Инструкция фсб о проведении орм обследование помещений зданий сооружений

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 04.07.2023 № 288
«Об утверждении Инструкции об организации проведения органами федеральной службы безопасности гласного оперативно-разыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей органов федеральной службы безопасности, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», ограничивающего конституционное право граждан на неприкосновенность жилища»
(Зарегистрирован 26.07.2023 № 74466)

Номер опубликования: 0001202307270014

Дата опубликования:
27.07.2023


Страница №1
из 14:
Увеличить

Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что документ не содержит каких-либо новелл и не выходит за рамки действующей редакции Закона об ОРД, однако его появление полезно для регламентации соответствующей деятельности правоохранителей. В ФПА РФ полагают, что ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, а нарушение процесса их проведения используется адвокатами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами.

ФСБ России вынесла на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Инструкции об организации проведения гласного ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей ведомства, уполномоченных ходатайствовать перед судом о проведении вышеуказанного мероприятия.

В документе, в частности, отмечено, что гласное ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.

В случаях, не терпящих отлагательства, которые, в частности, могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа ФСБ допускается проведение обследования объектов, которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В крайних случаях проведение ОРМ допустимо без вынесения постановления о проведении обследования с обязательным информированием уполномоченного руководителя должностным лицом органа безопасности, проводящим обследование. Приводится перечень категорий руководителей органов ФСБ, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения вышеуказанного ОРМ.

Перед началом обследования лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю (при их присутствии) сотрудником, проводящим обследование, предъявляется постановление о проведении ОРМ, за исключением случаев, не терпящих отлагательств. Сотрудники ФСБ, проводящие обследование объектов, вправе изымать документы, предметы или материалы, о чем составляется соответствующий протокол.

Для удостоверения факта обследования, фиксации его хода и результатов разрешается применение техсредств, а также участие не менее двух понятых. Протокол предъявляется для ознакомления: должностным лицам и специалистам, обладающим научными, техническими и иными специальными знаниями, участвовавшим в обследовании, при их привлечении; лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю; привлекаемым гражданам – при их привлечении.

Общественное обсуждение документа продлится до 29 мая.

Старший партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин полагает, что проект приказа ФСБ не содержит каких-либо новелл, поскольку ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД еще с 2014 г. допускает проведение любых ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, без судебного решения. «Основания проведения мероприятий обыскового характера (обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств) также не изменяются. К ним отнесены случаи, не терпящие отлагательства: ситуации, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а кроме того, наличие данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Поскольку в проекте приказа речь идет только об ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 вышеуказанного Закона, следует ожидать принятия ведомственного подзаконного акта и в отношении других видов ОРМ, например контроля почтовых и электронных отправлений либо прослушивания телефонных переговоров», – полагает он.

По словам эксперта, перечень должностных лиц, которые вправе «санкционировать» проведение ОРМ без судебного решения, должен обеспечить определенные гарантии противодействия произвольным действиям сотрудников ФСБ низшего звена, поскольку требования мотивированности и обоснованности постановления о проведении ОРМ предъявляются и к этим документам. «Важно учитывать, что речь идет о гласных мероприятиях, в рамках которых лицо, в отношении которого они проводятся, сохраняет основной объем конституционных прав защиты от произвольных действий, в том числе право пользоваться помощью защитника с момента начала проведения ОРМ, а также обжалования как самого постановления, так и действий должностных лиц при проведении ОРМ. И проблема правоприменительной практики по проверке обоснованности подозрений, послуживших основанием к проведению ОРМ, возникает именно в «ложных границах» гласности и негласности, которые суды, как правило, стараются не пересекать при рассмотрении жалоб на незаконность тех либо иных оперативно-разыскных мероприятий», – считает Алексей Нянькин. 

Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко также считает, что проект приказа не предусматривает ничего выходящего за рамки действующей редакции Закона об ОРД, поскольку его положения повторяют или детализируют нормы этого Закона. «Принятие изложенного в приказе порядка должно в большей степени упорядочить проведение органами безопасности обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и т/с, поскольку на данный момент такое мероприятие проводится с учетом собственного видения должностным лицом порядка его проведения, основанного на субъективном толковании им закона об ОРД. Считаю, что подобные приказы, раскрывающие содержание нормы закона, являются естественным продолжением регулирования соответствующих юридических процессов с учетом специфики деятельности конкретного правоприменительного органа. Подобная регламентация должна способствовать единообразию в практике проведения ОРМ, снижению неопределенности в процедурных вопросах, избавить сотрудников от необходимости тратить ресурсы на типовые формальности», – полагает он.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Борис Золотухин отметил, что в рассматриваемой инструкции речь идет не о процессуальном действии – обыске, а об одном из видов ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 Закона об ОРД, – гласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. «В принципе даже из названия указанного ОРМ следует, что оно не предусматривает гласного обследования жилища, поскольку из совокупности норм права, охраняющих конституционное право на неприкосновенность жилища, следует, что помещение и жилище не одно и то же. Тем не менее практика применения Закона об ОРД пошла по пути проведения гласного обследования жилища, требующего в силу ст. 8 вышеуказанного Закона обязательного получения разрешения суда на проведение такого ОРМ. Сразу отмечу, что при широком применении гласного обследования помещений, не являющихся жилищем, гласное обследование самого жилища – довольно редкое ОРМ. Своей инструкцией ФСБ предлагает более детальную регламентацию оснований для его применения и ограничивает круг лиц, уполномоченных вынеси постановление о его проведении, из числа высшего руководства службы», – полагает он.

По словам советника ФПА, сам же факт возможности проведения такого ОРМ неотложно, с последующей судебной проверкой, не должен смущать, поскольку такое прямо предусмотрено той же ст. 8 Закона. «И мы должны приветствовать появление таких инструкций, поскольку ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, и нарушение процесса их проведения неоднократно использовалось и мной, и коллегами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами», – подчеркнул Борис Золотухин.

Фото: Youtube

ФСБ России разработала инструкцию об организации проведения «гласного оперативно-разыскного мероприятия». Речь идет об обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, ограничивающем конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. Соответствующий документ опубликован на официальном портале проектов правовых актов.

Подобные обследования проводятся на основании п. 1–6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Отчасти инструкция дублирует эти нормы, устанавливающие основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Так, действия сотрудников ФСБ, ограничивающие конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, говорится в документе, допускаются на основании судебного решения и при наличии определенной информации. В частности, если имеются признаки противоправных действий, по которым производство предварительного следствия обязательно. Речь не только о совершенных или совершаемых правонарушениях, но и о подготавливаемых. Также основанием может послужить информация о лицах-правонарушителях, деяния которых в обязательном порядке требуют предварительного следствия. И наконец, в инструкции говорится «о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации».

Проведение обследования может разрешить довольно широкий круг сотрудников ФСБ — от ее директора до заместителей начальников территориальных органов, курирующих подразделения, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность. А основанием для решения судьей вопроса о проведении обследования может стать мотивированное постановление уполномоченных работников спецслужбы.

Перед проведением мероприятия гражданам предъявляется постановление судьи либо, в особых случаях, предусмотренных частью 3 статьи 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», мотивированное постановление компетентного начальника органа безопасности. Сотрудники, участвующие в мероприятии, вправе изымать документы, предметы и материалы. Во всяком случае изымаются вещи, запрещенные для гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные. Если на них, конечно, нет специального разрешения. Мероприятия должны осуществляться, за рядом исключений, в присутствии понятых.

Факт изъятия оформляется протоколом, который составляется в соответствии с требованиями УПК и ФЗ. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин, которое подлежит обязательному занесению в документ. В том числе, по его желанию, собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю.

Для обеспечения физической защиты должностных лиц органов безопасности, проводящих обследование, могут привлекаться сотрудники подразделений спецназа ФСБ.

Здесь можно ознакомиться с полным текстом документа.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

Об особенностях проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru.

Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью

«Мы должны приветствовать появление таких инструкций»

17 мая 2023 г. 15:38

ФСБ разработала проект инструкции по проведению гласных ОРМ


Как сообщает «АГ», ФСБ России вынесла на общественное обсуждение проект
приказа об утверждении Инструкции об организации проведения гласного ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечня категорий руководителей ведомства, уполномоченных ходатайствовать перед судом о проведении вышеуказанного мероприятия. В документе, в частности, разъяснено, в каких именно случаях проведение ОРМ, ограничивающего конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, возможно без получения разрешения от суда. Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин полагает, что ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются «процессуальным правом» для их применения, а нарушение процесса их проведения используется адвокатами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами.

В документе, в частности, отмечено, что гласное ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, и лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.

В случаях, не терпящих отлагательства, которые, в частности, могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа ФСБ допускается проведение обследования объектов, которое ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В крайних случаях проведение ОРМ допустимо без вынесения постановления о проведении обследования с обязательным информированием уполномоченного руководителя должностным лицом органа безопасности, проводящим обследование. Приводится перечень категорий руководителей органов ФСБ, уполномоченных выносить постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения вышеуказанного ОРМ.

Перед началом обследования лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю (при их присутствии) сотрудником, проводящим обследование, предъявляется постановление о проведении ОРМ, за исключением случаев, не терпящих отлагательств. Сотрудники ФСБ, проводящие обследование объектов, вправе изымать документы, предметы или материалы, о чем составляется соответствующий протокол.

Для удостоверения факта обследования, фиксации его хода и результатов разрешается применение техсредств, а также участие не менее двух понятых. Протокол предъявляется для ознакомления: должностным лицам и специалистам, обладающим научными, техническими и иными специальными знаниями, участвовавшим в обследовании, при их привлечении; лицу, которое на праве собственности или ином законном основании владеет, пользуется или распоряжается объектом обследования, или его уполномоченному представителю; привлекаемым гражданам – при их привлечении.

Общественное обсуждение документа продлится до 29 мая.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин отметил, что в рассматриваемой инструкции речь идет не о процессуальном действии – обыске, а об одном из видов ОРМ, предусмотренном п. 8 ст. 6 Закона об ОРД, – гласном обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. «В принципе даже из названия указанного ОРМ следует, что оно не предусматривает гласного обследования жилища, поскольку из совокупности норм права, охраняющих конституционное право на неприкосновенность жилища, следует, что помещение и жилище не одно и то же. Тем не менее практика применения Закона об ОРД пошла по пути проведения гласного обследования жилища, требующего в силу ст. 8 вышеуказанного Закона обязательного получения разрешения суда на проведение такого ОРМ. Сразу отмечу, что при широком применении гласного обследования помещений, не являющихся жилищем, гласное обследование самого жилища – довольно редкое ОРМ. Своей инструкцией ФСБ предлагает более детальную регламентацию оснований для его применения и ограничивает круг лиц, уполномоченных вынести постановление о его проведении, из числа высшего руководства службы», – полагает он.

По словам советника ФПА, сам же факт возможности проведения такого ОРМ неотложно, с последующей судебной проверкой, не должен смущать, поскольку такое прямо предусмотрено той же ст. 8 Закона. «И мы должны приветствовать появление таких инструкций, поскольку ведомственные НПА с подробной регламентацией процесса проведения ОРМ являются “процессуальным правом” для их применения, и нарушение процесса их проведения неоднократно использовалось и мной, и коллегами для признания результатов ОРМ недопустимыми доказательствами», – подчеркнул Борис Золотухин.

Зинаида Павлова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция филипс утюг с парогенератором по применению
  • Инструкция физраствора при ингаляции ребенку
  • Инструкция ферроли дива ф 24
  • Инструкция фенистил капли от аллергии для детей от 1 месяца
  • Инструкция фас от тараканов по применению в таблетках инструкция