Инструкция к плану счетов относится к уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета

Добавить в «Нужное»

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2020 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, хотя они и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). 

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденные до 26.07.2019, признаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов (ФЗ от 26.07.2019 N 247-ФЗ).

1) федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — федеральные стандарты);

2) отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов (далее при совместном упоминании — отраслевые стандарты);

3) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, и документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, предусмотренные частью 17 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) рекомендации в области бухгалтерского учета;

5) стандарты экономического субъекта.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами или настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядка их применения;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2017 N 160-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ, от 30.12.2021 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральные стандарты могут устанавливать требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. Планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2017 N 160-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

13. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

14. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

15. Федеральные и отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и предусмотренным частью 6 настоящей статьи нормативным актам Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Федеральные и отраслевые стандарты, а также программы разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе отраслевые стандарты бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Положения части 2 настоящей статьи об обязательности применения федеральных стандартов не распространяются на документы, предусмотренные настоящей частью.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другие федеральные законы.

Второй уровень системы составляют российские стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 15 ПБУ.

Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в отдельных отраслях; Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества; Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и др. К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. Речь идет в первую очередь о разработке отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности. В настоящее время насчитывается около 30 таких методических рекомендаций и отраслевых указаний. Чтобы оценить масштабы предстоящей работы, приведем для сравнения одну цифру: в доперестроечной России действовали 144 инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к печатной машинке ромашка
  • Инструкция к печатной машинке samsung sq 1000
  • Инструкция к песочному фильтру bestway 58515 на русском
  • Инструкция к перекиси водорода 3 процентная
  • Инструкция к переговорному устройству commax cm 800