Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно воспитательной работы

В постановление N 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования» вносятся изменения. Это предусмотрено постановлением от 13.05.2023 N 156 «Об изменении постановления Министерства образования от 25.11.2004 N 70».

Изменения вступают в силу с 01.09.2023 (п. 2 постановления N 156). При этом часть изменений носят уточняющий и корректирующий характер, в том числе связанный с приведением документа в соответствие Кодексу об образовании, а часть — существенно изменяет предусмотренный в настоящее время порядок.

Рассмотрим основные изменения.

1. Скорректировано название постановления N 70: «О часах организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся» (подп. 1.1 п. 1 постановления N 156).

2. Изменен порядок определения оплачиваемых часов дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях общего среднего и специального образования (абз. 17 и 18 подп. 1.4 п. 1 постановления N 156).

Справочно
Дополнительный контроль учебной деятельности учащихся — это проведение учителями (преподавателями) УО работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, и с использованием современных технологий. Допконтроль осуществляется по отдельным учебным предметам, модулям за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебно-программной документацией (п. 4 Инструкции N 70).

С 01.09.2023 оплачиваемые часы дополнительного контроля в среднем в неделю устанавливаются:

1) на один класс учащихся I ступени общего среднего образования, в том числе при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, учащихся I — V классов первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при наполняемости класса:

— до 10 учащихся включительно — 1 час;

— от 11 до 25 учащихся включительно — 2 часа;

— 26 и более учащихся — 3 часа;

2) на один класс учащихся II и III ступени общего среднего образования, в том числе при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, учащихся VI — XII классов первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при наполняемости класса:

— до 10 учащихся включительно — 1,25 часа;

— от 11 до 25 учащихся включительно — 2,5 часа;

— 26 и более учащихся — 3,75 часа.

В настоящее время градации по часам в зависимости от наполняемости классов в документе не предусмотрено. Максимальное количество часов составляет в среднем 2,5 часа в неделю (ч. 1 п. 5 Инструкции N 70).

3. Вышеуказанные изменения повлекли корректировку предельных значений количества оплачиваемых часов дополнительного контроля (абз. 19 подп. 1.4 п. 1 постановления N 156).

Так, с 01.09.2023 каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов, модулей устанавливается не менее 0,5 и не более 3 (сейчас 2) оплачиваемых часов в неделю из расчета на норму часов педнагрузки за ставку (ч. 2 п. 5 Инструкции N 70).

4. Уточнено, что для целей определения оплачиваемых часов дополнительного контроля в учреждениях общего среднего и специального образования наполняемость классов учитывается на начало учебного года (абз. 20 подп. 1.4 п. 1 постановления N 156).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Национальный реестр (карточка) |reestr

Название акта

О часах организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся

Вид акта, орган принятия, дата и номер принятия (издания)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70

Регистрационный номер Национального реестра

8/11932

Дата включения в Национальный реестр

03.01.2005

Источник(и) официального опубликования

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 8, 8/11932 (опубликован — 24 января 2005 г.)


Текст правового акта в актуальном состоянии Вы можете посмотреть в информационно-поисковой системе ЭТАЛОН-ONLINE по следующей ссылке.

Нагрузка педагогов с нового учебного года будет оплачиваться в зависимости от наполняемости классов.

Дополнительная нагрузка педагогов с нового учебного года будет оплачиваться в зависимости от наполняемости классов в школах и учреждениях специального образования, сообщает портал 1prof.by.

Это следует из постановления Министерства образования №156 от 13 мая 2023 года. Ведомственным документом утверждена новая инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности школьников для педагогов. Ознакомится с постановлением можно на Национальном правовом интернет-портале.

В инструкция под дополнительным контролем учебной деятельности учащихся предусматривается проведение учителями (преподавателями) учреждений образования работы по проверке знаний школьников с применением дифференцированных и индивидуальных форм, которые включают в том числе и проверку письменных работ, а также с использованием современных технологий.

Осуществляется такой контроль по отдельным учебным предметам, модулям за пределами времени, которое отведено на учебное занятие согласно учебно-программной документации. Фактически речь идет о нагрузке педагога по проверке тетрадей. За это предусмотрена дополнительная оплата к окладу. Она существует и сейчас, но механизм будет скорректирован. По сути вводится тарификации оплаты проверки тетрадей.

Таким образом, по новым правилам, установленным Министерством образования, оплачивать часы дополнительного контроля в школах и учреждениях специального образования будут с учетом наполняемости классов. Определять ее намерены по состоянию на начало учебного года.

Установлена следующая оплачиваемая нагрузка по проверке тетрадей в среднем в неделю на один класс:

в начальной школе при наполняемости класса:

  • до 10 человек – 1 час;
  • от 11 до 25 учащихся – 2 часа;
  • 26 и более школьников – 3 часа;

среди учащихся II и III ступени общего среднего образования (с 5-го по 11-й классы) и специализированых школа-интернатов при наполняемости:

  • до 10 человек – 1,25 часа;
  • от 11 до 25 учащихся – 2,5 часа;
  • 26 и более – 3,75 часа.

Новый механизм расчета дополнительной нагрузки для учителей начнут применять с 1 сентября 2023 года.

Стоит отметить, что в текущем учебном году градации по часам в зависимости от наполняемости классов не было. Максимальное количество оплачиваемых часов, отведенных на проверку тетрадей, составляло в среднем 2,5 часа в неделю.

С нового учебного года Министерство образования решило установить каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов и модулей не менее 0,5 и не более 3 оплачиваемых часов в неделю из расчета на норму часов педагогической нагрузки за ставку, а она составляет 20 часов в неделю.

Также в инструкции уточнено количество оплачиваемых часов для проведения организационно-воспитательной работы.

К примеру, в школах и спецшколах-интернатах в среднем оплатят 5 часов в неделю на один класс.

В ПТУ и колледжах на одну учебную группу – в среднем 200 часов в год.

Кодекс, постановления, приказы

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании;
  • Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);
  • Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;
  • Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред. от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);
  • Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);
  • Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила);
  • Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 (в ред. от 16.10.2018);
  • Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26;
  • Перечень документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленный в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 (ред. от 04.05.2019);
  • Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164;
  • Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);
  • Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019);
  • Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135;
  • Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (ред. от 08.06.2017);
  • Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 (ред. от 22.07.2013);
  • Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.

 «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования), учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования.

Организация образовательного процесса включает в себя теоретическую и практическую подготовку, воспитательную работу, самостоятельную работу учащихся, аттестацию учащихся.

1. Начало и завершение четвертей, каникул

В 2023/2024 учебном году организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки: первая четверть – с 1 сентября 2023 г. по 28 октября 2023 г.; вторая – с 8 ноября 2023 г. по 23 декабря 2023 г.; третья – с 8 января 2024 г. по 23 марта 2024 г.; четвертая – с 1 апреля 2024 г. по 31 мая 2024 г., а для учащихся IX и XI (XII) классов – с 1 апреля 2024 г. по 25 мая 2024 г. На протяжении учебного года устанавливаются каникулы: осенние – 9 дней (с 29 октября 2023 г. по 7 ноября 2023 г. включительно); зимние – 15 дней (с 24 декабря 2023 г. по 7 января 2024 г. включительно); весенние – 8 дней (с 24 марта 2024 г. по 31 марта 2024 г. включительно); летние – 92 дня (с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно) для учащихся, завершивших обучение на I ступени общего среднего образования; 81 день (с 12 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно) для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования; 85 дней (с 8 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. включительно) для учащихся X класса. Для учащихся I и II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в третьей четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 февраля 2024 г. по 25 февраля 2024 г. продолжительностью 7 дней.

2. Основные требования к образовательному процессу

Основные требования к образовательному процессу установлены в статье 83 Кодекса об образовании.

2.1. Акцентируем внимание на необходимость соблюдения следующих требований к режиму учебных занятий (занятий), установленных согласно Приложению 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования в пункте 2 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 570).

Продолжительность учебного занятия (занятия) сокращается: до 25 минут для детей в возрасте от 6 до 10 лет (I–IV классы) и до 35 минут для детей от 10 лет (V–XI классы) при стационарном лечении в организациях здравоохранения; до 35 минут для детей в возрасте от 7 до 10 лет (II–IV классы) и до 40 минут – для детей от 10 лет (V–XI классы) в санаторно-курортных организациях и санаторных школах-интернатах. В учреждениях для детей, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, при отрицательной динамике состояния здоровья детей (за последние 5 лет) на административной территории структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, по согласованию с родительской и педагогической общественностью может приниматься решение о сокращении до 40 минут продолжительности учебного занятия (занятия) для детей в возрасте от 7 лет (II–XI классы).

2.2. Создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов

Обращаем внимание на то, что в учреждении общего среднего образования (далее – УОСО, если иное не предусмотрено настоящим инструктивно-методическим письмом) безопасная организация образовательного процесса, в том числе в учебных кабинетах по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Трудовое обучение», «Допризывная (медицинская) подготовка», и воспитательной работы во внеучебное время регламентируется локальными правовыми актами УОСО (основание – Правила безопасности организации образовательного, воспитательного процессов при реализации образовательных программ общего среднего образования, которые устанавливают требования к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процессов и направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного и воспитательного процессов, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227).

3. Порядок деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов (определен в пунктах 41 и 44 Положения об учреждении общего среднего образования).

Согласно пункту 41 Положения об учреждении общего среднего образования классы делятся: на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в V–IX классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в X и XI классах. Допускается в специализированных лицеях деление классов на две группы при наполняемости класса не менее 20 учащихся мужского пола при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в VII и VIII классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в VII–XI классах; юношей и девушек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X и XI классах, в VIII (VII)–XI классах кадетских училищ, специализированных лицеев; при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее 9 учащихся; на две группы в базовых школах, средних школах, кадетских училищах при наполняемости класса не менее 24 учащихся; школах-интернатах, санаторных школах-интернатах, вечерних классах средних школ, гимназиях, лицеях, университетах, академиях (консерваториях), специализированных лицеях, гимназиях-колледжах искусств при наполняемости класса не менее 20 учащихся при проведении учебных занятий по учебным предметам: «Информатика» – в VI–XI (XII) классах; «Математика» – при проведении практикумов по решению задач в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета; «Физика» – при проведении фронтальных лабораторных работ в VII–XI (XII) классах, практикумов по решению задач в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета; «Биология» – при проведении лабораторных и практических работ в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета; «Химия» – при проведении практических работ в VII–XI (XII) классах, лабораторных опытов в X и XI классах с изучением на повышенном уровне данного учебного предмета; «Астрономия» – при проведении астрономических наблюдений в XI (XII) классе; на две группы в гимназиях-колледжах искусств при проведении учебных занятий по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства и по которым образовательный процесс осуществляется не индивидуально. В случае, когда количество учащихся в классе меньше установленного в пункте 41 Положения об учреждении общего среднего образования для деления класса на группы, то согласно пункту 44 учреждение образования при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществлять деление классов на группы при изучении содержания названных учебных предметов за счет учебных часов компонента типового учебного плана УОСО соответствующего типа.

4. Организация факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций, занятий игровыми видами спорта

Факультативные занятия для учащихся I–IV классов проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Для учащихся V–XI (XII) классов факультативные занятия могут проводиться в режиме шестидневной недели. В шестой школьный день могут проводиться занятия по игровым видам спорта для учащихся I–XI (XII) классов. При планировании факультативных занятий в IX, XI классах необходимо учитывать, что организация образовательного процесса в четвертой четверти осуществляется с 1 апреля 2024 г. по 24 мая 2024 г. Обращаем внимание на то, что факультативные занятия могут быть организованы УОСО для учащихся иных УОСО посредством сетевой формы взаимодействия. Порядок и условия реализации образовательных программ общего среднего образования, в том числе и при организации факультативных занятий, посредством сетевой формы взаимодействия определены в Положении о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 572 «О вопросах реализации образовательных программ». Порядок объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы для организации занятий определен в пункте 51 Положения об учреждении общего среднего образования, согласно которому: учащиеся, как правило одного или параллельных классов, объединяются в группу для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций (для учащихся вечерних классов в средней школе, которые получают общее среднее образование в заочной форме); наполняемость группы для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций должна составлять: не менее 3 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах; не менее 5 учащихся при проведении факультативных занятий в учреждениях образования, расположенных в городах и поселках городского типа; не менее 3 учащихся при проведении стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций (для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают общее среднее образование в заочной форме). Обращаем также внимание на то, что: составы групп для проведения факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования утверждаются приказом руководителя учреждения образования или уполномоченным им лицом (основание – пункт 53 Положения об учреждении общего среднего образования); факультативные занятия, в том числе факультативные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, радиационной безопасности (для учащихся УОСО, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения), факультативные занятия, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности, планируются отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом) и реализует образовательные программы общего среднего образования; продолжительность перерывов между учебными и факультативными занятиями определяется учреждением образования, исходя из конкретных условий деятельности, организации питания учащихся и их отдыха, с учетом требований, установленных в Приложении 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции от 15 ноября 2022 г. № 780, далее – ССЭТ). Так, при организации образовательного процесса должны быть перерывы продолжительностью не менее 15 минут для организации горячего питания учащихся с учетом их количества и мест в обеденном зале и динамической перемены (но не менее двух перемен); перерыв не менее 15 минут между первой и второй сменой учебных занятий (занятий); факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия могут проводиться не ранее чем через 20 минут после окончания учебных занятий, перед учебными занятиями в случае их начала не ранее 9.00, перед началом учебных занятий во вторую смену. 5. Особенности организации образовательного процесса в вечерних классах средней школы

Образовательный процесс в вечерних классах средней школы организуется в соответствии с учебным планом вечерних классов средней школы, разработанным на основе части типового учебного плана, касающейся вечерних классов средней школы, с учетом формы получения образования (очной или заочной) и учебными программами по учебным предметам для X и XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с учетом трехгодичного срока обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В образовательном процессе в вечерних классах средней школы по всем учебным предметам используются учебники и учебные пособия для X и XI классов. Суммарное количество обязательных контрольных работ по учебным предметам, предусмотренным для изучения на III ступени общего среднего образования, равномерно распределяется на все три года получения среднего образования. Для учащихся вечерних классов средней школы, которые получают образование в заочной форме, в каждой четверти учебного года проводятся учебные занятия в соответствии с учебным планом средней школы для вечерних классов (заочная форма получения образования), а в период между учебными занятиями – факультативные, стимулирующие занятия и консультации. Период проведения учебных занятий в каждой четверти определяется руководителем средней школы, в которой созданы вечерние классы, и доводится до сведения участников образовательного процесса. Во время учебных занятий проводятся обязательные контрольные, лабораторные и практические работы. Для учащихся вечерних классов средней школы может быть организовано проведение факультативных занятий (очная, заочная формы получения образования), стимулирующих занятий (очная, заочная формы получения образования), поддерживающих занятий (очная форма получения образования), консультаций (заочная форма получения образования). При организации образовательного процесса по учебным предметам в вечерних классах средней школы учителя должны руководствоваться приложениями к настоящему инструктивно-методическому письму.

6. Особенности организации факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности

В соответствии с частью второй пункта 49, пунктом 50 Положения об учреждении общего среднего образования факультативные занятия музыкальной, хореографической и театральной направленности могут проводиться совместно учителем, который реализует содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором). По решению учредителя УОСО, в котором организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, допускается: осуществлять образовательный процесс индивидуально при освоении на факультативных занятиях музыкальной направленности содержания учебной программы факультативных занятий для I–IX классов, направленной на обучение игре на соответствующем инструменте. На каждого учащегося отводится 2 учебных часа в неделю; осуществлять образовательный процесс в группах с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятий музыкальной, театральной и хореографической направленности для I–IX классов, направленных на формирование музыкальной культуры средствами вокального или музыкально-инструментального искусства, а также на формирование хореографической культуры, театральной культуры средствами хореографического искусства, театрального искусства. На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится 1 учебный час в неделю; осуществлять образовательный процесс в группах с наполняемостью не менее 2 учащихся при освоении содержания учебных программ факультативных занятий художественной направленности для I–IX классов, направленных на формирование художественной культуры средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. На каждую группу из числа учащихся одного или параллельных классов отводится не более 3 учебных часов в неделю. Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности; Перечень учебных программ факультативных занятий. В соответствии с частью четвертой пункта 93 ССЭТ при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности в учреждениях общего среднего образования максимальный допустимый объем учебной нагрузки на одного учащегося в неделю может быть увеличен во II–IV классах на 2 учебных часа, в V–XI классах – на 3 учебных часа. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Кодекса об образовании целями образования применительно к общему среднему образованию являются: формирование гражданственности и патриотизма; интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое развитие личности учащегося; формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций. Достижению целей общего среднего образования способствует компетентностный подход к организации образовательного процесса, формирование и развитие функциональной грамотности учащихся, реализация воспитательного потенциала учебных предметов, факультативных занятий.

7. Функциональная грамотность как инструмент формирования компетенций. Подготовка к национальному исследованию качества образования

Сущность функциональной грамотности состоит в способности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Такие знания, умения и навыки могут быть приобретены учащимися, если обучение и воспитание носят деятельностный характер, образовательный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей учебной деятельности. Самостоятельная подготовка учащихся к учебным занятиям, выполнение заданий, данных учителем в рамках учебной программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляется учащимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривает выполнение заданий в устной, письменной, практической формах или их сочетании в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе учебного занятия предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся, определенными в учебной программе. При этом определение объема домашних заданий осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов учащихся. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является национальное исследование качества образования (НИКО), которое ставит своей целью проверку наличия таких знаний, умений и навыков, которые могут помочь учащимся в реальных жизненных ситуациях. В ноябре 2023 года планируется проведение национального исследования качества образования (далее – НИКО), в котором примут участие учащиеся Х класса. НИКО направлено на проверку функциональной грамотности учащихся – способности, обеспечивающей эффективное функционирование человека в различных сферах жизнедеятельности. Исследование включает выполнение диагностической работы (в течение 90 минут), анкетирование учащихся и педагогических работников. Каждый учащийся (участник НИКО) получит вариант диагностической работы, содержащий задания по двум областям функциональной грамотности: читательской и математической либо естественнонаучной и финансовой. Диагностическая работа будет направлена на проверку способностей учащихся использовать полученный на учебных занятиях опыт (освоенные знания, умения, способы деятельности) для решения жизненных проблем, смоделированных в заданиях. Актуальную информацию о подготовке к исследованию можно найти на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Национальное исследование качества образования (НИКО). Тренировочные варианты диагностической работы будут размещены в начале 2023/2024 учебного года.

8. Реализация воспитательного потенциала учебных предметов, факультативных занятий

В 2023/2024 учебном году актуально реализовывать в образовательном процессе воспитательный потенциал учебных предметов, факультативных занятий в целях формирования у учащихся гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому, созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и быть напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, определенными образовательными стандартами общего среднего образования и учебными программами по учебным предметам, учебными программами факультативных занятий, в том числе содержание которых направлено на изучение исторических, географических, социально-экономических, культурных особенностей регионов Республики Беларусь. Информируем, что особенности формирования и развития функциональной грамотности учащихся при изучении содержания учебных предметов, рекомендуемые методы обучения и воспитания, задания для выполнения учащимися, а также особенности реализации воспитательного потенциала учебных предметов изложены в приложениях 1–22 к данному письму. Кроме того, подготовлено письмо по использованию в образовательном процессе результатов расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Инструктивно-методические письма. Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество экскурсионных объектов и туристических маршрутов в Республике Беларусь, в 2023/2024 учебном году необходимо продолжить организацию и проведение экскурсий. Следует предусмотреть организацию экскурсий для учащихся I–ХІ классов в рамках организации образовательного процесса в течение любого учебного дня недели (с понедельника по пятницу), а также во внеучебное время, в том числе и в шестой школьный день. Методические рекомендации по организации экскурсий для учащихся I–ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения учащимися учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, размещены в разделе национального образовательного портала: https://vospitanie.adu.by/ Организация воспитания / Методические рекомендации.

9. Допрофильная подготовка и профориентационная работа

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, который ориентирован: на выявление интересов, склонностей и способностей учащихся; оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне в VIII–IX классах, факультативных занятий, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи; формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности; развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимой для трудовой мобильности. Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются: профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и другие этапы профориентационной работы); психолого-педагогическое сопровождение; факультативные занятия; объединения по интересам; образовательные мероприятия; изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIII–IX классах. В образовательной практике могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки и профориентационной работы: в рамках одного учреждения общего среднего образования; в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования; в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи. В целях создания условий для формирования готовности к профессиональному самоопределению, оказания информационной поддержки учащимся в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, выработки у учащихся положительного эмоционального отношения к процессу выбора сферы будущей профессиональной деятельности рекомендуем использовать следующие наименования учебных программ факультативных занятий в VIII и IX классах: «Профессия моей мечты»; «Школа юных защитников Отечества»; «Основы экологии и профессиональное будущее»; «Туризм». Указанные учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности. Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности, по учебной программе «Техническая графика», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 июня 2020 г. № 164, с использованием учебника Черчение для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Виноградов. Минск : Национальный институт образования, 2014. – 216 с. (Чарчэнне : падручнік для 9 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. Н. Вінаградаў. Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014. – 216 с.). Учебная программа факультативных занятий и учебник размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности.

10. Профильное обучение.

Профессиональная подготовка Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292, определено, что основополагающим условием будущего экономического, политического и социально-культурного процветания страны выступает повышение конкурентоспособности образования. Приоритетным направлением в системе общего среднего образования является продолжение работы по повышению гибкости и вариативности учебных планов, что позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, способствующую их ранней профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению. Актуально, наряду с функционированием профильных классов (групп) педагогической, спортивно-педагогической, военно-патриотической, аграрной направленности, создание профильных классов (групп) технико-технологической, инженерной направленности, а также обеспечение профессиональной подготовки (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям) учащихся базовых X–XI классов. Обращаем внимание на то, что для функционирования классов (групп) технико-технологической, инженерной направленности разработаны и утверждены Министерством образования учебные программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (по учебным предметам «Информатика», «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология»); «Введение в профессии железнодорожного транспорта». Указанные учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные программы факультативных занятий профессиональной направленности. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

11. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Согласно пункту 4 статьи 163 Кодекса об образовании: учреждения образования разрабатывают учебный план на 2023/2024 учебный год на основе типовых учебных планов для всех видов учреждений общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2022 г. № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі». УОСО, в которых созданы вечерние классы, при разработке учебного плана на 2023/2024 учебный год для вечерних классов используют часть типового учебного плана, касающуюся вечерних классов, с учетом формы получения образования и особенностей образовательного процесса в вечерних классах, организации сессий; УОСО, в которых изучаются язык национального меньшинства, литература национального меньшинства; организующие образовательный процесс на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях; организующие образовательный процесс для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются, а также для учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, исправительных учреждениях, при разработке соответствующего учебного плана используют типовой учебный план средней школы. Университеты, реализующие образовательную программу среднего образования, при разработке учебного плана используют типовой учебный план лицея. К началу 2023/2024 учебного года проведен анализ и (при необходимости) корректировка действующих учебных программ по всем учебным предметам с точки зрения системности представления содержания учебных предметов в учебных программах, учета возрастных особенностей учащихся, а также в соответствии с требованиями, установленными пунктами 8, 11 статьи 163 Кодекса об образовании. Корректировка предусматривала: исключение на I и II ступенях общего среднего образования сложных в научном отношении элементов содержания учебного предмета; регулировку (сокращение) общего количества изучаемых понятий и объектов; ориентацию программных формулировок на удовлетворение познавательных интересов учащихся в соответствии с возрастом; включение программных формулировок, направленных на формирование традиционных ценностных установок. При реализации образовательных программ общего среднего образования используются учебные программы по учебным предметам, кроме учебных программ по учебным предметам (модулям), содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, утвержденные Министерством образования в 2023 году. По учебным предметам (модулям), содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, используются учебные программы, утвержденные Министерством культуры. Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы.

12. Учебные издания

В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь 06.02.2023 г.). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий. Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by). Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы. В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Содержание учебников (учебных пособий) является достаточным для полного усвоения содержания учебных программ. Решение о целесообразности использования дополнительных изданий для учащихся принимается учителем-предметником с учетом запросов учащихся, а также их готовности использовать дополнительные издания на уроке или при выполнении домашнего задания. Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

13. Учебные программы факультативных занятий

Факультативные занятия проводятся с использованием учебных программ, разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями, определенными в пунктах 9 и 11 статьи 163 Кодекса об образовании. Рекомендуем также использовать в образовательном процессе учебные программы факультативных занятий, содержание которых направлено на изучение исторических, географических, социально-экономических, культурных особенностей регионов Республики Беларусь. Информируем, что дополнительно к отдельным учебным программам факультативных занятий изданы пособия для учащихся и учителей; пособия для учителей; пособия для учащихся, которые используются в образовательном процессе при проведении факультативных занятий в комплексе (далее – компоненты учебно-методического комплекса (УМК) для факультативных занятий). Компоненты отдельных УМК для факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы.

14. Учебно-методическая документация

В 2023/2024 учебном году в образовательном процессе используется учебно-методическая документация (методические указания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, иные документы), размещенная на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование.

15. Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы, предназначенные для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся по соответствующему учебному предмету при проведении их аттестации в 2023/2024 учебном году, размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования. Обращаем внимание, что контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем (заместителем руководителя) учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в пятницу и на последних уроках запрещается (пункт 67 ССЭТ).

16. Дополнительные ресурсы

При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс – https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования. Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на ресурсе: http://e-asveta.adu.by/index.php/konkursi-olimpiadi-proekti/proektyi-pobediteli-koi/132-matematika-fizika-astronomiya – проекты победителей Республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

17. Комплексная информационная поддержка участникам образовательного процесса

17.1. При организации деятельности учреждений образования, а также реализации образовательных программ по формированию правовой культуры учащихся необходимо обеспечить использование официальных источников правовой информации. Первоисточником достоверной и актуальной правовой информации является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который формируется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и распространяется в составе информационно-поисковых систем (далее – ИПС) «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» (https://etalonline.by). Данные системы позволяют получить доступ к официальной правовой информации в актуальном состоянии и содержат не только весь массив законодательства Республики Беларусь, но также материалы судебной и правоприменительной практики, формы документов. Для удобства использования правовой информации работниками сферы образования в профессиональной деятельности в ИПС «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» функционируют и постоянно обновляются следующие тематические банки данных (далее – БД): БД «Образование», который содержит правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, вопросы получения образования различных ступеней и уровней, социальной поддержки и защиты обучающихся; организацию оздоровления детей; направления государственной молодежной политики, в том числе по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов; акты международного сотрудничества в сфере образования, а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников; БД «Технические нормативные правовые акты», содержащий образовательные стандарты и нормативные правовые акты, являющиеся структурными элементами научно-методического обеспечения образования (учебные программы, учебные планы и другие материалы); формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений; справочную информацию о ведении государственной отчетности; формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению; БД «Права несовершеннолетних», в который включены документы, касающиеся правового положения детей, получения ими образования, осуществления трудовой деятельности, вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, их ответственности, а также правовые акты по противодействию торговле людьми. Все документы, включенные в БД, систематизированы по тематическим разделам. Тексты нормативных правовых актов находятся в актуальном состоянии. В целях воспитания правосознания у детей и подростков создан и функционирует Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by). Это ресурс, который помогает учащимся понять, что такое право, и получить первоначальные юридические знания; рассказывает о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации, решение которых способствует приобретению учащимся навыков правомерного поведения.

17.2. Комплексную информационную поддержку участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (https://adu.by). В помощь педагогическим работникам рекомендуются следующие разделы портала: https://adu.by/ Главная / Нормативные правовые документы; https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год; http://profil.adu.by; http://olimp.adu.by; https://adu.by/ Главная / Обсуждаем учебные программы, учебные пособия; https://adu.by/ Информация для педагогов / Республиканский мониторинг качества образования; https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Итоговые и вступительные испытания; https://adu.by/ Модуль «Великая Отечественная война»; https://adu.by/ Информация для педагогов / Правовая культура участников образовательного процесса; https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования. https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Дополнительное образование детей и молодежи. (https://vospitanie.adu.by https://vospitanie.adu.by/ Школа Активного Гражданина; https://vospitanie.adu.by/ Актуальные практики и технологии воспитания; https://vospitanie.adu.by/ Руководителю по военно-патриотическому воспитанию; https://vospitanie.adu.by/ Родительский университет; https://vospitanie.adu.by/ Выставки. Семинары; https://vospitanie.adu.by/ Профилактика преступлений и правонарушений среди обучающихся, иное. На национальном образовательном портале (https://adu.by) в разделе «Электронные образовательные ресурсы» (https://e-vedy.adu.by) размещены электронные образовательные ресурсы для системы общего среднего и специального образования. Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации. В разделе портала «Электронная библиотека» размещены: электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования и для учреждений специального образования, допущенных Министерством образования к использованию в образовательном процессе в 2023/2024 учебном году (http://e-padruchnik.adu.by, http://e-padruchnik-asabliva.adu.by); электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам (https://lingvo.adu.by); по информатике (http://informatika6.adu.by; http://informatika7.adu.by; http://informatika8.adu.by); электронный образовательный ресурс «Биология. 8 класс» (http://biologia8.adu.by); электронное средство обучения «Политическая карта мира» (http://maps.adu.by); электронный учебник-навигатор «Органическая химия. 10 класс» (https://adu.by/ru/homeru/news/dnevnik-abiturienta/elektronnyj-uchebnik-navigator-organicheskaya-khimiya-10-klass?format=html); электронные учебные издания (https://adu.by/ru/homeru/elektronnaya-biblioteka/elektronnye-uchebnye-izdaniya?format=html). Обращаем внимание на раздел национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (здесь можно задать вопрос и получить оперативно ответ специалиста): https://adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, КЛАССНОГО ЖУРНАЛА Напоминаем, что должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69, предусмотрено осуществление планирования по учебному предмету и ведение установленной плановой и учетно-отчетной документации. Согласно пункту 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» учитель обязан вести календарно-тематическое планирование; поурочное планирование; классный журнал; дневники учащихся. Таким образом, планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие). Планирование по учебному предмету оформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (в печатном или рукописном виде).

18. Планирование по учебному предмету

Учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее – КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года. Учитель вправе использовать примерное КТП по соответствующему учебному предмету, рекомендованное научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НИО). При использовании КТП, рекомендованного НИО, учитель может вносить в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, в примерное КТП коррективы в зависимости от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. В рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в пособие для учителей учреждений общего среднего образования «Примерное календарно-тематическое планирование», учитель фиксирует вносимые изменения и дополнения, которые согласовываются с руководителем учреждения образования. По аналогии оформляется КТП по соответствующему учебному предмету при организации изучения этого предмета на повышенном уровне в VIII и IX классах. При использовании пособия «Примерное календарно-тематическое планирование» в рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в это пособие, учитель фиксирует вносимые дополнения (изменения и дополнения), которые согласовываются с руководителем учреждения образования. Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока; тип урока; организационная форма проведения урока; цели и задачи урока; оборудование, используемое на уроке; описание деятельности учителя и основных видов деятельности учащихся; домашнее задание. При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета (образовательные, развивающие, воспитательные) и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, определенные в учебной программе. При определении домашнего задания в поурочном планировании необходимо учитывать, что домашнее задание является разновидностью самостоятельной учебной деятельности учащегося. Определяя содержание, объем, форму выполнения домашнего задания, учитель должен учитывать время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам: для учащихся II класса оно должно составлять не более 1,2 часа; III–IV классов – 1,5 часа; V–VI классов – 2 часов; VII–VIII классов – 2,5 часов; IX–XI классов – не более 3 часов. С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию. В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

19. Ведение классного журнала, дневников учащихся

Обращаем внимание на то, что с 1 сентября текущего года используются новые типовые формы: классного журнала для I–IV (V) и V (VI)–XI (XII) классов, в том числе порядок ведения классного журнала, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2023 г. № 28 «Аб тыпавых формах класнага журнала»; дневника учащегося III–IV и V–ХІ классов на русском и белорусском языках, в том числе порядок ведения дневника, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (в редакции постановления Министерства образования от 16 мая 2023 г. № 157). Обращаем внимание на то, что в 2023/2024 учебном году в УОСО используются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями в 2023 году в соответствии с типовыми формами дневника учащегося, а также дневники учащихся, выпущенные в 2022 году по согласованию с Министерством образования. На сайте Министерства образования размещены обложки дневников, изданных в 2022 году, а также постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 «О типовых формах дневника учащегося» (с изменениями от 16 мая 2023 г. № 157) (http://edu.gov.by/ Главная / Уровни образования / Общее среднее образование / Управление общего среднего образования / Информация / Дневники учащихся). В случае принятия учителем начальных классов решения о введении во II классе дневников в целях записи домашнего задания, отработки навыков аккуратного его заполнения считаем возможным использовать дневник учащегося для III–IV классов, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 августа 2022 г. № 267 (в редакции от 16 мая 2023 г. № 157). Использование иных дневников (дневничков) учащихся недопустимо.

20. Организация образовательных мероприятий

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися В 2023/2024 учебном году традиционно будут проводиться: республиканская олимпиада по учебным предметам; республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам; республиканские турниры юных математиков и юных физиков; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; республиканские дистанционные мероприятия на интернет-ресурсе по сопровождению олимпиад, турниров и конкурсов (http://olimp.adu.by) и иные мероприятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования
  • Инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в культуре
  • Инструкция о порядке обращения за пенсией рб
  • Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты рб 2020
  • Инструкция о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности их учета и хранения