Инструкция для родителей по проектной деятельности

Проектная деятельность. Памятка для родителей

Проект подразумевает самостоятельную
деятельность ученика, однако родители могут содействию своему ребёнку, если он
обратится к вам за помощью.  

Помогая ребёнку, помните: главное
действующее лицо – ваш ребенок. Вы являетесь только помощником, консультантом,
техническим секретарём проекта.

Роль родителей на этапах выполнения
проекта

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей,
записать их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и
дерзкими. Чем больше идей — тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке
цели и задач проекта.

Разрабатывается план и структура выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости
вашего ребенка.
возможно, потребуется помощь в
корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме
проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки
их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите
срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками
проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении  библиотеки, можно
посоветовать дополнить или убрать какие-либо источники; можно помочь
организовать опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседу, работу в
Интернете.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных
источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами
проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов,
грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов,
можно оказать
помощь в редакционной правке,
оформлении, грамматическом или стилистическом контроле.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление, помочь
провести последнюю проверку, снять волнение перед выступлением.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у
вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение
проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что
можно было сделать по-другому.

Памятка для родителей:

*      Покажите пример детям в своем стремлении к новому,
неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием,
радостью.

*      Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем
взрослых, а затем и проблем детей.

*      Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их
вопросы без внимания.

*      Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все
сделать за них.

*      Меньше наставлений, прямых инструкций.

*      Не сдерживайте инициативу.

*      Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в
библиотеке, дома с книгой.

*      Не раздражайтесь.

*      Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

*      Учите доводить дело до конца. Особое внимание в начальной школе
требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита)
проекта.

Консультация для родителей по организации проектной деятельности в домашних условиях

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

   Эксперименты классифицируются по принципам проведения:

— По характеру: эксперименты с растениями и с животными, с объектами неживой природы, а также опыты, объектом которых является человек.

— По месту проведения опытов: в комнате, на улице, и т.п.

— По количеству участников: коллективные, индивидуальные, групповые.

— По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые по ситуации), систематические (проводимые по плану).

— По продолжительности (краткие – по 5-15 минут, длительные – свыше 15 минут).

— По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.

— По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные и обобщающие.

— По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.

— По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.          

Домашняя лаборатория.

 Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ: «Что быстрее растворится»: морская соль; пена для ванны; хвойный экстракт; кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует и у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.    

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Желаем Вам творческих успехов!

Памятка для родителей по созданию проекта с дошкольником в домашних условиях

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Участие в проектной деятельности – сложный труд. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Суть метода проектов –стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Действия родителей по созданию проекта в домашних условиях:

Выбор и формулировка темы проекта: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей, записать их на листе бумаги, выбрать лучшую идею и попросить обосновать свой выбор.

Разработке плана и структуры выполнения проекта: помогите спланировать работу с учётом занятости детей. Помогите в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

Реализация проекта: разделите всю работу на небольшие части и определить срок выполнения каждой; помогите изучить необходимую литературу по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, посоветуйте ребёнку дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

Презентация проекта. На этом этапе вы можете помочь провести последнюю проверку, прорепетировать выступление, снять волнение перед выступлением.

Рефлексия: работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Обсудите с детьми, что можно было сделать самим, без помощи родителей.

Работая вместе с ребёнком над созданием проекта, вы не просто помогаете ему выполнить работу, а становитесь главным помощником,

советчиком, другом для ребёнка. А это очень важно!

Родительское собрание

Тема: «Родителям о проектной деятельности»

Цель: Познакомить родителей с  проектной деятельностью  и определить их роль  в создании ученического проекта.

Задачи:

1.Получение присутствующими обширной информации о  технологии проектного обучения, видах и принципах проекта,

2.  Выявление ключевых проблем  по проектному обучению и роль родителей в создании проекта.

3. Научить родителей создавать проект.

Ход собрания:

Слайд 2.

Эпиграфом по данной теме является древняя китайская мудрость

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

1. Вступление учителя

—  В последние годы в школе  возрастает интерес к проектной деятельности.

Слайд 3

Словарь С.И. Ожегова дает следующие значения слова проект:

1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь;

2) предварительный текст какого-нибудь документа и т.д.;

З) план, замысел.

Есть и другие определения слова «проект».

Слайды 4, 5

Чтение информации на слайдах.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Вы,  уже, наверное, заметили, что  домашние задания по чтению и окружающему миру, даже по математике включают  создание проекта.

В начальной школе вместе со своими детьми учитесь и вы – родители. Поэтому я думаю, что вы первые должны усвоить и понять, в чем заключается смысл метода проекта, и для своих детей будете самым первым помощником и консультантом.

Конечно, в начальной школе проекты — это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как дети сильно ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов — это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации и обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои «помогающие ручки», включаем силу воли и играем только помогающую роль — помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей «Помочь», но не «Сделать вместо».

2. Теоретическая часть.

Слайд 6.

Типы проектов по деятельности:

1.  Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.

2.  Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.

3.  Ролевые, игровые- участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.

4.  Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.

Слайд 7.

Типы проектов по продолжительности:

1.  Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).

2.  Средней продолжительности – от одной недели до месяца.

3.  Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.

Слайд 8.

Учебные проекты бывают следующих видов

по количеству участников

1. Индивидуальные

2. Групповые

3. Коллективные

по содержанию

1. Интегрированные

2. Монопредметные

3. Фантастические

4. Теоретические

5. Эмпирические

Слайд 9.

Рассмотрим, развитие каких умений у младших школьников происходит в процессе проектной деятельности.

Принципы организации проектов.

1.     Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

2.     Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.

3.     Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).

4.     Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.

Слайд 10.

Стадии работы над проектом — это «пять П»
 Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.

Слайды 11,12

Рассмотрим, каковы же этапы проектной деятельности. …

Слайд 13.

… и этапы работы непосредственно над отдельным проектом

Этапы работы

1.     Выбор темы проекта, типа проекта

2.     Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.

3.     Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.

4.     Самостоятельная работа — поиск и анализ информации, подготовка материалов к проекту.

5.     Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

6.     Разработка проекта.

7.     Оформление результатов.

8.     Презентация.

9.     Рефлексия.

Слайд 14.

Формы продуктов проектной деятельности могут быть следующими.

Слайд 15.

Формы презентации проектов.

Слайды 16 – 17.

Демонстрация проектов учеников.

Слайд 19.

Вернемся к эпиграфу, и, следуя последней строке, выполним проект.

2. Практическая часть

— Сегодня мы с вами попробуем составить коллективный проект, таким образом, Вы попробуете разобраться в этом вопросе.

— Для начала разделитесь на две группы и каждый из Вас должен представить себя ребенком, а меня мамой и в этой ролевой игре каждый попробует научиться выполнять свою роль.

Показ и комментирование готовых проектов. (У каждого учителя в запасе есть проекты,  учитель демонстрирует некоторые из них.  Например – «Азбука в картинках», «Красная книга Республики»,).

Этапы проекта

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа.

Учитель предлагает для каждой группы тему проекта.

1 группа – тема «Телевизор в жизни ребенка»

2 группа – тема «Читать это важно»

Тип информационно – исследовательский.

2. Выделение возможных вариантов проблем, идей в рамках темы. ( Если родители затрудняются учитель помогает) На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Например:

для 1 группы «Нужно ли смотреть ребенку телевизор?  Влияние телевизора на психику ребенка.   Значение телевизора для  ребенка?»  и т.п.;

для 2 группы   «Как привить интерес к чтению? Нужно ли заставлять ребенка читать? Как поддержать интерес к чтению?» и т.п. .

Выбираете идею и работаете над ней.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 

— Я для вас приготовила материалы из источников интернета, журналов, газет и  результаты анкет  детей и всех родителей. Вам надо только все это прочитать, проанализировать.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

При работе участники группы учатся :

— слушать друг друга;

— договариваться друг с другом;

— вступать в дискуссию;

— организовать себя на дело (каждый выполняет определенное задание)

Родители работают над выбранной проблемой, а учитель координирует работу, оказывает посильную  помощь.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 

После того, как родители выполнили задания 4 этапа, выбрали нужную информацию, переходят к обсуждению и выделению самого значимого по данной проблеме.

Слайд 20.

6. Защита проектов.

Слайды 21 – 23.

Список источников.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады Вас видеть в нашей школе. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Несомненно, каждого родителя волнует будущее своего ребёнка и важными, влияющими на это факторами являются воспитание и образование. Школа и семья – это два социальных института, максимально влияющих на становление личностных характеристик ребенка.

Поэтому, сегодняшнее родительское собрание будет посвящено такой теме как «Образование – в школе, воспитание – в семье». Успешная реализация задач воспитания возможна только при условии взаимодействия семьи и школы. На этапе становления личности ребенка сотрудничество семьи и школы является востребованным и актуальным.

Старый, проверенный временем, школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Ведь ребенок, зачастую, это отражение своих родителей, поэтому его поведение в школе и за её пределами, зависит от воспитания дома.

Современная система образования подвергается постоянному реформированию и родители не успевают следить за всеми преобразованиями и новшествами, опираясь лишь на свой школьный опыт.

Как ранее отмечалось, взаимодействие семьи и школы крайне необходимо, и в процессе воспитания подрастающего поколения являются одним целым. Для любого ребенка авторитетом являются, в первую очередь, родители и именно от них зависят те приоритеты, которые для себя выберет их ребёнок.

Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, семья же, в свою очередь, влияет на другие социальные институты, процессы и общество.

В педагогике семья рассматривается как первичный социальный институт развития и воспитания ребенка. Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в системе образования, в окружающей среде. И в этом контексте, еще большее значение приобретает семья.

Школа же является институтом удовлетворяющим потребности индивида в образовании. Цель школы – подготовка человека к жизни, создание и укрепление личностных качеств, подготовка к самоопределению и реализации своих способностей.

Вопрос о взаимодействии семьи и школы стал более актуальным с последними реформами образования, а точнее с внедрением ФГОС. И необходимо для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.

Взаимодействие с семьями учащихся является важным направлением деятельности школы и педагогов. Взаимодействие школы и семьи очень трудоёмкий процесс, который строится на согласовании, взаимном влиянии и интеграции целей, ценностях, понимании и воспитании.

Для того чтобы образовательный процесс был оптимальным и результативным, необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками — ребенком, педагогами, семьей.

В заключении доклада хотелось бы сказать, что для получения хороших результатов и воспитания достойного подрастающего поколения, школа и семья должны быть, в первую очередь, союзниками. Ведь у всех нас одна цель – счастливые дети!

Родительское собрание

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

*дать представление о том, что такое ФГОС;

*в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в обучении;

*познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Оборудование:

— чистые листы – по количеству участников собрания;

— листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;

— наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;

— клей-карандаш – по количеству групп;

— презентация

Форма организации – групповая работа (работают 2группы)

Ход собрания

Приветственное слово.

— Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать в вашем лице новых друзей. Мы очень надеемся на сотрудничество и взаимопонимание. Чтобы путь в увлекательное путешествие по дорогам знаний вместе с нашими детьми был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

Введение в тему собрания.

(слайд 2)

— Знакома ли вам аббревиатура? Давайте попробуем её вместе расшифровать.

(выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде).

— С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на образовательные стандарты второго поколения. Как Вы думаете, что такое образовательный стандарт? Слайд 3

(ответы родителей: те знания, которые получат дети, то чему они обязательно должны научиться, «чтобы соответствовать стандарту», содержание предметов, которые изучают в школе, результаты, к которым должны придти дети к концу начальной школы и т.д.)

—  Действительно, в предыдущей версии определение стандарта  было таким: «Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе.

Сегодня под стандартом понимается (слайд 4) система требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ и к условиям реализации основных образовательных программ.

Все эти требования отражены в образовательной программе школы, с которой вы можете ознакомиться в любое время, к тому же об отдельных её разделах мы подробно поговорим на следующих родительских собраниях.

3. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы

— Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами.

( вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый стандарт? каким станет ребёнок к концу обучения? не отразится ли это на его здоровье, не будет ли перегрузок? сохранится ли  то лучшее, что было  в прежнем образовании? и т.д.)

— Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию им 4 класса. Каждая группа получает слова-качества:

УМНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

СТАРАТЕЛЬНЫЙ

АКТИВНЫЙ

ЗДОРОВЫЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

ГОТОВЫЙ  К СОТРУДНИЧЕСТВУ

УВАЖАЕТ ВЗРОСЛЫХ

ВЕЖЛИВЫЙ

ВОСПИТАННЫЙ

ПАТРИОТ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Слайд 5

У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те качества, которыми, по-вашему, должен обладать выпускник начальной школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз. Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все, определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли вопросы?

(родители выполняют задание в группах)

-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.

(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются суждения родителей, их точка зрения)

4. Соотнесение результатов работы групп с образцом

— Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его составить, работала большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности и запросы. Ведь стандарт – это социальная норма, реализующая общественный договор между обществом, государством и семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?

(слайд 6)

(соотносим результаты работы групп с чертами портрета выпускника, описанными в стандарте, выясняем, что они во многом совпадают, делается вывод о правильности выполнения задания)

5.Рефлексия

— Давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.

(ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)

— Вспомните свои ощущения, когда это задание вам было предложено выполнить самостоятельно каждому в отдельности в начале собрания.

6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»

— То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основе нового стандарта и предполагает (слайд 7):

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих современным требованиям, предъявляемым жизнью в обществе;

— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

— гарантированность достижения планируемых результатов освоения программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной успешности  и приносит удовлетворение от выполненной работы.

7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.

Слайд 8

— Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Дети должны иметь возможность для развития во всех сферах своей деятельности, а не только на уроках. Именно поэтому в учебном плане в новом стандарте предусмотрена внеурочная деятельность учащихся. Она объединяет все виды деятельности школьников: игровую, досуговую, спортивную, трудовую, познавательную и т.д. (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации школьников. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

(далее идет презентация программы внеурочной деятельности: родители знакомятся с направлениями внеурочной деятельности, которые школа имеет возможность организовать, учебным планом, предметами, расписанием и т.д.)

Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Поэтому с целью выявления потребностей родителей (законных представителей) по организации внеурочной деятельности и улучшения организации свободного времени ваших детей в следующем учебном году предлагаем вам принять участие в анкетировании. Итоги анкет будут подведены на следующем родительском собрании.

8. Подведение итогов собрания: обратная связь.

Родителям предлагается ответить на вопросы (можно в форме анкеты):

Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?

Была ли информация, предложенная на собрании полезна, актуальна, интересна?

Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?

(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с родителями)

1

Проектная деятельность. Памятка для родителей

Проектная деятельность. Памятка для родителей

Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако родители могут содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок. Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта.

Роль родителей на этапах выполнения проекта

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записать их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей — тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке цели и задач проекта.

Разрабатывается план и структура выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. возможно, потребуется помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении библиотеки, можно посоветовать дополнить или убрать какие-либо источники; можно помочь организовать опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседу, работу в Интернете.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов, можно оказать помощь в редакционной правке, оформлении, грамматическом или стилистическом контроле.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление, помочь провести последнюю проверку, снять волнение перед выступлением.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Памятка для родителей:

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативу.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Опубликовано 12.10.21 в 19:35



Размер файла: 17.66 Кбайт

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ

ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»

Участие в проектной деятельности — сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность учени­ка, однако задача родителя — знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть гото­вым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника инфор­мации предоставляется ребенку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

1. Что такое метод проектов?

2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта? Кроме того, в приложениях вы найдете примерные темы проектов в начальной школе; возможные результаты (как принято говорить, «выходы») ной деятельности младших школьников; советы по подготовке проекта к презентации.

1. Что такое метод проектов?

(очень немного теории)

Метод проектов — совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, использование разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, и, технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задачи проекта;

  • выдвижение первоначальных идей;

  • выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственную реализацию проекта;

  • оценку и самооценку проекта;

  • презентацию проекта.

3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные воздействия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Выбирается и формулируется тема проектной работы

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать вы­бор

Формулируется задача проекта

Может потребоваться помощь в правильной фор­мулировке

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

Определяются сроки представления результатов (ко­нечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана про­ектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и оп­ределите срок выполнения каждой

Составляются программа и календарный план вы­полнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаются источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до биб­лиотеки, обращайте его внимание в книжных мага­зинах на книги по теме проекта

Собирается и обрабатывается информация по про­блеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных ис­точников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет

Готовятся выводы, которые сопоставляются с зада­чами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выво­дов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

Подскажите основные правила оформления доку­ментов

Проект готовится к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

Проводится публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа, проделанная в течение про­ектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и ка­ждого участника в частности

Воспользуйтесь приложениями

4. Заключение

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одно­временно в нескольких ролях:

  • консультирует;

  • отслеживает выполнение плана;

  • решает оперативные вопросы;

  • помогает в предварительной оценке проекта;

  • участвует в подготовке презентации;

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и пи­тания.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо — ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом (по за­просу)/ техническим секретарем проекта!

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги ра­боты, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недос­татки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако обсуж­дение итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению ро­дителей и ребенка, с другой стороны, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Про­ведение репетиции самоанализа поможет на презентации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция для родителей по безопасности детей в летний период
  • Инструкция для родителей по антитеррору в доу
  • Инструкция для родителей об ответственности за жизнь и здоровье детей
  • Инструкция для родителей о безопасности детей во время летних каникул
  • Инструкция для родителей на период летних каникул