Инструкция как завязать шнурки для детей

Как научить ребенка завязывать шнурки: тренажеры, видео и веселый стишок

Дубровина Ольга


,



контент-менеджер


Обновлено 

Самое трудное для детей, которые учатся самостоятельно одеваться — научиться завязывать шнурки. Для нас, взрослых с развитой мелкой моторикой, эта задача кажется простой. А вот для неловких детских пальчиков превращается в настоящую проблему.

В каком возрасте ребенок должен уметь завязывать шнурки

Как правило, этот навык дети осваивают в 4–6 лет. Однако девочки могут научиться этому раньше, чем мальчики — даже в 3–3,5 года.

Как бы то ни было, родителям нужно проявить терпение и с пониманием отнестись к тому, что у малыша пока не получается завязать шнурки самостоятельно. Ребенок может научиться делать узелок, а вот сложить две петельки из свободных концов и сделать из них бантик у него получится далеко не сразу.

Мы покажем разные способы, один из которых наверняка подойдет вашему сыну или дочке. Кому-то будет легче со шнуровками, другим понравится стишок-помощник, третьи вдохновятся возможностью шнуровать ботинки разными интересными способами. Итак…

Пошаговая инструкция для взрослых, которая поможет объяснить все малышу

Прежде всего вы сами должны понять технику завязывания узелка:

  1. Первым делом нужно взять свободные концы шнурков за кончики.
  2. Затем перекрестить их.
  3. Далее — завести один за другой, как бы оборачивая один конец шнурка вокруг другого.
  4. И потянуть за концы, затягивая узелок.

Бантик делается сложнее:

  1. Положите концы шнурков на ботинки так, чтобы они располагались параллельно друг другу.
  2. Возьмите один свободный конец шнурка и потяните его к крайней дырочке на ботинке, как бы складывая вдвое. У вас получится петелька.
  3. Петельку нужно взять чуть выше конца шнурка двумя пальцами и поднять вверх, чтобы она не лежала на ботинке — теперь она готова к завязыванию бантика.
  4. Точно так же нужно сделать петельку из второго свободного конца шнурка.
  5. Ура! Теперь можно повторить те же действия, что и при завязывании узелка — и получится бантик. Главное — сделать это так, чтобы ни одна из петелек не распалась.

Знаете, для чего мы так подробно расписали каждый шаг? Чтобы вы увидели всю сложность этой, казалось бы, рядовой задачки. Вы уже умеете завязывать шнурки, и действия «на автомате» не дают оценить, сколько этапов нужно выполнить для того, чтобы прийти к конечному результату.

© Depositphotos

Самое трудное для детей, которые учатся самостоятельно одеваться — научиться завязывать шнурки. Для нас, взрослых с развитой мелкой моторикой, эта задача кажется простой. А вот для неловких детских пальчиков превращается в настоящую проблему.

В каком возрасте ребенок должен уметь завязывать шнурки

Как правило, этот навык дети осваивают в 4–6 лет. Однако девочки могут научиться этому раньше, чем мальчики — даже в 3–3,5 года.

Как бы то ни было, родителям нужно проявить терпение и с пониманием отнестись к тому, что у малыша пока не получается завязать шнурки самостоятельно. Ребенок может научиться делать узелок, а вот сложить две петельки из свободных концов и сделать из них бантик у него получится далеко не сразу.

Мы покажем разные способы, один из которых наверняка подойдет вашему сыну или дочке. Кому-то будет легче со шнуровками, другим понравится стишок-помощник, третьи вдохновятся возможностью шнуровать ботинки разными интересными способами. Итак…

Пошаговая инструкция для взрослых, которая поможет объяснить все малышу

Прежде всего вы сами должны понять технику завязывания узелка:

  1. Первым делом нужно взять свободные концы шнурков за кончики.
  2. Затем перекрестить их.
  3. Далее — завести один за другой, как бы оборачивая один конец шнурка вокруг другого.
  4. И потянуть за концы, затягивая узелок.

Бантик делается сложнее:

  1. Положите концы шнурков на ботинки так, чтобы они располагались параллельно друг другу.
  2. Возьмите один свободный конец шнурка и потяните его к крайней дырочке на ботинке, как бы складывая вдвое. У вас получится петелька.
  3. Петельку нужно взять чуть выше конца шнурка двумя пальцами и поднять вверх, чтобы она не лежала на ботинке — теперь она готова к завязыванию бантика.
  4. Точно так же нужно сделать петельку из второго свободного конца шнурка.
  5. Ура! Теперь можно повторить те же действия, что и при завязывании узелка — и получится бантик. Главное — сделать это так, чтобы ни одна из петелек не распалась.

Знаете, для чего мы так подробно расписали каждый шаг? Чтобы вы увидели всю сложность этой, казалось бы, рядовой задачки. Вы уже умеете завязывать шнурки, и действия «на автомате» не дают оценить, сколько этапов нужно выполнить для того, чтобы прийти к конечному результату.

© Depositphotos

© Depositphotos

Теперь вы понимаете, сколько же всего надо не забыть, чтобы всего лишь зашнуровать ботинки! Ваш малыш будет настоящим маленьким героем, когда освоит этот навык.

Стишок, который научит ребенка завязывать шнурки

Он поможет малышу запомнить все этапы и не путаться в них. А заодно поднимет настроение.

Подарили мне ботинки,
Хороши, как на картинке.
Но они не на липучках,
А шнурок совсем замучал!

Я беру его за кончик
И упрямо вверх тяну,
Я сначала на шнурочке
Сделал петельку одну.

А потом — с другого края — 
Вышла петелька вторая.
Из петелек сделал крестик,
Пусть они побудут вместе.

А потом одну петельку
Под вторую как продел я!
За петельки потянул…
Я ботиночек обул!

Легкий способ научить завязывать шнурки

Во-первых, вы должны показывать завязывание шнурков на личном примере, делая это медленно, никуда не торопясь и давая малышу внимательно рассмотреть каждое свое движение. Проговаривайте действия. Даже если ребенок в это время надевает обувь на липучке и не может «зеркалить»! Дети любят повторять все за родителями, и это нехитрое представление наверняка заинтересует сына/дочку.

Во-вторых, чтобы постоянно не обуваться для тренировок и не носить в детскую уличные ботинки, учиться завязывать шнурки можно на простых тренажерах. Они называются шнуровками и купить их можно в магазинах с детскими игрушками.

© Instagram  @wood.toysart

© Instagram  @wood.toysart

Причем покупку стоит сделать задолго до того времени, как малышу предстоит научиться самостоятельно завязывать шнурки. Эти тренажеры помогают укрепить мелкую моторику с самых ранних лет. Малышам нравится просовывать шнурки в дырочки, вынимать их — и повторять все по новой. А пальчики становятся все более ловкими.

Постепенно вы можете показать ребенку, как делать из кончиков шнурка петельку. И попробовать вставлять в дырочки все более «непослушные заменители шнурков» — вроде тонкой пряжи или даже ниток.

Натренировавшись на таких играх, малышу будет легче научиться завязывать шнурки. А отработка навыка потребует меньше времени.

Делаем тренажер-шнуровку своими руками

Да, разноцветные игрушки-шнуровки можно купить, но гораздо интереснее сделать такой тренажер самостоятельно вместе с малышом. Пошаговая инструкция с фото — ниже.

Вам понадобится:

  • плотный картон (лучше от коробки)
  • фломастеры
  • ножницы
  • дырокол (необязательно)
  • яркие шнурки

Как сделать тренажер-шнуровку:

1. Возьмите детский ботиночек, поставьте на картонку и обведите его подошву фломастером.

©  cbc.ca

©  cbc.ca

2. По краям нарисуйте два «ушка» так, чтобы они могли обхватить детскую ступню примерно от начала подъема до начала пальчиков.

3. Точно так же нарисуйте второй «ботиночек».

4. По краям «ушек» наметьте место для будущих дырочек для шнурков.

©  pinterest.ru

©  pinterest.ru

5. Вырежьте обе заготовки.

6. Сделайте дырочки для шнуровки с помощью дырокола, а если его нет, просто проткните их ножницами так, чтобы можно было свободно втыкать шнурки.

7. При желании раскрасьте. Готово!

Теперь остается только вдеть шнурки в тренажер-шнуровку и учиться завязывать шнурки сначала на узелок, а затем бантиком.

©  busymomshelper.com

©  busymomshelper.com

Видео: как научиться шнуровать ботинки разными способами

Некоторым детям надоедает однообразность урока по завязыванию шнурков, они вредничают и не хотят учиться. И их можно понять: бесконечные попытки сделать бантик — и только! — наскучат кому угодно. В этом случае можно посмотреть видео, обучающее разным видам шнуровки.

Быть модными и непохожими на сверстников дети начинают хотеть довольно рано. И даже такая мелочь может привести их в восторг.

В этом видео вы найдете очень много способов зашнуровать ботинки так, как не делает никто из приятелей по саду и детской площадке:

А ваш малыш уже умеет завязывать шнурки?

Читайте также:

  • Как красиво завязать шнурки: самые необычные способы
  • Гид по детской обуви: с рождения и до школы
  • Развивающие игрушки: шьем мягкую шнуровку-динозаврика

Фото на анонс: Depositphotos

Взрослые завязывают шнурки на автомате, а вот детям это занятие часто кажется невероятно сложным. Однако совсем скоро надо будет идти в детский садик или в школу — там этот навык будет особенно необходим. Как, наконец-то, помочь ребёнку перейти с обуви на липучках на кроссовки, кеды и ботинки? Мы написали об этом целую статью!

Совет №1: Развивайте мелкую моторику

Не секрет, что детям бывает тяжело завязывать шнурки из-за плохо развитой мелкой моторики рук. Пальцы не слушаются, одна петелька не вставляется в другую, слабые узелки моментально развязываются — конечно, в такой ситуации проще пользоваться обувью на липучках, кнопках или резинках. А можно просто помочь ребёнку поработать над мелкой моторикой. Например, выполняя такие задания:

  • завязывать узелки на разных по толщине верёвочках;
  • завязывать бантики из лент;
  • играть в мелкий конструктор (к примеру, мозаичного типа, где необходимо вставлять детальки в маленькие отверстия);
  • делать шнуровку на бумажных листах, продевая ниточки или леску через вырезанные отверстия;
  • собирать паззлы и мозаики;
  • перебирать с ребёнком мелкие предметы с разной фактурой (пуговицы, бусины, ракушки, камешки);
  • играть в пальчиковые игры;
  • делать массаж рук;
  • лепить из пластилина, обычной и полимерной глины, соленого теста.

Совет №2: Смотрите тематические видеоролики

Если вы понимаете, что не сможете толково объяснить ребёнку технику завязывания шнурков, предоставьте это опытным людям. В интернете можно найти множество пошаговых уроков, как научить малышей правильно завязывать шнурки разными способами. 

Пусть ребёнок выберет для себя самое понятное видео и практикуется. Хорошо, если в ролике не просто рассказывается нужная теория, но ещё и наглядно показывается каждый шаг — повторяя за кем-то, гораздо легче запоминать алгоритм.

Совет №3: Используйте игрушечную обувь

Практика, практика и еще раз практика! Если ребёнок не может завязывать шнурки на себе, то сначала покажите ему все этапы на игрушечной обуви. 

Интересно, что проблема неумения завязывать шнурки действительно стоит остро, поэтому производители игрушек часто выпускают специальные тренажеры для малышей. Выполнены они в виде забавной обуви — стильных кроссовок, кед с любимыми персонажами. Скорее всего, ребёнок сам будет стремиться поиграть с таким тренажером. А уже когда он поймёт схему завязывания, можно переходить на личную обувь.

Совет №4: Используйте красочные шнурки

Многим детям завязывать шнурки просто скучно. В течение 10-15 минут смотреть на простые чёрные шнурки довольно утомительно (некоторые дети в принципе не отличаются способностью надолго концентрировать внимание). Поэтому задача мам и пап — подобрать к обуви самые яркие, интересные и красочные шнурки. Например, неоновые, радужные, блестящие.

Совет №5: Покажите на личном примере

Личный пример — основной способ детского познания мира. Шнурков это тоже касается! Сядьте рядом с ребёнком в обуви и просите его повторить каждое ваше движение. Возможно, сначала дочь или сын не поймёт, какую петельку и куда вдевать, поэтому непременно подкорректируйте его действия и потом вместе отработайте до автоматизма. Правда, не в один день, а постепенно, чтобы не вызвать у ребёнка отвращение к этому процессу.

Совет №6: Выучите весёлый стих

Многим малышам научиться завязывать шнурки помогают забавные стихотворения. С их помощью скучная теория о технике завязывания раскладывается в голове по полочкам, а потому и запоминается проще. Можно использовать такие варианты запоминалки:

Раз шнурок, и два шнурок.
Завязали узелок.
Вот и зайчик-попрыгушка.
Есть у зайчика два ушка.
Гонят зайку пять собак.
Только зайка не простак.
Обошёл вокруг кустов,
В норку влез и был таков!
Мы собачек отпугнули,
Крепко бантик затянули.

***
Раз шнурок и два шнурок.

Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы,
Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой —
Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались…
И опять узлом связались!

Совет №7: Научите ребёнка завязывать бантик

Основное в завязывании шнурков — научиться делать бантик. С этим обычно приходится сложнее всего, поскольку малыш не понимает, каким образом из шнурка получается ушко и что с ним делать дальше. 

Тренируйтесь на разных шнурках (толстых и тонких, синтетических и хлопковых), на шерстяных нитках и ленточках. Когда ребёнок поймет, какие пальцы следует использовать, чтобы бантик «не рассыпался», можно переходить к узелкам.

Совет №8: Используйте разные техники

Все люди завязывают шнурки по-разному, и дети не исключение. Бывает, что в видео ребёнка учат делать узелки одним способом, а мама и папа показывают совсем по-иному. 

Не удивительно, что малыш испытывает когнитивный диссонанс: как же всё-таки правильно? Объясните ребёнку, что способы завязывания шнурков есть разные. Каждый человек использует максимально удобную, комфортную для себя технику.

Кому-то проще сначала сделать два ушка, а потом связать их вместе. А кому-то удобнее сделать одну петельку, а потом через неё протянуть вторую. И это не говоря о других способах. Попробуйте найти вместе с малышом несколько разных техник завязывания и испробовать все. Пусть ребёнок выберет ту, которая ему кажется самой простой и удобной — её и доводите до совершенства.

Совет №9: Хвалите и поощряйте

Не у всех детей получается освоить такой навык быстро. Не подгоняйте и не ругайте малыша. Отмечайте прогресс в его действиях — пусть даже самый маленький. Пусть папа почаще просит завязать ему шнурки и восхищается, как это ловко дочь ему помогла и ему не пришлось наклоняться! Подберите весёлую музыку, пусть тренировки проходят не под строгие окрики «Опять не туда!», а под любимые песенки ваших детей. Поощряйте старания и подбадривайте, если не получается. Будьте терпеливы и помните — нет ни одного взрослого, который не умел бы завязывать шнурки. У вашего ребёнка точно получится!

Определение возраста для обучения завязыванию шнурков

Один из важнейших вопросов, который волнует родителей — в каком возрасте ребенок должен научиться завязывать шнурки? Ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь все дети развиваются по-разному, и то, что подходит для одного ребенка, может не подойти для другого.

В среднем, дети начинают развивать достаточную моторику для завязывания шнурков в возрасте от 4 до 6 лет. Однако, это не значит, что в этом возрасте все дети сразу смогут освоить этот навык. Некоторым детям может потребоваться больше времени, и это нормально. Главное — подбирать техники, которые подходят именно вашему ребенку, и не торопить его.

Простые и быстрые техники с картинками

Существует множество простых и быстрых техник завязывания шнурков, которые могут помочь вашему ребенку освоить этот навык. Давайте рассмотрим несколько из них.

Техника «ушки зайца»

Эта техника, вероятно, самая известная и простая. Сначала делаются две петли («уши зайца»), которые затем завязываются между собой.

Заячьи ушки Завязать шнурки

Техника «магическое кольцо»

Сначала один шнурок образует петлю («кольцо»), второй обходит его и проходит через получившееся отверстие, создавая вторую петлю.

Техника "магическое кольцо" завязывание шнурков

Для наглядности и более эффективного обучения можно использовать картинки, которые шаг за шагом иллюстрируют каждую из этих техник.

Обучение по видео

Видео — отличный инструмент для обучения завязыванию шнурков. Используя видео, ваш ребенок сможет наглядно увидеть, как производятся все необходимые действия, и повторять за видео в своем темпе.

Завязывание шнурков бантиком

YouTube предлагает множество обучающих видео на эту тему. Вы можете выбрать видео, которое наиболее понятно и интересно для вашего ребенка, и практиковаться вместе с ним.

Полезные советы

Наконец, несколько полезных советов, которые помогут вашему ребенку быстрее освоить навык завязывания шнурков.

  • Будьте терпеливы. Как уже было упомянуто, каждый ребенок развивается в своем темпе. Не торопите ребенка и не критикуйте его, если он не может сразу освоить этот навык.
  • Практикуйтесь вместе. Совместная практика помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и комфортно.
  • Используйте яркие шнурки. Яркие цвета привлекают внимание детей и могут сделать процесс обучения более интересным.

Надеемся, эта статья помогла вам лучше понять, как научить ребенка завязывать шнурки. Будьте терпеливы и поддерживайте своего ребенка, и он обязательно освоит этот важный навык.

Трудно перечислить все известные способы шнуровки, придуманные людьми с момента признания шнурков неотъемлемым атрибутом обуви 27 марта 1790 года. Каждый выбирает для себя наиболее удобный. Однако, несмотря на кажущуюся простоту процесса, задача научить ребёнка завязывать шнурки, подчас становится для родителей трудновыполнимой.

Мы все привыкли к тому, что детская обувь, в большинстве своём, выпускается с липучками. Но умение справляться со шнурками, для детей также необходимо, как умение читать и считать. Как научить ребёнка завязывать шнурки? Это всего лишь один, из длинного списка вопросов «как научить», которые в определённый момент встают перед всеми родителями.

Содержание

  1. Как выбрать время.
  2. Как подогреть интерес к обучению.
  3. Как подобрать шнурки.
  4. Какой способ шнуровки выбрать.
  5. Какие ошибки не допускать.
  6. Какие наглядные пособия могут помочь.
  7. Маленький совет в заключении.

1.Как выбрать время.

Чтобы научить ребёнка быть со шнурками на «ты», необходимо подготовить руки малыша. Любое умение ребёнка, связанное с работой пальцев, возможно только при достаточно высоком уровне развития мелкой моторики. Это один из главных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, у них хорошая память. В случае же с низким уровнем развития моторики, малыши быстро утомляются, их внимание быстро рассеивается.

Данное физиологическое свойство развивается естественным образом начиная с младенчества на базе общей моторики.

Способов для её развития большое множество. Совсем «юным» не одно поколение мам читало весёлые потешки сопровождаемые с игрой маленьких ручек – это и «Сорока-белобока», и «Идет коза рогатая», и любимые многими детишками «Ладушки». Многие из мам не задумывались над тем, что на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей.

Погремушки, прорезыватели для зубов, мягкие кубики и пирамидки — все это служит развитию у детей умения хватать и удерживать в кулачке предметы. Для детей постарше можно использовать игры с мелкими предметами, обязательно под наблюдением взрослых. Такие игры хорошо развивают моторику и тактильные ощущения. Детям очень нравится играть с крупными крупами насыпанными в тарелку.  Смотреть, как она просачивается сквозь пальцы. Хорошо развивает моторику лепка. И здесь не важно – пластилин это или глина, подойдёт и «помощь маме» с тестом. Чтобы ребёнок, впервые сев шнуровать обувь, не считал шнурки чем-то «чуждым» и не известным, «подружите» их заранее. Начните со сворачивания из шнурков различных фигур, например с простого круга.
Когда начать учить завязывать шнурки?
К 4 годам большинство детей готовы начать заниматься новой развивающей игрой — завязывать шнурки. В 5-6 лет почти все они уже осваивают это умение.

Однако стоит помнить, про индивидуальные особенности развития детей.  Если мама начнёт рано и последовательно заниматься с малышом, то и результат можно будет получить рано — научить ребёнка завязывать шнурки в 3 года. Однако по мнению психологов лучшим временем для обучения детей этому навыку является период с 3,5 до 6 лет.

Конечно, большинство родителей считают идеальным приобретение навыка завязывания шнурков до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад. Но не отчаивайтесь если этого не случилось — начать никогда не поздно.

Ошибка некоторых родителей заключается в стремлении облегчить ребёнку жизнь, оградив его от использования обуви со шнурками.  Они забывают, или не хотят задумываться над тем, что без этого навыка их ребёнку  всё равно не обойтись, а осознание того, что он, в отличии от своих сверстников, не умеет чего-то делать, может существенно снизить его самооценку. О самооценке детей смотрите тут.

2.Как подогреть интерес к обучению

Чтобы сподвигнуть ребёнка к обучению, родители должны постараться вызвать у него интерес к этому занятию. Немаловажным является понимание ребёнком того, что ему это умение действительно нужно. Как вызвать у него такое желание? «Помогите» ему в магазине самому выбрать новую обувь, но обязательно со шнурками.  Скажите, что теперь, он как взрослый, просто обязательно должен будет сам завязывать шнурки. Многие малыши сами начинают просить научить их завязывать шнурки, став обладателями кроссовок с любимыми героями на них. Можно купить коньки или ролики, которые также без шнуровки не обуешь.

Любое обучение детьми воспринимается быстрее и эффективнее, если оно обличено в форму игры. Игры про умение завязывать шнурки бантиком можно придумать самим или найти описания таких игр в интернете. Для примера вот некоторые из таких игр:

«Поймай змейку!». Скажите ребёнку, что шнурочки превратились в маленьких змеек, которых он должен поймать. Покажите как нужно «завязать змейку в узелок».

«Ушки зайчика». Согласитесь, что бантики шнуровки очень похожи на ушки зайчика. Ребёнку будет интересно делать маленькие ушки, чтобы они торчали или длинные, чтобы они свисали.

«Крылья бабочки». В другой раз попросите ребёнка представить бантики в виде крылышек бабочки.

«Шнурочки-дружочки». Можно представить шнурки в виде неразлучных приятелей.

«Бизиборд» – тренажёр в виде доски с размещёнными на ней элементами, помогающими развивать мелкую моторику у ребёнка. В нашем случае подойдёт бизиборд, содержащий верёвочки. Это может быть не обязательно, или не только, макет, имитирующий шнуровку, есть варианты с «пришиванием» пуговиц, с большими бусами. Это поможет ребёнку в игровой форме быстрее освоить навык завязывания «бантика».

Такую игрушку можно сделать и дома, подключив его изготовлению самого малыша. Обведите его ступню поставленную на картон, вырежьте и сделать дырочки для шнурков. А ребёнку поручить «самое ответственное задание» — раскрасить её так, как он сам захочет.

Тренироваться на таких тренажёрах детям намного удобнее. Во-первых, их обувь маленькая, а во-вторых, детям завязывать шнурки прямо на себе не очень удобно.

Ребёнка может увлечь яркая шнуровка на родительской обуви, и он захочет такую же. Мальчику, могут понравиться рассказы о футболистах, шнурующих бутсы, или о супергероях в «специальной обуви со шнурками». Возможно его простимулирует предложение о вознаграждении, за каждую удавшуюся попытку самостоятельную зашнуровать обувь.

3.Как подобрать шнурки.

Если мы решили, что процесс обучения – это игра, то не маловажная роль отводится и самим «игрушкам». Здесь мелочей не бывает и важен каждый параметр шнурков:

  • Лучше, если шнурки будут яркими, это уже вызовет у ребёнка интерес.
  • Они должны быть приятными на ощупь.
  • Шнурки не должны быть скользкими и тонкими, чтобы не выскальзывать из рук и хорошо держать узел.
  • Плохо зарекомендовали себя толстые и круглые шнурки.
  • Важно правильно подобрать длину шнурков. Слишком длинные могут путаться и будут слишком «болтаться», а из коротких тяжело завязать узел с петлями.
  • В начале обучения хорошо помогают шнурки с разноцветными концами. Можно самим окрасить кончик шнурка в другой цвет. Ребёнку будет и легче понимать какой кончик поместить сверху, и интересней играть в различные потешки про «заячьи ушки»

4.Какой способ шнуровки выбрать.

Не зависимо от того какой способ шнуровки вы начнёте осваивать, учить ребёнка лучше, сев позади него.  Ребёнок не должен видеть зеркальное отображение вашего наглядного примера, чтобы не путаться.

Как в любом обучении нужно идти «от простого к сложному.» Начинать нужно с понятий «Лево» и «Право», потом осваивать сложение петелек, и в заключении переходить к бантикам.

В качестве первого способа шнуровки подойдут «бантики». Первым шагом является завязывание простого узла, а вторым — сложение кончиков шнурков в «заячьи ушки» и повторении узла.

Это простой в освоении способ, но, как правило, недолговечный и приводит к быстрому развязыванию. Но для начала вполне подойдёт.

Хорошую помощь родителям в обучении могут оказать занимательные стишки или, например, вот такие истории:

  1. «Жили на свете два братика, и звали их Левый и Правый» — под эти слова взять в руки оба кончика шнурка.
  2. «Позвал как-то Левый своего брата гулять» — сделать из левого кончика петлю.
  3. «Правый очень обрадовался, и стали они обниматься» — продеть правый шнурочек в петельку левого, и левый конец завести за правый.
  4. Потянув затянуть узелок.

Для второго этапа можно продолжить историю:

  1. Сделав из шнурков петли, представьте их: «Повстречали братики двух зайчиков.
  2. И пошли они гулять вместе взявшись за руки». Перекрестите петельки.
  3. Одну из петель пропустите в получившуюся арку.
  4. Затяните получившийся бантик.


Среди множества способов, есть ещё один, который можно использовать для начала обучения. Большинство людей завязывают шнурки «бабушкиным» способом, этот способ не отличается надежностью, но его разновидность «Рифовый узел» гораздо крепче. Эти узлы очень похожи и оба состоят из двух полу узлов, только в случае рифового, второй полу узел вяжется в сторону, противоположную первому:

  1. Завяжите простой узел.
  2. Сделайте петлю из одного кончика, приговаривая: «Зайчик на опушке, навострил ушки».
  3. Оберните другим конечком вокруг петли примерно посередине приговаривая: «Зайчик кустик обошёл, и домой к себе зашёл».
  4. Просуньте второе «ушко» в получившуюся петельку между двумя концами шнурков.
  5. Затяните бантик.

Хорошо запоминается ещё один стишок:

«Раз шнурок и два шнурок. Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы. Разбежались молодцы.
Спинки сделали дугой. Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались. И опять узлом связались».

Не зависимо от того какой способ вы выберете, можно воспользоваться ещё одним нехитрым правилом. Чтобы ребёнок делал петли нужного размера, сделайте на шнурках пометки, например фломастером, или сделав узелки. Малышу всегда будет видно, в каких местах нужно складывать петли.
Как научить ребёнка завязывать шнурки

5.Какие ошибки не допускать.

Иногда, задаваясь вопросом «Как научить ребёнка завязывать шнурки» родители при обучении допускают некоторые ошибки. Постарайтесь не допускать подобного:

  • Если уделять им время «от случая к случаю», малыш ко второму занятию может успеть забыть чему научился на первом. Занятия должны быть регулярными. Лучше всего заниматься понемногу, но каждый день.
  • Не торопитесь с помощью, ждите когда вас попросят о ней. Больше давайте ребёнку заниматься со шнурками самостоятельно.
  • Старайтесь меньше делать замечаний и ругать ребёнка за ошибки в учёбе. Это вряд-ли положительно скажется на обучении, но может сильно снизить его самооценку.
  • Если ваш сын или дочь нашли новый способ завязывать шнурки – похвалите за изобретательность, а не настаивайте на своём методе, пусть и более удобном с вашей точки зрения.
  • Когда ребёнок сам проявит желание научиться, найдите время для занятий, а не откладывайте «на потом».
  • Не пытайтесь научить ребёнка овладеть всеми способами сразу: пусть сначала освоит самый простой.
  • Может случиться, что у ребёнка не сразу начнёт всё получаться – лучше перенести занятия. Сделать перерыв необходимо если заметите, что он устал.

6.Какие наглядные пособия могут помочь.

Какому малышу не будет интересно прервать обучение, и посмотреть мультфильм. В современных мульсериалах есть серии на самые различные темы, есть среди них и про то, как научить ребёнка завязывать шнурки. Покажите ему как завязывают шнурки герои его любимых мультфильмов. Например 17 серия «Барбоскиных» под названием «Шнурок». Дракоша Тоша – «Узелковая страна» или «Узлы» из сериала «Фиксики».

Мультики про то как научить завязывать шнурки

Или вот мультик с песенкой про шнурки

О том насколько тема обучения детей завязыванию шнурков важна для родителей, может рассказать видеоролик выложенный сначала на Facebook, а затем на youtu.be. Жительница США, сняла видео где её пятилетний сын, спокойно и просто справляется со шнурками.

Его способ оказался довольно оригинальным. В начале мальчик кончики шнурков вставил в шнуровые отверстия на кроссовках, получившиеся петли он просто дважды завязал на узел и освободил кончики шнурков.

Видео набрало более 2 млн просмотров и почти 2,5 тыс. комментариев. В большинстве комментариев были благодарности за очень полезный ролик, благодаря которому многие дети тут же научились также завязывать шнурки.

 7.Маленький совет в заключении.

Умение завязывать шнурки нельзя назвать жизненно необходимым навыком. Некоторые родители считают, что ребёнок вполне может прожить, не умея зашнуровывать обувь, и носить обувь на липучке. Однако уметь завязывать шнурки – это не просто «уметь завязывать шнурки». Это и развитие мелкой моторики у детей, которая действительно жизненно необходима. Большинство психологов во всём мире бьют тревогу: год от года растёт количество детей с отставанием развития моторных навыков, а это ведёт к отставанию речи и мышления. Чем больше навыков будет иметь ваш ребёнок, тем легче ему будет ориентироваться и в школьной, и обычной жизни.

Умение завязывать шнурки – признак самостоятельности ребенка. Конечно, можно купить ребенку обувь на липучках. Это проще, удобнее, экономит время. Но рано или поздно малышу придется столкнуться со шнурками. И как же кроха будет себя чувствовать, столкнувшись с этой проблемой? Что он ответит на вопрос типа: «А ты умеешь, маленький, шнуровать?» «Шнурки» нужно пройти всем родителям, чтобы ребенок мог как можно быстрее адаптироваться к реалиям окружающего мира.

Содержание

  • В каком возрасте начинать обучение
  • С чего начать
  • Как заинтересовать ребенка процессом завязывания шнурков
  • Простые упражнения для подготовки пальчиков
  • На каких шнурках лучше учиться
    • Техника завязывания
  • Пошаговая инструкция
    • Сделайте тренажер
    • Используйте двухцветные шнурки
    • Возьмите жесткие шнурки
    • Подберите длинные шнурки
    • Фиксируйте петли
    • Сделайте на шнурках пометки
  • Завязывание узла
    • Начальный узел
    • Одной петлей
    • Бантик
  • Освоение техники шнуровки
  • Примеры игр со шнурованием
  • Стихи
  • Список игрушек-тренажеров
  • Не допускайте ошибок:

В каком возрасте начинать обучение

Уметь самостоятельно шнуровать ребенок должен к годам 5. Но только при одном условии – если моторика рук хорошо развита. Развитием моторики родителям стоит заниматься с самого рождения. Для этого существуют различные упражнения, пальчиковые игры, игрушки, тренажеры. К 3-4 годам малыши обычно уже умеют хорошо держать карандаш в руках, кисточку, продевать шнурок через отверстие, собирать мозаику и играть в конструктор. Все это говорит о том, что в 4 – 5 лет можно начинать осваивать шнурки.

С чего начать

Перед тем, как научить своего ребенка завязывать шнурки, стоит настроить его психологически и замотивировать. Второе, на что нужно обратить внимание – развитие моторики. Повысить уровень ее развития помогут следующие несложные действия:

  1. Складывание пазлов. Начинать нужно с крупных картинок, постепенно уменьшая их размер. Родителям стоит поддерживать ребенка и радоваться его успеху.

  2. Рисование по номерам, точкам, штрихование рисунка. Задание должно быть интересным и увлекательным. Дети берут в руки карандашик и, соединяя, точки друг с другом получают удивительный рисунок. Чтоб они не запутались, конечно же, нужна помощь и поддержка со стороны взрослых. Штрихование сделают пальцы более подвижными, а само рисование позволит малышу быть более аккуратным при выполнении более сложных задач.

  3. Игры с мелкими предметами – фасоль, горох, кофе. Можно с малышами делать аппликации из данных предметов, нарисовать рисунок с элементами аппликации или просто перекладывать фасолинки с места на место.

  4. Пальчиковые игры – идеальный вариант для развития моторики. Ребенок будет в восторге, если к пальчиковой игре добавить занимательный сюжет и яркие красочные игрушки (пальчиковый театр).

  5. Рисование манкой, солью, песком – любым сыпучим материалом, по которому ребенок может свободно проводить пальчиками, выводя различные интересные картинки.

Как заинтересовать ребенка процессом завязывания шнурков

Начинать обучение стоит с объяснения, что почему стоит учиться завязывать шнурки. Но только вот длинные и скучные объяснения о том, как это важно уметь делать малыш навряд ли будет слушать. Чтобы заинтересовать ребенка «шнурками» есть несколько простых уловок:

1. Приобрести новую обувь со шнурками. Расхвалить ее и показать, что у этой пары кроссовок или кед есть одно замечательное свойство – шнурки. Чтобы носить эти классные кеды, конечно же, нужно научиться их завязывать.

2. Предложить сыну или дочке покататься на коньках. Но у коньков тоже есть одна отличительная особенность в виде шнурков. Чтобы в полной мере ощутить, как это классно кататься на коньках, нужно сказать ребенку: «Учимся завязывать шнурки!»

3. В качестве игрушек приобрести специальные тренажеры для завязывания шнурков. Впрочем, такие тренажеры легко сделать дома самостоятельно. Например, нарисовать контур кроссовок на картоне или плотной бумаге. Сделать дырочки для продевания шнурков – и тренажер готов. Кроссовки малыш может раскрасить на свое усмотрение, а потом тренироваться сколько душе угодно.

4. Подогреть интерес к завязыванию шнурков можно различными историями о морских пиратах и их знаменитых морских узлах, футболистах и их бутсах со шнурками. После впечатляющих историй можно приступить к объяснениям, как научиться завязывать шнурки самостоятельно.

5. Показать детям мультфильмы про завязывание шнурков – «Узлы», «Шнурок» и пр.

Процесс обучения завязывания шнурков – очень длительный и трудоемкий. Условно его можно разбить на этапы:

  1. Развитие моторики и подготовка рук (самый длительный этап).

  2. Игра с ленточками, веревочками, нитками.

  3. Собственный пример.

  4. Придумывание интересного сюжета, сказки, проговаривание всего процесса в стихотворной форме.

  5. Закрепление достигнутых результатов.

Простые упражнения для подготовки пальчиков

Перед тем, как научить ребенка завязывать шнурки, рекомендуется потренироваться и выполнить несколько простых упражнений в виде игр со шнурком:

  1. Кружок, квадратик, дорожка и пр. Ребенок берет в руки веревочку, шнурок, толстую нитку и выкладывает из нее на ровной поверхности кружок, линию, домик и пр.

  2. Бусы. Малыш самостоятельно должен попытаться нанизать бусинки на веревочку.

  3. «Дорисуй картинку». Ребенок при помощи шнурка или нитки дорисовывает недостающий элемент на картинке – колесо от машины, окно в домике, лучики солнышка и т.д.

На каких шнурках лучше учиться

Не все шнурки подойдут для обучения. Для оптимального выбора шнурков лучше придерживаться нескольких рекомендаций:

  1. Лучше всего для игры-обучения выбирать яркие и приятные на ощупь шнурки. Дети, как правило, любят все красочное, мягкое, нежное, поэтому и обучение пойдет гораздо быстрее.

  2. Не стоит использовать тонкие шнурки. Их тяжелее удержать в руке, и узел они слабо держат. Слишком толстые тоже не подойдут ребенку. Их очень сложно завязывать, особенно маленьким детям. Лучше остановится на чем-то среднем.

  3. Идеально подойдут плоские шнурки, потому что из них очень просто сделать петлю, бантик, узелок.

  4. Шнурок не должен быть длиннее 30 см. Иначе он начнет путаться, и ребенку будет неудобно с ними справляться.

Техника завязывания

Прежде чем приступить непосредственно к обучению, следует изучить наиболее популярные техники завязывания шнурков.

  1. Самый легкий и быстрый способ завязывания называется «два узелка»: каждый кончик шнурка накладывается один на одного. Тот конец, который окажется наверху продеть снизу вверх и получиться узелок. Операцию следует повторить.

  2. «Бабушкин узел» (метод одной петли) — наиболее распространенный способ завязывания шнурков. Подойдет для тех родителей, которые каждый день ломают голову над тем, как как быстро научить ребенка завязывать шнурки.

  3. «Бантик» — один из самых интересных способов шнуровки. В результате получается красивый и аккуратный бантик.

  4. Сложные техники шнуровки

Эти способы освоить ребенку легко. После этого можно приступать к остальным техникам завязывания шнурков.

Пошаговая инструкция

Многих родителей охватывает паника при мысли, как научить ребенка зашнуровать свои ботинки или кроссовки. Не стоит паниковать. Существует ряд полезных инструкций, как научить ребенка завязывать шнурки.

Сделайте тренажер

Процесс обучения шнурования – длительный, трудоемкий и требует многократных повторений. Чтобы его немного облегчить начать следует с тренажера. Взрослая обувь на подойдет малышам для тренировки – она большая, «вертится», шнурки длинные и неудобные, к тому же нечаянно можно испортить. На своей (детской) обуви тоже не очень удобно тренироваться, поскольку малышу трудно усесться так, чтобы было комфортно, и сосредоточиться на самом процессе.

Тренажер можно сделать самостоятельно, как описывалось выше – нарисовать силуэт обуви и проделать дырочки в соответствующих местах. Вдобавок к нему лучше нарисовать пошаговую схему для того, чтобы ребенок мог упражняться самостоятельно.

Используйте двухцветные шнурки

Чтобы ребенок не запутался, лучше использовать разноцветные шнурки. Их можно купить в продаже или сделать самому. Купить две пары шнурков разных цветов и «перемешать» их между собой. Разноцветные шнурки готовы!

Возьмите жесткие шнурки

Для тренировок идеально подходят жесткие и плоские шнурки. Но не всегда их можно найти в продаже. Вместо них можно использовать ленточки и веревки. В обувь их, конечно, невозможно зашнуровать, но для деревянной модели вполне подойдут. Некоторые мамы с малышами тренируются завязывать узлы, используя скакалку.

Подберите длинные шнурки

Чтобы ребенку было удобнее тренироваться, шнурки должны быть не слишком короткие. Очень часто у ребенка не получается зашнуровать ботинки только потому, что шнурок заканчивается. В свою очередь, слишком длинные шнурки будут путаться и мешать малышу сосредоточиться. Поэтому оптимальная длинна шнурка – около 30 см.

Фиксируйте петли

Бывает так, что ребенку проблематично удерживать петли руками. Они съезжают, выскальзывают, и надо все начинать сначала. В этом случае можно использовать фиксаторы – скрепки, прищепки. Но такой способ подойдет только для домашних тренировок.

Сделайте на шнурках пометки

Порой у ребенка петли получаются то слишком маленькие, то слишком большие. Из-за этого весь процесс шнуровки частенько срывается. И бедному малышу приходится опять начинать все сначала. Чтобы ему помочь, можно сделать фломастером пометки на шнурках. Так ребенок будет видеть, в каком месте делать петлю, где их нужно удерживать и продевать. Этот способ значительно облегчить процесс многократных тренировок.

Завязывание узла

Завязывание узла – основа всего дальнейшего процесса обучения. Для этого рекомендуется использовать деревянные, картонные модели обуви или различные тренажеры, в том числе сделанные своими руками. Две яркие ленточки, веревочки или шнурка, хорошее настроение и желание научить своего ребенка завязывать шнурки. А какой малыш откажется от соблазна потыкать в дырочки разноцветными ленточками?

Начальный узел

Начальный узел – самый основной. Малыш прежде всего должен научиться делать именно его. Два разноцветных шнурка следует перекрестить. Один из них подогнуть (сверху вниз) и протянуть снизу. Оба конца затянуть и сделать петлю. Все действия необходимо сопровождать красочным рассказом, занимательным сюжетом. Шнуркам лучше дать какие-нибудь имена и представить их в виде зверюшек, необычайных человечков. Так обучение пойдет быстрее.

Одной петлей

Следующий этап – завязывание одной петлей. Из одного шнура складывается петелька. Другой шнурок огибает петлю, вторая петля вытягивается из середины и создается узел. Не стоит забывать про интересное сопровождение процесса обучения – рассказ, стишки, занимательные истории. Для развития интереса к процессу можно дать шнурочкам имена любимых героев из мультфильмов или сказок.

Бантик

Бантик – самый быстрый способ обучения завязывания шнурков. Из двух шнурков делаются две петельки, словно ушки зайчика. Они между собой перекрещиваются, одна «уходит» под другую и становится на место другой петельки. Важно на этом этапе дать возможность ребенку самостоятельно сделать бантик, аккуратно поправляя его, если что-то пойдет не так. Завязывание бантиком – очень увлекательный метод. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.

5 простых схем завязывания узлов

Освоение техники шнуровки

После того, как малыш овладел методом одной петли, завязыванием начального узла и бантика, можно приступать к изучению более сложных методов завязывания шнурков. Например, можно начать с техники крест-накрест. Этот метод очень прост: из двух шнурков надо сделать две петельки. Одна «уходит» под другую и получается красивый узелок. Тренажеры, хорошее настроение, желание научить ребенка завязывать шнурки – все, что нужно для успеха в этом новом для малыша деле.

Схемы шнуровки

Примеры игр со шнурованием

Шнурование – длительный, трудоемкий процесс с многократным повторением. Чтобы его облегчить родителям рекомендуется использовать игры со шнурками. Игра – основной вид деятельности дошкольника, поэтому любой малыш с удовольствием поиграет со шнурками.

Игры со шнурованием:

  1. Прелестная бабочка. Петельки из шнурочков представляются в виде крылышек бабочки. Их можно уменьшать и увеличивать, выбирать цвет и пр.

  2. Ушки зайки. Как и в предыдущем примере, петельки можно представить в виде ушек маленького зайки и дальше обыгрывать ситуацию.

  3. Друзья-шнурки. Шнурки – два неразлучных друга, которые все время то ссорятся, то мирятся, то путаются между собой.

  4. Поймай змейку. В этом случае шнурочек – маленькая быстрая змейка, которая ползает из дырочки в дырочку. Параллельно с этим можно рассказывать ребенку о том, как правильно завязывать шнурки.

  5. Бизиборд. Игрушка в виде доски с яркими элементами, один из которых имеет шнуровку. Прекрасная возможность потренироваться малышу в любое время.

Стихи

Яркие красочные стишки – неотъемлемая часть обучения для малышей. Благодаря ритму, ребенок лучше усваивает объяснения. Существует большое количество забавных стишков, например:

  1. «Червячки» – веселый стишок про двух веселых червячков, которые все время путаются между собой.

  2. «Мышиный хвостик» – забавный стишок, про мышиные хвостики, которые запутались между собой, и в результате получился бантик.

  3. «Ссора» — стихотворение о дружбе, где два друга-шнурка, то ссорятся, то мирятся между собой.

Список игрушек-тренажеров

Самый лучший тренажер – новые красивые кроссовки или кеды. Но чтобы их обуть на улицу, надо научиться завязывать шнурки. Ребенок замотивирован, можно начинать обучение!

Отлично для тренажера подойдет бизиборд с яркими элементами шнуровки. Малыш может тренировать на нем, сколько его душе угодно.

В детских магазинах продаются специальные игрушки со шнурками – плоские деревянные домики, деревья, животные с дырочками, в которые нужно продеть яркую веревочку и тем самым дополнить недостающий элемент.

Наконец, тренажер можно сделать самому. Это могут быть нарисованные на плотной бумаге кеды, как описывалось выше, кроссовки, узорчатые ковры, платки, железная дорога и пр. Фантазия родителей здесь ничем не ограничена.

Не допускайте ошибок:

  1. Редкие занятия, реже 1 раза в неделю. В этом случае малыш быстро потеряет усвоенные навыки.

  2. Все время ребенка опекать, указывать на его ошибки, поправлять, лишать самостоятельности.

  3. Выражать недовольство ребенком, упрекать его, ругать.

  4. Заставлять заниматься через силу.

Уметь завязывать шнурки должен каждый ребенок. Чем он быстрее научится это делать, тем быстрее пройдет его социальная адаптация.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как правильно зарядить автомобильный аккумулятор
  • Инструкция как девочкам писать в туалете
  • Инструкция как позвонить по телефону
  • Инструкция котла бакси эко 4с 24 квт
  • Инструкция как дать объявление на авито