Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.
Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).
Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.
Интерпретация рисунка
Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.
ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.
Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.
РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.
ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.
Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.
Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.
ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.
Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.
Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.
Анализ рисунков
Светлана, 38 лет
Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.
Оля, 13 лет
Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.
Арина, 21 год
Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»
Неля, 67 лет
Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.
Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.
Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»
Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.
Малораспространённой, но интересной и информативной является методика Человек под дождём. Эта проективная методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Тест позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. Тест Человек под дождем подходит как для детей, так и для взрослых.
Инструкция к тесту Человек под дождем.
На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, нарисуйте человека под дождём. Рисуйте свободно, в любой части листа, и столько времени, сколько вам потребуется. Вы можете рисовать подробно, с деталями, а можете ограничиться самым простым рисунком.
Ключ к тесту Человек под дождем.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью.
Примеры дополнительных вопросов:
- Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует?
- Как он здесь оказался?
- Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации?
- Kакое у него настроение?
- Что ему больше всего хочется сделать?
- Дождь пошёл неожиданно или по прогнозу?
- Человек был готов к тому, что пойдёт дождь или для него это неожиданность?
- Любите ли Вы дождь? Почему?
- В какой момент времени мы его застали?
- Что с ним будет дальше?
- Если человеку под дождём плохо, то чем ему можно помочь?
- Что сам человек может сделать, чтобы себе помочь, чтобы справится с дождём?
- Что Вы чувствуете, когда смотрите на свой рисунок?
- Что для Вас значит каждая его деталь?
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями — когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удручённом и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
Интерпретация к методике Человек под дождем.
Важно посмотреть, как представлена экспозиция. Так, например, если человек изображён уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полёта).
В случае смещения фигуры человека под дождём в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищённости.
В остальном при интерпретации Человека можно опираться на методику «Дом, Дерево, Человек». Например, изображение, смещённое влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещённое вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Изображение фигуры: Чрезмерно увеличенное изображение фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, а также может указывать на заниженную самооценку в проблемных ситуациях. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определённый тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке «Человека под дождём» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций (нет ног – нет возможности уйти от ситуации; рук – сделать что-то, преобразовать действительность; глаз – не хочу видеть; ушей – слышать и т.д., что впоследствии при длительном и сильном воздействии проблемной ситуации может привести к психосоматическим проявлениям в данной части тела – нежелание слышать происходящие может привести к понижению слуха).
Атрибуты дождя: дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжёлые, закрашенные капли или линии – тяжёлая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека или сильнейшей потребности в ней. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Искажение и пропуск деталей: отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), могут символизировать значимых людей для автора рисунка. Животные и птицы – потребность в ласке и заботе.
Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Лужи — скажут нам о том, что человек уже давно пребывает в стрессовой ситуации, о том, что его стресс принял хроническую форму.
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности. Также могут указывать на то, что человек хорошо знаком с основным источником своего стресса и постоянно о нём думает.
Тенденции.
Признаки эмоциональной холодности — схематичная фигура; лицо частично или полностью не прорисовано
Признаки импульсивности — много движений у фигуры; взлохмаченные волосы; несогласованность направленности тела, рук и ног; недостаточность одежды
Признаки конфликта в семье — ограничение пространства для фигуры; явное несоответствие качества рисунка другим; на лице прорисованы явно положительные эмоции.
Признаки инфантильности — человек в сказочной или праздничной одежде; на лице выражение восторга; у фигуры отсутствует шея; рисунок переместился вверх по сравнению с другими; уменьшение возраста человека, по сравнению с другими рисунками.
Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
Поза, ракурс
Слева направо акцент смещается с себя на мир, с прошлого на будущее и с пассивности на активность.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Иногда изображение фигуры в профиль или со спины можно трактовать как желание отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.
Интерпретация Человека.
Голова — сфера интеллекта и контроля.
Чем больше голова, тем больше значимость интеллекта
Отсутствие головы может говорить о гиперактивности, импульсивности и, иногда о психических расстройствах (как и отсутствие любой другой важной части тела).
Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий осознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — потакание слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.
Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.
Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.
Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Также может означать невозможность открыто выражать свое мнение.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши
Чем больше уши, тем больше значения придается мнению со стороны и тем спокойнее человек воспринимает критику.
Волосы
Волосы сильно заштрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Туловище
Чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний.
Тело квадратное — признак мужественности.
Тело очень маленькое — чувство унижения, обесценивания.
Очень полная фигура – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм или демонстративность. Если изображена татуировка, присутствующая у человека, это также может просто указывать на её значимость (следует задать соответствующие вопросы).
Руки – символ межличностного взаимодействия и возможностей человека.
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки слишком длинные — большие амбиции.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям.
Если руки шире у запястий, чем у плеч, это говорит об импульсивности в действиях.
Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны.
Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение.
Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.
Связанные руки (или другая форма лишения движения) — невозможность изменить внешнюю ситуацию, отсутствие веры в свои силы или возможности их проявления.
Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.
Одежда
Функция одежды — «формирование защиты от стихии».
Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите.
Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие особенности одежды трактуются на основе беседы.
Цвет в рисунке
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок (если тест проводится ребенку) обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.
Источник: Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» СПб, №2 ;2009, стр. 279.
Методика «Человек под дождём». Авторы А. Абрамс, А. Эмчин. Проективные (рисуночные) тесты.
Оцените статью:
Другие тесты, которые могут быть вам интересны:
- Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.
- Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики.
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
- Тест Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности.
- Тест Сакса Леви. Методика незаконченные предложения. (Метод SSCT).
Добавить комментарий
В статье мы расскажем:
- Методика проведения
- Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой
- Интерпретация результатов
- Примеры анализа рисунков
- Мнение эксперта
- Заключение
Тест «Человек под дождем» важен для определения внутреннего потенциала человека: насколько он устойчив к стрессу, умеет ли он рационально использовать защиту своего тела и правильно ли использует защитные механизмы своей психики при решении сложных проблем. В статье расскажем все об этом проективном рисуночном тесте, поделимся интерпретацией результатов.
Методика проведения
Чтобы выполнить тест, понадобится:
- Два листа бумаги А4;
- Инструменты для рисования: карандаш, краски, фломастеры, мелки и т.д.;
- Ластик.
Как проводится тест?
Ставятся перед человеком вертикально два листа. Затем специалист просит нарисовать два рисунка:
- просто человека;
- человека под дождем.
Задание нужно выполнять последовательно:
- для начала рисуется просто человек;
- затем нужно перейти к рисованию человека под дождем.
Но ограничений по сюжету не налагается: можно объединить два рисунка одним сюжетом, можно не связывать их.
Перед тем, как прочитать расшифровку, протестируйте себя самостоятельно.
Интерпретация результатов
Для начала следует отметить, что рисунки отражают отношение человека к себе. Первый говорит об отношение в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.
Тестовые показатели
Человек
Фигура человека
Фон, окружение
Направление капель дождя:
- Если капли одинаковые и нарисованы в одну сторону, то это говорит о хорошем отношении человека к окружающей среде;
- Капли в беспорядочном направлении – пациент относится к окружающей среде с тревогой;
- Если капли нарисованы вертикально, значит обследуемый упрямый и решительный.
Дополнительные предметы на рисунке:
- Если на рисунке находятся лужи или грязь, значит: слева – человек ориентируется на прошлое, справа – на будущее, стоит на луже – неудовлетворенный.
- Облака или тучи – человек заранее ждет неприятных вещей;
- Молния – серьезные изменения в жизни обследуемого;
- Радуга – человек мечтает добиться совершенства;
- Если человек с зонтом или в плаще, с шляпой, то он ищет способы справиться с неприятностями в жизни.
Примеры анализа рисунков
Светлана, 38 лет
Немного о человеке: После развода девушка живет одна, воспитывая двух девочек. Она много работает, посвящает себя самосовершенствованию, но одиночество иногда вызывает стресс.
Интерпретация первого рисунка: Изображен мужчина на горе с поднятой рукой. Когда женщина изображает мужчину, а не женщину, это означает, что в ней преобладает мужская энергия, что также естественно для этой пациентки. Поскольку ей часто приходится делать всю работу по дому самой. Мужчина на горе – это желание женщины создать семью, но в то же время признак ее успеха в бизнесе.
Расшифровка второго рисунка: Здесь она изобразила себя с зонтом под дождем (движение всегда хорошо, но зонт указывает на необходимость защиты). Дождь изображается в виде маленьких капель, падающих вертикально с неба, что указывает на решимость женщины действовать и ее волю к изменениям.
Арина, 21 год
Немного о человеке: По натуре она оптимистка, только сейчас очень переживает, что ее бойфренд уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается работать, чтобы пережить это, немного закрылась.
Анализ первого рисунка: Изображен парень, который держит обе руки в кармане. Это символизирует замкнутость, что она не хочет общаться и делиться своей проблемой с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что говорит о необходимости поддержки.
Расшифровка второго рисунка: Очень хорошо показывает ее позитивный настрой, чтобы принять такую ситуацию: улыбка на лице, хотя она держит зонтик, но ее рука спокойно подставлена под дождем, как бы говоря: «Дождь пройдет, и все будет хорошо!»
Мнение эксперта
Галина Рурик – практикующий психолог, коуч, арт-терапевт.
В видео представлена проективная методика, позволяющая увидеть, как мы ведем себя при стрессе, а именно тест «Человек под дождем».
Заключение
Тест «Человек под дождем» считается довольно эффективной методикой в изучении формирования конкретных черт у детей и взрослых. Также помогает узнать, как обследуемый относится к окружающему миру.
Эксперт – психолог Галина Рурик
Методика «Человек под дождем» — помощь в определении проблем ребенка
Реакция на стрессовые ситуации у каждого человека своя: кто-то предпочитает справляться в одиночку, кто-то теряется, кто-то перекладывает свои проблемы на чужие плечи. Любая модель поведения закладывается в детстве, поэтому психологи стараются помочь ребёнку адекватно выстроить поведенческую линию в непростых обстоятельствах. Но прежде чем это делать, необходимо выяснить, как человек реагирует на сложности. В этом поможет проективная методика «Человек под дождём».
Характеристика проективной методики и её авторы
Проективная рисуночная методика «Человек под дождём» разработана двумя психологами — Еленой Васильевной Романовой и Тамарой Ивановной Сытько. Они посвятили несколько своих работ выявлению возрастных особенностей реакций на нестандартные ситуации. Суть диагностики заключается в том, что экспериментатор предлагает испытуемому выполнить два рисунка — человека и этой же фигуры под дождём. Непогода в этом случае выступает символом тяжёлых жизненных обстоятельств, обрушившихся на тестируемого. Таким образом, можно выделить следующие цели теста:
-
изучение характеристик личности;
-
определение способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам;
-
исследование привычной реакции на неприятности;
-
выявление жизненных проблем, мешающих развитию ребёнка.
Американский писатель-фантаст Рональд Хаббард говорил: «Человек попадает в серьёзные неприятности лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он ничего не может сделать».
Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как ребёнок привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.
Проведение психологического теста «Человек под дождём»
Тестирование проводится в индивидуальной форме.
Психологи рекомендуют начинать работу с детьми при достижении ими младшего школьного возраста, когда навык рисования уже более-менее сформировался. Тест рекомендован также и для более старших детей. Но не возбраняется применение методики и для диагностики дошкольников (допускается проведение теста для диагностики детей, ещё посещающих детский сад).
Для проведения теста необходимо подготовить:
-
2 альбомных листа;
-
карандаши (простые и цветные, последних должно быть не менее 12 штук разного цвета);
-
ластик.
Инструкция:
-
Предложить испытуемому лист бумаги, расположенный вертикально.
-
Объяснить, что необходимо нарисовать на нём человека.
-
Когда первое изображение будет готово, протянуть второй лист со словами: «А теперь изобрази своего персонажа под дождём».
-
Когда ребёнок завершит работу над рисунками, с ним необходимо будет обязательно побеседовать: после того, как ребёнок закончит и второй рисунок, понадобится задать наводящие вопросы, получив или не получив ответы на которые можно будет сделать вывод о том, как тестируемый привык реагировать на те или иные обстоятельства.
Вопросы для беседы:
-
Как человек на твоей картинке себя чувствует?
-
Какое у персонажа настроение?
-
Что бы он хотел сделать сейчас?
-
Дождь пошёл неожиданно или о нём предупреждали?
-
Твой спутник (если он есть на рисунке) был готов к дождю или нет?
-
Тебе нравится дождь?
-
Как перспективы у твоего героя?
-
Как можно помочь человеку, испытывающему неудобства при непогоде?
-
Как попавший под дождь человек может приободрить самого себя?
Для малышей вопросы можно сформулировать попроще, но количество и суть тезисов менять не следует.
Интерпретация результата ребёнка
Анализ проводится на основании сравнения двух рисунков, выполненных ребёнком. Необходимо постараться воспринять картинку целиком, понять настроение изображённого персонажа (спокойно воспринимает непогоду, пребывает в состоянии беспомощности, ликует или удручён) и попытаться оценить готовность — или её отсутствие — противостоять трудностям.
Расшифровка манеры рисования
Если ребёнок сильно нажимает на карандаш, продавливая лист, это говорит о том, что его психомоторный тонус неустойчив, то есть у испытуемого случаются приступы агрессии, его отличают напористость и тревожность. Когда же нажим совсем лёгкий, то тестируемый боязлив, нерешителен и пассивен.
Чёткие и выраженные контуры, часто обведённые уже после завершения рисунка, говорят о склонности ребёнка анализировать происходящее с ним, а также указывают на необходимость периодически находиться наедине с собой. Когда контуры имеют непостоянный характер (в каких-то элементах прорисованы, а в каких-то нет), это говорит об импульсивности испытуемого.
Следует обратить внимание на штриховку, если таковая присутствует в изображении.
Обилие штриховки — нехороший признак:
В этом случае имеет смысл говорить о тревожности ребёнка, боязни сделать что-то не так из-за возможного наказания или порицания. Тонкие эскизные линии используют дети, обучающиеся рисованию, или же испытуемые, которые отличаются повышенной впечатлительностью и мнительностью. Причём эти качества не всегда явно выражены в привычной манере поведения.
Если ребёнок изобразил персонажа примитивно (а-ля «палка, палка, огуречик»), то испытуемый, вероятно, нуждается в одобрении. Рисунок-шарж характеризует тестируемого как враждебного человека, не желающего выслушивать критику.
Размер и положение
Если персонаж под дождём нарисован уходящим, то это может свидетельствовать о стремлении избежать неприятных ситуаций. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда представлен вид на фигуру сверху, как бы с высоты птичьего полёта. Когда попавший под дождь человек нарисован в верхней части листа (такое часто наблюдается у подростков), то, возможно, испытуемый не может найти опору — не определился с будущей специальностью, не получается найти способ улучшить успеваемость и так далее. В случае если подобное положение персонажа зафиксировано на рисунке малыша, это говорит о том, что он чрезвычайно оптимистичен, стремится уйти от действительности в мир фантазий. О депрессивном состоянии испытуемого свидетельствует рисование человечка внизу листа.
Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у ребёнка сложности с установлением контакта с другими людьми.
Смещение влево или вправо символизирует, к кому малыш испытывает более сильную привязанность: в сторону сердца — к маме, в направлении правой руки (особенно если ребёнок правша) – к папе. Если фигура повёрнута влево, то испытуемый старается сосредоточить всё внимание на себе, вправо — тестируемый активен, думает о будущем.
Чем лучше дети справляются с неприятностями, тем больше размер их героев. Маленькие фигурки свидетельствуют о заторможенности во взаимодействии с окружающими, желании переложить ответственность на плечи окружающих.
Образ персонажа
-
Большая голова у нарисованного человека говорит о высоком интеллекте испытуемого, маленькая — о неадекватности и неполноценности.
-
Чем больше плечи, тем сильнее ребёнок нуждается в признании, покатые свидетельствуют об унынии и отчаянии.
-
Символ неудовлетворённости текущей ситуацией — крупный торс. Если же он слишком маленький, то тестируемый, вероятно, чувствует себя недооценённым и униженным.
-
Плохо прорисованное лицо сигнализирует о нежелании бороться с трудностями. Когда оно изображено детально и аккуратно, то ребёнку, вероятно, очень важны отношения с окружающими.
-
Разведённые в сторону руки говорят об открытости тестируемого; если они спрятаны за спиной, то можно сделать вывод, что испытуемый не привык уступать. Прижатые к телу конечности — символ напряжённости, а их отсутствие и вовсе заявляет о неумении контролировать себя и ситуацию.
-
Изображение, в котором акцент сделан на ноги (либо они большие по размеру, либо фигура стоит, расставив ноги и разведя их) свидетельствует о том, что трудности испытуемого повергают в недоумение. Он старается найти кого-то, кто поможет справиться с ними. Обычно такие дети находятся в сильной эмоциональной зависимости от родителей.
Если ребёнок нарисовал сказочного персонажа, это признак инфантильности. Изображённая малышом фигура противоположного пола говорит о том, испытуемый склонен перенимать манеру поведения, свойственную ближайшим родственникам — маме, бабушке, папе, дедушке. Такая особенность рисунка подростка может быть тревожным признаком, сигнализирующим о нежелании принимать решения самостоятельно.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, ребёнок импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.
Элементы непогоды
Чем больше на рисунке капель дождя, тем сложнее испытуемому защититься от трудностей, а вот редкие струйки говорят о том, что неблагоприятные обстоятельства носят временный характер. Изображение туч говорит о том, что ребёнок находится в ожидании неприятностей. Если небо полностью затянуто ими, это может быть признаком депрессивного состояния — такое часто наблюдается у детей во время пубертатного периода.
Большие тучи говорят о возможном депрессивном состоянии ребёнка:
Ещё один атрибут дождя — лужи. Чем они глубже, тем сильнее малыш переживает сложности. Если человек стоит в луже, значит, тестируемый испытывает неудовлетворённость. Изображение справа говорит об ожидании неприятностей, слева — вероятно, проблема уже в прошлом. Также можно интерпретировать и наличие грязи около фигуры человека.
Средства защиты и другие детали
Любые элементы, не относящиеся напрямую к дождю и человеку, символизируют отражение необходимости в поддержке, переключении на какую-то замещающую деятельность. Молния означает, что в жизни грядёт новый виток развития, возможно, драматического характера. Как правило, её рисуют дети постарше. Малыши же любят изображать радугу, что говорит о стремлении к солнцу, мечте.
Зонт — это символ защиты, который говорит о тесной связи с родителями. Раскрытый купол сигнализирует о помощи матери при трудностях; закрытый зонт, ручка аксессуара — отца. Ребёнок может нарисовать шляпу в качестве средства от непогоды, интерпретируется это как потребность в опеке. Такой же вывод можно сделать при отсутствии «защитника» от стихии.
Толкование цветовой гаммы
При анализе цветовой гаммы рисунка учитывается количество оттенков. От 2 до 5 карандашей используют дети, которые хорошо адаптируются, не испытывают эмоционального дискомфорта. 7–8 выбранных цветов могут указывать на эмоциональную неустойчивость. А вот использование одного карандаша при наличии 12 говорит о боязни проявить себя.
Если в рисунке преобладает какой-то определённый оттенок, то истрактовать это можно так:
-
Яркие оттенки говорят о склонности ребёнка преувеличивать значение тех или иных событий.
-
Много красного свидетельствует о депрессивном состоянии.
-
Синий используют дети, которые предпочитают искать выход из сложных ситуаций.
-
Жёлтый цвет выбирают оптимистичные и сдержанные ребята.
-
Зелёный оттенок говорит о здоровом развитии.
-
Серые тона сигнализируют о подавленности.
-
Коричневый и чёрный цвет предпочитают любители одиночества. Также тёмные тона в рисунке выдают боязнь осуждения.
Методика «Человек под дождем» является одной из ключевых техник, применяемых в психологии для исследования эмоционального состояния человека. Ее основная идея заключается в том, чтобы проанализировать реакцию человека на определенные ситуации, описанные виртуальным опытом под дождем.
Применение этой методики помогает психологам выявить глубоко запрятанные эмоциональные состояния и травмы пациента. Интерпретация результатов этого теста очень важна для понимания эмоционального состояния и внутреннего мира человека.
Наиболее эффективная интерпретация «Человека под дождем» основывается на анализе тех эмоций и реакций, которые вызывает ситуация, описанная в тесте. Важно учитывать не только саму эмоцию, но и ее интенсивность, длительность, а также сопутствующие физиологические проявления.
Используя методику «Человек под дождем», психологи могут помочь пациентам осознать и преодолеть свои эмоциональные трудности, разрешить внутренние конфликты и достичь психологической гармонии.
Содержание
- Методика проведения
- Интерпретация результатов
- 1. Анализ жестов
- 2. Интерпретация эмоционального состояния
- 3. Оценка стрессоустойчивости
- 4. Выводы о личности
- Комментарии специалистов или вместо заключения
- Роль методики в психологической практике
- Преимущества методики
- Ограничения методики
Методика проведения
Методика проведения «Человек под дождем» предполагает следующие шаги:
- Выбор участников. Перед началом тренинга необходимо выбрать группу участников, которые будут принимать участие в сессии.
- Подготовка помещения. Создайте комфортные условия для проведения тренинга. Участники должны иметь достаточно места для передвижения, а также быть защищены от непогоды.
- Разъяснение правил. Перед началом сессии объясните участникам правила тренинга. Убедитесь, что все понимают, какие цели будут достигаться в ходе тренинга и как они могут внести свой вклад.
- Предоставление инструкций. Расскажите участникам, что они должны делать в ходе тренинга. Объясните, как выполнить движения, связанные с «подставным дождем». Уделите внимание безопасности участников и подчеркните важность соблюдения указаний тренера.
- Проведение тренинга. Начните проводить сессию «Человек под дождем», следуя предоставленным инструкциям. Приглашайте участников подставляться под «дождь» и отрабатывать свои навыки под присмотром тренера.
- Обсуждение результатов. По окончании тренинга проведите обсуждение результатов и опыта участников. Позвольте им высказаться о своих впечатлениях и поделиться своими наблюдениями.
Методика проведения «Человек под дождем» позволяет участникам развивать навыки адаптации к переменным условиям и управления эмоциями во время стрессовых ситуаций. Она также способствует развитию коммуникативных навыков и улучшению отношений в коллективе.
Интерпретация результатов
Методика «Человек под дождем» предоставляет возможность интерпретации результатов на основе анализа наблюдений и впечатлений, полученных в ходе проведения испытания.
1. Анализ жестов
Первый шаг в интерпретации результатов заключается в анализе выполненных жестов испытуемыми. В ходе испытания наблюдается, как человек реагирует на условия «дождя». Особое внимание обращается на мимику лица, движения рук и ног, позу тела.
2. Интерпретация эмоционального состояния
На основе анализа жестов и действий испытуемого можно сделать выводы о его эмоциональном состоянии. Результаты испытания могут указывать на уровень комфорта или дискомфорта испытуемого в условиях «дождя». Например, человек, который реагирует на дождь позитивно и показывает открытую и расслабленную позу, вероятнее всего, испытывает комфорт. В то же время, испытуемые, которые защищаются от дождя, сжимаются или выглядят напряженными, скорее всего, испытывают дискомфорт.
3. Оценка стрессоустойчивости
Методика «Человек под дождем» также позволяет оценить уровень стрессоустойчивости испытуемого. Реакция на экспериментальные условия может свидетельствовать о способности контролировать свои эмоции и адаптироваться к необычным ситуациям. Спокойная и уверенная реакция на дождь говорит о высокой стрессоустойчивости, в то время как нервозность и беспокойство могут указывать на низкий уровень стрессоустойчивости.
4. Выводы о личности
На основе интерпретации результатов можно делать выводы о личности испытуемого. Изучение его реакций на дождь позволяет сделать предположения о таких характеристиках, как эмоциональная устойчивость, уровень коммуникабельности, склонность к риску и др. Например, открытая и беззащитная реакция на дождь может указывать на эмоциональную уязвимость или доверчивость испытуемого, в то время как защитная поза и напряженность могут указывать на скрытность и недоверие.
Комментарии специалистов или вместо заключения
Методика «Человек под дождем» является эффективным инструментом для исследования внутренних состояний человека и его эмоционального опыта. Она позволяет не только выявить и проанализировать эмоциональные реакции, но и помочь человеку разобраться в собственных чувствах и эмоциях.
Роль методики в психологической практике
Специалисты отмечают, что методика «Человек под дождем» может быть полезна в различных областях психологической практики:
- В индивидуальной терапии: методика позволяет клиенту проявить и осознать свои эмоции, а также разработать стратегии работы с ними;
- В психологическом консультировании: методика помогает клиенту понять свои эмоциональные реакции на ситуации и разобраться в причинах их возникновения;
- В групповой работе: методика способствует обмену опытом и взаимоподдержке участников группы, а также позволяет тренеру получить информацию о динамике группового процесса;
- В психологическом образовании: методика помогает студентам и обучающимся развивать навыки самоанализа и осознанности своих эмоциональных состояний.
Преимущества методики
Специалисты отмечают следующие преимущества методики «Человек под дождем»:
- Простота применения: методика не требует особых навыков или дополнительного оборудования;
- Гибкость: методика может быть адаптирована для работы с разными возрастными группами и в различных контекстах;
- Универсальность: методика может быть использована для исследования широкого спектра эмоций и чувств;
- Результативность: методика позволяет достичь глубокого понимания эмоционального опыта человека и разработать стратегии работы с эмоциями.
Ограничения методики
В то же время, методика «Человек под дождем» имеет свои ограничения:
- Интерпретация результатов: для получения точных и надежных результатов требуется квалифицированный психологический анализ;
- Высокая эмоциональная нагрузка: методика может вызвать сильные эмоциональные реакции у некоторых людей, поэтому требуется аккуратное и бережное использование;
- Неспецифичность: методика не является специфическим инструментом для диагностики конкретных психологических состояний, она скорее направлена на исследование эмоционального опыта.
В целом, методика «Человек под дождем» представляет собой ценный инструмент, который помогает исследовать и понимать наше эмоциональное состояние. Однако, для получения полных и достоверных результатов, необходимо использование этой методики в комбинации с другими методами и под руководством опытного специалиста.
В ряду популярных диагностических методик для дошкольников и младших школьников «Человек под дождём» не так широко известна, но от этого она не теряет свою значимость. В центре внимания этой диагностики эго человека и способность преодоления стрессовых ситуаций.
Методика «Человек под дождём»: авторы, суть, задачи
У истоков этого приёма диагностики стоят два автора — Елена Васильевна Романова и Тамара Ивановна Сытько (они также являются разработчиками нескольких других проективных графических методик). Рисуночный тест «Человек под дождём» предполагает выполнение испытуемым двух рисунков — человека и того же персонажа, но попавшего под дождь — и высказывание характеристик изображённых объектов.
Задачи, которые можно решить с помощью методики:
- изучить особенности личности ребёнка;
- распознать особенности защитных механизмов тестируемого;
- определить тип реакции на неблагоприятные обстоятельства;
- выявить трудности, которые появляются у испытуемого в жизни (мешают или стимулируют его деятельность).
Авторы методики адресовали этот тест взрослым, но многие психологи адаптировали такой способ диагностики и для детей.
Процедура проведения проективного психологического теста
Перед началом тестирования пациенту предлагают расслабиться, не думать о чём-либо постороннем. Организатор даёт испытуемому лист бумаги формата А4, расположенный вертикально (если испытуемый настаивает на горизонтальном варианте, не стоит ему запрещать), и призывает приступить к рисованию: «Изобрази человека. Можешь использовать то, что тебе больше нравится: краски, карандаши, фломастеры, пастельные мелки, маркеры». Когда ребёнок закончит, нужно предложить ему ещё один чистый лист со словами: «А теперь представь человека под дождём и нарисуй его».
Разрешается выполнение только одного рисунка — персонажа в дождливых условиях. Диагностическая ценность при этом не исчезает, но обязательное условие — проведение этапа обсуждения изображения.
После окончания рисования необходимо побеседовать с пациентом и постараться вывести его на подробное описание изображённого. Для этого нужно задать ряд вопросов:
- Что ощущает человек под дождём, как он себя чувствует?
- Человеку комфортно в этой ситуации?
- Как ты думаешь, каким может быть его настроение?
- Что этот человек хочет сделать в первую очередь?
- Какой дождь изображён на рисунке (ливень, затяжной, мелкий, грибной)?
- Нравится или не нравится человеку дождь?
- Если изображённый персонаж испытывает дискомфорт, то каким образом можно изменить его состояние?
- Как человек может сам себе помочь в этой ситуации? Что нужно для этого сделать?
- Персонаж был готов к тому, что пойдёт дождь?
- Есть ли у него с собой зонт? При утвердительном ответе можно поинтересоваться, почему он им не воспользовался.
- Есть ли у персонажа желание спрятаться от дождя?
- В случае изображённых на листке мест для укрытия от дождя спросить ребёнка, почему человек не использовал их (возможные варианты ответа: закрыто, не пустили, не дошёл до этого места и так далее).
В разговоре желательно выяснить, как сам испытуемый относится к дождю, есть ли у него негатив к нему, какие хорошие и плохие нюансы, по его мнению, связаны с этим явлением, что за меры можно предпринять, чтобы избежать неприятностей, связанных с дождём. Всё это поможет правильно истрактовать результаты рассмотрения получившегося рисунка.
Обработка и интерпретация результатов
Целостное восприятие
Восприятие рисунка целиком заключается в улавливании настроения персонажа (радуется, расстроен, удручён). Психолог, проводящий тестирование, должен рассмотреть в изображении готовность человека бороться с возникшими трудными обстоятельствами (дождём) или, напротив, беспомощность, спокойствие и адекватность в оценке ситуации или панику и нервозность.
Таблица: Основные тенденции в рисунках
Название симптомокомплекса | Характерные признаки |
Благоприятная ситуация | Редкие дождевые капли; прозрачные неглубокие лужи; обычного размера зонтик в руках у человека; пол ребёнка и изображённого объекта одинаков. Человек на рисунке идёт вправо, одет сообразно погодным условиям. |
Чувство неполноценности | Прослеживается тенденция к уменьшению размеров и возраста человека; чаще всего объект бежит или уходит; одежда не подходит ситуации; тело может быть лишено рук или ног, или конечности оказываются спрятанными за спиной. Руки короткие, плечи слишком узкие. |
Чувство незащищённости | Средств защиты от дождя, предметов одежды нарисовано сразу несколько (больше чем обычно необходимо). Изображены люди, помогающие удерживать маленький зонт, который может пропускать дождевые капли. |
Эмоциональная холодность | Нарисован взрослый мужчина, одетый в деловой костюм, в строгой позе, неэмоциональный. |
Размер и положение
При сравнении двух рисунков могут быть замечены существенные нюансы в экспозиции, трансформации фигуры, анализируя которые психолог может сделать определённые выводы:
Изменение в рисунке | Расшифровка |
Человек уходит, бежит | Уход автора рисунка от решения трудных жизненных ситуаций |
Объект уверенно идёт | Хорошие адаптационные возможности личности |
Изображение фигуры человека спиной, затылком | Самозащита, отрешение от внешнего мира, замкнутость, уход от решения конфликтов |
Объект под дождём смещён в верхнюю часть листка | Склонность к фантазированию, отрешённости, неоправданный оптимизм |
Маленькая (слишком) фигура вверху рисунка | Автор ощущает себя «непризнанным гением» |
Смещение всего рисунка в нижнюю часть листа | Заниженная самооценка, склонность к неуверенности в своих силах, нерешительности |
Объект под струями дождя внизу листа | Большая вероятность депрессивных тенденций в настроении |
Изображение перемещено влево | Поведенческая импульсивность, возможно сильное материнское влияние; если персонаж повёрнут влево — ориентация на прошлое |
Объект смещён вправо | Большая вероятность зависимости от отца, нацеленность на внешний мир; если объект повёрнут вправо — активность, устремление в будущее |
Отсутствие почвы под ногами | Напряжённое состояние, неустойчивость в жизни, суждениях |
Когда фигура больше нормального размера, это значит, что автор такого изображения мобилизуется в трудных ситуациях, он становится более сильным и уверенным в себе. Если объект на рисунке слишком маленький, то это может свидетельствовать о необходимости защиты или переложении ответственности в сложных моментах на плечи других людей. Сдержанность, заторможенность, неумение проявлять свои чувства в общении с окружающими — характеристики ребёнка, рисующего крошечного человека. Стрессовые ситуации ввергают таких детей в состояние депрессии.
Манера рисования
Если нажим прослеживается лёгкий, то такой человек может быть скованным, неактивным, вполне возможно, что он энергетически истощён. Высокая твёрдость нажатия на пишущий инструмент говорит о том, что ребёнок подвержен агрессивным настроениям, он властен, насторожен и настойчив. О тревоге, импульсивности, нестабильности свидетельствует неровный нажим.
По контуру фигуры тоже можно сделать определённые выводы. Об изоляции говорят неразрывные линии, о наличии конфликтов с окружающими — разрыв линий. Если в рисунке присутствуют элементы штриховки, то можно смело утверждать о тревожности. Дублирует линии человек мнительный, находящийся в состоянии страха и волнения.
Примитивно нарисованный объект сигнализирует о нехватке одобрительных суждений. Негативное отношение к проводимому исследованию, сопротивление тестированию может быть выражено ребёнком в фигуре, составленной из одних палочек. Кроме того, если контур фигуры состоит из множества остроугольных фрагментов — это признак плохой адаптации ребёнка и его агрессивности.
Тело и образ персонажа
- Голова характеризует интеллектуальные способности тестируемого и контроль. Значимость мышления, интеллекта подтверждает слишком большая голова, изображённая на рисунке. Если у нарисованного объекта она маленькая, то это говорит о неполноценности и неадекватности.
- Шея свидетельствует о наличии связи разумного и чувственного. При изображении короткой и толстой можно задуматься о потакании испытуемого своим желаниям, слабостям. Длинная и тонкая шея — символ заторможенности в осознании телесных импульсов. Крупная — сознательный контроль над желаниями.
- Плечи символизируют физическую силу, поэтому чем больше они у нарисованного объекта, тем сильнее нуждается тестируемый в признании. Ребёнок осознаёт свою малоценность и ничтожность, если плечи у человека под дождём маленькие. Покатость говорит о наличии чувства вины, отчаяния и уныния.
- Крупный торс рисует испытуемый, чем-то неудовлетворённый. «Униженным и оскорблённым» ощущает себя ребёнок, изображающий слишком маленькое туловище. Фигура имеет форму квадрата — признак мужественности.
- Лицо не прорисовано как следует или скрыто под головным убором — велико желание тестируемого уйти от неприятностей. Когда же оно подчёркнуто, то это свидетельствует о том, что ребёнку важен его внешний вид и отношения с другими людьми.
- Маленькие глазки — признак сосредоточенности, обращения внутрь себя, большие характеризуют человека, у которого сильно развито стремление контролировать всех и вся. Пририсованные ресницы говорят о склонности к кокетству, демонстративности.
- Зависимость от положительного мнения окружающих, лестных высказываний «демонстрируют» большие уши. Человеку, «забывшему» о рисовании этих деталей или изобразившему их маленькими, мнение окружающих неинтересно или болезненно.
- Руки рассматриваются как символ взаимоотношений между людьми. Открытость и стремление к активным действиям — широко раскрытые конечности ладонями вперёд; амбициозность — очень длинные руки; части тела отсутствуют вовсе — неготовность к общению, собственная неадекватность. Если конечности спрятаны за спиной нарисованного персонажа, то это свидетельствует о том, что автор изображения не привык уступать. О напряжении можно судить по рукам, прижатым к туловищу. Отсутствие контроля над желаниями распознаётся по конечностям, нарисованным отдельно от тела.
Объект изображён с незначительным количеством одежды (или полным её отсутствием) — вероятнее всего, автор игнорирует общепринятые нормы поведения, склонен к импульсивным реакциям; когда вещей слишком много, это говорит о потребности в опеке, гиперзащите.
Если мальчик рисует персонажа женского пола или девочка изображает объект мужского, то такой рисунок интерпретируется как готовность к включению поведенческих программ, полученных от лиц ближайшего окружения (мамы, бабушки, отца и так далее). Аналогичный вывод можно сделать, когда человек на бумаге гораздо старше автора.
Характеристика дождя
Дождь в тестировании — символ неблагоприятных обстоятельств. О готовности к преодолению сложных ситуаций можно судить об изображении капель: редкие — отношение ребёнка к трудностям как к временным и преодолимым состояниям; капли закрашены или нарисованы в виде линий — тестируемый воспринимает препятствия как постоянные и тяжёлые.
Штрихи одинаковой длины — уравновешенность и гармония с окружающим миром, прерывистость и беспорядочность дождевых линий — нестабильность, тревожность. Упрямство и решительность испытуемого можно увидеть в вертикальных линях, короткие штрихи говорят о враждебности к окружающей действительности, тревоге.
Если в рисунке присутствую тучи, то их можно расценивать как ожидание неприятностей, по их количеству и плотности судят об уровне тревожности испытуемого. Тяжёлые грозовые облака человек рисует, находясь на грани депрессивного состояния. Если изображены тучи и грязь, то это свидетельствует об остатках прошедшей депрессии. По нарисованной луже тоже легко сделать определённые выводы: левое её расположение говорит о переходе проблемы в разряд прошлых, правое — об ожидании грядущих трудностей. Внутренняя неудовлетворённость ребёнка «зашифрована» в помещении человека в лужу.
Защитные средства и дополнительные элементы
- Зонт символизирует психическую защиту от неприятностей, неблагополучных ситуаций. Образное изображение аксессуара психологи соотносят с родительской защитой ребёнка: купол — ограждение от невзгод матерью, ручка зонта — отцом.
- Шляпа на голове объекта рисунка говорит о необходимости защиты.
- Неординарные средства, уберегающие от непогоды (пакет, книга), могут свидетельствовать о нетрадиционности принимаемых решений, креативности.
- Если на рисунке нет средств защиты от дождя, это сигнализирует о неудовлетворительной адаптации, о желании находиться под опекой.
Все посторонние элементы (дом, сумочка в руках, книги, цветы, деревья и так далее) интерпретируются как символические образы. Молния может означать начало нового витка жизни; радуга — стремление к лучшему, подчас несбыточному будущему; фонарь, солнце, дерево — олицетворение людей, имеющих особое значение для тестируемого человека.
Цветовое оформление
Настроение, чувства пациента можно прочитать по цветовой гамме, к которой обратился автор рисунка. Нормально развивающийся ребёнок использует 2–5 цветов. Если человек применил около 7–8, то такой тестируемый эмоционально неустойчив. Боязнь проявить себя «диктует» испытуемому использовать всего один оттенок.
Цветовые предпочтения показательны и являются общими для многих рисуночных тестов:
- выбор красного оттенка может рассматриваться как признак гнева, сильных эмоциональных реакций, чрезмерной чувствительности, чувства опасности;
- если ребёнок отдал предпочтение оранжевому цвету, то правомерно судить о его беспокойстве по поводу неизвестной ситуации и стремлении вступить в борьбу за её успешное разрешение;
- если малыш выбрал жёлтый цвет, то он бодр, оптимистичен, но может сдерживать свои эмоции;
- зелёный цвет свидетельствует о здоровом эго, стремлении к новизне, росту, в своём окружении человек чувствует себя абсолютно безопасно и хочет доминировать;
- голубой и синий цвет, используемые в рисунке, говорят о поиске выхода из проблемной ситуации; ребёнок, выбравший такие оттенки, может контролировать свои чувства, он расслаблен и немного отстранён;
- при замеченном применении белого цвета можно не сомневаться в пассивности и потери связи с реальностью;
- серый оттенок является признаком подавленности, отверженности, некоторой эмоциональной отстранённости;
- если в рисунке есть крупные чёрные фрагменты, то это свидетельствует о том, что ребёнок находится в депрессивном состоянии, он «заблокирован».
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Рисунок сделан, как это сразу видно, в грустном и подавленном настроении. Объект не улыбается, зонт опущен, человек помещён в лужу. Всё это говорит о подавленности ребёнка, сложностях в процессе нахождения выхода из трудной ситуации.
Персонаж под дождём нарисован практически посередине, но есть небольшой наклон влево, что свидетельствует о нерешительности и пассивности. Об угнетённости говорит наличие штриховки зонта, двойственные линии сигнализируют о тревоге и страхе, разорванность контура фигуры может быть признаком присутствия в жизни ребёнка конфликтных ситуаций.
Нарисованное средство защиты от дождя не используется по назначению, это значит, что человек не чувствует помощи от близких людей. Возможно, у малыша плохие отношения с матерью, так как купол зонта не укрывает персонажа от дождя, он опущен, хотя и раскрыт. Вероятнее всего, женщина старается наладить отношения с ребёнком, но пока ей это не удаётся. Наверняка тестируемый более расположен к отцу: у зонта хорошо прорисована ручка, человек крепко держит её, не бросая аксессуар в лужу.
Рассмотрев фигуру, можно заметить покатые плечи (уныние, отчаяние, возможное чувство вины), плохо прорисованные руки (трудность и неадекватность в общении), скрытые под волосами уши (нежелание слышать критику в свой адрес).
Дождевые капли, которые нарисовал испытуемый, также говорят о тревожности и нестабильности (линии прерываются, они разной длины). Об этом же свидетельствую тучи, их не так много, но это первые признаки ожидания неприятностей автором изображения. Человек помещён прямо в лужу, что тоже нехороший признак: потеря ориентира, неудовлетворённость собой и окружающим миром.
Рисуночный тест «Человек под дождём» — удобный инструмент психологии для определения личностных характеристик и готовности противостоять неблагоприятным воздействиям. Психолог, пользующийся этой методикой, может сложить целостную психологическую картину ребёнка как личности, чтобы потом использовать полученные данные для психокоррекционной работы.
Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности.
Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.
Процедура проведения.
Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик. Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем. Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …
Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает? Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…
Интерпретация рисунка
Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.
Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.
Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.
Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.
Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.
Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.
Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.
Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.
Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.
Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.
Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще. Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.
Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».
Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).
Руки символизируют активность и общительность.
Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.
Плотно прижатые к телу, или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.
Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.
Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.
Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.
Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».
Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).
Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.
Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.
Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.
Протокол анализа теста «Человек под дождём»
Ф.И. _________________________ , класс ___________ , дата ______
1. Краткая обработка графической информации. |
Вывод |
|
2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя |
Пребывает в подавленном состоянии или депрессии. |
|
3. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека |
Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами |
|
4. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) |
Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы. |
|
5. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце |
Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне. |
|
6. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя |
Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя |
|
7. Изображение человека помещено в угол листа |
Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность |
|
Слишком маленькая фигура |
Низкая самооценка, потребность в поддержке |
Фигура находится в движении: -спасается от стихии бегством, может метаться в панике, 6 поливаемый струями дождя; -беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта |
Склонность к активным действиям: -не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ; — имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам |
|
8. Мужская фигура |
Говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее |
|
9. Женская фигура |
Пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще |
|
10. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного |
Говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах |
|
11. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки |
Указывает на сильно выраженное в авторе детское начало |
|
12. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным |
Велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится |
|
13. Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем |
Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном |
|
14. Руки, широко расставленные в стороны |
Признак высокой контактности, открытости и экстраверсии |
15. Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной |
Интровертность, замкнутость |
|
16. Отсутствие рук |
Беспомощность, неприспособленность к жизни |
|
17. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль |
Уверенность в себе |
|
18. Слишком маленькие ступни |
Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах». |
|
19. Слишком длинная или подчеркнутая шея |
Потребность контролировать собственные импульсы |
|
20. Слишком короткая шея или ее отсутствие |
Регулярные уступки своим желаниям и слабостям |
|
21. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека |
Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне |