Инструкция к тесту по литературе

Инструкция по проведению тестирования по литературному чтению для начальных классов

(3 класс)

Для учителя:

1.Цель создания теста – проверка остаточных знаний по разделу «Твоя книжная полка» из курса «Литературное чтение» (3 класс, IV четверть)

2. Итог прохождения учеником теста выставляется в виде отметки в журнал

3. В ходе теста ученики демонстрируют знание басен, стихотворений, рассказов, сказок, а так же биографии писателей и поэтов

4. Тестирование выполняется в индивидуальном порядке, без использования справочной литературы

5. По окончании теста ученик показывает «окно» с набранными баллами учителю, в противном случае тест считается не пройденным, в журнал автоматически заносится отметка «неудовлетворительно»

6. Время прохождения теста – 35 минут

Для ученика:

1. Тест состоит из 15 заданий

2. Время выполнения теста – 35 минут

3. Система оценки (за верный ответ):

— на альтернативный ответ – 1 балл

— с множественным выбором – 2 балла

— на восстановление – 3 балла

— на соответствие – 4 балла

Для получения отметки:

«отлично» — не менее 14 заданий

«хорошо» — 10 – 13 заданий

«удовлетворительно» — 7 – 9 заданий

4. В тест включены задания 4 видов:

А. Задания с альтернативным ответом – это задания, к которым предложены 2 варианта ответа (да / нет). Из двух вариантов необходимо выбрать верный и поставить метку в соответствующей ячейке. Таких заданий в тесте 2 (13%)

Б. Задания с множественным выбором ответа – это задания, к которым предложены 4 варианта ответа. Из четырех вариантов необходимо выбрать верный и поставить метку в соответствующей ячейке. Таких заданий в тесте 9 (60%)

В. Задания на восстановление последовательности – это задания, в которых необходимо расставить по предложенному порядку варианты ответов.

В тесте одно задание (7%)

Г. Задания на соответствие – это задания, в которых необходимо установить соответствия между элементами, стоящими в левой и правой группах. Таких заданий в тесте 3 (20%)

Спецификация тестовых заданий по литературному чтению для начальных классов

(3 класс)

1. Цель создания теста – проверка остаточных знаний по разделу «Твоя книжная полка» из курса «Литературное чтение» (3 класс, IV четверть)

2. Документы, использованные при создании тестовых заданий:

— государственный стандарт II поколения;

— «Родная речь» (М.В.Голованова, В.Г.Горецкий; Л.Ф.Климанова;

3 класс, 1 и 2 части);

— «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ),

www.KM.ru

3. Тест состоит из 15 заданий, субтестов нет

4. Формы заданий теста:

— с множественным выбором – 9 (60%)

— на альтернативный ответ – 2 (13%)

— на восстановление – 1 (7%)

— на соответствие – 3 (20%)

5. Вес тестовых заданий:

— на альтернативный ответ – 1 балл

— с множественным выбором – 2 балла

— на восстановление – 3 балла

— на соответствие – 4 балла

6. Рекомендованное время выполнения теста – 35 минут (+/ — 5):

— на альтернативный ответ – 1 минута

— с множественным выбором – 2 минуты

— на восстановление – 3 минуты

— на соответствие – 4 минуты

7. Соотношение заданий:

№ п/п ЗУН (планир). Содержание разделов Сумма

I

(7%) II

(20%) III

(20%) IV (53%)

1 А 1 2 1 4 8

2 B — — — 1 1

3 C — 1 2 3 6

4 D — — — — —

Итог: 1 3 3 8 15

А – знание

В – логика

С – внимание (наблюдательность)

D – нет

I – басни

II – стихотворения

III – биография писателя

IV – сказки и рассказы

8. Задания расположены в порядке возрастания уровня сложности

Тестовые задания по литературному чтению для начальных классов

(3 класс)

  1. Установите соответствие между героями басен И.А.Крылова:

1. Слон; 2. Лебедь; 3. Мартышка; 4. Ворона; а. Осёл; б. Щука; в. Моська; г. Лисица:

А. 1в 2б 3в 4г

Б. 1а 2б 3в 4г

В. 1г 2б 3в 4а

Г. 1а 2в 3б 4г

2. К виду фольклора относится:

А. Стихотворение

Б. Потешка

В. Повесть

Г. Романс

3. Имя героини рассказа К.Г.Паустовского «Стальное колечко»:

А. Танюша

Б.Настенька

В.Варюша

Г.Алёнка

4. Автор «Приключений Тома Сойера»:

А. Г.Х.Андерсен

Б. Марк Твен

В. Джонатан Свифт

Г. Распе Эрих

5. Старик Кокованя – это герой сказки:

А. «Стальное колечко»

Б. «Серебряное копытце»

В. «Малахитовая шкатулка»

Г. «Сказка о потерянном времени»

6. Стихотворение Б.А.Слуцкого называется «… в океане»:

А. Акулы

Б. Пираты

В. Птицы

Г. Лошади

7. Установите соответствие между именем и фамилией писателей:

1. Крылов; 2. Паустовский; 3. Маршак; 4. Толстой; а. Лев Николаевич;

б. Иван Андреевич; в. Константин Георгиевич; г. Самуил Яковлевич:

А. 1в 2а 3г 4б

Б. 1в 2б 3г 4а

В. 1б 2в 3г 4а

Г. 1а 2б 3в 4г

8. Настоящая фамилия поэтессы А.А.Ахматовой – Горенко:

А. Да

Б. Нет

9. А.С.Пушкин назвал «подругой дней суровых»:

А. Бабушку

Б. Маму

В. Няню

Г. Сестру

10. Володя и Чечевицын из рассказа А.П.Чехова «Мальчики» собирались уехать в:

А. Индию

Б. Калифорнию

В. Мексику

Г. Австралию

11. Восстановите порядок следования царских желаний в сказке «Конёк-Горбунок»:

1. Жар-птица; 2. Купание в котлах; 3. Покупка лошадей; 4. Царь – девица

А. 1234

Б. 4321

В. 3214

Г. 3142

12. Установите соответствие между названием сказки и её автором:

1. «Серая Шейка»; 2. «Кот-ворюга»; 3. «Сказка о потерянном времени»; 4. «Миллион и один день каникул»; а. Е.С.Велтистов; б. Е.Л.Шварц;

в. Д.Н.Мамин-Сибиряк; г.К.Г.Паустовский:

А.1а 2б 3в 4г

Б. 1г 2а 3в 4б

В. 1а 2в 3г 4б

Г. 1в 2г 3б 4а

13. Имя героини «Серебряного копытца» Дарёнка:

А. Да

Б. Нет

14. Французскую девочку в рассказе В.В.Набокова «Первая любовь» звали:

А. Александра

Б. Лилия

В. Колетт

Г. Амелия

15. В рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» главным героем является знаменитый композитор:

А. Эдвард Григ

Б. Франц Шуберт

В. Фредерик Шопен

Г. Людвиг ван Бетховен

Download

Тест по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Д.И. Фонвизин ‘Недоросль’.pdf

Adobe Acrobat Document
168.7 KB

Download

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Скачать.

Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Скачать.

Тест по теории литературы. Скачать

Одной из важных проблем организации
образовательного процесса для обеспечения
высоких результатов учебно-познавательной
деятельности учащихся является повышения
качества обучения.

Качество определяется как соответствие
свойств объекта, процесса или явления заданным
нормативом. Образовательные процессы в школе
ориентированы на достижения специальных
нормативов – государственных образовательных
стандартов. Степень соответствия этим
стандартам является показателем качества
обучения.

Основным средством в образовательном процессе,
позволяющем выявить степень усвоения знаний
учащимися, является систематическая проверка
знаний учащихся в разных формах.

Традиционные формы:

  • устный выборочный опрос учащихся с целью
    проверки усвоения или учебного мастерства;
  • письменная проверка знаний и умение учеников
    всего класса.

Устный опрос, проводимый в ограниченное время,
не всегда дает полной картины усвоения знаний
учащимися. В письменные контрольные работы
затруднительно включать все изучаемые разделы
программы. Вспомним о тех трудностях, с которыми
встречается учитель и ученик при изучении
ведущих понятий каждого курса, включенного в
школьную программу.

Неоднократно учитель встречался с ситуацией,
когда, несмотря на методически грамотно
продуманный урок, применение различных
педагогических технологий, при проведении
рубежного контроля оказывалось, что материал
усвоен недостаточно хорошо и не может быть
применен учащимися практически.

На сегодняшний день, используя традиционные
формы контроля за развитием знаний, умений и
навыков учащихся, учитель вынужден определять
сложность учебного материала и его объем
интуитивно, основной критерий при этом
следующий:

  • если справились с данным заданием, то следующее
    необходимо дать сложнее;
  • если не справились, то следующее необходимо
    дать проще.

При этом полной информации о достижении
поставленных микроцелей учитель не имеет. Этот
путь оказывается малоэффективным по двум
причинам: во-первых, он трудоемок для учителя и
поэтому реализуется частично; во-вторых, он не
учитывает индивидуальных особенностей на
каждого ученика.

Еще совсем недавно большинство учителей
категорически отвергли такую форму обучения и
проверки знаний по литературе, как тестирование.
Консервативность мышления – далеко не
единственная и не главная тому причина. Тесты, с
которыми на первых порах приходилось
сталкиваться, большей частью проверяли
формальные знания, а не умение, что противоречило
задачам и логике обучения. В настоящее время
разрабатываются новые технологии тестирования,
позволяющие сделать эту форму письменного
опроса не только контролирующей, но и обучающей.

У тестирования много плюсов: это
технологичность, экономия учебного времени,
беспристрастность оценки. Несомненный плюс
заключается еще и в том, что, имея несколько
исходных тестов, их можно легко перекомпоновать,
составить контрольный вариант, по аналогии
сконструировать новый.

Очевидно, что с внедрением в повседневную
практику обучения информационных технологий
доля такого вида деятельности будет
увеличиваться. Это объективный процесс, и
противиться ему бессмысленно. Необходимо
создать его теоретическую и методическую базу и
овладеть ею.

Данная работа может представлять интерес и
может быть полезной для тех, перед кем стоит
задача составления тестов, выбора того, какими
тестами стоит пользоваться в своей работе.

Цель работы: формирование интереса у коллег к
тестированию как приему обучения, форме опроса и
контроля.

Задачи:

  1. Дать заинтересованным людям достаточный объем
    справочного материала, который бы помог самим
    составить тесты различной сложности.
  2. Познакомить с обоснованными и надежными
    процедурами проведения тестирования, когда
    значительно вырастает качество результатов
    работы с существующими тестами.
  3. Обобщить и предложить вниманию различные виды
    тестов, применяемых на уроках литературы.

Тесты и их особенности. Исторический обзор
применения тестов в мировой практике

Тест как метод изучения индивидуальных
различий возник сравнительно недавно. Временем
его возникновения считается конец XIX – начало XX
веков. Англия подарила миру метод тестов, Франция
– метрическую шкалу Бине – Симона, Германия –
интеллектуальный коэффициент, а США стали
родиной групповых тестовых измерений. Уже в 1895-1896
гг. там были созданы два национальных комитета,
призванных объединить усилия тестологов.
Расцвет же тестирования начался в 1914 году, и в
некоторых странах, например в США, тесты широко
распространены до настоящего времени.

История становления тестологии в России

Особым путем шло проникновение тестов в Россию.
До 1917 года вопросам тестирования уделялось
недостаточное внимание. Практическое значение
тесты получили после 1925 года, когда была особая
тестовая комиссия. Тестовая комиссия
существовала при педагогическом отделе
Института методов школьной работы. В ее задачи
входила разработка стандартизированных тестов
для школы. В 1926 году вышли такие тесты, созданные
на основе американских. К этим тестам
прилагались инструкции и личная карточка для
учета прогресса учащихся.

Проблемой разработки тестов вплотную
занимались видные российские психологи и
педагоги: П.П.Блонский, А.П.Болтунов, А.М.Шуберт и
др.

Под руководством П.П.Блонского осуществлялось
проверка школы Бине – Симона, создание школьных
тестов и построение собственных стандартов. В
настоящее время в нашей стране появилось
несколько центров, в которых достаточно
профессионально занимаются работой с тестовыми
методиками.

Современное понимание тестов и тестирования.

Современное понимание тестов и тестирования
можно развести по трем уровням:

  1. “бытовой” уровень. Здесь тест понимается
    как набор вопросов с вариантами ответов. Очень
    часто такое тестирование считается
    ограниченным, а создание тестов простейшим
    делом.
  2. “словарный” Для этого понимания
    характерны разночтение и противоречия в
    понятиях и определениях.
  3. научный. Он наиболее точен, учитывает
    особенности тестов и отражает требования к
    тестам, которые появляются в процессе развития и
    научного обоснования тестирования. К этому
    уровню и следует стремиться.

Применение же тестов позволяет:

  1. Измерить уровень усвоение ключевых понятий и
    разделов учебной программы, на проверку
    совокупности умений и навыков.
  2. Проверить по сравнению с обычными формами
    проверки значительно больший объем усвоенных
    знаний.
  3. Дать более объективную оценку знаниям учащихся
    по сравнению с существующей в практике
    четырехбалльной системой оценок знаний.
  4. Снизить затраты на проведение экзаменов с
    использованием тестов по сравнению с
    традиционной формой.

Тест содержит в себе три составляющие:

  • систему специально подобранных заданий с
    возрастающей степенью сложности;
  • набор прелагаемых вариантов ответов,
    содержащих наряду с правильными ряд
    неправильных ответов;
  • отработанную систему проверки, обработки и
    анализа результатов тестовых испытаний.

Тесты позволяют по сравнению с обычными
формами контроля проверить значительно больший
объем усвоенных знаний.

Процесс создания тестов.

Приступая к тестированию, необходимо
сформулировать цели, которые оно преследует,
выбрать соответствующие критерии достижения
этих целей, а также подходы и области применения
планируемых тестов.

Обобщающие подходы к оценке тестов.
Классификация тестов.

Тесты многообразны по своему назначению. В
настоящее время сложилось два обобщающих
подхода к оценке тестов:
критериально-ориентированный и
нормативно-ориентированный. В работе В.С.
Аванесова показано, что
критериально-ориентированные тесты
предполагают выполнение следующей
последовательности:

задание – ответ – выводы преподавателя о
соответствии испытуемого заданному критерию; в
то время как для нормативно- ориентированных
тестов предлагается следующая
последовательность:

задание – ответы – выводы о знаниях
испытуемого, показывающие его место в группе
испытуемых (рейтинг).

Выделим их наиболее существенные отличия.

Тестирование на основе нормы является обзорным
тестированием и применяется для оценки и
сравнения индивидуальных результатов с
результатами других испытуемых

Тестирование на основе критерия оценивает
степень владения материалом и предназначено для
сравнения результатов испытуемых с четко
определенной областью учебных достижений.

К настоящему времени сложилось практика
организации различных видов тестирования,
требующая применение разных тестов в
зависимости от предлагаемых целей тестирования.
В соответствии с классификации по целям
использования выделяют:

  • определяющий тест (предтест) и входной тест,
    предназначенный для тестирования перед началом
    обучения (предварительное тестирование);
  • формирующий тест, необходимый для
    регистрации результатов обучения;
  • диагностический тест, определяющей
    трудности обучения в процессе образовательной
    деятельности;
  • суммирующий тест основных достижений в
    конце процесса обучения.

Виды и типы тестовых заданий. Их особенности,
преимущества и недостаток.

В зарубежной и отечественной литературе
выделяют в основном четыре типа заданий в
тестовой форме:

  • закрытый;
  • открытый;
  • задание на установление соответствия;
  • задание на установление правильной
    последовательности.

Использование различных типов заданий, каждое
из которых лучше всего

проверяет подготовку по этому конкретному
материалу, повышает качество теста.

Хорошо созданный тест позволяет задействовать
нестандартные мышления, осуществить перенос
знаний на новую область, организовать работу,
сформировать нестандартные ответы.

Проверка тестовых работ.

Проверка тестовых работ, при условии
качественного теста и ключей не должна вызывать
трудностей. Желательно, чтобы была составлена
инструкция по проверке тестов, в которой должны
быть ясно и недвусмысленно описаны алгоритм
действия проверяющих, особенности оценивания
разных видов заданий.

Использование тестов как форма опроса и
контроля.

Литература – это особый предмет. Очень не
хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить
необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому
самое главное для меня как учителя литературы –
это не отбить у учеников интерес к чтению, к
книге.

В педагогической прессе постоянно идет спор о
реформе образования. Много вопросов по поводу
использования тестов. Еще совсем недавно я тоже
разделяла сомнения многих педагогов
относительно целесообразности использования
тестирования как формы контрольно-проверочной и
даже экзаменационной работы по литературе.
Однако заинтересовавшись данной формой
контроля, прочитав много литературы, с
твердостью могу заявить, что эффект тесты могут
иметь при максимально продуманном использовании
в текущем учебном процессе и непременно с иными
видами работы.

Чтобы планомерно осуществлять контроль за
знаниями, необходима четкая организация
тестирования. Чтобы тестирование было более
эффективным, необходимо придерживаться
несколько обязательных правил.

  1. День тестирования сообщается в начале изучения
    темы. Точная дата проведения теста будет
    активизировать изучение учащимися предмета.
  2. Должна быть четко оговорена
    продолжительность заполнения теста.
  3. Учащийся должен знать, какая максимальная или
    минимальная оценка его ожидает за тестирование,
    т.е. его нужно “экономически” заинтересовать.
  4. Тестирование должно быть обязательно для всех
    учащихся (когда тест как один из видов
    контрольной работы)

Сделав выбор на тестировании, нужно стремиться
к тому, чтобы различными тестами
контролировались:

  • степень освоения текстов произведений, умение
    воспроизвести изученное;
  • практическое владение базовой
    литературоведческой информацией;
  • знание основных понятий стихотворения и умение
    применить их при оценке тестов;
  • владение основными сведениями по истории
    развития литературы;
  • способность видеть и оценивать литературные
    явления в контексте иных общественных явлений и
    процессов;
  • понимание произведения, его проблематики,
    конфликта, расстановки действующих лиц и умение
    применить знания в конкретной ситуации;
  • навыки творческого,
    сознательно-исследовательского восприятия
    литературного материала;
  • умение по незначительным нюансам формы и
    содержания текстов отделить правильное от не
    вполне точного.

Большинство тестов должно быть ориентировано
на содержание глав конкретных учебных пособий.
Там учащийся сможет найти ответы на них, но для
этого потребуется не просто заглянуть в
соответствующий раздел пособия, а еще раз
поработать с ним.

Приведем пример тестов каждого вида,
предложенных чуть выше в данной главе. Чтобы
проиллюстрировать не только типологию возможных
тестов, но направленность их комплекта на
контролирование различных аспектов знаний,
умений, навыков учащихся это будут тесты,
посвященные одному писателю. Десять подобных
тестов по итогам изучения темы, рассчитанного на
15–20 минут работы. Он может включать 10 тестов: 5 –
обычной сложности, 5 – повышенной. Тип теста 1 (1
балл)

Наибольшее внимание автора “Война и мир”
привлекают:

  1. герои, никогда не изменяющие высоким
    нравственным принципам.
  2. персонажи, имеющие исторических прототипов.
  3. люди, способные к изменениям, не застывшие,
    развивающиеся.
  4. представители простого народа как главного
    творца истории.

Номер верного ответа: 3

Тип теста 2 (2 балла)

Кого из героев романа Л.Н. Толстого “Война и
мир” характеризуют приведенные высказывания?

  1. В начале романа он склонен думать, что его
    личное участие может и должно повертывать
    историю в нужном направлении, все изменилось
    после Аустерлица.
  2. Он выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер.
    Открыт, условностями не привержен, естественен в
    каждом слове. Правдив, как ребенок.
  3. Порывы его большой и страстной души совпадали с
    тем, что испытывали тысячи солдат. Которых он
    возглавлял, и миллионы мирных людей, которых они
    представляли.
  4. Он в изображении писателя – себялюбивый позер.
    Человек, мнящий, что его воля определяет движение
    миллионов людей и судьбы истории.
  1. Наполеон
  2. Андрей Болконский
  3. Пьер Безухов
  4. Кутузов

Правильная последовательность элементов:

А –2 В – 3 С – 4 D – 1

Тип теста 3 (2 балла)

Укажите правильную последовательность
создания указанных произведений Л.Н. Толстого.

  1. “Война и мир”
  2. “Севастопольские рассказы”
  3. “После бала”
  4. “Детство”

Правильная последовательность элементов:

А – 3 В – 2 С – 4 D – 1

Тип теста 4 (2 балла)

Какие значения слова “мир” важны в названии
романа Л.Н. Толстого “Война и мир”?

Образцы ответов: отсутствие военных действий;
совокупность социальных слоев, личностей,
составляющих общество, народ; близкие, наиболее
дорогие человеку люди, явления или все
человечество; все живое и неживое в природе,
взаимодействующее по законам, которые
стремиться постигнуть разум.

Тип теста 5.

Это особый тип тестирования, представляющий
задание для проверки способности творчески
мыслить на основе знания и понимания материала,
формировать свое мнение о прочитанном и излагать
свои идеи в письменной форме. Их совершенно
необходимо использовать, чтобы в максимально
возможной степени избежать недостатков,
возможных при тестовой форме контроля и оценки
знаний, умений, навыков учащихся. По сути дела,
подобные тесты – переходный тип работы между
сочинением и собственно тестированием. Их
целесообразнее всего использовать отдельно –
как классную контрольную работу на один
академический час – или в структуре
проверочно-экзаменационной работы.

Применение на уроках тестирования позволит
решить:

  • проблему получения полной информации о работе
    каждого ученика;
  • проблему отработки ведущих понятий;
  • проблему мониторинга знаний, умений и навыков
    учащихся;
  • проблему индивидуальной траектории и
    познавательного стиля ученика.

Количество решаемых проблем говорит само за
себя. Каждый педагог в состоянии определить,
насколько это важно для него.

Все полученные результаты тестирования могут
храниться в компьютерной базе данных и могут
быть исследованы и проанализированы учителем.
Очень важной частью является анализ всех
собранных данных. По своему желанию учитель
может просматривать следующие варианты
результатов:

  1. одного конкретного ученика (за весь период
    обучения, за конкретный период (четверть, тема и
    т.д.);
  2. одного класса(за весь период обучения, за
    конкретный период (четверть, тема и т.д.);
  3. сравнить результаты нескольких классов,
    достигнутые при изучении (всего материала курса,
    за конкретный период).

При желании можно построить сравнительные
диаграммы по различным темам, материалам. В целом
тесты будут полезны на уроке и как средство
контроля знаний, и как средство обучения,
развитие ассоциативного мышления, творческих
способностей учащихся.

При корректном использовании тестов “ум” и
“сердце” вполне могут “поладить”, поэтому на
учебных занятиях необходимо систематически
включать тестовый контроль в текущую,
тематическую и итоговую проверку знаний, умений
и навыков. Разрабатывая систему вопросов и
заданий по курсу литературы и подбирая тесты из
учебных пособий, учащимся предлагаются тесты
различной степени сложности, так как в классе
занимаются дети с разным уровнем знаний, что дает
возможность дифференцировать тесты. Чтобы не
потерялся интерес к тестам, на уроках
используются разнообразные формы тестирования.

Бояться нужно однообразия, тогда никто из
учеников не согласится с мнением Тома Сойера, что
уроки нужны для того, чтобы заполнять пустое
время.

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Проверочная работа по русскому языку (литературе)»

Итоговое тестирование по русской литературе за курс 9 класса

Целью данного тестирования является проверка уровня усвоения материала по литературе девятиклассниками.

Тест позволит школьникам проверить свои знания и умения, полученные в учебном году, а учителям — оценить степень достижения требований образовательных стандартов выпускниками общеобразовательной школы и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.

Данный тест составлен по учебнику Литература. 9 класс. В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н. Колокольцев; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 282, [6] с.: ил.

Инструкция к тесту

Работа включает 20 тестовых заданий с выбором верного ответа из четырёх предложенных вариантов.

Прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответов (а, б, в, г). Ответ запишите следующим образом: 1г, 2а, 3б и т.п.

Контрольно-измерительный материал

Тест по литературе для учащихся 9-ых классов

1. Один из древнейших жанров русской литературы

а) роман

б) летопись

в) эпос

г) статья

2. Автор «Слова о полку Игореве»

а) Ломоносов М.В.

б) Пушкин А.С.

в) коллектив авторов

г) нет правильного ответа

3. Направление, которое в русском искусстве 30-х годов XVIII века становится основным

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

г) реализм

4. Вклад Ломоносова в развитие литературы

а) создание эпистол

б) основание славяно-греко-латинской академии

в) реформа русского стихосложения

г) разработка теории реализма

5. Укажите верное утверждение

а) как писатель, А.Д. Кантемир работал в самых различных жанрах, но главным из них был рассказ.

б) Г.Р. Державин сделался знаменитым после публикации оды «Фелица».

в) А.П. Сумароков стоял у истоков русского театра.

г) отсутствие сатирической направленности в творчестве Д.И. Фонвизина.

6. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат данные слова: «Вот злонравия достойные плоды»?

а) Простаковой

б) Правдину

в) Митрофану

г) Стародуму

7. Направление в литературе, которое имеет следующую особенность: культ чувств, а не разума.

а) классицизм

б) реализм

в) сентиментализм

г) лирика

8. Какое утверждение не имеет отношение к творчеству Н.М. Карамзина?

а) Н.М. Карамзин стал первым представителем реализма.

б) Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом.

в) Главная книга Н.М. Карамзина — «История государства Российского».

г) Н.М. Карамзин писал стихи, художественную прозу, статьи.

9. Как называют начало XIX века?

а) серебряный век

б) золотой век

в) железный век

г) бронзовый век

10. Укажите верное мнение о Грибоедове А.С.

а) «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек» (М.В. Ломоносов)

б) «А.С. Грибоедов был одним из первых теоретиков классицизма» (В.И. Федоров)

в) «Наиболее известная грибоедовская примета — очки, за которыми на разных портретах — то лик холодный, надменный, иронический, то — весёлый, растрёпанный, беспомощный» (Н.Я. Эйдельман)

г) «Грибоедовым началась новая эпоха русской литературы» (В.Г. Белинский)

11. Первоначальное название комедии «Горе от ума».

а) А судьи кто?

б) Судьба Чацкого

в) Мильон терзаний

г) Горе уму

12. Излюбленный жанр В.А. Жуковского.

а) баллада

б) комедия

в) ода

г) послание

13. Произведение А.С. Пушкина

а) «Сказка о царе Берендее»

б) Сказка «Премудрый пескарь»

в) «Сказка о медведихе»

г) «Сказка о царевиче Хлоре»

14. Жанр произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

а) поэма

б) роман в стихах

в) повесть

г) трагедия

15. О каком герое А.С. Пушкина «свет решил, что он умён и очень мил»?

а) Ленский

б) Зарецкий

в) Ларин

г) Онегин

16. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтов отразил мрачное предчувствие своего будущего?

а) «Сон»

б) «Пленный рыцарь»

в) «Монолог»

г) «Поэт»

17. Закончите фразу, произнесённую Печорину Верой, героиней романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

а) любви
б) страдания
в) веры
г) счастья

18. Какой вариант ответа правильно воспроизводит последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

а) Плюшкин, Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов.

б) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин.

в) Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин.

г) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.

19. Писатель, особую роль сыгравший в развитии русской литературы ХХ века

а) В. Маяковский

б) Д.И. Фонвизин

в) М. Горький

г) У. Шекспир

20. Какая тема присутствует в творчестве С. Есенина и А. Блока?

а) тема Родины

б) тема человека и вещи

в) тема свободы

г) тема времени и пространства

Ответы:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

б

г

а

в

б

г

в

а

б

в

г

а

в

б

г

а

б

г

в

а

Знакомство с текстом изучаемого произведения — это необходимое условие результативной работы с ним на уроке. Эта бесспорная мысль, однако, часто подвергается различным «корректировкам» действительностью. Регулярно учитель видит, что некоторое количество школьников попросту не читали того, что было задано. Можно закрыть на это глаза и работать с теми, кто читал: авось, нечитавшим станет скучно, стыдно и т.д. и к следующему разу они прочтут. Но может получиться и по-другому: к следующему разу не прочтут еще некоторые. Зачем читать, когда можно не читать?

Все это ставит учителя перед необходимостью контролировать знание текста. Если у вас не поднимается рука ставить за незнакомство с заданным произведением «пару», предложите прочитать к следующему разу, тогда плохая оценка в журнал не пойдет. Но контролировать все равно надо. Школьники должны чувствовать, что учитель знает: задание не выполнено. Это выводит лентяя из зоны психологического комфорта («я не работаю, а мне за это ничего не бывает…») и заставляет что-то делать.

Тестирование

Спору нет, знание текста — это тот вопрос, на который тест ответит довольно точно. На проведение его уходит немного времени, составить его, в общем-то, нетрудно, а результат достаточно объективен.

В тест можно включить вопросы, требующие как знания некоторых фактов, так и их интерпретации; можно предлагать задания с выбором правильного ответа или с самостоятельной формулировкой ответа. Другое дело, что нельзя делать тест единственной формой опроса по литературе, ведь иначе ученики не смогут связно выражать свои мысли, навеянные произведением.

Многие учителя советуют включать в тест шуточные варианты ответов. Это повышает настроение учеников, а значит — и их работоспособность. Кроме того, положительный настрой помогает справиться с заданием и формирует симпатию к предмету.

Например, вопрос: «Продолжите фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу…»

А) …работать;

Б) …жениться;

В) … все знать;

Г) …быть министром образования».

Конечно, и вопрос, и ответы вызовут улыбку и едва ли заставят кого-то глубоко задуматься, зато всем понравится тестирование.

Творческие задания

Задания такого рода очень любимы учениками начальной школы, а также ученицами 5-6 классов. Они хороши еще и тем, что заодно раскрывают творческий потенциал школьников и учат их самостоятельности.

Можно отметить как наиболее результативные следующие задания:

  • Составить кроссворд.
  • Придумать вопросы викторины.
  • Сделать иллюстрацию.
  • Написать сценарий по эпизоду.

Однако и оценка творческих заданий должна быть симметричной. Вариант «Сдайте мне свои работы» плюс «Возьмите ваши работы с оценкой» не годится, иначе исчезнет привкус артистизма в этой деятельности. Нет, иллюстрации или кроссворды должны быть вывешены в классе, эпизод инсценирован, а викторина проведена. Неплохо будет и провести «худсовет», чтобы ребята сами выбрали наилучшие работы.

Игры

Игра, безусловно, лучшая форма «оживляжки», причем отнюдь не только для младших школьников. Игра предполагает простор для самовыражения, некоторую непринужденность и «оторванность», азарт и эмоции, возможность выйти за скучные рамки обыденности. Вот за что все мы любим игру. А раз так, игра — наша естественная союзница на уроке, ведь мы же как раз и хотим, чтобы было творчество, радость, эксцентрика… Нет?

Рассмотрим несколько популярных игр.

Кто это?

Ученик выбирает для себя (или получает в виде тайного задания) персонажа произведения и дает ему описание, не называя его. Это можно предложить сделать дома в письменном виде, а можно обыграть в форме «Да или нет»? То есть ученик выходит к доске, а одноклассники задают ему вопросы о персонаже, на которые можно ответить «да» или «нет».

Приведем пример. Загадан один из персонажей романа «Война и мир».

Это мужчина? — да.

Он в толстый? — нет.

У него есть дети? — да.

Он служит в армии? — нет.

Он живет в Москве? — нет.

Это Николай Андреевич Болконский? — да.

Что? Где? Когда?

Суть игры известна всем. Но в условиях школы лучше соблюдать несколько иные правила.

Во-первых, все или хотя бы большую часть вопросов должны придумать сами школьники и заранее сдать учителю. Во-вторых, все должны участвовать в игре, значит, получится несколько команд, в зависимости от числа детей в классе. Право ответа может определяться жеребьевкой, как и состав команд, а может принадлежать той команде, капитан которой первым поднял руку.

Умники и умницы

В этом случае тоже следует несколько изменить правила. Не следует заранее, даже жеребьевкой, отбирать участников игры. В начале 1 и 2 этапов задается вопрос, на который имеется несколько правильных ответов. Первые трое правильно ответивших становятся игроками. Например, «Кто из героев романа «Война и мир» участвовал в Бородинском сражении?».

По ходу игры зрители («теоретики») могут отвечать на вопросы, с которыми не справились игроки на дорожках, а также на вопросы специально для них. Те, кто дал больше правильных ответов, становятся игроками в третьей игре. В финал, как обычно, выходят победители трех отборочных игр.

Смотрите также: Интерактивные игры по литературе.

Нестандартные формы опроса

Их огромное множество.

«Опрос по цепочке»

Ученикам на первых партах выдаются большие листы бумаги. Каждый ученик пишет на листе придуманный им вопрос по тексту и передает сидящему сзади. Тот пишет ответ и свой вопрос, передает дальше. И так до конца. Ученик, сидящий последним, отвечает на вопрос, пишет свой, передает на первую парту, и тот, кто начинал игру, отвечает на последний вопрос и сдает работу учителю.

«Вертушка»

Парты сдвигаются в пять больших столов, за каждым сидит «эксперт» (помощник учителя, который сдал зачет накануне). Каждый из оставшихся учеников получает «маршрутный лист» и в соответствии с ним проходит все пять столов, отвечая на доставшиеся ему вопросы. Ответил — получает плюсик. Можно ответить и на тот вопрос, с которым не справился другой ученик.

«Вставь слово»

Это тексты по содержанию произведения, в которых пропущены имена героев или какие-либо важные реалии. Например, «Пьер не захотел покинуть Москву после Бородинской битвы, рассчитывая ______ . Однако вскоре был арестован за то, что ________ . В заключении граф знакомится с солдатом _____».

Читайте статью: 30 типов опроса на уроке.

Театрализованные мероприятия

Это, конечно, самые интересные, но и самые трудоемкие мероприятия: различные «Карнавалы литературных героев», постановки, инсценировки, КВНы, фестивали, «путешествия», «литературные суды» и тому подобное. Однако раз в полгода-год, скооперировавшись, учителя литературы и сотрудники школьной библиотеки, возможно, все-таки в силах провести такое мероприятие, что, бесспорно, очень повысит интерес школьников к художественному слову.

Подводя итог, можно сказать, что проводить контроль прочитанного можно на каждом уроке или несколько раз на протяжении изучения произведения. Обилие интересных методик разной трудоемкости может сделать процесс интересным и необычным.

Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Особенности тестовых заданий по литературе

Проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся – вечная проблема образования. И в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.

В государственном стандарте литературного образования отмечается, что специфика литературы как предмета осуществляется ее сущностью как вида искусства. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого, воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель, так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула. У каждого читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей интерпретации.

Однако это не означает, что использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста, истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за «кругом чтения» и уровнем «знаний о литературе» (по определению стандарта литературного образования).

У тестирования действительно много преимуществ: технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Имея несколько исходных тестов, их можно легко «перекомпоновать», составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Необходимо освоить теоретическую сторону тестирования и создать достойную методическую базу приемлемых тестов по литературе.

Обратимся к наиболее важным положениям тестологии.

В современной науке педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

К тестам обычно применяют следующие основные требования:

валидность (проще говоря, валидность теста показывает, насколько тест выполняет то, для чего его сконструировали);

надежность (ее определяют опытным путем, соотнося результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством параллельного теста); 

однозначность (эксперты не должны расходиться в оценках, формулировки вопросов не должны вызывать разночтений, недопустимы задания, которые могут иметь различное толкование);

дифференцирующая способность (комплект тестов должен быть составлен так, чтобы получилось выявить различные уровни владения испытуемыми знаниями и умениями в той области, которую проверяют).

Тестовые задания строятся и оформляются стандартно, включая следующие основные элементы композиции:

инструкция;

содержание задания;

ответы к заданиям;

оценка (за правильный ответ).

Сегодня считается общепринятой  и используется повсеместно следующая классификация тестовых заданий с точки зрения их формы:

задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

задания открытой формы;

задания на установление соответствия;

задания на установление правильной последовательности.

Рассмотрим каждую из форм по порядку.

Задания с выбором одного правильного ответа.

Правильный ответ в таких заданиях уже имеется наряду с неправильными, и задача испытуемого состоит в его узнавании. Эти задания считаются самыми простыми. Хотя многое зависит от сложности вопроса и психологических особенностей испытуемого.

Формулировка задания представляет собой утверждение без окончания, но не вопрос. Варианты ответов должны выглядеть как окончание предложения. Ответы должны быть содержательными и по возможности короткими. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый», «наибольший», «наименьший», наилучший» рекомендуется ставить в самом начале основной части задания. Не следует использовать в разных вариантах ответов одновременно глагол, прилагательное и существительное.

Задания с выбором одного наиболее правильного ответа.

Такие задания, конечно, малоприменимы для контрольно-измерительных материалов, но их можно с успехом использовать в развивающих тестах, особенно если результаты (ответы) обсуждаются вслух и дается объяснение, почему тот или иной ответ наиболее правилен.

Задания с выбором нескольких ответов.

Немного проще в конструировании, так как не требуют придумывания большого количества неправильных позиций.

Информационная ценность заданий этого вида выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа. Сфера их применения на уроке – в основном проверка знания текста произведения, внимания к важным деталям при самостоятельном прочтении.

Задания открытой формы.

Каноническая форма представляет собой начало утверждения, рядом с которым надо дописать от руки свой ответ так, чтобы в результате получилось полное высказывание. Чем ближе к концу предложения находится место для ответа, тем лучше понимается смысл задания.

Задания на установление соответствия.

С их помощью проверяются ассоциативные знания. По форме такой тест представляет собой два списка (две колонки), из элементов которых «собираются» правильные ответы.

Задания на установление правильной последовательности.

Используются достаточно редко, так как более пригодны в точных науках.

Тестовые задания могут быть объединены в системы. Различают следующие основные системы заданий в тестовой форме.

Наиболее часто встречаются тематические задания. Это система заданий для контроля знаний по одной теме. По форме тесты могут быть как одинаковыми, так и разными: с выбором ответа, на установление соответствия или правильной последовательности. Последним можно придать форму тестов с выбором ответа.

В повседневной практике можно применять цепные задания, то есть такие, в которых выбор правильного ответа на последующее задание зависит от правильного ответа на предыдущее. Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса – это правильный подход к составлению обучающего теста.

Система оценки выполнения заданий должна быть предусмотрена разработчиком. Традиционно в заданиях с выбором ответа за правильный ответ дают 1 балл, за неправильный или отсутствующий – 0 баллов. Можно ввести оценку «-1» за неправильный ответ.

В повседневной учительской практике проводится промежуточное тестирование, с помощью которого на уроке литературы за 5-10 минут проверяется знакомство с текстом произведения, статьей учебника и т.п.

В отличие от итогового, контролирующего тестирования промежуточное может и должно выполнять обучающую функцию. При проведении внутреннего тестирования допустимо использование тестов, не прошедших стандартизацию.

Тест рассматривается нами не как основная, а как вспомогательная методика, способствующая развитию логического мышления, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый, неизвестный материал и помогающая осваивать его при помощи несложных аналитических действий, без которых выполнение такого рода заданий невозможно.

Таким образом, при употреблении тестов в процессе преподавания предмета следует, учитывая специфику литературы как вида искусства, типологию и назначение каждого теста, расширить их обучающую функцию и возможности использования для решения основных задач литературного образования: научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности, сформировать его эмоциональную культуру, эстетический вкус и нравственные устои, а значит, привить любовь к чтению прекрасных книг.

Особенности тестовых заданий по литературе

Проблема контроля за уровнем знаний,
умений и навыков учащихся – вечная проблема образования. И в разные времена
предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то
другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не
мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий
осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все
шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось
создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного
цикла.

В государственном стандарте
литературного образования отмечается, что специфика литературы как предмета
осуществляется ее сущностью как вида искусства. Цель литературного образования
предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о
литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры
личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого,
воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому
наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной
отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли
система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель,
так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного
порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит
художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть
воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула. У каждого
читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей
интерпретации.

Однако это не означает, что
использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью
тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста,
истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства
и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за «кругом
чтения» и уровнем «знаний о литературе» (по определению стандарта литературного
образования).

У тестирования действительно много
преимуществ: технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность
оценки. Имея несколько исходных тестов, их можно легко «перекомпоновать»,
составить контрольный вариант, наконец, по аналогии сконструировать новые.
Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных
технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Необходимо
освоить теоретическую сторону тестирования и создать достойную методическую
базу приемлемых тестов по литературе.

Обратимся к наиболее важным положениям
тестологии.

В современной науке педагогическим
тестом
 называют систему заданий возрастающей трудности и
специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить
уровень знаний учащихся.

К тестам обычно применяют следующие
основные требования:

·                    
валидность (проще говоря,
валидность теста показывает, насколько тест выполняет то, для чего его сконструировали);

·                    
надежность (ее определяют опытным
путем, соотнося результаты одного и того же человека при повторной проверке
знаний посредством параллельного теста); 

·                    
однозначность (эксперты не должны
расходиться в оценках, формулировки вопросов не должны вызывать разночтений,
недопустимы задания, которые могут иметь различное толкование);

·                    
дифференцирующая способность (комплект
тестов должен быть составлен так, чтобы получилось выявить различные уровни
владения испытуемыми знаниями и умениями в той области, которую проверяют).

Тестовые задания строятся и оформляются
стандартно, включая следующие основные элементы композиции:

·                    
инструкция;

·                    
содержание задания;

·                    
ответы к заданиям;

·                    
оценка (за правильный ответ).

Сегодня считается общепринятой  и
используется повсеместно следующая классификация тестовых заданий с
точки зрения их формы:

·                    
задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

·                    
задания открытой формы;

·                    
задания на установление соответствия;

·                    
задания на установление правильной последовательности.

Рассмотрим каждую из форм по порядку.

Задания с выбором одного
правильного ответа.

Правильный ответ в таких заданиях уже
имеется наряду с неправильными, и задача испытуемого состоит в его узнавании.
Эти задания считаются самыми простыми. Хотя многое зависит от сложности вопроса
и психологических особенностей испытуемого.

Формулировка задания представляет собой
утверждение без окончания, но не вопрос. Варианты ответов должны выглядеть как
окончание предложения. Ответы должны быть содержательными и по возможности
короткими. Чтобы смысл задания лучше понимался, сильные слова «самый»,
«наибольший», «наименьший», наилучший» 
рекомендуется ставить в самом
начале основной части задания. Не следует использовать в разных вариантах
ответов одновременно глагол, прилагательное и существительное.

Задания с выбором одного наиболее правильного
ответа.

Такие задания, конечно, малоприменимы
для контрольно-измерительных материалов, но их можно с успехом использовать в
развивающих тестах, особенно если результаты (ответы) обсуждаются вслух и
дается объяснение, почему тот или иной ответ наиболее правилен.

Задания с выбором нескольких
ответов.

Немного проще в конструировании, так как
не требуют придумывания большого количества неправильных позиций.

Информационная ценность заданий этого
вида выше, чем у заданий с выбором одного правильного ответа. Сфера их применения
на уроке – в основном проверка знания текста произведения, внимания к важным
деталям при самостоятельном прочтении.

Задания открытой формы.

Каноническая форма представляет собой
начало утверждения, рядом с которым надо дописать от руки свой ответ так, чтобы
в результате получилось полное высказывание. Чем ближе к концу предложения
находится место для ответа, тем лучше понимается смысл задания.

Задания на установление
соответствия.

С их помощью проверяются ассоциативные
знания. По форме такой тест представляет собой два списка (две колонки), из
элементов которых «собираются» правильные ответы.

Задания на установление
правильной последовательности.

Используются достаточно редко, так как
более пригодны в точных науках.

Тестовые задания могут быть объединены в
системы. Различают следующие основные системы заданий в тестовой форме.

Наиболее часто встречаются тематические
задания.
 Это система заданий для контроля знаний по одной теме. По
форме тесты могут быть как одинаковыми, так и разными: с выбором ответа, на
установление соответствия или правильной последовательности. Последним можно
придать форму тестов с выбором ответа.

В повседневной практике можно
применять цепные задания, то есть такие, в которых выбор
правильного ответа на последующее задание зависит от правильного ответа на
предыдущее. Несколько взаимосвязанных заданий в рамках одного комплекса – это
правильный подход к составлению обучающего теста.

Система оценки выполнения
заданий должна быть предусмотрена разработчиком. Традиционно в заданиях с выбором
ответа за правильный ответ дают 1 балл, за неправильный или отсутствующий – 0
баллов. Можно ввести оценку «-1» за неправильный ответ.

В повседневной учительской практике
проводится промежуточное тестирование, с помощью которого на
уроке литературы за 5-10 минут проверяется знакомство с текстом произведения,
статьей учебника и т.п.

В отличие от итогового,
контролирующего тестирования промежуточное может и должно выполнять обучающую
функцию. При проведении внутреннего тестирования допустимо использование тестов,
не прошедших стандартизацию.

Тест рассматривается нами не как
основная, а как вспомогательная методика, способствующая развитию логического
мышления, побуждающая к самостоятельной работе и, наконец, содержащая новый,
неизвестный материал и помогающая осваивать его при помощи несложных
аналитических действий, без которых выполнение такого рода заданий невозможно.

Таким образом, при употреблении тестов в
процессе преподавания предмета следует, учитывая специфику литературы как вида
искусства, типологию и назначение каждого теста, расширить их обучающую функцию
и возможности использования для решения основных задач литературного
образования: научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской
художественной деятельности, сформировать его эмоциональную культуру,
эстетический вкус и нравственные устои, а значит, привить любовь к чтению
прекрасных книг.

Как звали отца Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»?

Дмитрий

Денис

Дионисий

Даниил

Как звали капитанскую дочку в одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина?

Маша

Акулина

Василиса

Анна

Что большинство людей не умеют делать, по мнению профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»?

Читать

Есть

Внушать

Мочиться прямо в унитаз

Какая русская река связана с пьесой Александра Николаевича Островского «Бесприданница»?

Енисей

Волга

Амур

Нева

Кто такой Фёдор Тимофеевич в рассказе Чехова «Каштанка»?

Гусь

Кот

Собака

Свинья

Кто разлил масло на трамвайной остановке в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова?

Маргарита

Аннушка

Сонечка

Наташа

Бродский писал, что «в лампочке — ужас пола», а любовь….

Убивает Купидона

Отдохнёт на эстонском шпиле

Обретает не ноль

Лишена глагола

В чём в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» проявляется талант главного героя в детстве?

В живописи

В поэзии

В музыке

В медицине

В поэме Гоголя «Мертвые души» Чичиков скупал мертвые души с целью…

Получить большое поместье

Продать крестьян по подложным документам

Выгодно жениться

Купить дворянство

Студентом какого факультета был Раскольников в произведении Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?

Медицинского

Исторического

Юридического

Художественного

«Всё смешалось в доме Облонских» — из какого произведения эта фраза?

A. И. Гончаров «Обломов»

A. М. Шолохов «Тихий Дон»

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

A. Л. Толстой «Анна Каренина»

На карте Острова сокровищ в одноименном романе Р. Стивенсона была подпись Флинта, который «всегда подписывался так» – «Д.Ф.» Что он всегда добавлял к этим буквам?

Череп

Мертвый узел

Пиратский флаг

Злобный смайл

Увы и ах!

Хм, похоже литература – не твой самый любимый урок в школе. Попробуй ещё!

Ты не новичок в литературном мире

Половина списка рекомендованной литературы прочитана. Но может стоит зайти в библиотеку еще раз? 

Ты книжный гуру!

Мы гордимся тобой! 

Это тоже интересно:

  • Инструкция к тестеру воды tds 3
  • Инструкция к тестеру lcr t4
  • Инструкция к термосу из нержавеющей стали
  • Инструкция к терморегулятору xh w3001
  • Инструкция к термопоту panasonic nc eh40p

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии