляет клиента в красной зоне. В последнем случае, как уже говорилось ранее, это может привести к ликвидации фирмы, при этом денежные средства на счёте вернут её собственнику.
Как быстро оценить надёжность контрагентов и риски собственной компании
В этих задачах поможет сервис автоматической проверки контрагентов «Такском-Досье».
В справках от сервиса собраны все данные о компаниях: арбитраж, аффилированность, связи между компаниями и владельцами, информация о хоздеятельности и финансовой активности.
Информация агрегируется из официальных источников: ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФНС, Росстата и других и это помогает проявлять должную осмотрительность.
С помощью сервиса «Такском-Досье» можно:
✔ Оценивать риски и слабые стороны своей компании по официальным данным
✔ Проверять организации, участвующие в тендерах, что поможет снизить риск сотрудничества с мошенниками
✔ Выявлять слабые места конкурентов по их открытым данным
Не так давно кредитные организации столкнулись с новыми требованиями к управлению операционным риском, часть которых составляли требования к противодействию риску информационной безопасности и риску информационных систем. Теперь каждой финансовой организации предстоит реализовать меры к надёжному функционированию рабочих процессов в условиях сбоев и возможных нештатных ситуаций, что отчасти схоже с требованиями 7 и 8 глав Положения Банка России от 8 апреля 2020 г. N 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе» (далее – 716-П).
В этой статье мы рассмотрим понятие операционной надёжности и его значение для финансовых организаций, изучим новые положения Центрального Банка и отметим их критичные моменты.
Что такое операционная надёжность
Операционной надёжностью называют возможность отдельного технологического процесса (далее – процесс) или организации в целом непрерывно выполнять свою работу в условиях сбоев и иного негативного влияния (внешнего или внутреннего). Иными словами, это способность сохранять рабочие функции несмотря на какие-либо препятствия.
Обеспечение надёжной и непрерывной работы — чрезвычайно важный аспект для любого предприятия, ведь от этого напрямую зависит количество произведённого товара, реализованных услуг и, в конце концов, полученной прибыли. Поэтому операционная надёжность в той или иной мере реализуется в каждой финансовой организации, новые положения только расширят перечень требований к обработке и защите данных, а также добавят меры к управлению операционной надёжностью.
Управление операционной надёжностью
Первой частью системы управления операционной надёжностью можно назвать сумму требований, предъявляемых к составным частям процессов на всех этапах их существования, которые должны способствовать непрерывной работе данных процессов.
Второй частью системы управления операционной надёжности можно назвать систему специальных показателей и их пороговых значений.
Один из важнейших элементов управления это контроль и получение обратной связи от предмета воздействия. В деле управления операционной надёжностью для этой цели применяется ряд показателей, значения которых должны изменяться в случае неэффективного противодействия задержкам процесса. В ходе контроля сравнивается фактическое значение специальных показателей и заранее определённое пороговое значение такого показателя, превышение которого говорит о неэффективности применяемых мер и необходимости пересмотра существующей системы управления операционной надёжностью.
Новые положения Центрального Банка содержат требования к обеим частям данной модели управления. Новыми документами в области управления операционной надежности являются:
- Положение Банка России от 15 ноября 2021 г. N 779-П “Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к операционной надежности при осуществлении видов деятельности, предусмотренных частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, в целях обеспечения непрерывности оказания финансовых услуг (за исключением банковских услуг)” (далее – 779-П).
- Положение Банка России от 12 января 2022 г. N 787-П “Об обязательных для кредитных организаций требованиях к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности в целях обеспечения непрерывности оказания банковских услуг” (далее – 787-П).
Обзор новых положений ЦБ РФ
Положения имеют разную область действия (779-П предъявляет требования для некредитных финансовых организаций (далее – НФО), 787-П — для кредитных), но содержат большое количество аналогичных требований.
Рассмотрим фрагменты, которые обязательны к выполнению для всех финансовых организаций, после отметим существенные различия.
Общие требования
Для всех финансовых организаций обязательно создание системы специальных показателей операционной надёжности. В них входят:
- Отношение числа рабочих операций во время сбоя (инцидента) к ожидаемому числу операций за тот же период;
- Допустимое время простоя процесса в рамках одного инцидента;
- Допустимое время простоя процесса за 12 месяцев;
- Показатель соблюдения режима работы (своевременное начало и окончание, запланированная продолжительность и верная последовательность процедур в рамках процесса).
В рамках системы целевых показателей необходимо обеспечить:
- Определение в организационно-распорядительных документах (далее – ОРД) значений контрольных показателей для каждого процесса (установление значений показателя простоя процесса и разработка перечня самих процессов производится в соответствии с приложениями положений);
- Фиксацию фактических значений показателей, в том числе фактического времени простоя процесса, в случае превышения порога времени простоя;
- Регламентирование порядка установления и обновления целевых значений показателей, контроля за соблюдением показателей и др.
Другой характерной частью в обоих положениях является требование к идентификации и учёту так называемой критичной архитектуры – подразделений, лиц, объектов информатизации и поставщиков услуг, задействованных в работе процессов и самих процессах (исчерпывающий перечень элементов, составляющих критичную архитектуру приведён в положениях). Для внесения изменений и управления критичной архитектурой положения предъявляют отдельные требования.
В положениях также содержится большое количество отдельных требований, направленных на повышение надёжности (например требование противостоять угрозам зависимости от поставщиков услуг или зависимости организации от сотрудников с уникальными компетенциями, требования к информированию Банка России об инцидентах операционной надёжности).
Положение ЦБ РФ №787-П
Для набора требований 787-П характерна обширная интеграция с требованиями 716-П. Предполагается, что система управления операционной надёжностью должна стать частью системы управления операционным риском.
Так, например, инциденты операционной надёжности необходимо регистрировать с учётом требований главы 6 Положения № 716-П, то есть так же, как и все инциденты операционного риска.
В 787-П отражены требования к операционной надежности. В частности в п.6 Положения № 787-П представлены требования к операционной надежности, включающие требования к целевым значениям, идентификации и управления элементами, выявлению и регистрации инцидентов, восстановления выполнения технологических процессов и функционирования объектов информационной инфраструктуры, взаимодействие с третьими лицами, тестированию операционной надежности, сценарного анализа и другие.
Положение ЦБ РФ №779-П
Так как Центральный Банк не предъявляет требований по управлению риском для НФО, то и требования к операционной надёжности могут быть реализованы в виде отдельной системы. Нераспространение требований 716-П на меры для НФО серьёзно упрощает реализацию системы управления операционной надёжностью.
Также стоит отметить отдельную главу, содержащую небольшое количество специфических требований для операторов информационных систем, обеспечивающих выпуск и обмен цифровых финансовых активов, в том числе на основе распределённого реестра (защита среды исполнения сделок, защита узлов распределённого реестра, применение надёжных алгоритмов для защиты от различий в базах данных распределённого реестра, а также защиту информационной системы от сетевых атак).
Итоги
Реализация надёжного выполнения основных процессов не является новой задачей для финансовых организаций. Тем не менее, меры к обеспечению операционной надёжности, предъявляемые новыми положениями Центрального Банка, требуют серьёзных корректировок внутренней документации и (вероятно) выделения новых технических и кадровых ресурсов. Требования положений вступают в силу с 1 октября 2022 года, а значит необходимо разумно распорядиться временем, оставшимся на реализацию необходимых мер.
Межведомственная комиссия при ЦБ РФ
В апреле в РФ начал работу новый механизм выхода из черного списка банков — в межведомственную комиссию при Банке России. Портал «Финансист» попробовал разобраться в том, как работает этот самый механизм. Не без помощи экспертов, конечно.
Напомним, в случае принятия банком решения об отказе от проведения операции, решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), клиент сначала должен понять – а что собственно случилось? (кроме тех случаев, конечно, когда клиент чётко понимает, почему прилетели «санкции»). Узнать о причинах отказа можно, направив запрос в соответствующую финансовую организацию. К сожалению, действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность финансовых организации раскрывать причину отказа.
С учетом полученной от указанной организации, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и сведения об отсутствии оснований для принятия такого решения. Если банк уклоняется от сообщения оснований, юристы рекомендуют, направить ему (со ссылкой на пункт 13.4 Федерального закона N 115-ФЗ) всё тоже самое, что предположительно имеет отношение к заблокированной операции.
Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение. Либо о невозможности устранения соответствующих оснований, и только тогда клиент банка имеет право перейти ко второму акту «Марлезонского балета», ой, может обратиться в межведомственную комиссию.
В межведомственную комиссию ЦБ можно обжаловать:
- решение банка об отказе от проведения операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
- решение банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренное абзацем вторым пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Нельзя обжаловать с помощью этого механизма расторжение кредитной организацией договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Но можно обжаловать сами решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при подозрении на отмывание денежных средств.
Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.
Банк, который после двукратного в течение года отказа в проведении операции расторг договор банковского счета с клиентом, обязан заключить его вновь, если этому клиенту удалось заручиться решением комиссии о реабилитации в отношении одной из этих операций.
Татьяна Ходенкова, управляющий красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает: «Для начала нужно получить письменный отказ банка в реабилитации. После этого надо обратиться с заявлением в Центробанк. Сделать это можно через интернет – посредством сервиса «Интернет-приемная Банка России». Заявление также получится подать на бумажном носителе почтовым отправлением.
В ЦБ нужно предоставить следующие сведения и документы:
— Сведения о решениях, принятых финансовой организацией в отношении заявителя;
— Информация о самой финансовой организации – ОГРН, ИНН, БИК и пр.;
— Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
— Копия документа, удостоверяющего личность;
— Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
— Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
— Письменный отказ банка;
— Иные документы на усмотрение заявителя. Дополнительные сведения.
Далее при поступлении заявления Центробанк предварительно проверит его на соответствие всем требованиям. После этого его рассмотрит межведомственная комиссия, состоящая из представителей Центробанка и Росфинмониторинга. Отмечается, что межведомственная комиссия имеет право принимать решение либо заочно, либо очно – например, в случае, когда ситуация вызывает разногласие Росфинмониторинга и ЦБ.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней со дня обращения – это прямо указано в новой редакции «антиотмывочного» закона (п. 13.5 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Затем в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте».
Обратите внимание, по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом, а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия вправе принимать одно из двух решений:
• об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
• об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
Далее, при устранении оснований отказа в выполнения распоряжения о проведении операции, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в Росфинмониторинг, банк обязан представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации и некредитные финансовые организации в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.
В случае, если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такая кредитная организация одновременно обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения указанного договора банковского счета (вклада) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом. Аналогичной обязанностью кредитных организаций дополняется пункт 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении отказов от заключения договора банковского счета (вклада).
Но не всё так позитивно – пока по статистике 97% заявок на реабилитацию бизнеса отклоняются.
Эксперты говорят о том, что основные причины отказа – чисто формальные. Вот наиболее типичные ошибки при оформлении обращения в комиссию:
- Предприниматели путают отказ банка в дистанционном обслуживании с отказом в проведении операций. В первом случае всё решается визитом в офис банка.
- Предприниматели обращаются в межведомственную комиссию, не попытавшись решить проблему непосредственно с банком.
- Неполный или неправильный пакет поданных документов.
Но вы же уже прочитали наш текст и таких ошибок не допустите?
Но и правильно поданная заявка не гарантирует положительного решения – печально, но факт. В этом случае предпринимателю, уверенному в своей правоте, остаётся идти в суд и надеяться, что в этом затяжном противостоянии, дело его сможет выжить.
Тэги:
- черный список
- ЦБ
- Ланта-Банк