Инструкция изъятия компьютерной техники и носителей информации

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ)

1. При производстве по уголовным делам, указанным в части четвертой.1 статьи 164 настоящего Кодекса, изъятие электронных носителей информации не допускается, за исключением случаев, когда:

1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;

2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения;

3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

2. Электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации. Копирование информации осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование информации не осуществляется при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 части первой настоящей статьи. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе следственного действия делается запись.

3. Следователь в ходе производства следственного действия вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе информации. В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, электронные носители информации, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. К протоколу прилагаются электронные носители информации, содержащие информацию, скопированную с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

  • 10 июля 2017

    Порядок изъятия, хранения и возврата законному владельцу электронных носителей информации

    Современные информационные технологии существенно изменили структуру экономики, образ жизни, механизмы функционирования общеизвестных институтов. Расширение сфер использования компьютеров, наряду с положительными моментами, повлекло за собой ряд проблем. Все чаще электронные носители информации становятся объектом и орудием совершения преступлений.

    Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определил порядок изъятия (при производстве обыска и выемки), хранения, возврата электронных носителей информации, а также копирования содержащихся на них данных, передачи законному владельцу изъятых электронных носителей или обладателю содержащихся на ней информации.

    Указанные изменения должны обеспечить продолжение деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей информации в ходе расследования уголовных дел. 

    Введя в уголовно-процессуальный кодекс новый термин «электронные носители информации», законодатель не определил его сущность. Согласно ГОСТ 2.051-2013 электронный носитель, это – материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники. Однако данное определение не сильно помогает следователям в уяснении смыла данного термина. По мнению некоторых авторов, объектами, которые подпадают под приведенное определение ГОСТ, являются носители информации, не являющиеся частью другого устройства и реализующие функцию хранения информации в качестве основной. К ним относятся: внешние накопители на жестких магнитных дисках, в том числе подключаемые через интерфейс USB; оптические носители информации (CD, DVD, Blu-ray диски); карты флэш-памяти в различном конструктивном исполнении. Сюда же следует отнести и внутренние накопители на жестких магнитных дисках. Именно на таких устройствах находится наибольший объем информации, имеющей значение для дела.

    В соответствии с изменениями, внесенными указанным выше законом при производстве обыска и выемки электронные носители информации (вне зависимости от типа) изымаются с участием специалиста, даже если при этом манипуляции с электронной техникой не производятся.

    Изъятие электронных носителей компьютерной информации может ускорить процесс расследования, позволяет более детально изучить их содержимое. Вместе с тем, наряду с чисто техническими сложностями полного изъятия электронных носителей, существуют и экономические, создающие их владельцу дополнительные трудности в работе, влекущие серьезные убытки.

    Изымать всю компьютерную систему (системный блок) и периферийные устройства далеко не всегда обязательно. Эти устройства взаимодействуют между собой, но каждый компонент системы выполняет определенную функцию; они не все хранят информацию и поэтому могут работать и быть исследованными независимо. В некоторых случаях по согласованию со специалистом изымаются только устройства, соответствующие направлению исследования, или даже только жесткий диск из системного блока.

    На случай, если изъятие электронных носителей компьютерной информации все же необходимо, законодатель внес изменения, предусматривающие возможность и порядок копирования с них информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1. ст. 183 УПК РФ). Такое копирование осуществляется специалистом, по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации, в присутствии понятых. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения.

    Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия с указанием, какие файлы (их имена и типы) или программы, каким образом были скопированы, откуда и куда (физические носители, с которых и на которые скопирована информация), время начала и окончания копирования, количество копий и кому они вручены.

    В соответствии с ч. 9.1 ст. 182 и ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ не допускается копирование информации при производстве указанных выше следственных действий, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации.

    По логике закона следователь не вправе отказать в копировании информации, если он не может обосновать, что это может воспрепятствовать расследованию преступления. Между тем не исключена ситуация, когда лица, у которых производятся обыск или выемка могут потребовать копирования информации, используемой ими для преступной или иной противоправной деятельности.

    Очевидно, прежде чем принять решение о том производить ли копирование информации, какая именно информация на изымаемых носителях содержит данные, необходимые для нормальной работы юридического лица или индивидуального предпринимателя в помещении которого производится обыск или выемка, может ли эта операция повлечь за собой утрату или изменение информации и т.д. должно быть проведено предварительное исследование информации.

    Закон оставляет открытым вопрос о том, как владелец изымаемых электронных носителей информации сможет реализовать свое право на копирование. Согласно ч. 9.1. ст. 182 и 3.1. ст. 183 УПК РФ копирование осуществляется на другие носители, предоставляемые законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Однако практика свидетельствует, что при обыске и выемке следователи стараются изымать все без исключения носители информации, в том числе неиспользованные.

    Некоторые ученые отмечают, что по смыслу рассматриваемых норм, копирование с изымаемых электронных носителей информации – это часть следственного действия (обыска, выемки), а не самостоятельное процессуальное действие. С этим утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем, необходимо учитывать, что законодатель регламентировал процедуру копирования информации, осуществляемого после производства неотложных следственных действий. То есть спустя определенное время после завершения обыска, выемки, а также осмотра.

    Согласно ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ в случае невозможности возврата изъятых в ходе производства указанных следственных действий электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация копируется по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации. Очевидно, что ходатайство о копировании информации должно быть подано в письменном виде на имя следователя, дознавателя, судьи в производстве которого находится уголовное дело. Ходатайство должно содержать сведения о лице, его подающем, цели копирования, перечне информации, подлежащей копированию, электронных носителях информации предоставляемых заинтересованным лицом для копирования. К ходатайству прилагается копия документа, подтверждающего, что лицо, обратившееся с ходатайством, является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если лицо, обратившееся с ходатайством, не является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации, либо если копирование информации может воспрепятствовать расследованию преступления.

    Законодатель достаточно подробно изложил процедуру копирования указанной информации. Как и при обыске и выемке, копирование осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование выполняется в подразделении органа предварительного расследования или в суде при участии законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации и (или) их представителей и специалиста, а также в присутствии понятых. Хотя в законе об этом не говорится, очевидно, что участие в производстве данного процессуального действия следователя, дознавателя, судьи, в производстве которого находится уголовное дело, также обязательно.

    При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ (ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ).

    Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований статьи 6.1 УПК РФ (ч. 4 ст. 81 УПК РФ). Какой срок возврата электронных носителей информации считать разумным, в законе не определен. Обоснованным представляется внесение изменений в ч. 4 ст. 81 УПК РФ изложив ее в следующей редакции: «… подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты в течение пяти дней после изъятия о чем делается запись в протоколе».


Основания и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий на досудебном этапе уголовного судопроизводства регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Следственные и процессуальные действия, в рамках которых возможно изъятие предметов, в том числе компьютеров и электронных носителей информации, проводятся должностными лицами правоохранительных органов в рамках проведения проверок по сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке статьи 144 УПК РФ, а также при производстве предварительного расследования по уголовным делам. К таким действиям относятся: осмотр места происшествия, обыск и выемка.

Перечисленные следственные действия проводятся по общим правилам проведения следственных действий, предусмотренным главами 22 – 25 УПК РФ.

В соответствии со ст. ст. 144,176,177 УПК РФ осмотр места происшествия – это следственное действие, направленное на обследование участка местности (здания, сооружения жилища и т.д.), в целях обнаружения следов преступления, выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела. При этом в рамках осмотра изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к обстоятельствам совершения противоправных действий, которые являются предметом проверки в порядке ст. 144 УПК РФ или к уголовному делу.

При проведении осмотра в офисах, зданиях и сооружениях, где располагаются организации, а также в жилых помещениях, имеются особенности и ограничения, установленные УПК РФ.

Так, осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а осмотр помещения организации в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре, об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).

В соответствии со ст. 182 УПК РФ под обыском понимается следственное действие, направленное на поиск (отыскание) предметов и документов, имеющих доказательственное значение, а также ценностей, разыскиваемых лиц и трупов, при котором участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи, а также имеет право присутствовать защитник и (или) адвокат. Обыск проводится только тогда, когда существует предположение о возможном нахождении орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела

При этом в целях обнаружения предметов, имеющих значение для уголовного дела, при обыске могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Также в ходе обыска в любом случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота, обнаруженные при его проведении.

В случае проведения обыска в жилище, необходимо судебное решение, разрешающее его проведение, принимаемое в порядке ст. 165 УПК РФ.

В свою очередь выемка проводится с целью изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно место их хранения (ст. 183 УПК РФ). Порядок проведения выемки совпадает с порядком проведения обыска, но имеет особенности по получению судебного решения на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, информации о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.

Кроме того, УПК РФ, предусматривает возможность проведения осмотра жилища, обыска и выемки в жилище без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств.

При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

При проведении всех указанных следственных действий должностными лицами в соответствии со ст. ст. 180 УПК РФ, составляется протокол, в котором описываются все действия, в той последовательности, в какой они производились. Также в протоколе обязательно указывается место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии. Кроме того, в протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при его проведении, технические средства которые были применены и участвующие лица.

По окончанию следственного действия протокол предъявляется для ознакомления всем участвовавшим лицам. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания, о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц, а сам протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии, либо делается запись о невозможности или об отказе от подписи с указанием причины, в соответствии со ст. 167 УПК РФ.

Копия протокола обыска (выемки) вручается лицу, в помещении которого было произведено следственное действие, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Наряду с изложенными общими требованиями, УПК РФ предусматривает специальный порядок изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий.Так, в соответствии с п.4.1 ст. 164 УПК РФ при производстве по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), ст. 159.1 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч.5-7 ст.159 УК РФ, ст.171, 171.1, 171.3 – 172.2, 173.1 – 174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185 – 185.4 и 190 – 199.4 УК РФ, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации.

Исключения составляют обстоятельства, указанные в ч.1 ст. 164.1 УПК РФ, определяющие порядок изъятие указанных предметов только в случаях:

  • вынесения постановления о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
  • наличия решения суда об изъятии электронных носителей информации;
  • нахождения на электронных носителях информации, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Кроме того, ч.2 и 3 ст. 164.1 УПК РФ определен порядок изъятия электронных носителей и копирования информации в ходе производства следственных действий.

Так, электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий только с участием специалиста, который привлекается следователем и предупреждается об ответственности по ст.ст.307, 308 УК РФ.

По ходатайству законного владельца или обладателя информации специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей осуществляется копирование информации. Копирование осуществляется на другие электронные носители, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей или обладателем содержащейся на них информации. Электронные носители, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, в протоколе следственного действия делается запись.

Следователь, в ходе производства следственного действия, также вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе. В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, и полученные результаты. Электронные носители, содержащие информацию, скопированную с других носителей в ходе производства следственного действия, приобщаются к протоколу.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также при отсутствии оснований для дальнейшего хранения изъятых предметов, должностным лицом, в чьем производстве находилось уголовное дело или материал проверки, принимаются меры по возврату изъятых предметов законному владельцу.

При несоблюдении указанных требований, необоснованном изъятии компьютеров и электронных носителей, длительном удержанием указанного имущества сотрудниками правоохранительных органов, а также ввиду иных нарушений УПК РФ, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, лица, чьи права нарушены, вправе обратиться с жалобой в порядке, установленным главой 16 УПК РФ к руководителю следственного органа, прокурору, либо в суд.

Помощник прокурора области по правовому обеспечению,рассмотрению обращений и приему граждан советник юстиции Бутко Е.Н.

О проведении следственных действий, при которых возможно изъятие предметов, в том числе компьютеров и электронных носителей информации

Основания и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий на досудебном этапе уголовного судопроизводства регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Следственные и процессуальные действия, в рамках которых возможно изъятие предметов, в том числе компьютеров и электронных носителей информации, проводятся должностными лицами правоохранительных органов в рамках проведения проверок по сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке статьи 144 УПК РФ, а также при производстве предварительного расследования по уголовным делам. К таким действиям относятся: осмотр места происшествия, обыск и выемка.

Перечисленные следственные действия проводятся по общим правилам проведения следственных действий, предусмотренным главами 22 – 25 УПК РФ.

В соответствии со ст. ст. 144,176,177 УПК РФ осмотр места происшествия – это следственное действие, направленное на обследование участка местности (здания, сооружения жилища и т.д.), в целях обнаружения следов преступления, выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, которое может быть произведено до возбуждения уголовного дела. При этом в рамках осмотра изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к обстоятельствам совершения противоправных действий, которые являются предметом проверки в порядке ст. 144 УПК РФ или к уголовному делу.

При проведении осмотра в офисах, зданиях и сооружениях, где располагаются организации, а также в жилых помещениях, имеются особенности и ограничения, установленные УПК РФ.

Так, осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а осмотр помещения организации в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре, об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).

В соответствии со ст. 182 УПК РФ под обыском понимается следственное действие, направленное на поиск (отыскание) предметов и документов, имеющих доказательственное значение, а также ценностей, разыскиваемых лиц и трупов, при котором участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи, а также имеет право присутствовать защитник и (или) адвокат. Обыск проводится только тогда, когда существует предположение о возможном нахождении орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела

При этом в целях обнаружения предметов, имеющих значение для уголовного дела, при обыске могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. Также в ходе обыска в любом случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота, обнаруженные при его проведении.

В случае проведения обыска в жилище, необходимо судебное решение, разрешающее его проведение, принимаемое в порядке ст. 165 УПК РФ.

В свою очередь выемка проводится с целью изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно место их хранения (ст. 183 УПК РФ). Порядок проведения выемки совпадает с порядком проведения обыска, но имеет особенности по получению судебного решения на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, информации о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард.

Кроме того, УПК РФ, предусматривает возможность проведения осмотра жилища, обыска и выемки в жилище без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств.

При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. Получив указанное уведомление, судья не позднее 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

При проведении всех указанных следственных действий должностными лицами в соответствии со ст. ст. 180 УПК РФ, составляется протокол, в котором описываются все действия, в той последовательности, в какой они производились. Также в протоколе обязательно указывается место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии. Кроме того, в протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при его проведении, технические средства которые были применены и участвующие лица.

По окончанию следственного действия протокол предъявляется для ознакомления всем участвовавшим лицам. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания, о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц, а сам протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии, либо делается запись о невозможности или об отказе от подписи с указанием причины, в соответствии со ст. 167 УПК РФ.

Копия протокола обыска (выемки) вручается лицу, в помещении которого было произведено следственное действие, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Наряду с изложенными общими требованиями, УПК РФ предусматривает специальный порядок изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий.Так, в соответствии с п.4.1 ст. 164 УПК РФ при производстве по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), ст. 159.1 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч.5-7 ст.159 УК РФ, ст.171, 171.1, 171.3 – 172.2, 173.1 – 174.1, 176 – 178, 180, 181, 183, 185 – 185.4 и 190 – 199.4 УК РФ, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации.

Исключения составляют обстоятельства, указанные в ч.1 ст. 164.1 УПК РФ, определяющие порядок изъятие указанных предметов только в случаях:

  • вынесения постановления о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
  • наличия решения суда об изъятии электронных носителей информации;
  • нахождения на электронных носителях информации, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Кроме того, ч.2 и 3 ст. 164.1 УПК РФ определен порядок изъятия электронных носителей и копирования информации в ходе производства следственных действий.

Так, электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий только с участием специалиста, который привлекается следователем и предупреждается об ответственности по ст.ст.307, 308 УК РФ.

По ходатайству законного владельца или обладателя информации специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей осуществляется копирование информации. Копирование осуществляется на другие электронные носители, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей или обладателем содержащейся на них информации. Электронные носители, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, в протоколе следственного действия делается запись.

Следователь, в ходе производства следственного действия, также вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе. В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, и полученные результаты. Электронные носители, содержащие информацию, скопированную с других носителей в ходе производства следственного действия, приобщаются к протоколу.

В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также при отсутствии оснований для дальнейшего хранения изъятых предметов, должностным лицом, в чьем производстве находилось уголовное дело или материал проверки, принимаются меры по возврату изъятых предметов законному владельцу.

При несоблюдении указанных требований, необоснованном изъятии компьютеров и электронных носителей, длительном удержанием указанного имущества сотрудниками правоохранительных органов, а также ввиду иных нарушений УПК РФ, допущенных на досудебной стадии уголовного судопроизводства, лица, чьи права нарушены, вправе обратиться с жалобой в порядке, установленным главой 16 УПК РФ к руководителю следственного органа, прокурору, либо в суд.

Помощник прокурора области по правовому обеспечению,рассмотрению обращений и приему граждан советник юстиции Бутко Е.Н.

Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий регламентированы в ст. 164.1 УПК РФ.

Варианта два…

Первый и самый «распространённый»

Физически изымаются носители информации. Например, опечатываются компьютер, и уже потом, следователь в своем кабинете, с участием специалиста и понятых проводит его осмотр, интересующую следствие информацию в бумажном или электронном (в виде диска) приобщают к протоколу осмотра.  После этого компьютер могут и вернуть, если «замучить» следователя соответствующими ходатайствами.

Вариант второй

Если следователь знает, что ему «нужно» и где это «находится». Вариант почти неправдоподобный. Почему? Да потому что изымая носитель информации физически можно если внимательно изучить его содержимое еще что – то «нарыть».

Итак, второй вариант, это когда следователь в ходе производства следственного действия сам (с помощью специалиста) осуществляет копирование информации, содержащейся на электронном носителе информации, а физический носитель не изымается.

В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, электронные носители информации, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

К протоколу прилагаются электронные носители информации, содержащие информацию, скопированную с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

Особенности…

Запрещено изъятие электронных носителей информации при производстве по уголовным делам, указанным в ч.4.1 ст. 164 УПК РФ.

Но, как всегда, у законодателя из всех правил есть исключения, а именно, «можно», если вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации, если изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения, если на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Как изымаются электронные носители информации?

Во – первых, в ходе производства следственных действий, во – вторых (желательно) с участием специалиста. Понимаем, что следователь не обладает специальными познаниями в «электронике», да и не должен, для этого он и приглашает специалиста. Но и стороне защиты «выгодно» участие специалиста.

Законный владелец изымаемых электронных носителей информации или обладатель содержащейся на них информации может заявить ходатайство о копирование информации.

Например, любой организации просто жизненно необходимо для ее функционирования иметь договора, счета и т.д. А тут пришел следователь, все забрал. Следователь может удовлетворить такое ходатайство только если в следственном действии участвует специалист. Следователь доверяет ему.

Именно специалист и осуществляет копирование. В присутствии понятых. Копирование информации осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации.

Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе следственного действия делается запись.

Обычно следователь не возражает против копирования. Его отрицательное решение на ходатайство может быть только в случае «давления» на подозреваемого, обвиняемого, в случае наличия «заинтересованных лиц» в исходе уголовного дела.

Запрещено копирование информации при наличии обстоятельств, если условный владелец либо пользователь не может подтвердить свои полномочия на нее, на ее хранение и использование.

Таже запрещено копирование информации, которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Современные информационные технологии существенно из­менили структуру экономики, образ жизни, механизмы функцио­нирования общеизвестных институтов. Расширение сфер исполь­зования компьютеров, наряду с положительными моментами, по­влекло за собой ряд проблем. Все чаще электронные носители информации становятся объектом и орудием совершения преступлений.

Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определил порядок изъятия (при производстве обыска и выемки), хранения, возврата электронных носителей информации, а также копирования содержащихся на них данных, передачи законному владельцу изъятых электронных носителей или обладателю содержащихся на ней информации.

Указанные изменения должны обеспечить продолжение деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей информации в ходе расследования уголовных дел. 

Введя в уголовно-процессуальный кодекс новый термин «электронные носители информации», законодатель не определил его сущность. Согласно ГОСТ 2.051-2013 электронный носитель, это – материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники. Однако данное определение не сильно помогает следователям в уяснении смыла данного термина. По мнению некоторых авторов, объектами, которые подпадают под приведенное определение ГОСТ, являются носители информации, не являющиеся частью другого устройства и реализующие функцию хранения информации в качестве основной. К ним относятся: внешние накопители на жестких магнитных дисках, в том числе подключаемые через интерфейс USB; оптические носители информации (CD, DVD, Blu-ray диски); карты флэш-памяти в различном конструктивном исполнении. Сюда же следует отнести и внутренние накопители на жестких магнитных дисках. Именно на таких устройствах находится наибольший объем информации, имеющей значение для дела.

В соответствии с изменениями, внесенными указанным выше законом при производстве обыска и выемки электронные носители информации (вне зависимости от типа) изымаются с участием специалиста, даже если при этом манипуляции с электронной техникой не производятся.

Изъятие электронных носителей компьютерной информации может ускорить процесс расследования, позволяет более детально изучить их содержимое. Вместе с тем, наряду с чисто техническими сложностями полного изъятия электронных носителей, суще­ствуют и экономические, создающие их владельцу дополнительные трудности в работе, влекущие серьезные убытки.

Изымать всю компьютерную систему (системный блок) и периферийные устройства далеко не все­гда обязательно. Эти устройства взаимодействуют между собой, но каждый компонент системы выполняет определенную функ­цию; они не все хранят информацию и поэтому могут работать и быть исследованными независимо. В некоторых случаях по со­гласованию со специалистом изымаются только устройства, со­ответствующие направлению исследования, или даже только же­сткий диск из системного блока.

На случай, если изъятие электронных носителей компьютерной информации все же необходимо, законодатель внес изменения, предусматривающие возможность и порядок копирования с них информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1. ст. 183 УПК РФ). Такое копирование осуществляется специалистом, по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации, в присутствии понятых. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения.

Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия с указанием, какие файлы (их имена и типы) или программы, каким образом были скопированы, откуда и куда (физические носители, с которых и на которые скопирована ин­формация), время начала и окончания копирования, количество копий и кому они вручены.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 182 и ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ не допускается копирование информации при производстве указанных выше следственных действий, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации.

По логике закона следователь не вправе отказать в копировании информации, если он не может обосновать, что это может воспрепятствовать расследованию преступления. Между тем не исключена ситуация, когда лица, у которых производятся обыск или выемка могут потребовать копирования информации, используемой ими для преступной или иной противоправной деятельности.

Очевидно, прежде чем принять решение о том производить ли копирование информации, какая именно информация на изымаемых носителях содержит данные, необходимые для нормаль­ной работы юридического лица или индивидуального предпринимателя в помещении которого производится обыск или выемка, может ли эта операция повлечь за собой утрату или изменение информации и т.д. должно быть проведено предварительное исследование информации.

Закон оставляет открытым вопрос о том, как владелец изымаемых электронных носителей информации сможет реализовать свое право на копирование. Согласно ч. 9.1. ст. 182 и 3.1. ст. 183 УПК РФ копирование осуществляется на другие носители, предоставляемые законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Однако практика свидетельствует, что при обыске и выемке следователи стараются изымать все без исключения носители информации, в том числе неиспользованные.

Некоторые ученые отмечают, что по смыслу рассматриваемых норм, копирование с изымаемых электронных носителей информации – это часть следственного действия (обыска, выемки), а не самостоятельное процессуальное действие. С этим утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем, необходимо учитывать, что законодатель регламентировал процедуру копирования информации, осуществляемого после производства неотложных следственных действий. То есть спустя определенное время после завершения обыска, выемки, а также осмотра.

Согласно ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ в случае невозможности возврата изъятых в ходе производства указанных следственных действий электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация копируется по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации. Очевидно, что ходатайство о копировании информации должно быть подано в письменном виде на имя следователя, дознавателя, судьи в производстве которого находится уголовное дело. Ходатайство должно содержать сведения о лице, его подающем, цели копирования, перечне информации, подлежащей копированию, электронных носителях информации предоставляемых заинтересованным лицом для копирования. К ходатайству прилагается копия документа, подтверждающего, что лицо, обратившееся с ходатайством, является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если лицо, обратившееся с ходатайством, не является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации, либо если копирование информации может воспрепятствовать расследованию преступления.

Законодатель достаточно подробно изложил процедуру копирования указанной информации. Как и при обыске и выемке, копирование осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование выполняется в подразделении органа предварительного расследования или в суде при участии законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации и (или) их представителей и специалиста, а также в присутствии понятых. Хотя в законе об этом не говорится, очевидно, что участие в производстве данного процессуального действия следователя, дознавателя, судьи, в производстве которого находится уголовное дело, также обязательно.

При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ (ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ).

Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований статьи 6.1 УПК РФ (ч. 4 ст. 81 УПК РФ). Какой срок возврата электронных носителей информации считать разумным, в законе не определен. Обоснованным представляется внесение изменений в ч. 4 ст. 81 УПК РФ изложив ее в следующей редакции: «… подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты в течение пяти дней после изъятия о чем делается запись в протоколе».

В современных условиях предпринимательскую деятельность практически любого предприятия сложно представить без использования информационных технологий.

Как правило, огромные объемы необходимой для нормальной работы коммерческой информации хранятся на серверах, жестких дисках персонального компьютера, бухгалтерия ведется с помощью программы «1С», взаимодействие с банком происходит через Интернет и персональные ключи доступа к так называемой системе «Банк – Клиент».

Более того, нередко сама по себе предпринимательская деятельность строится в своей основе на использовании достижений информационных технологий, например это интернет-магазины по продаже товаров, сервисы по оказанию услуг бронирования и т.п.

В случае принудительного неожиданного изъятия документов, в том числе электронных носителей информации, в ходе следственных и оперативных действий правоохранительных органов деятельность организаций оказывается практически парализованной.

На данную проблему неоднократно обращал внимание и Президент РФ В.В. Путин, например, в августе 2017 года на совещании по инвестиционным программам развития Дальнего Востока он указал на необходимость в принципе запретить правоохранительным органам изымать серверы и жесткие диски при проведении следственных мероприятий на предприятиях. «Если для следствия нужно, – отметил глава государства, – достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в ходе следствия».

Многочисленные жалобы представителей предпринимательского сообщества вызвали неоднократные попытки законодательно урегулировать данную сферу отношений в целях минимизации неблагоприятных для предпринимателей последствий.

Так, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 143-ФЗ в ст. 183 УПК РФ была введена ч. 3.1, устанавливающая особый порядок изъятия электронных носителей информации. Данная норма предусматривала, в частности, что выемка указанного носителя должна производиться исключительно в присутствии специалиста, по ходатайству законного владельца носителя ему должна быть предоставлена возможность скопировать содержавшуюся на нем информацию.

Аналогичная норма в виде ч. 9.1 была включена в ст. 182 УПК РФ, регламентирующую производство обыска.

Более того, в п. 20 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2014 г. № 199, установлены такие же по сути, как и изложенные, правила для изъятия электронных носителей информации в ходе оперативно-разыскных мероприятий.

Перечисленные нормы, хотя и имели некоторый положительный эффект, проблему, по моему убеждению, не решили.

Несмотря на то что сотрудники правоохранительных органов формально предлагали представителям организаций, в которых проводились следственные действия, скопировать имевшуюся на электронном носителе информацию, реальной возможности для этого фактически не обеспечивалось. Редко у какого предприятия в наличии были запасной носитель информации необходимого объема, специалист, который мог бы информацию скопировать, а также необходимое для этого время (зачастую не менее 4–5 часов).

Таким образом, на мой взгляд, указанные нормы, провозгласив правильные по сути принципы, к реальному результату не привели.

Впоследствии Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ (далее – Закон № 533-ФЗ) нормы ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ были признаны утратившими силу.

Для замены данных норм более эффективными тем же Законом № 533-ФЗ в УПК РФ была введена ст. 164.1 «Особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий».

Указанная норма, по сути, во многом повторяет положения утративших силу ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ в части обязательного участия специалиста при изъятии электронного носителя информации, предоставления владельцу носителя возможности с помощью данного специалиста скопировать информацию на предоставленный им носитель и т.п. Кроме того, впервые законодатель предусмотрел право следователя скопировать информацию с электронного носителя без изъятия самого носителя. Однако, как показывает практика пока небольшого периода действия данной нормы, названным правом следователи практически не пользуются.

Тем не менее необходимо отметить, что ст. 164.1 УПК РФ содержит запрет на изъятие электронных носителей информации, однако данный запрет распространяется исключительно на случаи изъятия в ходе производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1–4 ст. 159, 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч. 5–7 ст. 159, 171, 171.1, 171.3–172.2, 173.1–174.1, 176–178, 180, 181, 183, 185–185.4 и 190–199.4 УК РФ.

При этом запрет не применяется в случаях, если: 1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации; 2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения; 3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо она может быть использована для совершения новых преступлений, либо ее копирование, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Таким образом, полагаю, что, несмотря на движение законодателя в верном направлении, ограничение действия ст. 164.1 УПК РФ лишь рамками возбужденного уголовного дела по небольшому кругу составов преступлений, а также право широкого усмотрения для оценки тех или иных обстоятельств по-прежнему дают правоохранительным органам возможность обходить установленные запреты, изымать электронные носители без предоставления их владельцам реальной возможности скопировать с них информацию.

Более того, по моему мнению, при разработке законодательной базы по этому вопросу был упущен весьма важный момент, в результате пробел позволяет правоохранительным органам без каких-либо запретов и условий изымать электронные носители информации даже в отсутствие возбужденного уголовного дела.

Так, в соответствии с положениями ст. 176, 177 УПК РФ осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела в рамках проверки сообщения о преступлении в порядке ст. 144–145 УПК РФ. В ходе осмотра могут быть изъяты любые предметы и документы, которые, по мнению сотрудника правоохранительного органа, могут в дальнейшем иметь значение для уголовного дела, без каких-либо запретов и ограничений. По изъятым документам и предметам, как следует из ст. 144 УПК РФ, может быть назначено проведение ревизии и даже судебной экспертизы. Таким образом, до возбуждения уголовного дела, когда начинают действовать установленные ст. 164.1 УПК РФ запреты, все необходимые для правоохранительных органов действия уже совершены, уголовное дело как таковое с доказательственной базой сформировано, а предприниматель, как правило, продолжительный период лишен возможности осуществлять свою деятельность.

Данная ситуация представляется тем более опасной, что для проведения осмотра места происшествия правоохранительным органам необходим лишь формальный повод – сообщение о преступлении (например, заявление, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления), которого достаточно для начала проверки в рамках ст. 144–145 УПК РФ.

Таким образом, по моему убеждению, рассматриваемый вопрос, безусловно, требует дальнейшей разработки комплексного правового регулирования с целью максимальной защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также исключения ситуаций фактически принудительного приостановления их деятельности в ходе следственных мероприятий.

Так, по моему мнению, закономерными были бы установление запрета в принципе на любой стадии уголовного судопроизводства (в том числе до возбуждения уголовного дела), а также в рамках оперативно-разыскных мероприятий изымать электронные носители в коммерческих и некоммерческих организациях, у индивидуальных предпринимателей, и замена данной процедуры на процедуру копирования имеющейся на них информации сотрудниками правоохранительных органов на их носители с участием специалистов с обеих сторон. В исключительных случаях, когда у правоохранительных органов есть веские основания полагать, что содержащаяся на электронных носителях информация может быть использована для совершения новых преступлений, изъятие должно производиться не иначе как по решению суда – по аналогии с производством обыска в жилом помещении. Кроме того, в этой ситуации сотрудники правоохранительных органов должны либо обеспечить реальную возможность скопировать информацию с изымаемого источника (с предоставлением необходимого времени для приобретения аналогичного носителя и копирования информации), либо предложить свой носитель, которым предприятие могло бы воспользоваться без нарушения своей работы в отсутствие изъятого. При этом нормы законодательства также должны предусматривать конкретный небольшой срок (не более 15 суток), в течение которого изъятый носитель информации должен быть возвращен владельцу в исправном состоянии со всей имевшейся на нем информацией.

Исянаманов Рустам

Голунов Станислав

«Ограниченная безответственность»?

Арбитражный процесс

О проблеме субсидиарной ответственности публичных собственников имущества учреждений и путях ее решения

05 сентября 2023

Гаранин Михаил

Гаранин Михаил

Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, к.филос.н., доцент

К вопросу о сроках налоговой проверки

Налоговое право

Уточнение сведений о контролируемых сделках не должно влечь негативных для налогоплательщика последствий

04 сентября 2023

Шаталова Альбина

Яганов Алихан

Загинайко Юлия

25 июня 2019

Вопрос прокурору: Как регламентирован законодательством порядок изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий?

С 08.01.2019 вступил в законную силу Федеральный закон 27 декабря 2018 года № 533-ФЗ «О внесении изменении в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Федеральным законом введена в действие ст. 164.1 УПК РФ которой устанавливаются особенности изъятия электронных носителей информации и копирования с них информации при производстве следственных действий.

При производстве по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 159 частями пятой — седьмой, 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, изъятие электронных носителей информации не допускается, за исключением

случаев, когда:

1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;

2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения;

3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

  • Ссылка

  • Отправить почтой

  • Версия для печати

  • Код для блога

  • Экспорт

Если вы нашли ошибку: Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Открыть

04.04.2018г.

Условия и порядок изъятия электронных носителей информации. Разъясняет прокуратура г.Каменска-Уральского

Разъясняет прокурор города Каменска-Уральского В.В. Васильев

Все чаще  электронный носитель информации становится источником доказательств по уголовным делам. Основной способ получения цифровой информации в ходе следственных действий — это изъятие электронных носителей информации.    

Федеральный закон  от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определил порядок изъятия (при производстве обыска и выемки), хранения, возврата электронных носителей информации, а также копирования содержащихся на них данных, передачи законному владельцу изъятых электронных носителей или обладателю содержащихся на ней информации.

Статьей 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрены основания и производство обыска, ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ — основания и производство выемки. 

В ч. 9.1 ст. 182 и в ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ закреплено требование проведения обыска и выемки, в ходе которого изымаются электронные носители информации с участием специалиста.

 По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в обыске, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации. Копирование информации осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование информации — это часть следственного действия (обыска, выемки), а не самостоятельное процессуальное действие. Копирование в ходе производства обыска (выемки) с изымаемых электронных носителей информации на другой электронный носитель информации, вправе осуществить только специалист. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения

Ходатайство о копировании информации должно быть подано в письменном виде на имя следователя, дознавателя, судьи в производстве которого находится уголовное дело. Ходатайство должно содержать сведения о лице, его подающем, цели копирования, перечне информации, подлежащей копированию, электронных носителях информации предоставляемых заинтересованным лицом для копирования. К ходатайству прилагается копия документа, подтверждающего, что лицо, обратившееся с ходатайством, является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации.

 При производстве выемки или обыска не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления, либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации.  

Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований статьи 6.1 УПК РФ (ч.4 ст.81 УПК РФ), то есть в разумные сроки. Какой срок возврата электронных носителей информации считать разумным, в законе не определено. Соответственно, если законный владелец предмета (документа), полагает, что разумные сроки возврата изъятого у него объекта нарушены, он вправе обжаловать данное бездействие руководителю следственного органа, а дознавателя  – начальнику органа дознания и/или прокурору.

Законодателем также установлен порядок изъятия документов, предметов  на стадии проверки до возбуждения уголовного дела органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.        

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.             

 Согласно   статье 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и/или электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются лицом, изъявшим документы, и/или  по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации   копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.      

  Не допускается копирование документов и/или информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

 В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и/или   скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и/или электронных носителей информации, должностное лицо передает заверенные копии документов и/или электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и/или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Таким образом, копирование информации по ходатайству ее владельца теперь возможно на всех этапах процессуальных действий, и это действительно может облегчить организациям продолжение нормальной деловой деятельности даже в тех случаях, когда был изъят большой объем информации и компьютеров.

Изъятие электронных носителей информации в уголовном процессе

  • Подробности
  • Опубликовано 19.04.2014 10:17

3911197drgdraw04Вещественные доказательства играют важную роль в установлении обстоятельств преступлений.

Поэтому обнаружение и изъятие предметов, документов, денег и ценностей, служивших орудием преступления, сохранивших на себе следы преступления либо могущих служить средством для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела, является важнейшей задачей органов предварительного расследования.

Вместе с тем, изъятие вещественных доказательств влечет ограничение прав собственников на изымаемые предметы

Уголовно-процессуальное законодательство, направленное на обеспечение законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства, детально регламентирует порядок проведения следственных действий, в ходе которых может быть произведено изъятие вещественных доказательств.

В установленных законом случаях такие следственные действия производятся по решению суда.

Расширение сферы применения современных информационных технологий, появление новых видов преступлений все чаще вызывают необходимость изъятия в ходе осмотров, выемок, обысков таких предметов как электронные носители информации, на которых может находиться важная для их законных владельцев информация, не имеющая отношение к уголовному делу.

Поэтому Федеральным законом от 28.07.2012 № 143-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены дополнения, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов владельцев электронных носителей информации.

Статья 81 УПК РФ дополнена частью 4, согласно которой предметы и документы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, включая электронные носители информации, в разумные сроки подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.

Статья 82 УПК РФ, определяющая порядок хранения вещественных доказательств, дополнена положениями о том, что электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся в них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность информации. Носители возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания.

После производства неотложных следственных действий в случае невозможности возврата электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация может быть скопирована по ходатайству их законного владельца.

Копирование информации осуществляется с участием законного владельца изъятых электронных носителей информации и (или) его представителя и специалиста в присутствии понятых в подразделении органа предварительного расследования или в суде на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации. При копировании должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых носителей информации. Об осуществлении копирования и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации составляется протокол.

Указанным Федеральным законом внесены также дополнения в статьи 182 и 183 УПК РФ, согласно которым при производстве обыска или выемки электронные носители информации изымаются с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации специалистом, участвующим в обыске (выемке), в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации. Об осуществлении копирования и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации в протоколе обыска (выемки) делается запись.

057-250x250

Сроки в семейном праве

Отношения как личного, так и имущественного характера между супругами, родителями (лицами, их…

conceptos-del-isr

Открытие наследства

Процесс наследования начинается с открытия наследства. Днем открытия наследства считается день…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция иж планета 5 скачать бесплатно
  • Инструкция игры миллионер для детей
  • Инструкция игры лото для детей
  • Инструкция игры в шашки для начинающих детей
  • Инструкция игры в шахматы для начинающих