Инструкция екатерины 2 по воспитанию внуков

  • Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II: о развивающих играх и детской свободе
  • О методах учителей и наставников
  • О нравственном воспитании
  • О принципах обучения

Принципы воспитания Екатерины II, изложенные ею, когда она стала бабушкой, сильно отличались от традиционных принципов той эпохи. Знакомство с ними любопытно и полезно в наши дни. 

“Никаких перин – только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить столько, сколько требует организм, между приёмами пищи давать только чёрный хлеб”, – считала императрица.

“Зато игр – сколько угодно, ведь “детские игры – не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей”, – советует родителям русская императрица.

Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, вошла в историю и запомнилась нам прежде всего тем, что проявила свои разнообразные таланты в самых разных сферах русской действительности – наверное, потому, что живо и заинтересованно относилась ко всему происходящему в стране и в мире.

За время своего правления она ощутимо раздвинула не только границы Российской Империи, но и границы сознания русского человека, привнеся много нового, свежего, хотя и не привычного в наш менталитет.

Екатерину Романову интересовали экономика и политика, науки и искусства, и, конечно, не остались в стороне от ее деятельного участия воспитание и образование.

861158 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

Есть сведения о том, что в 1784 г. Российская Императрица Екатерина II оставила подробные рекомендации по воспитанию внуков Александра и Константина для их воспитателя князя Николая Ивановича Салтыкова.

Возможно, к этому Её Императорское Величество подвигли размышления о собственных недочётах в воспитании, которые она не столько по молодости и по незнанию, сколько в меру сложившихся не в её пользу жизненных – семейных и государственных –обстоятельств допустила в отношении своего чада – будущего императора Павла I.

Венценосная бабка Павла полностью отстранила нелюбимую невестку от воспитания своего внука и передала его в руки угодных ей воспитателей.

О его детстве мы знаем, что Павел воспитывался в лучших традициях патриархальной русской старины, то есть не имел ни в чем отказа и был, что говорится, балованным, истинно царским дитятей.

205535 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»Мальчика при любой погоде одевали очень тепло, плотно кормили, не заставляли быть физически активным и не сильно перегружали чем-либо – вообще не принуждали ни к каким занятиям.

Многочисленная женская дворцовая челядь, в том числе няньки, кормилицы и мамки моментально отзывались на все его прихоти, чем, по мнению Екатерины, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Почему так произошло? Отчего уже в те годы увлеченная самообразованием и блестяще просвещенная Екатерина не смогла противостоять этому влиянию?

Вероятно, потому, что в пору младенчества и детства будущего государя Павла положение Екатерины (тогда еще не получившей прозвище Великой) в Царской семье было таково, что она ни в чём не имела права голоса и даже как мать и не могла повлиять на очевидно вредоносное воспитание маленького сына.

К тому моменту, когда власть в России переменилась и императрица смогла принимать самостоятельные решения, будущий государь Павел уже достаточно вырос и сформировался как личность, и здесь вряд ли можно было что-то изменить: болезненный, мнительный и во всех смыслах несамостоятельный юноша, капризный и инфантильный, совершенно не отвечал образу и задачам будущего главы огромной Российской державы.

Очевидно, что и для государства, и лично для его царствующей матери это была большая трагедия и потеря.
С горечью и скорбью признавая свое материнское поражение, став бабушкой, стареющая императрица напишет такие слова:

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе».

Результатом ее раздумий стала не просто служебная записка и даже не Императорский Высочайший Указ наставнику внуков, а, можно сказать, настоящий психолого-педагогический трактат «Наставление о воспитании…» – своего рода работа над ошибками стареющей матери и самодержицы.

e04159fc9c678d7f5c547ac83ad434f5 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

В этом прелюбопытном документе Императрица Всероссийская ни много ни мало разрабатывает собственные принципы воспитания, причем не сочиненные ею, а основанные на многовековом опыте человечества начиная от античных времен.

Что нужно, чтобы воспитать здоровую и гармонично развитую личность? Екатерина Вторая считала, что необходимо сочетание разных аспектов.

В правильном воспитании ребёнка должны присутствовать и разумная строгость воспитателей, и умеренность во всём, и мудрые ограничения, и при этом – естественная физическая активность на воздухе и дома, и достаточная степень свободы и самостоятельности в выборе при принятии решений.

Императрицу часто критикуют за симпатию к деятелям эпохи Просвещения, к европейским философам-вольнодумцам и безбожникам.

Однако, её воспитательные советы, особенно касающиеся нравственности, показывают, что в них прослеживается ярко выраженная христианская мысль с заботой о душе ребенка, об ограждении ее от страстей и греховных помыслов.

CnzSTmQXEAAQ164 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II: о развивающих играх и детской свободе

  • «…Не запрещать им играть, сколько хотят»
  • «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их»
  • «Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят»
  • «Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей»
  • «Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою»

О методах учителей и наставников

  • «Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить»
  • «Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению»
  • «К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить»

О нравственном воспитании

  • «Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи»
  • «Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»
  • «Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда то бе достойны, при свидетелях»

О принципах обучения

  • «Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание»
  • «Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию»
  • «Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках»
  • «Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
  • «Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать»

Оценивая характер, а также деловые и прочие ценные для государственной деятельности качества внука Екатерины II Александра, впоследствии Российского Императора Александра I, уверенно можно сказать, что её воспитательные принципы показали свою эффективность.

Ведь они немало поспособствовали становлению сильной, волевой, независимой в суждениях – нравственно здоровой и цельной личности. Неслучайно в истории имя этого православного государя связано с победой над войсками Наполеона в освободительной войне 1812 года и навсегда обозначено как Александр Благословенный.

Неслучайно его тезка Александр Пушкин начало его правления определил как «Дней Александровых прекрасное начало».

По инициативе прекрасно воспитанного возмужавшего «мальчика», внука венценосной бабки, в стране появились новые блестящие учебные заведения – университеты, лицеи, гимназии. По его воле была прекращена раздача государственных крестьян помещикам, а вскоре вышел указ о «вольных хлебопашцах».

Начатое Александром Благословенным освобождение крестьян шло тяжело, со скрипом – что и понятно в большой традиционной стране с многовековым патриархальным укладом. Но, как уверены историки, именно его идеи и начинания сделали возможным проведение реформы 1861 г., отменившей крепостное право.

Получается, государь, с детства воспитанный на правильных и здоровых принципах Божией правды, Богом данной свободы выбора и человеколюбия, постарался привнести это в окружающий его мир. Александр I многое сделал для того, чтобы упразднить рабство и вернуть человеку его изначальное достоинство, напомнив, что есть в нём образ и подобие Божие.

Валентина Киденко по материалам СМИ

(В статье использованы цитаты из документа «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина». Собрание Русского Императорского исторического общества, т. 10).

В этом году семьи оказались в непростой ситуации. В режиме самоизоляции все непривычно.  Дети заперты в квартирах, не ходят в школу, в детский сад, на дополнительные занятия.

Photo by Allen Taylor on Unsplash

Photo by Allen Taylor on Unsplash

Все школьники перешли на дистанционное обучение. Никто не был к этому готов — ни дети, ни учителя, ни родители. В итоге это превращается в хаос и нервотрепку. От учителей требуют невесть что и держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность — что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы все это сделать. В итоге уже через две недели все в истерике.

Photo by Senjuti Kundu on Unsplash

Photo by Senjuti Kundu on Unsplash

Скорее всего, работа из дома и учеба онлайн -это наша новая реальность, к  которой нам придется приспособиться. Учиться жить и выживать. 

Почти уверена, если ознакомиться с инструкцией Екатерины || по воспитанию детей, и постараться ее придерживаться, многих проблем просто не будет.

ИЗ ИНСТРУКЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ, НАПИСАННОЙ ЕКАТЕРИНОЙ ||. 

«Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». 

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. 

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина. 

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.
***
Не запрещать им играть, сколько хотят.
***

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
***
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
***

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
***
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
***
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.***
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

***
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
***
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
***
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
***
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
***
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
***
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
***
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
***
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою. 

Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества. Т. 10ю — С. 310-330. 

ЕКАТЕРИНА II на прогулке с внуками и их родителями

ЕКАТЕРИНА II на прогулке с внуками и их родителями

Главная / ВСЕ СТАТЬИ / Педагогическое наследие / Мысли о воспитании внуков. Из Инструкции Екатерины II князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих князей

« Назад

01.01.2016 00:00

Екатерина II принимала непосредственное участие в воспитании своих внуков. Свои взгляды на то, как должно воспитывать Великих Князей, она изложила в Инструкции, данной князю Н.И.Салтыкову, виднейшему царедворцу своего времени, и официальному воспитателю Александра и Константина.

В «Наказе» депутатам, которые должны были разработать для России новое уложение, то есть свод законов, императрица писала, что «правила воспитания суть первые основания, подготавливающие нас быть гражданами». При этом «гражданин» непременно отождествлялся с «человеком добродетельным», у которого с ранних лет нужно «утверждать сердце в похвальных склонностях». Соглашаясь с французскими просветителями в том, что воспитание сугубо зависит от среды, она для «исправлениия сердца и нравов народа хотела создать новую породу людей в искусственных питомниках, открыв в России сеть закрытых школ. В этих школах оторванные от «пагубного влияния семьи должны были учиться дети — будущие родители нового поколения. Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих Князей — Александра и Константина.

Екатерина II с внуками poslednjajasluchajnostxnarusskomprestole-2

Примечательно и то, что императрица не ограничилась составлением «Инструкции» относительно того, как и чему следует учить и воспитывать внуков. Она также отобрала 126 русских пословиц, написала две сказки — «Сказку о Царевиче Хлоре» и «Сказку о царевиче Февее». Сказки эти не столько художественные, сколько правильные. Вот, например, что говорит умненький Февей своим приближенным: «Не дайте душе моей возгордиться никогда, и для того ежедневно, как пробуждаюсь от сна ночного, скажите мне речь сию: «Февей, вставай с одра и помни во весь день, что ты еси человек такой же, как и мы».

В инструкциии сохранена стилистика и орфография оригинала. Вот выдержки из данного исператрицей наставлений по воспитанию своих внуков.

А. НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЗДРАВИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОНОГО

Об одежде. Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.

Чтобы платье их было как возможно проще и легче.

О пище. Пища и питие да будут простыми и просто заготовленными, без пряных зелий или таких корней, кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать виа инако, как разве по докторскому предписанию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблок и груш спелых. Чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; чтоб не пили холодного вспотевши или кодга разгорячены и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе. Что в покоях Их высочеств летом и зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как можно Их Высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою колико возможно реже быть возле огня и чтобы зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (16-17 градусов по Цельсию — Ред.).

Чтобы летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико захотят: понеже сон детям здоров, но как вставать детям рано здорово же и для того пованивать Их Высочеств ложиться рано.

За семь лет от осями до девяти часов сна, кажется, довольно может быть.

О детских забавах и веселости нрава. Веселость нрава Их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив этого поощрять их нужно ко всякому движению и игре, лету и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силы и здоровье.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

О болезни и лекарствах. Колико возможно реже приступать к употреблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства аки ради осторожности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, не давать им лекарства без крайней нужды (…)

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи…

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

 Б.НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ УМОНАКЛОНЕНИЯ К ДОБРУ

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать Их Высочествам правила человеколюбия и благоговения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Когда в чем который повинится и осуждён будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, донеже провинившийся не будет просить прощения и не увидят, что старается поправить свое поведение; к прощению же не надлежит приступать вдруг.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочеств дурные и порочные примеры.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их принадлежащего, дабы почувствовали, какова несправедливость………

 В. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ТОГО, ЧТО ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ.

Приготовляя здравие тела, ака временное жилище души, надлежит приступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия этого постираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получается все благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу делами и молитвою…

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении. Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинения хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости прежде еще, нежели ум созреет.

Буде Их Высочества чего пожелают, что им самим или другим вредно быть может, или чего дать не должно или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании. Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению…

Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать; но поваживать воспитанников просить того, чего желают, благодарить за то, что получили.

Об упрямстве. Кто не слушается, тот болен, следовательно лишен выгод здорового. Его содержать аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. С послушанием и покорностию и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Что запрещать и до чего не допускать. Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали, или бранили человека, или тварь или какой вред или боль причиняли.

Не допускать их Высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное подобное, или портили что умышленно; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.

Ложь и обман запрещать.

Ложь и обман запрещать как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи. Буде кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз о том удивление, как о поступке странном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с нм холодно и с презрением всем тем, кои об этом знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поношения.

О худых и порочных примерах. Отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.

Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.

О смелости и пустом страхе в опасении. Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том, что долг человеку предписывает….

Е. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЗНАНИЯ И ТОГО, ЧТО ПОТОМУ ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ 

Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Когда к какому учению, в которое время или часы охоты не имеют, тогда Их Высочеств не принуждать; но прилежно избирать другой час или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание….

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы Их Высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избрать их по вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами, или abreviafion. За сим:

География, начав с России, астрономия, хронология, математика.

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы постигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от иного чего происходит. Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

На каждом языке для чтения избрать книги писаные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать или пред ними читать…

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и её производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как можно лучше.

Из древней истории примеры добродетельные, так же причины приращений, уменьшений и падений государств и народов выбрать можно с помощью чтения, краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2- е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных делах государей, 4-е о несчастии последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли власть государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской и в чём примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении, имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из других стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов.

Учителям наставления свои давать Их Высочествам при наставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту Их Высочеств, и в движении содержаны были; несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность каждого человека почти влечет его к какому ни есть делу или ремеслу.

Буде Их Высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в Их Высочествах добрую волю, свободность духа, весёлость нрава и прилежание.

 *** 

Поваживать — приучать кого-либо к чему-либо, делать привычным для кого-либо, научить чему-либо

призрение — заботиться, опекать неимущих и больных

попечение — покровительство, забота

поношение — оскорбление. Позор, бесчестье

почесть — Официальное выражение признания чьих-нибудь больших заслуг, уважения

Вирши — виршей, ед. нет (от польск. wiersz — стих). 1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).

Комментарии

Комментариев пока нет

екатерина 2

Примечательно и то, что императрица не ограничилась составлением «Инструкции» относительно того, как и чему следует учить и воспитывать внуков. Она также отобрала 126 русских пословиц, написала две сказки — «Сказку о Царевиче Хлоре» и «Сказку о царевиче Февее». Сказки эти не столько художественные, сколько правильные. Вот, например, что говорит умненький Февей своим приближенным: «Не дайте душе моей возгордиться никогда, и для того ежедневно, как пробуждаюсь от сна ночного, скажите мне речь сию: «Февей, вставай с одра и помни во весь день, что ты еси человек такой же, как и мы».

В инструкциии сохранена стилистика и орфография оригинала. Вот выдержки из данного исператрицей наставлений по воспитанию своих внуков.

А. НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЗДРАВИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОНОГО

Об одежде. Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.

Чтобы платье их было как возможно проще и легче.

О пище. Пища и питие да будут простыми и просто заготовленными, без пряных зелий или таких корней, кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать виа инако, как разве по докторскому предписанию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблок и груш спелых. Чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; чтоб не пили холодного вспотевши или кодга разгорячены и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе. Что в покоях Их высочеств летом и зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как можно Их Высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою колико возможно реже быть возле огня и чтобы зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (16-17 градусов по Цельсию — Ред.).

Чтобы летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико захотят: понеже сон детям здоров, но как вставать детям рано здорово же и для того пованивать Их Высочеств ложиться рано.

За семь лет от осями до девяти часов сна, кажется, довольно может быть.

О детских забавах и веселости нрава. Веселость нрава Их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив этого поощрять их нужно ко всякому движению и игре, лету и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силы и здоровье.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

О болезни и лекарствах. Колико возможно реже приступать к употреблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства аки ради осторожности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, не давать им лекарства без крайней нужды (…)

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи…

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

 Б.НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ УМОНАКЛОНЕНИЯ К ДОБРУ

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать Их Высочествам правила человеколюбия и благоговения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Когда в чем который повинится и осуждён будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, донеже провинившийся не будет просить прощения и не увидят, что старается поправить свое поведение; к прощению же не надлежит приступать вдруг.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочеств дурные и порочные примеры.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их принадлежащего, дабы почувствовали, какова несправедливость………

 В. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ТОГО, ЧТО ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ.

Приготовляя здравие тела, ака временное жилище души, надлежит приступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия этого постираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получается все благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу делами и молитвою…

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении. Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинения хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости прежде еще, нежели ум созреет.

Буде Их Высочества чего пожелают, что им самим или другим вредно быть может, или чего дать не должно или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании. Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению…

Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать; но поваживать воспитанников просить того, чего желают, благодарить за то, что получили.

Об упрямстве. Кто не слушается, тот болен, следовательно лишен выгод здорового. Его содержать аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. С послушанием и покорностию и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Что запрещать и до чего не допускать. Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали, или бранили человека, или тварь или какой вред или боль причиняли.

Не допускать их Высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное подобное, или портили что умышленно; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.

Ложь и обман запрещать.

Ложь и обман запрещать как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи. Буде кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз о том удивление, как о поступке странном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с нм холодно и с презрением всем тем, кои об этом знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поношения.

О худых и порочных примерах. Отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.

Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.

О смелости и пустом страхе в опасении. Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том, что долг человеку предписывает….

Е. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЗНАНИЯ И ТОГО, ЧТО ПОТОМУ ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ 

Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Когда к какому учению, в которое время или часы охоты не имеют, тогда Их Высочеств не принуждать; но прилежно избирать другой час или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание….

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы Их Высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избрать их по вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами, или abreviafion. За сим:

География, начав с России, астрономия, хронология, математика.

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы постигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от иного чего происходит. Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

На каждом языке для чтения избрать книги писаные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать или пред ними читать…

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и её производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как можно лучше.

Из древней истории примеры добродетельные, так же причины приращений, уменьшений и падений государств и народов выбрать можно с помощью чтения, краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2- е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных делах государей, 4-е о несчастии последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли власть государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской и в чём примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении, имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из других стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов.

Учителям наставления свои давать Их Высочествам при наставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту Их Высочеств, и в движении содержаны были; несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность каждого человека почти влечет его к какому ни есть делу или ремеслу.

Буде Их Высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в Их Высочествах добрую волю, свободность духа, весёлость нрава и прилежание.

 *** 

Поваживать — приучать кого-либо к чему-либо, делать привычным для кого-либо, научить чему-либо

призрение — заботиться, опекать неимущих и больных

попечение — покровительство, забота

поношение — оскорбление. Позор, бесчестье

почесть — Официальное выражение признания чьих-нибудь больших заслуг, уважения

Вирши — виршей, ед. нет (от польск. wiersz — стих). 1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).

Комментарии

Комментариев пока нет


Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.
Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.
В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.
Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили («…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.
Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
***
Не запрещать им играть, сколько хотят.
***
Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
***
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
***
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
***
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять но отвращать их от лжи.
***
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
***
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
***
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
***
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
***
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
***
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
***
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330

утомление

Как понять, что у вас утомление

Действуете на автопилоте? Окружающие вызывают лишь раздражение? Не помните, когда по-настоящему чему-то радовались? Все это – признаки утомления, которое может …
«Далее»

Сайт о психологии. Пишем про саморазвитие, отношения, детскую психологию, интересные факты из психологии

Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили («…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:

***

Не запрещать им играть, сколько хотят.

***

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

***

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

***

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

***

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять но отвращать их от лжи.

***

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

***

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

***

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

***

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

***

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

***

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

***

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

***

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция и паспорт одно и тоже
  • Инструкция и описание памяток для педагогов по различным видам девиантного поведения
  • Инструкция и коды для настройки универсального пульта к телевизору
  • Инструкция и инструктаж в чем разница
  • Инструкция зу 90м инструкция по применению