Инструкция генеральной прокуратуры органам дознания

  1. Документы

Документы — Генеральная прокуратура Российской Федерации

Документы

  • 19 января 2022

Приказ №11

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

 
1

Прикрепленные файлы


Поделиться

logo

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Источник:

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Дата публикации:

19 января 2022, 17:33

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

© 2003-2023 Генеральная прокуратура Российской Федерации
Все права защищены

© 2003-2023 Генеральная прокуратура Российской Федерации

Все права защищены

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 августа 2021 г. N 487

О ПОРЯДКЕ

РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) И РЕШЕНИЯ

ДОЗНАВАТЕЛЯ, НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, НАЧАЛЬНИКА

ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ

СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА И ПРОКУРОРА

В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями дознавателей, начальников подразделений дознания, начальников органов дознания, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

Направлять подчиненному прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

4. Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

5. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

6. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

7. Жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа рассматривать в порядке, установленном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), прокурорам, их заместителям, которые непосредственно осуществляют надзор за процессуальной деятельностью соответствующих органов предварительного расследования.

8. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителя, их анализ и мотивы принятого решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются.

Копию постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с одновременным уведомлением о разъяснении порядка обжалования вышестоящему прокурору или в суд незамедлительно направлять заявителю.

9. При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий для ускорения производства по уголовному делу, а также обеспечить строгий контроль за их исполнением до истечения срока дознания.

Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия на досудебной стадии разумного срока уголовного судопроизводства, направлять руководителю следственного органа требование об устранении выявленных нарушений.

10. В случае обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке статьи 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору <1> рассматривать такие обращения согласно правилам и срокам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция о порядке рассмотрения обращений).

———————————

<1> В целях реализации положений настоящего приказа под вышестоящим прокурором, его заместителями понимаются:

по отношению к прокурорам городов, районов, приравненным к ним другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур — руководители структурных подразделений прокуратур субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие помощники и помощники прокуроров субъектов Российской Федерации, заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры;

по отношению к прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам — руководители структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации.

При этом у нижестоящего прокурора истребовать мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые копии актов прокурорского реагирования и процессуальных документов, подтверждающих либо опровергающих доводы заявителя, а в случае необходимости — материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела.

Решать вопрос о персональной ответственности в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения жалобы.

11. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц. Особое внимание уделять проверке доводов о нарушениях прав участников уголовного судопроизводства, которые обратились в судебные инстанции, в том числе международные. При выявлении нарушений принимать исчерпывающие меры к их устранению. Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пункта 3 части 2 статьи 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

12. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, копии иных актов прокурорского реагирования, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

13. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений предоставлять заявителям по их просьбе возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

14. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со статьей 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

15. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

16. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

17. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

18. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

19. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ

По мнению одного адвоката, несмотря на то, что предлагаемый приказ не создает ничего процедурно нового, он должен привести к сокращению нарушений со стороны прокуратуры, поскольку теперь позволяет гражданам мотивированно требовать совершения прокурорами определенных действий. Другой отметил, что приказ должен сократить нарушения и со стороны органов дознания и следствия, особенно по срокам и качеству доследственных проверок и предварительного расследования.

Генеральная прокуратура РФ подготовила проект
приказа об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, после принятия которого действующие на сегодняшний день Приказ генпрокурора от 26 января 2017 г. № 33 и Указание генпрокурора от 10 октября 2018 г. № 653/36 об усилении такого прокурорского надзора утратят свою силу.

Как указано, документ направлен на совершенствование организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и их расследовании.

Читайте также

Генпрокуратура вносит изменения в порядок надзора в учреждениях и органах УИС

В проекте приказа, в частности, отмечается, что в организацию прокурорского надзора будут вноситься коррективы на основе анализа постановлений ЕСПЧ, которыми установлены нарушения прав осужденных

14 октября 2021

В предлагаемом приказе, в частности, отмечается, что в необходимых случаях ход проведения процессуальных проверок и расследования преступлений прокурору нужно будет брать на контроль, а их результаты заслушивать с участием руководителей органов дознания. Будет уделяться внимание и соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства: так, в случае выявления нарушений органами дознания разумного срока при проведении процессуальных проверок и расследовании преступлений прокурору необходимо принимать меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.

«В случае умышленного непринятия мер к поиску совершивших уголовно наказуемые деяния лиц, повлекшего истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, направлять материалы в отношении виновных в этом должностных лиц в следственный орган для решения вопроса об их уголовном преследовании», – указано в проекте приказа.

В соответствии с поправками прокуроры будут обращать внимание на соблюдение при производстве экспертных исследований требований УПК РФ, в том числе касающихся обеспечения принципа независимости эксперта, а также его компетентности, включая наличие аттестации на право самостоятельного производства экспертизы и лицензии, если этого требуют нормативные правовые акты в сфере судебно-экспертной деятельности.

В документе подчеркнуто, что, оценивая обоснованность проведения органами дознания неотложных следственных действий, необходимо акцентировать внимание на наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

В проекте приказа содержится требование о пресечении прокурорами немотивированной пересылки заявлений и сообщений о преступлениях и материалов проверок из одного органа предварительного расследования в другой. Также указано, что мерами прокурорского реагирования будут пресекаться случаи возбуждения уголовных дел в отношении неустановленного лица по факту совершенного преступного деяния при наличии достаточных данных о его совершении конкретным лицом.

В документе отмечено, что, признавая постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в течение 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было принято процессуальное решение, прокурору необходимо будет отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При этом оговаривается, что указанное полномочие следует использовать только при неправильном применении уголовного, уголовно-процессуального законодательства, выявлении существенных нарушений, влекущих незаконное привлечение лица к уголовной ответственности либо признание доказательств недопустимыми.

В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления прокуроры должны будут давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, получении и надлежащей фиксации доказательств. При этом они должны будут исключить дачу немотивированных письменных указаний, содержащих перечень вытекающих из полномочий дознавателя очевидных следственных действий, без учета конкретных обстоятельств произошедшего.

Помимо этого в проекте приказа указано, что, изучая законность постановлений о приостановлении производства дознания по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, прокуроры должны применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с оперативно-служебными документами. Подчеркивается, что им будет необходимо пресекать факты вынесения дознавателями незаконных постановлений о приостановлении предварительного расследования вместо продления его сроков.

Отмечается, что прокуроры должны внимательно и взвешенно подходить к вопросу о согласии с постановлением о возбуждении перед судом ходатайства и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа по уголовным делам о преступлениях, ответственности за совершение которых подлежат лица, ранее привлекавшиеся к административной ответственности за определенное правонарушение.

Согласно проекту приказа, решая вопрос об обоснованности возобновления производства по истечении срока давности, прокурор должен тщательно анализировать, имеется ли необходимость дополнительной проверки новых значимых обстоятельств по делу.

В соответствии с проектом планируется организовать на регулярной основе сбор и обобщение информации об имеющихся материалах процессуальных и прокурорских проверок, уголовных делах, по которым предметом обжалования в ЕСПЧ являются действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора. «В случае инициированной процедуры рассмотрения жалобы в ЕСПЧ (на всех этапах, начиная от подачи жалобы в судебный орган и до исполнения постановления ЕСПЧ) безотлагательно осуществлять постановку на контроль материалов проверок и уголовных дел, организовать их изучение на предмет законности действий должностных лиц и процессуальных решений, а также полноты и достаточности принятых органами дознания и органами прокуратуры мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан. При наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования», – указано в тексте документа.

Читайте также

Генпрокуратура обновила порядок рассмотрения жалоб на действия следователей и дознавателей

В приказе отмечается, что необходимо уделять особое внимание проверке доводов о нарушениях прав участников уголовного судопроизводства, которые обратились в судебные инстанции, в том числе международные

17 сентября 2021

Адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов отметил, что проектируемый приказ не создает ничего процедурно нового и принимается с большим запозданием в развитие изменений, внесенных в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. «К глубокому сожалению, сократить нарушения со стороны органов дознания можно только более колоссальным увеличением качества и количества штатного персонала», – считает Сергей Гревцов.

Адвокат отметил, что все предлагаемые изменения с практической точки зрения не значимы, поскольку и ранее по факту процесс надзора за дознанием был устроен именно таким образом, а приказ лишь закрепит процедуры в определенной форме. Он добавил, что формально приказ обязателен лишь для органов прокуратуры, и для того, чтобы оценить его влияние на дознание – нужно дождаться корреспондирующего ему приказа МВД.

Вместе с тем эксперт полагает, что новый приказ должен привести к сокращению нарушений со стороны прокуратуры, поскольку он позволит гражданам мотивированно требовать совершения прокурорами определенных действий. Сергей Гревцов также обратил внимание, что данные изменения имеют огромное практическое значение для потерпевшего и обвиняемого, поскольку позволяют понять правила работы надзора за дознанием и понять его пределы.

В свою очередь профессор Санкт-Петербургского государственного университета, д.ю.н., адвокат Красноярской коллегии адвокатов «Шпагин и партнеры» Александр Назаров не сомневается в том, что новый детализированный приказ генпрокурора необходим и значим, поскольку должен сократить нарушения со стороны органов дознания и следствия, особенно по срокам и качеству доследственных проверок и предварительного расследования.

Адвокат отметил, что по ряду дел, особенно по преступлениям экономической направленности, надзирающий прокурор свыше десятка раз отменяет постановления дознавателя (оперативного сотрудника) об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет ему вновь и вновь эти материалы на новую проверку. «Причем дознаватели, не стесняясь высокого статуса прокурора, одним из пунктов констатирующей части своего “отказного” постановления закладывают тезис: “ходатайствовать перед прокурором об отмене данного постановления и направлении материалов на дополнительную проверку”», – подчеркнул Александр Назаров.

Адвокат поделился, что по одному из уголовных дел в Красноярске доследственная проверка при таком прокурорском надзоре проводилась свыше четырех лет – вместо максимальных 30 суток по действующему УПК. «Кстати, и уголовное дело было затем возбуждено в отношении “неустановленного лица”, хотя это в единственном числе учредитель, директор и бухгалтер фирмы-нарушителя. Заканчивается третий месяц расследования этого дела, а лицо так и “не установлено”», – добавил Александр Назаров.

По словам адвоката, действие нового приказа будет направлено в том числе и против подобных ситуаций. Причем, если должностные лица умышленно пропустят сроки давности привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, то для таких халатных дознавателей и следователей, как указано в тексте проекта приказа генпрокурора, ставится вопрос об уголовном преследовании, подчеркнул Александр Назаров.

В приказе Генпрокуратуры РФ от 24 августа 2021 г. N 487 » О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» прочитал удивительное разъяснение:

10. В случае обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке статьи 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору <1> рассматривать такие обращения согласно правилам и срокам, установленным Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее — Инструкция о порядке рассмотрения обращений).

Читаем Инструкцию № 45:

2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Оказывается, что обжалование решения прокурора, принятого в порядке ст. 124 УПК, уже не обжалование в порядке УПК.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция водонагревателя термекс с сенсорным дисплеем
  • Инструкция водонагреватель хаер на 80 литров
  • Инструкция водонагреватель термекс с электронным табло
  • Инструкция водонагреватель simat 10u pl
  • Инструкция водонагреватель electrolux ewh 50 fidelity