Инструкция о действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении

Учитывая разносторонность существующих и предполагаемых угроз безопасности образовательного процесса, проведя анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в данной области жизнедеятельности общества, приходится констатировать отсутствие единственно правильной инструкции по действиям административно-управленческого и технического/обеспечивающего персонала, педагогического коллектива, обучающихся и воспитанников образовательных организаций при возникновении таких угроз.

Принимая во внимание изложенное, а также потребность организаторов и участников образовательного процесса в более-менее четком и понятном методическом руководстве их пошаговых действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического акта, разработаны данные рекомендации по дополнительному обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций для минимизации потер и пострадавших и алгоритмы действий при различных сценариях развития событий.

При принятии мер по дополнительному обеспечению антитеррористической защищенности и проведении тренировок рекомендуется в качестве консультантов, экспертов и наблюдателей привлекать представителей силовых структур и спасательных служб на местах, с которыми у локальной системы образования налажено взаимодействие.

Применяемые термины и сокращения

Взрывное устройство – предмет, вызывающий подозрения при обнаружении (имеющий признаки взрывного устройства), который может выглядеть как сумка, сверток, пакет или коробка, бесхозно находящиеся в зоне возможного одновременного присутствия большого количества людей, вблизи взрывоопасных, пожароопасных объектов, различного рода коммуникаций, в том числе при наличии на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты, издаваемых звуков, исходящих запахов.

Оперативные службы – представители территориального органа безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Передача тревожного сообщения – активация системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» либо по другому действующему номеру (в том числе посредством телефонной или сотовой связи).

Система оповещения – автономная система (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, об угрозе или о совершении террористического акта.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение

Возникновение чрезвычайных ситуаций без явных признаков нападения предусматривает оповещение в первую очередь спасательных служб. Большинство образовательных организаций оснащены системами автоматической пожарной сигнализации (АПС).

По наличию или отсутствию АПС в организации действия их некоторых сотрудников отличаются, поэтому разделены на две разные подгруппы.

При этом необходимо помнить, что, во-первых, даже имеющаяся, работоспособная АПС может не сработать при технических повреждениях неотвратимого характера; во-вторых, чрезвычайная ситуация в любом случае может иметь криминогенный характер (умышленное повреждение коммуникаций, поджог, халатность и т.п.) или иметь серьезные юридические последствия, поэтому безотлагательное оповещение оперативных служб является обязательным.

Основным приоритетом при возникновении чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни и здоровья людей. Спасение же документов, материальных и иных ценностей – только после выполнения основного приоритета.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение (при наличии АПС)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

если АПС не сработала, незамедлительно позвонить в службу спасения;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о чрезвычайной ситуации (ЧС);

продолжить исполнение своих обязанностей по физической охране организации;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

если АПС не сработала, незамедлительно позвонить в службу спасения;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

В. Должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность:

убедиться, что АПС сработала в штатном режиме;

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

с помощью технического/обеспечивающего персонала открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Г. Должностное лицо, ответственное за противодействие терроризму и экстремизму:

убедиться, что АПС сработала в штатном режиме;

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

оперативно изучить наличие или отсутствие признаков нападения (террористического акта);

довести до руководителя организации и ведомственной антитеррористической комиссии информацию о ЧС и свои выводы о наличии или отсутствии признаков нападения (террористического акта);

далее действовать в соответствии с принадлежностью к определенной группе (Д, Е, Ж)

Д. Заместители руководителя образовательной организации:

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Е. Технический или обеспечивающий персонал:

открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей согласно противопожарной инструкции;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

организовать отключение электричества и газа, локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Ж. Преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители, воспитатели или нянечки:

организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

в случае невозможности эвакуации по коридорам, открыть открываемые решетки на окнах первого этажа и организовать эвакуацию через них;

в случае невозможности эвакуации по коридорам выше первого этажа, плотно закрыть двери учебного помещения или помещения общего пользования, заложить щели под дверями мокрыми тряпками, расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу ближе к окнам;

при появлении возможности эвакуации организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

на эвакуационной площадке организовать сверку вверенных им обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

З. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение (при отсутствии АПС)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

незамедлительно позвонить в службу спасения;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

продолжить исполнение своих обязанностей по физической охране организации;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

незамедлительно позвонить в службу спасения;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

В. Должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность:

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

с помощью технического/обеспечивающего персонала открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Г. Должностное лицо, ответственное за противодействие терроризму и экстремизму:

оперативно изучить наличие или отсутствие признаков нападения (террористического акта);

довести до руководителя организации и ведомственной антитеррористической комиссии информацию о ЧС и свои выводы о наличии или отсутствии признаков нападения (террористического акта);

далее действовать в соответствии с принадлежностью к определенной группе (Д, Е, Ж)

Д. Заместители руководителя образовательной организации:

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Е. Технический или обеспечивающий персонал:

открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей согласно противопожарной инструкции;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

организовать отключение электричества и газа, локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Ж. Преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители, воспитатели или нянечки:

организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

в случае невозможности эвакуации по коридорам, открыть открываемые решетки на окнах первого этажа и организовать эвакуацию через них;

в случае невозможности эвакуации по коридорам выше первого этажа, плотно закрыть двери учебного помещения или помещения общего пользования, заложить щели под дверями мокрыми тряпками, расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу ближе к окнам;

при появлении возможности эвакуации организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

на эвакуационной площадке организовать сверку вверенных им обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

З. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

2. Нападение в помещении

В большинстве случаев нападения на образовательные организации происходят в виде появления одинокого стрелка, вооруженного огнестрельным оружием. Поэтому действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении сводятся к оперативному исчезновению из поля зрения злоумышленника.

Время появления злоумышленника в здании организации условно разделены на три периода, исходя из процесса исчезновения из его поля зрения: во время занятий, перемены, во внеурочное время, тихий час.

Должностные лица, ответственные за противопожарную безопасность и противодействие терроризму и экстремизму при нападении (террористическом акте) действуют в своей основной группе (педагогический коллектив или технический/обеспечивающий персонал).

Деление по группам обучающихся или воспитанников:

«Начальная школа + д/с»: детские сады или ясли; начальные школы, прогимназии; учреждения дополнительного образования (группы, работающие с детьми начального школьного возраста).

«Основная + старшая школа»: организации, обучающие по программам 5-11 классов; учреждения дополнительного образования (группы, работающие с детьми школьниками с 5 класса); профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования.

2.1. Нападение в помещении во время занятий

Действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении в помещении во время занятий в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

2.1.1. Нападение в помещении во время занятий (основная + старшая школа)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

помочь в раздаче ватно-марлевых повязок, воды, средств индивидуальной помощи;

осторожно информировать преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей о результатах своих наблюдений.

2.1.2. Нападение в помещении во время занятий (начальная школа + детский сад)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

2.2. Нападение в помещении во время перемены

Действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении в помещении во время перемены в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

В отличии от ситуации во время занятий, во время перемены большинство организаторов и участников образовательного процесса находятся на открытых площадках, в коридорах и рекреациях (в связи с передислокацией, проветриванием помещений и др.). При экстренном перемещении с этих мест в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие) в локальных коллективах могут оказаться обучающиеся или воспитанники из разных групп или классов и возрастных категорий, случайные педагоги (или их может вообще не оказаться).

2.2.1. Нападение в помещении во время перемены (основная + старшая школа)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

организовать экстренное перемещение обучающихся или воспитанников с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

оперативно переместиться с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей;

если в помещении не окажется педагогов:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположиться на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

определить старшего, действовать в соответствии с его указаниями;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

разобрать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

старшему произвести сверку находящихся в помещении (составить список, назначить шефство старших над младшими), организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб, на эвакуационной площадке предоставить ближайшему педагогу ранее составленный список для сверки обучающихся или воспитанников на соответствие;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

2.2.2. Нападение в помещении во время перемены (начальная школа + детский сад)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

организовать экстренное перемещение обучающихся или воспитанников с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

оперативно переместиться с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

если в помещении не окажется педагогов:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположиться на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

определить старшего, действовать в соответствии с его указаниями;

старшему назначить шефство старших над младшими,

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

разобрать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

эвакуироваться по указанию представителей оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

2.3. Нападение в помещении во внеурочное время, в тихий час

Внеурочное время особенно тем, что в это время в организации могут находиться обучающиеся или воспитанники из разных возрастных групп (кружки по интересам, подготовка олимпиадников, к ЕГЭ или ОГЭ, заседания студенческих сообществ и др.).

Действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время перемены в категории «основная + старшая школа».

Отличие: в связи с плохой организованностью и отсутствием в организации части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители».

При нападении в помещении в тихий час действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время занятий в категории «начальная школа + детский сад».

Отличие: воспитателям или нянечкам необходимо разбудить воспитанников и одеть их.

3. Нападение на территории

Особенность действий при нападении на территории организации заключается в экстренном оставлении территории организации всеми организаторами и участниками образовательного процесса. При этом необходимо выбрать, что ближе и безопаснее (дальше от злоумышленника): здание или за территорией организации.

При выборе и попадании в здание организации – действия должны быть как при нападении во время перемены.

3.1. Нападение на территории (основная + старшая школа)

При нападении на территории:

более старшие или сильные обучающиеся/воспитанники берут шефство над младшими или слабыми;

в связи с плохой организованностью и отсутствием части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал».

3.2. Нападение на территории (начальная школа + детский сад)

В связи с отсутствием (в силу возрастных ограничений) возможности выбора направления отхода (в здание или за территорию организации) решение за обучающихся или воспитанников могут принять только взрослые: административно-управленческий и технический/обеспечивающий персонал, педагоги.

4. Обнаружение взрывного устройства

4.1. Взрывное устройство обнаружено на входе (при попытке проноса)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

подать другому охраннику (при наличии) сигнал блокировки дверей либо сам принимает меры по недопущению злоумышленника на объект;

заблокировать входную дверь;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

в зависимости от опасности и прогнозируемой опасности принимает одно из решений:

не задерживая нарушителя, предложить ему подождать у входа на объект, пока не будет получено разрешение на проход (при этом фактически ожидая прибытие оперативных служб для дополнительной проверки и возможного задержания нарушителя);

самостоятельно задержать нарушителя (при уверенности в возможности и эффективности таких действий, а также отсутствии риска для окружающих людей);

задержать нарушителя в блокированном входном шлюзе (при наличии) до прибытия оперативных служб;

не задерживая нарушителя, предложить ему покинуть территорию объекта в связи с невозможностью его допуска с запрещенным предметом и проводить его за территорию (в связи с малой опасностью обнаруженного предмета, либо наоборот, в связи с высокой опасностью предмета – исключая риск для жизни и здоровья людей на территории объекта;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи.

4.2. Взрывное устройство обнаружено в здании

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне. Для оцепления опасной зоны при нехватке собственных сил охрана может привлечь персонал охраняемого объекта;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с обнаруженным предметом громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, отвести окружающих на безопасное расстояние;

обеспечить незамедлительное информирование руководителя об обнаружении взрывного устройства любым доступным способом;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

не трогать и не приближаться к оставленным другими лицами (бесхозным) предметам;

в случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, сообщить ближайшему работнику организации, либо обучающемуся старшего возраста;

проследовать на безопасное расстояние;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи.

5. Захват заложников

А. Руководитель образовательной организации и его заместители:

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

незамедлительно прибыть к месту захвата заложников и, не приближаясь к нарушителю, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

при возможности лично и через назначенных лиц вести наблюдение за нарушителем и его перемещениями, находясь на безопасном удалении до прибытия оперативных служб;

обеспечить любыми доступными способами вывод людей из опасной зоны, при невозможности прекратить всякого рода передвижения;

обеспечить любыми доступными способами информирование людей, находящихся в близлежащих к опасной зоне помещениях, о происшествии и необходимости блокирования входов в целях недопущения захвата большего числа заложников и перемещения нарушителя в более защищенное место;

по собственной инициативе в переговоры с нарушителем не вступать и иными действиями его не провоцировать;

организовать эвакуацию людей в соответствии с планом эвакуации в той части объекта, которая не находится под контролем нарушителя без использования системы оповещения;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Б. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, уводя за собой находящихся поблизости людей;

при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, не допускать паники среди обучающихся и персонала, не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью;

принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении;

обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способом;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса, в беззвучны режим либо их отключению;

не допускать общения обучающихся и персонала по любым средствам связи;

обеспечить информирование руководителя любым доступным способом;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

В. Обучающиеся или воспитанники:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, сохранять спокойствие и не допускать паники, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь работникам организации заблокировать входы всеми доступными средствами, в том числе мебелью, действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала, вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

разместиться наиболее безопасным из возможных способом;

переключить средства связи в бесшумный режим либо выключить их;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

6. Возгорание впоследствии нападения

Впоследствии нападения в здании организации могут произойти случайное или запланированное злоумышленником возгорание и пожар.

Нахождение в заблокированных, забаррикадированных помещениях во время пожара также опасно из-за воздействия продуктов горения и огня. Степень воздействия можно уменьшить предварительными мерами (укрепление дверей от термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и заложив щели в дверях помещений мокрыми тряпками, применением ватно-марлевых повязок.

Но степень опасности, допустимой для эвакуации из-за пожара при действующей угрозе злоумышленника в здании, может определить и взять на себя ответственность только самое старшее в этом помещении должностное лицо. При этом должна рассматриваться вся доступная информация: из системы голосового оповещения, результаты собственных наблюдений и т.п.

7. Обрушение впоследствии нападения

Случайное или запланированное злоумышленником обрушение может привести к возгоранию и пожару, распространению пыли, газов, продуктов технических или технологических разрушений.

Во избежание жертв и в целях минимизации потерь также необходимы предварительные меры (укрепление дверей от физического и термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и действия как при возгорании впоследствии нападения.

8. Действия после прекращения нападения

Сигнал о прекращении контртеррористической операции могут дать только ее участники (представители оперативных служб).

После эвакуации организаторов и участников образовательного процесса из здания или территории организации еще может сохранять опасность продолжения или повторного нападения, после пережитого ЧС или нападения обучающиеся/воспитанники могут повести себя неадекватно, существуют также другие риски и угрозы, связанные с нахождением на новом (возможно, незнакомом) месте.

В связи с этим всем организаторам и участникам образовательного процесса необходимо до получения сигнала о прекращении контртеррористической операции сохранять спокойствие и бдительность, действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

9. Противодействие нападению

Учитывая основной приоритет – сохранение жизни и здоровья людей, противодействие нападению со стороны организаторов и участников образовательного процесса может быть только дистанционным: блокировка и баррикадирование дверей, локальное отключение электричества, закрытие доступа в потенциально опасные помещения и участки (лаборатории, котельные, столовые, мастерские и т.п.).

Непосредственное противодействие нападению может быть оказано лишь в случае отсутствия возможности избежать столкновения со злоумышленником, исходя из личных возможностей и способностей.

10. Взаимодействие с представителями оперативных служб

В случае пожара, техногенной катастрофы, обрушения организаторы и участники образовательного процесса в первую очередь взаимодействуют с представителями спасательных служб. Основное действие в данной ситуации сводится к оперативной эвакуации.

Далее представители спасательных служб передают эвакуируемых представителям оперативных служб.

В случае нападения на образовательную организацию (террористического акта) взаимодействие может произойти спонтанно или по инициативе представителей оперативных служб.

10.1. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время контртеррористической операции

На всех этапах контртеррористической операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания. При этом необходимо избегать ситуаций, когда становишься вольным или невольным препятствием выполнению их профессиональных оперативных действий, если только это не происходит под давлением злоумышленников.

При установлении непосредственной или дистанционной (телефонной, визуальной, электронной) связи с представителями оперативных служб необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

постараться убедиться в том, что она не используется злоумышленниками;

стараться сохранить в тайне наличие такой связи от злоумышленников;

стараться сохранить установившуюся связь на максимально возможный период времени;

в целях эффективности использования установившейся связи стараться вести себя спокойно, вести беседу четко, по существу, лаконично;

без прямого указания или возникновения обстоятельств непреодолимой силы не прерывать связь;

при попытке восстановления прерванной связи убедиться в том, что она не используется злоумышленниками;

на всем протяжении использования связи помнить, что она может быть незащищенной, прослушиваемой, прослеживаемой.

10.2. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время эвакуации

На всех этапах спасательной или поисковой операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания.

При этом необходимо:

все действия выполнять спокойно, без паники, максимально тихо (если руководящий сотрудник не требует обратного);

требуемую информацию стараться изложить четко, лаконично, по существу;

при указании на конфиденциальность части или всей полученной (доведенной, увиденной, услышанной) информации сохранить ее в тайне до указанного срока;

при выполнении действий, передаче информации помнить о существующей в коллективе иерархии, административных, психологических и физиологических возможностях каждого.

Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера

22.10.2021

Инструкция по действиям при угрозе террористического акта разработана в целях обеспечения антитеррористической безопасности образовательного учреждения и устанавливает порядок действий директора и персонала школы при возникновении угрозы совершения террористического акта и при его совершении.

Инструкция во вложении.

Просмотров всего: ,
сегодня:
Хочу такой сайт

Дата создания: 22.10.2021

Дата обновления: 28.10.2021

Дата публикации: 22.10.2021

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

  • Объявление об эвакуации

    Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

  • Проведение эвакуации

    Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

  • Возникновение пожара в школе

    Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

  • Основные пути эвакуации

    Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

  • Сбор эвакуируемых детей

    Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

  • Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы

    Не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

  • Не открывайте окна

    Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

  • Самое главное — не паниковать

    Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.
    При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

  • Тушение пожара подручными средствами

    Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

  • Меры безопасности при пожаре в школе

    Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок или сигнал сирены с голосовым оповещением, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

  • Ваши действия при эвакуации:

    главное: сохраняйте спокойствие и слушайте преподавателя (учителя), именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
    если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно-марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
    если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
    на улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

  • Если рядом с вами нет взрослого:

    • звоните в пожарную охрану по телефону «01» и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;
    • не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;
    • не прячьтесь, иначе пожарные могут вас не найти;
    • по возможности, немедленно, покиньте помещение через входную дверь;
    • если путь к главной двери отрезан огнем и дымом, выходите на балкон. Не прыгайте! Громко зовите на помощь. Не забудьте плотно закрыть за собой балконную дверь;
    • еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть окно, закройте и уплотните дверь в помещение любыми тряпками или мебелью. Зовите на помощь, а когда призыв о помощи будет услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма. Закройте нос и рот влажной тряпкой, ждите пожарных. Вас обязательно спасут!

  • Главное:

    Cлушайте педагога, не теряйте спокойствия и будьте готовы к действиям!

  • Правила для персонала образовательных учреждений:

    Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

  • Порядок действий учителя при пожаре:

    1. Не поддаваться панике самому и успокоить детей.
    2. В первую очередь эвакуировать детей из тех помещений, где находиться опасно для жизни, а также с верхних этажей, причем первыми выводят учеников младших классов.
    3. Уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся.
    4. Если выход из класса безопасен, построить учащихся. Портфели, одежду оставить на местах. Если есть, надеть на детей марлевые повязки для защиты органов дыхания. Взять классный журнал.
    5. Выводить учащихся из здания школы по наиболее безопасному и кратчайшему пути.
    6. Учитель при этом должен идти впереди, а конце цепочки детей поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
    7. По окончании эвакуации, в заранее определенном безопасном месте сбора, провести перекличку всех детей по спискам.
    8. Учитель должен неотлучно находиться рядом обучающимися, выведенными из здания.
    9. Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания.
    10. Если на окнах металлические решетки, их необходимо тут же открыть. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы пожарные немедленно приступили к эвакуации детей через окна. Учитель в таком случае покидает класс последним.

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:
•адрес пожара, номер школы;
•наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
•место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
•что горит или характер ЧС, другого происшествия;
•сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
•назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Другие статьи

Эта статья полезна?

88,4% посетителей считают статью полезной

  1. При аварии на объекте, имеющем активные химические отравляющие вещества (АХОВ).

А. Получив информацию об угрозе заражения:

1)             Оповестить руководящий состав, классных руководителей и учителей начальных классов об угрозе заражения АХОВ.

2)             Быть готовым к экстренной эвакуации всего личного состава школы за пределы предполагаемой зоны заражения, с учетом направления ветра у земли в данное время.

  1. При пожаре.

А. При угрозе возникновения пожара:

1)             Привести в готовность отделение пожаротушения и имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, противопожарный инструмент).

2)      Из числа учащихся старших классов создать 2-3 наблюдательных поста с задачей постоянного наблюдения и периодического доклада начальнику штаба школы об изменениях обстановки.

3)             Провести эвакуацию учащихся из предполагаемого места возникновения пожара.

  1. При урагане (шторме).

А. При получении штормового предупреждения о приближении урагана (шторма):

1)            Прекратить занятия всех учащихся, учащихся начальных классов под руководством классных руководителей развести по домам.

2)     с помощью бригад, сформированных из числа учащихся 10-11 классов, укрепить чердачные, вентиляционные люки и окна, плотно закрыть двери и окна.

3)     С учащимися провести беседы о необходимости строгого выполнения правил поведения в укрытии.

4)     Обесточить помещения, кроме помещений, где находятся учащиеся, перекрыть воду, газ, кроме помещений укрытия.

  1. При снежных заносах.

А. При угрозе возникновения:

1)             Прекратить занятия в школе, детей отправить по домам, учащихся младших классов под контролем учащихся 10-11 классов.

2)      Организовать наблюдение на территории школы, данные наблюдения докладывать в штаб ГО школы.

3)      Уточнить мероприятия по ликвидации последствий при снежных заносах..

4)      Подготовить лопаты, скребки и метлы к выдаче учащимся 8-11 классов.

  1. При радиоактивном заражении местности при аварии на действующей АЭС.

А. При угрозе радиоактивного заражения местности:

1)             Проведение работ силами учащихся по герметизации помещений школы.

2)      Подготовка документации и ценного имущества школы к эвакуации, используя помощь учеников 11-х классов.

3)             Быть готовым к проведению йодной профилактики учащихся и всего постоянного состава школы.

4)      Организовать изготовление простейших средств защиты органов дыхания.

5)             Постоянному составу школы быть готовым к эвакуации.

  1. При получении известия о заложении взрывного устройства в одном из

помещений школы.

А. Сообщение получено от неизвестного по телефону:

1)             Сообщить в милицию (по телефону 02) и директору школы о полученной информации.

2)             Организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся из здания школы.

3)             До прибытия представителей милиции организовать охрану здания школы силами группы ООП.

4)      Сообщить о полученной информации в управление района по делам ГО и ЧС, в администрацию района, сообщается ФСБ (если будет обнаружено взрывное устройство).

5)      С прибытием в школу милиции и других служб оказать им необходимую помощь и организовать взаимодействие.

Б. Сообщение получено от  милиции по телефону:

1)             Сообщить  о  полученной  информации директору школы  в  управление района по делам ГО и ЧС, в администрацию района, в ФСБ.

2)      Организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся из здания школы.

3)             До прибытия представителей милиции организовать охрану здания школы силами группы ООП.

4)             С прибытием в школу милиции и других служб оказать им необходимую помощь и организовать взаимодействие.

  1. При угрозе затопления или наводнения.

1) Получив   сигнал   об   угрозе   наводнения   или   затопления   немедленно организовать экстренную эвакуацию персонала и учащихся.

2) С помощью постоянного состава и технического персонала школы принять меры по эвакуации имущества и документации школы.

  1. При угрозе террористического акта.

1)             Завесить оконные проемы.  Это убережет    от разлетающихся осколков стекол.

2)      Подготовиться к экстренной эвакуации.

3)      Удалить из здания школы горюче-смазочные   и легковоспламеняющиеся материалы.

4)      Подготовить йод, бинты, вату и другие медицинские средства для оказания первой медицинской помощи.

5)             Желательно   отправить   детей   домой   в   сопровождении   взрослых   и старшеклассников.

Порядок действий при срочной эвакуации школы при возникновении ЧС

Подробности
Опубликовано: 31.07.2020 10:31
Просмотров: 1036

Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов эвакуационный выход. Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов:

1) Тревога (включение звуковой сигнализации);

2) Сообщение в службу 112, вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;

3) Эвакуация школы;

4) Сбор всего состава школы в отведенном месте;

5) Перекличка.

  1. Тревога.

Любой человек, ученик или работник школы, при обнаружении ЧС должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о тревоге (пожарной или ЧС) — звуковое текстовое оповещение /звуковой сигнал — в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.

  1. Вызов пожарной охраны.

О любом возникновении пожара (даже самого небольшого), при возникновении ЧС нужно немедленно сообщить в службу МЧС по телефону 01 или 112 (для мобильных телефонов). Дублирование вызова службы МЧС осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить директору школы о том, что служба МЧС вызвана.

  1. Эвакуация школы.

 В случае подачи сигнала – учитель, находящийся в классе (ведущий урок), несет ответственность за учеников этого класса. Если сигнал прозвучал на перемене, то ответственность за эвакуацию учащихся из школы несет учитель, у которого будет урок по расписанию. Свободные от занятий преподаватели и учителя, а также незадействованные в освобождении выходов из школы технические работники школы, быстро направляются к кабинету директора школы для получения указаний об организации экстренной эвакуации. При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба, учащиеся эвакуируются из школы без верхней одежды.

Порядок действий учителя при эвакуации:

Ø Не поддаваться панике самому и успокоить детей.

Ø Потребовать от учащихся полной тишины в классе. Ø Открыть двери учебного кабинета, выйти в коридор, не теряя из виду учащихся, уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация учащихся. Определить в какую сторону двигаться (в соответствии с планом эвакуации)

Ø Спокойным голосом объявить учащимся об эвакуации, о цели и порядке построения, дать твердые указания на дальнейшие действия: портфели и личные вещи оставить на месте, напомнить о строгости соблюдения строя при движении по школе.

Ø Если выход из класса безопасен — построить учащихся в колонну по 2 человека перед дверным проемом учебного кабинета. В конце колонны поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым. Ø Убедившись что в колонне находятся все учащиеся класса, закрыть двери кабинета (не на ключ!)

Ø Обязательно взять с собой классный журнал, медицинскую аптечку, средства индивидуальной защиты. Ø Начать движение ускоренным шагом по школе, к ближайшему, наиболее безопасному выходу из здания. Ø Учитель следует впереди класса с классным журналом, поддерживая спокойствие и дисциплину.

Ø Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе, не бежать толпой и организованно спускаться только с одной стороны лестницы, оставляя другую для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга.

Примечание (1) — все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, коридоре и т.п.), должны немедленно вернуться в класс или присоединиться к любому классу, начавшему экстренную эвакуацию. Покинув здание школы, обязательно присоединиться к своему классу на безопасной площадке.

При задымлении :

Ø Построить учащихся цепочкой по одному перед дверным проемом учебного кабинета.

Ø Выдать учащимся средства индивидуальной защиты (марлевые повязки), предварительно смочив их водой, для защиты органов дыхания. Для обеспечения полного контроля за эвакуацией учащимся необходимо взяться за общую веревку, зафиксировав ее петлей на запястье руки.

Ø В начале цепочки поставить самого рослого и физически здорового мальчика.

Ø Убедившись что в цепочке находятся все учащиеся класса, закрыть двери кабинета (не на ключ!).

Ø Обязательно взять с собой классный журнал, медицинскую аптечку, средства индивидуальной защиты.

Ø Начать движение ускоренным шагом по школе к ближайшему, наиболее безопасному выходу из здания. Учитель покидает класс последним и замыкает цепочку.

Примечание (2) – Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, посадить детей на пол и слегка приоткрыть окно для проветривания. Как только услышите шум подъехавших пожарных машин, подайте сигнал, чтобы бойцы немедленно приступили к эвакуации детей через окна.

Особенности эвакуации в зимнее время:

В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой. Если эвакуация экстренная — покинуть помещение без верхней одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику. Учитель, ответственный за эвакуацию детей, убедившись, что все учащиеся эвакуированы, составляет строевую записку и обеспечивает оповещение директора школы об эвакуации класса.

  1. Сбор всего состава школы в отведенном месте.

Покинувшие здание классы прибывают на асфальтированную площадку школьного двора. Начальное место построения зависит от места выхода – центрального или запасного, а также от очередности эвакуации. Учитель неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися и выполняет следующие действия:

Ø определяют место построения класса в три шеренги, проверяют наличие учащихся (в случае отсутствия кого-либо из учащихся немедленно доложить об этом);

Ø оформляют строевую записку.

  1. Перекличка.

Учитель докладывает директору школы о наличии и количестве в строю эвакуируемых учащихся по строевой записке.

Отдел ГО и ЧС, ЕДДС

Администрации Цимлянского района

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о выезде за границу допущенных к гостайне
  • Инструкция о выдаче листков нетрудоспособности рб 2021
  • Инструкция о выдаче документов об образовании в рб
  • Инструкция о взаимодействии подразделений мвд россии
  • Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате