Инструкция о действиях работников суда при обнаружении подозрительных предметов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в чрезвычайных ситуациях

События последних десятилетий неопровержимо свидетельствуют о необходимости глубокой проработки вопроса антитеррористической защиты зданий, помещений судов, а также повышения уровня подготовленности должностных лиц судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее ­– судебные приставы по ОУПДС) к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Стремясь оказать влияние на судей, подорвать общественное спокойствие, доверие к судебной власти, а нередко и отомстить работникам судов за честное и принципиальное выполнение своего служебного долга, представители организованных преступных групп и сообществ используют разнообразные приемы, включая угрозы совершения действий террористического характера.

Наиболее типичными чрезвычайными ситуациями, с которыми могут столкнуться работники судов и службы судебных приставов, являются:

поступление сообщений о предстоящем взрыве в помещении (здании) суда;

реально совершенный взрыв (поджог);

попытка вооруженного захвата здания суда;

совершение насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний;

проведение несанкционированных митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда.

Столкнувшись с фактом развития чрезвычайной ситуации, каждый работник суда, судебный пристав по ОУПДС должен знать, что от его правильных и согласованных с другими работниками действий зависит скорейшее разрешение ситуации, сохранение его жизни и здоровья, а также безопасность других лиц.

Действия при получении сообщения о предстоящем

террористическом акте

Следует учитывать, что на практике реальным взрывам с использованием взрывных устройств редко предшествуют устные, письменные сообщения, также сообщения, поступившие посредством электронных почтовых сервисов сети Интернет. В большинстве случаев они означают лишь угрозу взрыва, а не реальное его осуществление.

При этом существуют в основном два обстоятельства, при которых реальная угроза предварительно доводится до избранного объекта:

преступник (преступное сообщество) осуществил закладку взрывного устройства, но не желает ненужных жертв и разрушений;

он (преступник, преступное сообщество) заинтересован в том, чтобы посеять панику, которая нарушила бы привычный ритм деятельности судебного учреждения, где заложено взрывное устройство.

О реальности самой угрозы взрыва во многом можно судить по содержанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер необходимо регулярно инструктировать работников суда, прежде всего руководящий состав, о правилах ведения переговоров.

При этом следует разъяснять, что спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда вопросов позволяют выиграть время и получить от преступника дополнительную информацию, особенно в ситуациях, когда преступник сам стремится предотвратить ненужные жертвы.

Так, если сообщить ему, что в здании находится много людей и их эвакуация потребует значительного времени, он может представить сведения о месте закладки взрывного устройства, силе его заряда или о взрывном механизме.

Переговоры можно строить следующим образом.

С целью удержания преступника на телефонной линии как можно дольше необходимо:

а) попросить его повторить сообщение и обязательно записать
(на бумаге, с использованием магнитофона) каждое сказанное им слово;

б) при наличии дополнительных каналов связи сообщение должно
приниматься не одним, а несколькими работниками;

в) если позвонивший не называет точное место закладки взрывного
устройства и времени взрыва, следует самому спросить его об этом;

г) особое внимание при телефонном разговоре должно уделяться
фоновым шумам, например: звуку проезжающих автомашин, музыки или
любым другим звукам, которые могли бы помочь определить место, откуда
был сделан звонок; оттенкам голоса звонившего (женский, мужской), его тону
(спокойный, возбужденный), акценту, речевым особенностям.

В ходе приема сообщения необходимо незамедлительно по другому каналу связи сообщить в правоохранительные органы (Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации – далее ФСБ России, МВД России) о факте получения угрозы. Даже если разговор был прерван по инициативе звонившего, должностное лицо ни в коем случае не должно вешать трубку телефона на рычаг. Схематично алгоритм действий лица, получившего сообщение о предстоящем акте терроризма, приведен в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Если сообщение об угрозе взрыва было сделано письменно, необходимо сохранить все материалы (конверт, упаковку, контейнер) и имеющиеся улики (отпечатки пальцев, почерк и т.п.) для последующей идентификации автора послания.

В случае если сообщение об угрозе совершения террористического акта поступило посредством почтовых сервисов сети Интернет, необходимо обеспечить условия, способствующие сохранению полученной информации,
с последующим обязательным информированием председателя суда (или лица, его замещающего) и правоохранительных органов о получении указанных сообщений, обеспечив при этом наименьшую осведомлённость посторонних лиц о поступлении информации об угрозе террористического акта.

Действия при обнаружении в здании (помещении) суда    взрывоопасного (подозрительного) предмета

В случае возникновения в здании (помещении) суда чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой совершения террористического акта (обнаружением взрывоопасного (подозрительного) предмета), председателю суда рекомендуется действовать в соответствии с алгоритмом, приведенным
в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Большинство взрывных устройств изготавливается кустарным способом, их различия в основном связаны с изобретательностью и возможностями кустарей-изготовителей, причем по своему внешнему виду они могут не отличаться от обычных предметов. Поэтому вероятность того, что взрывное устройство будет иметь характерные для подобного рода боеприпаса формы, незначительна.

Подозрительными считаются предметы:

неизвестного назначения;

предметы обихода: сумки, портфели, свертки, чемоданы, посылки и другие предметы, подозреваемые на наличие в них самодельного взрывного устройства (далее – СВУ);

с явными признаками самодельных устройств независимо от степени их подготовленности к взрыву, штатных или самодельных взрывчатых материалов: снаряды, мины, гранаты и их запалы, патроны, капсюли литые, жидкие, порошкообразные, прессованные, пластичные, гранулированные взрывчатые вещества, детонаторы различных типов, детонирующие и огнепроводные шнуры, запальные трубки.

Состав группы судебных приставов по ОУПДС должен обращать внимание в первую очередь на вызывающие подозрение посторонние, случайно оказавшиеся в зоне поиска предметы.

Для их планомерного поиска старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС необходимо руководствоваться методикой, согласно которой поисковые мероприятия осуществляются от периферии к центру и снизу вверх. При этом, если не имеется конкретных указаний на определенное место закладки взрывного устройства, следует заранее определить очередность осмотра отдельных участков объекта по степени их важности.

Осмотр здания может осуществляться в следующем порядке: внешние стороны объекта; входы в здания; общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы); лестничные пролеты и лифты; неохраняемые подвалы; внутренние помещения объекта. Для упорядочения поиска отдельное помещение объекта условно делят на две половины и обследуют их в трех уровнях: от пола до высоты пояса; от пояса до уровня глаз; от уровня глаз до потолка.

Действия судебных приставов по ОУПДС, обнаруживших неизвестный предмет, должны в первую очередь зависеть от того, имеются ли у них основания считать этот предмет искомым взрывным устройством.

В ситуациях, если есть основания полагать, что обнаруженный предмет представляет собой то или иное взрывное устройство, не следует прикасаться к нему вообще. Лучшим решением будет немедленно покинуть место, где он был обнаружен, сообщить об этом председателю суда и в органы ФСБ России, МВД России и МЧС России, а затем обеспечить его оцепление или закрытие всей прилегающей зоны. При этом безопасное расстояние должно определяться с учетом объема подозрительного предмета
(приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям).

Однако высокая степень опасности может вызвать необходимость экстренной эвакуации и без предварительного осмотра. В этом случае председатель суда принимает решение об объявлении перерывов в ведущихся судебных заседаниях и поручает администратору суда провести эвакуацию согласно имеющемуся плану.

Администратор суда доводит распоряжение председателя суда
(или лица, его заменяющего) до председательствующих в судебных заседаниях (судей) и старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС (судебного пристава по ОУПДС, находящегося на посту № 1) о проведении эвакуации.

Судья, получив распоряжение председателя суда (или лица, его заменяющего), объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.

Затем администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС организует эвакуацию работников и посетителей, используя основные и запасные выходы, организует вынос и надлежащую охрану подлежащей эвакуации секретной и иной служебной документации согласно ранее утвержденному плану. При необходимости решает во взаимодействии с коммунальными службами вопрос об отключении здания (помещения) суда от телефонной (мобильной) связи и систем газо-, водо- и электроснабжения.

Требование освободить помещение или здание суда должно выдвигаться поэтапно во избежание паники и давки, при этом следует продумать, нужно ли называть настоящую причину эвакуации или, чтобы избежать негативных последствий, произвести эвакуацию под каким-либо благовидным предлогом, например, проведением учений по пожарной безопасности или другим техническим основаниям.

Однако следует учитывать, что в этом случае чрезмерно ограничивающие свободу меры безопасности и излишне педантичные процедуры не будут поддержаны посетителями и некоторыми работниками суда, а следовательно, не будут способствовать обеспечению безопасной обстановки. Поэтому все осуществляемые действия, меры предосторожности должны быть приемлемыми и соответствовать реальному уровню опасности.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС ориентирует группу судебных приставов на проведение эвакуации, обращая внимание на то, что указание должно быть выполнено всеми без исключения работниками и посетителями. При необходимости он также оказывает содействие начальнику конвоя в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляются мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов). До прибытия сотрудников правоохранительных органов старший группы силами подчиненных судебных приставов по ОУПДС организует наружную охрану (оцепление) здания суда, в дальнейшем действует по указаниям председателя суда (или лица, его заменяющего).

Судебный пристав по ОУПДС, получив указание о проведении эвакуации, обходит отведенный ему для осмотра участок здания (этаж) или помещения, обеспечивая выполнение указания. При этом он обращает внимание работников на необходимость закрытия (опечатывания) служебных сейфов и оставления кабинетов открытыми.

В ходе эвакуации необходимо рекомендовать посетителям и работникам, чтобы они сами забирали свою ручную кладь. При этом оставленные предметы следует рассматривать как подозрительные и подлежащие детальному осмотру.

Для размещения людей, покинувших здание (помещение) суда, следует предусмотреть место сбора на прилегающей территории, учитывая при этом характер опасности и существующие погодные условия. Путь к месту сбора должен быть четко обозначен и безопасен.

Убедившись, что все работники и посетители суда покинули вверенный ему участок, судебный пристав выдвигается к выходу из здания и
в дальнейшем действует в соответствии с расчетом на случай чрезвычайных ситуаций. Аналогичный порядок эвакуации предполагается также и в случаях взрыва, поджога в здании (помещении) суда с поправками на возникшие последствия. При незначительных повреждениях здания, проведя эвакуацию, администратор суда своими силами организует тушение пожара до прибытия сил Государственной противопожарной службы. В случае сильного или полного разрушения здания основные усилия должны быть сосредоточены на спасении пострадавших (включая оказание первой помощи до прибытия медработников).

Действия при попытках вооруженного захвата здания суда

Рассматривая данную ситуацию, работники аппарата суда и судебные приставы по ОУПДС должны исходить из того обстоятельства, что вооруженное нападение на государственное учреждение надлежит квалифицировать как бандитизм.

Этот состав преступления отнесен к категории особо тяжких, что позволяет оценить как серьезность ситуации в целом, так и охарактеризовать общественную опасность лиц, участвующих в нападении.

Приоритетными задачами руководителей судебных учреждений, столкнувшихся с реальной угрозой попытки вооруженного захвата, должны стать:

незамедлительное уведомление о случившемся дежурных по органам ФСБ России, МВД России;

всестороннее обеспечение безопасности жизни и здоровья работников
и посетителей.

Получив сообщение о попытке вооруженного захвата здания суда, председатель суда (или лицо, его замещающее):

 по возможности выясняет количество преступников, преступные намерения, заявленные требования, наличие оружия и автотранспортных средств, их марку, цвет, государственные номера и сообщает о случившемся в правоохранительные органы по территориальности с перечислением имеющихся (установленных) сведений;

принимает меры к прекращению судебных заседаний и дает указание администратору суда осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности работников и посетителей суда.

Исходя из обстановки, администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС либо организует эвакуацию работников и посетителей через запасный выход (иным безопасным путем), либо принимает меры к перемещению работников и посетителей в безопасные места в здании суда. Таковыми являются помещения, конструктивные особенности которых исключают возможность поражения «шальными» пулями и осколками.

Судья, получив информацию о попытке вооруженного захвата здания суда (непосредственно или от председателя суда), объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС принимает меры к прекращению доступа в здание суда, содействует организованной эвакуации из помещений суда посетителей и участников судебных заседаний, которые могут пострадать от действий нападающих. Затем, осуществив соответствующий маневр имеющимися силами, организует оборону объекта до прибытия сил правопорядка. В дальнейшем действует по указаниям председателя суда (или лица, его заменяющего).

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности нападавших.
В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на
объекте – судебного пристава по ОУПДС.

При необходимости судебные приставы по ОУПДС оказывают содействие конвойным нарядам полиции в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляют мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов).

При совершении насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний

В отличие от ранее рассмотренной ситуации угроза жизни и здоровью работников судов и посетителей исходит не извне, а зреет внутри помещений суда. В основе насильственных действий, как правило, лежат неудовлетворенность участников дела либо лиц из числа их ближайшего окружения ходом дела, принимаемыми в ходе судебного заседания определениями и постановлениями, недовольство принятым решением (приговором).

Нередко причиной насильственных действий является циничное, вызывающее поведение кого-либо из лиц, присутствующих в зале заседания. Как правило, таким действиям предшествуют неоднократные словесные перепалки, выкрикивание оскорблений, угроз, демонстрация оскорбительных жестов.

Предупреждение перерастания подобных отклонений в насильственные действия во многом зависит от способности председательствующего обеспечивать порядок в ходе заседания, прибегая к установленным законом мерам, включая удаление нарушителей из зала суда и привлечение к мерам юридической ответственности.

Недопущение эксцессов в ходе судебных заседаний должно быть результатом совместной деятельности судей, судебных приставов по ОУПДС, а при слушании уголовных дел – и личного состава конвойной службы полиции. В связи с этим предупреждение насильственных действий в ходе судебных заседаний является элементом повседневной деятельности судов.

Насильственные действия в ходе судебного заседания могут расцениваться как чрезвычайная ситуация только в случаях неожиданного, неадекватного поведения лиц, совершающих (угрожающих совершить) действия, чреватые угрозой жизни и здоровью участников судебного заседания, посетителей и других лиц.

Наиболее типичными следует считать:

угрозы совершения взрыва;

попытки захвата заложников из числа лиц, участвующих в деле, работников суда либо посетителей;

стрельба из огнестрельного оружия в помещениях суда;

иные противоправные действия, совершаемые общеопасным способом.

Судья, столкнувшись с фактами нарушения порядка в ходе заседания, не дожидаясь обострения обстановки, должен вызвать через секретаря (либо с использованием технических средств) судебного пристава по ОУПДС.

Судебный пристав по ОУПДС, прибыв в зал заседания, обязан оценить ситуацию с позиции своих сил и возможностей самостоятельно
нормализовать обстановку. При отсутствии такой возможности следует обратиться за помощью к старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, обеспечивает прибытие подкрепления и по возможности сам прибывает в зал заседания. В дальнейшем организует действия судебных приставов в соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов.

В случае неожиданного совершения преступных действий кем-либо из лиц, присутствующих в зале заседания, судья незамедлительно сообщает об этом старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС сообщает о случившемся в правоохранительные органы и обеспечивает эвакуацию посетителей и работников суда, после чего осуществляет задержание лица, совершившего преступление. В случае невозможности немедленного задержания (например, при захвате заложников) организует блокирование преступника (преступников) в помещении суда до прибытия сотрудников правоохранительных органов.

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставляемые законом возможности по применению оружия и специальных средств для пресечения преступной деятельности, защиты жизни и здоровья работников и посетителей суда.
В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС.

Действия при проведении несанкционированных митингов  (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда

Практика последних лет убедительно свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к оказанию давления на суд посредством проведения митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданиям суда.

В случае выявления несанкционированного митинга или пикетирования на территории, прилегающей к зданию суда, председатель суда (или лицо, его заменяющее) сообщает о случившемся в правоохранительные органы. После этого дает указание старшему смены на объекте – судебному приставу по ОУПДС усилить охрану здания суда.

Администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС обеспечивает допуск в здание суда участников судебных заседаний с использованием запасных выходов и иных возможностей, предоставляемых конструктивными особенностями здания суда.

Старший смены на объекте – судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, усиливает пропускной режим в здание суда. При этом он разъясняет митингующим противоправный характер их действий и предлагает разойтись добровольно. В случае, когда действия митингующих (пикетчиков) грозят перерасти в массовые беспорядки, он информирует о создавшейся ситуации председателя суда (или лицо, его заменяющее) и самостоятельно принимает решение о блокировании доступа в здание суда.

Председатель суда (или лицо, его заменяющее) принимает решение о приостановлении работы судебного учреждения и дает указание администратору суда совместно с судебными приставами по ОУПДС приступить к эвакуации работников и посетителей суда.

Судья, получив указание председателя суда, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.

Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай чрезвычайной ситуации, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности. В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте – судебного пристава по ОУПДС.

Настоящие Методические рекомендации содержат общие положения, определяющие порядок действий при чрезвычайных ситуациях. В реальной жизни могут сложиться ситуации, не укладывающиеся в принципиальные схемы. Однако, обладая прочным багажом первоначальных знаний о правилах поведения в кризисной ситуации, работнику суда или судебному приставу
по ОУПДС будет проще осуществить выбор правильной линии своих действий при реальном осложнении обстановки.

Именно формированию первоначальных знаний и призваны служить настоящие Методические рекомендации. Дальнейшее углубление теоретических знаний и практических навыков в ходе занятий в системе служебной подготовки позволит повысить уровень готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях.

Инструкция по действиям сотрудников при обнаружении взрывных устройств, бесхозных (подозрительных) вещей и предметов

Инструкция по действиям сотрудников при обнаружении взрывных устройств, бесхозных (подозрительных) вещей и предметов. 


Основными задачами работников в случае обнаружения взрывоопасных предметов являются: 


• информирование органов государственного управления, подразделений и служб, занимающихся работами по разминированию и обезвреживанию взрывоопасных предметов; 


• оцепление и охрана места происшествия; 


• оказание помощи в обеспечении работы подразделениям разминирования в проведении неотложных работ; 


• обеспечение контрольно-пропускного режима; 


• обеспечение в случае необходимости мероприятий по эвакуации граждан. 


Информация об обнаружении взрывных устройств (далее — ВУ), бесхозных (подозрительных) вещей и предметов может быть получена работниками самостоятельно (при обнаружении взрывоопасных предметов (далее — ВОП) во время непосредственного исполнения обязанностей), от граждан, от руководства объектов. 



Следует помнить, что во время исполнения обязанностей работникам необходимо обращать внимание на сопутствующие признаки, свидетельствующие о возможном наличии ВОП, которыми являются: 


• обнаруженные в общественных местах и транспорте бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, коробки и т.д.; 


• «брошенные» или «угнанные» автомашины; 


• свежевскопанная земля, бугры или разбросанная земля на травяном покрове; 


• необычно большая масса предмета (например, коробки из-под конфет, банки из-под кофе, книги и т.д.); 


• наличие у предмета элементов (деталей), не соответствующих его прямому назначению; 


• наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.; 


• наличие у постоянно открывающихся дверей, калиток, окон каких-либо посторонних предметов; 


• шумы (работа часового механизма) в предмете или установленные на нем источник питания, антенны, провода; 


• элементы этикеток, штатной упаковки боеприпасов; 


• ранее встречающиеся аналогичные предметы, предметы с внешними признаками взрывных устройств. 



Для почтовых отправлений такими признаками являются: 


• неразборчивый адрес отправителя, наличие особых отметок типа «лично»; 


• получение адресатом почтового отправления, содержимое которого или отправитель ему не известны; 


• нестандартный способ изготовления, забивки посылочного ящика: 


• несоответствие центра тяжести посылки (ящика, коробки) ее геометрическому центру; 


• наличие в письмах и бандеролях металлических предметов (деталей), проводов. При обнаружении взрывных устройств, бесхозных (подозрительных) вещей и предметов, представляющих опасность для населения необходимо: 


• сообщить дежурному сотруднику полиции (работнику охраны объекта), руководителю объекта; 


• принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей, животных и транспорта; 


• организовать вызов к месту происшествия специальных и аварийных служб; 


• содействовать эвакуации и спасению людей. 


Граждане отводятся на безопасное для них расстояние, которое до прибытия сотрудников правоохранительных органов определяется с учетом того, что минимально безопасная удаленность от предполагаемого взрывного устройства составляет в здании — 50 м, на открытой местности — 100 м. Оцепление опасной зоны осуществляется путем перекрытия подходов к месту обнаружения ВОП выставлением цепочек, парапетов и ограждений с использованием табличек и специальных оградительных лент-шнуров. При организации мероприятий по оцеплению места нахождения ВОП руководитель объекта, по возможности, расставляет работников и располагается сам таким образом, чтобы при взрыве не получить ранения. При этом используются различного рода естественные укрытия, способные защитить граждан от поражающего фактора взрыва (стены в помещении, здания, железобетонные столбы, деревья и т.д.). Вместе с тем, расстановка работников производится с учетом их возможности воспрепятствовать проходу к месту нахождения ВОП посторонних граждан. После прибытия на место обнаружения ВОП сотрудников правоохранительных органов, работники обязаны выполнять его требования и рекомендации. Им указываются места и расстояния, на которые необходимо отводить людей и выставлять оцепление на время проведения работ по обезвреживанию и уничтожению ВОП. Работник, находящийся на месте обнаружения ВОП, передает полученную информацию о подозрительном предмете сотрудникам правоохранительных органов, а именно: 


• место установки предмета;


• лицо или круг лиц, обнаруживших предмет; 


• время обнаружения предмета; 


• действия с предметом во время его обнаружения; 


• действия с предметом после его обнаружения вплоть до прибытия сотрудников правоохранительных органов; 


• характерные особенности предмета, звуки, запахи. 


Все необходимые сведения о ВОП работники получают без осуществления личного осмотра и любых других действий, связанных с воздействием на ВОП. 



На месте обнаружения взрывоопасного предмета КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 


• трогать, поднимать, сдвигать с места, бросать и разбирать взрывоопасные предметы; 


• допускать скопление граждан вблизи места обнаружения ВОП; 


• курить и пользоваться воспламеняющимися материалами;


• допускать к ВОП лиц, не имеющих отношение к разминированию; 


• при нахождении ВОП в руках у граждан принимать от них эти предметы; 


• при нахождении ВОП на теле человека (животного), снимать их или предпринимать для этих целей какие-либо действия;


• перемещать предметы, находящиеся в непосредственной близости с ВОП, в результате чего на него, может быть оказано какое-либо воздействие. 


НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ: пользоваться сотовыми (мобильными) телефонами, радиостанциями и другими устройствами, способными по своим техническим характеристикам создавать вблизи ВОП изменяющееся электромагнитное поле. При организации эвакуации людей и материальных ценностей с объекта, которому угрожает взрыв, необходимо придерживаться следующих правил: 


— объем эвакуации объекта, территории определяется в зависимости от степени угрозы;


— для уменьшения разрушений здания (строения) перед проведением эвакуации рекомендуется открыть двери и окна в помещениях, для которых существует угроза взрыва, а также в соседних с ними помещениях. Оборудование и приборы необходимо выключить из сети питания;


— эвакуированные люди должны перед оставлением объекта забрать с собой личные вещи такого рода как: сумки, чемоданы, предметы одежды, переносную радиоаппаратуру и т.д., что позволит избежать потерь времени на проверку этих предметов;


— во время эвакуации необходимо обеспечить организацию безопасного движения граждан, а также предусмотреть возможные пути обхода района возможного взрыва;


— в общественных местах, где находится скопление большого количества людей (школа, здание Администрации, дом культуры и т.д.), эвакуируются все участники мероприятий, включая администрацию объекта. В случае организованной эвакуации рекомендуется использовать основные и дополнительные выходы, которые предварительно проверяются на отсутствие взрывоопасных предметов;


— необходимо решительно препятствовать скоплению людей в непосредственной близости от объекта, которому угрожает взрыв.


Люди, не задействованные в обеспечении поиска, транспортировки и обезвреживания, должны находиться на безопасном удалении.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИБЛИЖАТЬСЯ К ВЗРЫВООПАСНЫМ ПРЕДМЕТАМ, ТРОГАТЬ И БРАТЬ ИХ В РУКИ!!!

Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.

Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.

Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.

В общественном транспорте:

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:

1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

В подъезде жилого дома:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:

1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.

2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.

В учреждении:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:

1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.

2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.

3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.

4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.

Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:

Признаки взрывного устройства:

Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета.

Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек).

Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

Необычное размещение предмета;

Наличие предмета, несвойственного для данной местности;

Специфический запах, несвойственный для данной местности.

Терроризм: как не стать жертвой

В последнее время в руках террористов появилось опасное оружие — жертвенный терроризм с использованием террористов-смертников. Участие в диверсионно-террористической борьбе смертников призвано нанести не только максимальный ущерб с большим количеством жертв, но и создать атмосферу паники, посеять неуверенность в способности государства обеспечить безопасность своих граждан. Способы проведения террористических актов носят крайне жестокий характер, они совершаются в местах массового скопления людей с применением закрепленных на теле взрывных устройств и начиненных взрывчаткой автомашин.

Первостепенная задача террориста-смертника — раствориться в массе людей и не привлекать к себе внимания. Московские события показывают, что на территории РФ в качестве смертников-исполнителей террористических актов их организаторами используются, как правило, женщины.

При совершении теракта смертницы одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков.

Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие газовые косынки, бейсболки. В летнее время одежда террористки-смертницы не соответствует погоде: просторная, предназначенная для сокрытия на теле взрывного устройства.

Характерными признаками террористов-смертников являются:

неадекватное поведение;

неестественная бледность;

некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ;

желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы, как правило, не являются жителями столицы, их характерными признаками является неуверенное ориентирование на местности, неуверенное владение мобильным телефоном, отсутствие навыков пользования карточками для проезда в метрополитене и наземном транспорте.

Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений жертвенного терроризма на территории России показывает стремление использовать представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.

Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.

ФСБ России

Адрес: Москва, 107031, ул. Большая Лубянка, дом 1/3

Телефон: (495) 224-70-69 (круглосуточно)

Телефон доверия: (495)224-22-22

Факс: (495) 914-26-32

Приёмная ФСБ России

Адрес: Москва, 101000, ул. Кузнецкий мост, дом 22

Телефон: (495) 624-31-58

Захват заложника с целью получения выкупа. Что делать?

Если кого-либо из ваших близких захватили в качестве заложника и как условие его освобождения требуют совершения каких-то действий, прежде всего, убедитесь, что он жив и невредим. Вряд ли вам представят возможность лично увидеться с захваченным, но поговорить с ним по телефону просто необходимо. При этом шантажисту следует твердо заявить, что ни о чем с ним вести переговоры не будете, пока не поговорите с заложником.

Ведя разговор:

во-первых, убедитесь, что на другом конце провода действительно тот человек, о котором идет речь. Телефонная связь несовершенна, и не всегда можно опознать по голосу даже очень близкого человека, поэтому в разговоре постарайтесь получить информацию, которая убедит вас в том, что это действительно он;

во-вторых, ведите разговор таким образом, чтобы убедиться, что вы общаетесь с живым человеком, а не магнитофонной записью;

в-третьих, постарайтесь успокоить заложника, сказав, что вы предпримите все от вас зависящее, чтобы освободить его как можно быстрее;

в-четвертых, поинтересуйтесь, все ли у него в порядке, как с ним обращаются, не причинили ли какого-либо вреда;

в-пятых, убедите его в том, что лучше будет, если он не станет предпринимать каких-либо активных действий, чтобы не обострить ситуацию и не навредить себе;

в-шестых, ни в коем случае не пытайтесь даже косвенно выяснить, кто его захватил и где он находится. Такого рода любопытство может очень дорого стоить.

После этого можно выслушать шантажиста, его условия. Скорее всего, речь пойдет об определенной сумме денег в рублях или зарубежной валюте. Независимо от того, есть ли у вас в наличии такая сумма или нет, постарайтесь попросить отсрочки в платеже, мотивируя тем, что в данный момент под рукой нет таких денег (за исключением ситуации, когда вам тут же говорят, что данная сумма денег лежит у вас в нижнем ящике письменного стола).

Если переговоры идут при личной встрече, попросите повторной встречи, если по телефону — повторного звонка. А за это время следует быстро решить, что делать: выполнить условия преступника, ни к кому за помощью не обращаясь, или все же прибегнуть к помощи правоохранительных органов или частной фирмы (имейте в виду, что в настоящее время не все фирмы, берущиеся за решение подобного рода задач, действительно могут их решать).

Как показывает мировой опыт, шантажирующий дает отсрочку на очень непродолжительное время, и уж если вы решились обратиться за помощью к профессионалам, то следует делать это сразу же, так как для разработки плана совместных действий и подготовки группы, специализирующейся на освобождении заложников, необходимо некоторое время.

Лучше всего сделать это немедленно, но по телефону, поскольку не надо исключать возможность установления наблюдения за вашими перемещениями с момента контакта с шантажистами. Будьте готовы к тому, что при повторном звонке вам могут уверенным голосом заявить, что абсолютно точно знают о том, что вы звонили в милицию и просили о помощи. При личной встрече такой вопрос тоже может быть задан, и здесь дело осложняется тем, что по телефону вас только слышат, а при личной встрече еще и видят. Нужно быть психологически готовым к таким вопросам.

Если очередной разговор по телефону с человеком, захватившим вашего близкого в качестве заложника, будет происходить в присутствии сотрудников правоохранительных органов, постарайтесь заранее оговорить с ними схему и различные варианты разговора с преступником. Это исключит возможность задержек при ответах на вопросы, и на том конце провода не возникнет подозрения, что вы после каждого вопроса получаете от кого-то консультацию по поводу того, что и как ответить.

Нередко бывает, что шантажирующий требует любой ценой ускорить время обмена. В таком случае постарайтесь, не теряя самообладания, убедить его в том, что предпринимается все возможное, но по не зависящим от вас обстоятельствам вы пока не готовы дать то, чего от вас ждут. Главное, не забудьте напомнить этому человеку, что в благополучном исходе дела вы заинтересованы гораздо больше, чем он. Можете аргументировать невозможность добыть за такое время запрошенной суммы тем, что человек, у которого вы хотели получить деньги, в данный момент находится в командировке и вернется через несколько дней, но, даже не дожидаясь его возвращения, вы пытаетесь найти эти деньги по другим каналам. Вполне возможно, что пауза, которую вы выторгуете, позволит более качественно подготовить операцию по освобождению заложника, повысит гарантию его безопасности.

Когда будете договариваться о том, куда и в какое время принести то, что требует вымогатель, поставьте условие, что это возможно только в том случае, если у вас будут гарантии, что заложнику ничего не угрожает. Либо это будет взаимообмен, либо прежде, чем передать деньги, вы получите информацию, что заложник в данный момент уже находится в безопасном месте.

Не стоит по всем вопросам идти на поводу у похитителей. Чем тверже и разумнее будет ваша позиция, тем больше шансов на благоприятный исход.

Не следует забывать, что как только вы выполните их требование, заложник перестанет быть нужным злоумышленникам, не исключено, что они захотят избавиться от него, как от опасного свидетеля, поэтому единственно верное решение в подобных ситуациях – обращение за помощью в правоохранительные органы и строгое следование рекомендациям их сотрудников.

Следует ясно понять, что попытки утаить что-либо, вести «двойную игру», проявлять ненужную инициативу, могут существенно затруднить или сделать невозможным освобождение заложника, поставить под угрозу как его жизнь, так и вашу собственную.

Меры предосторожности в ситуации захвата террористами граждан в заложники

К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. Но все же есть несколько универсальных правил, следуя которым можно избежать ошибок и сохранить свою жизнь.

В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата заложников, постарайтесь избежать попадания в их число. Немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище и удалитесь.

Исключением являются ситуации, когда Вы оказались в поле зрения террористов или высока вероятность встречи с ними.

Заметив направляющуюся к вам вооруженную или подозрительную группу людей, немедленно бегите. Если скрыться от преступников не удалось, и вы оказались в заложниках, постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступать с ними в беседу, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана. Выполняйте их требования и не реагируйте на их действия в отношении других заложников. Не следует высказывать свое возмущение. Не нарушайте установленных террористами правил, чтобы не спровоцировать ухудшения условий вашего содержания. Не следует, например, пробовать связаться с родными, или правоохранительными органами. Это может быть воспринято вашими похитителями как неповиновение.

При захвате заложников следует помнить, что только в сам момент захвата есть реальная возможность скрыться с места происшествия. Если этого сделать не удалось, настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но это непременно произойдет.

Если началась операция по вашему освобождению (штурм), необходимо упасть на пол и закрыть голову руками; старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов. Держитесь подальше от террористов, потому что в ходе операции по ним могут стрелять снайперы. Также возможны подрывы стен, дверей, окон, возгорания и задымления, поэтому необходимо определить для себя места возможного укрытия от поражающих элементов, заранее снять с себя всю синтетическую одежду, так как она увеличивает вероятность получения ожогов. Целесообразно также снять ремни, ремешки от сумочек и спрятать их в карманах – эти предметы в случае необходимости можно использовать, как кровоостанавливающее средство.

Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами. Если рядом с вами или непосредственно на вас установлено взрывное устройство, по возможности, голосом или движением руки дайте понять об этом сотрудникам спецслужб, которые могут приблизиться к вам в ходе спецоперации. Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Оказавшийся в заложниках человек сначала не может поверить в то, что это произошло и адекватно оценить ситуацию. Как показывает анализ поведения лиц оказавшихся в заложниках, у некоторых из них может возникнуть неуправляемая реакция протеста против совершаемого насилия. Важно не терять самообладание, так как в этой ситуации террористы часто убивают взбунтовавшихся. Террористы, как правило, находятся в состоянии сильнейшего стресса и поэтому крайне агрессивны.

У заложников после шока первых часов плена обычно начинается процесс адаптации — приспособления к абсолютно ненормальным условиям существования. Однако дается это ценой, прежде всего, психологических травм и нарушений. Быстро притупляются острота ощущений и переживаний, таким образом, психика защищает себя. То, что возмущало или приводило в отчаяние, воспринимается, как обыденность. При этом важно не утратить человеческий облик.

По возможности не замыкайтесь в себе, постарайтесь присмотреться к другим людям, выяснить, не нужна ли кому-то помощь. Даже мелочь – понимающий взгляд, слово поддержки – будет способствовать тому, что между вами возникнет контакт. Если человек чувствует поддержку, и ему, и всем, кто рядом с ним, становится легче. Тем не менее, заложникам, как правило, не удаётся избежать вспышек апатии и агрессивности во взаимоотношениях между собой. Они обусловлены подсознательным стремлением снять эмоциональное перенапряжение, однако это может еще больше обострить ситуацию, спровоцировать на агрессивные действия террористов.

Распространенным является заблуждение, которому часто оказываются подвержены люди, оказавшиеся в заложниках – стремление и попытки «понять» похитителей и разбудить в них сочувствие. Однако это вредная иллюзия. Симпатии к террористам могут стать вашим первым шагом к предательству по отношению к другим заложникам. Не думайте, что боевики при этом станут воспринимать вас как-то по-новому.

Постоянная угроза жизни и осознание своей беспомощности могут привести к развитию и других психических явлений. Может казаться, что вы слышите звуки вроде бы начавшегося штурма, голоса отсутствующих людей, видите нечто странное в темноте. Однако это не признак помешательства, а расстройство, которое пройдет не позже чем через две недели после освобождения.

Нельзя позволять себе сосредотачиваться на переживаниях. Способов отвлечься существует немало: пытайтесь придумать себе какую-либо игру, вспоминать полузабытые стихотворения, анекдоты и т.п. Для верующих большим подспорьем является молитва. Очень важно не забывать о личной гигиене.

Пребывание в заложниках наносит психическую травму даже весьма стойким людям. Освобожденных нередко тяготят чувства вины и стыда, утраты самоуважения, разного рода страхи. Помните, что это нормальная для бывших заложников реакция. Для возвращения к нормальной жизни требуется довольно длительный период.

Терроризм. Как распознать опасность?

Чаще всего борьба с террором – война без линии фронта. Террористы могут в любой момент оказаться среди нас под видом обычных граждан. Существуют ли признаки, по которым можно выявить террористов и их преступные намерения по подготовке теракта с тем, чтобы предпринять необходимые предупредительные меры?

Деятельность террористов не всегда бросается в глаза. Но вполне может показаться подозрительной и необычной. Если признаки странного поведения очевидны, необходимо немедленно сообщить об этом в силовые структуры.

В преступных целях, террористами, как правило, используются типичные взрывчатые вещества заводского и самодельного изготовления, боеприпасы, пиротехнические средства а также иные опасные вещества и смеси, способные к взрыву при определенных условиях.

Террористы активно используют и различные самодельные взрывные устройства: самодельные мины-ловушки; мины сюрпризы, имитирующие предметы домашнего обихода или вещи, привлекающие внимание.

Скрытый пронос под одеждой и в ручной клади является самым распространенным способом доставки террористических средств к месту проведения террористической акции. Наиболее часто этот канал используется для доставки огнестрельного оружия. Огнестрельное оружие в собранном и разобранном виде имеет хорошо известные, достаточно специфичные и узнаваемые формы узлов, деталей и механизмов. Под одеждой и в ручной клади могут доставляться также взрывные устройства и радиоактивные вещества.

Проносимые взрывные устройства, как промышленного изготовления, так и самодельные, могут камуфлироваться под бытовые предметы. В практике встречались начиненные взрывчаткой электрические фонари, фены, вентиляторы, светильники, радиоприемники и магнитофоны, электробритвы, банки с кофе, консервы, термосы и т.п.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д. Не пытайтесь их останавливать сами – Вы можете стать первой жертвой.

Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону; если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте внимательны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы; лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов;

Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи (в кинотеатре или на празднике).

Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.

Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица; специалисты утверждают, что преступник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву.

Ни в коем случае не поднимайте забытые вещи: сумки, мобильные, кошельки; не принимайте от незнакомых лиц никаких подарков, не берите вещей с просьбой передать другому человеку.

Действия при угрозе совершения террористического акта

Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, культурно-развлекательных, спортивных и торговых центрах.

При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов милиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели.

В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.

Случайно узнав о готовящемся теракте, немедленно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЙСТВИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ УГРОЗЕ
ИЛИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

А. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство

а) Предупредительные меры (меры профилактики):
— ужесточить режим пропуска на территорию учреждения (в том числе путем установки систем аудио – видеонаблюдения и сигнализации);
— ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов;
— тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т. д.;
— проводить тщательный подбор сотрудников, особенно в подразделения охраны и безопасности, обслуживающего персонала (дежурных, ремонтников, уборщиков и др.);
— разработать план эвакуации персонала и пострадавших;
— подготовить средства оповещения;
— определить (уточнить) задачи местной охраны, ВОХРа или службы безопасности учреждения при эвакуации;
— четко определить функции администрации при сдаче помещений (территории) в аренду другим организациям на проверку состояния сдаваемых помещений и номенклатуры складируемых товаров по усмотрению администрации учреждения;
— организовать подготовку сотрудников учреждений совместно с правоохранительными органами, путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма;
— организовать места парковки автомобилей не ближе 50 м от мест скопления людей;
— подготовить необходимое количество планов осмотра объекта, в которых указать пожароопасные места, порядок и сроки контрольных проверок мест временного складирования, контейнеров-мусоросборников, урн и т.п.;
— освободить от лишних предметов служебные помещения, где расположены технические установки;
— обеспечить регулярное удаление из здания отходов, освободить территорию от строительных лесов и металлического мусора,
— контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта;
— довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

б)  Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)

Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

— наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
— подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
— от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения:

— нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;
— угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия:

1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.
Немедленно сообщить об обнаружении подозрительно предмета в правоохранительные органы по указанным телефонам.
2. Зафиксировать время и место обнаружения.
3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.
4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.
5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.
6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства обнаружения.
7. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
8. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.
9. Выделить необходимое количество персонала для осуществления осмотра учреждения и проинструктировать его о правилах поведения (на что обращать внимание и как действовать при обнаружении опасных предметов или опасностей).
10. Проинструктировать персонал учреждения о том, что разрешается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.
11. Быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство.

Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (гранату, мину, снаряд и т. п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.

При охране подозрительного предмета находиться, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина и т. д.), и вести наблюдение.

Б. При поступлении угрозы террористического акта по телефону

а) Предупредительные меры (меры профилактики):

— инструктировать персонал о порядке приема телефонных сообщений с угрозами террористического акта.

После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии магнитофона надо поднести его к телефону, записать разговор, Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному полиции и дежурному по отделу ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист.

При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать в соответствии с «Порядком приема телефонного сообщения с угрозами террористического характера» (приложение 2);

— своевременно оснащать телефоны организации устройствами АОН и звукозаписью телефонного сообщения.

б) Действия при получении телефонного сообщения:

— реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
— сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
— при необходимости эвакуировать посетителей и работников согласно плану эвакуации;
— обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т. д.;
— обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и руководителю организации.

Примерная форма действий при принятии сообщения об угрозе взрыва

Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите магнитофон (если он подключен к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата, чтобы полностью записать разговор.

Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора.

Примерные вопросы:

  1. Когда может быть проведен взрыв?
  2. Где заложено взрывное устройство?
  3. Что оно из себя представляет?
  4. Как оно выглядит внешне?
  5. Есть ли еще где-нибудь взрывное устройство?
  6. Для чего заложено взрывное устройство?
  7. Каковы ваши требования?
  8. Вы один или с вами есть еще кто-либо?

В. При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде

Угрозы в письменной форме могут поступить в учреждение, как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записки, надписи, информация, записанная на дискете, и др.).

а) Предупредительные меры (меры профилактики):

— тщательный просмотр в экспедиции и секретариате (секретарями) всей поступающей письменной продукции, прослушивание магнитных лент, просмотр дискет;
— особое внимание необходимо обращать на бандероли, посылки, крупные упаковки, футляры-упаковки и т. п., в том числе и рекламные проспекты.

Цель проверки — не пропустить возможное сообщение об угрозе террористического акта.

Г. При захвате террористами заложников

а)  Предупредительные меры (меры профилактики)

Данные меры носят общий характер и направлены на повышение бдительности строгий режим пропуска, установление систем наблюдения и сигнализации различного назначения.

Кроме этого, персонал учреждения должен быть проинструктирован и обучен действиям в подобных ситуациях. Все это поможет в какой то степени снизить вероятность захвата заложников на территории и в расположении учреждения.

б)  Действия при захвате заложников:

— о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию и руководителю органа управления по указанным телефонам;
— по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;
— при необходимости выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
— не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение террористами оружия;
— обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;
— с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно ответить на вопросы их командиров и обеспечить их работу.

Для обеспечения привития знаний и навыков сотрудникам учреждений по вопросам профилактики и действиям в условиях угрозы проведения террористических актов с учетом особенностей размещения, территории и характере деятельности учреждения руководителем учреждения совместно с местными органами ФСБ и МВД разрабатываются Инструкции, План действий… по обеспечению безопасности сотрудников учреждения.

Приложение 1

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета,
похожего на взрывное устройство

Граната РГД-5

не менее 50 м

Граната Ф-1

не менее 200 м

Тротиловая шашка массой 200 г

45 м

Тротиловая шашка массой 400 г

55 м

Пивная банка 0,33 л

60 м

Мина МОН-50

85 м

Чемодан (кейс)

230 м

Дорожный чемодан

350 м

Автомобиль типа «Жигули»

460 м

Автомобиль типа «Волга»

580 м

Микроавтобус

920 м

Г рузовая автомашина (фургон)

1240м

Приложение 2

О порядке приема сообщений, содержащих сведения террористического характера, по телефону

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраста звонившего и особенности его (ее) речи:

— голос: громкий (тихий), низкий (высокий);
— темп речи: быстрая (медленная);
— произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;
— манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле – или радиоаппаратуры, голоса, другое).

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

— куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
— какие конкретные требования он (она) выдвигает?
— выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (с ней) можно связаться?
— кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству объекта, если нет – немедленно по его окончании.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.

При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

Приложение 3

Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера

При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку ничего не выбрасывайте.

Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т. п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешаться делать подписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать.

При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

Инструкция по действиям персонала организации при обнаружении предметов, в которых могут находиться взрывные устройства

Взрывные устройства, как правило, маскируются под обычные, подчас безобидные на вид предметы, например: под хозяйственную сумку, детскую игрушку, коробку из-под обуви. Следует помнить, что любой бесхозный предмет может оказаться замаскированным взрывным устройством и обезвреживать его должны специалисты.

При обнаружении бесхозного предмета следует:

  1. Попытаться установить владельцев оставленного предмета, возможных свидетелей.

  2. Сообщить о его обнаружении администрации организации, в полицию тел. 02 (020), в единую дежурно-диспетчерскую службу тел. 112 или в ФСБ тел. 8 (342) 239-39-39.

  3. Зафиксировать точное время обнаружения и данные лиц, его обнаруживших.

  4. До приезда сотрудников полиции организовать эвакуацию людей из здания.

  5. Указать местонахождение предмета прибывшим сотрудникам полиции и сообщить иную значимую информацию.

Категорически запрещается: 

  1. Прикасаться к предмету, пытаться разглядеть его содержимое.

  2. Перемещать предмет.

  3. Пользоваться вблизи предмета средствами радиосвязи (мобильными телефонами, рациями).

Внимание!


Обезвреживание взрывоопасного предмета производится только специалистами МВД, ФСБ, МЧС.


Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:

  • Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.

  • Не рекомендуется использовать Мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.

  • Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:

  1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

  2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:

  1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.

  2. Если владелец предмета не установлен — немедленно сообщите о находке в компетентные органы.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, организации:

  1. Немедленно сообщите о находке администрации или охране учреждения.

  2. Зафиксируйте время и место обнаружения неизвестного предмета.

  3. Предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны.

  4. Дождитесь прибытия представителей компетентных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

  5. Не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.

Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:

  • Присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета.

  • Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

  • Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек).

  • Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

  • Необычное размещение предмета;

  • Наличие предмета, несвойственного для данной местности;

  • Специфический запах, несвойственный для данной местности.

Терроризм: как не стать жертвой

В последнее время в руках террористов появилось опасное оружие — жертвенный терроризм с использованием террористов-смертников. Участие в диверсионно-террористической борьбе смертников призвано нанести не только максимальный ущерб с большим количеством жертв, но и создать атмосферу паники, посеять неуверенность в способности государства обеспечить безопасность своих граждан. Способы проведения террористических актов носят крайне жестокий характер, они совершаются в местах массового скопления людей с применением закрепленных на теле взрывных устройств и начиненных взрывчаткой автомашин.

Первостепенная задача террориста-смертника — раствориться в массе людей и не привлекать к себе внимания. Московские события показывают, что на территории РФ в качестве смертников- исполнителей террористических актов их организаторами используются, как правило, женщины.

При совершении теракта смертницы одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее, в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков.

Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие газовые косынки, бейсболки. В летнее время одежда террористки -смертницы не соответствует погоде: просторная, предназначенная для сокрытия на теле взрывного устройства.

Характерными признаками террористов-смертников являются: 

  • неадекватное поведение;

  • неестественная бледность;

  • некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ;

  • желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы, как правило, не являются жителями столицы, их характерными признаками является неуверенное ориентирование на местности, неуверенное владение мобильные телефоном, отсутствие навыков пользования карточками для проезда в метрополитене и наземном транспорте.

Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений жертвенного терроризма на территории России показывает стремление использовать представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.

Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он
может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы
обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая
внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или
правоохранительные органы либо в службы безопасности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в торговом зале скачать
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в стоматологической клинике
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в столярном цехе
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в снт
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в слесарной мастерской