Имеет ли права его старший 19 летний брат, поехать и забрать младшего 16 брата к матери?
Добрый вечер. Сыну 16 лет, хочет уйти от отца ко мне. Жизни с отцом ребёнок не видит. Ребёнок не знает что значит сходить погулять, не знает что такое друзья. Учеба, дом, домашние дела, коров заставляет доить, кормить, поить, ребенок дома у него как раб, даже хлеб заставляют печь. Подъём у ребенка в 4-5 утра, должен до учёбы управиться с хозяйством, потом на учёбу, и дальше опять хозяйство, до 20-21 часа. Кушает ребёнок 1 раз в день, и то если разрешат. Имеет ли права его старший 19 летний брат, поехать и забрать младшего 16 брата к матери?
Вчера в 21:21, вопрос №3832554, Замира, г. Краснодар
И так вопрос, имею ли я право на компенсацию за частично испорченный отдых?
Здравствуйте ! Такой вопрос , целесообразно ли , а точнее есть ли шанс получить положительный результат , по следующей ситуации .
В ночь с 29 августа на 30 автобус отправился на базу отдыха в Приморье , не доехав 36 км, поступает информация ( она достоверна ) , что в связи с сильным дождем ( он был ночью ) мост разрушен и проезд невозможен , т е время проведенное на трассе составило около 2 часов , затем нас повезли на другую близлежащую базу для временного размещения. База была совсем иного комфорта , чем куда мы направлялись. Там мы пробыли сутки. На следующий день в 16:00 дня , нас повезли на базу, куда собственно и направлялась изначально , якобы мост отремонтирован и модно ехать , но , опять таки мы потеряли в дороге 3 ,5 часа , проезд был закрыт по каким то причинам , мы стряли на трассе и ждали пока его откроют .
И так вопрос , имею ли я право на компенсацию за частично испорченный отдых ? Остался сильный осадок, потерян день отдыха в дороге, время в пути было 17 часов , плюс эти часы пребывания на трассе . Тур был приобретен у турагента , она на контакт не идет , к кому мне обратиться и есть ли смысл? Спасибо .
02 сентября, 01:21, вопрос №3829667, Ольга, г. Владивосток
Что такое административное право
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по тому, какие общественные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений. Например, трудовое, земельное, семейное, уголовно- процессуальное.
В порядке первого приближения к содержанию предмета административного права можно предложить такое определение: Это совокупность общественных отношений, возникающих при формировании государственной администрации и осуществлении ею властной деятельности, т.е. регулирует административные споры.
Под формированием здесь понимается создание системы органов административной власти, государственных предприятий и учреждений, воинских и других вооруженных формирований, а также должностей в государственных организациях. Сюда же включаются закрепление правовыми нормами компетенции государственных органов и учреждений, правового статуса служащих, порядка взаимоотношений между ними.
Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие по смыслу используются следующие термины:
- «государственная исполнительная власть»,
- «государственное управление»,
- «государственная администрация»,
- «административная власть».
Понятие Административного права, как отрасли права
Сначала раскроем понятие административного права с точки зрения отрасли права. Термин «Административное право» коротко и простыми словами — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения с органами исполнительной власти, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Рассмотрим полное определение административного права в РФ. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Понятие Административного права, как науки
Термин «Административное право» как наука коротко и простыми словами — это часть российской правовой науки, система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования. Рассмотрим полное определение административного права в РФ как науки.
Наука «Административное право» — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Признаки административного права
Ими обозначается явление, которое включает три главных признака:
- государственный управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов);
- выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и
- используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.
Это признаки властной государственной деятельности, которая осуществляется под руководством высшей власти (монарха, президента, парламента и т. д.), они отражают разные ее стороны. Так, термин «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной организационной деятельности государства. Когда говорят о государственной администрации, прежде всего имеют в виду субъекта организационной деятельности. А под административной (исполнительной) властью понимается власть, метод воздействия, используемый администрацией для организации общественных отношений (процессов).
В настоящее время в России наряду с государственной администрацией (исполнительной властью, управлением) существуют: муниципальная администрация (исполнительная власть, управленческая деятельность), регулируемая муниципальным правом, и частная администрация (исполнительная власть, управленческая деятельность), регулируемая гражданским правом.
Понятие источников административного права
Сначала раскроем понятие источников административного права. Термин «Источники административного права» коротко и простыми словами — это внешние формы выражения административно-правовых норм.
Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).
Источники административного права
Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.
Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды:
- федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
- источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).
К числу федеральных правовых источников административного права относятся:
- конституция РФ;
- международно-правовые договора и соглашения;
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
- правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
- законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
- правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Система источников административного права и её особенности
Вдобавок раскроем понятие «система источников административного права» и её особенности. Итак, Система источников административного права (СИАП) — это вся совокупность действующих источников административного права.
Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):
- Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
- административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ);
- многообразие источников;
- состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
- мобильность и изменчивость СИАП;
- сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.
Административная норма
Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.
Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.
Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.
Структура норм административного права
Итак, Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.
Выделяемые элементы структуры норм административного права:
- Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
- Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
- Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
Особенности норм административного права
Выделяют следующие особенности норм административного права:
- являются разновидностью юридических норм;
- объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
- административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
- устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
- содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
- имеют представительно-обязывающий характер;
- обеспечиваются мерами государственного принуждения;
- преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
- во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Виды административного права (виды норм)
Виды административного права, а точнее виды административно-правовых норм хорошо исследованы в юридической литературе и изучена многими правоведами. Поэтому можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации. Перечислим существующие виды административно-правовых норм.
По целевому назначению:
- Регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
- Охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.
По содержанию (порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений):
- Материальные. Юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус.
Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего. - Процессуальные. По своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.
По методу воздействия:
- Обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п. - Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п. - Уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. - Стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
Например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д. - Рекомендательные, т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
Например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.
По предметам действия:
- По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
- По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).
По юридической силе:
- законодательные акты;
- подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.
По сроку действия:
- Временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата;
- Постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
По адресу, регулирующие:
- административно-правовой статус гражданина;
- административно-правовой статус коммерческих организаций;
- административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
- административно-правовой статус органов исполнительной власти;
- административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
- административно-правовой статус государственных служащих;
- различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.
По масштабу действия:
- федеральные нормы;
- нормы субъектов РФ;
- нормы местного самоуправления.
По объекту регулирования:
- Общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
- Межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
- Отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.
По действию во времени:
- срочные, для которых определен срок действия;
- бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.
Понятие Субъекта административного права и их виды
Также многих интересует вопрос относительно термина субъектов административного права и виды субъектов. Поэтому в данном разделе мы Вам отдельно расскажем про значение субъекта административного права и отдельно про виды субъектов административного права.
Понятие Субъекта административного права
Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин «Субъект Административного права» коротко и простыми словами — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
Рассмотрим полное определение субъектов административного права в РФ. Субъект административного права — это конкретный участник отношений, которые отвечают особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм , в каковые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.
Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Виды субъектов административного права
Далее перейдём к другому интересующему Вас вопросу, это виды субъектов административного права. Административное право различает следующие виды субъектов:
- индивидуальные субъекты (физическое лицо, гражданин, лицо без гражданства, иностранец, должностное лицо и т.д.);
- коллективный субъект (физическое лицо: участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п.; юридическое лицо, организация, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления и т.д.);
- специальный субъект.
Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.
В качестве коллективных субъектов административного права выступают различные организации и объединения. При этом в административном праве коллективный субъект совсем не обязательно должен обладать статусом юридического лица. Так в качестве коллективного субъекта в административном праве признаются участники митинга, демонстрации, пикетирования, забастовки и т.п. В качестве субъектов административного права выступают органы исполнительной власти государства и местного самоуправления, предприятия и учреждения, общественные организации и объединения и т.п.
Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права. Выделяют следующие специальные субъекты административного права: члены административных коллективов; субъекты административной опеки; субъекты разрешительной системы; жители территорий с особым административно-правовым режимом; субъектов административного надзора и др.
Предмет административного права
В этом параграфе раскроем понятие предмет административного право. Термин «Предмет отрасли административного права» коротко и простыми словами — общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.
Рассмотрим полное определение предмета отрасли административного права в РФ. Предмет административного право — совокупность общественных правоотношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, иных государственных органов и должностных лиц, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
В предмет административного права входят три области правоотношений, а именно:
- управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
- организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
- контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Понятие Источников административного права их Виды и её Система
Возможно Вас интересует, что же такое источники административного права? Поэтому мы решили в данном разделе рассмотреть трактовку термина источника административного права, виды источников и систему источников.
Понятие Источников административного права
Сначала раскроем понятие источников административного права. Термин «Источники административного права» коротко и простыми словами — это внешние формы выражения административно-правовых норм.
Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).
Виды источников административного права
Также, часто люди интересуются о том какие бывают виды источников административного права, далее подробнее о них поговорим.
Правовые источники административного права подразделяются на следующие виды:
- федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
- источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).
К числу федеральных правовых источников административного права относятся:
- конституция РФ;
- международно-правовые договора и соглашения;
- федеральные конституционные законы; федеральные законы;
- постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
- правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
- нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
- законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
- правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
Система источников административного права и её особенности
Вдобавок раскроем понятие «система источников административного права» и её особенности. Итак, Система источников административного права (СИАП) — это вся совокупность действующих источников административного права.
Выделяют шесть особенностей системы источников административного права (СИАП):
- Административное законодательство образует его ядро (в отличие от системы источников уголовного права);
- административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ);
- многообразие источников;
- состоит в огромном числе входящих в СИАП источников;
- мобильность и изменчивость СИАП;
- сложность систематизации административно-правовых норм и невозможность их единой кодификации.
Функции административного права понятие и виды
В данном разделе мы Вам объясним, что означает термин функции административного права и подробно опишем виды Функций административного права.
Понятие функции административного права
Часто задают вопрос, что означает понятие функции административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. «Функции административного права» — основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения.
Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.
Виды функций административного права
Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:
- Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
- 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
- 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
- 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
- 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
- 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
- Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.
Принципы административного права
В данном разделе мы Вам объясним что означает термин принципы административного права и подробно перечислим основные принципы.
Итак раскроем понятие «Принципы административного права» — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права.
К числу основных принципов относятся:
- Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
- Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
- Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.
- Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
- Принцип разделения властей — одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
- Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
- Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.
- Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.
Кто осуществляет государственную административную власть?
Исполнительные органы государственной власти и ряд подчиненных им учреждений (медицинские вытрезвители и др.), строевые подразделения (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.).
Что включается в понятие государственной администрации?
Это руководители иных государственных органов, осуществляющие внутриорганизационную деятельность. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу судей аппарата областного суда, занимается не правосудием, а административной деятельностью.
Ярким примером сказанного является создание в 1998 г. Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Он подчинен Верховному Суду и занимается организационным обеспечением судов, то есть проводит мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Кстати, закон о Судебном департаменте учредил новую должность – администратор суда – для организационного обеспечения деятельности республиканского, краевого, областного суда. Администратор суда подчиняется его председателю.
В-третьих, к государственной администрации относятся Администрация (!) и Управление делами Президента Российской Федерации, Банк России, его главные управления и расчетно-кассовые центры.
В-четвертых, это администрации государственных учреждений и предприятий, осуществляющие руководство этими организациями (вузами, библиотеками, железнодорожными станциями и др.) и имеющие властные полномочия в отношении тех, кто пользуется их услугами.
Таким образом, под государственной администрацией понимается система органов государственной исполнительной власти, а также осуществляющие административную власть иные государственные органы, их руководители, структурные подразделения, администрация государственных учреждений, предприятий, строевых подразделений.
Деятельность государственной администрации двойственна
Главное в ней – созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, производства и др. Но важна и охранительная (полицейская) работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционирования государственной администрации: созидательная («активная администрация») и охранительная («пассивная администрация»).
Двойственная природа предмета регулирования и отрасли права также в том, что административное право не только устанавливает систему прав и обязанностей субъектов государственной административной деятельности, но и регулирует порядок ее осуществления, ее процедуры. В нем сосуществуют материальное административное и административно — процессуальное право.
Предмет административного права условно можно поделить на две такие части:
- Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, подчиненных им учреждений, строевых подразделений, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах, учреждениях, строевых подразделениях.
- Взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.
Пока преобладали нормы первой группы, государства имели систему юридических правил, регулирующих разделение труда по администрированию, закрепляющих власть аппарата и обязанности граждан, иных невластных субъектов. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности, гарантии от административного произвола, административных импровизаций. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией – необходимое условие превращения полицейского права в административное.
Необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство
Административное право, если быть точным, регулирует не деятельность, а отношения, возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права всех сторон общественных отношений: и властных и невластных субъектов. Главная составляющая предмета административного права, его ядро – система отношений государственной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить так: совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении государственной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, а также иных отношений, связанных с ее формированием и деятельностью.
Анализ признаков, обозначенных нами как «формирование», «властная деятельность», «государственная администрация» позволяет уяснить смысл первичного подхода к предмету административного права. Но предложенное в начале этого параграфа определение нуждается в ряде серьезных уточнений.
- Государственная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права.
Так, властную деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, отношения, связанные с финансами, – финансовое право. ЗАГСы действуют на основе норм семейного права, следственные аппараты МВД, ФСБ при расследовании уголовных дел опираются на нормы уголовного и уголовно-процессуального права, система органов исполнения наказаний Минюста РФ действует на основе норм уголовно-исполнительного права и т. д.
Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести такое существенное уточнение: оно регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования государственной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права Российской Федерации. - Административное право закрепляет систему средств исключительно административного воздействия: административное принуждение, лицензирование, регистрация. Их применение происходит в рамках властеотношений, урегулированных административно-правовыми нормами.
Охранительные нормы закрепляют систему средств административного принуждения, основания, порядок их применения. Кто бы ни применял меры административного принуждения – государственные органы исполнительной власти, Банк России, судьи, муниципальные органы, общественные организации (народные дружины, общественные рыб инспекции, организации казаков и т. д.) – все они обязаны действовать в соответствии с нормами административного права. Административное принуждение – важная часть предмета административного права.
То же самое, с небольшими исключениями, можно сказать и о использовании иных средств чисто административного воздействия: лицензирования, регистрации. Соответствующие отношения регулируются административным правом, являются частью предмета административного права. Кто бы ни занимался лицензированием, регистрацией – исполнительные органы, Банк России – они осуществляют административно-правовую деятельность. Исключения из этого общего правила немногочисленны. Например, регистрация кандидатов в депутаты избирательными комиссиями. - К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во внесудебном порядке (административных жалоб). Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно-правовые отношения с их авторами и между собой.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать такой вывод: предметом административного права Российской Федерации являются властеотношения, которые возникают в процессе формирования и функционирования государственной администрации (за исключением тех, которые регулируются нормами иных отраслей права), а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового принуждения, иных мер административного воздействия, рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан.
Вопрос о предмете отрасли права важен для любой юридической науки. Но особенно в настоящее время он актуален для административного права. Признание тех или иных отношений административными означает распространение на них административно-правового метода регулирования со всеми вытекающими из этого последствиями. Иными словами, речь идет о пределах властного воздействия государственной администрации на общественные отношения.
Если рассматривать предмет отрасли с точки зрения его объема, то он значительно сократился в целом, хотя отдельные его элементы расширились. На уровне района, города, поселка, села вопросы организации и созидательного функционирования исполнительной власти регулируются сейчас муниципальным правом, а в соответствующих муниципальных образованиях действует муниципальная организация.
Известно, что многие государственные предприятия были приватизированы и стали частными. Ими руководит частная администрация. Если раньше многие вопросы деятельности администраций этих предприятий были предметом административного права (планирование, фондирование и др.), то сейчас это предмет гражданского и трудового права.
Сужение предмета административного права происходит и за счет децентрализации, сокращения государственного вмешательства в деятельность всех предприятий и учреждений:
- государственных,
- муниципальных,
- частных и перехода соответствующих общественных отношений в сферу,
- регулируемую муниципальным и гражданским правом.
Список источников и литературы
- Административное право. Учебник С.Н. Братановский.
- Административное право. Учебник М.А. Лапина.
- Административное судопроизводство. Учебное пособие В.В. Яркова, К.А. Малюшина.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
УДК 342.9(470+571)(035.3) ББК 67.401 (2Рос)-3
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПР^ОВЫЕ АКТЫ
О.Н. Ордина
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Кировский филиал
610007, Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 17бв
В результате реформы российского административного законодательства в регулировании общественных отношений усилилось диспозитивное начало, что привело к необходимости решения про-блемы открытия простора процессам саморегулирования и самоуправления в обществе. Это должно расширить сферу локального регулирования и сузить сферу централизованного регулирования общественных отношений.
Локальные акты представляют собой достаточно большой массив в составе административно-правовых актов. Они издаются (принимаются) в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, первичных структурных ячейках -организациях, учреждениях и на предприятиях — в качестве регулятора множества организационных, финансо-вых и других вопросов.
Локальные акты занимают низшую ступень в иерархии административно-правовых актов.
В современной юридической науке правовая природа и сущность локального акта изучены пока недостаточно [1]. Термин «локальный» имеет латинское происхождение и исходит от слов «locus», «localis», что в переводе означает «место», «местный». В словаре русского языка слово «локальный» определяется как «местный, не выходящий за определенные пределы». В теории права локальными нормативными правовыми актами называются «юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управ-
ления в организациях различных форм собствен-ности и ведомственной подчиненности» [2]. Можно сказать, что локальные нормативные правовые акты -это предписания, регулирующие внут-рен-нюю жизнь органов исполнительной власти, местного самоуправления, конкретных организаций, учреждений, предприятий.
Мы будем рассматривать локальные нормативные административно —
правовые акты, которые издаются (принимаются) преимущественно в органах исполни-тельной власти, местного самоуправления, иных государственных ор-гани-зациях, учреждениях, предприятиях. Тем не менее они сходны с подобными актами в смешанных, кооперативных и иных организациях. Некоторые авторы фактически отождествляют понятия «локального» и «корпоративного» нормативного акта, понимая под локальными нормативными актами «нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь… Они издаются администрацией для решения своих внутренних вопросов и распространяют свое действие только на членов данного ограниченного коллек-тива людей» [3].
Согласимся с М. А. Маргулисом, который основное отличие локального нормативного правового акта от корпоративного нормативного акта видел в том, что первый из них принимается обычно во исполнение нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой (как правило, законодательного акта), в котором содержит-
ся указание на необходимость (возможность) принятия такого акта. Нормы же, содержащиеся в корпоратив-ном акте, обычно регулируют специфические отношения в корпорации, отношения, возможность регулирования которых не предусмотрена правовыми нормами в нормативных правовых актах, либо указание на такую возможность дается в наиболее общем виде (к приме-ру, регламенты различных спортивных объединений) [4].
На наш взгляд, локальный нормативный административно-прмовой акт -это изданный (принятый) во исполнение нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретных организациях, учреждениях, на пред-приятиях в установленном порядке акт, предназначенный для определенного круга лиц и регулирующий осуществление адми-нистративно-публич-ной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности этих органов или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права локального действия.
По нашему мнению, локальные нормативные административно-правовые акты характеризуются следующими признаками: 1) основаны на законодательстве и иных правовых актах и не могут им противоречить; 2) обеспечивают исполнение иных нормативных правовых актов; 3) издаются (принимаются) компетентными органами исполнительной власти, местного самоуправления, конкретными организациями, учреждениями, предприятиями в установленном порядке и не нуждаются в утверждении или одобрении какими-либо иными органами; 4) распространяются на всех субъектов, участвующих во внутренних отношениях органов исполнительной власти, мест-ного самоуправления, конкретной организации, учреждения, предприятия: органы управления, работни-
ков, администрацию, структурные под-разде-ления; 5) учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации; 6) устана-вливают, изменяют или отменяют нормы административного права локального действия; 7) регулируют осуществление административно-публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности этих органов или по отдельным ее направлениям.
Издание (принятие) локальных нормативных административно-правовых актов предусмотрено российским законодательством. Например, в ст. 13 закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [5] предусматривается принятие устава и иных локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [6] предоставляет возможность издания (принятия) локальных нормативных правовых актов на конкретных предприятиях, в учреждениях, организациях (инструкций по действиям в случае пожара и т.д.). В п. 2.4 приказа Минрегиона России 26 мая 2006 г. № 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» [7] указано, что при поступлении гражданина на гражданскую службу в Министерство гражданский служащий должен быть ознакомлен с настоящим Служебным распорядком, с должностным регламентом, с локальными актами Министерства, регулирующими вопросы прохождения гражданской службы и ее оплаты, а также с нормами охраны труда и противопожарной безопасности.
Локальный нормативный административно-правовой акт, как и любой другой правовой акт, всегда имеет внешнюю структуру, то есть определенные реквизиты, которые являются его обязательными элементами и свиде-тель-ствуют о его официальном характе-
ре и юридической силе. Они показывают, какой нормотворческий орган издал (принял) данный акт и когда, в какую форму его воплотил, удостоверяют его формальное действие. Представляется, что к формальным реквизитам локального нормативного акта можно отнести: наименование вида акта (положение, инструкция, правила и т.д.), дату его издания (принятия), подпись должного лица, имеющего полномочия на подписание данного акта.
Итак, локальные нормативные ад-мини-стративно-пр^овые акты, изданные (принятые) в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретной организации (учреждении, на предприятии), устанавливают их особый, внутренний правопорядок и являются результатом допускаемой и охраняемой государством нормотворче-ской деяте-льности.
Локальные нормативные админи-стративно-првдовые акты — это предписания, регулирующие внутрен-нюю жизнь органов исполнительной власти, местного самоуправления, конкретных организаций, учреждений, предприятий, являющиеся результатом допускаемой и охраняемой государством нормотворче-ской деятельности. Они используются в качестве регулятора множества организационных, финансовых и других вопросов. Локальные акты представляют собой достаточно большую часть среди нормативных административно-
правовых актов и занимают низшую ступень в их иерархии. В работе рассматривались локальные акты, которые издаются (принимаются) преимущественно в органах исполнительной власти, местного самоуправления, иных государственных организациях, учреждениях, на предприятиях, где непосредственно сливаются функции управления и производственного, ком-мерческого, учебного, научного и иного процесса.
В России начинает складываться вертикальная иерархическая структура законодательства, обеспечивающая еди-
ное правовое поле. Рассмотрим это на примере законодательства о единой государственной системе предупрежде-ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России (РСЧС). Статьи 7, 56, 114 Конституции России указывают, что политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих до-стойную жизнь и свободное развитие человека, что в России охраняется здоровье людей, устанавливаются гара-нтии социальной защиты, обеспечивается государственная безопасность, общественный порядок, кроме того, в указанных статьях говорится о мерах, ограничивающих права и свободы граждан, которые могут быть введены в условиях чрезвычайного положения. Эти положения развивают федеральные законы «О безопасности» [8], «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9] и другие. Принимаются акты Правительства [10], Госстандарта, Госстроя, МЧС России, органов государственной власти субъектов Федерации, муниципальных образований. Далее, издаются (принимаются) локальные нормативные акты органами управления МЧС России [11] (федеральными органами исполнительной власти), органами исполнительной власти субъектов Федерации [12], местного самоуправления [13], конкретными предприятиями, организациями, учреждениями. Например, приказ президента ОАО «Российские железные дороги» от 10 июля 2008 г. № 90 «Об организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «РЖД»» [14], в котором был утвержден «Порядок работы Департамента безопасности движения, управления специальных программ и управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля по предупреждению и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «РЖД»».
Локальные акты нужно отличать от общеорганизационных актов по организации и ликвидации структурных подразделений и формирований МЧС России. Если создание или ликвидация спасательного центра МЧС России связаны с административно-властными указаниями вышестоящего государствен-ного органа, то здесь принимается общеправовой нормативный акт. Например, в соответствии с Постановлением Правительства России от 30 декабря 2003 г. № 794 [15], утвердившим Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), было принято постановление администрации г. Кирова от 28 июня 2011 г. № 2369-П «Об организации городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [16]. Если инициатива создания таких структур, как нештатное аварийно-спасательное формирование либо добровольная пожарная дружина принадлежит самой организации на внутреннем, локальном уровне и не обусловлена решениями вышестоящих органов или их указания носят рекомендательный характер (хотя их создание предусмотрено законом), то в этом случае издается локальный нормативный правовой акт.
Все локальные нормативные правовые акты играют важную роль в совершенствовании управления организацией: правовое регулирование деятельности организации при помощи данных актов создает условия для юридической защиты и оптимизации процесса упорядочения внутриорганизационных отношений.
Локальные нормативные административно-правовые акты можно классифицировать в зависимости от издавшего их субъекта: 1) локальные акты федеральных органов исполнительной власти; 2) локальные акты органов исполнительной власти субъектов федерации; 3) локальные акты органов местного самоуправления; 4) локальные акты кон-
кретных организаций, предприятий, учреждений.
Используя такой критерий сравнения, как характер регулируемых адми-нистративно-прадовых отношений, можно выделить следующие локальные нормативные административно-правовые акты: устанавливающие правила пожарной и санитарной безопасности, правила безопасной эксплуатации транспортных средств; определяющие порядок действия в организации (учреждении, на предприятии) на случай пожара; регулирующие размещение заказов для нужд в государственных и муниципальных учреждениях здраво-охранения; определяющие органи-зацию работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие. Существует разнообразие форм локальных нормативных правовых актов, издаваемых (принимаемых) в процессе нормотворчества. Это уставы, учреди-тельные договоры, положения, правила, инструкции, приказы и другие. Они предусматриваются как общенормативными актами (законы, постановления Правительства России), так и собственными регламентирующими документами.
На современном этапе локальный нормативный административно-
правовой акт, изданный (принятый) в органах исполнительной власти, местного самоуправления, конкретной организации (в учреждении, на предприятии), является самостоятельным источником (формой) административного права, результатом нормотворческой деятельности управомоченных на то субъектов, содержит общеобязательные правила поведения (локальные административные нормы). Органы исполнительной власти, местного самоуправления, конкретная организация, учреждение, предприятие способны с помощью локальных норм устанавливать свой внутренний правопорядок, а государство в свою очередь обеспечивает им возможность осуществлять нормотворческую
деятельность, гарантирует им правовую, в том числе и судебную защиту. Но при этом их локальные акты не должны противоречить действующему законодательству. Есть основания полагать, что в дальнейшем, с развитием производственных отношений, усложне-нием технологических процессов, становлением гражданского общества в России роль локальных нормативных правовых актов в сфере регулирования внутриорганиза-ционных отношений будет возрастать. Это объективный процесс, который вызван реальными потребностями деятельности каждой отдельно взятой организации (учреждения, предприятия).
В целях обеспечения единообразного правового регулирования на всей территории Российской Федерации необходимо в Федеральном законе «Об актах государственного управления в Российской Федерации» закрепить определение понятия «локальный нормативный правовой акт», его виды и формы, их юридическую силу и соотношение между собой, порядок издания (принятия) и толкования, основные требования к юридической технике.
В данном федеральном законе следует учесть все виды локальных нормативных правовых актов, а также требования к их содержанию и форме. Юридическую силу локального акта следует определять в соответствии с положением соответствующего нормотворческого органа. С целью взаимного соответствия содержания и наименования локальных нормативных административно-
правовых актов в данном законе следует закрепить их модель, которая представляется нам следующей.
1) Устав и учредительный договор как источники административного права — это основные локальные нормативные правовые учредительные акты, определяющие административно-правовой статус организации (учреждения, предприятия), регулирующие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность в административно-пуб-
личной сфере, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы административного права локального действия.
2)Положение как источник административного права — это локальный нормативный правовой акт, который достаточно полно и детально регла-ментирует какую-либо группу вопросов, касающихся полномочий определенных органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций (учреждений, предприятий), их структур, функций, устанавливающий, изменяю-щий или отменяющий нормы административного права локального действия.
3)Прмила как источник административного права — это локальный нормативный правовой акт, устанавливающий публичный порядок в области какого-либо вида деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, организации (учрежде-ния, предприятия) или публичные правила поведения физических лиц в них, отражающий специфические аспекты той или иной их деятельности, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права локального действия.
4) Инструкция как источник административного права — это локальный нормативный правовой акт, издаваемый органами исполнительной власти, местного самоуправления, организацией (учреждением, предприятием) в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного органа или с целью осуществления детального регулирования поведения субъектов права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.
5) Приказ как источник административного права — это локальный нормативный правовой акт, издаваемый руководителем органа исполнительной власти, местного самоуправления, организ-
ации (учреждения, предприятия) на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.
6) Распоряжение как источник административного права — это локальный нормативный правовой акт, издаваемый
всеми должностными лицами и органами исполнительной власти, местного са-мо-управления, организации (учреждения, предприятия) на основе принципа единоначалия, регламентирующий наиболее важные вопросы деятельности этого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий административно-правовые нормы локального действия.
1.
8.
9.
ПРИМЕЧАНИЯ
Маленко Т. В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 54—62; Рубайло Э. А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 72-80 и др. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999. С. 317. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2001. С. 295.
См. подробнее: Маргулис М. А. Основные направления нормотворческой деятельности в области спорта II Юридическая мысль. 2005. № 4. С. 22-31.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 128.11.2012) IIВСНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1787.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 01.01.2012) II Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
Приказ Минрегиона России «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития РФ» от 26 мая 2006 г. № 59 // Бюллетень нормативных федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 29.
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЭII Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2012) II Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3448.
10. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 (в ред. от 23.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 3949; Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 (в ред. от 17.05.11) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 22. Ст. 2640.
11. Приказ МЧС РФ «Об утверждении Порядка содержания и использования сооружений гражданской обороны в мирное время» от 21 июля 2005 г. № 575 // Российская газета. 2005. 5 окт. (№ 222).
12. Постановление Правительства Кировской области «Об утверждении областной программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области» на 2008 г.» от 17 июля 2007 г. № 100/291 (в ред. от 01.08.2008) // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».
13. Органами муниципальных образований могут приниматься различные планы мероприятий в этой области (например, распоряжение администрации г. Кирова «О плане основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Кирова на 2005 год» от 29 декабря 2004 г. № 7432 // Бюллетень правовых актов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров». 2005. 31 янв. (№ 22).
14. Приказ президента ОАО «Российские железные дороги» «Об организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «РЖД»» от 10 июля 2008 г. № 90 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».
15. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794 (в ред. от 19.11.2012) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 2. Ст. 121.
16. Постановление администрации г. Кирова «Об организации городского звена территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 28 июня 2011 г. № 2369-П (в ред. от 06.11.2012) II Наш город. 2009. 29 мая (№ 26 (26)).
При
характеристике источников административного
права необходимо определить следующее:
-
Понятие
источника административного права; -
Виды
и формы источников.
К
источникам административного права
относятся те правовые нормативные акты
органов государственной власти и
государственного управления, которые
содержат нормы административного права,
например Кодекс об административных
правонарушениях. Правовые свойства
нормативных правовых актов неодинаковы.
Различаются акты с высшими юридическими
свойствами (законы), акты подзаконные
(акты управления) и др. В числе источников
административного права выделяются
следующие нормативные акты: законы,
указы, постановления Правительства,
другие акты управления.
Законы
среди всех источников административного
права обладают высшими юридическими
свойствами: они регулируют наиболее
общие и значительные управленческие и
иные отношения административного права.
Законы принимаются законодательными
органами власти РФ, её субъектов,
различаются законы:
-
Основной
закон (Конституция) РФ; -
федеральные
конституционные законы (например, о
Правительстве РФ); -
федеральные
законы (например, о военном положении,
о чрезвычайном положении); -
законы
РФ(например, об основах муниципальной
службы); -
основные
законы (конституции, уставы) субъектов
РФ; -
законы
субъектов РФ.
Указы
Президента РФ также регулируют важные
вопросы организации государственного
управления.
Решения
представительных местных органов
(местного самоуправления) издаются по
вопросам местного управления, охраны
порядка и другим вопросам.
Акты
управления составляют группу источников
административного права. Их принимают
высшие органы (Правительство), центральные
(министерства и ведомства), органы
управления субъектов РФ и муниципальные
органы. Акты управления могут приниматься
в условиях правового государства только
по вопросам управления, то есть
распространяться на подчиненные органу
предприятия и учреждения и не могут
затрагивать прав и обязанностей граждан.
С этих позиций основными источниками
административного права являются:
положения, уставы, кодексы, инструкции,
правила, акты, не имеющие названных
форм.
Положения
как источник административного права
– самая распространенная и многочисленная
форма нормативных актов. Положения
органически закрепляют компетенцию
одного органа государственного управления
или группы таких органов, например
положения о министерствах, комитетах
и других органах, а также их структурных
подразделениях.
Уставы
учреждены и действуют во многих отраслях
государственного управления. По
действующему законодательству уставы
обязаны иметь предприятия, учебные
заведения и многие другие организации.
В уставах закрепляются структура
организации и компетенция входящих в
неё органов.
Кодексы
как источники административного права.
Первая
группа – о юридической ответственности.
Вторая
группа имеет целью упорядочение
организации отрасли, в них регулируются,
наряду с административно-правовыми
отношениями, отношения в других отраслях
права.
Инструкции
содержат общие разъяснения о порядке
проведения в жизнь того или иного акта,
а также устанавливают дополнительные
правила к ним.
Правила
регулируют вопросы, которые в
законодательстве урегулированы лишь
в принципе.
Кодификация
– один из видов, приемов систематизации
административного законодательства
(Налоговый кодекс, кодекс об административных
правонарушениях).
Инкорпорация
как способ группирования правовых норм
отраслевого масштаба или нескольких
отраслей существенно помогает в
практическом применении законодательства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #