Инструкция 199 обследование гласное орм

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Об особенностях проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 21 ноября, 8 декабря 2011 г., 10 июля, 29 ноября 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 ноября, 21 декабря 2013 г.

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

См. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. N 199

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

См. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств

О взаимодействии предприятий связи с органами, осуществляющими ОРД, см.:

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»,

постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538

приказ Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 «О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации»,

Соглашение между Минсвязи РФ и ФСБ РФ от 20-22 января 1997 г.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденный приказом ФСБ РФ от 1 ноября 2012 г. N 549

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ в пункт 3 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

7. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 7 части второй статьи 7

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ часть вторая статьи 7 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4, 6 и 7 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 8.1

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона оперативно-розыскные мероприятия. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам.

См. комментарии к статье 8.1 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

О конституционно-правовом смысле положений части первой статьи 9 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. N 12-П

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 — 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

См. Временную инструкцию о порядке представления оперативными подразделениями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказом ФСКН России от 12 мая 2006 г. N 147

Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 — 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

См. комментарий к статье 11 настоящего Федерального Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Экономическими преступлениями признаются общественно опасные и противоправные деяния, причиняющие ущерб экономическим и хозяйственным интересам предприятий и граждан.

Информацию о преступлении сотрудники полиции могут проверить в ходе так называемых оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ).

Оперативно-розыскные мероприятия перечислены в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ. Всего их 14.

Вот они:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Кто проводит оперативно-розыскные мероприятия

Проводить ОРМ могут оперативные сотрудники:

  • полиции;
  • ФСБ;
  • таможни;
  • внешней разведки;
  • органов по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • федеральных органов государственной охраны.

Большую часть экономических преступлений расследует полиция, поэтому предпринимателям чаще всего приходится сталкиваться с оперативниками полиции.

Рассмотрим самые распространенные оперативно-розыскные мероприятия.

Обследование помещений

Обследование помещений представляет собой осмотр офиса фирмы, склада, гаража, жилого помещения или автотранспорта.

Цель обследования

Обследование проводится до возбуждения уголовного дела. Его цель:

  • обнаружить следы преступления;
  • выяснить особенности помещения (наличие и расположение комнат, скрытых помещений, входов и выходов, мест для хранения имущества и др.);
  • установить связи руководителя фирмы или другого сотрудника фирмы;
  • собрать любую информацию о готовящемся или совершенном преступлении.

Истинную цель обследования оперативники могут скрыть, изучая одно, а на самом деле присматриваясь к другому. Например, официально могут проверять охранную сигнализацию и пульт в помещении службы безопасности, а на самом деле их будет интересовать возможность беспрепятственно подойти к компьютеру секретаря.

Как проводится обследование

Обследование может быть проведено:

  • открыто (гласно);
  • конспиративно (зашифрованно);
  • негласно.

Гласное обследование

Если выбран гласный способ обследования, оперативники придут к вам в офис или домой, предъявят служебные удостоверения и скажут, что хотят осмотреть помещение фирмы или квартиру.

Имейте в виду: оперативники должны объяснить, зачем им это нужно. Предъявлять какие-либо подтверждающие документы они не обязаны.

Все свои действия по осмотру помещения оперативники должны согласовывать с представителем фирмы или хозяином помещения.

На заметку

Обследовать помещение, автотранспорт или участок местности сотрудники оперативных служб могут только с согласия собственника помещения. Присутствие представителя фирмы обязательно.

Если вы не хотите, чтобы полицейские осматривали одну из комнат, часть помещения или весь офис, можете отказать им. Никакой ответственности за это не предусмотрено. Точно так же вы можете не отвечать на вопросы оперативников, если они захотят получить у вас объяснения.

В отличие от следственного осмотра понятые при обследовании помещения не присутствуют.

Конспиративное обследование

При конспиративном обследовании оперативники скрывают свою настоящую должность. Они приходят под видом, например, пожарных инспекторов. Сопровождает их настоящий инспектор пожарной охраны или другой службы, от имени которой проводится осмотр.

Проверяющие изучают противопожарную документацию, техническую оснащенность, состояние противопожарного оборудования и навыки сотрудников офиса по предупреждению пожара. Обычно всем этим занимается реальный представитель проверяющей организации. Оперативники же под видом проверки выясняют интересующие их обстоятельства.

Негласное обследование

При негласном осмотре собственник помещения или руководитель фирмы могут и не узнать, что в их офисе побывали посторонние.

Чтобы провести негласное обследование, оперативник составляет постановление. В нем указываются причины этого мероприятия. Постановление должен подписать начальник полиции области, округа, края или республики. Для обследования жилого помещения необходимо еще и решение суда.

Цель негласного обследования

Целью негласного обследования может служить поиск контактов руководителя фирмы. Адреса знакомых и партнеров, их имена и телефоны оперативники будут искать в телефонных книгах, блокнотах, компьютере.

Чтобы попасть в помещение фирмы, полицейские привлекают сотрудников специальных подразделений. В процессе обследования может применяться видеозапись или фотосъемка. Оперативникам разрешается делать пометки на интересующих их предметах, приводить их в негодность (например, у найденного пистолета могут сточить боек).

Конспиративное и негласное обследования требуют серьезной подготовки, поэтому используются редко и только по сложным делам.

Оформление результатов обследования

При гласном обследовании полицейские составляют акт осмотра помещения. По форме он аналогичен протоколу осмотра места происшествия. В акте должно быть записано, где, кем и когда проводилось обследование и что было изъято.

Документ подписывают оперативники, а также представитель фирмы или собственник помещения.

Если в ходе осмотра были изъяты какие-то предметы или документы, копия акта должна быть вручена представителю фирмы или собственнику помещения под расписку.

При конспиративном обследовании составляется акт той службы, которая официально проводила проверку. С этим документом контролеры знакомят представителя фирмы или собственника помещения под расписку.

При негласном обследовании оперативник составляет рапорт, в котором указывает, что и где обследовано, что обнаружено и изъято. С этим документом собственника помещения не знакомят.

Обратите внимание

Акты, рапорты, составленные по итогам обследования, сами по себе доказательствами по уголовному делу не являются.

Однако на основании содержащейся в них информации следователь (дознаватель) может провести следственные действия: допросить оперативника, а также других участвовавших в обследовании граждан, провести обыск или выемку, осмотреть изъятые предметы и документы и приобщить их к уголовному делу.


Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны

Ответственность за преданмеренное (фиктивное) банктротство

Руководитель и учредитель. Конфликт

Оперативно-розыскное мероприятия «Обследование помещений, зданий и сооружений»

Многим из нас знакома ситуация, когда в офис компании приходят сотрудники полиции, начинают осматривать кабинеты, изымать документы и компьютеры. Как вести себя в данной ситуации руководству и сотрудникам компании? Какие права и обязанности у сотрудников полиции?

В данной статье мы подробно рассмотрим ситуацию, когда причиной визита сотрудников полиции является необходимость проведения в офисе Вашей компании такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий и сооружений. Данное мероприятие необходимо отличать от обыска, так как порядок проведения обследования и вышеуказанных следственных действий существенно различаются. Мы же остановимся на рассмотрении особенностей проведения обследования в офисе компании.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники правоохранительных органов вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе и обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Обследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием, то есть при его проведении сотрудники полиции обращаются непосредственно к проверяемому лицу (проверяемой компании) и сообщают о намерении произвести данное мероприятие.

Порядок проведения обследования сотрудниками полиции регламентирован Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Действия сотрудников полиции, которые нарушают требования вышеуказанных нормативно-правовых актов и ущемляют права и законные интересы физических и юридических лиц, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Общие правила проведения обследования

1. Обследование проводится на основании распоряжения о проведения обследования. Перед началом данного оперативно-розыскного мероприятия представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

2. Обследование жилого помещения может быть проведено только на основании судебного решения, так как данное оперативно-розыскное мероприятие ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища

3. Проведение обследования в ночное время (с 22 часов до 06 часов по местному времени) не допускается. Исключения: а) случаи, которые не терпят отлагательств и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности; б) при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

4. В ходе проведения обследования могут быть использованы информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

5. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы. При этом в любом случае изымаются документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения.

6. В случае изъятия каких-либо предметов и документов к участию в обследовании привлекаются не менее 2 понятых (дееспособные лица, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в результатах изъятия, не состоящие с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам, а также не являющиеся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного следствия).

7. При изъятии предметов и документов составляется протокол изъятия, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвующим в обследовании. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается представителю юридического лица либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись.

Порядок изъятия предметов и документов

Изъятие предметов и документов в ходе обследования осуществляется с участием не менее двух понятых. Содержание, ход проведения и результаты изъятия должны быть отражены в соответствующем протоколе, который подписывается всеми участвующими в обследовании лицами.

В случае изъятия документов сотрудник полиции, который осуществляет изъятие, должен изготовить с данных документов копии, которые затем им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты. Факт передачи заверенных копий изъятых документов отражается в протоколе изъятия.

Если в ходе обследования изымаются электронные носители информации, то сотрудник полиции, осуществляющий изъятие, должен: 1) организовать изготовление копий и заверить их; 2) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя такой информации скопировать данную информацию на другие электронные носители информации, которые предоставлены законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

Если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов, скопировать информацию с электронных носителей или передать их в момент изъятия, то сотрудник полиции, осуществляющий изъятие, должен в течение 5 рабочих дней передать заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Факт передачи копий документов должен быть отражен в протоколе изъятия.

В случае если по истечении 5 дней после изъятия, заверенные копии не переданы лицу, у которого они были изъяты, то данные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Протокол изъятия

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. В протоколе указываются: 1) место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности; 4) перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков; 5) сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-,видеозаписи.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лица разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.

Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.

Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.

После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается представителю юридического лица либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями понятых. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

Рекомендуемые действия при обследовании

1. Убедитесь в том, что к Вам пришли действительно сотрудники правоохранительных органов. Для этого попросите данных лиц представиться и предъявить Вам служебные удостоверения. Постарайтесь записать номер, дату выдачи и дату окончания действия служебного удостоверения, а также должность и фамилию должностного лица. Данные сведения могут понадобиться при дальнейшем обжаловании действий должностных лиц.

2. Проверьте наличие распоряжения о проведении обследования. Ознакомьтесь с данным документом, а также потребуйте выдать Вам его копию. Только после ознакомления с распоряжением и получения копии Вы можете расписаться в соответствующих графах об ознакомлении и получении копии распоряжения. Если копию распоряжения Вам не выдали, но все равно предлагают расписаться в распоряжении о проведении обследования, то Вам необходимо внести в него запись следующего содержания «Копию распоряжения о проведении обследования не получил». Аналогичную запись нужно сделать в протоколе изъятия, который будет составлен по завершению обследования в случае изъятия каких-либо предметов и документов.

3. При ознакомлении с распоряжением о проведении обследования обратите внимание на следующее:

а) совпадает ли название Вашей организации и адрес ее местонахождения с названием и адресом, указанным в распоряжении о проведении обследования. В случае если в распоряжении наименование Вашей организации или адрес указан неправильно, то сотрудники полиции не имеют права проводить обследование в Вашем офисе;

б) кому согласно распоряжению поручено проведение обследования и являются ли прибывшие в офис компании сотрудники полиции лицами, которые вышеуказанным распоряжением уполномочены проводить данное обследование. Сотрудники полиции, которые не указаны в распоряжении, не вправе участвовать в проведении обследования.

При наличии вышеуказанных обстоятельств Вы должны сделать об этом запись в распоряжении о проведении обследования, акте обследования помещения и в протоколе изъятия (для последующего обжалования действий сотрудников полиции).

4. Если сотрудники полиции не показали Вам свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении обследования, то Вам необходимо позвонить в полицию по телефону «02» и сообщить о нарушении Ваших прав и превышении полномочий сотрудниками полиции.

5. Сообщите сотрудникам полиции о том, что Вы возражаете против проведения обследования в офисе компании. Соответствующую запись необходимо сделать в акте обследования и в протоколе изъятия. При этом ни в коем случае не оказывайте какого-либо физического сопротивления сотрудникам полиции, так как данные действия являются противоправными и могут повлечь уголовную ответственность по ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

6 Внимательно следите за действиями должностных лиц, проводящих обследование. Если сотрудники правоохранительных органов одновременно находятся в разных кабинетах Вашего офиса, сделайте заявление о поэтапном проведении обследования в связи с тем, что Вы лишены возможности наблюдать за ходом его проведения.

7. Убедитесь, что изъятие предметов и документов осуществляется с участием не менее двух понятых. Если предметы и документы изымались без участия понятых, то необходимо указать на данное обстоятельство в протоколе изъятия.

8. Если в ходе обследования были изъяты личные вещи сотрудников организации (ноутбуки, флэш-карты, телефоны, блокноты, журналы и т.д.), то необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, так как данные вещи могут содержать сведения о частной жизни, а также личную корреспонденцию.

Изъятие в ходе обследования личных вещей сотрудников компании, содержащих сведения о частной жизни и личной корреспонденции, нарушает право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также тайну корреспонденции. При этом в соответствии со ст.5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Факт изъятия личных вещей сотрудников компании необходимо отразить в протоколе изъятия.

9. Попросите выдать Вам заверенные копии изымаемых документов, а также предоставить возможность копирования информации с изымаемых электронных носителей. В случае отказа в предоставлении заверенных копий и возможности копирования изымаемой информации необходимо отразить факт отказа в протоколе изъятия.

10. Ознакомьтесь с актом обследования и протоколом изъятия. При этом проверьте, чтобы всё изложенное в акте и протоколе соответствовало действительности. Внимательно изучите перечень изъятых предметов и документов. Убедитесь, чтобы все изымаемые предметы и документы были перечислены в протоколе. Внесите в протокол имеющиеся у Вас заявления. При необходимости сделайте подлежащие внесению в протокол его дополнения и уточнения.

11. Не отказывайтесь от подписи акта обследования или протокола изъятия, так как этим действием Вы лишаете себя возможности внести свои заявления и замечания в данные процессуальные документы. Благоразумнее будет подписать акт обследования и протокол изъятия, но внести свои заявления и замечания.

12. Попросите у сотрудника полиции выдать Вам копию протокола изъятия. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица.

Права и обязанности сотрудников полиции при обследовании

В ходе обследования сотрудники полиции вправе:

1. Опрашивать сотрудников компании

2. Осматривать документы и предметы, находящиеся в офисе компании

3. Использовать видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средств

4. Изымать предметы и документы, в том числе электронные носители информации

В ходе обследования сотрудники полиции не вправе:

1. Вскрывать двери, замки, сейфы

2. Изымать личные вещи сотрудников компании, содержащие сведения о частной жизни и личную корреспонденцию

3. Запрещать сотрудникам компании покидать офис, общаться друг с другом или иными лицами

Обязанности сотрудников полиции:

1. Представиться и предъявить служебное удостоверение

2. Предъявить распоряжение о проведении обследования

3. Перед началом обследования вручить представителю юридического лица либо физическому лицу копию распоряжения о проведении обследования

4. При изъятии предметов и документов составить протокол изъятия

5. Выдать заверенные копии изъятых документов и информации, содержащейся на изъятых электронных носителях. При невозможности изготовления копий в месте обследования сотрудник полиции должен выдать их в течение 5 рабочих дней после изъятия. В случае если по истечении 5 дней после изъятия, заверенные копии не переданы лицу, у которого они были изъяты, то данные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением

6. Ознакомить с протоколом изъятия всех лиц, участвующих в обследовании

7. Выдать копию протокола изъятия представителю юридического лица либо физическому лицу

Это тоже интересно:

  • Инструкция 814р для локомотивных бригад
  • Инструкция 196 бланки строгой отчетности в рб 2021
  • Инструкция abtronic x2 на русском как пользоваться
  • Инструкция 808 2017 пкб цв с изменениями
  • Инструкция 192 по заполнению ттн последние изменения

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии