Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ИХ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ

И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

А ТАКЖЕ ИХ УЧЕТА, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения (далее – Инструкция) разработана в соответствии со статьями 8, 28, 29, 36, 47 и 48 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 219), пунктами 1, 3, 4, 6, 8, 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 27, ст. 3360).

2. Настоящей Инструкцией устанавливается единый порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 27, ст. 3198) (далее – «наркотики», за исключением случаев, когда предусмотрено иное), инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (далее – «инструменты и оборудование», за исключением случаев, когда предусмотрено иное), а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использования в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и уничтожения.

II. Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования

4. Факт изъятия наркотиков, а также инструментов и оборудования из незаконного оборота отражается в протоколе следственного или судебного действия, а при непосредственном обнаружении признаков преступления или наличии других поводов для возбуждения уголовного дела – в протоколе досмотра (основание: статья 243 КоАП РСФСР, статья 11 Закона Российской Федерации «О милиции», статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), составленном в ходе проведения проверки в порядке статьи 109 УПК РСФСР.

Протоколы составляются в двух экземплярах в соответствии с требованиями статей 141, 142 и 176 УПК РСФСР. Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого произведено изъятие.

5. Изъятие наркотиков, инструментов и оборудования производится в присутствии не менее двух понятых. В необходимых случаях изъятие наркотиков, инструментов и оборудования осуществляется с участием специалиста и фиксируется фото– и киносъемкой или видеозаписью, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Наркотики предъявляются всем присутствующим при их изъятии лицам, помещаются в прочную и надежную упаковку, исключающую возможность их утраты, порчи и извлечения наркотиков из упаковки без нарушения ее целостности и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов (микроследов). Упаковка опечатывается печатью правоохранительного органа, заверяется подписью лица, производящего изъятие, понятых и присутствующих лиц, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. На упаковке разборчиво отражаются следующие сведения:

фамилия и инициалы лица, у которого произведено изъятие;

сведения о месте и времени изъятия;

другая необходимая информация об их изъятии.

6. Инструменты и оборудование предъявляются всем присутствующим при их изъятии лицам, при необходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов (микроследов), снабжаются бирками с печатью правоохранительных органов, заверенными подписью лица, производящего изъятие, понятых и присутствующих лиц, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

7. Для установления принадлежности изъятого вещества к наркотикам, определения его количества (веса, объема) изъятое незамедлительно направляется на исследование в экспертное учреждение. Результаты исследования экспертным учреждением изъятого вещества (справка об исследовании) приобщаются к материалам проверки в порядке статьи 109 УПК РСФСР (далее – «материалы доследственной проверки»).

По результатам исследования решается вопрос о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 108 УПК РСФСР. В этом случае справка об исследовании приобщается к материалам уголовного дела.

8. В случае возбуждения уголовного дела изъятое вещество представляется в экспертное учреждение для проведения экспертизы, как правило, в срок не позднее трех суток. При этом эксперт расписывается на копии постановления о назначении экспертизы, указывает дату его получения, а также сведения о наличии вещества, представленного на экспертизу, фактическое соответствие его упаковки, печатей и подписей сведениям, указанным в постановлении.

В необходимых случаях на экспертизу направляются инструменты и оборудование в целях установления возможности их использования для производства и изготовления наркотиков.

9. При изъятии большого количества наркотиков, направление которых на экспертизу в полном объеме не представляется возможным, определение их количества (веса, объема) производится следователем (лицом, производящим дознание) при проведении следственных действий с участием специалиста, а на экспертизу направляются образцы, изъятые из каждого обособленного объема наркотиков. Количество направляемых образцов в необходимых случаях согласовывается с экспертом.

10. Эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями статьи 191 УПК РСФСР, как правило, в срок, не превышающий 15 суток с момента поступления постановления о назначении экспертизы.

11. Если в процессе проведения исследования или производства экспертизы часть представленного вещества расходуется, это отражается в справке об исследовании или в заключении эксперта. Оставшееся вещество упаковывается в прежнюю упаковку, опечатывается печатью экспертного учреждения, заверяется подписью лица, проводившего исследование или экспертизу, и вместе со справкой об исследовании или заключением эксперта возвращается соответственно лицу, направившему наркотики на исследование или назначившему экспертизу.

12. В течение трех суток после получения справки об исследовании или заключения эксперта, содержащих сведения о качественных и количественных показателях наркотиков, следователь либо орган дознания, в чьем производстве находится уголовное дело либо материал доследственной проверки, установив, что изъятые наркотики включены в утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые после изъятия из незаконного оборота и обращения в доход государства могут быть переданы государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях (далее – «Перечень Минздрава России»), в произвольной письменной форме уведомляет межведомственную федеральную (территориальную) комиссию о факте изъятия наркотиков.

Уведомление должно содержать следующие сведения:

наименование органа, направившего уведомление об изъятии наркотиков;

номер уголовного дела либо материала доследственной проверки, по которому произведено изъятие наркотиков;

точное наименование и количество (вес, объем) изъятых наркотиков (отдельно по каждому наименованию).

К уведомлению прилагается заверенная следователем или начальником органа дознания копия справки об исследовании или заключения эксперта.

Копия уведомления приобщается к материалам уголовного дела или доследственной проверки.

Предусмотренный настоящим пунктом порядок направления уведомления в межведомственную федеральную (территориальную) комиссию распространяется на изъятые из незаконного оборота инструменты и оборудование, включенные в Перечень, утвержденный Министерством экономики Российской Федерации.

13. После проведения экспертизы наркотики постановлением органа дознания, следователя, прокурора или определением (постановлением) суда приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств и в течение суток передаются в камеру хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборудованную с учетом требований пункта 14 настоящей Инструкции (далее – камера хранения наркотиков), а инструменты и оборудование – в камеру хранения вещественных доказательств.

III. Порядок хранения изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования

14. Для хранения изъятых из незаконного оборота наркотиков в правоохранительном органе выделяется специальное помещение с обитой металлом дверью (оснащенной не менее чем двумя врезными замками), оборудованное стеллажами, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией.

При отсутствии возможности выделения отдельного помещения оборудуется специальное хранилище (сейф, металлический шкаф достаточного размера), находящееся в помещении, отвечающем требованиям, изложенным в абзаце первом настоящего пункта.

15. Хранение изъятых из незаконного оборота инструментов и оборудования осуществляется в камерах хранения вещественных доказательств в порядке, установленном для хранения вещественных доказательств.

16. Условия для хранения наркотиков должны обеспечивать их сохранность от хищения, порчи и несанкционированного уничтожения.

17. Персональную ответственность за сохранность наркотиков в правоохранительном органе несет сотрудник, ведущий их учет (далее – лицо, ответственное за сохранность наркотиков), который назначается приказом начальника органа, обеспечивающего хранение наркотиков.

18. Принятые на хранение наркотики помещаются в упакованном и опечатанном виде в камеру хранения наркотиков. Каждый пакет (упаковка) снабжается биркой с указанием номера журнала учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (приложение 1) (далее – «журнал учета») и порядкового номера записи (например: номер на бирке 2/117 означает, что сведения о данном наркотике находятся во втором журнале, запись за номером 117).

19. Запрещается помещение на хранение наркотиков в состоянии, способном повлечь порчу или невозможность их сохранности до принятия решения по уголовному делу, материалу доследственной проверки. Указанные наркотики должны быть упакованы с участием специалиста в герметически закупоренные емкости и содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность.

20. Наркотические средства и психотропные вещества хранятся отдельно от прекурсоров.

Не допускается хранение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров совместно с другими предметами.

21. Хранение ядовитых прекурсоров разрешается только в помещениях, имеющих надлежащие условия для их содержания, исключающие вредные последствия для жизни и здоровья людей (по согласованию со специалистом-химиком).

При отсутствии таких условий, а также условий для хранения большого количества прекурсоров, они передаются на ответственное хранение в организации, где имеются специально приспособленные для этих целей помещения. Их учет осуществляется в соответствии с главой IV настоящей Инструкции. Расписка о принятии прекурсоров на ответственное хранение подшивается лицом, ответственным за сохранность наркотиков, в специальную папку.

Аналогичный порядок передачи на ответственное хранение распространяется и на изъятые из незаконного оборота крупногабаритные инструменты и оборудование.

22. Передача изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на хранение в другие организации допускается только в случае, когда объем изъятого не позволяет хранить их в камере хранения наркотиков. Наркотические средства и психотропные вещества могут быть переданы в организации, имеющие лицензии на вид деятельности, связанный с хранением наркотических средств и психотропных веществ, а также на использование объектов и помещений, где осуществляется указанный вид деятельности.

23. Сейфы, металлические шкафы, в которых хранятся наркотики, и входная дверь в камеру хранения наркотиков опечатываются личной печатью лица, ответственного за их сохранность. Ключи от сейфов, металлических шкафов и камеры хранения наркотиков помещаются в специальный пенал, который опечатывается печатью лица, ответственного за их сохранность, и сдаются в дежурную часть органа, обеспечивающего их хранение, или в секретариат.

24. Доступ в камеру хранения наркотиков осуществляется только в присутствии лица, ответственного за их сохранность.

В случае его отсутствия выдача и прием на хранение наркотиков осуществляются только руководителем органа, обеспечивающего их хранение. При этом составляется акт в двух экземплярах, в котором отражается, в связи с чем, кто, когда, кому и какие наркотики выданы либо приняты в камеру хранения. Акту присваивается регистрационный номер.

Первый экземпляр акта передается лицу, ответственному за сохранность наркотиков, для внесения соответствующих записей в журнал учета (приложение 1), после чего подшивается в специальную папку. Второй экземпляр передается в секретариат и подшивается в дело.

25. В случае необходимости наркотики могут выдаваться из камеры хранения лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или суду, в производстве которого находятся материалы доследственной проверки или уголовного дела, только на основании их письменного мотивированного запроса.

По запросу суда наркотики представляются в судебное заседание лицом, ответственным за их сохранность.

Выдача наркотиков в вышеуказанных случаях производится под расписку, которая хранится в специальной папке у лица, ответственного за их сохранность, о чем делается запись в журнале учета (приложение 1).

По минованию надобности наркотики возвращаются в камеру хранения наркотиков, о чем делается соответствующая запись в журнале учета, а расписка возвращается лицу, сдавшему наркотики.

IV. Порядок учета изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

26. Учет изъятых из незаконного оборота наркотиков ведется в журнале учета (приложение 1), находящемся у лица, ответственного за сохранность наркотиков.

27. Журнал учета является документом строгой отчетности. Каждый лист журнала нумеруется, журнал прошнуровывается и скрепляется печатью и подписью руководителя органа, обеспечивающего хранение наркотиков.

28. Записи в журнале учета производятся в хронологическом порядке только лицом, ответственным за сохранность наркотиков, на основании документов, в которых отражены факты изъятия наркотиков, их исследования, сведения о дате поступления наркотиков на хранение, их наименовании, количестве, номере уголовного дела или материала доследственной проверки, месте фактического хранения, а также о передаче наркотиков в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

29. Лицо, ответственное за сохранность наркотиков, при регистрации их в журнале учета в обязательном порядке проверяет соответствие данных, указанных в документах об изъятии и исследовании наркотиков, их фактическому состоянию.

30. После оприходования наркотиков по журналу учета лицо, ответственное за их сохранность, выдает квитанцию (приложение 2), являющуюся документом строгой отчетности, которая приобщается к материалам уголовного дела либо доследственной проверки.

В квитанции указывается, кто и когда сдал наркотик, его наименование и количество (вес, объем), а также сведения об упаковке (наличие печатей и соответствующих подписей), номер уголовного дела или материала доследственной проверки, номер журнала учета и порядковый номер записи.

31. Журнал учета хранится в установленном порядке в течение пятнадцати лет после внесения в него последней записи. Аналогичные требования распространяются на специальную папку, находящуюся у лица, ответственного за сохранность наркотиков.

32. Учет изъятых из незаконного оборота инструментов и оборудования осуществляется в книге учета вещественных доказательств в порядке, установленном для учета вещественных доказательств.

V. Контроль за состоянием учета и хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

33. Контроль за состоянием учета и хранением наркотиков осуществляется комиссией, в которую входят руководитель органа, обеспечивающего их хранение (председатель комиссии), представители секретариата, экспертно-криминалистического подразделения и сотрудник, в функциональные обязанности которого входит противодействие незаконному обороту наркотиков.

34. Комиссия не реже одного раза в месяц проверяет состояние и условия хранения изъятых из незаконного оборота наркотиков, организацию делопроизводства по их приему, учету, выдаче и передаче. О результатах проверки составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и передается в секретариат, где подшивается в дело.

35. При переводе, увольнении или убытии в отпуск сотрудника, ответственного за сохранность наркотиков, комиссия проверяет соответствие фактического наличия наркотиков, переданных на хранение указанному лицу, записям в документах учета.

36. Результаты проверки отражаются в акте приема-передачи наркотиков вновь назначенному должностному лицу, ответственному за их сохранность, либо лицу, временно исполняющему его обязанности. Акт передается в секретариат и подшивается в дело.

37. При плановых проверках организации деятельности подчиненных органов в обязательном порядке проверяется состояние учета и хранения наркотиков. Результаты проверок фиксируются в журнале для проверяющих или соответствующих справках.

38. В случае необеспечения надлежащего учета и условий хранения наркотиков, повлекших их утрату либо порчу, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Передача для дальнейшего использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, конфискованных или изъятых из незаконного оборота

39. Передача для дальнейшего использования наркотиков, инструментов и оборудования, конфискованных или изъятых из незаконного оборота, осуществляется только в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно:

для использования в оперативно-розыскной деятельности;

для использования в экспертной деятельности;

для использования в научных и учебных целях;

для использования в медицинских целях;

для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях.

40. Основанием для передачи наркотиков, инструментов и оборудования федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, а также юридическим лицам, имеющим лицензию на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является решение суда, постановление следователя или органа дознания о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела после истечения срока на обжалование.

41. Передача наркотиков, инструментов и оборудования федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям производится органами, осуществившими их изъятие или конфискацию, на безвозмездной основе.

42. Передача для дальнейшего использования наркотиков, инструментов и оборудования, обращение с которыми требует наличия определенных навыков, точного фиксирования их весовых и качественных характеристик, индивидуальных признаков и определения стоимости производится с привлечением соответствующих специалистов.

В необходимых случаях их передача фиксируется фото– и киносъемкой или видеозаписью.

43. Передача для дальнейшего использования наркотиков, инструментов и оборудования из органа, обеспечивающего их хранение, в обязательном порядке осуществляется по акту приема-передачи (приложение 3), в котором перечисляются все передаваемые наркотики (инструменты или оборудование), указываются их точные наименования, количество (вес, объем) и другие необходимые сведения. Указанный акт подшивается в специальную папку, находящуюся у лица, ответственного за сохранность наркотиков.

Если передается несколько видов наркотиков (инструментов и оборудования), к акту приема-передачи прилагается их перечень, в котором указываются точные наименования наркотиков (инструментов и оборудования), количество (вес, объем), сведения об упаковке и другие необходимые сведения. В акте приема-передачи дается ссылка на указанный перечень. Перечень подписывается лицами, участвующими в передаче, и является неотъемлемой частью акта приема-передачи.

Количество экземпляров акта приема-передачи определяется по числу сторон, принимающих участие в передаче.

Копия акта приема-передачи направляется в орган, принявший решение о передаче наркотиков, инструментов и оборудования для использования в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

44. Если передаваемые для дальнейшего использования прекурсоры, инструменты и оборудование находятся на ответственном хранении в других организациях, то составление акта приема-передачи производится по месту их нахождения.

VIII. Порядок передачи конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования для использованияв экспертной деятельности

67. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения, проводившего исследование или экспертизу наркотика, письменно обращается к инициатору проведения исследования или экспертизы с просьбой о передаче всего образца или его части в распоряжение вверенного ему подразделения с целью использования в экспертной деятельности.

Запрос оформляется в виде мотивированной заявки, заверенной гербовой печатью, в которой указывается наименование и количество (вес, объем) истребуемого наркотика. Заявка направляется одновременно с заключением эксперта или справкой об исследовании.

68. Получив мотивированную заявку, лицо, направившее наркотики на исследование или назначившее экспертизу, приобщает ее к материалам уголовного дела или доследственной проверки.

69. Принимая решение о передаче наркотиков для дальнейшего использования в экспертной деятельности, суд при разрешении уголовного дела, а прокурор, следователь (с согласия начальника следственного отдела) или орган дознания при вынесении постановления о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела учитывает мотивы, изложенные в заявке, и другие обстоятельства.

Копия приговора (постановления, определения) суда, постановления прокурора, следователя или органа дознания о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела направляется для исполнения в орган, обеспечивающий хранение наркотиков, и инициатору заявки.

70. Передача наркотиков для использования в экспертной деятельности представителю экспертно-криминалистического подразделения осуществляется лицом, ответственным за их сохранность, по акту приема-передачи.

Наркотики передаются в экспертно-криминалистическое подразделение в упакованном и опечатанном виде, о чем делается соответствующая запись в журнале учета.

71. Хранение и учет наркотиков, предназначенных для использования в экспертной деятельности, организуется при экспертно-криминалистическом подразделении в соответствии с требованиями, предусмотренными главами III и IV настоящей Инструкции.

72. Наркотики, переданные экспертно-криминалистическому подразделению, могут использоваться для создания банков данных, коллекций наркотиков, изъятых из незаконного оборота, проведения сравнительных исследований, а также для решения других вопросов, связанных с экспертной деятельностью.

О расходовании наркотиков руководитель экспертно-криминалистического подразделения ежеквартально составляет отчет, который представляет руководителю вышестоящего органа.

Хранение, учет, использование, списание и уничтожение наркотиков в экспертно-криминалистических подразделениях осуществляются в установленном порядке.

73. Требования, предусмотренные настоящей главой, распространяются на порядок передачи для использования в экспертной деятельности инструментов и оборудования.

X. Порядок передачи конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,а также инструментов и оборудования государственнымунитарным предприятиям, осуществляющим их переработкуили уничтожение, либо Министерству здравоохраненияРоссийской Федерации для использования в медицинских целях

83. Наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее – «Список I»), подлежат уничтожению в полном объеме, за исключением случаев их передачи для использования в оперативно-розыскной или экспертной деятельности либо в научных и учебных целях в порядке, предусмотренном главами VII–IX настоящей Инструкции, а также их передачи государственным унитарным предприятиям в целях, предусмотренных пунктом 85 настоящей Инструкции.

84. Наркотические средства и психотропные вещества, включенные в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, подлежат уничтожению в полном объеме, за исключением случаев их передачи для использования в оперативно-розыскной или экспертной деятельности либо в научных и учебных целях в порядке, предусмотренном главами VII–IX настоящей Инструкции, либо на основании заключения межведомственной федеральной (территориальной) комиссии – Министерству здравоохранения Российской Федерации или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения для использования в медицинских целях.

85. Наркотики, включенные в Перечень Минздрава России (в том числе из Списка I), могут быть переданы государственным унитарным предприятиям, включенным в Перечень государственных унитарных предприятий, осуществляющих переработку и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Министерством экономики Российской Федерации, для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях.

86. Количество (вес, объем) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, порядок передачи которых определяется настоящей главой, устанавливается Перечнем Минздрава России.

87. Межведомственная федеральная (территориальная) комиссия, получив уведомление, указанное в пункте 12 настоящей Инструкции, в 20-дневный срок выносит заключение, содержащее одно из следующих решений:

о целесообразности передачи наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень Минздрава России, государственным унитарным предприятиям для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях;

о целесообразности передачи наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, Министерству здравоохранения Российской Федерации или органам исполнительной власти в области здравоохранения для использования в медицинских целях;

о целесообразности направления прекурсоров или инструментов и оборудования для использования государственному унитарному предприятию или организации (с долей государства в уставном капитале свыше 51 процента);

о нецелесообразности передачи наркотиков, инструментов и оборудования в целях, предусмотренных настоящим пунктом.

В зависимости от принятого межведомственной федеральной (территориальной) комиссией решения в заключении указываются наименование, местонахождение (другие необходимые сведения) соответственно государственного унитарного предприятия, либо медицинского (аптечного) учреждения или органа исполнительной власти в области здравоохранения, либо организации (с долей государства в уставном капитале свыше 51 процента). В случае направления прекурсоров заключение должно содержать, кроме того, указание, что предприятие имеет лицензию на вид деятельности, связанный с оборотом прекурсоров.

Заключение направляется следователю либо органу дознания, уведомившему межведомственную федеральную (территориальную) комиссию о факте изъятия наркотиков, инструментов и оборудования, для приобщения к материалам уголовного дела или доследственной проверки.

88. В случае вынесения межведомственной федеральной (территориальной) комиссией решения о нецелесообразности направления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров для уничтожения или дальнейшего использования, об этом уведомляется орган, осуществивший изъятие или конфискацию наркотиков.

89. Заключение межведомственной федеральной (территориальной) комиссии и другие обстоятельства дела учитываются судом при разрешении уголовного дела, а прокурором, следователем (с согласия начальника следственного отдела) или органом дознания при вынесении постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении, при принятии решений:

о направлении наркотических средств или психотропных веществ конкретному государственному унитарному предприятию для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях;

о направлении наркотических средств, психотропных веществ в определенное медицинское или аптечное учреждение для использования в медицинских целях;

о направлении прекурсоров, инструментов и оборудования для использования конкретному государственному унитарному предприятию или организации (с долей государства в уставном капитале свыше 51 процента);

об уничтожении наркотиков, инструментов и оборудования в связи с нецелесообразностью их передачи в целях, предусмотренных настоящим пунктом.

В зависимости от принятого решения в приговоре (постановлении, определении) суда, постановлении прокурора, следователя или органа дознания должно быть указано точное наименование и местонахождение соответственно государственного унитарного предприятия, либо медицинского или аптечного учреждения, либо организации (с долей государства в уставном капитале свыше 51 процента), которым наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, инструменты и оборудование передаются для уничтожения или дальнейшего использования (далее – «предприятие, учреждение или организация», за исключением случаев, когда предусмотрено иное).

Копия приговора (постановления, определения) суда, постановления прокурора, следователя или органа дознания о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела направляется для исполнения в орган, обеспечивающий хранение наркотиков, и руководителю соответствующего предприятия, организации или учреждения, указанного в настоящем пункте.

90. В случае, если заключение межведомственной федеральной (территориальной) комиссии не поступило до вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в нем указывается на необходимость дальнейшего хранения наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров в камере хранения наркотиков, а инструментов и оборудования в камере хранения вещественных доказательств, до принятия решения об их уничтожении или направлении для дальнейшего использования. Копия данного постановления направляется для исполнения в орган, обеспечивающий хранение наркотиков, инструментов и оборудования.

При поступлении заключения межведомственной федеральной (территориальной) комиссии следователь или орган дознания направляет его с сопроводительным письмом для исполнения в орган, обеспечивающий хранение наркотиков. Если в течение тридцати суток с момента направления уведомления об изъятии наркотиков, инструментов и оборудования заключение межведомственной федеральной (территориальной) комиссии не поступило либо в случае принятия судом, прокурором, следователем или органом дознания решения о нецелесообразности передачи наркотиков, инструментов и оборудования в целях, предусмотренных пунктом 89 настоящей Инструкции, они подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном главой XI настоящей Инструкции.

91. Передача наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также инструментов и оборудования из органа, обеспечивающего их хранение, предприятиям, организациям или учреждениям, указанным в пункте 89 настоящей Инструкции, осуществляется по акту приема-передачи (приложение 3).

Количество экземпляров акта приема-передачи определяется по числу сторон, принимающих участие в передаче.

Копия акта приема-передачи приобщается к материалам уголовного дела или доследственной проверки.

92. Ответственным за организацию перевозки наркотиков из органа, обеспечивающего их хранение, до места назначения является соответствующее предприятие, учреждение или организация, указанное в приговоре (постановлении, определении) суда, постановлении прокурора, следователя или органа дознания.

Указанное решение подлежит исполнению в срок не более 30 суток с момента его получения. Перевозка осуществляется только юридическим лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

93. Предприятие, организация или учреждение, указанное в пункте 89 настоящей Инструкции, обязано в письменной форме проинформировать орган, обеспечивающий хранение наркотиков, инструментов и оборудования, об их поступлении к нему в количестве, указанном в акте приема-передачи.

XI. Порядок уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и ихпрекурсоров, а также инструментов и оборудования

94. Основанием для уничтожения конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотиков, а также инструментов и оборудования являются вступивший в законную силу приговор (постановление, определение) суда, постановление прокурора, следователя или органа дознания о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела после истечения срока на обжалование.

95. Конфискованные или изъятые из незаконного оборота наркотики, инструменты и оборудование, процесс уничтожения которых в соответствии с заключением комиссии, состоящей из представителей органов внутренних дел, здравоохранения и охраны окружающей среды, не требует технологической обработки, могут быть уничтожены органом, обеспечивающим их хранение.

96. Для уничтожения наркотиков, инструментов и оборудования, не требующих технологической обработки, создается комиссия из представителей органа, осуществившего их изъятие или конфискацию, органа, обеспечивающего хранение наркотиков, инструментов и оборудования, а также органов здравоохранения и охраны окружающей среды. Об уничтожении наркотиков, инструментов и оборудования составляется акт (приложение 4), в котором указывается:

дата и место составления акта;

место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимающих участие в уничтожении;

основания для уничтожения;

сведения о наименовании и количестве (весе, объеме) уничтожаемых наркотиков, инструментов и оборудования, а также о таре или упаковке, в которой они хранились;

способ уничтожения.

Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимающих участие в уничтожении. Первый экземпляр акта подшивается в специальную папку, находящуюся у лица, ответственного за сохранность наркотиков.

Копия акта об уничтожении наркотиков, инструментов и оборудования направляется в орган, принявший решение об их уничтожении.

97. Наркотики, уничтожение которых не требует технологической обработки, уничтожаются путем сжигания в котельных или в яме глубиной не менее 50 см либо иным безопасным способом. В случае сжигания наркотических средств в яме, при соблюдении мер противопожарной безопасности, они предварительно должны быть облиты горючим веществом (бензин, керосин, мазут и т. п.). После полного сжигания наркотических средств яма закапывается.

98. Уничтожение инструментов и оборудования осуществляется в зависимости от их вида путем демонтажа, воздействия высоких температур, давления и другими способами до состояния, исключающего их дальнейшее использование для производства и изготовления наркотиков.

99. Если процесс уничтожения наркотиков требует технологической обработки, то они направляются для уничтожения государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.

Уничтожение инструментов и оборудования, требующих технологической обработки, осуществляется организациями по переработке вторичного сырья при участии представителя органа, обеспечивающего хранение инструментов и оборудования.

100. Передача для дальнейшего использования наркотиков, а также инструментов и оборудования, в отношении которых принято решение об их уничтожении, запрещается.

101. Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 2000 года.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 января 1993 г. № 6

Читайте также

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров
Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до

Статья 6. 15. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Статья 6.
15. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
(введена Федеральным законом от 09.05.2005 №45-ФЗ)Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления,

Статья 6.15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Статья 6.15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ
Нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи,

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо

СТАТЬЯ 14. Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

СТАТЬЯ 14. Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
1. Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, допускается только в целях, предусмотренных статьями 34 – 36 настоящего

НОМЕНКЛАТУРА И КВОТЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЕЩЕСТВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ТАБЛИЦЫ I И II КОНВЕНЦИИ ООН О БОРЬБЕ ПРОТИВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 1988 ГОДА, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПОРЯДОК ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИ

НОМЕНКЛАТУРА И КВОТЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ И ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЕЩЕСТВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ТАБЛИЦЫ I И II КОНВЕНЦИИ ООН О БОРЬБЕ ПРОТИВ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ 1988 ГОДА, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПОРЯДОК

«О ПОРЯДКЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, А ТАКЖЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ КОНФИСКОВАНЫ ИЛИ ИЗЪЯТЫ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЛИБО ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ ПРИЗНАНО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ»

«О ПОРЯДКЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, А ТАКЖЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, КОТОРЫЕ БЫЛИ КОНФИСКОВАНЫ ИЛИ ИЗЪЯТЫ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЛИБО ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ ПРИЗНАНО

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ИХ

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА И ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ПУТЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ И РЕСИНТЕЗА С

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА И ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ

ПЕРЕЧЕНЬ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА И ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ПУТЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ И РЕСИНТЕЗА С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИХ

ПЕРЕЧЕНЬ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА И ОБРАЩЕНИЯ В ДОХОД ГОСУДАРСТВА МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕДАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ПУТЕМ

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СПИСКИ II И III ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИЗНАНО НЕЦЕЛЕ

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СПИСКИ II И III ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ В

ИНСТРУКЦИЯ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СПИСКИ II И III ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИЗНАНО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ

ИНСТРУКЦИЯ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СПИСКИ II И III ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВЕТЕРИНАРИИ»

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВЕТЕРИНАРИИ»
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской

Статья 306. Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров

Статья 306. Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров
1. Размещение средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или

Статья 317. Организация или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Статья 317. Организация или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
1. Организация или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления

Статья 320. Нарушение установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров

Статья 320. Нарушение установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров
1. Нарушение установленных правил посева или выращивания снотворного мака или конопли, а также нарушение правил производства, изготовления,


Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и … (не нуждается в госрегистрации)

Получить бесплатно

Скачать документ нельзя
Можно заказать Бесплатно! 1 документ

Международные и зарубежные стандарты ( ASTM, ISO, ASME, API, DIN EN, BS EN, AENOR и др.) не предоставляются в рамках данной услуги. Каждый стандарт приобретается платно с учетом лицензионной политики Разработчика.

Получить бесплатно

или посмотрите возможности крупнейшей электронной библиотеки «Техэксперт» — более 8 000 000 документов!

Заказать бесплатную демонстрацию


! После демонстрации Вы получите бесплатный доступ к базе данных «Информационный указатель стандартов» или к информационному каналу «Реформа технического регулирования», куда включены не только новые технические регламенты, но также их проекты — предстоящие изменения в области технического регулирования. Ни в одной другой базе данных этого нет!

Подписка на полную версию «Указателя стандартов» через ФГУП «Стандартинформ» стоит 20 000 рублей.

При заказе демонстрации Вы получите доступ к его электронной версии совершенно бесплатно!

Section background

УДК 343.14

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ

НАРКОТИКОВ

С.В. Тимофеев

Проанализировано современное состояние оперативно-розыскного

законодательства, регулирующего установленный порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств. Изучено соответствие межведомственных нормативно-правовых актов полномочиям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, закрепленных Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Автором сделан вывод об объективной необходимости разработки и принятия новых, отвечающих современным условиям, нормативно-правых актов, устраняющих разночтения и пробелы оперативно-розыскного законодательства в сфере противодействия наркопреступности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, противодействие преступности, наркотические средства, психотропные вещества, информационно-телекоммуникационные технологии, бесконтактный сбыт наркотиков, изменения законодательства.

Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков в мире и в Российской Федерации (далее — РФ), характеризуется стремительными темпами роста потребления и сбыта наркотиков и «остается критической» [1, с. 20]. Число потребителей в последние годы имеет тенденцию к постоянному росту, при этом за последнее десятилетие прослеживается тенденция смены опийной наркозависимости на зависимость от употребления веществ синтетического происхождения. Это обусловлено значительным изменением структуры наркорынка в мире, а также значительным прогрессом информационно-телекоммуникационных технологий и всеобщего внедрения их возможностей в повседневную жизнедеятельность.

Эффективное решение задач оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) в наше время невозможно без принятия адекватных мер по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства РФ.

В своей деятельности оперативные подразделения органов внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются действующим оперативно-розыскным законодательством, а также иными, в том числе межведомственными нормативно-правовыми актами. Данные нормы не всегда отвечают веяниям времени, а зачастую и вовсе противоречат друг другу. Накоплению значительного опыта оперативно-розыскного противодействия преступности способствовала практика деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия наркопреступности и легализации результатов ОРД посвящены научные труды многих ученых. Нам импонирует точка зрения В.П. Легостаева о том, что

применение норм оперативно-розыскного, уголовно-процессуального законодательства (далее — УПК РФ) и межведомственных нормативно -правовых актов имеет исключительное значение, однако отмечается их несоответствие и даже противоречие их друг другу [2, с. 58].

На наш взгляд, в связи с возросшим уровнем правовой грамотности людей, доступностью информационных ресурсов, специализирующихся на предоставлении информации по данной тематике и использованием делинквентами достижений научно-технического прогресса, оперативные подразделения ОВД сталкиваются с серьезными трудностями в противодействии современным видам угроз. В этой связи в настоящее время возникла острая необходимость частичного изменения оперативно-розыскного законодательства и межведомственных нормативно-правовых актов, а также приведение уровня правого регулирования, соответствующего современным вызовам преступного мира.

Проведенный нами анализ деятельности оперативных подразделений ОВД обозначил ряд проблем применения законодательства, напрямую влияющих на успех их деятельности, связанной с оперативно-розыскным противодействием наркопреступности. Эти и другие факторы в определенной мере зависят от своевременной корректировки механизмов правового регулирования данной деятельности. Однако анализ нормативно-правовых актов показал, что они в значительной мере не учитывают объективную реальность. Так, только за период 2019 года в РФ зарегистрировано 294409 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, рост за 2019 год составил 68,5 %, при этом раскрыто из них лишь 65238 или 50,4 % от числа зарегистрированных преступлений. Так, на сегодняшний день оперативно-розыскное законодательство не учитывает особенности совершения наркопреступлений, совершенных бесконтактным способом с использованием информационно-телекоммуникационных технологий [3].

Общеизвестно, что правоприменительная практика использования оперативно-розыскного законодательства и межведомственных Инструкций в решении задач ОРД приобрела особое значение ввиду того, что результаты оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) имеют неоднозначную правовую оценку в судебной практике. Примером того являются многочисленные апелляционные и кассационные жалобы стороны защиты по уголовным делам, обусловленные отсутствием единого подхода к процедуре изъятия наркотиков при осуществлении ОРД. Так, с момента принятия Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в Конституционный суд РФ (далее — КС РФ) принял более 200 решений, относящихся к положениям, регулируемым ФЗ об ОРД.

В.Д. Зорькин справедливо отмечает: «Положения ФЗ об ОРД взаимосвязаны с содержанием других законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и межведомственных нормативно-правовых актов. Таким образом, можно

151

говорить, что в настоящее время создана нормативно-правовая база этого вида деятельности, однако в связи с тем, что идеального права не бывает, на сегодняшний день не создано и идеального текста законоположений, не допускающих неоднозначных толкований [4, с. 8].

Безусловно, весомую роль в деле противодействия наркопреступности сыграли принятый более 25 лет назад, в 1995 году, ФЗ об ОРД [5], так и межведомственные Инструкции МВД России, регламентирующие порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее — наркотиков) [6].

ФЗ об ОРД, Федеральный закон от 8.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон о наркотиках) [7] и принятые в соответствии с ним правые нормы, регулирующие полномочия оперативных подразделений ОВД, при осуществлении деятельности по изъятию наркотиков в ходе проведения ОРМ, неоднократно подвергались изменениям, которые не только не соответствуют современным угрозам, но и несут в себе противоречия, имеющие как теоретический, так практический характер.

Так, принятая в 1999 г. межведомственная Инструкция «О порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения» (далее — Инструкция о порядке изъятия наркотиков) была призвана устранить законодательный пробел в процедурах изъятия наркотиков, их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения, но по основным вопросам регулирования она откровенно противоречит действующему оперативно-розыскному законодательству.

Указанный межведомственный нормативно-правовой акт был разработан в соответствии с Законом о наркотиках и постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 № 647 [8].Он устанавливает единый порядок изъятия из незаконного оборота наркотиков, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 [9], инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (далее -инструменты и оборудование), а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использования в целях, предусмотренных законодательством РФи их уничтожения.

При этом правовую основу Инструкции о порядке изъятия наркотиков составляют, в том числе и нормативно-правовые акты, утратившие силу: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях; Закон РФ от 18.04.1991 «О милиции».

Из текста Инструкции о порядке изъятия наркотиков видно, что при изъятии наркотиков необходимо это фиксировать при непосредственном

152

обнаружении признаков преступления или наличии других поводов для возбуждения уголовного дела в протоколе досмотра. Кроме того, пунктом 5 Инструкции установлено обязательное требование о привлечении двух понятых при изъятии наркотиков. Данное требование Инструкции в качестве основания для досмотра указывает на ст. 11 Закона «О милиции», ст. 243 КоАП РСФСР и ст. 6 Закона об ОРД. Вместе с тем, указанные нормы утратили силу, в связи с чем необходима корректировка Инструкции, а до принятия предлагаемых изменений нам видится возможным применение норм аналогии закона и использования ст. 27.1 КоАП РФ [10] и п. 16. ст. 13 Федерального закона от 7.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закона о полиции) [11].

Анализируя это положение, следовало бы заметить, что составление протокола в соответствии с требованиями УПК РФ предусмотрено ст. 15 Закона об ОРД при изъятии документов, предметов, материалов при проведении только гласных ОРМ. Ведомственными нормативно-правовыми актами МВД России, регламентирующими организацию и тактику проведения негласных ОРМ, предусмотрены иные виды оперативно-служебных документов, предусмотренных для составления документов.

Обращает наше внимание также и факт использования в Инструкции о порядке изъятия наркотиков термина «понятой», который не предусмотрен оперативно-розыскным законодательством.

Следует отметить, что в практике деятельности оперативных подразделений ОВД при оформлении результатов негласных ОРМ принято составлять оперативно-служебные документы в соответствии с требованиями ведомственных Инструкций. К примеру, вместо протокола досмотра предусмотрено составлять акт, а вместо термина «понятые» используется термин «участвующие лица».

Уголовно-процессуальное законодательство определяет термин «понятой», как лицо, не имеющее какого-либо интереса в исходе определенного дела, то есть лицо, которое привлекается дознавателем или следователем с целью удостоверения настоящего производства следственных действий, хода, содержания и результатов тех или иных следственных действий, что зафиксировано в статье 60 УПК РФ. Кроме этого, УПК РФ предъявляет определенные требования к понятым, которые оперативно-розыскным законодательством не предусмотрены.

Совершенно очевидно, что в данном определении указывается, что понятой привлекается только уполномоченными на это должностными лицами — дознавателем или следователем, и только для участия в следственных действиях, а результаты ОРД в соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ являются «сведениями, полученными в соответствии с Законом об ОРД….», что подразумевает непроцессуальный характер проведения ОРМ, но при этом они регламентированы оперативно-розыскным законодательством, в котором отсутствует институт понятых.

В определении Конституционного суда РФ от 4.02.1999 № 18-О по жалобе граждан М.Б. Никольского и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Закона об ОРД указано, что

153

«результаты ОРД являются лишь сведениями тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч.2) Конституции РФ» [12].

Еще один пример того, что в судебной практике возникают жалобы на несоблюдение требований Инструкции о порядке изъятия наркотиков о привлечении понятых к участию в проведении ОРМ, в ходе которых изымаются наркотические средства: «осужденный К. в своей жалобе оспаривает законность изъятия у него наркотических средств в 2018 г. в связи с тем, что согласно п. 5 Инструкции о порядке изъятия наркотиков при проведении ОРМ «обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств» должно производиться в присутствии двух понятых. Вместе с тем, оперативными сотрудниками при проведении указанного ОРМ привлечены не понятые, а простые граждане, правовой статус которых отличается от статуса понятых.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в своем апелляционном определении от 13.08.2019 № 66-АПУ19-16, рассмотрев указанную жалобу осужденного К., указала на то, что «п. 1 ст. 15 Закона об ОРД наделяет органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, правом производить при проведении ОРМ изъятие предметов, документов, предметов и материалов, о чем, в случае их изъятия, должен быть составлен протокол, что и было соблюдено по настоящему делу. В названном протоколе имеются записи о разъяснении участвующим лицам их прав и обязанностей, разъяснена правовая сущность мероприятия, пределы полномочий, задачи и порядок действий каждого участника. Результаты ОРМ, в том числе перечень обнаруженного и изъятого, зафиксированы в протоколе, который заверен подписями всех участников. Изъятие проводилось в присутствии двух гражданских лиц, фактически осуществлявших функции понятых. В этой связи отсутствуют основания для признания недопустимым доказательством как сам протокол, так и результаты ОРМ» [13].

Другая проблема, связанная с порядком изъятия наркотиков при осуществлении ОРД, которая не учитывается в Инструкции о порядке изъятия наркотиков, заключается в том, что в практике деятельности оперативных подразделений ОВД, осуществляющих оперативное документирование организованных групп в сети Интернет, привлечение участвующих лиц, а тем более понятых объективно невозможно: труднодоступная местность; отсутствие надлежащих средств связи; ОРМ, связанные с опасностью для жизни и здоровья их участников; продолжительность по времени проведения; необходимость соблюдения мер конспирации и т. п. Выходом из подобной ситуации, по нашему мнению, является аналогия с ч.3 ст.170 УПК РФ, то есть применение технических средств фиксации хода и результатов ОРМ.

Проведение таких негласных оперативно-розыскных мероприятий, как «оперативный эксперимент», «контролируемая поставка» и (или) «проверочная закупка» с имитацией преступного поведения и элементами проведения

154

«оперативной игры» [14, с. 28], вообще по замыслу и тактике проведения указанных мероприятий, исключает возможность участия незаинтересованных граждан в виду требования о соблюдении одного из ключевых принципов ОРД — конспирации.

И.И. Сафонов, освещая проблему отсутствия в оперативно-розыскном законодательстве норм, регламентирующих порядок изъятия документов, предметов, материалов и сообщений по этому поводу, отметил: «ФЗ об ОРД, в отличие от УПК, почти полностью игнорирует вопрос о порядке отражения результатов оперативно-розыскных и иных мероприятий в документах… В сущности, законодательное регулирование осуществления оперативно-розыскной деятельности предусмотрено ведомственными инструкциями и положениями …, из чего следует, что наиболее оптимальным было бы принятие Кодекса оперативно-розыскной деятельности» [15, с. 74].

Подводя итог, отметим, что расследование преступлений — сложный и трудоемкий процесс, осуществляемый на основе соответствующей уголовно-правовой, процессуальной, оперативно-розыскной и криминалистической информации и знаниях определенных частных закономерностей [16, с. 23].

Таким образом, можно констатировать следующее: дискуссии о проблеме применения норм права, регулирующего порядок изъятия наркотиков при проведении ОРМ свидетельствуют о наличии не только теоретических, но и прикладных проблем правового регулирования данного вида оперативно-розыскного противодействия, но и разночтения толкования предписаний Закона об ОРД и межведомственных нормативно-правовых актов. В связи с чем, по нашему мнению, возникла объективная необходимость разработки и принятия новых, отвечающих современным условиям, нормативно-правых актов, устраняющих разночтения и пробелы оперативно-розыскного законодательства.

Список литературы

1. Грибунов О.П., Герасимов П.А., Косенко В.Н. Психоактивные вещества синтетического происхождения как предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: некоторые аспекты противодействия их распространению // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2015. № 4 (75). С. 19-28.

2. Легостаев В.П. Некоторые проблемы применения межведомственных нормативно-правовых актов // Юридический мир. 2005. № 11. С. 58-59.

3. Сведения ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России». URL: https://мвд.рф/reports /item/12899359/ (дата обращения: 11.03.2020).

4. Зорькин В.Д. Вступительная статья в комментарий Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». 3-е изд. и перераб. М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. 576 с.

5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета, № 160, 18.08.1995.

6. Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: приказ МВД РФ № 840, Минюста РФ № 320, Минздрава РФ № 388, Минэкономики РФ № 472, ГТК РФ № 726, ФСБ РФ № 530, ФПС РФ № 585 от 09.11.1999 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.02.2020).

7. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета, № 7, 15.01.1998.

8. О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным: постановление Правительства РФ от 18.06.1999 № 647 (ред. от 04.09.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.07.1999, № 27, ст. 3360.

9. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 09.08.2019) // Российская газета, № 134, 17.07.1998.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

11. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Российская газета, № 28, 10.02.2011.

12. Определение Конституционного суда РФ от 4.02.1999 № 18-О по жалобе граждан М.Б. Никольского и М.И. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.02.2020).

13. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 № 66-АПУ19-16 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.02.2020).

14. Железняк Н.С. Использование изъятых средств связи в оперативной игре // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 3 (74). С. 2732.

15. Сафонов И.И. Организация раскрытия и расследования терроризма: монография / под ред. проф. А.С. Подшибякина. М., 2004. 155 с.

16. Варданян А.В., Грибунов О.П. Современная доктрина методико-криминалистического обеспечения расследования отдельных видов преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 2 (81). С. 23-35.

Тимофеев Сергей Владимирович, ст. преподаватель кафедры, tsv.1981@mail.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

THE PROBLEMS OF APPLYING THE OPERA TIONAL-SEARCH LEGISLATION GOVERNING

THE SEIZURE OF DRUGS

S.V. Timofeev

The article analyzes the current state of the operational-search legislation in the field of regulation of the established procedure for withdrawal from illicit trafficking of drugs. The compliance with the conditions of interdepartmental normative legal acts, the powers of the bodies engaged in operative-search activities, are established by the federal law of August 12, 1995 №.144-03 «On the operational-search activities». Gaps in legal regulation are considered, taking into account modern realities, improvement of the legislation regulating counteraction to drug crime.

Key words: operational-search activities, operational-search measures, counteraction, narcotic drugs, psychotropic substances, information and telecommunication technologies, contactless sale of drugs, changes, legislation.

Timofeev Sergey Vladimirovich, Art. Lecturer, tsv.1981@,mail.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 343.98

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЧАСТНЫХ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ

СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

И.В. Устинова

Рассматриваются вопросы формирования и развития частных научных теорий, а именно, частной теории экспертного прогнозирования, и вопросы соотношения частных теорий с общей теорией судебной экспертизы. Проведен анализ мнений ученых по данным вопросам, и дана авторская оценка проанализированных суждений, на основе чего автор делает вывод о необходимости структурирования общей и частных научных теорий судебной экспертизы.

Ключевые слова: криминалистическое прогнозирование, судебно-экспертное прогнозирование, структура науки, частные экспертные теории, общая теория судебной экспертизы, учения, классификации, судебная экспертиза.

Частная теория, являясь подсистемой общей теории науки, своим предметом считает «. определенные закономерности объективной действительности из числа тех, которые изучает наука в целом» [1, с. 19].

157

Порядок передачи наркотических средств для ОРД

ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ, ИНСТРУМЕНТОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ …

от 9 ноября 1999 года

45. Органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность (далее — «ОРД»), при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов наделены правом использования наркотиков без лицензии.

Использование в ОРД наркотиков, являющихся вещественными доказательствами, не допускается.

46. Использование наркотиков органами, осуществляющими ОРД, допускается только при наличии достоверной информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если иным способом невозможно решить вопрос о возбуждении уголовного дела или привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

47. Передача наркотиков для использования в ОРД из органов дознания, предварительного следствия и суда осуществляется только на основании мотивированной заявки.

48. Мотивированная заявка составляется от имени руководителя органа, осуществляющего ОРД, заверяется гербовой печатью и направляется в органы дознания, предварительного следствия или суд для приобщения к материалам уголовного дела или доследственной проверки, по которым произведено изъятие наркотиков.

Передача наркотиков, предназначенных для использования при дрессировке служебно — розыскных собак в целях проведения оперативно — розыскных мероприятий (далее — «ОРМ»), осуществляется на основании мотивированной заявки руководителя кинологической службы, утвержденной руководителем органа, структурным подразделением которого является кинологическая служба.

49. Заявка направляется на любой стадии расследования уголовного дела или доследственной проверки до разрешения уголовного дела судом либо принятия решения о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

50. Принимая решение о передаче наркотиков для дальнейшего использования в ОРД, суд при разрешении уголовного дела, а прокурор, следователь (с согласия начальника следственного отдела) или орган дознания при вынесении постановления о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела учитывает мотивы, изложенные в заявке, и другие обстоятельства.

Копия приговора (постановления, определения) суда, постановления прокурора, следователя или органа дознания о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела направляется для исполнения в орган, обеспечивающий хранение наркотиков, и инициатору заявки.

51. После получения копии решения, указанного в пункте 50 настоящей Инструкции, сотрудник оперативного подразделения, приняв решение о необходимости проведения ОРМ с использованием наркотиков, составляет мотивированный рапорт и заявку с указанием наименования и количества (веса, объема) наркотика, требуемого для проведения ОРМ.

Рапорт и заявка представляются руководителю органа, уполномоченному на осуществление ОРД, который принимает решение о целесообразности использования наркотиков при проведении ОРМ и утверждает заявку.

52. Сотрудник оперативного подразделения, принявший решение о необходимости проведения ОРМ с использованием наркотика, представляет указанную в пункте 51 настоящей Инструкции заявку лицу, ответственному за сохранность наркотиков, который выдает требуемый наркотик, о чем делается отметка в журнале учета. Заявка подшивается в специальную папку. Сотрудник оперативного подразделения расписывается в журнале учета, разборчиво указывает дату получения наркотиков, их количество (вес, объем), наименование, должность, фамилию, номер служебного удостоверения, проверяет целостность упаковки. Убедившись в целостности упаковки, она вскрывается и уничтожается.

Получив наркотики, сотрудник оперативного подразделения хранит их в сейфе, опечатанном личной печатью, и несет персональную ответственность за сохранность наркотиков.

53. Наркотики, предназначенные для использования при дрессировке служебно — розыскных собак, получает сотрудник кинологической службы на основании его мотивированного рапорта, согласованного с руководителем данного органа в порядке, предусмотренном пунктом 52 настоящей Инструкции.

Хранение, учет, использование, списание и уничтожение наркотиков в подразделениях кинологической службы осуществляется в установленном порядке.

54. После проведения ОРМ наркотики в течение суток возвращаются в камеру хранения наркотиков, упакованные в прочную и надежную упаковку, исключающую возможность их утраты, порчи и извлечения наркотиков из упаковки без нарушения ее целостности. Упаковка опечатывается печатью органа, проводившего ОРМ, и заверяется подписью лица, указанного в пункте 51 настоящей Инструкции, о чем делается отметка в журнале учета.

Лицо, ответственное за сохранность наркотиков, обязано проверить фактическое количество наркотиков и выдать лицу, их возвратившему, квитанцию (приложение 2).

55. В случае утраты или расходования наркотиков (или их части) в ходе ОРМ сотрудник, ответственный за сохранность наркотиков при проведении ОРМ, немедленно докладывает об этом рапортом руководителю органа, уполномоченному на осуществление ОРД. По данному факту проводится проверка.

Заключение проверки подшивается в дело. Копия заключения направляется лицу, ответственному за сохранность наркотиков, который подшивает ее в специальную папку.

56. По окончании ОРМ с использованием наркотиков орган, их осуществивший, в семидневный срок направляет справку — меморандум в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего противодействие незаконному обороту наркотиков.

57. При проведении ОРМ с целью выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, сотрудник органа, осуществляющего ОРД, имеет право на проверочную закупку образца наркотика.

53. Полученный в ходе проверочной закупки наркотик в течение суток направляется на исследование в экспертно — криминалистическое подразделение для определения его качественных и количественных характеристик.

59. После получения справки из экспертно — криминалистического подразделения инициатор исследования, с учетом оперативной необходимости, имеет право с разрешения руководителя органа временно хранить наркотик в сейфе, опечатанном личной печатью сотрудника, о чем составляется мотивированный рапорт с указанием причин и времени хранения наркотика. По миновании надобности наркотик сдается в камеру хранения вместе с копией справки об исследовании, которая подшивается в специальную папку. Копии документов, подтверждающих факт изъятия наркотика, в данном случае не предоставляются.

60. Факт сдачи наркотиков отражается в журнале учета в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящей Инструкции, при этом в графе «Номер уголовного дела или материала доследственной проверки» указывается, что наркотик получен в рамках ОРД.

Сотруднику, сдавшему наркотики, выписывается квитанция (приложение 2).

61. В случае возбуждения уголовного дела по фактам, выявленным в ходе проведения ОРМ или реализации дела оперативного учета как дополнительного эпизода в рамках возбужденного уголовного дела, квитанция о сдаче наркотиков в камеру хранения передается следователю, о чем в письменной форме уведомляется лицо, ответственное за сохранность наркотиков.

62. Если по фактам, выявленным в ходе ОРМ, уголовное дело не возбуждено или производство по делу оперативного учета прекращено, то наркотики подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном главой XI настоящей Инструкции.

63. В случае необходимости использования при проведении ОРМ лекарственных препаратов, содержащих наркотики, зарегистрированных в установленном порядке и разрешенных к применению в Российской Федерации, руководитель органа, осуществляющего ОРД, направляет в Минздрав России или в территориальные органы управления здравоохранением заверенный гербовой печатью мотивированный запрос.

В запросе отражаются наименование, количество требуемых лекарственных препаратов, содержащих наркотики, а также цель их использования.

64. Минздрав России или территориальные органы управления здравоохранением в течение 10 суток после получения запроса сообщают инициатору адрес конкретного медицинского или аптечного учреждения, которому предписано выделить необходимое количество лекарственных препаратов, содержащих наркотики, для использования в целях ОРД, либо уведомляет о невозможности их предоставления с указанием причин.

65. Передача лекарственных препаратов, содержащих наркотики, для использования в целях ОРД осуществляется по акту, в котором указывается наименование и количество передаваемых препаратов, а также иные необходимые сведения.

На период проведения ОРМ ответственность за их сохранность несет инициатор проведения ОРМ.

По миновании надобности лекарственные препараты, содержащие наркотики, в течение суток возвращаются в соответствующие медицинские или аптечные учреждения, откуда они были получены.

66. Требования, предусмотренные настоящей главой, распространяются на порядок передачи для использования в ОРД инструментов и оборудования.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета
  • Инструкция о мероприятиях по борьбе с дизентерией свиней
  • Инструкция о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите учащихся
  • Инструкция о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей в доу
  • Инструкция о мерах противопожарной безопасности в школе