Инструкция нкю от 19 декабря 1917 г о революционных трибуналах

Статья № 170.

Инструкция Революционному Трибуналу.

О революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний.

Революционный Трибунал руководствуется следующей инструкцией:

1. Революционному Трибуналу подлежат дела о лицах: а) которые организуют восстание против власти Рабоче-Крестьянского Правительства, активно противодействуют последнему или не подчиняются ему, или призывают других лиц к противодействию или неподчинению ему; б) которые пользуются своим положением по государственной или общественной службе, чтобы нарушить или затруднить правильный ход работ в учреждении или предприятии, в котором они состоят, или состояли на службе (саботаж, сокрытие или уничтожение документов или имущества и т. п.); в) которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости; г) которые путем скупки, сокрытия, порчи, уничтожения предметов массового потребления или иными способами стремятся вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; д) которые нарушают декреты, приказы, обязательные постановления и другие опубликованные распоряжения органов Рабоче-Крестьянского Правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду Революционного Трибунала; ж) которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом; з) преступления против народа, совершаемые путем использования печати, подлежат ведению особо учреждаемого Революционного Трибунала печати.

2. Революционный Трибунал за указанные в 1 отделе деяния определяет виновным следующее наказание: 1) денежный штраф, 2) лишение свободы, 3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, 4) объявление общественного порицания, 5) объявление виновного врагом народа, 6) лишение виновного всех или некоторых политических прав, 7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного, 8) присуждение к обязательным общественным работам.

Меру наказания Революционный Трибунал устанавливает руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести.

3. а) Революционный Трибунал избирается Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, в составе одного постоянного председателя, двух постоянных заместителей, одного постоянного секретаря, двух его заместителей и сорока заседателей. Все лица, кроме заседателей, избираются на три месяца и могут быть отозваны Советами и до истечения срока.

б) Заседатели избираются на один месяц из общего списка заседателей Исполнительными Комитетами Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов путем жеребьевки, причем составляется очередной список заседателей, в количестве шести очередных и одного-двух запасных заседателей на каждую сессию.

в) Сессия очередного состава Революционного Трибунала продолжается не более одной недели.

г) В Революционном Трибунале ведется стенографический протокол всего заседания.

д) Поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и административных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных партийных организаций и частных лиц.

е) Для производства предварительного расследования по этим делам при Революционном Трибунале учреждается следственная комиссия в составе шести лиц, избираемых Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

ж) По поступлении сообщения или жалобы, следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и постановляет о прекращении дела, если не найдет состава преступления, или направляет дело по подсудности, или назначает к слушанию в заседании Революционного Трибунала.

з) Постановления следственной комиссии об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом следственной комиссии с тем, чтобы в течение 12 часов эта мера была утверждена следственной комиссией.

і) Распоряжение следственной комиссии приводится в исполнение красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными органами Республики.

и) Жалобы на постановления следственной комиссии подаются Революционному Трибуналу через его председателя и рассматриваются в распорядительном заседании Революционного Трибунала.

к) Следственная комиссия имеет право: а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений, доставления необходимых сведений и документов, а также дел, неоконченных производством; б) обозревать через своих членов и особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.

4. Заседания Революционного Трибунала публичны.

5. Приговоры Революционного Трибунала постановляются по большинству голосов членов коллегий.

6. Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.

7. а) В качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.

б) При Революционном Трибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты.

в) Названная коллегия образуется путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

8. Из состава названной коллегии правозаступников, Революционный Трибунал может пригласить для каждого дела общественного обвинителя.

9. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитников, Революционный Трибунал, по его просьбе, предоставляет ему помощь лиц из названной коллегии правозаступников.

10. Кроме указанных обвинителей и защитников, могут принять участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на заседании.

11. Решение Революционного Трибунала считается окончательным. В случае нарушения установленных настоящей инструкцией форм судопроизводства, а также обнаружения признаков явной несправедливости приговора, Народный Комиссариат юстиции имеет право обратиться к Центральному Исполнительному Комитету Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов с предложением назначить вторичное и последнее рассмотрение дела.

12. Содержание Революционного Трибунала относится на счет государства. Размер вознаграждения и суточных определяется Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных; вместе с тем. заседатели не могут быть лишены во время сессии занимаемой ими службы.

Народный Комиссар юстиции И. 3. Штейнберг.

19 декабря 1917 года.

Распубликовано в № 38 Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 21 декабря 1917 года.

Революционный трибунал руководствуется следующей инструкцией:

1. Революционному Трибуналу подлежат дела о лицах: а) которые организуют восстание против власти Рабоче-Крестьянского Правительства, активно противодействуют [35] последнему или не подчиняются ему, или призывают других лиц к противодействию или неподчинению ему; б) которые пользуются своим положением по государственной или общественной службе, чтобы нарушить или затруднить правильный ход работ в учреждении или предприятии, в котором они состоят, или состояли на службе (саботаж, сокрытие или уничтожение документов или имущества и г. п.); в) которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости; г) которые путем скупки, сокрытия, порчи, уничтожения предметов массового потребления или иными способами стремятся вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; д) которые нарушают декреты, приказы, обязательные постановления и другие опубликованные распоряжения органов Рабоче-Крестьянского Правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду Революционного Трибунала; ж) которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом; з) преступления против народа, совершаемые путем использования печати, подлежат ведению особо учреждаемого Революционного Трибунала печати.

2. Революционный Трибунал за указанные в 1 отделе деяния определяет виновным следующее наказание: 1) денежный штраф, 2) лишение свободы, 3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, 4) объявление общественного порицания, 5) объявление виновного врагом народа, 6) лишение виновного всех или некоторых политических прав, 7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного, 8) присуждение к обязательным общественным работам.

Меру наказания Революционный Трибунал устанавливает, руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести.

3. а) Революционный Трибунал избирается Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, в составе одного постоянного председателя, двух постоянных заместителей, одного постоянного секретаря, двух его заместителей и сорока заседателей. Все лица, [36] кроме заседателей, избираются на три месяца и могут быть отозваны Советами и до истечения срока.

б) Заседатели избираются на один месяц из общего списка заседателей Исполнительными Комитетами Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов путем жеребьевки, причем составляется очередной список заседателей, в количестве шести очередных и одного-двух запасных заседателей на каждую сессию.

в) Сессия очередного состава Революционного Трибунала продолжается не более одной недели.

г) В Революционном Трибунале ведется стенографический протокол всего заседания.

д) Поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и административных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и частных лиц.

е) Для производства предварительного расследования по этим делам при Революционном Трибунале учреждается следственная комиссия в составе шести лиц, избираемых Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

ж) По поступлении сообщения или жалобы, следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и постановляет о прекращении дела, если не найдет состава преступления, или направляет дело по подсудности, или назначает к слушанию в заседании Революционного Трибунала.

з) Постановления следственной комиссии об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могуг быть приняты единолично каждым Членом следственной комиссии с тем, чтобы в течение 12 часов эта мера была утверждена следственной комиссией.

и) Распоряжение следственной комиссии приводится в исполнение красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными органами Республики.

й) Жалобы на постановления следственной комиссии подаются Революционному Трибуналу через его председателя и рассматриваются в распорядительном заседании Революционного Трибунала. [37]

к) Следственная комиссия имеет право: а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлении, судебных установлении и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений, доставление необходимых сведений и документов, а также дел, не оконченных производством; б) обозревать через членов и особоуполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.

4. Заседания Революционного Трибунала публичны.

5. Приговоры Революционного Трибунала постановляются по большинству голосов членов коллегии.

6. Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.

7. а) В качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.

б) При Революционном Трибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной зашиты.

в) Названная коллегия образуется путем свободной записи всех лиц, желающих оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

8. Из состава названной коллегии правозаступников Революционный Трибунал может пригласить для каждого дела общественного обвинителя.

9. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитников, Революционный Трибунал, по его просьбе, предоставляет ему помощь лиц из названной коллегии правозаступников.

10. Кроме указанных обвинителей и защитников, могут принять участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на заседании.

11. Решение Революционного Трибунала считается окончательным. В случае нарушения установленных настоящей [38] инструкцией форм судопроизводства, а также обнаружения признаков явной несправедливости приговора, Народный Комиссариат юстиции имеет право обратиться к Центральному Исполнительному Комитету Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов с предложением назначить вторичное и последнее рассмотрение дела.

12. Содержание Революционного Трибунала относится на счет государства. Размеры вознаграждения и суточных определяются Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных; вместе с тем, заседатели не могут быть лишены во время сессии занимаемой ими службы.

(СУ 1917 г. № 12, ст. 17)

Текст вопроизведен по изданию: История советской прокуратуры в важнейших документах. — М., 1952. С. 35 — 39.

Анализ приказов, постановлений, инструкций и положений, издаваемых НКВД РСФСР, позволяет сделать следующие выводы.

Приказы и постановления имели большое распространение среди нормативно-правовых актов НКВД, поскольку реализовывали всю полноту власти, которой правительство наделило Наркомат. В форме приказов и постановлений проводились наиболее важные нормативные изменения в соответствующих сферах общественной деятельности.

Инструкция занимала достойное место в системе нормативно-правовых актов ведомства, поскольку посредством их доводились до сведения основные нормы права, касающиеся важнейших направлений внутренней политики государства. Помимо этого, основными функциями инструкций являлись толкование, разъяснение и реализация нормативно-правовых актов НКВД РСФСР, правительства, а также других органов власти.

Положения, уставы и правила, определяя функции, задачи, круг прав и обязанностей субъектов, вовлеченных в реализацию правовых норм, регламентация которых изложена в данном виде нормативно-правовых актов, а также установление процедурных норм, придавали данному виду нормативно-правовых актов особый статус и роль при реализации правовых предписаний. Помимо этого они имели решающее значение в нормотворческой деятельности НКВД периода проведения в стране новой экономической политики, поскольку таким образом осуществлялись регламентация и контроль соответствующих сфер общественной деятельности посредством практической реализации основных функций Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР.

Ташбекова И.Ю.,

канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права

Колотков М.Б.,

соискатель Курского государственного технического университета

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ТРИБУНАЛОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1917-1922 гг.

Революционные трибуналы своим появлением положили начало формированию советской судебной системы, заложили основные принципы судопроизводства и определили первоначальный перечень процессуальных норм, регламентирующих их деятельность. Основополагающие принципы

трибунального правосудия, которые были заложены в первые годы большевистской диктатуры, сохранялись на всем протяжении советской власти. Изучение правовой деятельности системы революционных трибуналов в условиях современного реформирования судебной системы Российской Федерации представляется необходимым, поскольку позволяет скорректировать реорганизацию органа в правильном направлении и избежать повторения ошибок прошлых лет.

После октябрьских событий 1917 года, когда был существенно упразднен общественный и политический строй государства, все судебные органы дореволюционной России были упразднены изданным декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) № 1 «О суде» от 22 ноября 1917 года. Этот документ стал основополагающим нормативно-правовым актом при создании новой судебной системы государства. Руководитель Советской России В.И. Ленин, имеющий юридическое образование, был дальновидным политическим деятелем, он понимал, что тотальная реорганизация судебных органов может привести к серьезным проблемам, которые создадут сложную общественнополитическую ситуацию в государстве. В связи с этим названный Декрет о суде сохранил институт мировых судей, которые не были лишены права на осуществление правосудия1. Кроме того, судьи могли быть судьями местных судов, избранными Советами на временной основе.

Статья 8 Декрета № 1 «О суде» учреждала революционные трибуналы в составе председателя и шести очередных заседателей, избираемых Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов2. Первым председателем трибунала стал К.Х. Данишевский. Основной целью созданных революционных трибуналов являлась борьба с контрреволюционными силами и любыми проявлениями агрессии против партии большевиков. Этой же статьей учреждались особые следственные комиссии при Советах. Следует отметить, что Декрет № 1 «О суде» определил компетенцию революционных трибуналов, сформулировал их цели и задачи, а также порядок комплектования кадров.

Руководители Советского государства, прежде всего В.И. Ленин, особое внимание уделяли созданию революционных трибуналов и видели в них механизм защиты новой власти, действенный орган, существенно способствующий реализации политических целей советского правительства. Советская власть стремилась как можно скорее создать судебный орган исключительно для защиты государства, о чем свидетельствует тот факт,

1 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 22.

2 Там же. С. 23.

что процесс появления революционных трибуналов существенно опережал процесс становления и развития местных судов.

2 декабря 1917 г. было принято «Руководство для устройства Революционных трибуналов», которое фактически дополнило содержание ст. 8 Декрета № 1 «О суде». Руководство определяло процесс создания трибуналов и их структуру. В нем регламентировался порядок рассмотрения дел и перечень налагаемых взысканий. Определялись направления деятельности трибуналов, которые должны были вести борьбу с «контрреволюционными силами, с саботажем чиновников и служащих… мародерством, хищничеством и тому подобными злоупотреблениями»1. Отличительной особенностью принятого Руководства являлось наличие ряда процессуальных норм, определяющих механизм защиты и обвинения в революционных трибуналах.

«Руководство для устройства Революционных трибуналов» давало значительные полномочия и свободу местным Советам в вопросе организации ревтрибуналов. Одним из ключевых положений Руководства являлся п. 12, который определял перечень наказаний, налагаемых трибуналами. Революционный суд получал свободу «в выборе средств и мер борьбы с нарушителями порядка, применяя в качестве таковых: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылку за границу и т.п.»2. В перечне наказаний отсутствует смертная казнь, которая ранее была отменена на II съезде Советов.

19 декабря 1917 г. была принята инструкция Народного Комиссариата Юстиции революционному трибуналу, которая, как и Руководство, содержала перечень процессуальных норм, в соответствии с которыми должен был действовать трибунал. Инструкция определяла состав и порядок избрания членов революционного трибунала и заседателей. В ней говорилось о подсудности революционных трибуналов, которая ограничивалась следующими категориями дел:

1) «о восстании против Советской власти, противодействии и неподчинении и призыве к таковым деяниям;

2) о нарушении и затруднении правительственной работы…;

3) о сокращении производства предметов массового потребления без необходимости;

4) о скупке, сокрытии, порче и уничтожении таковых…;

5) о нарушении декретов, распоряжений и обязательных постановлений Правительства;

1 Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века.: дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1997 С. 117.

2 Там же. С. 118.

6) о злоупотреблении властью»1.

Настоящая инструкция конкретизировала деятельность революционных трибуналов и содержала четкие тезисы, регламентирующие организационную работу созданного судебного органа. В ней были перечислены поводы к возбуждению дел в революционном трибунале, к которым относились сообщения как судебных и административных органов, так и общественных, профсоюзных и партийных организаций. Кроме того, инструкция определяла сообщения частных лиц как повод к возбуждению дела. Инструкция продублировала перечень мер наказания, зафиксированных ранее в руководстве для революционных трибуналов. К ним относились: штраф, лишение свободы, удаление из мест, общественное порицание, лишение прав, объявление врагом народа, конфискация, обязательные общественные работы2.

Для борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием печати, 28 января 1918 г. было принято постановление о создании Революционного трибунала печати, внесшее некоторые новшества в формирующуюся систему революционных трибуналов.

Сразу после создания революционного трибунала в центре начался процесс их организационного строительства на местах. В декабре 1917 г. трибуналы появляются в Москве, Уральской области и Омской губернии. Трибуналы создаются также в губернских и уездных городах. Губернские ревтрибуналы наделялись полномочиями рассматривать дела о контрреволюции, шпионаже, мародерстве, саботаже, погромах, подлогах, злоупотреблениях промышленников и чиновников, неправильном исполнении советских декретов, хулиганстве и о печати, подрывающей Советскую власть3.

На начальном этапе строительства советской судебной системы революционные трибуналы существенно не отличались от народных судов, поскольку оба органа имели практически неограниченную свободу в выработке и принятии решений и не обладали никакими рамками в применении наказаний. Закон не устанавливал никаких карательных санкций, фактически закрепив за органами суда неограниченное право в выборе вида карательных санкций. Изначально трибуналы имели заседателей, которые назначались местными Советами. В дальнейшем они обрели более четкую форму, состоящую из трех человек на постоянной основе, один из членов

1 Федоренко П.П. Революционные трибуналы Смоленской губернии: декабрь 1917—1922 гг.: дис. … канд. ист. наук. Смоленск, 2006. С. 34.

2 Там же. С. 35.

3 Пивовар А.В. Репрессивная политика большевиков в провинции в годы Гражданской войны (на примере Курской губернии) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. № 6. Ч. 3. С. 270.

которой назначался местной коллегией губернской чрезвычайной комиссии (ЧК).

Принцип политической надежности сотрудника, его готовность и стремление выполнять приказы руководителя был основным при подборе кадров как в системе революционных трибуналов, так и в репрессивных органах в целом. Это качество достигалось в работе сотрудников достаточно легко ввиду того, что значительная часть служащих ревтрибуналов пришла в судебную систему из крестьянской среды.

В период Гражданской войны сформировалась негативная тенденция роста уголовной преступности. В 1921 г. в стране было совершено более полумиллиона преступлений против 341 142 в 1920 г. и 108 638 преступлений в 1919 г.1. Проблема роста преступлений была актуальна для многих губерний Советского государства, в особенности ориентированных на сельское хозяйство. И.В. Токмаков объясняет это поразившим страну неурожаем и связанным с ним голодом, толкавшим людей на противозаконные деяния, среди которых преобладали имущественные преступления2.

Во многих губерниях помимо функционирования революционных трибуналов действовали военно-революционные народные административные суды, что являлось проявлением самостоятельности на местах со стороны властей. По мнению И.Л. Ледова, местные органы проявляли излишнюю инициативу и настойчивость «по изданию нормативных актов»3.

В конце 1917 — начале 1918 года процесс создания и развития революционных трибуналов был недостаточно упорядочен и централизован. С этой целью 4 мая 1918 г. был принят Декрет о революционных трибуналах, который упразднял местные и армейские революционные трибуналы4, согласно которому вышеупомянутые ревтрибуналы сохранялись только в столицах, губернских городах, узловых станциях и промышленных центрах. Расширился перечень дел, подсудных трибуналам: борьба с погромами, взяточничеством, подлогами, хулиганством, незаконным использованием советских документов. Декрет отменял структурное деление трибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати. Данное нововведение было принято с целью унификации трибунальной юстиции. Важным аспектом принятия декрета о революционных трибуналах стало создание коллегии обвинителей, которая по своей организационной структуре была похожа на органы прокуратуры. Коллегия участвовала в

1 Рабоче-крестьянская милиция. 1923. № 8. С. 47.

2 Токмаков И.В. Становление и деятельность органов советской милиции 1917—1930 годов (на материалах Центрального Черноземья). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Курск, 2003. С. 23.

3 Ледов И.Л. Советский суд в 1917—1940 гг.: дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 25.

4 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 25.

заседаниях следственной комиссии и давала заключение о подсудности дел, квалификации и полноте проведенного следствия. Коллегия обвинителей наделялась полномочиями возбуждать обвинение против лица или группы лиц в преступлениях, формулировала обвинительные заключения по делам в следственной комиссии при назначении к слушанию в трибунале. Кроме того, в компетенцию коллегии обвинителей входила поддержка публичного обвинения по большинству дел, рассматриваемых на судебных заседаниях Революционного трибунала.

29 мая 1918 г. Революционный трибунал при ВЦИК на основании принятого положения стал называться Верховным трибуналом при ВЦИК1. Он был создан для рассмотрения наиболее важных дел, которые, согласно положению, будут изыматься из подсудности революционных трибуналов. Также при трибунале учреждалась центральная коллегия обвинителей, которая руководила коллегиями местных ревтрибуналов.

11 июня 1918 г. Декретом ВЦИК и СНК учреждался Кассационный отдел при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете2. Основной задачей Кассационного отдела являлось рассмотрение жалоб на приговоры трибуналов, которые были приняты с нарушением процесса судопроизводства. Следует отметить, что новое разбирательство дела проходило в том же революционном трибунале, откуда поступило дело, однако с иным составом присяжных заседателей. В исключительных случаях дело для нового рассмотрения могло передаваться в другой трибунал, но на практике такие случаи происходили достаточно редко.

Появление и развитие Верховного трибунала при ВЦИК, Кассационного отдела, а также революционных трибуналов на местах позволило сформировать централизованную систему революционных трибуналов, в которой все-таки имелись значительные недоработки. Прежде всего, так и не удалось выработать четкие процессуальные нормы, регулирующие деятельность новых судебных органов. На практике не удалось разграничить подсудность революционных трибуналов и провести четкие границы в применении видов репрессий. В связи с этим продолжали выходить различные постановления, которые, по мнению их авторов, должны были внести значимые коррективы в принципы работы трибуналов. 6 октября 1918 г. был опубликован циркуляр Кассационного отдела ВЦИК, в котором были перечислены все виды преступлений, подсудных революционному трибуналу. Принципиальных изменений в перечне преступлений, подсудных трибуналам, циркуляр не

1 Федоренко П.П. Революционные трибуналы Смоленской губернии: декабрь 1917—1922 гг.: дис. . канд. ист. наук. Смоленск, 2006. С. 36.

2 Там же. С. 37.

внес, революционные трибуналы продолжали рассматривать не подсудные им дела.

Летом 1918 г. карательная политика Советской власти значительно ожесточилась. 16 июня 1918 г. нарком юстиции П.И. Стучка отменил все циркуляры о революционных трибуналах, что послужило началом кардинального усиления уголовно-репрессивной политики большевиков1. С этого момента чрезвычайные судебные органы, которыми являлись трибуналы, теряли все ограничения в выборе мер борьбы с контрреволюцией и могли использовать любые виды репрессий, в том числе и смертную казнь2. Практически все революционные трибуналы Советской России выносили приговоры о расстреле. В настоящий момент сложно определить количество осужденных к высшей мере наказания революционными трибуналами, на основании документальных материалов можно сделать вывод, что расстрелы проводились тысячами человек в месяц3.

12 апреля 1919 г. было принято новое Положение о революционных трибуналах, по которому корректировалось территориальное размещение трибуналов, их состав и функциональные обязанности. По мнению некоторых политологов и юристов, этот нормативный документ завершил процесс реорганизации революционных трибуналов, их превращение в репрессивный орган, выносивший суровые приговоры. Не только революционные трибуналы, но и вся судебная система постепенно превращались в бюрократический механизм, который не считался с законностью и действовал в строгом соответствии с установками партийной власти. Сокращение штатов местных судов, проведенное в 1921—1922 гг., завершило процесс их превращения в один из механизмов партийно-государственной машины. В 1923 г. трибуналы были ликвидированы в связи с открытием губернских судов, но основополагающие принципы правосудия трибуналов, заложенные в первые годы диктатуры большевиков, сохранились на всем протяжении Советской власти.

Система революционных трибуналов стала первым судебным органом Советской России, проводившим уголовно-репрессивную политику в государстве. Число репрессий и многообразие их видов отличало трибуналы от других карательных органов, а именно Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). В настоящее время при наличии большого количества документальных материалов и архивных данных можно сделать вывод о неправильности задач, поставленных государственным партийным аппаратом перед революционными трибуналами. В процессе судопроизводства

1 Велидов А.С. На пути к террору // Вопросы истории. 2002., № 6. С. 105.

2 Там же. С. 106.

3 Там же. С. 107.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ…

Бондаренко А.В.

при отсутствии нормативно-правовой базы, определяющей деятельность трибуналов, ими практически не выносились оправдательные приговоры, что свидетельствует о партийном заказе по проведению политики репрессий. Революционные трибуналы при тесном взаимодействии с ВЧК создали фундамент проводимых в государстве массовых репрессий, которые впоследствии привели к «большому» террору и национальным репрессиям.

Бондаренко А.В.,

аспирантка Института государства и права РАН

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РСФСР В ГОДЫ НЭПА

Отличительной особенностью формирования советской судебной системы в 1921—1929 гг. являлась установка на отмирание государства и права после победы социализма. В «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» (1919 г.) говорилось о том, что, «осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия и право как функцию государства»1.

С первых лет Советской власти отмечалась тенденция сращивания партийного аппарата с государственным. Большевистская партия для решения политических задач использовала все органы управления, в том числе и судебные. Судебную систему стали контролировать партийные органы и органы исполнительной власти.

Специфика советского законодательства о суде заключалась в механизме принятия законодательных актов. В соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г. законодательными актами являлись кодексы, декреты, постановления, издаваемые ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). Но на практике высшей юридической силой обладали постановления ЦК (Центрального комитета партии), а также совместные постановления ЦИК и СНК (Совета народных комиссаров). Данные документы приравнивались к источникам советского права, ими устанавливались общеобязательные нормы, определялась политическая стратегия по конкретным вопросам. Таким образом, не являясь по формальным признакам законодательными актами, на практике они являлись основными нормами права, обязательными для исполнения.

1 Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г.//Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917—1991 гг. / под ред. О.И. Чистякова. М., 1997. С. 63.

1.
Декрет о суде № 1

2.
Декрет о суде № 2

3.
Декрет о суде
3

4.
Революционные трибуналы

1.
Формирование новой судебной системы
началось с
Декрета о суде № 1,

принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом
упразднялись все дореволюционные
судебные органы, созданные судебной
реформой 1864 г.: окружные и судебные
палаты, правительствующий сенат,
военные, морские и коммерческие суды.
Ликвидировались прокуратура, адвокатура,
. институт судебных следователей.

На
их месте создавалась новая судебная
система. Первым звеном этой системы
были местные суды, состоявшие из
постоянного судьи и двух очередных
народных заседателей. Суды действовали
на принципал выборности и участия
населения в отправлении правосудия..
Состав суда избирался местными Советами.

Предварительное
следствие осуществляли единолично
судьи, тем самым нарушался принцип
отделения следствия от суда.

Обвинителями,
защитниками и поверенными в суде могли
быть любые лица, пользующиеся гражданскими
правами.

В
качестве кассационных инстанций,
рассматривавших не вступившие в законную
с илу приговоры и решения нижестоящих
местных судов, выступали уездные и
столичные съезды местных судей.

Местные
суды решали дела именем Российской
Республики, в своей деятельности они
должны были руководствоваться декретами
ВЦИК, СНК, положениями политических
программ партий большевиков и левых
эсеров, а также законами свергнутых
правительств, если те не противоречат
установленным нормам и принципам. В
ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на
старые законы были запрещены.

2.
15
февраля 1918г. был принят Декрет
о суде № 2.

Главные положения этого документа
сводились к расширению подсудности
местных судов и образованию новой
судебной инстанции — окружных судов.

Окружные
суды выносили решения по гражданским
делам в составе трех постоянных членов
и четырех народных заседателей, приговоры
по уголовным делам — в составе двенадцати
заседателей под председательством
постоянного члена суда. Заседатели
принимали решение как о факте преступления,
так и о мере наказания.

Предварительное
следствие проводили состоявшие при
окружных судах следственные комиссии
из трех человек, избираемые местными
Советами.

Создавались
коллегии правозаступников, члены
которых поддерживали обвинение и
осуществляли защиту в суде.

В
суде допускалось судоговорение на
местных языках.

Предполагалось
создание областных судов, однако эти
органы не были сформированы в силу
политических обстоятельств. По тем же
причинам осенью 1918 г. окружные суды
были ликвидированы.

Отменялся
апелляционный порядок обжалования, по
декрету допускался только кассационный
порядок.

3.
13июля 1918 г. СНК был принят Декрет
о суде №3.

Этим актом значительно расширялась
компетенция местных судов. Следственные
комиссии передавались в подчинение
местным Советам. Кассационные жалобы
на решения и приговоры местных народных
судов рассматривали Советы местных
народных судей, сформированные из
постоянных судей нижестоящих судов.
Жалобы на решения и приговоры окружных
судов рассматривались в кассационном
суде в Москве.

В
ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение
о народном суде РСФСР.

Учреждалась единая форма суда — народный
суд, состоявший из одного народного
судьи и нескольких заседателей.

Защита
и обвинение были возложены на коллегии
при уездных и губернских исполкомах,
избираемые Советами. Предварительное
следствие осуществляли следственные
комиссии, милиция или сами судьи.

4.
Декретом о суде № 1 наряду с местными
судами учреждались революционные
трибуналы.

Процесс
образования революционных трибуналов
опережал процесс создания местных
судов. Поэтому на первых порах им
пришлось рассматривать все уголовные
и даже гражданские дела. Революционные
трибуналы состояли из председателя и
шести заседателей, избираемых Советами.
Предварительное следствие осуществляли
особые следственные комиссии.

С
созданием местных судов и в соответствии
с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных
трибуналах» трибуналы освобождались
от многих уголовных дел и должны были
направить свои усилия на борьбу с
контрреволюционными преступлениями.

В
июне 1918 г. при ВЦИК учреждается
Кассационный отдел, который рассматривал
кассационные жалобы и протесты на
приговоры революционных трибуналов.
В 1922 г. революционные трибуналы были
ликвидированы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание:

  1. Становление советской судебной системы после Октябрьской революции 1917 г.
  2. Первые Декреты о суде № 1, № 2, № 3 (1917-1918 гг.)
  3. Особенности правового положения народных судов 1918-1920 гг.
  4. Особенности функционирования революционных трибуналов (1917-1922 гг.)

Судебная система в любом государстве является одним из важнейших элементов государственного управления, поскольку она обеспечивает стабильность и легитимность самой власти.

В 1917 г. после слома старой системы государственного аппарата большевикам потребовалось построение новой, но уже на советских началах. Поэтому в период 1917-1918 гг. судебная система России претерпела существенные изменения.

Основы советской судебной системы были заложены сразу после октябрьских событий 1917 года. Согласно декрета II Всероссийского съезда Советов, в качестве центрального органа судебного управления создается Наркомат юстиции РСФСР, который:

  • осуществлял надзор за исполнением законов с правом опротестования незаконных постановлений и решений исполнительной власти;
  • мог привлекать к уголовной ответственности нарушителей закона;
  • надзирал и руководил расследованием дел;
  • мог требовать пересмотра приговоров и решений судов;
  • осуществлял надзор за законностью и правильностью содержания заключенных под стражей;
  • осуществлял управление местами заключения через тюремно-карательный отдел.

На местах представителями наркомата были комиссары юстиции, которые избирались местными Советами и фактически являлись местными органами судебного управления.

С самого начла прихода к власти большевики были настроены на «подавление классово чуждых элементов», формирование института Советов как выразителей воли трудящихся, и соответственно, судебные органы должны были формироваться «из народа».

В отсутствии принятых нормативно-правовых актов на местах местными Советами и революционными комитетами создавались временные следственно-судебные структуры («следственные комиссии», «судебные комиссии», «административные комиссии») для быстрого производства по делам о контрреволюции, саботаже и другим преступлениям, чтобы пресечь дезорганизацию общественного порядка.

Также на местах из представителей Советов, партийных организаций большевиков и левых эсеров формировались временные народные суды, которые именовались по-разному: «суды общественной совести», «крестьянские суды», «революционные народные суды» и др.

Вместе с тем «народность» новых судов в некоторых случаях немногим отличалась от суда «толпы».

Например, в литературе описывается случай, когда в Сарапульском уезде (Вятская губерния) крестьянский суд, рассмотрев дело об убийстве женой своего мужа в сговоре с любовником, постановил любовника «просто» казнить, а женщину закопать в землю живой.

Составы судов и следственных структур формировались не по профессионально-юридическим признакам, а по политическим мотивам. Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали.

Очевидно, что такие самодеятельные суды долго действовать не могли, поэтому большевикам потребовалось создать серьезные и основательные организационно-правовые основы судебной системы. Кроме отсутствия правового обеспечения судебной системы в Советской России еще одной проблемой стало отсутствие профессиональных кадров, т.к. большинство судей и следователей Российской империи отказались принимать большевистскую организацию правосудия, равно как и «революционное правосознание» как ключевой его признак.

 Первые Декреты о суде № 1, № 2, № 3 (1917-1918 гг.)

Декрет № 1 «О суде» был принят 22 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров РСФСР (СНК) и стал первым государственным правовым актом, который положил начало формированию единой советской судебной системы.

Кратко Декрет № 1 содержал следующие положения:

  • упразднялись все существующие судебные органы, включая окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат, военные и морские суды, коммерческие суды. Эти органы заменялись судами, формируемыми на основе демократических выборов;
  • упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, частной и присяжной адвокатуры. Предварительное следствие возлагалось на местных судей, а обвинение и защита – на поверенных, «неопороченных» граждан обоего пола;
  • первую инстанцию составляли местные суды, вторую – уездные съезды местных судей. Местные народные суды учреждались в составе одного постоянного судьи и двух очередных заседателей (ст. 2);
  • местные суды решали дела от имени Российской Республики и руководствовались в своих решениях законами свергнутых правительств, если они не противоречили революционному правосознанию;
  • провозглашалось создание третейских судов, которые могли разрешать дела по гражданским и частным уголовным спорам. Порядок деятельности этих судов должен быть установлен особым декретом;
  • право помилования и восстановления в правах после осуждения принадлежало судам;
  • провозглашено создание Революционных Трибуналов (ревтрибуналов), которые должны были бороться с саботажем, мародерством и другими особо опасными преступлениями.

Декрет «О суде № 2» ВЦИК от 18 февраля 1918 г. кратко содержал следующие положения:

  • учредил народные окружные суды (один окружной суд на несколько уездов);
  • окружные суды действовали коллегиально и только как суды первой инстанции;
  • апелляционный порядок дел отменялся;
  • в кассации обжаловались приговоры и решения окружных судов;
  • ввел новый принцип – судебное делопроизводство должно было вестись на национальных языках;
  • в гражданском судопроизводстве был введен институт судебной пошлины и др.

Декрет «О суде № 3» СНК от 13 июля 1918 г.:

  • разграничил подсудность между окружными и местными судами: окружные народные суды рассматривали дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве, спекуляции, разбое и др.;
  • расширил подсудность местного суда, которые стали рассматривать мелкие гражданские и уголовные дела (уголовные – до 5 лет лишения свободы, гражданские – по цене иска до 10 тыс. руб.);
  • окружные суды рассматривали дела в составе одного судьи и четырех заседателей;
  • сохранил уездный суд как кассационную инстанцию для местных народных судов, рассматривавших дела, а в столицах – столичный съезд местных народных судей;
  • предусматривалось образование Кассационного суда в Москве как кассационной инстанции в отношении окружных судов.

Таким образом, первые декреты о суде закрепили основные принципы социалистического правосудия и его организационной структуры, единой для всей территории страны. Слом старой судебной системы проходил одновременно с созданием новых советских судов.

Особенности правового положения народных судов 1918-1920 гг.

23 июля 1918 г. Народный комиссариат юстиции РСФСР издал Инструкцию «Об организации и действии местных народных судов» для координации и руководства судебной деятельности

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде РСФСР, основные положения которого заключались в следующем:

  • введен в пределах РСФСР единый народный суд: «в пределах РСФСР учреждается единый народный суд» (ст. 1);
  • народный суд действовал в составе одного постоянного народного судьи, двух или шести народных заседателей в зависимости от сложности и общественного значения рассматриваемого уголовного дела;
  • отменены окружные суды;
  • число судебных участков в пределах административных единиц определялось уездными, городскими и губернскими исполнительными комитетами.
  • судам в обязательном порядке было вменено оказание юридической помощи населению.

Таким образом, основной формой отправления правосудия после принятия декретов о суде и Положения о едином народном суде от 30.11.1918 г. стали народные суды.

Определение «народный» не являлось случайным. Тем самым, большевистское правительство стремилось замаскировать классовый характер нового суда, нивелировав излишнюю революционность местных работников, воспринимавших суд как прямое средство расправы представителей победившего класса со всеми недовольными.

21 октября 1920 г. было принято новое Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым народный суд действовал на территории уездного или городского района в составе постоянных народных судей и очередных судей – народных заседателей.

Народному суду были «подсудны все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения Республики или лица установление факта или события» (п. 4 Положения). Это положение отвечало задаче сближения советского правосудия с населением.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел, преимущественно бытовых споров; по сведениям зам. наркома юстиции РСФСР Н.В. Крыленко в 1924 году в республике действовало 2,5 тыс. народных судов.

15 апреля 1924 г. Наркомюст издал циркуляр «О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов», в котором содержались указания по проведению ряда мероприятий, способствовавших улучшению работы народных судов.

Таким образом, в послеоктябрьский период большевиками была создана концепция народного суда как основного органа, приближенного к населению и стоящего на защите прав трудящихся, обеспечена его правовая форма.

Особенности функционирования революционных трибуналов (1917-1922 гг.)

Декретом «О суде» № 1 было провозглашено создание революционных трибуналов.

Цель создания ревтрибуналов была определена в ст. 8: «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев и промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами Р.С. и Кр. Депутатов».

Один из авторов Декрета № 1 М.А. Рейснер прямо заявлял о том, что трибуналы были созданы именно в целях применения «мер насилия» и вершили свои приговоры, не основываясь на праве и его толковании.

Большинству юристов было понятно различие между судом, который являлся органом правосудия, и трибуналом как органом политической расправы, где проблема вины, доказательств не имела никакого значения, уступая место политической целесообразности.

19 декабря 1917 г. Наркомат юстиции принял специальную Инструкцию «О революционных трибуналах, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».

Ревтрибуналам стали подсудны следующие составы преступлений, связанные с организацией восстаний против советского правительства, а именно: саботаж, сокрытие или уничтожение документов или имущества; действия по прекращению или сокращению производства предметов массового потребления без действительной к тому необходимости, злоупотребление служебным положением и др.

Перечень наказаний, применявшихся ревтрибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, обязательные общественные работы. Смертная казнь пока еще не предусматривалась (это произошло с принятием постановление НКЮ от 16 июня 1918 г.).

12 апреля 1919 г. было принято «Положение о революционных трибуналах», которым завершилось оформление системы трибуналов как системы чрезвычайных революционных судов.

Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах по одному на губернию. Такие же трибуналы могли быть учреждены местными советами по соглашению с наркомом юстиции в городах, насчитывающих свыше 200 000 населения.

Революционные трибуналы должны были избираться местными советами и губернскими исполнительными комитетами в составе одного председателя трибунала и двух членов трибунала, в том числе один должен был быть из состава местной коллегии Губчека. Об избрании или изменении состава трибунала местный совет должен был сообщать в кассационный трибунал, которому принадлежало право мотивированного отвода председателя трибунала.

Согласно положению о трибуналах, губернские исполнительные комитеты могли, в пределах штатов трибуналов и в зависимости от местных потребностей, как и для выездных сессий трибуналов, образовывать тем же порядком второй и третий составы трибуналов из 3 членов. Члены трибунала избирались на 3 месяца, каждый член трибунала мог быть как переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же советов и губернских исполнительных комитетов.

Согласно статье 18 Положения, заседания трибунала были публичными и проходили в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не могло служить препятствием к слушанию дела. Во всех трибуналах порядок допроса вызванных на заседание свидетелей и экспертов зависел от трибунала. Трибунал вправе был прекратить допрос и мог не допрашивать остальных свидетелей, если признавал дело и обстоятельства достаточно выясненными. Допущение новых свидетелей также зависело от трибунала. От трибунала зависело и приобщение к делу новых документов либо оглашение уже приобщенных.

Революционный трибунал был вправе постановить о недопущении прений сторон после окончания судебного следствия, если признавал дело в достаточной степени выясненным судебным следствием. Приговоры трибуналы выносили, «руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велением революционной совести». В совещательной комнате никто не мог присутствовать, кроме членов трибунала, участвовавших в процессе.

«Положение о революционных трибуналах» наделяло эти органы правом скорой репрессии:

  • отменялся институт заседателей,
  • участие защитников в судебном заседании зависело от решения трибунала,
  • не допускалось обжалование приговора в апелляционном порядке.
  • копия приговора должна была вручаться осужденному не позднее 24 часов после вынесения приговора.
  • в кассационном порядке приговоры могли быть обжалованы, исключая приговоры верховного трибунала при ВЦИК, приговоры военных трибуналов, приравненных к ним, в том числе и военно-железнодорожных.
  • на подачу кассационных жалоб на приговор трибунала предоставлялось 48 часов с момента вручения приговора осужденному.

В связи с тем, что подсудность трибуналов расширялась, они рассматривали дела не только политические, но и дела о преступлениях хозяйственных, должностных и др.

Таким образом, по своим полномочиям, организации, формам процессуальной деятельности революционные трибуналы превратились в чрезвычайные специальные судебные органы. Установленные законами разграничения в компетенции правоохранительных органов (ЧК, ревтрибуналы, народные суды) были недостаточно конкретны, а на деле и предусмотренные разграничения не всегда соблюдались.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использованная литература

  1. Декрет II Всероссийского съезда Советов // https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5302/ (Дата обращения: 08.06.2021).
  2. Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 г.
  3. Декрет ВЦИК от 12.04.1919 г. «Положение о революционных трибуналах».
  4. Декрет СНК РСФСР «О суде» от 24.11.1917.
  5. Декрет ВЦИК № 2 «О суде» от 07.03.1918.
  6. Декрет СНК РСФСР № 3 «О суде» от 13.07.1918.
  7. Инструкция НКЮ от 23 июля 1918 г. № 597 «Об организации и действии местных народных судов».
  8. Инструкция от 19 декабря 1917 г. «О революционных трибуналах, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».
  9. О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов. Циркуляр Наркомюста от 15 апреля 1924 г. № 52 // Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922-1925 гг. (действующих на 15 июля 1926 г.). М.: Юрид. изд-во Наркомюста, 1926.
  10. Большакова В.М. Принципы организации советской судебной системы (по законодательству 1917 – 1938 годов) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2020. № 3. С. 8-20.
  11. Бранденбургский Я.Н. Народный суд РСФСР, его нужды и очередные мероприятия для надлежащей его постановки. Доклад на V-м Всероссийском съезде деятелей советской юстиции // Еженед. сов. юстиции. 1924. № 11. С. 19-21.
  12. Верещагина А. В. Декрет № 1 о суде: история подготовки и его содержание // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 3. С. 61-74.
  13. Грошев А.В., Упоров И.В. Уголовное право России. Общая часть: краткий учебный курс. Ростов н/Д, 2006.
  14. Дзидзоев А.Д. Становление советской судебной системы // Вестник Владикавказского научного центра. 2008. № 4. С. 41-46.
  15. Конев А.Н. Идеология уголовного судопроизводства в период установления «диктатуры пролетариата» // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2019. Т. 10, № 2. С. 208-212. С. 210.
  16. Крыжан А.В. Проблемы организации народного суда как элемента системы советской юстиции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 5. С. 5-15.
  17. Крыленко Н.В. Губернский суд и ближайшие мероприятия в сфере его деятельности. Доклад на заседании V-го Всероссийского съезда деятелей советской юстиции // Еженед. сов. юстиции. 1924. № 11. С. 21-23.
  18. Курский Д.И. Выступление на заседании V-го Всероссийского съезда деятелей советской юстиции // Еже-нед. сов. юстиции. 1924. № 11. С. 18-19.
  19. Портнов В.П. Славин М.М. Становление правосудия советской России 1917-1922 гг. -М., 1990.
  20. Рейснер М. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. – М.; Л.,1925.
  21. Сикорская Л.Т. Становление советской судебной системы на Дальнем Востоке России (1917 – 1926 гг.) // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3. С. 182-191.
  22. Титов Ю.П. Создание и развитие революционных трибуналов в РСФСР. – Харьков, 1987.
  23. Турицын И.В., Упоров И.В. Уголовное наказание в уголовных и теоретических конструкциях (историко-правовой аспект) // Право и практика. 2014. № 4. С. 11-19.
  24.  Упоров И.В., Курдюк П.М., Курдюк Г.П. Правотворчество в современной России. Краснодар, 2003.
  25. Факурдинова А.Г. Квазисудебные органы советской системы (историографический аспект) // Манускрипт. 2019. № 10. С. 113-117.
  26. Шеуджен Н.А., Хоконова М.Р. Особенности формирования советской судебной системы (конец 1917 года): идеологический и политико-правовой аспект // Общество и право. 2020. № 2. С. 144-148.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция ниссан теана j32 на русском
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для прачечной
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для лагеря дневного пребывания
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для котельной
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для детского сада